Тюменское православное духовное училище. Журнал "православный просветитель"

25 апреля 1985 года , в четверг Фоминой седмицы, на 74-м году жизни почил о Господе один из старейших по хиротонии иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб ). 3S лет служил он Церкви как добрый пастырь и выдающийся богослов.
Жизнь почившего святителя была нелегкой, как и жизнь многих его ровесников, разделивших испытания, выпавшие на долю нашего Отечества. Но среди всех житейских скорбей милость Божия всегда подкрепляла и наделяла щедрыми дарами Владыку Михаила.
Михаил Андреевич Чуб родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба (†22 октября 1960), клирика храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Царском Селе (впоследствии Детское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области). Отец будущего иерарха, происходивший из бедной крестьянской семьи, с 1901 по 1903 год служил псаломщиком Крестовой церкви митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского; †1912). Впоследствии Андрей Трофимович был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, а затем, до 1934 года, был его настоятелем.
Детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с Константино-Еленинским храмом. Он с первых лет жизни полюбил храм, в котором около 20-ти лет служил его отец.
В начале XX века весь христианский мир отмечал 1600-летие Миланского эдикта - документа, знаменовавшего начало новой эпохи в жизни Церкви Христовой. По случаю этой даты в Царском Селе была построена госпитальная церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Храм был устроен в полуподвальном помещении, и интерьер его, в соответствии с замыслом создателей, напоминал первохристианскую катакомбную церковь. Этот храм, по воспоминаниям Владыки Михаила, сблизил его с той далекой эпохой, когда Церковь, уже прославленная подвигами апостолов, проповедников Евангелия и мучеников, постоянно расширяла свои пределы и возрастала, умножая число своих членов. Юношеские впечатления во многом определили серьезные богословские интересы архиепископа Михаила. Уже в те годы он полюбил святоотеческую письменность. Рано проявившаяся любовь к молитве (с детства знал он наизусть акафист Божией Матери) и уединению сделала святоотеческие творения постоянными спутниками его жизни.
Получив среднее образование в первой трудовой школе Детского Села, Михаил Андреевич обучался с 1930 года в Заочном гидрометеорологическом институте, а затем - в Заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году.
Способности к языкам, рано проявившиеся у Владыки, были присущи и его родителям. Позднее он отмечал, что своим исследованием о священномученике Мефодии он во многом обязан родителям, и особенно матери, знавшей несколько европейских языков. Архиепископ Михаил в совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич был преподавателем иностранных языков в танковом училище, находившемся в г. Рыбинске (ныне г. Андропов). Он удостоен правительственных наград, в частности медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1947 году Михаил Андреевич поступил в Ленинградскую Духовную Академию. За годы обучения в Академии он духовно сблизился с профессором, известным патрологом Александром Ивановичем Сагардой († 1950), который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпского (Патарского; † ок. 311). Исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни Владыки Михаила.
Окончив Ленинградскую Духовную Академию в 1950 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Святой Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие», Михаил Андреевич был оставлен при Академии преподавателем общей церковной истории. Впоследствии ему пришлось преподавать различные дисциплины, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви. 11 июня 1950 года, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григории (Чукова; † 1955), Михаил Андреевич был рукоположен епископом Лужским Симеоном (Бычковым; † 1952) во диакона, а на следующий день - во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 16 октября 1953 года доценту ЛДА священнику Михаилу Андреевичу Чубу определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению Патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Григорий совершил в храме ЛДА иноческий постриг отца Михаила. При пострижении ему вновь дано было имя Михаил - теперь уже в честь Архистратига Божия Михаила. По возведении иеромонаха Михаила в сан архимандрита, 12 декабря в академическом храме состоялось его наречение во епископа Лужского.
13 декабря 1953 года , в день памяти апостола Андрея Первозванного, митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием, архиепископом Херсонским и Одесским Никоном (Петиным; † 1956), епископом Таллинским и Эстонским Романом (Тангом; † 1963) и епископом Костромским и Галичским Иоанном (Разумовым; ныне митрополит Псковский и Порховский) была совершена епископская хиротония архимандрита Михаила. Он первым из выпускников возрожденных Ленинградских Духовных школ был призван к архиерейскому служению.
