Туркменистан народы. Туркмены: исторические сведения

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66

Туркмены - народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского племени, по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам, еще более близкие с киргизами и в особенности с , от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад.

Территория туркменов в настоящее время охватывает площадь, граничащую с юга р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с северо-запада берегом , затем Чинком почти до Аральского моря, а с северо-востока рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство.
Численность тюрков, разбросанных по этой огромной, в 500 000 квадратных километров, площади, представляющей типичную среднеазиатскую пустыню с немногочисленными оазисами, равна 545 347 человек обоего пола, причем на русские владения приходится 261 597 человек, Хиву и Бухару - 203 750, и Персию - 80 000.

Туркмены делятся на племена:

  • Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по реке Теджену. Наиболее многочисленное племя (200 тысяч человек), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш.
  • Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-туркмены, ныне живут в северо-западной части
  • Хивы.
  • Иомуты - на реке Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуостровах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни.
  • Гоклены по реке Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы.
  • Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые.
  • Салоры, или салыры, древнейшее из туркменских племен, упоминаемые арабами в 7 веке в области Амударьи, живут перемешано с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях.
  • Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы.

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркменского менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».

Еще очень недавно туркмены преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, то есть разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда туркмены поголовно обратятся к оседлой жизни. «Скоро совсем исчезнет из языка туркменов слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых туркменов» (Яворский). Но пока при первой возможности всякий туркмен, более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства туркмены, особенно текке, вполне удовлетворительно.

Наиболее трудящийся элемент в семье туркменов - женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги.
Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация туркменов как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно.

В действительности доминирующая черта характера туркменов - добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни туркмены более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда.

Поражает большой процент холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250-1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой.

Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства туркменских племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство.

Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному , хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°.

У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента рождаемости того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у , например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

Национальный костюм

Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

Головной убор у мужчин - меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин - круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

Национальная кухня

В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены - трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от , но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления - кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

Календарь туркменов - мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.

В 1995 году в Туркменистане была проведена по результатам которой в стране проживало 4483,3 тысячи человек. Данные переписи показали, что из общего количества жителей 2225,3 тысячи составляло мужское а 2258 тысяч — женское. Более подробная информация об этой удивительной стране приводится ниже.

Численность жителей и плотность населения Туркменистана

К концу последнего десятилетия XX столетия численность населения Туркменистана возросла до 5 миллионов человек. При этом концентрация жителей по территории республика существенно разнится. Средняя плотность населения Туркменистана составляла 10,2 человека на один километр квадратный.

Преимущественная часть граждан республики сосредоточена в оазисах. В этих регионах плотность населения достигает двухсот человек на один километр квадратный. В то же время 80% территории Туркменистана не заселены вовсе. В частности, Оазисы на имеют узкую и вытянутую форму и располагаются вдоль течения рек и каналов. Поэтому расселение жителей приобретает точно такой же вид на карте с расширением в низовьях рек Мургаб и Хеджей.

Тенденции к увеличению численности жителей Туркмении

Оценивая динамику роста численности населения этой страны, следует обратить внимание на несколько любопытных деталей. Так, ещё с советских времён в период с 1960 по 1990 гг. наблюдалось перманентное увеличение численности жителей республики. За этот промежуток времени население Туркменистана выросло в 1,7 раза, а ежегодный прирост составлял от 130 до 150 тысяч человек, что приблизительно равнялось 2,9% от общего числа жителей. А что же сейчас? Туркменистан является лидером среди всех государств СНГ по приросту численности населения, который составляет 3,5% в год. Наиболее внушительные показатели демонстрирует сельская часть республики.

Естественный прирост населения

В то же время следует подчеркнуть, что за последний десяток лет заметно снизились темпы естественного прироста населения Туркменистана. Эта тенденция характерна не только для этой страны, но и для всех государств СНГ. В качестве примера можно привести несколько показательных цифр. Так, в 1991 году коэффициент естественного прироста равнялся 26,3%, что являлось третьим показателем среди стран бывшего СССР после Таджикистана и Узбекистана.

А уже в 1999 году это значение снизилось до 13,1%. Таким образом, Туркменистан пропустил вперёд ещё и Киргизию. Основной причиной уменьшения естественного прироста являлось снижения численности новорождённых на 1 тысячу жителей. В 1991 году этот показатель составлял 33,6%, а в 1999 году — 18,5%. Смертность в Туркменистане в последние годы находится на уровне между 5,4% и 6,5%. Следует подчеркнуть, что такое положение дел обуславливает постоянное увеличение доли молодёжи среди всего населения Туркменистана.

