Тренировочные упражнения на усвоение учащимися букв немецкого алфавита. Карточки с немецким алфавитом и сочетанием букв, или как заинтересовать ребенка


Любой язык начинается с алфавита, и немецкий - не исключение! Чтобы научиться читать по-немецки правильно, нужно сначала познакомиться со всеми немецкими буквами и звуками.
Немецкий алфавит - это алфавит на латинской основе, в его состав входит 26 букв:

A a [а], B b [бэ], C c [цэ], D d [дэ], E e [э], F f [эф], G g [гэ], H h [ха], I i [и], J j [йот], K k [ка], L l [эл], M m [эм], N n [эн], O o [о], P p [пэ], Q q [ку], R r [эр], S s [эс], T t [тэ], U u [у], V v [фау], W w [вэ], X x [икс], Y y [ипсилон], Z z [цэт].

Немецкий алфавит (прослушать)

Прослушать алфавит:

Также в немецком алфавите есть три умлаута (Ä, Ö, Ü).
Прослушать умлауты:

Умлауты (две точки над гласными) обозначают качественное изменения звуков u, o, a.

Правильное произнесение звуков в словах с умлаутами и без них очень важно, поскольку от этого зависит значение слова. Например, слово „schon“ произносится твердо, со звуком «о» и обозначает «уже», в то время как слово „schön“ имеет более мягкий звук, близкий к русскому «ё», и означает «приятный, милый». Будьте внимательны к значкам над гласными, чтобы избежать непонимания!

Чтобы говорить по-немецки правильно, обратите внимание на особенности произношения умлаутов немецкого языка:
В начале слова и после гласных умлаут «ä» читается как звук «э», после согласных: как «е. Чтобы правильно произнести умлаут «ö», положение языка должно быть как при «э», а губ – как при «о». Таким образом, выйдет звук, отдаленно похожий на русское «ё». Кстати, «ё» тоже можно назвать умлаутом, ведь это качественное изменение звука «е» в русском языке. Итак, чтобы произнести умлаут ü – положение языка должно быть как при «и», а губ – как при у. У вас получится звук, отчасти похожий на русское «ю».
Умлауты не так уж легко не только произносить, но и печатать. Если у вас нет немецкой раскладки, вы можете воспользоваться общепринятой заменой знаков:
ä – ae
ö – oe
ü – ue

Еще один необычный знак немецкого языка - это лигатура (т. е. соединение букв) «эсцет» (ß).

Чаще всего, «эсцет» приравнивают буквам «ss», однако помимо звука [s] обозначает долготу предыдущего звука, поэтому заменять «ß» на «s» не стоит - «ss» сигнализирует о краткости предыдущего звука, что важно помнить при изучении правил чтения.
Как и умлауты, «эсцет» не входит в состав алфавита и выносится за его пределы. Однако в словарях эти буквы подчиняются алфавитному порядку: Ää следует за Аа, Öö - за Оо, Üü - за Uu, ß - за «ss».

Правила чтения немецких слов довольно просты и подчиняются несложным правилам, а потому транскрипции в немецком языке нет - она появляется только у некоторых сложных слов, чаще всего пришедших в немецкий из других языков.
Ударение ставится перед ударным слогом, а долгий звук обозначается двоеточием.

От звука к букве. Учимся читать на немецком языке

В немецком языке один и тот же звук могут давать разные буквы. Приведенная ниже таблица поможет разобраться, какие буквы и буквосочетания читаются в немецком языке одинаково.

Помните ! Открытым считается слог, который заканчивается на гласный: da . Закрытый слог заканчивается на согласный: das .