Исполняя епископское послушание по управлению Патриаршими приходами в Финляндии, епископ Михаил много сделал для престарелых иноков Валаамской обители. Как великую святыню хранил он поднесенный ими в знак благодарности за проявленную заботу образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.
С ноября 1954 года Преосвященный Михаил управлял Старорусским викариатством Ленинградской митрополии. Все это время он продолжал преподавать в Академии и Семинарии. Приняв в начале 1955 года с титулом «епископ Вяземский» управление Смоленской епархией, епископ Михаил смиренно ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности завершить курс лекций в Академии. Как он сам вспоминал впоследствии, грустно было, не окончив чтения годичного круга лекций, оставлять академическую кафедру, хотя и ради кафедры святительской. Ходатайство было удовлетворено.
В апреле 1955 года епископ Михаил утвержден епископом Смоленским и Дорогобужским. С августа 1957 по март 1959 года епископ Михаил управлял Берлинской и одновременно Смоленской епархиями. С марта 1959 года - епископ Ижевский и Удмуртский. С марта 1961 по ноябрь 1962 года управлял Тамбовской епархией, после чего назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1965 года возведен в сан архиепископа. В 1966 году архиепископ Михаил временно управлял Краснодарской епархией. В феврале 1968 года назначен архиепископом Воронежским и Липецким, в октябре 1972 года - Вологодским и Великоустюжским. С сентября 1974 года до кончины архиепископ Михаил управлял Тамбовской епархией.
Одновременно с архипастырскими трудами Высокопреосвященный Михаил проводил обширную научно-богословскую деятельность. Его работы, опубликованные в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии»,. «Stimme der Orthodoxie» («Голосе Православия»), «Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», свидетельствуют о глубине его богословских исследований и широте интересов. Едва ли не первым из современных русских богословов он отозвался на археологические открытия, связанные с историей Кумранской общины. Историко-агиографические очерки архиепископа Михаила, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (святителю Тихону Задонскому, преподобному Герману Аляскинскому, епископу Игнатию (Брянчанинову),. афонскому старцу Силуану), получили высокую оценку читателей. Следя за развитием, инославной богословской мысли, архиепископ Михаил нередко выступал в церковной печати с рецензиями на наиболее интересные работы.
Архиепископ Михаил принимал участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. С середины 50-х годов он участвовал во многих собеседованиях с представителями различных христианских конфессий. В августе 1957 года он был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений и несколько лет трудился на этом посту. Среди многочисленных послушаний необходимо отметить участие епископа Михаила в первой официальной встрече представителей Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в Утрехте, Нидерланды, в августе 1958 года. Впоследствии Преосвященный Михаил был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Со времени основания сборника «Богословские труды» (1959) он являлся бессменным членом его редакционной коллегии.
9 марта 1974 года в Актовом зале Ленинградской Духовной Академии состоялась защита диссертации «Святой священномученик Мефодий и его богословие» (см. об этом ЖМП, 1974, № 7, с. 7-10), представленной архиепископом Михаилом на соискание степени магистра богословия. В своем труде Высокопреосвященный Михаил дал всесторонний богословский и исторический анализ деятельности и письменного наследия святителя Мефодия. Члены Совета Академии единодушно высказались за присуждение архиепископу Михаилу ученой степени магистра богословия. Исследование архиепископа Михаила вызвало большой интерес в богословских кругах как в нашей стране, так и за рубежом. Оно было опубликовано в «Богословских трудах» (сборники 10, 11, 13, 14).
Последней зарубежной публикацией архиепископа Михаила явилось реферативное изложение материалов для доклада о святом Мефодии Олимпском на 7-й международной конференции по патристическим исследованиям, проходившей в Оксфорде в 1975 году, (Sonderdruck aus Studia Patristic a. Vol. XV. Papers presented to the Seventh International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1975. Akademie-Verlag. Berlin, 1984, S. 69-70).
Богословское ведение и высокая христианская культура архиепископа Михаила наиболее полно раскрывались в его проповедническом служении. Проповеди его были духовно глубоки и назидательны, вместе с тем понятны и близки сердцам всех слушавших.