Современная демографическая ситуация в стране

Средняя туркменская семья имеет в своём составе от трёх до пяти детей. Это еще не предел. В сельской местности зачастую можно встретить семьи с ещё большим количеством детей. Во времена существования СССР рождаемость стимулировалась самыми разнообразными способами. Тем не менее, сегодня стремительный рост количества жителей страны ставит перед руководством государства ряд типичных задач, главной из которых является борьба с безработицей и её последствиями. В то же время, по данным Национального института статистики и информации Туркменистана, эта проблема на данный момент не является насущной. Высокий прирост жителей в стране скажется на рассматривается в среднесрочной перспективе.

Занятость населения в Туркменистане

В контексте вышесказанного будет уместно привести статистические данные. На сегодняшний день показатель занятости населения Туркменистана составляет 1,6 - 1,9 миллиона человек. В последние годы он имеет тенденцию к постоянным колебаниям. Первое место по занятости занимает первичный сектор экономики. Так, в сельском и лесном хозяйстве трудится около 48% всех работающих жителей. В сфере услуг занято 34% населения Туркменистана, в промышленности — 12%.

Не будет лишним сообщить о том, что по количеству граждан, занятых в строительстве, Туркменистан входит в тройку среди государств СНГ. В этом рейтинге выше находятся только Российская Федерация и республика Беларусь.

Нельзя не отметить, что в Туркменистане малый и средний бизнес развит недостаточно хорошо, даже по меркам государств Для этого региона характерна высокая роль собственных подсобных хозяйств. Тем не менее, в Туркменистане на государственных предприятиях работают более 39% занятых жителей. Также следует отметить большой процент наёмных сотрудников. Таких около 80%.

Туркмения входит в десятку крупнейших добытчиков природного газа в мире. Несмотря на это, ВВП на душу населения в Туркменистане составляет всего около 6622 доллара США. Это данные МВФ за 2016 год.

Этнический состав жителей Туркмении

Туркмены Туркменистана составляют примерно половину всех представителей этого народа, проживающих во всём мире. Их можно встретить и в других странах. К примеру, большая туркменская диаспора насчитывается в Иране — 1 миллион человек. Более 500 тысяч представителей этой национальности проживают в Афганистане, еще 300 тысяч человек обрели свой дом в Ираке. По данным переписи 1995 года, туркмены составляют 76,7% от численности всего населения Туркменистана.

Теперь поговорим о других народностях, проживающих на территории этой страны. Среди крупных этнических групп необходимо выделить узбеков — 9,2% от общего числа жителей, русских — 6,7%, казахов — 2,2% и армян — 0,8%.

В последние годы в Туркменистане имеет место тенденция оттока из страны русскоязычных жителей. Подобное явление наблюдается и в других государствах региона. Русскоязычные люди традиционно преобладают среди граждан, занятых в промышленном производстве, в том числе в газовой сфере. Это вынуждает правительство Туркменистана проводить политику, направленную на создание хороших условий для жизни и труда таких жителей страны.

Следует подчеркнуть, что в этом государстве не распространён бытовой национализм. За все годы после распада СССР в Туркменистане не зафиксировано ни одного конфликта, основанного на межэтнической или межконфессиональной неприязни.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

Общие сведения

ТУРКМ‘ЕНЫ, туркмен (самоназвание, в русской литературе 18 - начала 19 века - трухмяне, трухмены), центральноазитский тюркский народ в Туркмении (численность 2538 тыс. человек), живут также в Узбекистане (122 тыс.), России (39,7 тыс.), Таджикистане (20,5 тыс.), Иране (975 тыс.), Афганистане (около 400 тыс.), Ираке (250 тыс.), Турции (200 тыс.), Сирии и Иордании. Общая численность 4600 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность туркмен, проживающих на территории России, составляет 33 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 36 885 человек.

Говорят на туркменском языке тюркской группы алтайской семьи (относится к огузской подгруппе тюркских языков). По религии традиционно мусульмане-сунниты.

Часть туркмен живет в Иране, Афганистане и России (Северный Кавказ). Родственны туркам и азербайджанцам. Сформировались на рубеже II тысячелетия в результате ассимиляции тюрками местного ираноязычного населения.

В этногенезе Туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с 4-6 веков начало подвергаться тюркизации. Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в 9-11 веках, сыграли важную роль в этногенезе Туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в 11 веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав Туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале 13 века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в 14-15 веках, когда после монгольского завоевания сложились новые племенные объединения, составившие ядро туркменской народности: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), "внешних" (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и "внутренних" (собственно салыры) салыров, а также гоклены.

