Тяжело реагирую на критику на работе. Как реагировать на критику в свой адрес? Умейте отличать правду от оскорблений

Мало кто умеет адекватно реагировать на критику. Людям не нравятся плохие отзывы об их работе. Но каждому время от времени приходится выслушивать негативное мнение о своей деятельности. Как реагировать на критику, которую вы считаете неадекватной? Советы ищите ниже.

Умейте отличать правду от оскорблений

Чтобы не сорваться на человека, вы должны научиться лучше понимать людей. Внимательно слушайте своих собеседников. Иначе вы можете совершенно незаслуженно обидеться на человека. Многие люди не умеют и не хотят вникать в смысл слов оппонента и начинают слушать реплики только тогда, когда речь идет непосредственно об их личности. Если вы делаете именно так, то меняйте свое поведение. Человек, который хочет добиться уважения от окружающих, никогда не будет пропускать речи людей мимо ушей. Это простое правило особенно нужно тем людям, которые умеют обижаться не по делу. Если вы будете вникать в слова человека, то в большинстве случаев обиды просто не возникнет. Ведь суть критики вам будет ясна. Вы сможете понять, что человеку не нравится, и почему именно ему что-то не нравится. Ведь никогда один человек не будет оскорблять другого без причины. И если вы видите, что персона действительно пытается вас вывести из себя, а не критикует вашу деятельность объективно, не поддавайтесь на провокацию.

Не оскорбляйте в ответ

Худшее, что персона может сделать, когда ее критикуют, - начать оскорблять в ответ. Подобная модель поведения неприемлема для адекватных и культурных людей. Отвечать оскорблениями на оскорбления не только некрасиво, но еще и глупо. Если следовать этой модели поведения, можно спровоцировать оппонента на скандал. А это вам нужно? Если нет, то умейте принимать критику спокойно. В идеале нужно молчать. Ну, а если в вас закипают чувства и молчать никак не получается, то попробуйте хотя бы сдерживать выражения. Не переходите на прямые оскорбления. Обращайтесь к собеседнику по имени и никак иначе. И ни в коем случае не перетягивайте одеяло, не меняйте тему. Казалось бы, что может быть хуже оскорблений? Только переход на личности. Не трогайте деятельность человека, который вас критикует. Не вспоминайте персоне ее провалы. Очень обидно слышать от человека напоминания о неудачах. Если вы в разгаре чувств затронете эту тему, то можете навсегда испортить отношения с человеком, у которого попросили совета или мнения о собственной деятельности.

Не повышайте голоса

Как понять, что человек потерял контроль над собой? Персона, которая начинает кричать вместо того, чтобы здраво аргументировать свою позицию, выглядит очень некрасиво. Как научиться реагировать на критику? Нужно держать свои эмоции под контролем. И даже в случае, когда собеседник начинает вас раздражать, голос на него повышать нельзя. Если человек перешел на крик, не обращайте на это внимание. Это его право, пусть кричит. А вот вам этого делать не стоит. Криком ничего никому доказать невозможно. Единственное, о чем говорит намеренное повышение голоса, так это о том, что аргументы у персоны закончились, и теперь человек вынужден искать новые методы для доказательства своей правоты. Вы столкнулись с таким случаем? Расскажите человеку, что не намерены продолжать разговор на повышенных тонах. Простая фраза поможет сбить спесь с собеседника. Он одумается и перестанет орать.

Оставайтесь с трезвой головой

Человек, которого критикуют, волей-неволей теряет эмоциональное равновесие. Никому не нравится, когда его деятельность подвергается негативной оценке. Но эмоции не должны затуманивать ваше сознание. Как перестать реагировать на критику? Нужно держать эмоции под контролем, не разрешать себе их проявлять открыто. Да, и в душе лучше утихомирить поднимающийся шторм. Если будете внимательно слушать собеседника, то сможете понять его точку зрения и мнение относительно вашей работы. И если критика будет неадекватной, то это вы тоже поймете. А на неадекватную критику нет смысла обижаться. Поэтому не давайте волю эмоциям. Если вы понимаете, что они захватывают ваш разум, постарайтесь утихомирить их, и после разговора с собеседником, когда останетесь наедине с собой, сможете дать волю чувствам. Гнев можно выплескивать разными способами, например порвать бумагу или же громко покричать. Усвойте правило: реагировать на критику постфактум, а не сразу, в момент разговора.

Не оправдывайтесь

Вас ругают за результат работы, которая вам нравится? Не нужно воспринимать мнение человека в штыки. Как реагировать на критику мужа? Не верьте словам близкого человека, если они не имеют никакого основания. Супруг критикует вашу прическу? Не стоит говорить, что вам попался плохой парикмахер, который не смог подстричь вас так, как вы просили. Скажите, что вас вполне устраивает отражение в зеркале. Ваша внешность соответствует модным стандартам, и менять что-то в себе только по прихоти мужа вы не будете. Научитесь отстаивать свое мнение. Особенно это должно касаться случаев, где объективно дать оценку чему-то сложно. Мужчине не нравится платье? Не говорите, что вы его купили необдуманно на распродаже. Попросите молодого человека аргументировать свои слова. Пусть парень расскажет, что именно его не устраивает в вашем наряде. Глубокое декольте? Так, вам есть что продемонстрировать. Короткая длина? У вас потрясающие ноги, которые нет смысла скрывать. Умейте быть настойчивой, здоровый эгоизм сильно помогает человеку в жизни.

