Твардовский прощание с матерью. Стихотворение "памяти матери" твардовский александр трифонович

Инна МОЛЧАНОВА
О МАТЕРИ
(перевод с украинского стихотворения Бориса Олейника)


Посеяла как-то года свои в поле пшеницей,
Планету одела в цветущее буйство садов,
И всех ключевою она напоивши водицей,
Украсила землю густым разноцветьем цветов.


Развесила шторы из утренних свежих туманов,
Детей научила, как путь свой найти средь дорог,
Внучатам сказала, как жить на земле без обмана,
Вздохнула свободно и тихо пошла за порог.


Куда же ты, мама? -- испуганно слышно из хаты.
-- Куда ты, бабуля? – и внуки бегут до ворот.
-- Пора мне, родные, туда, где уходят закаты
За море, за горы, за дальний крутой поворот…


Но как без тебя мы, и что ты надумала, мама?!
-- А с кем мы, бабуля, по сказкам пойдем в своих снах?
-- Так я вам оставлю все запахи летнего сада,
Хрустальные росы и золото на колосках!


Но нам без тебя не нужна никакая дорога!
Не надо нам злата, пусть бедность нас ждет впереди!
Лишь только бы ты нас встречала всегда у порога,
Работу твою переделаем... не уходи!


Она улыбнулась, сверкнули на солнце сединки,
И стала туманом, росою, цветком на лугах…
На детских глазах ветерком подсушила слезинки,
Растаяла, словно снежинка на теплых руках…

Александр ТВАРДОВСКИЙ
ПАМЯТИ МАТЕРИ
http://ruthenia.ru/60s/tvardovsk/materi.htm



Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока -
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,


Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.


Разлука еще безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.


И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.


А там - за невестками - внуки...
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.

ПАМЯТИ МАТЕРИ
Николай Рубцов
http://stroki.net/content/view/16880/110/

Вот он и кончился,
покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.


Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.


Там поле, небо и стога,
Хочу туда, - о километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!


Но я смогу,
но я смогу
По доброй воле
Пробить дорогу сквозь пургу
В зверином поле!..


Кто там стучит?
Уйдите прочь!
Я завтра жду гостей заветных.
А может, мама?
Может, ночь -
Ночные ветры?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


Краткие сведения об А. Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни»

Цели : рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, отметив искренность исповедальной интонации поэта.

Развитие навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления объединяющего начала стихотворений А. Т. Твардовского.

Изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Формы работы:

    групповая

    индивидуальная

На доске эпигра ф:

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

Ход урока

1. Слово учителя.

Здравствуйте ребята, Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы свами на уроке познакомимся с творчеством человека, который внес огромный вклад в развитие нашей литературы. Обратите внимание на экран, прочитайте слова К. Кулиева. Эти строки достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке. Обратите внимание на то, что перед каждым из вас на столах лежат круги, разбитые на сегменты. Обратите внимание на сектор «А. Т. Твардовский». Я попрошу вас закрасить цветными карандашами этот сектор настолько, насколько вы владеете информацией об этой личности. Если вы уже что-то слышали об этом поэте или же что-то о нем читали, а может вы смотрели фильмы, снятые по его произведениям или же читали его стихи, и у вас достаточно много знаний об Александре Трифоновиче Твардовском, то возможно вы закрасите больше половины сегмента. Может быть, что вы просто слышали о нем, но больше ничего не знаете, то вы закрасите только начало сегмента.

Круги развития

Определение целей вместе с учащимися

Учитель: Ребята, что бы вы хотели узнать на данном уроке?

Ответы ребят

Учитель: А какие цели вы преследуете? Как ты узнаешь, что достиг цели?

Ответы ребят

Учитель: Насколько от тебя зависит достижение цели?

Ответы ребят

Учитель: Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

Ответы ребят

Учитель: Ребята , перед вами также на столах лежит шкала развития. Определите теперь, пожалуйста, на этой шкале, где находитесь вы сейчас и где хотели бы находиться к концу урока?

Ребята работают со шкалой развития и отмечают свои знания по этой теме.

