Травля на работе: Моббинг, буллинг, боссинг и другие офисные обитатели. Моббинг и буллинг в организации

Сказать, что нельзя терроризировать людей на работе - значит, ничего не сказать, а просто повторить банальную истину о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Одним из главных факторов, запускающих механизм моббинга, является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам: от недостатков организационной структуры предприятия, от неясных целей и стратегий, от нечетко очерченного круга служебных обязанностей, от психологического напряжения. На фоне этих проблем любая ошибка сотрудника может спровоцировать агрессию в его адрес. И хотя это может единичным случаем, однако на фоне накопившихся нерешенных проблем и всеобщего напряжения ситуация может превратиться в настоящую травлю (психологический террор): моббинг не бывает единичным фактом, это системное явление.

Психологический террор проявляется как со стороны коллектива (моббинг), так и со стороны одного человека (буллинг). Буллинг (от глагола bully — запугивание) — это регулярный (физический и / или психологический террор в отношении человека. «Буллинг» - этот термин используется в основном в Великобритании. Впервые для обозначения этого явления его использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 году. Тогда и появилось словосочетание «буллинг на рабочем месте» (workplace bullying). В других европейских странах обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий.

Например, о том, что моббинг - это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу.Моббинг (от англ. mob- толпа; mobbing- притеснять, грубить, нападать) — это психологические, коллективные или индивидуальные действия, направленные на дискредитацию коллеги по работе: от обычного подсиживания и «подставления» до прямого психологического террора. Термин «моббинг» впервые появился в 1984 и с тех пор является объектом изучения специального раздела психологии. Моббинг связан с весьма изощренными действиями, такими как социальная изоляция, распускание слухов, намеренная несправедливость, сокрытие информации и т.

Моббинг и буллинг представляют собой формы эмоционального насилия и являются факторами сплочения группы с целью «затравить» кого-либо из работников, чтобы заставить его/ее уйти с места работы или «поставить» жертву на свое место. Моббинг может быть «горизонтальным» - давление со стороны коллег и «вертикальным» - прессинг «сверху». В случае вертикального моббинга жертва часто сталкивается с психологически ущербной личностью и недореализованной самооценкой лидера группы или формального руководителя.

Продолжение

Моббинг и буллинг

Существуют три основные причины, по которым происходит моббинг: 1)

игнорирование проявлений моббинга, терпимость к нему, неверное толкование или фактически его намеренное провоцирование самой компанией или руководством организации; 2)

такие действия до сих пор не расцениваются как действия на рабочих местах, абсолютно отличающиеся от сексуального преследования или дискриминации; 3)

чаще всего жертвы обессилены, измучены и не в состоянии защищать себя, не говоря уже о том, чтобы начинать судебный процесс.

Часто все начинается с конфликта. Такой конфликт часто возникает из-за разного рода перемен. Конфликт не исчезает, а постепенно обостряется. То, что можно было бы решить, проявив хоть чуточку доброй воли и с помощью соответствующих механизмов управления на местах, теперь превращается в спор «кто прав, а кто виноват».

Некоторые обвинения и унижения работника могут быть вызваны нездоровой психологической атмосферой, которая царит в организации и требует найти своего «козла отпущения», а также жаждой власти над другими и личной злобой, продиктованной страхами или завистью. Здесь вступает в действие психология группы и сложное переплетение социальных процессов организации.

Моббинг может продолжать свое существование ровно столько, сколько ему позволяется. Руководство организации играет важную роль в предотвращении этого явления. Если настаивать на соблюдении правил хорошего тона, вежливом обращении, нравственных нормах на рабочих местах и создавать атмосферу заботы о сотрудниках, то появление моббинга и буллинга можно предотвратить. Признаки моббинга вызывают разную реакцию руководителей. Иногда начальство совсем не восприимчиво к ним, а иногда - гласно или негласно поощряет соперничество. И в том, и в другом случае ситуация, как правило, выходит из-под контроля, даже если руководителю кажется, что он управляет ей.

Именно менеджеры, прежде всего, обязаны понимать важность здорового психологического климата для нормальной работы сотрудников компании. Поэтому их участие в решении производственных конфликтов необходимо: грамотный руководитель сделает все возможное, чтобы восстановить мир и пресечь нездоровые отношения между сотрудниками. Причем преодолению подобных проблем способствует их открытое обсуждение со всеми участниками моббинга. Важно, чтобы в конфликтной ситуации руководитель был объективен, как бы он ни симпатизировал одной из сторон. Он должен выслушать все жалобы и в каждом конкретном случае определить степень своего участия в решении проблемы.

