Труды песталоцци. Педагогические идеи иоганна песталоцци

Реферат по социальной работе в Германии

«Социально-педагогическая деятельность Иоганн Генриха Песталоцци».

Введение.

Краткая биография И.Г. Песталоцци.

Основные положения педагогической теории И.Г.Песталоцци.

Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

Физическое и трудовое воспитание.

Нравственное воспитание.

Умственное образование.

Создание частных методик начального образования.

Значение педагогической теории И.Г.Песталоцци.

Актуальность социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

Литература.

Введение.

Цель исследования:

Выявить значение социально-педагогической деятельности И.Г.Песталоцци в наши дни.

Ознакомиться с социально-педагогической деятельностью И.Г.Песталоцци.

Ознакомиться с его произведениями.

На основе выше сказанного, подвести итог о значимости социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивал К.Д. Ушинский.

Это был народник в лучшем значении слова. Песталоцци горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И.Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал.
Краткая биография И.Г.Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам».
Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу.

Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества...» Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего средство развития

Физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностранцев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием французского гражданина.

В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.

Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.

В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «С утра до вечера я был один среди них… Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.

В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт. Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать,

Что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.

В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения.

В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере.

Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - «Лебединая песнь» (1826). Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

Основные положения педагогической теории И.Г.Песталоцци.

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.
Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.
Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.
Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.
В школе дети по мысли Песталоцци («Лингард и Гертруда») проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
Однако такое «практическое» трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.

Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории,

Естествознания.
Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные.» Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу - найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать - крестьянка могла бы обучать своих детей.

Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничивает развитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школы пробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е. формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно обогащаться представлениями". Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбе против догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания в школе.
Однако теория элементарного образования Песталоцци не сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образования в понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитие умственных, нравственных и физических сил ребенка.
И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку

Такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г. Песталоцци усматривал основу саморазвития.

Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

Ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

Многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

Активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и

Пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу. Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.

Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка.

Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

Физическое и трудовое воспитание.

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием.

Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Как указывалось выше, попытка соединения обучения с производительным трудом была одним из важных положений в педагогической практике и теории Песталоцци. В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал

Значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».

И хотя при таком трудовом воспитании было механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, все же ценным является то, что Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Нравственное воспитание.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, - восклицает Песталоцци, - ты школа нравов».

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя - организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных

Чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Отношение Песталоцци к нравственности и религии - свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.

Умственное образование.

Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных - определенными, из определенных - ясными и из ясных - очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

Такая широкая постановка вопроса о двустороннем характере процесса обучения была во времена Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка.

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.

Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится, прежде всего, к умению измерять, считать и владеть речью. Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию, сильно расширил учебный план начальной школы и создал новую методику обучения, которая помогает обогащать детей знаниями и развивать их умственные силы и способности.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци был знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было у Коменского.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход как от части к целому, так и от целого к части.

Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком.

Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством

Занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека.

Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности - «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».

Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он, прежде всего, должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по его мнению, дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.

Создание частных методик начального обучения.

Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них «народной школы», Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.
В основу разработки методики преподавателя родного языка Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время, так как везде еще господствовал буквошагательный метод.
Песталоцци дает целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.
Путем сложных упражнений Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама эта мысль о положительном значений таких занятий верна, однако практическому их выполнению были присущи элементы формализма.
Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий - элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и по настоящее время. Обучение письму Песталоцци предлагал связывать с

Измерением предметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерений Песталоцци рекомендует брать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различные геометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка. Результаты измерений ребенок зарисовывает; эти упражнения в свою очередь являются основой для письма. Возражая против метода обучения арифметике, основанного на заучивании наизусть правил Песталоцци в своей методике первоначального обучения счету предложил иной метод «изучение чисел» - формировать понятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа - единицы. На основе наглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. После того как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначально оперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователи ввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широко используемый в школе и в настоящее время.
Песталоцци дал ряд указаний и по преподаванию географии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюдений окружающей местности Песталоцци ведет учащихся к восприятию более сложных географических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глины и лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью со школьного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученики получают элементарные географические представления, Песталоцци затем постепенно расширял их, и учащиеся получали представления о всей земле.
Таким образом, Песталоцци наметил сравнительно широкую программу начального обучения и дал обстоятельные методические указания к ее практическому осуществлению.
Значение педагогической теории И.Г.Песталоцци.

И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности и развития активности и сознательности детей.

Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдавая последние скудные средства на основание воспитательно-

Образовательных учреждений, И.Г. Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всех людей – в воспитании истинной человечности.

Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания крестьянства и стремился ему всемерно помочь через школу и просвещение. Революционного из создавшегося положения он не искал. Его окрыляли, вызывали у него стремления ближе подойти к народу идеи некоторых французских просветителей, в особенности Руссо.
Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в 19 веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе.

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци и в том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теория элементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем – развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующие методики.

Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики.

Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип – жизнь образует.

«Песталоцци мечтал о такой школе, которая удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималось ими, и была в значительной мере созданием их собственных рук», - писала Н.К. Крупская.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо называл И.Г. Песталоцци первым народным учителем и отцом новейшей педагогики.

Актуальность социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современной России одной из насущных проблем является детская беспризорность и безнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организации качественной профессиональной подготовки педагогического персонала воспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи, исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.

Научный и практический интерес к изучению наследия И.Г. Песталоцци в Европейских странах не ослабевает на протяжении уже двух столетий. В современной Швейцарии осуществляет свою деятельность Институт исследований истории воспитания и образования – «Песталоццианум», который изучает педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. «Песталоццианум» занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденции швейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томов сочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.

Литература:

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987.

Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.

Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981

Российская коллекция рефератов (с) 1996. www.students.ru.

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих — 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейхофе» (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25).

Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений — вначале в семье, затем в школе.

Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

Книги (5)

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 1

Первый том включает сочинения Песталоцци, относящиеся к 1774 — 1790 гг.

В него входит «Дневник Песталоцци о воспитании его сына», статьи и материалы, освещающие нейрофский опыт соединения обучения с производительным трудом детей и общественно-литературную деятельность Песталоцци после закрытия «Учреждения для бедных». Кроме того, в этом томе дается роман «Лингард и Гертруда», а также письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 2

Второй том, охватывающий 1791 — 1804 гг., содержит материалы, отражающие отношение Песталоцци к французской буржуазной революции, а также его деятельность в условиях подготовки швейцарской буржуазной революции и возникшей в 1798 г. Гельветической республики.

В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе. Публикуется одно из важнейших его сочинений — «Как Гертруда учит своих детей», а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.

Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 3

Третий том посвящен периоду 1805 — 1827 гг. и содержит работы, написаны Песталоцци за время существования Ивердонского института, а также в последние годы жизни в Нейгофе.

В этот том наряду с такими известными произведениями, как «Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования», «Лебединая песня», включены некоторые, опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области «индустрии».

Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце» , «Лебединая песня».

Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.

В школе дети, по его мнению (роман «Лингард и Гертруда»), проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне, а также с кустарными мастерскими. Во время работы, а также в свободные от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей».

Песталоцци придавал труду детей широкое воспитательное значение. Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми.

Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.

Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.

Нравственное воспитание. Песталоцци полагал, что главная задача воспитания -- сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма.

В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, -- восклицает Песталоцци, -- ты школа нравов».

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя -- организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

Песталоцци предпочитал «живое чувство каждой добродетели разговору о ней». Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорит о религии естественной, которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Отношение Песталоцци к нравственности и религии -- свидетельство его идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности. Призывая воспитателей к любви и человечности, он не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.

Умственное образование. Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.

У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных -- определенными, из определенных -- ясными и из ясных -- очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».

18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Свыше 50 лет жизни он посвятил воспитанию и обучению детей. Его называют «создателем детского царства». На нише с его бюстом над могилой начертано: «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек. Гражданин. Все для других. Для себя ничего» .

И.Г. Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. В Ивердонском «институте» учились дети из самых разных стран Европы – так велика была уже к этому времени известность И.Г. Песталоцци, прежде всего благодаря его литературным произведениям педагогического характера .

В произведении И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей. Письма Генриха Песталоцци» предпринята попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. Этот труд принес Песталоцци славу создателя нового метода обучения, включает 14 писем, обращённых к книгоиздателю Г. Гесснеру. Книга, в которой автор стремится показать, каким путём он пришёл к тем основным педагогическим идеям, на которых базируется «метод» и дать соответствующее его теоретическое обоснование, вышла в 1801 г. Конкретное раскрытие самого «метода», должно было, по замыслу швейцарского педагога, последовать в самих учебных книгах.

На русском языке письма «Как Гертруда учит своих детей» были опубликованы впервые в 1895 г.

Основное произведение Песталоцци, посвящённое методике умственного воспитания детей дошкольного возраста – «Книга матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» вышла в 1803 г.