Не плачьте

Человек оскорбляет ваши способности? Как реагировать на критику начальника? Вы должны доказать, что его мнение для вас важно, но вы не будете что-то менять в своей работе только по глупой прихоти человека. А если начальник начинает повышать голос? Худшая реакция на такое поведение - это слезы. Умейте сдерживать себя и не плакать по поводу и без. Слезы - это проявление слабости. Да, они хорошо помогают в манипулировании мужчинами, но нужно понимать разницу между мужем и начальником. Если дома слезы помогают, то на работе они только вредят. Начальник подумает о барышне, которая плачет по любому поводу, что девушка эмоционально неуравновешенная. А таких не любят в офисах. Ведь один человек в состоянии подпортить моральную обстановку всего коллектива. Поэтому не проявляйте свою слабость, умейте достойно сносить даже неоправданную критику. А чтобы вам было легче разобраться, ругают вас за дело или нет, всегда требуйте аргументированной критики.

Не показывайте обиду

Как спокойно реагировать на критику? Вы не должны показывать собеседнику, что его слова задели вас за живое. Человек, который намеренно хочет испортить вам настроение своей критикой, поймет, что добился своего, и продолжит давить на ваше уязвимое место. Если же вы сдержите эмоции, не будете подавать вид, что обиделись, необоснованная критика прекратится. Кого задевают лживые слова? Человека с низкой самооценкой. Тот, кто уверен в результате своей деятельности, не будет реагировать на неоправданную критику. А вот человек, который не уверен в хорошем результате, будет обижаться. Подумайте, какое впечатление вы хотите произвести на собеседника. Если хорошее, то улыбайтесь и с безмятежным видом воспринимайте все упреки. А если вы совсем не знаете, как реагировать на критику, то просто переведите тему разговора. Тогда у вас получится скрыть обиду, замаскировав ее под досаду от следующей темы разговора. Подобным образом не получится убежать от любой критики, но время от времени подобный метод использовать можно.

Не перебивайте

Не знаете, как правильно реагировать на критику внешности? Не перебивайте человека, который вас критикует. Имейте терпение дослушать неприятные слова до конца. Когда персона выскажется, ей станет легче. Да, что-то может вас задеть. Но если вы перебьете, начнете оправдываться или же заплачете, только навредите себе. Человек должен понимать, что каждая персона имеет право говорить то, что считает нужным. Порой человек говорит просто потому, что хочет поговорить. Такие монологи являются чем-то само собой разумеющимся для старшего поколения. Как реагировать на критику? Спокойно выслушивайте лекции, потом делайте из них выводы. Кто-то нелестно отозвался о вашей внешности. Подумайте, насколько слова правдивы. Если правды в критике немного, просто пропускайте обидные слова мимо ушей. Это будет наилучшая позиция, которая поможет вам сохранить теплые отношения с собеседником.

У каждого человека есть право на свое мнение

Все люди разные, и у каждого человека есть свое мнение о любых вещах. Это не значит, что оно неверно, если расходится с вашим. Но значит, что человек был воспитан в других условиях и в нем заложены другие моральные ценности. Как правильно реагировать на критику? Умейте воспринять точку зрения другого человека. Даже если вы не разделяете мнения человека, вам нужно понять, что именно имел в виду собеседник. Понимая людей, вам будет легче с ними контактировать. Поэтому никого не перебивайте, дайте высказаться и внимательно слушайте все реплики человека. В них вы сможете найти что-то полезное для себя. Ну, а если никакой полезной информации вынести не удается, просто имейте в виду, что бывает и такое мнение.

Сделайте паузу

Как реагировать на критику в свой адрес? Если вы эмоциональная натура и не можете сдержать своих чувств, то научитесь брать паузу. Вы можете выйти из комнаты, выслушав мнение человека, хорошо обдумать слова. Поняв, адекватна была критика или нет, вернитесь и продолжите разговор. Вам кажется странной такая модель поведения? Тогда берите паузу, менее заметную для оппонента. После того как человек сказал вам неприятные вещи, уйдите в себя, пару раз медленно вздохните и сосредоточьтесь на процессе вдохов и выдохов. Подобная практика позволяет очистить сознание и быстро вернуть себе хорошее расположение духа. После того как голова очистится от лишних мыслей, а эмоции больше не будут закипать в вас, продолжайте разговор.

Обида не повод останавливаться

Вы очень эмоциональная натура? Как реагировать на критику, которая сильно вас цепляет? Человек не должен останавливаться на достигнутом результате, даже если он не нравится кому-то из знакомых и близких. Добиться хорошего результата сразу не получится. Поэтому поймите, что в процессе обучения вам придется слушать разные неприятные отзывы о своей деятельности. Воспринимайте и принимайте критику, но не останавливайтесь на достигнутом. Если вам нравится ваше занятие, продолжайте работать над тем, что приносит вам удовольствие. Злые языки всегда будут осуждать тех, кто к чему-то стремится. Помните, что не критикуют только тех, кто ничего не делает. Если вы чем-то занимаетесь, то вам придется постоянно сталкиваться с оценками вашей деятельности. Воспринимайте чужое мнение адекватно.

