Травля ребенка в школе что делать. Что делать, если ребёнка травят в школе


Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются гладко. Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам — случаи травли подростков в России регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.

Bullying (англ.). — запугивание, травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. Mobbing (англ.) — коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе Виды преследования

Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться. К 10−11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг. Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг. Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с травлей сверстниками в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет- атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву. Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь — от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.


Дух времени

Тенденция последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость». По словам педагога-психолога КГОУ ЦО 57 и автора книги о проблемах буллинга «Дети-изгои» Марины Кравцовой: «Через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель — публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя». По мнению специалистов, буллинг — это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2−3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.

По словам 1200 детей, ответивших на вопросы портала Kidspoll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно. Распределение ролей

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц:
. зачинщики,
преследователи,
жертвы,
наблюдатели.
Инициаторами травли ребенка обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика — самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже — личная месть. Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12−16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи — дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле. Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то — из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков. Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием. Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.

Кто в зоне риска?

Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы травли специалисты относят:
физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез),
неуспешные в учебе,
часто пропускающие занятия,
излишне опекаемые родителями,
неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой),
не желающие соблюдать правила и иерархию в коллективе.
Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.

Как исправить ситуацию

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию — мучители жестоко накажут доносчика. Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию. Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы. В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы. В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых — психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30−50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе — 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале — и домашней) среды, характеризующейся:
теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей. Успешность программы Ольвеуса получила международное признание — уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибербуллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера — устроившего травлю исключают из школы.
Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию у детей:
гиперактивных,
импульсивных,
склонных к риску,
с низким уровнем контроля за своим поведением,
с рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет,
низкой успеваемостью в школе.
При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются: слабый контроль со стороны родителей, использование грубых физических наказаний, низкий социально-экономический статус семьи.


Здесь и сейчас

В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. Автор книги «Дети-изгои» поясняет: «Школьный психолог в курсе всего, что происходит в учебном заведении. Он может работать с педагогами, поскольку те ему доверяют и охотно сотрудничают; с коллективом детей — учить сотрудничать и понимать друг друга, а также с родителями участников травли. И, наконец, школьный психолог сможет оценить, насколько жертва нуждается в дополнительной терапии». В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация. Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьный психолог Марина Кравцова видит это так:
1. Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик.
2. Диагностика психологического климата коллектива.
3. Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями — не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках).
4. Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми.
5. Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса — беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.

6. Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.

Последствия травли

Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы. Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого. Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. «Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им, — добавляет Марина Кравцова. — Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации». Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем.
Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли?
По мнению школьного психолога Марины Кравцовой, стоит насторожиться, если подросток:
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
мало говорит о своей школьной жизни;
одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки;
его никто не приглашает в гости, на праздники.

Знаменитые жертвы буллинга

Кейт Миддлтон подверглась агрессивному преследованию в престижной школе для девочек. Одноклассницы воровали у нее домашние задания, в столовой демонстративно отказывались сидеть за одним столом. Поэтому одна из благотворительных организаций, куда новоиспеченная герцогиня Кембриджская просила жертвовать деньги, была Beatbullying (помощь детям, подвергшимся школьной травле).

Кристен Стюарт . Именно съемки в кино стали поводом для травли Кристен. Издевательства одноклассников вынудили девушку в 13 лет бросить школу.

Миша Бартон после переезда семьи в Нью-Йорк стала жертвой буллинга. Поводом для недовольства послужило ее несоответствие спортивному стилю, принятому в школе. Однако после выхода фильма «Шестое чувство» отношение одноклассников кардинально изменилось.

Леди Гага. Школьные годы певицы не были безоблачными. Всему виной большой нос и полнота, которые и стали поводом для подтрунивания. Зато сегодня «королева эпатажа» может похвастаться спортивной фигурой, прочие же недостатки с успехом маскирует неординарными и яркими нарядами.

Как возникает травля в школе, что происходит с детьми, которые ей подвергаются, как должны действовать родители и учителя и можно ли научить ребенка противостоять нападкам сверстников? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти вместе с профессиональными психологами.