Звук Произношение Буква Положение в слове Примеры
[а] [а] а в закрытом слоге das
ah

в открытом слоге

[s] [с] s в конце слова и после долгих гласных das, Naß
[z] [з] s перед гласными и между ними Saat
f Faß
ff в середине и конце слова paff
v в начале и середине слова Vater
[v] [в] w в начале и середине слова was
[n] [н] n в начале, середине и конце слова nah, an
nn wann
[d] [д] d в начале и середине слова das
t В начале, середине и конце слова Tat
tt В середине и конце слова Satt
d в конце слова Sand
[ц] z в начале, середине и конце слова Zahn
tz в середине и конце слова после кратких звуков Satz
[b] [б] b в начале и середине слова между гласными Bahn
p в начале и середине слова paß
pp в середине и конце слова после кратких звуков knapp
b в конце слова и перед согласной ab
[m] [м] m в начале и середине слова Mann
mm Damm
[g] [г] g в начале и середине слова Gast
[ŋ] [н] ng в середине и конце слова после краткого звука Sang
[ŋk] [нк] nk в середине и конце слова после краткого звука Bank
k в начале и середине слова kann
ck в середине и конце слова после краткого звука Sack
g в конце слова Tag
[кв] qu Quant
[кс] x Axt
[i] [и] i в закрытом слоге Ist
i

в открытом слоге

ie
ieh
ih
[u] [у] u в закрытом слоге und
[у:] u

в открытом слоге

rufen
uh Uhr
[ə] [э] e в конечном слоге Tasse

[р]
r в начале слова или слога Rat
rr после согласного, кратких гласных и долгого Paar, Brust
[r] [а] r в конце слова Vater, wir
[ɜ] [э] e в закрытом слоге Bett
[ɜː] [э:] ä в открытом слоге Käse, Bär,

[е:]
e

в открытом слоге

Rede, Weg, Tee, sehen
[ʃ] [ш] sch в начале, середине и конце слова Schuh
[ʃt] [шт] st в начале слова Strasse
[ʃp] [шп] sp в начале слова spät
[ай] ei в начале, середине и конце слова ein, mein,
[о:] o, oo в открытом слоге Brot, Boot,
[o] [о] o в закрытом слоге oft
[x] [х] ch после кратких звуков a, o, u Fach, doch, Buch
[ç] [хь] ch после кратких звуков ich, recht, weich
g в суффиксе -ig ruhig
[j] [й] j в начале слова перед гласными ja
[ау] j перед гласными a, o, u во франц. заимствованиях Journal, Jargon
g перед гласными e, i во франц. заимствованиях Ingenieur
[пф] pf в начале, середине и конце слова Pfad, Apfel, Kampf
[ой] eu в начале, середине и конце слова Euch, neun, neu, Räume
Задания к уроку

Попробуйте применить знания на практике, выполняя следующие упражнения. Не бойтесь подглядывать в таблицу, со временем все звуки запомнятся, и необходимость в подсказках отпадет сама собой!

Упражнение 1. Прочитайте следующие слова:

Mein, liegen, Freunde, Tasche, Tag, jetzt, Jacke, spielen, stehen, wachsen, zusammen, Stunde, Träume, täglich, ruhig, schon, Bitte, Spaß, selten, ziemlich, oft, neun, Brot, die, Baum, Naß.
Прослушайте:

Ответы к Упражнению 1.
Mein [майн], liegen [‘ли: гэн], Freunde [;фройндэ], Tasche [‘ташэ], Tag [так], jetzt [ецт], Jacke [‘якэ], spielen [‘шпи: лен], stehen [‘штэ:ен], wachsen [‘ваксэн], zusammen [цу’замэн], Stunde [‘штундэ], Träume [‘троймэ], täglich [‘тэглихь], ruhig [‘ру: ихь], schon [шо: н], Bitte [‘битэ], Spaß [шпа: с], selten [‘зельтэн], ziemlich [‘цимлихь], oft [офт], neun [нойн], Brot [брот], die [ди:], Baum [баум], Naß [на: с].

Составленные упражнения способствуют усвоению учащимися букв немецкого алфавита, формированию навыков чтения на немецком языке в соответствии с требованиями к знаниям, умениям, навыкам в начальной школе, а так же развитию у детей внимания и памяти, ассоциативного мышления, смысловой догадки.