Думаю, вы сталкиваетесь с критикой также часто, как и я - современные люди очень любят высказывать свое мнение. Иногда это не слишком приятно, но не всегда удобно оборвать собеседника, да и критика порой ранит в самое сердце. Я расскажу, как реагировать на критику, чтоб она была только полезной и чтоб настроение не портилось от чужого мнения (как бы оно ни было высказано).

Почему люди критикуют

Существует множество предположений, почему люди считают, что у них есть право критиковать других людей, чью-то работу, внешность или детей. Однако, на самом деле, причин не так уж и много:
  • потребность самоутвердиться за чужой счет;
  • желание принести больше пользы, чем ожидает собеседник;
  • желание улучшить ваши результаты;
  • проекции из детства;
  • проекции из собственной жизни;
  • страх от того, что мир вокруг не совершенен;
  • желание все контролировать;
  • страх заниматься своей жизнью.
Как вы видите, среди причин для критики только две можно назвать условно-положительными - желание принести вам пользу и желание улучшить ваши результаты (внешность, семью, работу - выберите нужное). Во всех остальных случаях критика - не самое лучшее проявление негативной стороны человеческой натуры.

Если вы уверены в том, что собеседник нацелен на хороший результат (это часто случается в рабочей обстановке среди коллег и начальства), то можно смириться или же попросить собеседника высказывать критические замечания максимально мягко - лучше всего прямым текстом спокойно сказать , что слишком жесткая и прямолинейная критика вас расстраивает, а в расстройстве продуктивно работать невозможно.

Во всех остальных случаях критика не приносит вам пользы - собственно, это происходит потому, что нужна она на самом деле не вам. Это не полезная или необходимая для вас информация, это способ собеседника решить собственные задачи (самоутверждение, например) за ваш счет, а не за свой (путем работы над своими проблемами).

Да, бывают случаи, когда поставить человека на место нельзя, и здесь пригодятся рекомендации, как правильно воспринимать критику - научиться выносить из нее максимум пользы и сохранять свое настроение.

Правила хорошей критики

Эти правила помогут вам научиться критиковать других правильно и адекватно, а еще вы сможете рассказать о них тем, с чьей критикой вам часто приходится сталкиваться.

В общем и целом само понятие - довольно негативное, и лучше отказаться от него вовсе, есть чудесная формулировка - обратная связь, или как её еще называют, фидбэк. По сути, обратная связь предполагает взаимодействие сторон, и в этом нет ничего обидного и неприятного (конечно, если форма высказывания соответствует общепринятым нормам этикета).

Лучшие критические замечания - те, до которых человек дошел сам. Да, как в детстве, нужно задавать наводящие вопросы, пока собеседник не хлопнет себя рукой по лбу и не воскликнет - господи, какую глупость я сделал! Наводящие вопросы - это очень просто. Спросите, как он пришел к таким мыслям и действиям, чьим примером руководствовался, на чем базируется его точка зрения. Если вы уверены в своей правоте, то буквально за пять минут спокойной беседы можно привести собеседника к тому мнению, которое устроит вас обоих.

Найдите причины для похвалы, и обязательно отметьте то, что вам нравится в начале и в конце . Так у человека формируется ощущение, что ему сказали много хорошего и дали совет, как исправить недочеты.

Восприятие критики

Бывают люди, которые не принимают близко к сердцу то, что им говорят окружающие - на мой взгляд, им можно только позавидовать, а всем остальным, которые чувствительны к чужому мнению, лучше позаботиться о том, как правильно реагировать на критику, чтоб не чувствовать себя обиженным и подавленным.

Следует разобраться в себе, что вас больше всего задевает - суть сказанного или форма? Если вы испытываете отторжение именно в отношении сути сказанного в свой адрес, то в такой ситуации необходимо разобраться, как воспринимать критику без особых проблем и при этом пользоваться полученными рекомендациями. Что нужно сделать:

  • побеседовать с тем, кто высказывает замечания, и выяснить суть недовольства - возможно, человек просто переживает за результат, и хочет помочь.
  • взвесить все за и против в отношении того, что говорят, и попробовать найти то решение, которое удовлетворит всех;
  • спросить собеседника о его предложениях.
Дело в том, что чаще всего люди критикуют тогда, когда им хочется внести свой вклад, а предложить что-то буквально-таки на ровном месте им кажется неудобным, поэтому они ищут недостатки.

Еще один полезный навык, который пригодится, умение «переводить» с эмоционального языка на буквальный. Так, например, если вам говорят, что вы вечно опаздываете, а на самом деле вы опоздали второй раз за месяц (и у вас есть для этого некие причины), то прямо во время разговора скажите вслух, или произнесите про себя, как обстоят дела на самом деле.

Вы не вечно опаздываете, а всего второй раз за месяц, и по уважительной причине. Вы не безрукое чудовище, а просто устали и поэтому разбили свой любимый чайник, о чем, безусловно, сожалеете. Вы не ленивый человек, а предпочитаете работать размеренно. Это поможет не обижаться на собеседника - вы поймете, что он просто обобщает и эмоционально реагирует.

И, конечно же, нужно рассмотреть способы, как не обращать внимание на критику вообще - довольно часто критикуют нас те люди, которые не имеют должной компетенции и квалификации. Наверняка вы оказывались в той ситуации, когда человек критиковал, например, ваш внешний вид. Опустим те варианты, где внешний облик человека противоречит законам и правилам общества. Если вы не просили оценку внешности, то это не критика, а непрошеные советы.

