Туалет в замке и ванна среднее века. Личная гигиена в средневековье

Физиологические потребности существуют в человеке изначально: потребность в пище, воде, воздухе, сне, и конечно уединения в туалете. Первый сидячий туалет принадлежал шумерской царице в 2600 году до нашей эры. Сейчас этот экспонат выставлен в британском музее. В тот же период туалеты появились и на Крите. Среди руин Кносса найдены каменные стульчаки, к которым при помощи труб подводилась вода. Это были первые в мире «смываемые» туалеты. В римскую эпоху были общественные туалеты. Кроме того они использовались как место общения.

Туалет в древнем городе Остия — ровесник города Помпеи, и ему более 2 тыс лет.

На улицах города люди не стеснялись прилюдно справить нужду. Такие ниши вмонтированы в античном городе Перге (Турция).

Туалет замка сорока колонн на Кипре в Пафосе (7-12 в)


Римский туалет.

Любопытно, что римский император Веспасиан ввел налог на общественные уборные. Урину собирали в большие глиняные горшки и использовали как средство для стирки одежды, чистки зубов и дубления кожи!

В средневековой Европе не было системы канализации. Не было общественных туалетов. Были другие нравы. Было нормой оправить нужду прямо на улице. Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим.

В замках Англии средневековый туалет - маленькая ниша с отверстием вниз, на которой лежит решетка.

Туалет Франции

В большинстве замков средневековья только зажиточные хозяева могли позволить себе иметь специальные помещения для осуществления естественных нужд. Подобные помещения в Англии назывались гардеробами. Они представляли наклонный желоб для выброса … либо заметно выступали из стен, благодаря чему выделения выбрасывались за стенами замка в ров, не касаясь каменной кладки.

В замках удивляет то, что туалеты бывают, как одиночные, двойные, и даже с тремя открытыми кабинками. Люди того времени не смущались присутствия «соседей».

На стене туалета стоит надгробная плита перевёрнутая вверх ногами.

Туалет с тройными кабинками

Туалетные принадлежности: стационарный туалет

Переносной горшок.

В замке «Роз» (Австрия) туалет назывался комнатой «грохота», потому, что всё, что летело из туалетной комнаты, застывая на лету, с грохотом падало на землю. справа переносной горшок.


Средневековый туалет в замке Локет. (Чехия)

Туалет в Шпиц замке (Швейцария)

Для аристократии в моде были фарфоровые или фаянсовые предметы типа ваз и супниц. Дамы носили с собой бурдалю - узкие горшки, которые было удобно подсовывать под пышные юбки.

Первый ватерклозет - туалет с бачком и водным резервуаром, похожим на современный - появился в Англии в 1590 году для Елизаветы I, правда, воду в бачок нужно было заливать самостоятельно.

Но начиная с конца 1870х, наступила мода на унитазы всех форм и расцветок, в стиле ампир и ренессанс, богато украшенные лепкой, росписью и т.д.

Первая «современная ванна» была построена в Версале. В холостяцкой спальне графа замка Кардифф (Уэльс) была мраморная ванна, привезённая из Рима лордом Бьют, имела металлические вставки из рыб и морских существ , которые, под водой казались в движении.

На фото внизу небольшая ванная комната другой спальни, построенной позднее в замке, облицованная панелями из грецкого ореха с вставками из 60 видов мрамора.

Ванна заключена в массив из грецкого ореха. Мойка раковины установлена в мраморной плите. Особенно великолепна чаша, где в нижней её части изображена русалка расчесывающая волосы.


Довольно скромная обстановка ванной комнаты царской четы Николая II во дворце Ливадии. Ванна с лепниной, как и на стенах помещения. Обратите внимание на кольцо над ванной, где необычно крепилась шторка, закрывающая человека вокруг, чтобы не плескать лишнюю воду.

Вестибюль Марии Бурбон или ванная Наполеона. Дворец и музей Питти в Италии.