Человеческие детеныши не рождаются со встроенным этическим кодексом: людьми их еще предстоит воспитать. И детский коллектив - это еще стая детенышей: если не вмешиваются взрослые, в ней царит биология. Дети будто животным нюхом чуют тех, кто не похож на них, и изгоняют их из стаи. Домашний ребенок, выходя из предсказуемого мира взрослых, где есть понятные и четкие правила, попадает в дикий мир непредсказуемых сверстников. И столкнуться в нем может с чем угодно: от безобидных дразнилок до систематических побоев и унижений, которые еще и десятилетия спустя будут аукаться кошмарными снами. Как помочь своему ребенку, если социализация оказывается для него травматическим опытом?

Это не детская проблема

Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.

Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.

Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые - учителя и школьная администрация.

«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. - считает Элина Жилина. - Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит».

Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками - тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, - и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли - и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение - и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.

Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность - учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе - взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы - это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».

«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя - люди, как правило, конформные*, - замечает Наталья Науменко.

Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже - некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях - для поддержания дисциплины в классе».

Если травит учитель

У Вероники Евгеньевны (все истории в этом тексте взяты из жизни, но все имена изменены) в четвертом классе есть дети-помощники. Они имеют право ставить другим детям оценки и делать записи в дневник, проверять их портфели, делать замечания. Тимофей, мальчик импульсивный и шумный, имеющий привычку выкрикивать на уроках глупости, учителю мешает. Она осаживает его презрительными замечаниями, и этот тон усвоили девочки-помощницы Оля и Соня. Когда Тимофей отказался выполнить распоряжение Сони, она залезла в его рюкзак, взяла дневник и понесла учителю. Тимофей бросился его отбирать и побил Соню. Родители Сони зафиксировали побои в травмпункте и подали заявление в милицию. Вероника Евгеньевна провела на уроке воспитательную работу: предложила всему классу объявить Тимофею бойкот.

Закон об образовании ясно говорит, что в процессе обучения запрещается применение методов физического и психического насилия. По-хорошему, педагогические приемы Вероники Евгеньевны должны стать предметом серьезного разбирательства в школе, а если школьная администрация отказывается от внутреннего расследования - то районного управления образования. Если родители не хотят публичного разбирательства - остается только менять школу. Ребенок, попавший в такую ситуацию, без взрослой помощи из нее не выберется: он еще слишком мал для того, чтобы противостоять взрослому, который ведет против него войну на равных. Родителям еще только предстоит научить его быть взрослее и мудрее, чем этот взрослый.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии - отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе - явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) - весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню - на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, - от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» - а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки - это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят - отшучиваться, если отнимают что-то - предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают - предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно - ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

А если жертва сама виновата?

Дети, которых травят, часто отличаются социальной и эмоциональной незрелостью, уязвимостью, непониманием неписаных правил, несоблюдением норм. Поэтому у взрослых часто возникает соблазн обвинить в травле самого ребенка.

«Учителя, обсуждая проблему школьной травли, предпочитают называть ее проблемой изгоя, - замечает Арсений Павловский. - Но это всегда проблема коллектива, а не жертвы».

Тем не менее возможно, дело не только в злобности окружающих.

«Хорошо бы присмотреться, расспросить учителей, предложить школьному психологу поприсутствовать на уроках и понаблюдать. Результаты бывают ошеломительными. Ребенок в школе может оказаться совсем не таким, какой он дома», - говорит Наталья Науменко.

Родители Сени, русскоязычные иностранные граждане, приехавшие в Россию работать, отдали сына в хорошую школу с доброжелательной атмосферой. Одноклассники начали его бить уже к концу первого месяца. Учителя стали выяснять, в чем дело - и выяснили: Сеня непрерывно ворчал и ругал все вокруг, начиная от школы и кончая мерзкой грязной страной, куда его насильно привезли и оставили жить среди этих ничтожеств.