Если человек перед вами не является профессионалом в той области, о которой говорит, или не имеет достаточного опыта, то его слова ничего не стоят и мало что значат. Просто ему хочется что-то сказать. Конечно, когда вы разговариваете с уважаемым человеком, или просто находитесь не в том положении, чтоб возражать, то лучше потерпеть эти глупости - помните о том, что каждый свой настоящий недостаток вы знаете сами.

Однако, если человек перед вами - не любимая бабушка вашего супруга, не ваш начальник или клиент, то не позволяйте ему портить вам настроение. Как противостоять критике? Спокойно и вежливо отвечать, что вы не хотите говорить на эту тему , это лучшее решение. После этого здравомыслящий человек поймет, что его немного занесло, и скорее всего, вы переведете разговор.

А если о здравомыслии не идет речь, то, скорее всего разговор перейдет на повышенные тона, но в любом случае, лучше постараться вести себя спокойно. Не позволяйте собеседнику говорить о вас дурно, в большинстве случаев то, что люди выдают за критику и доброжелательность - не что иное, как пассивная агрессия.

Как отличить пассивную агрессию от критики?

Хорошая критика начинается с несовершенства, которое кому-то мешает. Помните о том, что если речь идет о том, как вы воспитываете ребенка, как вы выглядите или же как вы строите свою жизнь, то ваше поведение должно регулироваться законодательством, общественными нормами и здравым смыслом, а вовсе не чужим мнением и опытом.

Если вам говорят - «Нельзя включать хард-рок по ночам, это нарушение закона!», то это разумно и правильно (пусть и чуть грубо по форме). И это можно отнести к критике. Но если вы слышите в свой адрес «Ты слушаешь плохую музыку, вот я слушаю другое», то это - чье-то мнение и пассивная агрессия в вашу сторону. Наверняка, вы вспомните из детства слова родителей о том, что «Пока ты тут выбираешь лук из супа, в Африке умирают дети от голода» - это самая что ни на есть пассивная агрессия.

Человек недоволен вашим поведением, он считает, что имеет право его комментировать, он приводит в качестве аргумента абсолютно бессвязный исторический и социальный факт на свой вкус.

Таких примеров можно привести множество, но есть и более удобный способ отличить одно от другого - хорошая конструктивная критика направлена на результат, пассивная агрессия - на эмоциональную подавленность .

Если за словами собеседника стоит «Ты плохой, делаешь все плохо, мне не нравится твой выбор» - это агрессия. Если же он говорит «Это хороший дизайн, но его нужно немного подправить, по нормативу поля должны быть больше, посмотри в техзадании и давай подумаем, как мы можем это исправить» - это критика.

После того, как вы немного потренируетесь и подумаете над тем, как относиться к критике, вы найдете несколько своих универсальных моделей поведения. Чаще всего люди пользуются такими реакциями, как:
  • вежливая благодарность (это позволяет прекратить поток критики прямо сейчас, и ничем не омрачить отношения);
  • просьба облечь критику в более лояльную и дружелюбную форму (это подходит для любых длительных отношений, будь то сотрудничество по работе или дружба);
  • вежливый отказ (иногда он имеет форму благодарности);
  • открытая конфронтация (уверенное и жесткое отстаивание своих позиций и своего права не слушать непрошеных советов и не следовать им).
Да, проще всего быть вежливым и добродушным (мы все это делаем в 90% случаев), но в некоторых ситуациях нельзя обойтись без открытой конфронтации. Как относиться к критике, если вы слышите её ежедневно? Это уже не критика, а давление, и человек под давлением испытывает тяжелый стресс.

Нужно научиться противостоять этому давлению и не поддаваться на все слова о том, что это давление делается с благой целью, потому что когда вам ежедневно обидно, неприятно и вы чувствуете себя расстроенным - это не к добру однозначно.

Когда вы слышите жесткие и неконструктивные рекомендации в свой адрес, попробуйте отвечать тем же. Это работает далеко не со всеми, но может единоразово спасти ситуацию - собеседник опешит. В большинстве случаев, можно научиться переводить разговор на другую тему.

Обычно люди недовольны тем, в чем сами преуспевают, но в то же время они боятся сравнения с более успешными людьми. Пользуйтесь их же оружием - так вы сможете не только защититься, но и надолго обезопасить себя от словесных баталий.

Нельзя молчать и глотать обиды - это тоже стресс, а любой стресс, если он накапливается, рано или поздно становится неврозом или другим неприятным медицинским диагнозом. Так, например, специалисты под руководством доктора Хамера выяснили, что постоянный стресс увеличивает риск развития онкологических заболеваний .


Берегите себя и свое спокойствие, не позволяйте себя обижать, но в то же время проявляйте внимание к критике, если она конструктивна - именно так вы можете стать лучше.

Давайте посмотрим правде в глаза: неважно, говорим ли мы о творчестве и связанных с ним усилиях или простейших вещах вроде дыхания и усталости, большинство из нас не осознаёт, что делает. И что бы мы ни делали, в промежутках мы коротаем время, критикуя друг друга

Успокойтесь, улыбнитесь и всё обдумайте.

Давайте посмотрим правде в глаза: неважно, говорим ли мы о творчестве и связанных с ним усилиях или простейших вещах вроде дыхания и усталости, большинство из нас не осознаёт, что делает. И что бы мы ни делали, в промежутках мы коротаем время, критикуя друг друга.