Каменная ванна в археологическом музее города Ассизи (Италия).

Умывальник, или рукомойник в Воронцовском дворце.

Зубастые умывальники с редкими зубьями смотрятся зловеще в средневековом подвале, и в полумраке с ними наедине как-то не по себе. Креативные арт-объекты в Крумловском замке. (Чехия)

В Индии в конце 19 века вспыхнула чума. Результатом её служила нечистоплотность населения, как бедных людей, так и богатых. (фото из интернета)

Одной из причин была ужасная «грязь» так называемых уборных помещений. Была создана комиссия для исследования этих отхожих мест. У комиссии создалось впечатление, что уборные в богатых домах были грязнее. Они были тёмными, зловонными и кишели червями. А у касты » неприкасаемых» наоборот лачуги чисто выметены, и горшки блестели. Люди справляли свои нужды на открытом воздухе. В кварталах высшего класса в каждой из комнат был сделал сток, как для воды, так и «отходов». В результате весь дом был наполнен зловонием. Иногда стоки второго этажа спускались на первый этаж. Как жильцы умудрялись там спать? Такие же вещи были и храмах, где ко всему прочему добавлялась свалка отбросов, где гнездились вороны и коршуны. В домах города по западному образцу в комнатах отсутствовали стоки для нечистот, а в комнаты ставили ночные горшки. Прислуга обязана была убирать как за хозяевами дома, так и за гостями. Так писал в своей книге Махатма Ганди.

Любопытна гигиена некоторых северных народов, которые мылись по-особому - натирались жиром нерпы, а потом соскребали с себя жир вместе с грязью. Летом мылись у водоемов, натирая тело песком. Новорожденного младенца сразу не мыли, а обтирали заячьей шкуркой и заворачивали в чистую заячью шкурку, насыпав в ноги труху из гнилого дерева. Мыть начинали с третьего дня жизни. Вместо пелёнок использовали сухой мох-сфагнум, используя и как туалетную бумагу, а так же подкладывали его в качестве подгузников под младенцев. Такая гигиена сохранилась до их пор.

Так описывает свидетель побывавший в гостях у эвенков: » В гости к местному жителю приехала молодая семья, они прошли в тёплую ярангу, оставив свои вещи в холодной. Когда хозяйка вышла за продуктами в холодную комнату, услышала как в коробке что-то шевелится. Она подумала, что гости что-то забыли, и сообщила об этом. Гостья спокойно сообщила, что в коробке спят её дети. Ребёнок зашевелился по двум причинам: хочет есть, или проблема с туалетом. Моча в коробке с младенцем в трухе дерева скатывается шариками, поэтому их просто вытряхивают, и добавляют новую порцию. Если ребёнок голоден, женщина наклоняется над ним, потому что что младенец лежит голенький во мху или древесной трухе, кормит его грудью. Всё очень просто.


Миф или правда?

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

В большинстве замков средневековья не было ни водоснабжения, ни канализации, ни сортиров. Только зажиточные хозяева замков позволяли себе иметь специальные помещения для осуществления естественных нужд. Подобные помещения в Англии назывались гардеробами. Они представляли наклонный желоб для выброса испражнений либо заметно выступали из стен, благодаря чему выделения выбрасывались за стенами замка в ров, не касаясь каменной кладки. Увидеть подобные «туалеты» можно на старинных гравюрах: на внешних стенах имеются небольшие пристройки, представляющие отхожие места с отверстиями, а не сторожевые стрелковые башенки, как может показаться.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит помоями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!». Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

Туалеты были

Другое дело, что они были скрыты от посторонних глаз. Под туалеты были оборудованы, например, шкафы (комоды) - заходишь в шкаф, а там стул с отверстием, а под ним горшок.