шкала развития


Учитель: Нельзя понять и оценить поэзию А. Т. Твардовского, не узнав о том. Какая у него была судьба, какие испытания ему преодолеть на своём жизненном пути. Для того чтобы заполнить эти пробелы, мы свами на уроке выслушаем сообщения ребят, подготовленные о разных сторонах жизни поэта А. Т. Твардовского.

Для начала нам нужно узнать о том, в какой семье он родился, как прошло его детство, отрочество.

Об этом нам расскажет Шкредова Ирина, вы ее внимательно слушаете и записываете на своих рабочих листах опорные слова.

Шкредова Ирина: поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери - людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Отец поэта целиком посвятил себя ведению хуторского хозяйства и обеспечению достатка семьи. Однако жизни на хуторе Загорье была нелегкой, семья еле сводила концы с концами. Однако в доме на угловой полочке в красном углу, под образами были тома сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и особенно любимая всеми книга Некрасова, несколько томов Данилевского, томик стихотворений Фета, книги Кольцова, Никитина, Дрожжина, Тютчева, Жюля Верна.

Заметный след в художественном сознании Твардовского оставила мать – Мария Митрофановна. Ей много пришлось трудиться, чтобы поставить на ноги многодетную семью. Дети боготворили ее. Когда семья Твардовских была выслана на север на плечи матери легла вся тяжесть забот о детях, поскольку отец постоянно где-нибудь зарабатывал нелегким трудом кузнеца, чтобы не дать семейству погибнуть, пропасть в суровом таежном краю.

Первое стихотворение о матери Твардовский напечатал в газете «Юный товарищ» (1927). Образ матери с ее повседневными заботами о детях, бесконечными волнениями и недолгими радостями – отразился в других произведениях Твардовского.

После смерти матери Твардовский опубликовал в 1965 г. цикл стихотворений «Памяти матери». Эти стихи вошли в золотой фонд не только русской, но и мировой литературы.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ирины, может быть, у вас есть вопросы к ней или вам есть, что дополнить по данному блоку?

Спасибо большое Ира за такое хорошее сообщению. Обратите внимание на круги развития и отметьте, что вы узнали о детстве и отрочестве А. Т. Твардовского.

А теперь мы с вами плавно перейдем к исследованию стихотворения «Прощаемся мы с матерями». Прочитайте его , пожалуйста, самостоятельно .

Ответьте мне на вопрос «Почему в стихотворении употреблены местоимения «мы» и «им»?

Ответы детей: Это стихотворение размышление о прощании всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизни матери и сыновей.

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово разлука? Назовите строки, где звучит это слово.

Ответы учеников: Слово разлука повторяется в стихотворении 3 раза, в строчках 8, 9 и 19

Давайте мы с вами выразительно почитаем 1 и 2 строфы, а затем 3-5.

Сыновья становятся взрослыми самостоятельными людьми, у них появляются свои семьи и заботы. Горькое чувство позднего раскаяния, понимание несправедливости неравноценной любви матерей и сыновей.

А теперь Саша, Леша и Максим выразительно прочитают стихотворение.

Физминутка. Я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте мы с вами проведем небольшую физминутку.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь, покружитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

Теперь давайте прослушаем сообщение Синельниковой Ксении об основных темах и идеях в творчестве. Но для начала давайте обратимся к кругам развития и отметим цветными карандашами на них ваше знание этого раздела на данный момент.

Прослушав сообщение Ксении, запишите в виде плана основные вехи и темы лирики поэта.

Синельникова Ксения: Среди поэтов ХХ века особенное место занимает А. Т. Твардовский. Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Автору удаются колоритные крестьянские типы («мужичок горбатый», «Ивушка»), жанровые сцены, юмористические ситуации. Наиболее известное – «Ленин и печник» – рассказ в стихах. Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.

В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны.

Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщение Ксении, составили план, который отразил основные вехи и темы творчества поэта, может быть, у вас есть к ней вопросы?

А теперь давайте вернемся к вашим кругам развития и отметьте теперь ваши знания по данному сектору.

Учитель: В лирике А. Т. Твардовского 1960-х годов преобладает прием прямого высказывания типа дневниковых записей и разговора с самим собой и другими. Во всех жанрах этого периода прослеживается и ряд сквозных тем-мотивов предыдущих периодов творческого пути писателя. Главное теперь – труд памяти и раздумья, стремление к психологическому углублению, переосмыслению.