Порой бывает, что для восстановления мира достаточно просто объяснить жертве моббинга «правила игры» в коллективе. Частично ситуацию может спасти письменное разъяснение сотрудникам их должностных обязанностей. По крайней мере, у «жертвы» появится больше возможности защититься от несправедливых обвинений в некомпетентности и недисциплинированности. Как правило, моббинг сопровождается непроверенной информацией и сплетнями. Чтобы прекратить их распространение, следует обратить особое внимание на уровень информированности работников о жизни компании.

Но иногда ситуация складывается так, что только увольнение неуживчивого сотрудника может погасить конфликт. Руководитель должен быть готов и к такому поступку, даже если виновник является ценным работником.

Но есть и иная разновидность моббинга. Он ведётся непосредственно шефом, столь радушно некогда принявшим новичка на работу и расточавшим похвалы в его адрес. При приёме на работу нового сотрудника работодатели, как правило, стремятся показать себя с лучшей стороны. Многие специально подчёркивают, что их фирма проявляет наибольшую заботу о своих сотрудниках и никогда никого не увольняет без веской на то причины. Однако любая фирма участвует в жесткой конкурентной борьбе, и снижение расходов на персонал - это порой условие её выживания. Если у руководителя не хватает смелости сообщить подчинённым об истинном положении дел, то он прибегает к уловке: в личной беседе старается обвинить работника в совершённых ошибках, недисциплинированности, некомпетентности, неспособности решать поставленные задачи. Обвинения порой противоречат здравому смыслу, но никакие оправдания не принимаются. Подобное увольнение оставляет горький след в душе, порождая сомнение в собственных силах.

Хорошо, когда в решении серьезных конфликтов обязанности «третейского судьи» возлагаются на специалиста, чье мнение имеет достаточный вес в компании, например психолога или менеджера по персоналу. Тогда работники будут меньше отвлекать руководителей от их непосредственных обязанностей и смогут получить более квалифицированную помощь.

Среди множества причин, приводящих к моббингу, немало таких, которые могут быть предотвращены начальством или отделом кадров. Например, руководству иногда достаточно уделять больше внимания развитию сотрудников внутри компании, не меняя их на специалистов извне при каждом удобном случае. Важно подбирать новых работников, интересы которых соответствуют существующей корпоративной культуре и которые легко приживаются в сложившемся коллективе. Возможно, имеет смысл провести для руководителей подразделений и их подчиненных специальные тренинги. Или сблизить сослуживцев, пригласив их на совместное неформальное мероприятие. Кроме того, если корпоративная культура предполагает ориентацию сотрудника не только на достижение результата «любой ценой», а также на доброжелательное отношение, командную работу и наставничество, то шансы появления в компании вируса под названием «моббинг» значительно уменьшаются. Организационные причины моббинга В отличие от психологов, бизнес-консультанты ищут причины моббинга именно в организационной структуре и организационном климате. Вот неполный перечень скрытых организационных проблем, которые способны со временем превратить компанию в серпентарий:

^ неясные цели организации и стратегии ее развития;

^ отсутствие навыков управления у высшего руководства;

^ отсутствие обратной связи;

^ расплывчатые границы ответственности и служебных обязанностей;

^ непрописанный механизм принятия решений;

^ нечеткое разделение труда между отделами или сотрудниками, возможность дублированных или пересекающихся заданий;

^ плохая организация информационных потоков на предприятии, вследствие чего некоторые сотрудники рассматривают обладание информацией как особый род власти;

^ попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр;

^ текучка кадров, частая смена топ-менеджеров;

^ отсутствие системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста;

^ превалирование интимных или родственных связей между подчиненными и руководством;

^ резко различающаяся мотивация у сотрудников;

^ неправильная организация труда и, как следствие, большая перегрузка отдельных специалистов.

Организационные методы смягчения моббинга Существует 6 правил, способных помочь разобраться в том, что происходит, и хотя бы отчасти смягчить последствия корпоративной травли. 1.

Не пытайся запомнить, записывай! Немецкие психологи советуют жертвам корпоративной травли вести дневник.

В него необ- ходимо заносить все злобные выпады против вас. Например: «27 апреля коллега С. "забыл" сказать мне о сроке выполнения задания. Злорадствовал, когда на меня накричал шеф. Скотина». Фиксация всех происшествий поможет определить круг противников, их тактику и распределение ролей. А также свои ошибки и просчеты. 2.

Найдите главного. Как правило, корпоративная травля не обходится без зачинщика. Почти наверняка инициатива исходит от одного человека. И это тот, с кем у вас существует неразрешенный конфликт. Возможно, есть смысл побеседовать с этим человеком, попытаться ликвидировать ссору и наладить контакт. 3.