В средневековой Европе были другие проблемы:

  • Не было системы канализации. Пока не была создана организованная система сбора и утилизации экскрементов, отходы человеческой жизнедеятельности очень быстро переполняли выгребные ямы и в результате оказывались на улицах городов, в реках и каналах. От переполненных выгребных ям стояла вонь. Многие для оправления естественных нужд использовали ведра и горшки.
  • Не было общественных туалетов. Были другие нравы. Было нормой оправить нужду прямо на улице. Тысячи придворных, тусующихся в Версале, не заморачивались поисками туалетов, а делали свои дела за портьерами или в саду.
  • Когда изобрели унитаз со смывом, Европа столкнулась с другой проблемой - великим зловонием. Дело в том, что канализационные трубы выводили прямо в реки. Ни о какой очистке тогда не речи не было. В результате реки переполнялись фекалиями и сточными водами.

Вспомни сортир

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».

Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков. Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Туалеты в замках




Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях, возможно, они существовали и тогда, когда эти строения возводили из дерева. В замках туалеты как правило находились на каждом этаже, в каждой башне, кроме того, знатные люди имели собственные клозеты. Чаще всего такой туалет представлял собой небольшую пристройку на стене, из которой испражнения падали вниз. Этот архитектурный элемент именовался гардеробом и выглядел вот так:

Гардеробы на стенах средневекового замка

Вот так это выглядело изнутри

А вот так это выглядело глазами современников

Если в замке или дворце имелся водопровод и сливная канализация, то туалеты по мере возможности обеспечивались сливом. Самый древний из дошедших до нас подобных сортиров принадлежал бургундскому герцогу Иоанну Бесстрашному и датируется 1405 г. Совершенство форм этого приспособления не оставляет сомнений в том, что ко времени создания такой туалет был обычным делом для знати. Просто более ранние его собратья до нас не дошли.

В средневековом Лондоне было минимум 13 общественных туалетов, не менее 2-х из них размещались прямо на лондонском мосту – главной транспортной артерии, соединявшей две половины города. Как и положено средневековому городскому мосту, он был застроен домами, а на нижних ярусах располагались водяные мельницы, которые качали воду в систему городского водопровода. Остальные были расположены над двумя городскими ручьями – Флит и Уорбрук.
Как правило, на одной улице было несколько общественных туалетов, которым пользовали все жители. Так, в 1579 г. на 57 домов на Тауэр стрит, в которых проживало 85 человек, приходились 3 общественных нужника. Однако, в некоторых домах горожан уже в XV в. были частные туалеты. Они были выведены либо в ручьи, либо в выгребные ямы и сточные колодцы.
Первый унитаз со сливом был построен сэром Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г. В течение XVIII в. они стали обычной вещью в домах зажиточных лондонцев.

Когда Париж «покинул» остров и ступил на берег реки, потребовалось обеспечить растущее население системой канализации. С этой целью в 1350 под Монмартром построили первую подземную клоаку - Fosse de St. Opportune, которая была выведена в Сену недалеко от Лувра. Еще в начале XIII в. улицы Парижа замостили. По специально сделанному в центре улицы желобу сточные воды стекали в реку.

Именно смрад от клоаки заставил Франциска I перевезти свою мать в Тюильри, поскольку находится в Лувре было просто невозможно. Спустя несколько десятилетий Екатерина Медичи построила здесь новый роскошный дворец. В 1539 г. утомленный вонью Франциск приказал горожанам под угрозой конфискации жилища строить выгребные ямы и сточные колодцы, которые отныне должны были быть в каждом доме. Одновременно парижане должны были оборудовать в каждом жилом доме туалеты, однако это требования выполнено не было. В 1606 г. король в очередной запретил справлять естественный надобности где-бы то ни было, кроме нужников, но это мало кого смутило. Буквально через несколько дней его сына застали, когда он мочился у дверей своих покоев во дворце Сен-Жермен.
К 1613 г. в Париже было построено 24 канализационных канала, только часть из них находилась под землей. В XVIII в. в столице было множество общественных туалетов, однако они было настолько отвратительны, что горожане их избегали, предпочитая справлять нужду прямо на улице. Особенно им полюбились террасы дворца Тюильри, которые были загажены настолько, что принц Орлеанский выстроил несколько десятков новых туалетов, в которых старались поддерживать чистоту.