Эта суровость «спроса», напряженное раздумье о себе и времени, открытость новым вопросам, отказ от поспешных ответов и чувство приближающегося конца жизни выявляются в позднем творчестве Твардовского. А теперь прослушайте стихотворение Твардовского «На дне моей жизни..» в исполнении С. Сазонтьева

- Устно нарисуйте картину, воссозданную в стихотворении.

- Какое время года, созвучное настроению лирического героя, ощущается в стихотворении? Назовите слова, передающие это впечатление.

Ответы ребят: Осень

-Как соотнесено время года, суток и состояние лирического героя?

Ответы ребят: Осень и вечер в стихотворении приобретают метафорическое значение. Это вечер и осень жизни - время подведения итогов.

Найдите в тексте стихотворения слова и сочетания слов, употребляющиеся в разговорной речи.

Ответы ребят: Пенушке, морока, немалая, твой век целиком, да об этом нечего, я думу свою без помехи подслушаю, по случаю я здесь побывал и отметился галочкой.

Почему в стихотворении размышлении так много просторечных слов?

Ответы ребят: Эти слова свидетельствуют о том, что размышления лирического героя не минутны, а будничны. То есть постоянно. Эти размышления стали внутренней потребностей.

Какие строчки вы считаете самыми важными?

Какая мысль заключена в подтексте этих строк?

Ответы ребят: Лирической герой ощущает себя «малой частью» бесконечной жизни, он примиряется с мыслью о конечности своего личного существования.

Что объединяет стихотворения «Прощаемся с матерями…» и «На дне моей жизни…»?

Ответы учеников (В стихах А. Т. Твардовского ощущается стремление лирического героя к осмыслению прожитого).

Ушаков Юрий: Военный путь Твардовского начался в 1939 году, когда в качестве военного корреспондента он участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем – в финской кампании (1939–1940 гг.). В редакции газеты «На страже Родины» – несколько самых лучших поэтов того времени. Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, у военных корреспондентов появляется замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы». В России же эту традицию еще в годы революции начали агитки Демьяна Бедного и Владимира Маяковского. Так появилось замечательное произведение «Василий Теркин».

После того, как началась Отечественная война Твардовский в качестве корреспондента он прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия», и стал писать очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки – все, что требовалось для газеты. В особую толстую тетрадь Твардовский наклеивал и подкалывал свою ежедневную «продукцию». Позже он признавался, как много сделал он своей газетной работой для будущего «Теркина».

В газетах продолжали выпускать фельетоны с героями типа финского Васи Теркина (в «Красной Армии» был отдел под названием «Прямой наводкой»), но они уже не имели того успеха, что в финской войне. Во-первых, это было не в новинку, во-вторых, война не была позиционной, и вся атмосфера на фронте определялась не просто трудностями солдатской жизни, но и «всей огромностью грозных и печальных событий войны: отступление, оставление многими воинами родных и близких в тылу врага, присущая всем суровая и сосредоточенная дума о судьбах родины, переживавшей величайшие испытания».

IV. Итог урока

Учитель: Лирика А. Т. Твардовского, охватывающая последнее десятилетие его жизни, - это разговор с собой и временем. Отсюда свободная разговорно-дневниковая интонация, передающая процесс естественного движения мысли-чувства. И в этой подвижности лирического высказывания особая, щемящее-грустная, хотя и просветленная мудрым раздумьем, преодолением личной боли, но подчас трагически напряженная личная тема – тема предчувствия близости конца жизни и стремление встретить его с подобающим мужеством и достоинством. В стихах этого периода звучит пафос последнего пересмотра своего пути, со всей строгостью к самому себе, со всей ответственностью народного поэта. Трагизм неизбежного конца всякой жизни просветляется именно сознанием ненапрасности пройденного пути, каковы бы ни были ошибки и заблуждения.

Рефлексия. Ребята, наш урок подошел к концу обратите внимание на шкалу развития. Вы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? Отметьте свою работу на шкале.

Домашнее задание.

1. Прочитать главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

2. Индивидуальное задание для тех, кто хочет получить дополнительную «5»

Продолжите самостоятельное знакомство с лирикой А. Т. Твардовского. Подготовьте презентацию понравившихся стихов:

а). Что бы вы изобразили на обложке сборника стихотворений Твардовского?

