Тверской художник и краевед А. Д

Формирование научной школы лауреата Государственной премии СССР заслуженного профессора МГУ А.Д. Виноградова началось в конце 60-х годов прошлого века, время, когда биоэнергетика стала самостоятельной, бурно развивающейся областью биохимии. В 70-х годах А.Д. Виноградов (тогда молодой ассистент кафедры биохимии) прошёл стажировку в ведущих лабораториях США под руководством основателей мембранной биоэнергетики и энзимологии: проф. Б. Чанса (Пенсильванский университет), проф. Э. Ракера (Корнельский университет) и проф. Т. Сингера (Госпиталь Ветеранов, Сан-Франциско); в 1980 г. работал в Нью-Йоркском государственном университете в качестве приглашённого профессора. За истекшие 50 лет лаборатория внесла основательный вклад в развитие мировой науки. Результаты работ группы опубликованы в более чем двухстах статьях в отечественных и зарубежных журналах.

Приоритетные результаты опубликованных группой работ: 1) Обнаружение кооперативности кинетики транспорта Са 2+ митохондриями (1972); 2) Установление кинетических и термодинамических параметров связывания активным центром сукцинатдегидрогеназы лигандов-дикарбоксилатов (1979); 3) Открытие 2+ -индуцируемой неспецифической проницаемости митохондриальной мембраны (1972); 4) Открытие каталитической активности железо-серного центра S-3 комплекса II дыхательной цепи (1975); 5) Обнаружение и получение в гомогенном состоянии нового фермента – оксалоацетат-таутомеразы матрикса митохондрий (1988); 6) Открытие специфического центра прочного связывания ADP митохондриальной протонтранслоцирующей Fo∙F1-АТРсинтазой (1980); 7) Обнаружение гистерезисного поведения комплекса I дыхательной цепи (1990); 8) Установление стехиометрии векторного переноса протонов энергопреобразующим комплексом I дыхательной цепи (1999); 9) Введение в практику исследований новых искусственных акцепторов электронов для измерения активности компонентов дыхательной цепи (1977; 1983 гг.); 10) Обнаружение свободно-радикальной формы убихинона в качестве интермедиата катализа NADH:убихинон-редуктазной реакции (1989); 11) Обнаружение аммоний-зависимой продукции активных форм кислорода митохондриями и идентификация дигидролипоамиддегидрогеназы – фермента, катализирующего этот процесс (2010).


В настоящее время научная работа группы сосредоточена на трех направлениях. Одно из них связано с изучением функционирования «главного» фермента, обеспечивающего клетку энергией – F o ∙F1-АТРсинтазы. Детальный анализ, проведенный в серии работ, привел к новой идеологии применительно к энергопреобразующим системам, согласно которой представление о ферменте как об обратимо функционирующем катализаторе требует пересмотра. Основные положения этой концепции, рассматривающей фермент-преобразователь энергии как молекулярную машину, переключаемую на функционирование белка в качестве катализатора либо прямой, либо обратной реакции, сформулированы в нескольких опубликованных обзорах.

Другое направление – изучение главного энергопреобразователя дыхательной цепи, NADH:убихинон-оксидоредуктазы (комплекса I). Медленная трансформация каталитической активности комплекса I, по-видимому, служит важным, до сих пор функционально непонятным регуляторным механизмом биоэнергетики. Существование этого явления было показано в интактных митохондриях, а затем в результате совместной работы с американскими учеными было продемонстрировано и в сокращающемся перфузируемом сердце.

Многочисленные работы, публикуемые в мировой литературе, посвящены изучению физиологии и патофизиологии образования так называемых активных форм кислорода. За последние годы группа опубликовала несколько обзоров и собственных экспериментальных работ, посвященных участию комплексов дыхательной цепи митохондрий в этом процессе.

Исследования, проводимые в группе, в разные годы поддерживались грантами программы «Ведущие научные школы», грантами Фонда Фогарти Национального института здоровья США и продолжают поддерживаться Российским фондом фундаментальных исследований.