В связи с празднованием 300-летия основания Тамбовской епархии и 150-летия со дня преставления преподобного Серафима Саровского Высокопреосвященный архиепископ Михаил в 1982 и 1983 годах обращался с посланиями к клирикам и мирянам Тамбовской епархии.
За заслуги перед Святой Церковью архиепископ Михаил удостоен ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени, ордена - награда Александрийской Православной Церкви - святого апостола и евангелиста Марка II степени, а также других церковных наград.
В последний год своей жизни Владыка Михаил часто болел, но в летние месяцы каждый воскресный день выезжал в города и села своей епархии.
Для прихожан Покровского кафедрального собора в г. Тамбове служения архиепископа Михаила в предпасхальные и пасхальные дни 1985 года явились еще одним свидетельством любви к ним архипастыря, который служил, превозмогая недуги.
Последний раз перед своей кончиной Владыка Михаил служил в Никольском храме в г. Моршанске. Этот храм он особенно любил.
Кончина Высокопреосвященного Михаила наступила около полудня в четверг Фоминой седмицы. Немощи тела, причиняя страдания Высокопреосвященному Михаилу, не могли изменить его отношения к жизни, его занятиям и оставались незаметными для окружающих. Как и всегда, в эти последние дни, отведенные ему Господом на земном поприще, Владыка Михаил являл любовь и заботу к людям, посещавшим его, не оставлял духовных занятий, постоянно питая свой ум и сердце творениями отцов Церкви: на письменном столе, рядом с одром почившего святителя, были найдены выписки из «Добротолюбия», сделанные, очевидно, незадолго до кончины.
Тело усопшего архипастыря было подготовлено к погребению по монашескому чину, облачено в полные святительские одежды, а по положении во гроб накрыто мантией. Гроб телом покойного был поставлен в Покровско кафедральном соборе. Клирики епархии совершили литийное моление о новопреставленом святителе, читали Евангелие.
В пятницу 26 апреля в Тамбов, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, для совершения отпевания почившего иерарха прибыл епископ (ныне архиепископ) Воронежсю и Липецкий Мефодий. В соборе, поклонившись останкам усопшего и обратившись к клиру с пасхальным приветствием «Христос воскресе», епископ Мефодий совершил заупоконую литию.
В субботу 27 апреля епископ Мефодий в сослужении соборных клириков и прибывших для прощания с новопреставленным Владыкой Михаилом священнослужителей Тамбовской и Воронежской епархий совершил Божественую литургию. По отпусте литургии было совершено священническим чином отпевание почившего иерарха, которое совершил епископ Мефодий в сослужении почти всех клириков Тамбовской епархии, собравшихся проводить в путь всея земли любимого Владыку. По шестой песни канона слово, проникнутое сыновней любовью к почившему и скорбью о утрате, произнес секретарь Тамбовского епархиального управления протоиерей Вячеслав Столярчук.
Множество богомольцев, прибывших со все концов епархии, заполнили Покровский кафедральный собор.
По окончании отпевания гроб с телом почившего Владыки был перевезен на Петропавловское городское кладбище, где в храме во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была совершена лития.
Погребен Владыка Михаил близ алтарной апсиды храма, около могилы одного из свои предшественников по Тамбовской кафедре - архиепископа

2 марта (18 февраля по старому стилю) мы отмечаем 105 лет со дня рождения одного из выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии, архиерея Русской Православной Церкви, а также преподавателя патрологии в нашей Академии — архиепископа Михаила (Чуба).