Самые древние крытые клоаки были обнаружены в Кельне и Трите при раскопках римской система канализации. Римская система разделения питьевой и сточных вод по мере сил была реализована в системе средневековой канализации не только во Франции и Англии, но и Германии.
В Тарту были обнаружены и изучены 35 общественных туалетов XIV-XVI вв., самый старый из которых датируется 1305 г. Первоначально, пока город не был обнесен стеной и проблемы свободного места не существовало, по мере заполнение одной отхожей ямы, ее закрывали и рядом строили новую. Однако, после строительства стены общественные туалеты стали чистить по мере заполнения. В среднем один такой туалет полностью заполнялся в течение 40 лет. Аналогичные, только большие по размеру общественные сортиры археологи обнаружили в Любеке и других немецких городах.
В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

Средневековье – это период истории Европы, в котором, как обычно представляется в наше время, большая часть континента находилась в упадке. Во многих аспектах качество жизни средневекового общества уступало в сравнении с периодом Римской империи, который ему предшествовал, или эпохой Ренессанса, которая последовала за Средневековьем. Одним из таких аспектов является соблюдение правил гигиены.

Средневековый туалет

Понятие о гигиене в средние века, можно сказать, быть совершенно отличным от современного. Это, естественно, отражалось на гигиене людей тех времен в их повседневной жизни. Во-первых, водопровода как такового еще не было, и, когда «природа звала», люди и ходили, можно сказать, «на природу», то есть, пользовались туалетом на улице. Чаще всего это была просто хлипкая крытая постройка над отверстием в земле. В замках, монастырях и аббатствах это были узкие тесные комнатки для справления нужд. Справедливости ради нужно сказать, что эти внутренние уборные были размещены как можно дальше от остальных помещений и обычно имели двойные двери, чтобы удерживать неприятные запахи внутри.

Плюс к этому, в каждой комнате под кроватью, на всякий случай, находились ночные горшки. Одна из самых «странных» профессий, которые происходили из подобного уклада жизни, была уборщик королевского туалета. Подобной чести, как правило, удостаивались сыновья знатных особ. В их обязанности входило оказание помощи королю, когда он собирался сделать свое дело, а также устранение результатов этого «дела».

Само собой разумеется, что результаты куда-то нужно было девать. В условиях отсутствия централизованной канализации, люди просто делали выгребные ямы, которые были, по сути, огромными, глубокими вырытыми в земле ямами, в которые и сбрасывались отходы жизнедеятельности. По иронии судьбы, подобная гигиеническая практика была не совсем гигиеничной, так как отходы, подвергаясь воздействию воздуха, создавали благоприятные условия для распространения бактерий, которые, в свою очередь, вызывали опасные болезни. Что касается уборных в замках, экскременты либо падали в ров, либо под стены замка. Существует довольно интересная и столь же спорная версия взятия замка Шато-Гайар в Нормандии, Франция после осады 1203-1204 годов. Якобы французским войскам удалось захватить второй круг оборонительных укреплений, проникнув через туалетный желоб, который вел в часовню.

Другая сторона медали

Но давайте переместимся от одной части тела к другим. Как обстояли дела в плане гигиены полости рта, например. В средние века в рацион питания людей входило намного меньше сахара (если вообще входил), что было ключевым фактором того, что у них были на удивление здоровые зубы, чем в более поздние века, когда пристрастие к сахару распространилась по всей Европе. До того люди просто полоскали рот водой. Что касается зубов, их чистили, протирая куском ткани. Позже для этого начали использовать смеси из трав и абразивов. Также для полоскания полости рта применялась смесь уксуса и вина. Для того, чтобы освежать дыхание, в то время люди жевали сильно пахнущие травы, такие как мята, корица, шалфей.