А с Сашей, веселым и симпатичным подростком, никто не хотел сидеть рядом и работать над совместным проектом. Педагогам даже не сразу удалось выяснить, что дело всего-навсего в личной гигиене: сильно потеющий Саша не любил мыться и менять одежду, а деликатные одноклассники, не объясняя причины, просто уклонялись от общения.

«Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит социальных навыков, - говорит Арсений Павловский. - И тогда обязательно надо искать помощь. Но это - в долгосрочой перспективе, над этим нужно работать долго. А здесь и сейчас - надо погасить разгоревшийся пожар».

«В таких случаях, несомненно, нужна работа со специалистами, - советует Наталья Науменко, - и, скорей всего, будет нужно на полгода-год изъять ребенка из школьной среды. От такой социализации все равно никакого толку не будет.

Часто для того чтобы избавить ребенка от неприятных переживаний, не так уж много и нужно. Купить сыну-подростку внеплановые штаны, чтобы из-под ставших короткими брюк не торчали волосатые щиколотки. Не заставлять второклассника ходить в школу в колготках, даже если маме это удобно: кальсоны - не дефицит и стоят не дороже. Не водить восьмиклассницу в школу и из школы, если дойти можно пешком и не через криминальный район».

Это не значит, что надо поступаться принципами, если дело действительно в них: речь, скорее, о том, чтобы эти принципы и соображения удобства не делали из детей посмешище.

Ребенка не надо переделывать в угоду окружающим: если вылечить хронический насморк или хотя бы научить ребенка пользоваться носовыми платками, чтобы не текли из носа сопли, - относительно реально, то заставить его похудеть гораздо труднее. Нельзя внушать ребенку, что его можно не любить и преследовать за его инакость. «Так формируется чувствительность к внешней оценке, - говорит Наталья Науменко. - Нельзя подгонять свои качества под оценку других людей, не с этого конца надо формировать самопринятие».

Что делать с чужим ребенком?

Родителей во взаимодействии с чужими детьми мотает из крайности в крайность: то они закрывают глаза на коллективное избиение в двух метрах от них, потому что не отвечают за воспитание чужих детей. То бросаются с кулаками на обидчиков своего ребенка, потому что за своего готовы сразу порвать. И учат своих решать все проблемы кулаками: «а ты ему вдарь как следует». И отсюда начинаются тяжелые разборки, часто с привлечением правоохранительных органов.

Типичная ситуация: второклассник Женя толкает девочку Машу в школьном вестибюле, пока они оба выбирают место, чтобы сесть и переобуться. Маша падает. Машина бабушка толкает Женю и называет его идиотом. Женя падает. Бабушка помогает Маше подняться и велит плачущему Жене держаться подальше от ее внучки. Эмоции мешают ей быть взрослой, не бороться с ребенком на равных.

Безобразничающих детей надо спокойно и твердо остановить. Если чужой ребенок грубит и хамит, не следует опускаться на его уровень. Нельзя ему угрожать и прибегать к ненормативной лексике. Лучше всего сдать его на руки родителям и беседовать с ними, в идеале - в присутствии и при посредничестве педагогов. Важно: чужих детей нельзя хватать руками, разве что их поведение угрожает чьей-то жизни или здоровью.

Внутреннее солнце

Многие научные исследования связывают школьную травлю с неблагополучием в семье и экономическим неблагополучием региона. Внутреннее неблагополучие ребенка ищет выхода - и легкой жертвой оказывается сидящий рядом «не такой»: очкарик, нерусский, хромой, жирный, ботан. И если счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, то ребенка несчастливого зацепить легко: он весь - уязвимое место. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости; несчастный взвоет, ринется в погоню - и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которого тот и добивался.

Так что очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым - это окружить его, как в «Гарри Поттере», мощной защитой родительской любви. Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство собственного достоинства - тебя не так легко вывести из себя словами «очкарик - в попе шарик»: подумаешь, глупости. Это мама с папой должны вырастить в ребенке вот это внутреннее солнышко: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым. Каждый ребенок - Божье дитя, плод Его любви, в каждом - Его дыхание.