Если вы - человек, то это значит, что вас постоянно оценивают другие люди. И не всегда молча. Но это не значит, что мы не можем достойно справляться с чужой критикой. И если кто-то нападает на ваш с такой любовью созданный фанфик к «Сумеркам», то сделать можно следующее:

1. Не отвечать сразу

То, что вы подверглись критике - это исключительно ваша проблема и ничья больше. Может быть, кто-то написал в вашем блоге напыщенный оскорбительный комментарий только потому, что увидел небольшую ошибку в тексте. А возможно, вы и правда сделали серьёзную ошибку, и вам на неё указали. Или вы и на самом деле в какой-то ситуации повели себя неадекватно.

Но давайте предположим, что вам пришло оскорбительное сообщение или письмо на почту, и критика явно необоснованная. Да, такое случается, ничего не поделаешь - таков интернет-век.

Итак, когда вас бьют ниже пояса по самому святому (в переносном смысле, конечно), и у вас сразу включается коленный рефлекс: вы находите обидчика и пытаетесь уничтожить его в ответ. Да, поступить так хочется, даже очень, но важно удержаться от соблазна.

Ответить немедленно - это самая большая глупость, какую вы можете сделать. Запомните следующее:

Во-первых, отойдите от клавиатуры. Серьёзно. Прямо сейчас, когда вы в гневе, вы ничего не можете сделать - под влиянием эмоций придумать достойный ответ сложно, поверьте. Подождите, по крайней мере, час, прежде чем ответить, остыньте, дайте себе успокоиться. Чтобы отвлечься на этот час, займите себя чем-то не слишком важным и увлекательным, например, сходите в магазин или зайдите в кафе и скушайте пирожное. Шоппинг в таких случаях может стать прекрасной терапией.

Во-вторых, если это возможно, ответьте не по электронной почте или не ответным комментарием, а позвоните обидчику. Сохранять спокойствие, когда вы разговариваете с реальным человеком в реальном времени, гораздо легче. А если вы слишком злы и злость эту всё-таки необходимо куда-то излить, откройте текстовый файл и напишите там всё, что думаете. Только файл не отправляйте - он так, для себя. Это поможет вам выпустить пар и спокойно оценить ситуацию.

До сих пор не успокоились? Да, и такое бывает. Тем не менее, прежде чем нажать на кнопку «отправить», возьмите паузу, чтобы…

2. Определить тип критики

Перед тем, как кинуться в ответную атаку, важно определить тип критики, которой вы подверглись. Это конструктивная критика или обычные придирки? Вы её действительно заслуживаете или она совершенно неоправданна? Ответы на эти вопросы могут стать ключом к выходу из ситуации в целом.

Конечно, в большинстве своём критика - это необоснованные нападки на вас некомпетентных людей, но это не всегда нападки лично на вас. Чаще всего критик пытается указать вам на недостатки в работе или неадекватные поступки.

Даже если слова кажутся вам слишком обидными или суровыми, критика - необязательно нападение. Может, человек намеренно выбрал такой стиль общения, чтобы привлечь ваше внимание, или он вообще не способен говорить нормально, не умеет. А может, у него кот умер, вот он вам и написал в таком тоне, потому что зол на судьбу, а не лично на вас.

Дайте критику шанс, даже если думаете, что он то, гад, вам и шанса не оставил. Отвечайте на критику аргументированно.

Всегда помните, что критик не всегда пытается вас обидеть. Часто он вместо этого хочет указать вам на ошибку, чтобы вы её исправили. Возможно, правы именно вы, но до критика это ещё надо донести. Тогда необходимо…

3. Улыбнуться

Да, вам следует улыбаться критику в лицо. На самом деле, чем шире ваша улыбка, тем лучше.

Помните старое высказывание на тему того, что при улыбке задействовано меньше мышц, чем когда вы хмуритесь? Улыбка поможет вам не только морально уничтожить критика, если тот настроен на ссору, но и улучшить ваше настроение, даже если вы улыбаетесь через силу. Кроме того, это ещё один способ успокоиться.

Повторяем: чтобы стать спокойнее и вести себя не как взбешённый дикарь, а как цивилизованный человек, вам даже не надо улыбаться искренне, жуткий оскал тоже сработает. В конце концов, вы ведь собираетесь говорить с другим человеком, пусть даже о не слишком приятных вещах, а если вы собираетесь высказать ему (лучше завуалировано), то, что у вас на уме, то и улыбка должна быть соответствующей.

Итак, после того, как вы подкорректировали своё настроение, вы, наконец, готовы иметь дело с критикой напрямую. Самое время…

4. Насладиться местью

А вот теперь звоните и говорите всё, что думаете. Или пишите, если позвонить невозможно. Обдумав все аргументы, вы можете позволить себе уничтожить противника морально. Но постарайтесь не выходить за рамки - даже если ваш оппонент (не важно, письменно или устно) повышает тон, вам этого делать не надо. Вы же цивилизованный человек.

Более того, когда будете разбираться, кто прав, а кто виноват, постарайтесь проявить заботу о критике: выслушайте его, посочувствуйте, если надо, можно даже в издевательской манере, только чтобы он сам не понял, что над ним издеваются.