Если такого ухода за полостью рта оказывалось все-таки недостаточно и зубы начинали болеть, человек был вынужден наведаться к стоматологу, который считал, что боль была вызвана червями, поселившимися в зубе. Кстати, в средние века дантист и парикмахер были одним и тем же человеком, а лечение зубной боли в основном сводилось к удалению без анестезии.

Средневековый стоматолог удаляет зуб. (Общественное достояние, 1616 — 1617)

Чистота телесная

Каково же было отношение средневековых людей к общей гигиене тела, сиречь, к купаниям. Некоторые исследователи считают, что в норме было купаться не очень часто, как например, святой Финтан Клоненахский, который, как утверждали, в течение двадцати четырех лет принимал ванну только раз в году, перед Пасхой. Однако, подобные примеры могут происходить из обычного церковного аскетизма, когда церковники просто избегали чрезмерного купания точно так же, как они избегали прочих излишеств. Хотя люди того времени и принимали ванну, похоже, что делали они это реже, чем мы сегодня.

В самом деле, только богатые могли позволить себе собственную ванну. Остальному населению приходилось довольствоваться общественными банями, в которых должны были размещаться сотни людей. Купание в таких общественных банях не могло существенно улучшить положение вещей с чистотой, так как вода менялась редко, а людей ею пользовалось огромное количество. В результате, от человека, мягко говоря, попахивало. Запах приходилось чем-то забивать, например, букетиками цветов или трав, которые привязывали вокруг запястья, прикалывали к одежде и которые должны были противостоять неприятным запахам.

Как бы то ни было, есть и другая история средневековых купаний. Мыло впервые было использовано именно в средние века, что подтверждается наличием гильдий мыловаров в крупных городах. Кроме того, конечно, средневековая гигиена сегодня будет рассматриваться как недостаточная. Но вот что интересно, как нас, современных людей, будут рассматривать люди будущего, не покажемся ли мы им такими же грязнулями, как нам жители средневековья.

Переходим к самому интересному - к туалетам и мусору.

Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях, возможно, они существовали и тогда, когда эти строения возводили из дерева. В замках туалеты как правило находились на каждом этаже, в каждой башне, кроме того, знатные люди имели собственные клозеты. Чаще всего такой туалет представлял собой небольшую пристройку на стене, из которой испражнения падали вниз. Этот архитектурный элемент именовался гардеробом и выглядел вот так:

Если в замке или дворце имелся водопровод и сливная канализация, то туалеты по мере возможности обеспечивались сливом. Самый древний из дошедших до нас подобных сортиров принадлежал бургундскому герцогу Иоанну Бесстрашному и датируется 1405 г. Совершенство форм этого приспособления не оставляет сомнений в том, что ко времени создания такой туалет был обычным делом для знати. Просто более ранние его собратья до нас не дошли.

Туалет Иоанна Бесстрашного

В средневековом Лондоне было минимум 13 общественных туалетов, не менее 2-х из них размещались прямо на лондонском мосту – главной транспортной артерии, соединявшей две половины города. Как и положено средневековому городскому мосту, он был застроен домами, а на нижних ярусах располагались водяные мельницы, которые качали воду в систему городского водопровода. Остальные были расположены над двумя городскими ручьями – Флит и Уорбрук.
Как правило, на одной улице было несколько общественных туалетов, которым пользовали все жители. Так, в 1579 г. на 57 домов на Тауэр стрит, в которых проживало 85 человек, приходились 3 общественных нужника. Однако, в некоторых домах горожан уже в XV в. были частные туалеты. Они были выведены либо в ручьи, либо в выгребные ямы и сточные колодцы.
Первый унитаз со сливом был построен сэром Джоном Харрингтоном для Елизаветы I в 1596 г. В течение XVIII в. они стали обычной вещью в домах зажиточных лондонцев.