В упражнениях даны задания на выделения буквы из ряда других, прочтение слов и предложений.

Благодаря упражнениям, обладающим простой, наглядной, доступной и интересной формой, школьники легко запомнят буквы, буквосочетания, начнут читать слова и предложения. Упражнения помогают родителям школьников, заинтересованным в том, чтобы их ребёнок научился хорошо читать по-немецки.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения на усвоение учащимися букв немецкого алфавита.»

1. Найди и обведи буквосочетание sch . ш.

Deine Schuhe sind schwarz. Der Fischer fischt Fische. Meine Schwester kann schlecht schwimmen.

2. Обведи красным цветом буквосочетания Sp , а синим - буквосочетание St , прочитайте.

Spiel Stadt Stuhl Stern Straße Spiegel Stiefel Sport

3. Hund Hahn ohne gehen ihn Hand Sahne Lohn nehmen ihnen Herr ahnen Sohn Mehl ihm

4. Найди и обведи буквосочетаниеie . Прочитай его в словах, как русскую букву и.

Nie Knie Miene Kopie Nina Kino piepen

5. Найди и обведи буквосочетание ei . Прочитай его в словах как ай.

Ei ein mein kein eine meine dein einem meinem

6. Найди и обведи буквосочетание tsch . Прочитай его в словах, как русскую букву ч.

Deutsch tschüss Deutschland

7. Найди и обведи буквосочетание chs . Прочитай его в словах, как кс.

Sechs wachsen Fuchs Dachs

8. Найди и обведи буквосочетание ck . Прочитай его в словах, как к.

Ecke schicken Rock packen wecken decken

9. Найди и подчеркни буквосочетание au . Прочитай его в словах, как ой.

Bäume Mäuse Häuser Räume Läufer läuft träumen

Die Bäume sind bunt. Die Mäuse fressen Käse gern.

10. Найди и подчеркни буквосочетание eu . Прочитай его в словах, как ой.

neun heute heulen Eure Leute Freund Eule Heu

Im Wald heult eine Eule. Heu ist trockenes Gras.

Mein Freund läuft um die Wette.

11. Найди и подчеркни буквосочетание tz . Прочитай его в словах, как ц.

Katze Satz Witz Spatz Matratze sitzen putzen kratzen Mutze

12. Найди и подчеркни буквy Qq . Прочитай её в сочетании с буквой и, как русское кв.

Quelle Qualle Quark Qual bequem quellen quaken quieken

Die Schweine quieken. Die Frosche guaken.

13. Прочитай букву Yy , как русское и.

Pohy Baby Teddy Tony

Tim spielt mit seinem Teddy. Ich reite auf dem Pony.

14. Прочитай букву Yy , как u .

Typ Dynamo Olympiade Gymnastik Ypsilon

Die Olympiade ist ein schönes Fest.

15. Прочитай слова.

Ja hr Ju li Ju ni Ja nuar Ja guar Jo gurt Ja pan Ju nge ja je tzt je mand ju ng je der

Открытый урок «Праздник немецкого алфавита»

Цели урока: контроль знаний в игровой форме, 2) повторение правил чтения

3) развитие навыков устной речи 4)расширение словарного запаса учащихся

5) повторение песен, стихотворений, игр, физкультречёвок

Тип урока : обобщение и систематизация знаний

Фома урока : урок-соревнование

Оборудование : разрезная азбука, карточки эмблемы для команд.

На доске записана дата урока, тема урока, висит плакат с буквами немецкого алфавита, задания для выполнения.

На уроке присутствуют члены жюри (ребята из старших классов)

Ход урока :

1.Организационный момент: учитель открывает праздник.

Guten Tag,Kinder! Wir feirn das ABC-Fest.Wir wollen das ABC alle zusammen widerholen. Heute zeigen wir, was wir shon konnen. Wir widerholen das ABC.