б). Какие произведения включили бы в него? По какому принципу сделали бы подборку?

в). Напишите вступительное слово к этому сборнику.

Работа может быть выполнена в группе, в результате может получиться миниатюрная книга стихов. Тогда в ходе защиты проекта на следующем уроке слово предоставляется художнику, составителю сборника, редактору.

Александру Твардовскому с самого детства родители прививали любовь к литературе. Его отец хоть и работал в селе кузнецом, но был начитанным и образованным человеком. Трифон устраивал для детей литературные вечера, на которых они всей семьей читали произведения известных русских классиков. А вот мать поэта больше любила народное творчество, с которым познакомила и Александра.

Расставание с отчим домом

Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, насколько тяжело поэт переживал потерю близкого человека. Для Александра Трифоновича смерть родителей стала большим потрясением, поэтому он долго корил себя за то, что не уделял им должного внимания. Стихотворение было написано с целью переосмыслить свои взаимоотношения с матерью, ведь люди осознают, как им дорог был человек, только когда теряют его навсегда. Анализ стиха «Памяти матери» Твардовского позволяет разделить его на четыре части, соответствующие биографии писателя.

В самом начале поэт рассказывает о том, как стремился покинуть отчий дом, не подозревая, что прощается с матерью навсегда. Дети вырастают, стремятся стать свободными, независимыми, добиться чего-то в жизни. Мать понимает, что, уезжая, ребенок уже не вернется обратно в отчий дом, поэтому мысленно прощается с ним и благословляет. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что автор сожалеет о редких встречах с родителями, ведь он лишь в письмах рассказывал о своей жизни, присылал фотографии своей будущей жены.

Расставание с родной стороной

Вторая часть стихотворения посвящена ссылке матери и отца в Сибирь. Семья Твардовских была раскулачена, и им пришлось около 10 лет прожить на чужбине. Мать больше всего боялась умереть в чужой и неприветливой стороне, где кладбище располагалось сразу за бараками, где нет кудрявых берез, где не пели птицы. Родители не хотели найти свой последний приют в этом суровом краю, и судьба сжалилась над ними - Твардовские вернулись на родину. Конечно, их ждала разруха, дом был разорен и сожжен.

Анализ стихотворения «Памяти матери» Твардовского рассказывает о том, как трудно поэту было пережить смерть самого родного человека. Похороны матери писатель описывает в третьей части своего произведения. Александр размышляет над тем, как быстро могильщики зарывают яму, вот только виден был гроб, а тут уже и вырос бугорок. Садовник с большей любовью и осторожностью сажает дерево, а ведь это человека закапывают навек. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что поэт вовсе не корит могильщиков за их поспешность, он бы и сам рад им помочь, чтобы все поскорее закончилось.

Любимая песня матери

В четвертой части стихотворения Твардовский практически дословно приводит песню, которую во времена его детства напевала мама. Ее смысл сводится к тому, что покинувший отчий дом ребенок считается отрезанным ломтем, его жизненные дороги с того момента расходятся с путями родителей. Анализ «Памяти матери» Твардовского говорит лишь об одном - поэт очень сожалел, что при жизни уделял мало внимания самому родному и близкому человеку, но понимание этого пришло только после его смерти.

В 1965 году А. Т. Твардовским был написан цикл замечательных стихотворений. Этот цикл имеет название «Памяти матери». Причиной появления таких стихов послужило трагическое событие в жизни поэта. У него умерла мать, которую он очень любил и восхищался ею всю свою жизнь. Всего в цикле содержится четыре стихотворения, объединенные одной общей темой. В основе лежит история жизни его матери. Первые три стихотворения достаточно небольшие по своем размеру, последнее можно считать сравнительно длинным. Рассмотрим анализ стихотворения «Памяти матери».

Хотя в данном случае рассматривать придется не одно стихотворение, а целых четыре. Тема этого цикла становится родной для многих. Она посвящена разлуке с матерями. Волей неволей нам приходится расставаться со своими родителями. Причиной этому трагическому событию может быть не только смерть наших родственников. Порой мы сами осознано уезжаем в далекие края. И общаемся с нашими матерями только посредством переписки или по телефону. Самое первое стихотворение задает тон всему циклу. Оно посвящено именно этому самому удаленному общению со своими родителями. Они не знают, что происходит с их детьми и должны довольствоваться только тем, что им напишут.