Все сотрудники группы уделяют много времени преподаванию и научно-общественной деятельности: В 1991 г. проф. Виноградов сменил на посту заведующего кафедрой биохимии основателя кафедры – академика С.Е. Северина и занимал эту должность в течение 10 лет. А.Д. Виноградов читает годовой курс «Биохимия» для студентов III курса биологического факультета и факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ; В.Г. Гривенникова читает спецкурс «Кинетика ферментативных реакций» для студентов IV курса, ведет семинары по биохимии со студентами II курса отделения экологии и природопользования; Т.В. Жарова ведет раздел «Препаративная энзимология» в рамках Большого практикума для студентов IV курса кафедры биохимии и семинары по биохимии со студентами III курса кафедры зоологии беспозвоночных. Профессор А.Д. Виноградов – вице-президент Национального комитета российских биоэнергетиков, председатель Ученого совета по присуждению научных степеней по специальности «Биохимия», член Центрального совета Российского биохимического общества, член редколлегии журналов «Биохимия», “Acta Biochimica Polonica” и “Biochimica et biophysica acta. Bioenergetics”, лауреат программы «Соросовский профессор». Доцент кафедры биохимии В.Г. Гривенников – лауреат программы «Соросовский доцент». Сотрудники группы А.В. Кареева и Г.В. Гладышев – лауреаты конкурса работ талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова.


Сергей Виноградов принадлежит к поколению русских мастеров отечественного искусства, которые, следуя лучшим традициям передвижников, пошли по пути обновления в конце 19 – начале 20 века. Среди этих гигантов (Серов, Левитан, Коровин и другие) Виноградов не затерялся, он обладал своим глубоко индивидуальным почерком, разрабатывал свои темы, узнаваемы его технические и колористические приемы.

С большим терпением и трудолюбием художник завоевывал высокие творческие позиции, оставляя позади старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые веяние, через поиски и сомнения Виноградов шел своим путем в искусстве, его полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига.

С.А. Виноградов автор ранних жанровых картин с «говорящими» названиями: «Лошадиный барышник», «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Нищие у церковной ограды»(1899), «Поденщик», «Крестьянка», «Пастух», - в них художник помимо сюжета ищет пейзажное начало. Картины его тяготеют к созерцательности и бессобытийности: «Бабы», «В доме», «Выходят», «По жнивью».


"Пристань на Волге" 1885
Художественный музей Алтайского края,
Барнаул



"У корчмы" 1887
Таганрогская картинная галерея


"Рабочие в ожидании парохода на волжской пристани" 1888
Холст, масло 66х82
Волгоградский музей изобразительных искусств


"Починка барки" 1888
Холст, масло 41х28


"Бабы тульские" 1889
Картон, масло 68,5х49
Музей Новый Иерусалим


"На Волге" 1889

Кисловодск


"В избе" 1890
Омский музей изобразительных искусств


"Баба" 1890
Национальный художественный музей Республики-Саха,
Якутск


"В церкви" Конец 1890-х
Картон, масло 63х47
Государственная Третьяковская галерея


"Изба" 1890
Холст, масло 38,4х32,3


"Крестьянка. Этюд" 1890
Холст, масло 32х19
Государственная Третьяковская галерея


"Крестьянская девочка"
Нижегородский государственный художественный музей


"Крестьянский двор" 1890-е
Харьковский музей изобразительного искусства


"Мальчик у окна" 1890
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств,
Саранск


"Обед работников" 1890
Холст, масло 44,5х67
Государственная Третьяковская галерея


"Крестьянка с граблями. Этюд" 1891
Холст, масло 36х20
Государственная Третьяковская галерея


"У часовни" 1892
Холст, масло 72х59,5
Государственная Третьяковская галерея


"Бабы (Подруги)" 1893
Холст, масло 80,3х66,7
Государственная Третьяковская галерея


«Портрет Константина Константиновича Первухина»
1893
Холст, масло 102 x 66,5
Ярославский художественный музей
Ярославль



"Бабы" 1894
Холст, масло 44х64,2
Государственная Третьяковская галерея


"На работу" 1895
Харьковский музей изобразительного искусства


"Дети" 1895
Одесский художественный музей


"Поденщик" 1897
Холст, масло 68,5х49
Государственная Третьяковская галерея


"Озеро в лесу"
Собрание Владимира Пешича


"Осень" 1898
Кировский областной художественный музей


"Старая церковь в Плёсе" 1898
Холст, масло 20х33
Государственная Третьяковская галерея



"На реке" 1899
Холст, масло 53х99
Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки


"Нищие" 1899
Холст, масло
Смоленский государственный музей-заповедник


"Ночь" 1900-е
Картон, масло 66,3х84,5
Частное собрание


"Вечер (Сараи)" 1900
Холст, масло 46,5х80
Государственная Третьяковская галерея


"Вечер в деревне" 1900-е
Холст, масло 59,5х85
Челябинская картинная галерея


"В мастерской" 1900
Музей изобразительных искусств Республики Карелии,
Петрозаводск


"Этюд с лодкой"

Особенно повлиял на его манеру письма В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил классного художника, с 1912 - академика, с 1916 - действительного члена Академии художеств. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.