Унитаз сэра Харрингтона

Когда Париж «покинул» остров и ступил на берег реки, потребовалось обеспечить растущее население системой канализации. С этой целью в 1350 под Монмартром построили первую подземную клоаку - Fosse de St. Opportune, которая была выведена в Сену недалеко от Лувра. Еще в начале XIII в. улицы Парижа замостили. По специально сделанному в центре улицы желобу сточные воды стекали в реку.

Парижская ливневая канализация XV в.

Именно смрад от клоаки заставил Франциска I перевезти свою мать в Тюильри, поскольку находится в Лувре было просто невозможно. Спустя несколько десятилетий Екатерина Медичи построила здесь новый роскошный дворец. В 1539 г. утомленный вонью Франциск приказал горожанам под угрозой конфискации жилища строить выгребные ямы и сточные колодцы, которые отныне должны были быть в каждом доме. Одновременно парижане должны были оборудовать в каждом жилом доме туалеты, однако это требования выполнено не было. В 1606 г. король в очередной запретил справлять естественный надобности где-бы то ни было, кроме нужников, но это мало кого смутило. Буквально через несколько дней его сына застали, когда он мочился у дверей своих покоев во дворце Сен-Жермен.
К 1613 г. в Париже было построено 24 канализационных канала, только часть из них находилась под землей. В XVIII в. в столице было множество общественных туалетов, однако они было настолько отвратительны, что горожане их избегали, предпочитая справлять нужду прямо на улице. Особенно им полюбились террасы дворца Тюильри, которые были загажены настолько, что принц Орлеанский выстроил несколько десятков новых туалетов, в которых старались поддерживать чистоту.

Желтые кресты на фасадах домов средневековых городов означали, что мочиться здесь строго запрещено.

Общесвтвенный туалет XV в.

Парижская выгребная яма. Фото XIX в.

Самые древние крытые клоаки были обнаружены в Кельне и Трите при раскопках римской система канализации. Римская система разделения питьевой и сточных вод по мере сил была реализована в системе средневековой канализации не только во Франции и Англии, но и Германии.
В Тарту были обнаружены и изучены 35 общественных туалетов XIV-XVI вв., самый старый из которых датируется 1305 г. Первоначально, пока город не был обнесен стеной и проблемы свободного места не существовало, по мере заполнение одной отхожей ямы, ее закрывали и рядом строили новую. Однако, после строительства стены общественные туалеты стали чистить по мере заполнения. В среднем один такой туалет полностью заполнялся в течение 40 лет. Аналогичные, только большие по размеру общественные сортиры археологи обнаружили в Любеке и других немецких городах.
В средневековом швейцарском городе Шаффхаузене имелось около 130 частных туалетов, которые были расположены на задних дворах. Первоначально они были деревянными, но начиная с XV в. их стали строить из камня. Под такими туалетами имелась цистерна глубиной до 7 м, которая опорожнялась ассинизаторами по мере заполнения. Ко всему этому остается добавить, что в 1739 г. Вена стала первым в Европе городом с современной системой канализации.

Общественные туалеты в Тарту.

Шиффхаузен. Вид со дна туалетной цистерны на ее свод. Цифрой 1 обозначено очко.