Довольно печальная тема, которая проходит через все стихотворения. Анализ стихотворения «Памяти матери» дает нам понять, как не должны поступать любящие дети. Эти стихотворения заставляют читателя прислушаться и даже переосмыслить всю свою жизнь. Рассмотрим второе стихотворение из цикла. Основой ему послужили реальные события, которые произошли в семье поэта. Но так или иначе основной темой также является тема разлуки. Тут также описывается человеческая трагедия, в которой человеку пришлось уехать в чужие, неуютные края и навсегда расстаться с любимыми родными местами. Тема разлуки звучит и в третьем стихотворении.

Герою также приходится прощаться. Причем ему настолько неприятен этот факт, что он сам хочет ускорить этот процесс. Чтобы уменьшить свои страдания. Многим это желание может даже показаться постыдным. В последнем стихотворении отражена тема замужества. Дочь выходит замуж, переезжает жить к мужу и также вынуждена проститься со своей матерью. Цикл стихотворений получился достаточно печальным, но и очень интересным. Он заставляет задуматься все человечество над вечной проблемой, вечной жизненной ценностью - любви к самому родному и близкому человеку.

.

МБОУ СОШ с.Рощинский

Урок литературы

в 11 классе

Образ матери в творчестве

А.Т. Твардовского

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ

с. Рощинский

Голякова С.А.

2009 год


Цель урока : знакомство учащихся с лирическим циклом «Памяти матери», формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, воспитание тактичности и чувства коллективизма (в ходе групповой работы), воспитание уважительного отношения к женщине-матери, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, медиапроектор, экран, презентация по теме урока, карточки-задания, таблички с условными надписями «комментатор», «ассистент» и др.

Подготовка к уроку:

Раздаются задания исследовательским группам, проводятся групповые и индивидуальные консультации, предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.

Класс распределяется на четыре исследовательские группы. Парты расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждого в группе своя роль, которая указана в табличке. Учитель «координирует» действия учащихся, «ассистенты» помогают ему, выступая с сообщениями, «эксперты» анализируют языковой материал, который «комментируют» «комментаторы». «Мемуаристы» и «чтецы» знакомят слушателей с авторским текстом и его воспоминаниями.

Ход урока:

Эпиграф: Женщина – великое слово.

В нём чистота девушки,

самоотверженность подруги,

подвиг матери.

Н.А.Некрасов.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной…

А.Т.Твардовский.

1. Вступительное слово учителя. Образ матери в русском и мировом искусстве.

/На фоне звучащей музыки Шуберта «Аве Мария»/.

Женская красота волновала человечество на протяжении всей истории своего существования. Главными и неизменными составляющими её являлись идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком.

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию образа совершенного человека. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений стала «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. (Слайд №1 – репродукция картины.)

Величайшее создание мирового искусства – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. (Слайд №2 – репродукция картины.)

Русское средневековое искусство связано с культом Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. К подлинным шедеврам древнерусской живописи относятся «Владимирская Богоматерь» и «Богоматерь Донская», являющиеся выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. (Слайд №3,4 – иконы.)

Образ Богоматери проходит сквозь века. Так, в конце XIX века В.М. Васнецов создаёт величайшее произведение иконописи – «Богоматерь с младенцем». (Слайд №5 – икона).

В искусстве XX века по-новому зазвучала тема женщины-матери. «Петроградской мадонной» называли героиню картины Петрова-Водкина, написанной в 1920 году. (Слайд №6) . Идёт война, но лицо кормящей женщины спокойно. Весь её облик преисполнен надежды, веры в жизнь.

Вернёмся снова в XIX век. Талантливый русский художник А.Г.Венецианов создаёт портреты крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. У живописца складывается своё представление об идеале женской красоты. (Слайд №7 – «На пашне. Весна».)

Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. А в стороне от пашни сидит ребёнок, на которого с любовью смотрит мать.