Чем вежливее вы будете, тем: а) выше шансы склонить противника на свою сторону и б) в качестве мести вывести его из себя - грубиянов вежливость бесит. А вам ведь того и надо, верно? В принципе, оба варианта подойдут.

5. А потом следует ещё раз всё обдумать

Критика - это необязательно что-то плохое. Конечно, в большинстве своём критика получается очень уж подлой, но мы воспринимаем её болезненно только из-за собственного самолюбия.

Каждый раз, когда кто-то критикует наши действия или работу, наше эго реагирует на это так, будто мы получили коленом в пах, и это наша самая большая проблема, когда мы имеем дело с критикой. Именно своё самолюбие мы должны научиться побеждать, если хотим извлекать уроки из всего в этой жизни, и из критики в том числе.

Принимать критику как нечто положительное вполне возможно. На самом деле, критика - это один из способов узнать, что именно вы делаете не так (если делаете). Если вы не будете знать об этом, как вы станете лучше?

Прежде чем вы приступите к решительным действиям, ваша возможная обида на критика должна быть сначала обработана вашей головой, холодно и спокойно обдумана. Возможно, решительного ответа после обдумывания и не последует. И никогда - слышите, никогда - не нужно физически мстить за обиду.

Будьте осторожны в своих делах и поступках, тщательно обдумывайте каждое действие - может быть, тогда вы постепенно научитесь совершать меньше ошибок, и критики тоже станет меньше. опубликовано

, — это критика. Она может ранить ваши чувства и задевать самоуважение. Иногда критика настолько расстраивает, что вы принимаете даже несправедливые замечания и переживаете по этому поводу. Учимся правильно реагировать на критические замечания начальника и коллег.

На самом деле критические замечания бывают как реалистичными и справедливыми, так и необоснованными. Критиковать можно тактично или грубо, наедине или перед аудиторией. И случается, что человек ведет себя неправильно. В некоторых случаях такое поведение становится стандартной моделью. Остановимся на нескольких способах реагирования на критику: справедливую и несправедливую.

Как реагировать на справедливую критику

Принять критику. Самое простое — согласиться с замечаниями без демонстрации чувства вины, оправданий или извинений. Мы все совершаем ошибки, и лучшее, что можно сделать, это признать ошибку, исправить ее, сделать нужные выводы и двигаться дальше. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Руководитель: «Вы не слишком хорошо справились с заданием».
Вы: «Да, согласен. Попробую переделать».

Еще один вариант — принять негативный отзыв, но сразу же попросить дополнительную информацию у критикующего. Задавайте любые уточняющие вопросы — абсолютно любые — по поводу услышанного. На самом деле совершенно не важно, о чем вы спрашиваете, — с помощью этого приема вы «разбавляете» критику и демонстрируете, что уверены в себе и контролируете ситуацию.

Руководитель: «Вы не очень хорошо провели встречу».
Вы: «Да, получилось не слишком эффективно. На ваш взгляд, проблемы возникли в начале встречи или позже?»

Что делать, если критика несправедлива?

В силу различных причин незаслуженная критика ранит сильнее, чем справедливые замечания. Ознакомьтесь с тремя видами реакции на несправедливую кри-тику, не забывая, что жизнь бывает несправедлива ко всем. Тогда неприятная ситуация пройдет менее болезненно.

Не соглашаться с критикой. Главное — оставаться спокойным и дружелюбным. Сделайте небольшую паузу, а затем мягко не согласитесь с замечанием. Например:

Коллега: «Вы вечно опаздываете на встречи».
Вы: «Ну что вы, я не вечно опаздываю... Возможно, такое случилось один или два раза, но определенно я опаздываю не всегда».

Попросить дополнительную информацию. Вы можете дружелюбно и с энтузиазмом задавать уточняющие вопросы, чтобы получить дополнительную информацию, пока ваш критик не пожалеет, что он вообще поднял эту тему!

Избегать прямого ответа. Постарайтесь уклониться от прямого ответа, завуалируйте ситуацию, пусть она станет неясной; ничего не отрицайте и не подтверждайте, не давайте вашему критику информацию, за которую он мог бы зацепиться. Так его замечания не попадут в цель. Со стороны все выглядит, словно критика принята, но не оказала на вас практически никакого эффекта. Такое поведение отбивает охоту незаслуженно критиковать вас в будущем.

Немного практики, и вы сможете овладеть этим искусством. Такие слова, как «возможно», «вероятно», «может быть», сделают неопределенной любую тему. Или попробуйте отвечать, используя следующие фразы: «Возможно, вы правы, всякое случается...», «Сложно сказать наверняка...», «В ваших словах есть доля истины...»

Как быть со скрытой критикой?

Иногда коллеги или руководители высказывают замечания и претензии открыто, и с этим бывает довольно сложно справиться. Но время от времени все мы сталкиваемся со скрытой критикой — манипуляциями и непрямой агрессией. Порой люди даже не отдают себе отчета в том, что произносят оскорбительные и неприятные вещи. Вы знаете, как это бывает. Вот несколько примеров:

— Не беспокойтесь, оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь.
— Вы уверены, что ваш способ лучший?
— Разве вы еще не закончили отчет?