Архиепископ Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб; 1912 – 1985) родился в семье диакона, служившего в храме в честь «Всех скорбящих Радость», что в Царском селе. До поступления в Ленинградскую Духовную Академию с 1930 года получал образование в Гидрометеорологическом институте, а в 1940 году окончил заочный институт иностранных языков, в совершенстве владея французским, немецким и английским языками. В годы ВОВ Михаил Андреевич Чуб являлся преподавателем иностранного языка при танковом училище города Рыбинск. Был удостоен правительственных наград, а именно: «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945гг.». В Ленинградской Духовной Академии будущий архипастырь обучался с 1947 по 1950 гг., получив степень кандидата богословия за труд «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творение и богословие». В годы обучения в ЛДА на формирование будущего архиерея Русской Православной Церкви немалое влияние оказал Сагарда Александр Иванович, являвшийся известным патрологом и профессором Духовной школы на Неве. Окончив обучение в ЛДА, Михаил Андреевич Чуб назначается преподавателем обще – церковной истории в Ленинградской Духовной Семинарии. В 1950 рукоположен в сан диакона, а затем пресвитера. В 1953 году читает лекции по Истории Древней Церкви в Духовной Академии. В этом же году 4 декабря принимает монашеский сан, а 18 декабря становится епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управления патриаршими приходами в Финляндии. С 11 ноября 1954 г. – епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии, с 2 февраля 1955 г. – Вяземский, с 5 апреля 1955 г. – Смоленский и Дорогобужский, с 15 августа 1957 г. – Берлинский и Германский, с 5 марта 1959 г. – Ижевский и Удмуртский, с 8 августа 1961 г. – Тамбовский и Мичуринский, с 16 ноября 1962 г. – Ставропольский и Бакинский. 25 февраля 1965 г. присвоен титул архиепископа. С 27 февраля 1968 г. – архиепископ Воронежский и Липецкий, с 11 октября 1972 г. – Вологодский и Великоустюжский, с 3 сентября 1974 г. – Тамбовский и Мичуринский. В период с 1957 – 1959 гг. Преосвященный Михаил являлся заместителем председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича). 9 марта 1974 года архиепископ Михаил получил степень магистра богословия за свой научно-исследовательский труд «Святой священномученик Мефодий и его богословие». В период последнего десятилетия своей жизни Преосвященный Михаил вновь положил множество трудов для управления Тамбовской и Мичуринской епархией, начиная с 3 сентября 1974 года и до дня своей кончины. 25 апреля 1985 года архиепископ Михаил (Чуб) отошел ко Господу.Вступив в великопостный период, хотим предоставить вниманию читателей проповедь Преосвященного Михаила (Чуба), сказанною им перед Святой Плащаницей в период последних дней Великого поста, воспоминающих страдания, смерть и воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа.

Приложение:
Cписок научных трудов архиепископа Михаила по годам:

  1. Некоторые слова Мефодия Патарского (славянский и русский текст). Машинопись. Л., 1950. – С.53-283.
  1. Из Афонской старины (договор 1466 года между Рыльским монастырем и обителью св. Пантелеимона на Афоне) // Журнал Московской Патриархии. М., 1953. №09. С. 31-35.
  2. Пребывание делегации Русской Православной Церкви в Болгарии // ЖМП. 1953, № 7. С.16.
  3. Речь при наречении во епископа Лужского 12 декабря 1953 г. // ЖМП. 1954, № 1. С.26-28.
  1. Аграфы в творениях св. муч. Мефодия // ЖМП. 1954, № 6. С.43-50.
  2. Патриаршая Покровская община в Хельсинки // ЖМП. 1954, № 11. С.41- 47.
  1. Библиография // ЖМП. 1955, № 7. С.68-76.
  2. Библиография на книгу Курта Аланда «Церковная история в жизнеописаниях» // ЖМП. 1955, № 12. С.71-73.
  3. Еще раз о договоре 1466 года // ЖМП. 1955, № 4. С.64.
  4. Лекции по Патрологии, читанные студентам IV курса Ленинградской духовной академии в 1954-55 уч. г. (машинопись).
  5. Памятники древне-христианской письменности // ЖМП. 1955, № 12. С. 56-63.
  6. Славный путь служения Церкви (к восьмидесятипятилетию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория) // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. №03. С. 21-28.
  1. Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1. С.48.
  2. Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2. С.54-58; № 3, С.42-49.
  3. Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4. С.43-49.
  4. Знамение времени // ЖМП. 1956, № 4. С.71-74.
  5. Успенский кафедральный собор в Смоленске // ЖМП. 1956, № 7. С.28-33.
  6. Делегация богословов Англиканской Церкви в Советском Союзе // ЖМП. 1956, № 9. С.24.