Песталоцци написал ее в соавторстве со своим сотрудником Крюзи. Первоначально Песталоцци хотел издать под этим названием серию картинок с подписями. Многие гравюры были заказаны, но, как пишет об этом в своих воспоминаниях Крюзи, наблюдения над детьми убедили Песталоцци в том, что их больше интересуют действительные предметы. Стремясь удовлетворить эту потребность детей, Песталоцци ищет центр, вокруг которого могло было быть объединено предметное преподавание, и приходит к мысли, что сначала таким центром должно быть тело самого ребёнка, как наиболее близкое. «Книга матерей» и представляет осуществление этой идеи Песталоцци. В ней шаг зашагом мать знакомит ребёнка с частями его собственного тела, их количеством, связью между ними назначением.

На русском языке книга вышла в 1806 г. .

Песталоцци придавал большое значение «Книге матерей», устанавливая преемственную связь между «Миром в картинках» Я.А. Коменского и «Эмилем» Ж.-Ж. Руссо.

Педагогические учреждения Песталоцци в Бургдорфе и особенно в Ивердоне приобрели международную известность. Ряд выдающихся деятелей, а также учителей многих европейских стран приезжали изучать работу учебно-воспитательных заведений И.Г. Песталоцци и его «метод». В их числе можно упомянуть английского социалиста-утописта Р. Оуэна, немецкого философа И.Г. Фихте, известного немецкого философа и теоретика педагогики И.Ф. Гербарта, русских педагогов Ф.И. Буслаева, А.Г. Ободовского, М.М. Тимаева и др. И хотя некоторые из них, как, например, И.Ф. Гербарт, критиковали отдельные стороны «метода», однако все были солидарны с устремлением И.Г. Песталоцци гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка .

В качестве одной из важнейших педагогических проблем Песталоцци поставил вопрос о роли воспитания в развитии ребенка: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.

По глубокому убеждению Песталоцци, школьное обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». С этим аспектом педагогической теории Песталоцци связана разработанная им идея развивающего обучения, которую К.Д.Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования . Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.

Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, «метод элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка на основе принципов природосообразности, наглядности, последовательности и постепенности, а также учета психологических особенностей детей разного возраста. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.

Песталоцци тесно связывал умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требования воспитывающего обучения. Прогрессивной является постановка вопроса о двухсторонности обучения: оно: 1) способствует накоплению знаний; 2) развивает умственные способности.

Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Познание начинается с чувственного наблюдения и восходит путем переработки представлений к идеям, которые находятся в сознании человека как образующие силы, хотя и пребывают в неясном состоянии. Без возбуждения самодеятельности , без проявления активности, как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, как и идея развивающего обучения, стало новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку. Состояние полной самодеятельности, к которой стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется, считал Песталоцци, в трех направлениях: «В нравственном отношении – это самодеятельность в любви, в умственном – самодеятельность мышления, в физическом – самодеятельность тела».

Программа воспитания

Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.

Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Умственное воспитание – формирование умения считать, измерять и владеть словом. Простейшие элементы знания – число, форма, слово.

Физическое воспитание – развитие заложенных природой физических сил и соответствующих навыков. Простейший элемент – движение суставов.

Нравственное воспитание – формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения. Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей. Простейший элемент – любовь ребенка к матери.

Цель и сущность воспитания – развить все природные силы и способности человека.

Песталоцци отстаивал общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех природных сил и способностей. В своих педагогических сочинениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что природа ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя».

Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из продолжателей и последователей идей Я.А. Коменского, основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.

Основные даты жизни и деятельности

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769-1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775-1780 - создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800-1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы

1781-1787 - «Лингард и Гертруда».

1801 - «Как Гертруда учит своих детей».

1826 - «Лебединая песня».

Фридрих Фрёбель – создатель детского сада

Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов – Фридриха Фрёбеля и Фридриха Адольфа Дистервега.

Фридрих Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци, вошедший в историю как создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор дошкольных учреждений нового типа – детских садов , получивших широкое распространение во всём мире.

Главные положения своей теории Фрёбель изложил в педагогическом сочинении «Воспитание человека» (1826 г.). В этой работе Фрёбелем раскрыты собственные воззрения на сущность развития личности, пути воспитания, его своеобразие на разных ступенях детства. Книга, которая включала в себя разделы: 1. Введение, 2. Грудной ребёнок, 3. Ребёнок, 4. Отрок, 5. Школа, 6. Семья и школа, оказала большое влияние на развитие педагогики общественного дошкольного воспитания.