Родители, однако, с раннего детства - из лучших, конечно, побуждений - гасят это внутреннее солнышко, бесконечно попрекая ребенка его недостатками и скупясь на добрые слова. Ребенка стыдят, обвиняют и эмоционально шантажируют, не видя грани, которую нельзя переходить. За этой гранью ребенок понимает, что он ничтожен, он не имеет права жить. Ему бесконечно стыдно за себя, он виноват в том, что он такой. Его глубоко ранят самые безобидные дразнилки. У него уже запущен процесс виктимизации - превращения в жертву.

Спокойствие, только спокойствие!

Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется - как будто он взорвал хлопушку: ба-бах - и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать. Но Диме кажется, что промолчать - не круто: надо врезать как следует, чтобы не сочли слабаком.

С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле идеальны фильмы о шпионах и суперагентах. Впрочем, даже Карлсон с его тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния - неплохое подспорье.

Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску обидчикам, а цивилизационные - не поощряют насилие; не ударишь в ответ - ты слабак, ударишь - потащат в детскую комнату милиции. Как ни поступи - окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», - напоминает старую истину Наталья Науменко.

«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, - замечает психолог Элина Жилина. - Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать - то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».

Если родители - христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что смирение и кротость - это не слабость, а колоссальная внутренняя сила. Что подставить вторую щеку - это значит показать, что насилие не может тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще предстоит вырастить в них эту силу духа - и пока ее нет, ребенка надо учить иначе справляться с оскорблениями.

«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его, - говорит Наталья Науменко. - Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды - нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке - одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду - можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать».

Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного страдания, обязательно надо разговаривать - на этом настаивают все специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее.

Гармония и прощение

При подготовке этой статьи мне пришлось прочитать довольно много научных исследований в области школьной травли. Потрясло американское исследование, утверждающее: в 85 % случаев травли окружающие взрослые и дети безучастно наблюдают за ней и не вмешиваются. При этом финские, канадские и другие ученые утверждают: свидетели травли могут кардинально повлиять на происходящее, если не будут отмалчиваться и отсиживаться в сторонке. При этом защищать жертву оказывается не так эффективно, как остановить обидчика. А значит, по-хорошему, своих детей надо учить не только противостоять тем, кто обижает лично их, но и не давать в обиду других, не бросать их наедине с бедой. Помню, как на собрании в первом классе у сына учительница рассказывала: «Я сказала: Алиса, посмотри, ты так плохо себя ведешь, с тобой же дружить никто не хочет. Вот поднимите руки - кто хочет сидеть с Алисой? Никто руку не поднял. И только Саша, самый маленький, встал и сказал: «Я буду дружить с Алисой». Просто урок мне преподал».

Помощь и поддержка друзей помогают снизить виктимизацию у жертв травли. Шведские ученые из Готенбургского университета в Гётеборге опросили повзрослевших жертв школьной травли: что, в конце концов, ее остановило? Два самых популярных ответа: «вмешательство учителя» и «переход в другую школу».

Наконец, обратило на себя внимание гонконгское исследование: сотрудники педагогического факультета Гонконгского университета в качестве профилактики школьной травли предлагают воспитывать детей в духе «ценностей гармонии и прощения на общешкольном уровне, чтобы культивировать гармоничную школьную культуру». Казалось бы, Гонконг вообще не принадлежит к христианской культуре. Но именно там считают нужным учить школьников жить в гармонии с самими собой и прощать других - тому, о чем мы не то что забываем, а даже вовсе не думаем.

Надо учить прощать. Ведь обида и злость живут в оскорбленной душе годами, отравляя ее и не давая подняться. Но как простить - это уже совсем другая тема.


Кого травят

Жертвами постоянной или эпизодической травли становятся около 20-25 % школьников, причем мальчики чаще, чем девочки. Типичная жертва травли - ученик школы в социально неблагополучном районе, ребенок из несчастливой семьи, часто ссорящийся с родителями и подумывающий о побеге из дома. 80  % жертв систематической травли постоянно находятся в подавленном настроении

(По данным исследований, проведенных в Университете Саскачевана, Канада).