  7. Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской Церквей // ЖМП. 1956, № 10. С.38.
  1. Никольский храм и приход в Хельсинки // ЖМП. 1957, № 3. С.34-36.
  2. К 10-летию открытий на берегу Мертвого моря // ЖМП. 1957, № 12. С.54-64.
  3. История восточного монашества IV века: (Лекции) (машинопись). ???
  1. Плащаница Смоленского Успенского собора // ЖМП. 1958, № 4. С.44-50.
  2. Значение восстановления Патриаршества в РПЦ (Речь на торжественном акте в Моск. дух. академии 13 мая 1958 года) // ЖМП. 1958, № 6. С.73-79.
  3. Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8. С.65.
  4. Отношение Русской Православной Церкви к социально-политической жизни (Доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // ЖМП. 1958, № 9. С.34.
  1. Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 145-151.
  2. Мефодий Патарский, священномученик. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 173-183.
  3. Мефодий Патарский, священномученик. Молитва (из сочинения «О воскресении») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 152-153.
  4. Мефодий Патарский, священномученик. О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 154-159.
  5. Мефодий Патарский, священномученик. О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию») / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 184-205.
  6. Мефодий Патарский, священномученик. О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники (о разлучении яди и о юници менимеи в левитице еяже пепеломь грешнии кропяхуся) / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1961. №2. С. 160-172.
  1. Слово на праздник Вознесения Господня // ЖМП. 1962, № 5.
  1. Слово перед Плащаницей // ЖМП. 1963, № 3. С.16-18.
  2. Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1963, № 11. С.27.
  1. Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 187-191.
  2. Дополнительные сведения о результатах находок в Кумране // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1964. №048. С. 234-251.
  3. Мефодий Патарский, священномученик. О свободе воли / пер.: Михаил (Чуб), архиепископ // Богословские труды. М., 1964. №03. С. 192-208.
  1. Конституция о Церкви»: (Разбор конституции о Церкви, принятой 2-м Ватиканским Собором) // ЖМП. 1966, № 5. С.65; № 6. С.71.
  1. Епископ Игнатий (Брянчанинов). (К 100-летию со дня рождения). Лекция, прочитанная в актовом зале ЛДА 13.V. 1967. Машинопись. Л., 1967. – 38с.
  2. Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5. С.75; № 6. С.58.
  1. Доклад на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе. (Прага, 31 марта 1968 г.) // ЖМП. 1968, № 5. С.35-46.
  2. Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1969, № 12, с. 32-35.
  3. О минускульном кодексе Четвероевангелия 891 года в Библиотеке Академии Наук СССР. Berlin, Akademie-Verlag, 1968. 198-201 с. Оттиск из сборника «Studia evangelica V.» Edited by F.L.Gross. Berlin, 1968.
  4. Христологические проблемы в западном богословии (о сб. статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос». Берлин, 1960) // Богословские труды. М., 1968. №4. С. 281-288.
  1. Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11. С.60-72.
  1. Проповеди архиеп. Луки Симферопольского и Крымского // ЖМП. 1971, № 6. С.69-75.
  2. Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10. С.60-75.
  1. Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 7-58.
  2. Духовность Православия в выдающихся его представителях // Богословские труды. М., 1973. №10. С. 117-120.
  3. Святой священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. М., 1973. №11. С. 5-54.
  1. Св. священномученик Мефодий и его богословие. Магистерская диссертация. Машинопись. Л.: ЛДА, 1974. – IV. 316, VIII с., 10 с. ил.
  2. Святой священномученик Мефодий и его богословие. Автореферат диссертации. Л., 1974. – 27 с.
  3. Пир десяти дев священномученика Мефодия // ЖМП. 1974, № 9. С.67-68.
  1. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 134-143.
  2. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №13. С. 172-180.
  3. Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. М., 1975. №14. С. 126-133.
  4. Древние греческие рукописи Нового Завета (Лекция, прочитанная 18 ноября 1951 года для студентов ЛДА преп. свящ. Михаилом Чубом). Б/м, б/г. – 38 с., 23 с. илл.

Материал подготовил студент 3 курса бакалавриата чтец Константин Бабак