В центре картины «На жатве. Лето» (Слайд №8 – репродукция картины.) Женщина-жница с ребёнком на руках. Она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Вспоминаются строки известного стихотворения Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» /Чтение стихотворения учителем/

2. Актуализация цели. Запись темы. Эпиграф урока .

Учитель . Через семьдесят с лишним лет другой поэт словно продолжит мысли Некрасова в своём стихотворении «Песня»:

В знойном поле сиротливо

День ты кланяешься, мать.

Нужно всю по горстке ниву

По былинке перебрать.

Бабья песня. Бабье дело.

Тяжелеет серп в руке.

И ребёнка плач несмелый

Еле слышен вдалеке.

Ты присела, молодая,

Под горячею копной.

Ты забылась, напевая

Эту песню надо мной…

Не случайно имена этих двух поэтов звучат рядом. Некрасов был для Твардовского не только первым писателем, с которого началось знакомство с миром литературы, но и человеком, вдохновлявшим на творчество. Оставаясь, как и Некрасов, крестьянским поэтом, Твардовский продолжил его традиции. И в первую очередь это касается темы нелёгкой женской судьбы.

Наш сегодняшний разговор мы посвятим матери поэта. Запишите тему. Эпиграфом урока станут слова Н.А.Некрасова и А.Т.Твардовского.

(Слайд №10)

Цель нашего урока: познакомившись с лирическим циклом «Памяти матери», рассмотреть, как в творчестве А.Т.Твардовского развивается тема матери, увидеть, как этот образ вписывается в контекст мировой художественной культуры.

Чтобы достичь поставленной цели, мы выбрали необычную форму урока – деловую игру. Класс разделён на четыре исследовательские группы. У каждой группы на столе табличка с названием стихотворения, которое вы готовили для анализа. Карточки-поисковые листы помогут вам в этом. У каждого в группе своя роль. Руководить всем и направлять вашу работу будет координатор – учитель.

3.Лирический цикл «Памяти матери ».

Координатор. Привязанность Твардовского к матери была необычайная. Не от неё ли унаследовал он отзывчивость, сострадание любой человеческой беде, ответственность и обязательность во всех делах? Светлой искренней любовью, нежной привязанностью исполнены его стихотворения, посвящённые матери. Её образ в сознании и поэзии Твардовского неотделим от родной природы, всегда поэтичен и предельно прост.

Какой же была эта женщина? Об этом мы узнаем, познакомившись с первым из стихотворений цикла.

Анализ стихотворения «Прощаемся мы с матерями». (Первая группа).

(Слайд №11)

Ассистент . Жила в деревне Митьково Смоленской губернии многодетная семья оскудевшего дворянина, или как говорили в то время однодворца Митрофана Яковлевича Плескачевского. Была у них обычная крестьянская изба. Детей в семье – девять человек: два сына и семь дочерей. Земли у Плескачевских было 20 десятин, обрабатывали её сами. (Слайд №12)

К одной из сестёр, Марии, девушке высокой, красивой, и посватался молодой кузнец Трифон Гордеевич Твардовский.

В доме мужа молодую невестку встретили прохладно – свекровь давно приглядела сыну «партию» в своей деревне, да и золовкам новая родственница не по нраву пришлась. И молодая семья вскоре переезжает в соседнюю деревню. Трифон Гордеевич решается на рискованное предприятие – берёт в аренду 30 десятин земли. Целыми днями пропадают супруги в поле: семерых детей кормить нужно. С родителями мужа отношения налаживаются, да и сами старики переезжают вскоре к сыну в Загорье.

Осенью 1916 года мобилизовали на первую империалистическую войну отца маленького Шуры. С его уходом на фронт все заботы по хозяйству пришлось взять на себя матери. Неожиданно для окружающих в этой поэтической натуре вдруг обнаружились и другие качества. Оказалось, что умеет она не только обед варить, прясть, стирать да рукавички вязать, а и дров нарубить и с другими делами управиться.

А потом жизнь закружила Александра: гимназия, Смоленск, Москва… Но чем бы не занимался сын, где бы не находился, мать всегда была в его сердце. (Слайд №13)

Мемуарист. «Я должен увидеть Загорье, чтобы охладеть к нему, а не то ещё долго будут мерещиться и заполнять меня всяческие впечатления детства: берёзки, жёлтый песочек, мама…»

Координатор . К детству он так и не охладеет. Загорье было с ним, было в нём и вылилось, как выплеснулось, в стихотворении, написанном на одном дыхании, выраженном одной, но вбирающей в себя так много фразой: (Слайд №14.)