Specht mir nach ! (Учитель показывает буквы на плакате, дети повторяют их хором)

Wir wissen auch das ABC-Lied. Und jetzt singen wir ! (Учащиеся и учитель станоиятся в круг, берутся за руки, выполняют танцевальные движения,

поют песню « Das ABC-Lied»)

2.Речевая зарядка.

Учитель : Sehr gut! Antwortet auf meine Fragen! (учитель задаёт вопросы по алфавиту, дети отвечают на них)

Учитель: Дети, увас партах лежат карточки с гласными буквами, расскажите о них стихи (Дети рассказывают стихи и показывают эти буквы)

1 .Ich bin A, Ich rufe laut «Hurra»!

2 .Ich bin I, Ich lache viel «Hihi»!

3 . Ich bin O, Ich tanze lustig so!

4. Ich bin U, Ich fliege wie Lulu!

Учитель: А какую считалку с этими буквами вы знаете?

Учащиеся : A,E,O,U

1,2,3- du bist frei!

3. Физкультминутка

Учитель : А какие считалки вы знаете, которые помогают делать нам зарядку и помогают быть здоровыми?

(Дети говорят хором считалки и выполняют гимнастические упражнения).

Считалка :

1,2,3,4-alle, alle springen wir (дети прыгают )

1,2,3,4-alle ,alle spielen wir (изображают игру в мяч )

1,2,3,4-alle,alle tanzen wir ( танцуют )

1,2,3,4-alle,alle laufen wir ( бегут )

4 . Представление жюри.

Деление на команды.

Группа делится на 2 команды путём жеребьёвки. На столе лежат чистой стороной к учащимся листочки бумаги. Их ровно столько сколько учеников присутствуют на уроке. На данных листочках нарисованы эмблемы одной и другой команды-поровну. Ученики берут листочки и садятся по командам.

Учитель: Итак, вы разделились на команды. Начнём наше соревнование.А чтобы у нас было хорошее настроение мы споём ещё одну песню! Wir singen! ( Дети поют и танцуют ):

Anna, Ada, Helga, Hans,

Dieter, Uli, Petra, Franz,

Toni, Lothar, Monika,

Grete und Veronika

5. Задания для соревнований:

Задание № 1 : Игра –соревнование: « Кто быстрее найдёт букву?» Каждая команда получает конверт с буквами немецкого алфавита. Учитель называет букву, а учащиеся находят её изображение в конверте и поднимают.

Задание № 2 : Каждая команда получает карточку с алфавитной сеткой, вы должны вписать буквы в алфавитную сетку, кто быстрее это сделает и прочтёт алфавит, тот побеждает в этом соревновании.

A

1

2

C

3

4

E

5

6

G

7

8

9

J

10

K

11

12

13

3. Задание . Команды получают карточки, в которых они должны слова расположить в алфавитном порядке и прочитать их.

4. Задание . Посмотрите и послушайте сценку. Нужно ответить на вопрос: «Знает ли герой сценки немецкий алфавит?»

Какая команда быстрее и правильнее ответит, получает очко.

(Дети разыгрывают сценку)

Сценка:

Opa : Na , Hanschen ! Kennst du schon das ABC?

Hanschen : Aber, naturlich, Opa!

Opa: Sag mal, welcher Buchstabe kommt nach A , Hanschen?

Hanschen : Alle anderen.

Задание № 5: Угадайте на слух задуманную букву. Каждой команде читается своя цепочка слов. За правильный ответ одно очко.

    Nett , das Bett, traurig, trinken, tanzen

    Blau, bitte, der Buch, der Bruder

    Machen, malen, der Baum, malerisch

    Lesen, klug , klingen, der Wind, das Kind

Учитель : Вы отгадали буквы, какие зто буквы гласные или согласные?

Дети: Согласные

Учитель : Но мы знаем и другие согласные буквы (Учитель показывает карточку с буквой « G » и просит учащихся вспомнить слова и приветствия на эту букву, а также учащиеся читают стихотворение)

Guten Morgen, ruft die Sonne,

Guten Morgen, ruft der Vogel,

Guten Morgen, ruft der Wind,

Guten Morgen, ruft das Kind.