Комментарии подобного рода обычно произносят дружелюбно, иногда даже с улыбкой, но при этом возникает смутное ощущение, что вас раскритиковали, хотя вы в этом не вполне уверены. Такой вот «улыбающийся убийца». Вы теряетесь в поисках ответа, а тем временем момент упущен. Или, возможно, вы, инстинктивно чувствуя, что на вас нападают, демонстрируете раздражение и гнев. Однако собеседник тут же принимает изумленный вид и говорит что-то вроде:

— Что? Что я сказал? — Я вовсе не имел этого в виду... вы слишком остро реагируете.
— Вы все придумали... так обидчивы... у вас проблема с восприятием.

Такие замечания заставляют человека ощущать свою незначительность и подрывают его уверенность в себе. Помните, подобные критические комментарии в ваш адрес могут войти в привычку, если вы будете это позволять, поскольку доказать, что они являются оскорблением или агрессией, достаточно трудно. Так как же на них реагировать?

Лучший способ — спокойно, бесстрастно и не угрожая дать собеседнику понять, что вы отлично понимаете подоплеку его высказываний. Получив такой отпор один раз, большинство людей отступят и вряд ли захотят повторить этот фокус. Коллеги ведут себя с вами оскорбительно только тогда, когда вы спускаете им это. Прежде чем перенести подобную ситуацию в реальность, отрепетируйте свое поведение. Однако прибегайте к этому способу, только если ваша реакция не вызовет нежелательных последствий.

Можно согласиться с замечанием — открыто, но достаточно бесстрастно , и сопроводить спокойным комментарием, как в примере 1 из следующей таблицы.

На неясное утверждение вы можете ответить не менее неопределенной фразой. Так вы завуалированно признаете скрытую критику, как в примерах 2 и 3. Уклонение от прямого ответа «разоружит» вашего оппонента и даже разочарует, поскольку он не поймет, достигла ли его критика цели.

Вот примеры разных видов реакции на три случая скрытой критики, описанных ранее.

Обсуждение

На заметку полезная статья!!!

Кое-что вынести для себя можно. Спасибо!

Комментировать статью "Вас критикуют? Как отвечать на ""наезды"": 8 ситуаций"

Еще по теме "Вас критикуют? Как отвечать на ""наезды"": 8 ситуаций":

У меня ближе к 40 годам пришло осознание того, что, кроме негатива, родительские наезды и главное не как критикуешь, а что при этом чувствуешь - любовь или злобу. Мы обсуждаем ситуации, и я просто говорю, что мне кажется, что лучше было бы поступить вот так, а не так.

Вчера после работы ездили с "женихом", искали мне платье на юбилей его сестры, время 19:30, раздаётся звонок в машине, включаю громкую связь, старший вопит на весь салон истеричным голосом: "Где ты опять шляешься?! Я есть хочу!" Отвечаю кратко, что езжу по магазинам, еда в холодильнике, погрей и ешь, самсусам, скоро буду... Когда отключаюсь, мой мужчина так грустно сокрушается: "Давно бы пора нам зарегистрировать отношения и жить вместе, уже родной сын тебя шлюхой зовёт!" Возмущаюсь, что...

Вот как реагировать, если мама обвиняет, что я детей отправляю в лагерь, чтоб "больше времени со своим хохл...ким ё...ем проводить"?! О_О Лагеря интересные, развивающие, один с дополнительными занятиями английским языком на 2 недели, другой - школа туризма и выживания на 12 дней... Сейчас они отдыхают в English Camp и даже не звонят, не пишут по своей инициативе, очень заняты! В вск поеду на родительский день... Дома не появляюсь, работаю, ночую у своего мужчины, так снова мама возмущается...

В письме - какая-то статейка из женского журнала, типичная байда про "никогда не критикуйте мужа, говорите ему больше комплиментов и всегда будьте красивой и сексуальной". Во тут про это все сказано.Ну и вообще автор отвечает на все насущные вопросы в жизни.

На днях спросила супа, как там его поиски работы?! Ответил: "А никак... Помоги, если можешь, буду признателен!" В принципе, у меня есть пара знакомых-благодетелей, которые мне кое-чем обязаны, и я могу их озадачить трудоустройством бывшего мужа... С одним из них завтра даже гуляю на новогоднем корпоративе, удачный момент для такой просьбы... Но нужно ли мне это?! :/ С одной стороны, дети будут получать нормальные алименты, а не жалкие 9тр, прекратится популяризация тунеядства и домоводства...

Сегодня была в суде с целью получить штамп о вступлении решения в законную силу и исполнительный лист... 45 минут искали моё дело, пока рылись во всех стопках, выяснилось, что вчера приезжал суп, заказал 5 копий решения суда! Сказал, что собирается менять работу, пусть будут запасные... :/ Попросил мои реквизиты для перечисления алиментов, собрался сам предоставить их и решение в свою бухгалтерию для выплат... А мне говорили, что надо брать исполнительный лист, идти к судебным приставам, там...

Сегодня звонит мне на работу мама... Вся в растрёпанных чувствах... :(Пока она кормила обедом внуков, зашёл к нам свёкор с виноградом из своего сада... Позвала к чаю, слово за слово, и заявил папаша супа, что "слишком много мне перепало при разводе, выгнали его сына из собственного дома, а все семейные реликвии, подаренные ему, остались тут, вот эти вазы от моей покойной бабушки, вот тот сервиз от любимой тёщи" О_О Приехала с работы, первым делом упаковала "раритетный сервиз", вручила детям...