"Ночь" 1900-е
Картон, масло 66,3х84,5
Частное собрание



Холст, масло 100х57
Государственная Третьяковская галерея


"По жнивью" 1900
Холст, масло 107х178
Нижнетагильский музей изобразительных искусств


"Осень" 1901
Холст, масло 38,5х58,5
Костромской государственный художественный музей


"Осень. Задворки" 1901
Холст, масло 39х58,5
Государственная Третьяковская галерея


"Вечер ранней весны"
Собрание Владимира Пешича


"Пастух. Этюд к картине "По жнивью" 1900
Холст, масло 100х57
Государственная Третьяковская галерея


"Сарай" 1901
Холст, масло 53х74
Самарский областной художественный музей


"Северная деревня" 1902
Холст, масло 63х86


"Весна" 1902
Холст, масло 80,4х101,5
Государственная Третьяковская галерея


"Испанская танцовщица (Отэро)" 1903
Холст, масло 167х93 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.), а также зарубежных (1906 г. - Париж; 1907 г. - Берлин).



"Пристань. Архангельск" 1903
Холст, масло 33х47,5
Государственная Третьяковская галерея

Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, - виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов - но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.


"В усадьбе осенью" 1907
Холст, масло 62,3х80
Государственная Третьяковская галерея


"Охота с борзыми" 1907
Луганский областной художественный музей


"У К.А.Коровина" 1908
Холст, масло 71,8х98
Нижегородский государственный художественный музей


"Монте-Карло. Этюд" 1909
Дальневосточный художественный музей,
Хабаровск


"Московская улочка"
Таганрогская картинная галерея


"Симбирск"
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко,
Кисловодск


"Солнечный день. Дама у балюстрады" Около 1908
Фанера, масло 42,5х53,5
Государственная Третьяковская галерея



"Летом" 1909
Холст, масло 66х98
Государственный Русский музей


«В доме»
1910
Холст, масло 87,5 х 70,5
Калужский областной художественный музей
Калуга


"Усадьба" 1910-е
Холст, масло 62х79
Государственная Третьяковская галерея


"В усадьбе" 1910
Холст, масло 56,3х71
Государственная Третьяковская галерея


"В усадьбе" 1910
Государственный музей искусств Республики Казахстан,
Алматы


«В саду»
1910-е
Холст, масло
101х88
Частное собрание, Москва



"К преподобному" 1910
Холст, масло 47х66
Владимиро-Суздальский музей-заповедник


"К преподобному" 1910-е
Холст, масло 34х68
Собрание К и А.Руденцовых


"Наташин ангел" 1910-е
Картон, масло 26,5х22
Государственная Третьяковская галерея


"Овины" 1910
Холст, масло 51х65,5
Севастопольский художественный музей


"Ожидание"
Днепропетровский художественный музей


"Сад осенью" 1910
Бумага на картоне, смешанная техника" 96х96
Иркутский художественный музе



"Весна идет" 1911
Бумага, темпера 95,2х95,5

Сочинение по картине:
Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.
Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла. Земля на пригорках начинает оттаивать, и темнеет жирно и сочно. Старый дом пока закрыт, но и он чувствует, что скоро, очень скоро вернутся в него люди, и он, пригретый солнцем, старается избавиться от последних следов снега на веранде.
Деревья тянутся к солнцу. Кажется, что они стараются согреться, и тянут свои руки - ветви к солнцу, и только вьюн ещё не проснулся, и висит сухими плетями на перилах веранды. Не видно ни птиц, ни весёлого пса, встречающего радостным лаем всех, кто подходит к дому. Не слышно детских голосов, которые звенят здесь всё лето. Всё в ожидании.
Ещё бывает по ночам морозец, и подтаявший снег на веранде окаймлён ледяными кружевами, но тишина уже настороженная, ждущая. И свежий ветер гонит тучи прочь, расчищая дорогу Весне


«Весна»
1911
Холст, масло 95,5 х 95,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Здесь уже где-то конец апреля. Небо синее-синее, какое бывает только весной.
Днём солнце пригревает, и вокруг дома снега совсем не осталось. Снег ещё лежит в поле и между деревьями, но дни его сочтены. Недаром этот месяц прозван «снегогоном».
И вокруг деревьев снег уже растаял. Они дышат и тянутся к солнцу. Под кожей - корой потекли весенние соки, набухли почки, и первые молодые листочки приоткрыли свои крошечные ладошки. Их почти не видно, но светло зелёная дымка на гибких ветках уже радует глаз.
Сквозь старую траву пробивается свежая зелень. И так и кажется, что старый дом, залитый солнцем, улыбается Весне. Отзвенела капель, растаяли хрустальные сосульки, и только деревянные кружева венчают его крышу.
Две картины, две весны. На одной – только робкая надежда, на другой рождение тепла.