(Затем представители команд рассказывают диалог «Знакомство», по два человека от команды (1 очко))

Учитель показывает букву « F ». Учащиеся вспоминают слова на эту букву, рассказывают стихотворение « Meine Familie ».

Mein Vater heist Hans,

Mein Opa heist Franz,

Meine Mutter heist Renate,

Meine Schwester heist Beate,

Meine Oma heist Ottilie

Das ist meine Familie.

Ich heisse Fritz

Und meine Hund heist Spitz

(Затем представители команд рассказывают рассказ о своей семье (1 очко))

Учитель показывает букву « M ». Учащиеся вспоминают слово на эту букву и поют песню и выполняют танцевальные движения. (Песня о маме « Meine Mutti »)

Учитель показывает букву W (Дети называют слова, поют песню о зиме « Winterlied », а затем играют в игру «Команды», учитель просит что-либо выполнить дети изображают)

Задание № 6: Представители команд получют карточки с буквосочетаниями, объясняют правила чтения буквосочетаний и находят на доскек слова с этими сочетаниями букв.

Ich, nein, wie, jung, zehn

Ihr, der Sport, jana, stimmt,schon, tschuss

Физкультминутка : »Игра с мячом»

(во время физкультминутки повторяется немецкая лексика)

Задание № 7 . Расшифруйте вопрос.

(Учитель готовит карточки для каждого ученика, где цифры соответствуют буквам алфавита)

23.9,5 8,5,9,19,20 4,21 ?

Wie heist du ?

23, 15, 8, 5, 18 11, 15, 13 , 19, 20 4, 21?

Woher kommst du?

Задание № 8. «Собери буквы»

На доске вывешивают карточки с буквами, из которых нужно составить слово.

4.Подведение итогов и награждение .(Жюри подсчитывает очки и объявляет итоги)

В заключении учащиеся поют песню.

Методическая разработка «Игры с буквами немецкого алфавита»

Исполнитель: Уркина Светлана Васильевна,
учитель немецкого языка МБОУ «ООШ№12»
Кемеровская область, город Мариинск

Алфавит – основа языка. К его изучению необходимо подходить с особой тщательностью на начальном этапе. Это позволит в будущем избежать ошибок обучающихся в чтении и письме. Достаточно часто бывает, что ребята пишут плохо усвоенные ими буквы наоборот, словно в их зеркальном отражении, путают на письме похожие буквы или, испытывая влияние родного языка, пишут вместо немецких букв русские. Следствием этого являются серьезные ошибки в чтении. Часто возникают ситуации, когда малыши читают части немецких слов по-русски. Таким образом, во избежание подобных ошибок учителю с самого начала обучения иностранному языку необходимо уделить алфавиту особое внимание.
В данной работе я предлагаю различные задания для закрепления алфавита в игровой форме, что очень нравится детям и повышает их мотивацию обучения.
Предложенные задания не только обучают, но и развивают память, внимание, образное и логическое мышление. Надеюсь, что данные задания позволят разнообразить ход урока немецкого языка и покажут малышам, насколько интересным может быть его изучение.

Найди для каждой маленькой рыбки свою маму. Отгадай, как зовут малышей. Тебе подскажет маленькая рыбка с именем «а».

Помоги поросенку распределить все немецкие буквы, которые ты знаешь, на согласные и гласные.

Этот зайчик построил 2 домика из букв-кубиков в алфавитном порядке. Но он сделал ошибки. Постарайся найти их, иначе домики разрушатся.

Соедини точки по алфавиту (сначала большие, потом маленькие буквы) и узнаешь, что здесь нарисовано.

Помоги буренке дорисовать наполовину стертые буквы. Какие буквы у тебя получились? Назови их.