Ситуевина у нас неприятная приключилась, на днях.. В пятницу шли домой с площадки, из окна 9го этажа, в нас кинули сначала яблоко, которое упало рядом с Дашкой, а затем пакет с водой, который пролетел сантиметрах в десяти, от Тимкиной головки.. Такое уже случалось однажды, пару лет назад, мы тогда не ту квартиру заподозрили.. но это в прошлом.. в этот раз, за пол часа до нас, запустили яйцом в автомобиль, только что припарковавшегося знакомого... ну и собственно я стою смотрю на окна, мне...

Думайте,что хотите,никого не неволю отвечать в теме. Какие-то долги, наезды на него, спасать его от кредиторов надо... Когда он на приемного наезжает, критикует и высмеивает попробуйте серьезно спросить его: "Ты так считаешь?

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

не отвечать на ее вопросы, касающиеся личной жизни, или отвечать уклончиво Не приятное ощущение, но пока другого выхода не нашла, что бы прекратить наезды на мужа 03.04.2011 22:52:28, Зимний сон. Или такое уже бывало? Ситуация очень понятная и не у вас одной...

Про наезды вообще речи нет... Вот как интересно получается...я задала один вопрос, а мне отвечают совершенно на другой, обвиняя меня во всех смертных грехах, и что я последнюю Ответы были адресованы лично мне,не как автору топа,а как главному участнику ситуации.

150 комментариев. Мне нравится, когда меня критикуют. Нормально отношусь, мне интересны взгляды на ситуацию со всех сторон. спасибо:-), я не знала...не изучала возможности, так как мне пока достаточно было просто писать и отвечать без реги..... про...

Что уж тут говорить про ситуацию Петровны... как тут однажды сказала одна конфянка: "Когда мне надоели вопросы о том, зачем я взяла Я предлагаю не отвечать только _ на наезды не по делу_, не несущие в себе никакого смысла, кроме желания зачем-то человека пнуть.

И поэтому любые наезды со стороны кого-бы то ни было воспринимает очень болезненно. Сегодня в школе был сбор макулатуры. Добавлю вот что! Эта ситуация - проверка нас мам "на вшивость", сможем ли мы защитить своих деток. Это потом окупается нам заботой и...

Возможно я слишком остра на язык, но как сидеть и не реагировать на откровенные несправедливые наезды и оголтелое хамство? Скажите "хамство" - вам ответят ТОЧНО хамством, даже если до того была пограничная ситуация.

А за ЧТО Вас критиковать, если Вы ведете себя нормально и доброжелательно? Вот, Хел, наглядный пример того, что твой принцип применим не для всех ситуаций и не для всех людей. Это не наезд.

ФОТО Getty Images

«Несправедливая критика очень обидна. Она может заставить человека не спать полночи, озлобиться, строить планы изощренной мести. Иногда из-за нее взрослый человек превращается в подростка или даже ребенка... И поскольку избежать несправедливой критики у нас вряд ли получится, нам стоит позаботиться о том, чтобы найти культурные способы обхождения с ней.

Чтобы противостоять критике, не разрушая себя, есть несколько интересных решений. Я бы назвала их жемчужинами психотерапевтической и социальной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

Представьте ситуацию. На работе вы слышите в свой адрес обидное замечание, туманный намек: «Как к вам ни зайдешь, вы все чай пьете, вот бы у нас в отделе было так же». Язвительное замечание, которое кто-то бросил, зайдя к вам в кабинет, несправедливо хотя бы потом, что вы не все время пьете чай. Что вы можете ответить? Есть такой замечательный прием, который полностью исключает попытки объяснить, что это не так, «вы неправильно поняли, мы работаем». Неожиданное и парадоксальное решение – согласитесь. «Да, такое впечатление может сложиться». Ваш ответ подчеркнет, что человек имеет право заблуждаться, он не знает правды и, похоже, не очень ею интересуется. Вы соглашаетесь и одновременно ставите человека на место.

Второй прием: начните задавать уточняющие вопросы. Например, в ситуации, когда вы слышите нелестное замечание в свой адрес: «Согласитесь, среди блондинок нет умных женщин», говорит мужчина. А вы блондинка. Как вы будете реагировать? Конечно, можно сделать недоуменное лицо и промолчать, но есть прием, который тут же поставит человека на место. «Вы имеет в виде натуральных блондинок или крашеные тоже подходят?»

И в первом и во втором случае вы даете понять, что ничего из того, что было сказано, не заставило вас обидеться, не стало толчком к тому, чтобы начать защищаться. Вы, скорее, восприняли это как импульс к некоторой игре: «Вот как? Интересно, давайте посмотрим на это повнимательнее». Вы не обижаетесь, а с интересом начинаете рассматривать собственно обидчика! И тогда у него выбивается почва из-под ног: ведь он не достиг своей цели, не выбил вас из центра, не сделал менее сильным, более управляемым, более уязвимым.

Эти стратегии при несправедливой критике является наиболее эффективными. Вы не торопитесь обижаться, а начинаете разбираться с тем, почему человек так думает, что он знает, что произошло на самом деле, о чем идет речь, что именно он хочет вас сказать. Здесь подходит любой прием уточнения, перефразирования, чтобы яснее понять собеседника.

Иногда это очень трудно сделать, потому что человек кричит, он агрессивен, подавляет своей энергетикой, и тогда хорошо сказать – «Я очень серьезно отношусь к вашим словам, мне будет проще вас понять, если вы будете говорить немножко потише».