Кто травит

Обидчиками чаще других становятся дети, с которыми плохо обращаются дома, подвергают их насилию. Такие дети обычно стараются доминировать над другими. Они чаще своих сверстников, не участвующих в травле, имеют психические проблемы и проблемы поведения, склонны к оппозиционному и вызывающему поведению.

(По данным исследований, проведенных в психиатрической больнице Мехико, Мексика; на факультете психиатрии Рочестерского университета, США; в Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия).

Отклонения в здоровье делают детей легкой мишенью для сверстников. Чаще других травят детей, страдающих ожирением, но не только их: среди жертв травли - слабовидящие, слабослышащие, хромающие и т. д.

Дети с медицинскими проблемами -
группа риска

Повышенному риску травли подвергаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с тиками и синдромом Туретта (почти четверть из них травят). Здесь существует порочный круг: чем сильнее у ребенка проявляются тики и чаще истерики - тем сильнее травля; травля усугубляет тики и приводит к более частым истерикам. Еще хуже положение у детей с синдромом Аспергера (проблема аутичного спектра): травле подвергаются до 94 % таких детей. Причины травли примерно понятны: детям трудно даются человеческие контакты, они не понимают правил социального взаимодействия, ведут себя неуместно и кажутся сверстникам глупыми и странными, за что подвергаются остракизму.

(По данным исследований, проведенных на факультете педиатрии Университета штата Вашингтон, Сиэттл, США; в Квинследском университете, Австралия; в Университете штата Нью-Хэмпшир, Дарэм, США).

Травля вредит здоровью и успеваемости

22  % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли.
Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли - и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв - значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

(По данным ABC News; Национального центра исследования самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания; Национального альянса психических болезней NAMI, США).

Долгосрочный эффект травли

Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще, чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек. У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое расстройство - реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны, люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков и 41 % девочек, которых травили в школе.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.

Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте.

(По данным исследований, проведенных в Университете Або, Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США).

Ирина Лукьянова

Фото шахмат Татьяны Дружининой

Проблемы в школе: над ребенком издеваются одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках “хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и “выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: “Почему Дюймовочка ушла?”, “Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”


Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет “я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики.

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает “сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят “ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений.

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

    Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

    Воспитывать силу характера отчуждением : ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.

    Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза “ты сам виноват” будет неуместной . В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

    Учить ребенка решать проблемы кулаками. “А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года , когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении . Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику “подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением , у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники “меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы “понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью “крутой” команды , которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.

Роман, детский психолог,
эксперт курса

Новости о жестокости школьников по отношению к другим уже мало кого удивляют, а должны бы. Из самых последних — ужасный случай, произошедший в Пермском крае.

В социальной сети "ВКонтакте" появилось видео, где группа подростков издевается над школьницей. На записи видно, как они пинают девочку, поджигают ей волосы, ругаются матом. Та просит их прекратить и плачет. Сейчас эту шокирующую видеозапись проверяют полицейские города Березники.

Подобными видео, впрочем, интернет давно переполнен, но чаще всего дело ограничивается возмущенными комментариями пользователей, и лишь некоторые из подобных историй доходят до суда.

Еще одна проверка началась в Москве — и тоже из-за жестокого видео с участием школьников. В интернете были размещены кадры, на которых ученики Центра содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь" (детский дом № 18) бьют друг друга палкой. При этом, по данным московского департамента труда и соцзащиты, на спортивной площадке, где была драка, находились трое воспитателей, которые не отреагировали на происходящее. В результате уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой была инициирована проверка детского дома.

"Что касается бездействия воспитателей, учителей и любых должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение порядка в школе, то их действия могут быть квалифицированы по статье № 293 УК РФ "Халатность", — говорит председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. — Как правило, дело по статье № 293 возбуждается следом за возбуждением дела об издевательствах над ребенком".