Ищите союзника. Очень полезно бывает найти союзника в ряду атакующих коллег. Ведь наверняка кто-то из них относится к вам со скрытой симпатией. С кем-то могут обнаружиться общие интересы. Сблизившись с такими людьми, вы сможете хотя бы отчасти разбавить хор осуждающих голосов. 4.

Создайте свою стаю. Наверняка вы не единственный. Оглянувшись вокруг, вы найдете еще пару-тройку коллег, переживших то же самое. 5.

Следите за процессом. Самое главное - исключить или свести к минимуму профессиональные просчеты, за которые вас могут упрекнуть. В конце концов, вы ходите на работу для того, чтобы заниматься делом. Никакая травля не способна выбить почву из-под ног у хорошего специалиста. 6.

Поговорите с шефом. Смело жалуйтесь начальству. Любой руководитель (вне зависимости от степени его вменяемости) в состоянии понять, что моббинг вредит бизнесу. Просто дождитесь особо наглядной провокации, чтобы обратить на нее внимание шефа.

В хорошей фирме шеф постарается помочь новичку найти общий язык с коллегами. Ему это также необходимо, поскольку, во- первых, найти сотрудника подходящей квалификации, способного в короткий срок освоить специфику производства, - дело трудное; во- вторых, он понимает, что результаты работы нового сотрудника во многом зависят от его настроения. Такой шеф в интересах фирмы защитит работника, не даст ему уволиться.

Психологические методы смягчения моббинга

В случае, когда человек подвергается моббингу, необходимо стать лицом к проблеме и во что бы то ни стало разрешить её в открытом диалоге. «Глотать горечь обиды» не имеет смысла. Если оставить всё, как есть, проблема не снимается, а только усугубляется. Поэтому можно придерживаться следующих рекомендаций: 1.

Не старайтесь оправдываться: ваша судьба уже предопределена. 2.

Помните, что обвинения против вас надуманны, и это - только способ «красиво» избавиться от вас. 3.

Скажите шефу прямо, что вы не согласны с его обвинениями, и если фирма больше не нуждается в ваших услугах, вы покинете её.

Подобный ответ не всегда является провокацией: на самом деле всё решается тем обстоятельством, насколько вы действительно нужны фирме.

Разновидностей моббинга и форм его проявления - множество и единого пути противостояния ему не существует.

Отношение к травле и поведение в случае моббинга или буллинга

У тех, кто подвергся моббингу или стал мишенью буллинга, есть ряд возможностей, чтобы справиться с этим.

Во-первых, они должны понять, что их сделали жертвами и что с этим практически ничего нельзя поделать.

Во-вторых, необходимо продумать свои возможности решения проблемы на короткий, средний или длительный период времени: существует ли какой-нибудь еще не испробованный способ получить помощь? Можно ли перейти на другую должность внутри компании? Готовы ли они к поискам другой работы? Что нужно сделать, чтобы подготовиться к такому переходу? Необходима ли медицинская или лечебно-профилактическая помощь? Следует оценить все возможности, постараться быть уверенными в себе и главное - контролировать ситуацию.

В-третьих, разумнее уйти с этого места работы, и чем раньше, тем лучше. Лучше принести эти временные жертвы, чем терпеть продолжающиеся унижения, которые впоследствии могут оказать намного более сильное негативное воздействие на здоровье.

Руководству также необходимо проявлять бдительность и распознавать первые признаки моббинга. Политика компании, которая обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу и поощряет вежливое обращение, способствует предотвращению возникновения моббинга. Специалисты Европейской ассоциации психотерапии обладают особым правом определять моббинг как возможную причину обращения работника за помощью. Зачастую они первые, к кому обращается или направляется работник, который имеет проблемы социально-психологического характера. Поэтому совершенно необходимо, чтобы люди знали о последствиях моббинга на работе как о возможном факторе высокого риска.

Законодательные меры

В 1993 г. Национальное управление по охране труда Швеции приняло положение о преследованиях по месту работы. В Германии, Франции, Швеции приняты законы о моральном преследовании на рабочем месте, защищающие жертв моббинга. Если удается доказать факт «выживания» со службы, то суд может признать недействительным увольнение сотрудника по собственному желанию и обязать компанию возместить моральный вред потерпевшему.

Российское законодательство не содержит в себе такого понятия, как моббинг, или сходного с ним по значению. Трудовое законодательство даже не допускает возможности какого-либо воздействия на работника иными методами, кроме правовых. Дело в том, что моббинг возникает не в среде «работодатель - работник», а в среде «руководитель - подчиненный», или «личность - коллектив». По своей правовой сути этот конфликт не является трудовым отношением и не регулируется трудовым законодательством.