Помимо них и более мелких племён Туркмен - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав Туркмен. В 16-18 веках происходило массовое переселение многих Туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили). Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими туркменские племена. Политическая и экономическая разобщённость, постоянные войны и набеги правителей соседних стран препятствовали экономическому, культурному и общественному развитию, способствовали консервации архаических социальных институтов. Почти до 80-х годов 19 века у Туркмен существовало патриархальное рабство; сохранялось архаическое деление на иг - "чистокровных", гул - "рабов", гырнак - "рабынь" и ярым - потомков от смешанных браков свободных с рабынями. Кроме этих основных социальных категорий существовали ещё гелмишек (гонши) - пришельцы из других племён и тат - потомки покорённых и ещё не полностью ассимилированных ираноязычных народов.

Среди обычаев развит калым - выкуп за невесту.

В 18-19 веках сохранялись традиции родового строя в общественных отношениях и сильные пережитки родовых обычаев; экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство способствовало сохранению патриархального быта. До 30-х годов 20 века Туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. Племенные и родовые связи играли в прошлом большую роль и использовались родовыми вождями для эксплуатации своих сородичей. В условиях постоянных передвижений, завоеваний, военных столкновений, продолжавшихся до самого присоединения к России, в обществе Туркмен родо-племенная структура была исторически обусловленным явлением, формой социальной организации народа. Племенная общность в этот период постоянно развивалась и трансформировалась.

В 80-е годы 19 века Туркменистан был присоединён к России и на его территории начался процесс подъёма хозяйственной и политической жизни, несмотря на то, что Туркмены оказались разделёнными на три части (не считая Туркмен Ирана и Афганистана): в Закаспийской области (основная масса), включённой позднее в состав Туркестанского края, в составе Хивинского ханства и Бухарского эмирата. После ноября-декабря 1917 основная часть территории вошла в Туркестанскую АССР. В 1924 образована Туркменская ССР, в декабре 1991 ВС республики принял Декларацию о независимости Республики Туркменистан.

Традиционным занятием Туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные Туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части Туркмен, жившей в оазисах, преобладали земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине 19 века ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

В последние десятилетия у Туркмен созданы многоотраслевая промышленность и крупное механизированное сельское хозяйство (хлопководство, особенно тонковолокнистое, бахчеводство, садоводство и виноградарство). В животноводстве наряду с традиционным верблюдоводством и овцеводством (главным образом каракулеводством) большую роль играет молочное животноводство. В 1990-е годы появились фермерские хозяйства. Значительное место занимает аренда. Продолжают развиваться народные художественные промыслы - ковроткачество (ставшее и профессиональным искусством), производство узорных войлоков, ювелирное дело, вышивка и др.

Семейно-бытовой уклад Туркмен характеризовался многими древними пережитками патриархально-родового быта, следами материнского счёта родства, многими архаическими обычаями и верованиями. Запреты браков носили строго индивидуальный характер, касаясь определённых категорий родственников. Строго соблюдалась племенная эндогамия: браки между представителями разных племён осуждались обществом.

В конце 19 - начале 20 века у Туркмен преобладала большая патриархальная семья, особенно прочная в районах, где сохранялось комплексное хозяйство. Большая семья включала в себя несколько поколений родственников или семьи неразделившихся братьев. Семьи, состоявшие из семейной пары с детьми, а иногда одного из родителей мужа, встречались реже. Члены большой семьи вели общее хозяйство, имели общий котёл и кассу. Во главе её стоял старший по возрасту мужчина - отец или старший брат. Над женщинами главенствовала жена или вдова старшего. Власть главы семьи была неограниченной: он распоряжался всем её имуществом и судьбой её членов.

Традиционным жилищем Туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. В Серахском и Каахкинском районах довольно частыми были дома с куполообразным перекрытием. Среди прикаспийских Туркмен были распространены деревянные дома на сваях. Ныне сельское жилище обычно - 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время. Хозяйственные помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоящее время юрта бытует во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или как жилище чабанов на отгонных и сезонных пастбищах. Для современных городов характерна многоэтажная застройка; сохраняются и благоустроенные одноэтажные дома с усадьбами.

В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых Туркмен, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат или пальто. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует национальная обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шёлковые халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины. Женщины в сельских местностях, реже в городах, носят платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шёлковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахя, борик). Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сельских местностях сохраняются халаты. Для национального женского костюма характерно значительное количество серебряных украшений.

Современная пища Туркмен сохраняет национальную специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай (гок чай).

У Туркмен достигли расцвета литература и различные формы народного и профессионального искусства, сложилась национальная интеллигенция.