Фрёбель также подчёркивал, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

В 1943 г. Фрёбель опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. вышли его «Сто песен к играм в мяч» После смерти Фрёбеля была составлена из издававшихся им периодических журналов книга «Детский сад». В книгу, состоящую из 20-ти глав, вошли «Дары игр», «Строительные песни» и другие ранее издававшиеся им произведения

Ф. Фрёбель поставил своей целью философское обоснование явлений педагогического процесса. Вёл обширную просветительскую, общественно-педагогическую деятельность, был замечательным воспитателем детей в организованных им школьных и дошкольных учреждениях. Ученик и последователь Песталоцци, он шёл самостоятельным путём, развивая его идеи о наглядности, элементарном образовании.

Педагогическая система Фрёбеля складывалась под влиянием немецкой классической философии начала XIX века (Фихте, Гегеля, Шеллинга). Будучи вдохновлённым их идеями, педагог писал: «Воспитание должно на практике руководить и привести человека к ясному самосознанию, к мирному самосознанию, к мирному общению с природой и к единению с Богом, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя».

Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним - окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал - так называемые дары Фрёбеля.

С детьми дошкольного возраста Фрёбель работал в своём «Универсальном германском воспитательном институте», где были классы детей младшего возраста. Первое дошкольное учреждение «для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» он открыл в 1837 г. в Тюрингии в г. Бланкенбурге. В 1840 г. Оно было переименовано в «Детский сад».

В основу своей педагогической теории Фрёбель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов и творческой самодеятельности – в речи, в играх, в строительстве, изобразительной, трудовой деятельности; понимание познания как процесса пробуждения дремлющих внутренних сил путём сенсорного опыта, движений.

Цель воспитания – развитие природных способностей ребёнка.

Придавая огромное значение детской деятельности, Фрёбель разработал теорию игры, собрал и методически комментировал подвижные игры, разработал в определённой, строго регламентированной системе многообразные изобразительные, трудовые занятия, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений, числа; тесно связал со всей деятельностью ребёнка развитие речи, дал её теорию и методику .

Фрёбель выступил не только теоретиком и организатором первых дошкольных учреждений, но и организатором педагогического образования для воспитательниц первых дошкольных учреждений, так называемых «фёбелевских девушек». Подготовка воспитателей также получила европейской распространение, создавались и «фрёбелевские общества», занимавшиеся распространением идей Фрёбеля и подготовкой педагогов для дошкольных учреждений.

Таким образом, Фрёбель представил впервые в истории дошкольной педагогики целостную систему общественного дошкольного воспитания детей и способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

Основные даты жизни и деятельности:

21 апреля 1782 г. - Фридрих Фрёбельродился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт.

1792 г. - его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался мало способным.

В 1797 г. - поступил в учение к лесничему в Нейгаузе.

С 1799 г. - слушал в Иене лекции по естественным наукам и математике, но покинул университет.

13 ноября 1816 г. - открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе.

В 1852 г. - Фридрих Фрёбельумер.

Основные работы:

1826 - «Воспитание человека»;

1843 - «Материнские и ласкательные песни»;

после 1852 года - «Детский сад» (эта книга была составлена из издававшихся им периодических журналов).

Ф.А. Дистервег – выдающийся немецкий педагог-демократ,

1. Краткий биографический очерк

2. Основы педагогической теории Песталоцци

1. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась молва "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он, вместе с двумя сестрами, был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды.

Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения "Эмиля".

В 1774 году Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. В планы Песталоции входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали также минимальное общее образование (учились письму, счету, чтению, пению). В сущности, это была попытка соединить обучение с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман "Лингард и Гертруда".

В 1789 году у Песталоцци появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь н вновь возобновлял педагогическую работу сначала в Бургдорфе (1800 - 1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 - 1826).

На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщает свой опыт. Среди них - знаменитая "Лебединая песня".

2. Цель школы, с точки зрения Песталоцци, - всестороннее гармоничное развитие; оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду.

Песталоцци выделяет и характеризует составные части элементарного образования:

интеллектуальное, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;

физическое - всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками";

нравственное - всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.



Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития.

Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке.

Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его". Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль - на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.

Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание реализовать себя в деятельности.

Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков.

Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом". Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики

Тема 11. Становление российской образовательной системы и педагогики Русского Просвещения.