Исключение могут составлять только случаи дискриминации или прямого нарушения трудового законодательства, например поручение несвойственной работнику работы без его согласия. В данном случае руководитель, являющийся субъектом моббинга, реализует свое негативное отношение к подчиненному посредством использования своих полномочий, делегированных ему работодателем. Все отрицательные последствия, предусмотренные трудовым законодательством, наступают в этом случае непосредственно для работодателя. В подобных случаях работодатель возмещает в том числе и моральный вред.

Что же касается психологического террора, здесь у работника нет возможности воспользоваться такими орудиями самозащиты, как УК, ГК или КоАП. Ведь в России кажется диким писать заявление в милицию на то, что «ехидная улыбка начальника прилюдно оскорбляет его честь и достоинство». Его не примут всерьез. Кроме того, собрать доказательства состава правонарушения в таком случае чрезвычайно сложно. Как, например, доказать, что «ежедневные вызовы к начальнику негативно сказываются на психике» или что «программисту преднамеренно дают больше работы, чем необходимо»? Любой грамотный юрист может легко доказать абсурдность таких доводов.

Россия в законодательном плане пока недостаточно подготовлена к борьбе против нефизического насилия в трудовых отношениях.

Многие в своей жизни сталкивались с психологическим террором. Это не что иное, как эмоциональное насилие на работе, в университете, любой организации или социальной группе. Постоянное агрессивное отношение толпы к одному человеку крайне негативно сказывается на физическом и психическом здоровье, поэтому его нельзя терпеть, нужно бороться. Поговорим о моббинге на работе.

Немного теории

Этот феномен носит название «моббинг». Термин появился не так давно, но само явление известно с древности. А психологами он начал изучаться в 80-х годах прошлого века.

Происходит термин от английского слова mob, что означает «толпа». Шведский психолог Ханц Лейман был первым, кто описал его. В 1980 году доктор провел исследование среди работающих шведов. Основан моббинг на инстинктах, потому что в животном мире означает гонение стадом травоядных одного хищника. Именно Лейман ознаменовал психологическое преследование этим термином, дав ему характеристику «психологический террор». Включает постоянное злобное, безобразное отношение группы людей к индивиду.

Он выделил 45 моделей поведения, характерных для моббинга. Одни из них: постоянная критика, осмеивание, распространение неправдивых слухов, социальный бойкот, оговор и другие.

И все же, что это такое - моббинг?

Это психологически-эмоциональное насилие группы индивидов, направленное в адрес одного или нескольких человек. На работе он проявляется в непрерывной беспочвенной критике, роспуске неверной информации, пересудов, наговоров. Может выражаться в глумлении, измывательствах, оскорблениях, запугиваниях, угрозах, объявлении коллективного бойкота, материальном и физическом ущербе. Постоянные придирки принижают честь и уничтожают самооценку угнетенного изгоя. Цель группы - выжить этого человека любыми силами. А как удостовериться в том, что вы стали жертвой нападок сотрудников?

Признаки моббинга

Когда коллектив решит избавиться от неугодного коллеги, он пустит в ход неограниченный арсенал средств. Вы стали объектом моббинга, если:

  1. На вас постоянно выливается ушат критики, причем необоснованной.
  2. Каждый день распускаются грязные сплетни и слухи.
  3. Над вами не стесняются открыто насмехаться.
  4. Коллектив включает полный игнор, выражающийся в замолкании при вашем появлении, с вами не здороваются, не приглашают вместе отобедать, выпить чашечку кофе, не зовут на корпоратив и так далее.
  5. Перекрывают доступ к рабочей информации - умалчивают о совещании, теряют вашу документацию и так далее.
  6. Не оцениваются и не поощряются ваши достижения.
  7. Идет прямая провокация на конфликт, любыми средствами.

Теперь понятно, что это такое - моббинг, и как его распознать.

Рассмотрим виды

Их существует очень много, но мы выделим основные:

  1. Горизонтальный и вертикальный. Первый выражается в проявлении нападок от сотрудников, второй - руководителя (другое название - боссинг).
  2. Открытый и латентный.

При скрытом моббинге агрессоры преследуют цель сделать несносным пребывание на работе. Коллеги идут на все и причем завуалированно, чтобы вы ушли из компании сами. Психологическое давление осуществляется в скрытой форме. Это утаивание рабочей важной информации, ее позднее предоставление, когда уже нельзя исправить допущенные ошибки. Происходит полное игнорирование, неформальное общение сводится к нулю.

Вертикальный скрытый моббинг. Выражается в намеренных действиях руководителя, с тем чтобы заблокировать ваше профессиональное продвижение, причем делается это таким образом, что данный психологический террор заметен только вам. Руководитель будет закрывать глаза на достижения, заваливать тяжелыми, невыполнимыми заданиями, собирать важные собрания в ваше отсутствие специально.