И первый шум листвы ещё неполной,

И след зелёный по росе зернистой,

И одинокий стук валька на речке,

И грустный запах молодого сена,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминают.

Вот оно – «берёзки, жёлтый песочек, мама…» и строки ей, маме.

Ассистент . В 1965 году он проводил её в последний путь. Она умерла на семьдесят восьмом году своей нелёгкой, но полной жизни. Именно тогда был создан цикл «Памяти матери». Состоит он из четырёх стихотворений, различных и по объёму, и по ритму. Это тетраптих. (Слайд №15-16.)

Первое стихотворение могло бы быть посвящено великому

множеству матерей: вечная материнская забота и молодая сыновняя

устремлённость вперёд, в неясное, многообещающее будущее; юноша жаждет поскорее вкусить самостоятельности, и как бы он ни был привязан к матери, его ответное чувство по силе никогда не сравнится с материнским. Итак, прощание начинается…

Чтец. Стихотворение «Прощаемся мы с матерями». (Слайд №17.)

Координатор . Какие художественные детали создают образ матери?

Комментатор . Нелёгкая судьба любящей матери показана в этом произведении. Прощания, расставания, ожидания новой встречи…

(Слайд №18.)

Эксперт. С нежностью и любовью поэт воссоздаёт детали, создающие образ матери. «Платочки, носочки», бережно укладываемые её «добрыми руками» в котомку сына ещё в юности. Им противопоставляется другой ряд ключевых слов: «родной порог», у которого мы прощаемся с матерями, «карточки», «телеграммы», присылаемые невестками и внуками только по «почте», когда сыновья становятся зрелыми. Эти детали говорят не только об отдалении детей от матерей, но и пробуждают в нас чувство вины и ответственности перед ними.

Координатор . Какой вам представляется мать поэта?

Доброй, нежной, ласковой, заботливой, терпеливой, как и все мамы… Именно такой была Мария Митрофановна Твардовская. Это была женщина не без сентиментальности: могла неожиданно растрогаться от услышанной вдалеке песни, до слёз умилялась звукам пастушьего рожка, восторгалась запахом молодого сена. Не только родные дети, но и многие близкие тепло отзываются об этой милой и доброй женщине.

Мемуарист. «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами или отголосок песни с далёких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.» Так ещё при жизни матери писал о ней Александр Трифонович в «Автобиографии».

Координатор. Только ли о своей матери говорит поэт в этом стихотворении?

Комментатор. Произведение приобретает обобщающий смысл. Мы видим и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и лирический рассказ истории жизней многих матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей

Координатор. В начале лирического цикла, таким образом, намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится.

4.Анализ стихотворения «В краю, куда их вывезли гуртом...» (Вторая группа.)

(Слайд №19.)

Координатор. Второе стихотворение цикла позволяет нам обратиться непосредственно к образу Марии Митрофановны Твардовской, матери поэта, и рассмотреть её судьбу в контексте истории.

Ассистент. Когда началась коллективизация, пострадала в числе прочих и семья Твардовских. На шесть месяцев поэта исключают из ассоциации пролетарских писателей якобы за то, что он не ведёт общественной работы. В 1931 году родители и братья были раскулачены и сосланы. Писатель очень тяжело переживает это событие, но продолжает работать: пишет очерки, повести, стихи.

На фоне коллективного труда потомков личная память кажется не столь уж значительной. Но для Твардовского она важнее громких, разоблачительных кампаний, новых государственных лозунгов. У него есть своя картина былого.

Чтец. Стихотворение «В краю, куда их вывезли гуртом…» (Слайд №20.)

Координатор. Речь в этом стихотворении идёт о родных поэту людях, чья судьба – лишь скромная статистическая единица эпохи «великого перелома».

Какие приметы времени мы находим в стихотворении?

Эксперт . Бросается в глаза безличная характеристика: «вывезли гуртом». Также неопределённо в воспоминаниях место ссылки: север, тайга. Поражает сдержанность и скупость, с которой поэт говорит о перенесённых тяготах: « всего там было».

