Ты под окном своей светлицы. Стихотворение «Няне» Пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст

Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне . Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», - с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», - отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…» . Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Ответ оставил Гость

6. Анализ стихотворения.Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами. Каким настроением пронизано это стихотворение?- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе. Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.Поэтому жанр стихотворения – послание.В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.7. Образное рисование.Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. То чудится тебе…- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.1 часть - обращение лирического героя к няне.Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесовВ 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни? ПОЧИТАЙ МОЖЕТ НАЙДЁШЬ

Цели урока:

Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;

Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Закреплять умение определять стихотворный размер;

Обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

Развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

Ход урока

1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.

7. Образное рисование.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства) Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

Музыкальный, почти песенный ритм

Четырехстопный ямб

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни

Аллитерация на звуки - ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

последние строки – ассонанс на звуки о, у - передают длительность ожидания, создают настроение грусти

Перифраза подруга дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

Повтор давно, давно

Глушь лесов,

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

Символ разлуки

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически: теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах

Передает постоянство ее томительного ожидания

Существительные - 16

Глаголы - 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)

прилагательные - 3

причастия - 3

местоимения - 8 (из них 4 - личных)

Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

В стихотворении 5 предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 - простое, повествовательное, невосклицательное;

3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

5 - предложение не закончено.

(Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты плана Примерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?) Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор, название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(Размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить на..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения) В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения. Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.

12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.

С детских лет маленький Саша – будущий великий русский поэт А.С.Пушкин – воспитывался под присмотром нянечки Арины Родионовны. Родители мало времени уделяли для воспитания детей, возложив все заботы на плечи простой крестьянской женщины. Именно няня присматривала за Сашенькой, гуляла с ним, поведывала сказки, напевала колыбельные, укладывая его спать. Благодаря ее поговоркам и преданиям Саша с малолетства познакомился с народным творчеством, что в последствии оказало огромное влияние на на его произведения. Именно ей он посвящал строки очарования и признательности в своих стихах.

Полностью текст стихотворения Няне Пушкина

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . .

(А. С. Пушкин “Няне” 1826 г.)

Арина Родионовна появилась на свет в 1758 году в большой семье крепостных крестьян, воспитывающих семерых детей. Ей пришлось познать голодное безрадостное детство, нищету крестьянской жизни. Девушка попросилась присматривать за детьми своих хозяев. Ее взяли няней в семью Пушкиных к дочери Ольге. После рождения Сашеньки она начинает присматривать за обеими детьми. Все свои заботы, всю ласку и любовь простого крестьянского сердца возложила она на алтарь воспитания малышей. Няня постоянно находится рядом с детьми, сопровождает их в поездках из Михайловского в Петербург, где они проводят каждую зиму.

Арина очень привязалась к мальчику, полюбила его всем сердцем. Всю нежность, душевную теплоту и щедрость подарила она своему “ангелочку”, что не могло не вызвать ответного чувства признательности. Няня стала для будущего поэта всем: подругой, ангелом-хранителем, музой. Александр Сергеевич поверял ей свои мысли и мечты, делился секретами, искал у нее утешения. Все то, что не мог получить у родителей, он находил у своей “мамушки”.


После поступления на службу встречи повзрослевшего Александра с няней стали редкими; юноша не мог часто посещать Михайловское. Лишь в 1824 г. Александр Сергеевич приехав в поместье изгнанником, снова попадает в заботливые нежные руки. Осенью 1824 г. в своих письмах к брату он делится впечатлениями от народных песен, сказок, поговорок, которыми щедро одаривает его жизнерадостная, добрая рассказчица-няня. Он признается, что восполняет ими упущения “проклятого своего воспитания”. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” – с восхищением восклицает поэт.

Пушкин также проявляет к ней с особое тепло и трепетное уважение. “Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!”. За этой легкой иронией в обращении к няне скрывается безмерная благодарность за пережитые вместе испытания и тихая грусть.

Озвученный полностью стих “Няня”

В последствии он с любовью и нежностью воспроизводит ее образ в своих произведениях: няни Татьяны в “Евгении Онегине” и Дубровского в одноименной повести; прототипы мамки Ксении из “Бориса Годунова” и княжны из “Русалки”. Он не скрывает, что к написанию этих образов его натолкнули преданность и мудрость кормилицы, нежной нянечки Арины.

Последний раз Пушкин увиделся с няней осенью 1827 г., но толком пообщаться не успел. Летом 1828г. его “мамушки” не стало. Потрясенный смертью няни, он признает, что лишился самого надежного, справедливого и испытанного друга. Александр относился к ней с уважением и чувством безмерной признательности.