Открытый моббинг - это патологическая форма. Тут насмешки и издевательства будут отпускаться нагло и открыто. В ход пойдут все нечеловеческие, аморальные средства и методы, вплоть до порчи имущества. Теперь мы имеем представление о том, что это такое - моббинг - и с чем его едят.

Разберемся в причинах моббинга

Рассмотрим наиболее распространённые:

  1. Плохой рабочий климат. Возникает при неправильной организации работы. То есть наличие начальника-диктатора или же нездоровый асоциальный коллектив, в котором нет слаженности, превозносится статус сплетников и склочников, вследствие чего растет недовольство. В итоге жертвой становится самый слабый коллега либо тот, кто дает эмоциональный всплеск, провоцируя сотрудников на агрессию.

2. Приход новичка, который от всех отличается. Часто моббинг проявляется по отношению к таким людям в коллективах, так сказать, закоренелых, со своим порядком и уставом. Они неосознанно начинают проявлять моббинг в отношении новичка.

3. Простая людская зависть. Успешность, большие достижения в профессионализме, лёгкое и быстрое продвижение вверх по карьерной лестнице могут спровоцировать возникновение данного явления.

4. Неудовлетворённость. В любой команде есть люди, недовольные должностью, зарплатой и жизнью в целом. Тогда они начинают поднимать собственную самооценку за счет слабых сотрудников. Таким образом доказывая себе и другим свою значимость, что они также чего-то стоят.

5. Нелюбовь руководителя. Часто случается так, что коллектив в угоду начальнику начинает гнобить неугодного ему сотрудника.

6. Конфликт, вследствие которого происходит месть.

7. Склонности к садизму.

Да, как ни странно, бывают и такие случаи, когда сотрудникам становится скучно, и они ради забавы начинают придумывать различные способы психологического террора. Моббинг-травля становится для них неким развлечением, которое они с удовольствием и азартом будут обсуждать с остальными коллегами на следующий день.

Но главная причина кроется в личности объекта моббинга. Потому что издевки могут быть вызваны как хорошими чертами характера, так и плохими. Главное - чтобы они не совпадали с нравом обладателей нападающей стороны.

Как еще можно спровоцировать моббинг на работе?

Приведём перечень причин:

  • если распускать сплетни;
  • показывать свою нерешительность и бессилие;
  • зазнаваться;
  • заниматься хвастовством;
  • открыто выражать недовольство работой, жаловаться;
  • быть любимчиком начальника или руководителя;
  • выделяться из коллектива, к примеру, не посещать корпоративы и другие совместные мероприятия;
  • прибывать на работу вовремя, если коллеги всегда опаздывают;
  • выделяться своими профессиональными достижениями и получать за это вознаграждение.

Моббинг может даже использоваться начальством как способ для сокращения штата в целях оптимизации. Да, метод жесток, но имеет место на практике. Мы раскрыли сущность моббинга, а теперь поговорим о том, какой исход он может спровоцировать.

Что становится следствием моббинга

Значит, что это такое - моббинг? Это ситуация, в которой оказывается сотрудник фирмы и терпит непрерывные издевательства со стороны остальных коллег или начальства.

Итак, последствия:

  1. Постоянный стресс, который приводит как к физическим, так и психологическим заболеваниям. Это потеря аппетита, бессонница, глубокая депрессия. Обостряются хронические недуги. Более того, это состояние может довести человека даже до суицида.
  2. Падение самооценки.
  3. Снижение трудовой эффективности. Постоянные расстройства притупляют внимание, вследствие чего человек совершает много ошибок.
  4. Ухудшение отношений в семье. Все плохие эмоции, которые копятся внутри, высвобождаются в зоне комфорта. Именно близкие люди принимают на себя удар в виде выплеска собравшейся агрессии.

С этим можно и нужно бороться. Рассмотрим способы противостояния моббингу.

Профилактика и устранение моббинга

Как правило, это явление способствует снижению трудовой эффективности всего предприятия. Именно поэтому руководству нужно его искоренять. Меры, которые необходимо предпринять:

  • Нужно сформировать здоровый психологический климат и поддерживать его.
  • Учить высшее руководство управлению.
  • Отрегулировать механизм обратной связи с подчиненными.
  • Четко ставить цели и задачи, обрисовывать индивидуальную ответственность, контролировать работу каждого подчиненного.
  • Работать над организованным разделением труда.
  • Доносить до сотрудников понятную схему продвижения по карьерной лестнице.
  • Обеспечить открытый доступ к получению нужной информации и сформировать прозрачный механизм принятия решений руководством.
  • Исключить возможные интимные и родственные связи среди работников.
  • Пресекать и немедленно искоренять любые сплетни и склоки в коллективе.