Интерьер вечером. 1911
Бумага на картоне, восковые карандаши. 26 x 39 см
Государственная Третьяковская галерея


«В доме»
1912
Холст, масло
82х60
Государственная Третьяковская галерея


"Охотник с лыжами" 1912(?)
Холст, масло 85,5х77
Тюменский музей изобразительных искусств


Пикник. 1912


"Пруд" 1913
Холст, масло 99х107
Астраханская государственная картинная галерея


С борзыми едут. 1913


"Московский Кремль"
Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого



"Весенний пейзаж" 1913
Красноярский художественный музей


"В доме" 1914
Саратовский государственный художественный музей

Его работа «В доме» отличается светлым жизнерадостным настроением. Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенные на картине, обращены к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.


"Играет" 1914
Национальный художественный музей Республики Беларусь,
Минск


"Деревня" 1915
Саратовский государственный художественный музей

Картина носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню. Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.


"Крым. Цветущий май" 1915-1918
Холст, масло 106х88,5
Новокузнецкий художественный музей

В 1915-1917 годы С.А. Виноградов жил и работал в Крыму, проживая в Гурзуфе на даче у друга Константина Коровина.
Картины, созданные в Крыму, С.А. Виноградовым, наполнены эффектными переливами солнечного освещения. Это «Алупка. Крым, 1917», «Крым, цветущий май», «Южная ночь», напоминающая живопись Куинджи и другие.


"Крымский пейзаж" 1915
Холст, масло 80,7х102,5
Государственная Третьяковская галерея


«Берег моря. Алупка»
1917
Холст, масло
71х53
Собрание К и А.Руденцовых


"Алупка" 1917
Местонахождение неизвестно



«Алупка. Крым»
1917
Холст, масло 80 х 105
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань

А.И. Виноградов

Брянск ВОВ

Июль 41-го. В Бежице организован истребительный батальон. Задача - патрулировать улицы, охранять порядок в городе, ловить мародеров, а также сигнальщиков, которые по ночам ракетами наводили вражеские самолеты на важные объекты... Усиленно велась подготовка минеров, разведчиков. Комбатом назначили Александра Виноградова, комиссаром - Петра Рыжкова, настоящий герой Брянска.

Командир Александр Виноградов родился 29 августа 1898 года в семье служащего Брянского рельсопрокатного завода. Окончил в 1913 году школу ремесленных учеников, которую учредила княгиня М.К. Тенишева, известная меценатка. Работал на этом заводе слесарем. В 1918-м добровольцем вступил в Красную Армию - служил на бронепоезде, который построили здесь же. Брянск ВОВ.
Вернувшись в родную Бежицу, работал на своем заводе, который стал носить название "Красный Профинтерн". Был бригадиром, мастером. Учился на вечернем рабфаке машиностроительного техникума. Цех, которым руководил Виноградов, стал одним из лучших. Его избрали депутатом городского Совета. А еще Александр Иванович был одним из ведущих актеров драматического коллектива Дворца культуры. Он собрал большую библиотеку - четыре тысячи томов. ...В сентябре истребительный батальон стал называться партизанским. Многие из тех, кто записался в партизаны, думали, что воевать долго не придется: Красная Армия вот-вот погонит чужеземца на запад. "Надо быть готовыми ко всему", - говорил Батя. Так называли своего командира молодые бойцы. Для фашистов, которые готовы были заплатить за голову Виноградова большие деньги, он был "Ивановым". Брянск ВОВ.
...Разные командиры, герои Брянска были в отрядах. Кто-то делал ставку на ругань, чуть что - размахивал пистолетом и звал особиста... Виноградов сразу стал душою отряда и его мозгом.
- Вот разобьем немца, - говорил бойцам, - и поведу всех учиться в БИТМ.
В 1944 году открывали первый обелиск погибшим. Был дан артиллерийский салют. Летом сорок пятого его перевезли в Бежицкий городской парк культуры и отдыха и предали земле вместе с останками воинов-освободителей. И снова прогремел артиллерийский салют... Прошло четыре года, и останки отважного командира перенесли на городское кладбище.
Родина высоко оценила командирский талант, мужество и самоотверженность Александра Виноградова.Приказом по войскам Западного фронта 23 апреля он награжден орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года А.Виноградов посмертно награжден орденом Ленина.
В 1963 году брянский драматург Алексей Козин написал пьесу "Виноградовцы". В этой героической драме почти все действующие лица взяты из жизни: Александр Виноградов, Анатолий Коршунов, Василий Аниканов...