По словам юриста, родители пострадавших могут обратиться в правоохранительные органы и в случае, когда есть видеодоказательства, и в случае, когда их нет. Однако стоит учитывать, что если на теле ребенка есть некие повреждения, то стоит сначала обратиться в медицинскую организацию, чтобы их зафиксировать.

"Если же следов насилия нет, а ребенок молчит, то добиться возбуждения уголовного дела будет сложно, — считает Олег Сухов. — Тогда лучше всего обратиться к детскому психологу: он сможет потом подтвердить жалобы ребенка на насилие".

В случае причинения какого-либо вреда стоит писать заявление в полицию — чем больше таких заявлений, тем больше шансов, что будут приняты меры, считают специалисты.

Безусловно, истории с жестокими издевательствами и записью избиения на видео все-таки встречаются гораздо реже, чем привычная школьная травля: наверное, в каждом классе за 11 лет обучения найдутся дети и подростки, оскорбляющие слабых или хамящие учителям.

Травля может быть вообще неявной, практически невидимой: игнорирование одноклассника, отказ с ним общаться — тоже агрессивное и оскорбительное поведение, которое может задеть и обидеть не меньше ссор и драк.

Узнав, что ребенка травят или что ему, к примеру, объявляют негласный бойкот, родителям нужно сразу включаться в решение этой проблемы — чем раньше, тем лучше. И не стоит оправдывать свое бездействие нежеланием идти на некий потенциальный скандал: ведь кто, если не родители, в первую очередь должны быть заинтересованы в защите своих детей?

Как действовать родителям

О проблемах ребенка в школе родители могут узнать последними — все зависит от того, есть ли в семье доверие, внимание друг к другу, достаточно ли времени уделяют родители своим детям. Если поведение ребенка изменилось, если он стал замкнутым и молчаливым или нервным, бурно на все реагирующим, — это повод срочно с ним откровенно, но аккуратно поговорить.

Следующий шаг — разговор с классным руководителем и руководством школы. Учителя должны (именно должны) разобрать эту ситуацию и обязательно связаться с родителями обидчика.

"Наш 10-летний сын — чуткий ребенок, — рассказывает Александра, актриса одного из известных московских театров. — Он много читает, способный, когда он что-то волнующее вспоминает, то может даже расплакаться. Некоторые одноклассники его регулярно оскорбляли, высмеивали, били. Или могли надеть ему на голову грязные использованные бахилы и записать все это на видео. Иногда фотографировали тайком и выкладывали снимки "ВКонтакте".

Трудный возраст: как не стать врагом подростку Переходный возраст – период сложный не только для самого подростка, но и для его родителей. Как остаться другом своему ребенку и уберечь его от опасных увлечений и компаний – в материале "Социального навигатора".

Александра с мужем как могли пытались помочь сыну, обсуждали с ним его проблемы, обращались за помощью к учителям и психологам, но в результате пришлось менять школу, и не одну.
"Учителям, руководству школы очень важно суметь достучаться до родителей обидчиков. Чаще всего совсем уж отъявленные хулиганы — все-таки из неблагополучных семей, — считает Константин Ольховой, много лет проработавший психологом-психиатром в московской школе для детей с девиантным поведением. — В полиции есть ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), а при районных управах — КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), туда может обратиться школа, туда могут обратиться родители жертвы травли, если все меры педагогического и административного воздействия в школе уже использованы. После чего хулиган ставится на учет, а позже можно завести уголовное дело, могут быть выписаны штрафы его родителям".

Однако, по словам психолога, надо понимать, что встречаются дети, которые из-за особенностей психики неуправляемы. В этом случае уже просто воздействием на его родителей и обращением в КДН проблему не решить — нужно задействовать специалистов-психиатров.

"Раньше практически в каждом округе Москвы были спецшколы для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Насколько я знаю, большинство из них сейчас закрыты, — рассказал Константин Ольховой. — В этих спецшколах многие ученики адаптировались, с ними работали опытные педагоги".