Координатор. Как чувствует себя женщина, утратившая родной дом, о чём её мысли и переживания?

Комментатор. Тяжела каторжная жизнь, но ещё тяжелее мысль о смерти на чужбине, о «немилом кладбище» среди тайги. Думы матери просты: человека можно «вывезти», «запереть», но нельзя «раскулачить» душу, заставить его примириться с утратой родного дома.

Координатор. От чьего лица ведётся повествование в стихотворении? Как это влияет на лексику и интонацию произведения?

Эксперт. В стихотворении слышатся два голоса. Всё отчётливее сквозь авторские интонации проступает речь матери. «Уж больно было…», «ни даже тебе», «так-сяк». Эти сдержанные жалобы связаны с представлениями крестьянина о смерти, требующей уважительного отношения. Угнетает героиню и противоестественная близость жилья и кладбища, отсутствие деревца на погосте. Именно поэтому в материнских снах место её последнего успокоения – «взгорок тот в родимой стороне / С крестами под берёзами кудрявыми». (Слайд № 21.)

Координатор. Таким образом, во втором стихотворении тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери. В финале стихотворения выступают тема самого последнего прощания - похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать - «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и скорбный лирический комментарий сына.

Концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему - к картине последнего прощания.

5.Анализ стихотворения «Как не спеша садовники орудуют…» (Третья группа.)

(Слайд №22..)

Чтец. Стихотворение «Как не спеша садовники орудуют» (Слайд №23.)

Координатор. Третье стихотворение - описание похорон. На примере этого произведения рассмотрим особенности композиции.

Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какие изобразительные средства лежат в основе этого деления? (Слайд №24.)

Эксперт . Стихотворение делится на три четко обособленные части - из 8, 12 и 4 строк. Части разделены многоточиями, что оттеняет их относительную самостоятельность. Каждая часть в свою очередь разделяется на строфы - четверостишия, с перекрестной рифмовкой, и каждое четверостишие также отвечает законченному элементу события, чувства, мысли; внутри строф наблюдается дальнейшее столь же четкое подразделение. Но эти ясно разграниченные подразделения объединены единой господствующей интонацией, поэтической мыслью.

Первые восемь строк - о неспешной работе садовников, сажающих молодые яблоньки, затем - сразу резкий контраст второй части стихотворения:

Но как могильщики - рывком -

Давай, давай без передышки, -

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

Такие же лопаты; такие же, у садовников, у могильщиков мозолистые руки и грубые кирзовые сапоги; но у свежей могилы самого дорогого человека некстати вспомнились осиротевшему сыну заботливые садовники, всеми своими повадками настолько схожие с любимой матерью, родившей и выпестовавшей семерых детей, что стало просто невыносимо ждать конца погребения:

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все - ещё короче.

Координатор. Перечитаем первую часть. Кажется, что эти строчки никакого отношения к похоронам матери и ее памяти не имеют. Описание идет с дотошной подробностью. Это как замедленная киносъемка. Мы движемся вместе с самим садовником. Причем начинается движение где-то с середины, когда яма для посадки яблони уже выкопана. И рассказ идет с середины, как продолжение и оценка, показана только заключительная часть.

Деловитая достоверность доведена до специфической для Твардовского предельной конкретности. Какие детали делают изображение конкретным? (Слайд №25.)

Эксперт . Изображен ряд деталей, зримых, ощутимых, - яма, дерево, его корни, грунт, его «горсточка», яблоня, приствольный круг, лопата, грабли. Конкретные детали у Твардовского становятся психологическими. Об этом говорит слово «не спеша».И ряд жестов, поступков собирательного лица - «садовников», и предметное описание начинаются с него. Косвенно, через сравнения, включены образы деятельности других людей, которые в отличие от садовников спешат, «сваливают грудой», и, наоборот, тех людей, которые любовно «кормят из рук...».

Невольно возникают ассоциации с образами других стихотворений самого поэта и данного цикла, образами матери-крестьянки и крестьянского сына, хорошо знающего и как закапывают корни яблонь, и как кормят птиц из рук. Координатор. Какие образы-ассоциации противопоставляются?