Мемориальный комплекс "Стоянка Виноградова"

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И партизанский подвиг мести,
Земля хранит навечно здесь,
Поёт народ, войны их песню-

"Шумел сурово Брянский лес».

(1980-12-20 ) (58 лет) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Звание Сражения/войны Награды и премии
В отставке

преподаватель Военной академии им. М. В. Фрунзе

Александр Дмитриевич Виноградов ( -) - участник Великой Отечественной войны , командир роты 1-го гвардейского стрелкового полка (2-я гвардейская стрелковая дивизия, 56-я армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии старший лейтенант , Герой Советского Союза .

Биография

Образование среднее.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил курсы комсостава «Выстрел ». В действующей армии - с октября 1942. Член ВКП(б) /КПСС с 1943 года.

Командир роты 1-го гвардейского стрелкового полка гвардии старший лейтенант Александр Виноградов отличился 8 августа 1943 года при прорыве вражеского оборонительного рубежа «Голубая линия » на Тамани. На высоте 167,4 в районе Саук-Дере рота под его командованием первой ворвалась в траншею противника и уничтожила до взвода пехоты. В ходе последующего наступления рота успешно отражала яростные контратаки противника, прочно удерживала захваченный рубеж, способствуя наступлению батальона и полка.

После войны Виноградов продолжал службу в армии. В 1953 окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе и работал в ней преподавателем. С 1979 года кандидат военных наук , доцент, полковник А. Д. Виноградов - в отставке.

Награды

Память

Напишите отзыв о статье "Виноградов, Александр Дмитриевич"

Примечания

Ссылки

Андрей Симонов. . Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Виноградов, Александр Дмитриевич

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.

Алексей Дмитриевич Виноградов (1919-1944)

Алексей Дмитриевич Виноградов (1919-1944). Родился в 1919 году в деревне Брусна. Семья Виноградова была большая - дед Степан и бабушка Арина, трое сыновей - Дмитрий, Антон, Василий, а также их жёны, дети, внуки. У мамы Алексея, Ирины Петровны, было трое сыновей. Когда Алёше было девять лет, его отец ушёл из семьи. Раннее детство будущий Герой провел в деревне, где воспитывался дедом и бабушкой - мама тогда уезжала на заработки в Москву. Но вскоре она вернулась и вместе с детьми переехала в Одоев, где устроилась на работу уборщицей в потребкооперации, где и проработала всю жизнь. Сначала Виноградовы жили в доме на углу улиц Красноармейской (теперь Ленина) и Средней, которая сейчас носит имя А.Д. Виноградова. Потом поселились в комнатке при конторе сельпо на той же Красноармейской. Там мать работала и за сторожа, и за уборщицу. Маме было трудно одной воспитывать троих детей, и Алексей, видя эти трудности, решил самостоятельно пробивать себе путь в жизни. Закончив семь классов средней школы, он уехал в Тулу. Там он устроился на Тульский оружейный завод и одновременно стал учиться в Тульском механическом техникуме. После получения диплома технолога по холодной обработке металлов работал на этом же заводе в качестве техника-технолога. В свободное время читал, играл в футбол, посещал занятия в Тульском аэроклубе. В 1939 году Алексей закончил аэроклуб и был призван в армию. До начала войны служил в морской авиации. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В 1940 году Виноградова направляют в военную авиационную школу лётчиков. В 1941 году он был переведен в Пушкинское танковое училище, по окончании которого сразу же ушёл на фронт.