Г.П. Васильева


УЗБ‘ЕКИ, узбек (самоназвание), сарты (устаревшее русское название), народ в Узбекистане (численность 14 145 тыс. человек). Живут также в Таджикистане (1198 тыс. человек), Казахстане (332 тыс. человек), Киргизии (550 тыс. человек), Туркмении (317 тыс. человек), России (289 тыс. 862 человека). В Афганистане 1,78 млн., в Китае 15 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность узбеков, проживающих на территории России, составляет 123 тысячи человек, по данным Переписи населения 2002 года - 127 тыс. человек.

Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи. Наречия: карлукское (или карлукско-чигилеуйгурское), кыпчакское, огузское и многочисленные переходные говоры и диалекты. Распространены также русский и таджикский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Узбеки - мусульмане-сунниты.

Этногенез Узбеков протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных районах. В формировании Узбеков принимали участие древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена. Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа нашей эры, в связи с продвижениями кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего именоваться Узбеки, особенно активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монгольских племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века. Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура и первых Тимуридов (2-я половина 14-15 век). Этноним Узбеки утвердился значительно позднее, после ассимиляции в её среде дештикыпчакских Узбеков (название кочевников Золотой Орды со времён хана Узбека, 14 век), пришедших в конце 15-16 веке во главе с Шейбани-ханом из степей Казахстана.

К началу 20 века в составе Узбеков выделялись три большие субэтнические группы: сарты - древнее оседлое население оазисов; тюрки - сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана; Узбеки - потомки дештикыпчакских племён, переход которых к оседлости завершился лишь к началу 20 века. Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После присоединения среднеазиатских ханств к России в 19 веке процесс национальной консолидации Узбеков значительно усилился. В 1924 образовалась Узбекская ССР, с 1991 - Республика Узбекистан.

Традиционными занятиями Узбеков в оазисах были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремёсла и торговля. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией. Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (главным образом на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в основном из среды оседлого населения - Узбеков и таджиков. В предгорной и особенно в степной зонах у полукочевых Узбеков скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским - ведение молочного хозяйства (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, перемётные сумы, скатерти, попоны и др.).

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).

С 1960-х годов результаты реорганизации сельского хозяйства были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на других культурах и на содержании скота, что привело к резкому ухудшению питания населения.

Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи, Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала тяжело. Переселение горцев повлекло за собой и утрату их традиционной культуры, их хозяйственных навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на других отраслях земледелия, так примат каракулеводства (ради экспорта смушек) в овцеводстве привёл к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец (гиссарской, джайдари), выведенных трудом многих поколений узбекских овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения.

На формирование особенностей быта Узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции - выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых Узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и "родовой" общине было свойственно глубокое социальное расслоение. Устойчивости общинных традиций способствовала неразделённая семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки и притом ранние. Отношения в семье зиждились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых Узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом.

Господствующей формой современной семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим

достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства [кишлак, в крупных селениях и городах - квартал (махалля)]. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной культуры Узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придаётся большое значение общественному мнению.

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

Мужская и женская одежда Узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца 19 - начала 20 века распространилась верхняя одежда в талию - камзол. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин - платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы. Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.

В одежде Узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие - от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс - стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне основной головной убор женщин - платок.

Пища Узбеков состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными травами. Излюбленное блюдо - плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток - чай, чаще зелёный. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.

Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны народные театр и цирк - выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.

Б.Х. Кармышева


Очерки

Узбеки. "Мифы о нас самих" - газета "Час Пик"

Широкий чапан
не износится,
свободный союз
не развалится.

Узбекская пословица

Как видите, узбеки еще много лет назад предвидели «главную трагедию» двадцатого века. Вот и развалился, потому что был несвободным. Кому-то плохо от этого, а кому-то вполне хорошо. Вот в Санкт - Петербурге стало гораздо меньше иностранных студентов, но значительно прибавилось разнорабочих. Почему так вышло — попробуем разобраться в очередной серии нашего проекта «Легенды о народах».

В самом деле, сколько узбеков живет в Петербурге, зачем они сюда приезжают, кем работают? И как, наконец, им удается готовить такой изумительный плов?

Да, кстати, чапан — это такой кафтан, как утверждает словарь Даля.

Публикации газеты "Час Пик", посвященные узбекам
(кликабельно, ~ 990 Kb, формат.pdf)

ПЛЕМЕНА БОЗОК

ДЕТИ ГЮН-ХАНА-САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА

1. Гайы (Кайи), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон - белый сокол, доля мяса - правая лопатка.

Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев)

2. Баят (Байат), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (107), доля мяса - правая лопатка (108).

Представители туркменского племени баят основали Государство Сефевидов. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как боуты.