Что должны делать учителя

Со школьной травлей в каждой стране, точнее даже в каждой отдельной школе, борются по-своему. Очень многое зависит от руководства учебных заведений. Где-то проводятся специальные занятия, на которых школьники сами откровенно рассказывают о проблемах в классе и пытаются их вместе с учителем решить. Где-то директор обязательно встречается с родителями, при этом администрация школы может занимать очень жесткую позицию по отношению к ученикам, которые травят и оскорбляют других.

Но абсолютно очевидно, что подобной профилактикой школьного буллинга (травли) нужно заниматься с самого начала обучения, потом будет просто поздно. При этом психологическая помощь нужна не только жертве, но и зачинщикам.

"С психологической точки зрения можно сказать, что в России, к сожалению, распространена культура насилия, — считает психолог, владелец международной консалтинговой компании Ольга Юрковская. — Агрессия — один из способов самоутверждения. Найти подход к хулигану может только опытный педагог, который предложит ученику другой способ самоутвердиться. Необходимо найти хоть какое-то занятие, которое позволило бы подростку чувствовать себя значимым".

Чаще всего, по мнению Ольги Юрковской, проблемные дети живут в неблагополучных семьях, где сами сталкиваются с насилием, или в семьях, где на них оказывают слишком сильное давление.

"На таких детей обычно влияет жесткое воздействие со стороны взрослого. Для этого можно попросить поговорить с ребенком, например, знакомого полицейского", — считает Юрковская.

Естественно, подросткам, для которых агрессия уже стала нормой жизни (и в семье, и в соцсетях, и, допустим, в кино), объяснять, что обижать и оскорблять одноклассников недопустимо, — чрезвычайно трудно, но возможно.

"Надо четко понимать, что конфликт "учитель-ученик" заведомо неравноценен. Потому что с одной стороны мы имеем в виду ребенка, который еще не умеет себя вести, а с другой стороны конфликта — человек с высшим педагогическим образованием, который вообще-то возрастную психологию и педагогику должен был изучать, — рассказывает психолог-психиатр Константин Ольховой. — Если у него не хватает педагогического ресурса, то он может обратиться для начала за помощью к завучу, коллегам (тот же самый педсовет), директору и только потом — в КДН или полицию".

Если педагог помнит, что перед ним — плохо воспитанный ребенок с иным жизненным опытом, ему сразу становится намного легче общаться с таким учеником, отмечает психолог. Но как только учитель обижается — он проиграл автоматически.

"Меры принимать надо, — считает Константин Ольховой. Вспомним, к примеру, что Антон Семенович Макаренко, гениальный педагог, работал с совершенно отмороженными, извините, беспризорниками, но хотел и умел выстраивать с ними отношения. Стоит перечитать, как ему это удавалось".

Травля детей школьного возраста – весьма распространенная и острая проблема, такая ситуация может случиться в любом коллективе детей и подростков. Позиция учителя при этом критически важна. Жестокость среди детей порой не имеет границ. И педагоги, и руководство школы обязаны пресекать любые подобные явления в стенах учебного заведения. Учителя должны занимать чёткую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли – не поддерживать её, при этом оказывать эмоциональную поддержку ребёнку-жертве, создавать ему ситуацию успеха, организовать группу поддержки среди детей. Однако бывает и так, что даже учителя не считают нужным вмешаться в конфликты между детьми, считая, что детские разборки – это явление обыденное. Поэтому родители должны внимательно относиться к своему чаду и уметь распознавать чувства и стостояния ребёнка, прояснять причину негативных эмоций и проявлений, так как зачастую дети не рассказывают родителям про издевательства одноклассников, поскольку для них это унизительно.

Почему такое происходит? Обычно отношения в малых группах людей, что у взрослых, что и у детей, строятся на неформальных принципах, и в силу этого в классе всегда существует распределение учеников по системе социальных ролей под влиянием психофизиологических возможностей учеников, то есть под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.