Посмотри на это странное облачко. В нем спрятались 19 букв немецкого алфавита. Постарайся найти их. Выпиши буквы, которые ты нашел:______________

Посмотри внимательно на этот узор. Как можно быстрее найди здесь все спрятанные буквы, обведи их в кружок и выпиши их в алфавитном порядке. Какие 2 буквы спрятались здесь дважды?

Посмотри внимательно на этого человечка. Из каких букв он состоит? Выпиши все буквы, которые ты найдешь:___________________________________________________________

Придумай и нарисуй своего человечка из букв немецкого алфавита.

Помоги собачке и распутай по ниточке паутинку, начиная с буквы «а». Выпиши по очереди все немецкие буквы, которые спрятал паук. Проверь, в том ли порядке написаны большие буквы.

У каждого из этих зверей есть 3 любимые буквы немецкого алфавита. Напиши их в следах животных, но учти, что ты должен написать большие буквы, а не маленькие.

Желаю Вам и вашим ученикам успеха!
Рисунок 3C:\Users\VALERA\Desktop\мои документы\2012-10-16\002.jpgРисунок 4C:\Users\VALERA\Desktop\мои документы\2012-10-16\002.jpgРисунок 8C:\Users\VALERA\Desktop\мои документы\2012-10-16\006.jpgРисунок 9C:\Users\VALERA\Desktop\мои документы\2012-10-16\007.jpgРисунок 10C:\Users\VALERA\Desktop\мои документы\2012-10-16\008.jpg15

Основное занятие школьника и студента – это учеба. Больше 50 процентов своего времени дети проводят за учебниками, тетрадками и компьютерами – это неотъемлемая часть жизни современного подростка.

Но далеко не всегда детям приходится учить то, что им нравится – большая часть предметов вызывает скуку, приходится заставлять ребенка учить уроки, составлять с ним расписание и многое другое. В сайт расскажут, как сделать немецкий язык интересным для ученика любого возраста.

Преподаватели сайт разработали специальные советы, которые помогут заинтересовать ребенка новым для него предметом. Малыши и подростки – это самый трудный возраст, когда заставить учиться сложнее всего.

  • Никогда не бывает такого, что ребенок не хочет учиться просто так. На все есть причина. Нужно проработать все аспекты – психологический план, программу, преподавателя, школу. Нужно устранить причину, тогда появится желание учиться, например, выбрать другого учителя или перейти на иную программу освоения предмета.
  • Без хороших навыков беглого чтения на иностранном языке ребенок не будет двигаться дальше. Убедитесь, что этот этап он освоил на все сто процентов – в противном случае наймите репетитора, поговорите с педагогом.
  • Важно правильно организовать свое рабочее место. В распорядке дня подростка должен быть четкий график. Определенное время отводится на учебу, досуг, спорт, дополнительные занятия, кружки и секции. Досуг должен быть обязательно, иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к учебе.
  • Необходимо быть благосклонным к малышу, поддерживать его в его непростой работе. Не нужно день ото дня сидеть с ним за домашними заданиями, но Вашу поддержку он должен чувствовать всегда. Интересуйтесь, как у него идут дела. В случае необходимости помогайте.

Распечатайте немецкий в картинках, или основные методы изучения

Обратите внимание, как проходят занятия немецким у ребенка с педагогом. Хорошо, если в процессе будут использоваться следующие методы.

  • Новые знания должны применяться на практике: беседы на немецком, просмотры детских фильмов, чтение книг, стихи наизусть и проч.
  • Использовать карточки с картинками при изучении новых слов и букв.
  • На конкретных примерах ребенку нужно говорить о том, что владеть новым языком – это удобно и полезно. Он пригодится ему в будущем для работы и путешествий за границу.
  • Во время разговорных занятий на немецком должны затрагиваться разные темы: спорт, компьютерная техника, окружающий мир и проч.

Ребенок должен получать удовольствие, осваивая немецкий язык. Это поможет ему выучить новую дисциплину основательно и надолго, а также позволит сделать Ваши с ним отношения более доверительными.