3. Агойли (Алкаравли), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия; [его рода] тамга: онгон - белый сокол, доля мяса - правая лопатка.

4. Гараойли (Кара-Ивли), т. е. по чернотропу прекрасно ездил; [его рода] тамга: онгон - белый сокол, доля мяса - правая лопатка.

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1. Языр (Йазыр), т. е. люди многих стран будут на твоей стороне; [его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

2. Дюгер (Догер, Тохар, Дока), т. е. ради общения; [его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

Представители туркменского племени дюгер (тохар) стали основателями Кушанского царства

3. Додурга, т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок; [его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

4. Япарлы, т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма.
[Его рода] тамга: онгон - орел, доля мяса - передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЙЫЛДЫЗ-ХАНА

1. Овшар (Авшар), т. е. проворный в деле и страстный охотник; [его рода] тамга: онгон - тавшанджил, доля мяса-правое бедро.

Шахом Ирана в 1736-1747 был Недир-шах. представитель туркменского племени овшар (авшар)

2. Кызык, т. е. сильный, знаток законов и битв; [его рода] тамга: онгон тавшанджил, доля мяса - правое бедро.

3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших; [его рода] тамга: онгон- тавшанджил, доля мяса - правое бедро.

Династия Великих Хорезмшахов происходит из туркменского племени бегдили

4. Гаркын (Каркын), т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа; [его рода] тамга: онгон - тавшанджил, доля мяса - правое бедро.

По одной из версий, династия Великих Моголов могла происходить из туркменского племени гаркын (самоназвание государства Великих Моголов «Гуркания»). Туркмен Недир-шах (из племени овшар) после пленения им императора Великих Моголов Мухаммад-шаха, сказал следующее: "Так как наша августейшая особа известна [как принадлежащая] к племени афшар, а афшары являются одной из ветвей туркмен и наши отцы и деды принадлежали к туркменской семье, то в таком случае эти два государства связаны со славным племенем курканов, и целью нашего прибытия в эти области является лишь встреча с вашей высокосановной особой”.

ПЛЕМЕНА УЧОК

СЫНОВЬЯ ГЁК-ХАНА

1. Баяндыр (Байандур), т. е. всегда живущий в полном довольствии; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса- левое бедро.

Представители туркменского племени баяндыр являются основателями туркменской династии Акгоюнлы (Аккоюнлу) и одноименного государства. Также, представители племени входили в состав 7 крупных племен, населявших Кимакский каганат. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как берендеи.

2. Беджене, т. е. проявляющий ревностное старание; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса-левое бедро.

Туркменское племя беджене известно в истории как народ печенегов.

3. Човдур (Чавулдур), т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса-левое бедро.

4. Чепни, т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье; [его рода] тамга: онгон - кречет, доля мяса - левое бедро.

СЫНОВЬЯ ДАГ-ХАНА

1. Салыр (Салур, Салгыр), т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей; [его рода] тамга: онгон-... , доля мяса-голень задней левой ноги.

Представители туркменского племени салыр основали государство Гараманогуллары (Караманогуллары), впоследствии вошедшее в состав Османской империи

2. Эймир (Эймур) (155), т. е. имеет много воинов и богатый; [его рода] тамга: онгон-..... , доля мяса - голень задней левой ноги.

Представители туркменского племени эймир входили в состав 7 крупных племен, населявших Кимакский каганат

3. Алаюнтлы (Алаюнтлу), т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней); [его рода] тамга: онгон -..., доля мяса - голень задней левой ноги.

4. Урегир (Урегюр), т. е. его дела всегда на высоте; [его рода] тамга: онгон - .... , доля мяса - голень задней левой ноги.

СЫНОВЬЯ ДЕНГИЗ-ХАНА

1. Игдир (Йигдыр), т. е. прекрасный и великий; [его рода] тамга: онгон - сокол, доля мяса - ляжка.

2. Бюгдюз, т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый; [его рода] тамга: онгон -..., доля мяса - ляжка.

3. Иве (Йива), т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки; [его рода] тамга: онгон -..., доля мяса - ляжка.

Представители туркменского племени иве основали династию и одноименное государство Гарагоюнлы (Кара-Коюнлу)

4. Гынык (Кынык) , т. е. уважаемый везде, где бы не находился; [его рода] тамга: онгон -...., доля мяса - ляжка

Представители туркменского племени гынык (кынык) основали Сельджукскую империю.

Источники:
Фазлаллах Рашид ад-Дин. "Огуз-наме".
Мухаммад Казим "Надирова история"
О. Гундогдыев "Туркменский след в древнерусской топонимике"
и другие