Если вы заметили, что в коллективе назревает конфликт, необходимо:

  1. Придерживаться нейтральной позиции.
  2. Нельзя быть ведомым, нужно иметь собственное мнение о каждом.
  3. Показать работникам свое недовольство, что вы против конфликтов.
  4. Найти жертву и виновника, поддержать первого.

Нельзя сразу увольнять обе стороны, ведь можно лишиться грамотного сотрудника, ценного кадра. Нужно разобраться в конфликте и наладить здоровый климат в коллективе. А теперь поговорим о том, как бороться с моббингом жертве.

Если вас угораздило стать жертвой моббинга, что нужно делать?

Приведем план действий:

  1. Сначала необходимо проанализировать ситуацию, понять причину.
  2. Нужно оценить свои силы, сможете ли вы противостоять психологическому давлению в коллективе. Нужно понимать, что культурный человек никогда не позволит себе отпускать насмешки и издеваться над другими, а будет заниматься исключительно работой.
  3. Если прессинг идет от начальника или руководителя, подумайте, может, все-таки не стоит трепать себе нервы, а лучше сменить место работы.
  4. Может быть, в коллективе у вас есть союзник, попросите у него помощи - объединившись, легче бороться с моббингом.

Рассмотрим еще некоторые способы противостояния моббингу.

Если вы решили остаться на любимой работе, средства защиты нужно подбирать согласно сложившейся ситуации. Что можно сделать:

  • Оповестить руководство о нападках, если угроза исходит от сотрудников.
  • Если насмешки сносные, можно просто их игнорировать, и интерес обидчиков пропадет.
  • Собрать команду единомышленников и дать ощутимый отпор.
  • Возможно, стоит поменяться. Стать сильным и волевым.
  • Можно обратиться за помощью к психологу.

Методов борьбы много, главное - не бояться, а испробовать все доступные средства. Поговорим еще о том, как противостоять моббингу на работе.

Методы, применимые в борьбе с психологическим террором

Никогда не пускайте ситуацию на самотек, она требует немедленного решения:

  1. Попытайтесь откровенно побеседовать с преследователем, возможно, это позволит расставить акценты, может, причина в вас самих, вызывающем поведении.
  2. Когда хотят занять ваше место, подумайте, стоит ли здоровья эта борьба за него, если да, нужно неустанно доказывать свой профессионализм и превосходство.
  3. Всегда держите себя в руках, не проявляйте агрессию.
  4. Если все же вы решите, что ваше эмоциональное здоровье превыше всего, уходите из компании.

Трудно совладать со своими эмоциями в конфликтной ситуации, но необходимо соблюдать спокойствие и холодный ум.

А перед принятием решения нужно ответить на несколько простых вопросов

Отвечать следует правдиво:

  1. Если вы все же решили остаться, что плохого может случиться?
  2. Хватит ли сил для поиска новой работы?
  3. Если ответ положителен, как это сделать?
  4. Вы нуждаетесь в помощи психолога или медицинского работника?
  5. Если смените должность, улучшит ли это положение?

Рассмотрим более эффективные методы того, как противостоять моббингу.

Кардинальные способы

В случае столкновения с моббингом борьба с ним будет неизбежна, опускать руки нельзя:

  • Придя на новое место работы, обзаведитесь диктофоном, который поможет вам запечатлеть все оскорбления и насмешки.
  • Никогда не молчите, отстаивайте себя.
  • Будучи новичком в коллективе, будьте дружелюбны, не вступайте в конфликты со старыми работниками. Прощупайте каждого, поймите, с кем и как себя вести.
  • Воспользуйтесь связями. Возможно, у вас найдется на обидчиков управа.
  • В случае применения насилия срочно вызывайте милицию.

Итак, в данной статье мы говорили о моббинге как психологическом терроре, сущности и способах противостояния ему. Как видим, с явлением нужно и можно бороться. Психологи советуют не поддаваться этому эмоциональному насилию, а уходить на новое место работы. Но если все же есть шанс того, что вам удастся выиграть схватку, нужно побороться за свое место под солнцем.

Такое явление, как моббинг, на слуху у людей, которые когда-то с ним столкнулись или сейчас испытывают его давление. Это – психологическая травля неугодного человека на рабочем месте несколькими коллегами или коллективным лидером. Есть ли защита при моббинге? Чтобы справиться с врагом, нужно знать его в лицо.

Моббинг – что это такое?

Работа в коллективе приносит удовлетворение и ощущение востребованности либо сопряжена с негативными эмоциями, когда при мыслях о ней хорошее настроение куда-то моментально улетучивается. Уважаемые сотрудники, к мнению которых все прислушиваются, могут совершать вопиющие, шокирующие поступки по отношению к менее удачливым коллегам. В психологии этому явлению присвоен свой термин. Моббинг - это психологическое давление со стороны нескольких коллег или всего коллектива с целью добиться увольнения неугодного сослуживца с работы.