Во время Великой Отечественной войны в составе действующей армии наш отважный земляк героически сражался на 1-м Белорусском фронте в 60-й гвардейской танковой бригаде. Продвигаясь по фронтовым дорогам, Алексей писал: «Теперь, мама, я далеко от дома. Смотрю по сторонам и глазам не верю. Трудно представить, что здесь когда-то жили люди: остались одни камни да трубы от печей, а иногда и этого не обнаруживаешь, видишь лишь груды чёрного хлама. Фашистская сволочь при отступлении всё уничтожает, сжигает. Какие здесь были бои, можно судить по обломкам домов, разбитой технике, грудам стали, железа, могильным холмам… Я иду бодрым, с хорошим настроением, ведь и мне, как и брату Николаю, посчастливилось громить фашистскую мразь, освобождать родную землю».

С 18 июля 1944 года Виноградов в составе 8-го гвардейского танкового корпуса 2-й танковой армии принимал участие в Люблин-Брестской наступательной операции (этапе Белорусской стратегической наступательной операции). В ходе неё корпус Виноградова был введен в прорыв на участке 8-й гвардейской армии и, двигаясь с боями из района севернее Ковеля на запад, на люблинском направлении, освобождал населённые пункты восточной Польши. Алексей Дмитриевич отличился в этой операции в боях на подступах к городу Люблин - центру Люблинского воеводства и при штурме Люблина.

Взвод под командованием Виноградова 22 июля 1944 года уничтожил до 20 огневых точек противника. танк гвардии лейтенанта Виноградова на следующий день первым ворвался в Люблин и громил живую силу и технику противника на улицах города. Когда его танк был подбит вражеской артиллерией, Виноградов продолжал вести бой в горящем танке, пока не погиб. Звания Героя Советского Союза наш земляк был удостоен посмертно в сентябре 1944 года за мужество и героизм, проявленные в Люблин-Брестской операции и освобождении Люблина. Там же танкист Виноградов и был похоронен.

Память о Героях никогда не умирает. Имя Виноградова носит не только бывшая улица Средняя, на углу которой проживал будущий Герой. Его имя с 1965 года носит и Одоевская средняя школа, здание которой находится на улице Победы. По этому случаю тогда же прошла торжественная линейка, почётной гостьей которой была мама Алексея Дмитриевича - Ирина Петровна. Выступая, она сказала, что благодарна стране за оказанную ей этим большую честь. Документы сына она передала в школу. Война отняла у Ирины Петровны двоих сыновей - младший сын Михаил тоже не вернулся домой. Остался только средний сын - участник войны, гвардии капитан Николай Дмитриевич Виноградов.

А на здании Одоевской средней школы им. В.Д. Успенского, в стенах которой учился будущий герой, в новом веке была установлена мемориальная доска в его честь. Его имя выбито и на памятнике Героям Советского Союза - тулякам в Туле.

Из наградного листа
В боях за социалистическую Родину гвардии лейтенант Виноградов Алексей Дмитриевич показал бесстрашие, выдержку и самоотверженность русского воина.
В боях за населенные пункты Свитщув, Копина и Ленча 22 - 23 июля 1944 года тов. Виноградов огнем своего танка уничтожал огневые точки противника. Закрыв корпусом своего танка амбразуру вражеского ДЗОТа, обеспечил продвижение части вперед. В боях за город Люблин тов. Виноградов первым ворвался в город, громя на своем пути технику противника. Проникнув центр города, танк Виноградова был встречен сильным артиллерийским огнем, но бесстрашный воин не остановился, а стремительно бросился вперед. Шестое попадание в танк вызвало горение последнего, но и это не остановило бесстрашного танкиста. Тов. Виноградов в горящем танке уничтожил еще нескольких гитлеровцев. По движущемуся вперед горящему танку Виноградова был сосредоточен артиллерийский огонь. Прямым попаданием снаряда танк был остановлен.
В этом бою был убит командир танкового взвода гвардии лейтенант А.Д.Виноградов, уничтоживший до 80 автомашин, четыре танка и до 300 гитлеровцев. Тов. Виноградов достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 1 танкового батальона 60 гвардейской танковой бригады гвардии капитан Колыхалов

Литература:
1. Туляки - Герои Советского Союза / Ред. коллегия: А. М. Аполлонова, Н.И. Бортякова, А.А. Елькин и др. - Тула: Приокское кн. изд-во. - 1967. - 446 с. >
2. В горящем танке: наши герои-земляки // Новая жизнь. - 1967. - 22 июля. - с. 3. >
3. Маркова, Г. Помню и горжусь / Г. Маркова, заведующая библиотекой Одоевской средней школы №1 // Новая жизнь. - 1999. - 15 мая. - с. 2