Вывоз мусора

Еще в начале ХХ века западные археологи писали об отсутствии археологических доказательств опасного санитарного состояния городов средневековой Европы. Грязь на улицах в средневековом городе была также не приемлима, как и в современном мегаполисе. Как только процесс средневековой урбанизации превратил скопление нескольких сотен деревянных лачуг в поселение с большей частью каменными домами, обнесенными городской стеной, органы управления начали решать вставшую перед ними проблему мусора. Как правило делалось это следующими способами: улицы мостились камнем, за городской стеной устраивались свалки, на которые специально созданные службы вывозили отходы. Само собой, мусорить на улицах строго запрещалось. Археологически доказано, что пресловутые желоба посреди улиц не были заполнены нечистотами, они служили как ливневые стоки и выводили дождевую воду в реку. По этому же принципу устроены все современные ливневые канализации.
Другой дело, что в средние века, как и сегодня, этот запрет соблюдали далеко не все горожане. Также следует учесть, что объемы бытовых отходов, производимых средневековым городом, не идут ни в какое сравнение с современными городами, даже если численность населения в них равная. Средневековье не знало упаковки, которая составляет львиную долю современного мусора. Средневековый горожанин не бросал на мостовую окурки, целлофановые пакеты или обертки от конфет, его домашний мусор состоял главным образом из биологических отходов, часть которых уже тогда шла на переработку. Изношенная одежда попадала к старьевщикам, а затем собиралась как сырье для производства бумаги.
В 1280 г. король запретил горожанам мусорить на улицах Лондона. В 1347 г. королевским эдиктом лондонцам было снова запрещено выбрасывать отходы на улицу, в Темзу или городские ручьи. Однако это не касалось туалетов, которые по-прежнему могли быть расположены над этими водными артериями, однако теперь за право строить из здесь нужно было платить. К XVI в. туалеты над ручьями были окончательно запрещены, а вскоре они были убраны под землю.
Запрет казался как твердых, так и жидких ТБО. Это значит, что с конца XIII в. в Лондоне нельзя было просто так вылить из окна помои на улицу – за этим следили и штрафовали. Конечно, закон нарушали. В 1414 г. была создана специальная сеть информаторов, которая следила за соблюдением этих предписаний. Тем не менее, на улицах было грязно.
По закону горожане должны были выливать помои и выбрасывать мусор в выгребные ямы и сточные колодцы. Выгребные ямы имелись при каждом доме, и ассинизаторы должны были очищать их раз в неделю. В 1427 г. была создана комиссия, которая должна была следить за работой ассинизаторов. В 1531 г. король Генрих VIII издал закон о канализации, по которому комиссия ассинизации была не только возрождена, но и получила общегосударственный статус. Под ее началось были созданы городские службы, в том числе ив Лондоне. И, хотя выгребные ямы часто оставались переполненными, а улицы – грязными, этим вопросом занимались. Сохранилась жалоба лондонца на своего соседа, который не чистит свою выгребную яму, датируемая 20-м годами XV в. Само наличие подобного документа свидетельствует о том, что такое положение вещей считалось ненормальным и порицалось общественностью.
В январе 1421 г. по инициативе новоизбранного мэра Ковентри городской совет принят новые санитарные правила. Остановимся на них подробнее. Итак: при приготовлении пищи отходы запрещалось кидать под стол или выбрасывать на улицу, выпас свиней разрешался только за городской стеной, там же должны были забивать скотину мясники. Горожанам запрещалось выбрасывать отходы у себя во дворе, на улице или в реку, они должны были вывозить их за пределы города на одну из трех свалок. Кроме того, жители города были обязаны следить на чистотой улицы перед своим домом, магазином или мастерской и убирать ее каждую субботу. Те, кто жил на берегу реки, должны были периодически чистить его, чтобы по время наводнений вода беспрепятственно уходила в отводные каналы.
Первая парижская свалка появилась в начале XIII в. Она была расположена там же, где и знаменитая городская виселица Монфокон. Этот полигон ТБО существовал до XVIII в. В XV в. за городскими стенами было создано еще несколько свалок. Именно сюда свозили твердые отходы мусорщики. В 1348 г. парижанам под страхом тюремного заключения было запрещено выбрасывать свой мусор на улицу. В 1404 г. предприятиям, расположенным на берегу Сены, главным образом скотобойням и кожевенным мастерским, было запрещено выбрасывать отходы в реку.
Аналогично обстояло дело и в Германии. Еще в XIII в. бургомистр Мюнхена запретил жителям выбрасывать мусор на улицу и в городские ручьи.