Моббинг – психология

Людям, которые реально перенесли моральный прессинг на рабочем месте, не придется объяснять, что такое моббинг на работе. Воспоминания об этом периоде жизни приводят их в чувство содрогания. К новичку на работе коллеги сначала присматриваются, интересуются фактами его биографии. После оценки всех его достоинств и жизненных достижений без него решается его дальнейшая судьба.

Такое происходит в коллективах, где начальником не пресекаются склоки и скандалы, а лидером среди подчиненных становится сотрудник, считающий себя самым красивым, обаятельным, перспективным, талантливым. На самом деле, это может и не отражать действительности, но, как человек относится к себе сам, такое отношение и встречает со стороны других. Если «изгой» принижает свои достоинства, ненавидит себя – это программирует окружающих людей на поступки, унижающие его еще больше. Таков неизменный закон психологии. Психологический террор выражается в следующем:

  1. Молчаливый бойкот в присутствии «мишени для битья» и бурное обсуждение недостатков и фактов личной жизни в его отсутствие.
  2. Насмешки и недвусмысленные шутки.
  3. Высмеивание внешних недостатков, особенностей речи, походки, манеры одеваться.
  4. Искусственное моделирование ситуаций, когда неугодного сотрудника ставят в нелепое положение, и это происходит на глазах у начальства.
  5. Порча вещей, документов, компьютера на рабочем месте, что неизбежно влечет гнев руководителя.
  6. Обидные слова в адрес близких и любимых «жертвой» людей.
  7. Распускание слухов и сплетен за спиной.
  8. Постоянные жалобы начальству на то, что новичок не справляется с работой.

На самом деле, способов унизить и высмеять человека очень много, поэтому самое опасное при приеме на новую работу – это незаладившиеся отношения с лидером группы. Он подстрекает всех остальных к издевательствам и унижениям. Члены коллектива стараются не выделяться из общей массы, чтобы гнев «нарцисса»-выскочки не обрушился на них самих. «Стадное» чувство заставляет их молчать и одобрительно кивать в ответ на любое решение лидера.


Моббинг и буллинг – отличия

В терминах, имеющие американское происхождение, нередко возникает путаница. Моббинг в переводе значит «толпа», буллинг – «обидчик, задира». Хотя в некоторых толкованиях, например, взятых из Википедии, буллинг – это психологический террор всего коллектива или его части. Но тогда получается, что между 2 терминами нет никакой смысловой разницы. Поэтому большинство людей склоняется к 1 варианту:

  1. Моббинг – это преследование «жертвы», в котором принимают участие все члены коллектива или несколько сослуживцев.
  2. Буллинг – это агрессивное поведение по отношению к неугодному человеку со стороны одного сотрудника при молчаливом одобрении коллег.

В группе людей, занимающихся коллективной работой, можно наблюдать явление – боссинг. Это – на подчиненного, инициатором которого является руководитель. Чаще это происходит на фоне явных успехов в работе, достигаемых новичком. Переживая, что его могут «подсидеть», начальник ищет пути избавления от талантливого сотрудника. Когда директор страдает комплексом неполноценности, это выражается в неприятии критики в свою сторону. Если кто-то посмел высказаться нелицеприятно о его персоне, то тут же начинает испытывать все «прелести» боссинга.

Моббинг – виды

По психике человека, против которого осуществляется моббинг, наносится сильный удар. Чем больше коллег агрессивно настроено против него, тем сильнее он чувствует свою беззащитность и одиночество. Убедить остальных, что от «жертвы» надо срочно избавляться – получается у авторитетного сотрудника. Это – горизонтальный моббинг.

Когда лидеру не приходится прилагать усилия и убеждать коллег, что «изгоя» надо наказать, - унижения и критика идут сверху – непосредственно от начальства. Лучшему члену коллектива остается лишь пожинать «лавры» и продолжать нагнетать напряженную обстановку в группе. Такое явление получило название – вертикальный моббинг.

Причины моббинга

Неугодный сотрудник в большинстве случаев сам провоцирует агрессию работников. Это происходит невольно или нарочно с его стороны (зависит от и выбора способов «маневров», как можно проявить себя с лучшей стороны). Причины моббинга на работе выглядят следующим образом:

  1. Явный контраст и выделение из общей массы (необычные поступки, крупные достижения, конкуренция с превосходством собственной персоны). Предпосылкой к психологическому давлению становится элементарная зависть к удачливому коллеге.
  2. Игнорирование собраний, корпоративных вечеринок.
  3. Соответствие чертам характера «жертвы» (плаксивость, обидчивость, нытье, стремление сжаться в комок, спрятаться в угол, избежать всеобщего внимания).