В сложившейся ситуации любому родителю сначала хочется наказать обидчиков и защитить своего ребёнка. Однако не следует подвергаться своим отрицательным эмоциям, для начала необходимо посмотреть на свое чадо со стороны и понять – почему? Каковы истинные причины травли моего ребёнка? Для этого, конечно, нужно составить доверительный разговор с ребёнком, а может быть и с его друзьями (если они есть). Так же следует обозначить свою позицию классному руководителю. Возможно, выступить на ближайшем родительском собрании с призывом к другим родителям об объединии усилий для того, чтобы травля не превратилась в традицию этого класса, поскольку рано или поздно объектом коллективной травли может стать любой ребёнок из этого класса.

В результате травли оноклассников у ребёнка пропадёт желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное в такой ситуации, что регулярные издевательства способны спровоцировать у ребёнка попытку самоубийства или покушения на кого-то из своих преследователей, поэтому родителям необходимо обратиться с имеющейся проблемой к школьному или независимому психологу.

Причины травли ребёнка и соответствующего эмоционального отношения к нему большей части детей в классе могу быть самыми разными, но выделяют основные три:

Внешний вид. Действительно, в русской народной пословице содержится истина «встречают по одёжке, провожают по уму», особенно в детском коллективе. Поэтому родителям нужно помнить об этом, пусть даже для вас, как для взрослого человека, одежда не является ценностным критерием в оценке качеств личности. Для ребёнка важно быть принятым в обществе, сответствовать ему, особенно, если он только вливается в коллектив.

Обувь, одежда, аксессуары – на всё это родителям также надо обращать внимание, чтобы ребёнок не стал объектом детских насмешек.

Если ваш ребёнок страдает полнотой или у него плохая физическая форма – отправляйтесь записывать его в спортивную секцию. Что касается физических недостатков, которые исправить невозможно, то важно сформировать в ребёнке правильное отношение к ним и уверенность в себе.

Поведение.
Дети очень чуткие и отлично чувствуют слабости своих сверстников, поэтому важно знать проблемы в поведении своего ребёнка и учить его их преодолевать. Следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от реакции на них, от эффекта, которого они достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать или убегает, они чувствуют свою власть над ней. Такие способы привлечения к себе внимание, как заискивание или надменность, могут привести к неприятию ребёнка в среде одноклассников. Если же потенциальная жертва отвечает обидчикам с юмором и технично, к ней в итоге перестают приставать.

Понаблюдайте за своим ребёнком, как он ведет себя с одноклассниками, какая у него сложилась самооценка. Если вы установили, что у вашего ребёнка самоценка занижена, то нужно принимать меры. Без поддержки взрослых ребёнку трудно будет работать над своей самооценкой.

Именно поэтому родители должны окружить ребёнка вниманием и любовью, побольше общаться с ним, объясняя, как складываются человеческие взаимоотношения, чтобы ребёнок почувствовал себя личностью, стал сильнее психологически и крепче эмоционально. Важно создавать для ребёнка пространство и вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным и успешным. Очень помогают в решении этих проблем группы поддержки, хобби и увлечения.

При этом, дорогие родители, главное не то, как ребёнок выглядит в глазах окружающих, а то, как ребёнок сам себя чувствует, оценивает себя и окружающих. Нужно больше хвалить и поощрять его правильные поступки и даже самые мелкие достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха.

В конечном итоге ваш ребёнок должен научиться самостоятельно справляться со своими проблемами и в то же время чувствовать защиту и поддержку своей семьи.

Успеваемость.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать одной из причин его низкой успеваемости и наоборот. Повысить общую успеваемость в школе помогут занятия с репетиторами. Хорошая успеваемость в совокупности с психологической уверенностью ребёнка помогут ему занять достойное место в детском коллективе.

Перечень приведенных причин не является исчерпывающим, могут быть и другие.

Главное, что нужно понять: травля человека – это недопустимое явление, которое наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы, но не менее вредна и для самих преследователей, и для сторонних наблюдателей, т.е. остальных ребят из класса. Более слабые из «наблюдателей» сами испытывают постоянный страх оказаться на месте жертвы, что способствует снижению их самооценки и потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, поскольку они быстро усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.