Моббинг – признаки

Впервые термин – моббинг – был упомянут биологом Конрадом Лоренцем. Он наблюдал за повадками травоядных животных и видел, что они, вместо того, чтобы бежать от хищника, нападают на него группой. Психолог Ханц Лейман в конце 20 века провел похожие исследования среди людей, работающих в коллективе. Сущность моббинга – это враждебные, аморальные поступки группы людей по отношению к одному сотруднику. Насчитывается 45 вариаций такого поведения. Основными являются:

  • изоляция;
  • постоянная критика;
  • ложные слухи;
  • высмеивание;
  • действия исподтишка (налить клей на важный документ, сломать стул, якобы нечаянно пролить кофе на одежду и пр.).

Фазы развития моббинга в коллективе

Если новичок совершает что-то неугодное против «вожака», моббинг постепенно набирает силу. Сначала – это осторожные попытки (неизвестно, чем еще ответит «изгой»). Если нет никакого сопротивления или оно слишком слабое, агрессия членов «стада» набирает обороты. Последовательность фаз развития моббинга в коллективе выглядит примерно так:

  1. Смешки и сплетни за спиной.
  2. Осторожные замечания.
  3. Злобная, агрессивная критика (чем больше сотрудников вовлечено в это «шоу», тем больше продуктивных результатов дает моббинг).
  4. Физическая травля (избить при возвращении вечером домой, спровоцировать падение подножкой, обжечь горячим напитком и пр.).

Как уберечься от моббинга на работе?

Тщательный анализ сложившейся ситуации и мысленное проигрывание возможных сценариев помогут избежать глупых ошибок. Следует оценить, как начальник относится к проявлениям моббинга на работе. Если ему присущи терпеливость, доброжелательность, уважение к людям, то лучше сразу обратиться к нему с просьбой разобраться в ситуации.

Моббинг в коллективе пресекается «на корню». Если это не помогает, то надо постараться игнорировать негатив в свой адрес и не замечать выпады обидчиков. Они ожидают хоть какую-то реакцию. Если ее нет, «охотникам» становится скучно, и они ищут другую «жертву». Моббинг персонала – явление изменчивое.

Моббинг на работе – уходить или остаться?

Последний грустный сценарий: уйти с ненавистного места работы. Проблема моббинга в коллективе заставляет терять моральные и физические силы. Нервное истощение может достигнуть той степени, когда жертва пугается каждого шороха, ее , появляется страх за свою жизнь. Поэтому лучше сменить работу, чем пытаться поменять отношение к себе, там, где это бесполезно.

Но при этом нужно учитывать прежние ошибки и продумывать ход действий заранее. Если «жертва» продолжает бороться с несправедливым отношением, но «воз и ныне там», моббинг может закончиться затяжной депрессией и суицидом. Проблема, как противостоять моббингу, в таком случае решается уже не на этом свете.


Моббинг на работе – как бороться?

Другое дело, когда моббинг на работе происходит с молчаливого одобрения руководителя. Здесь «жертва» остается наедине сама с собой. Безошибочный вариант действий – выставить в нелепом положении лидера, воспользовавшись его же оружием. Главное – умение регулировать отношения в коллективе. Вожаком становится тот, у кого больше в этом плане преимуществ.

Как проявить смекалку при моббинге?

В отличие от открытого, явного террора, латентный моббинг осуществляется исподволь. Чаще это – социальная изоляция и игнорирование достижений «жертвы». Ее выживают медленно, но с завидным упорством. Так бывает, когда с оскорблениями и критикой в адрес изгоя выступают руководитель и приближенный к нему сотрудник без цели его публично опорочить. Если упомянутые выше способы борьбы не помогают, можно проявить смекалку и сделать видеосъемку на телефон или записать разговор на диктофон. Это – очень мощное оружие против обидчиков.

Книги про моббинг

Психологический террор может здорового человека превратить в инвалида или стать причиной его преждевременной кончины – это реальные факты, о которых время от времени сообщают СМИ. Информированность в этом вопросе, знание нужных психологических ходов, умение абстрагироваться от ситуации помогут прекратить моббинг в организации. Поучительные книги:

  1. Айджа Майрон «Почему я? История белой вороны».
  2. Моррин Даффи, Лен Сперри «Травля на рабочем месте и методы борьбы с ней».
  3. Криста Колодей «Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления».

Моббинг (от англ. mob - толпа) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п.

Виды моббинга:

  • Бойкот
  • Придирки
  • Насмешки
  • Предоставление ложной информации
  • Доносительство
  • Различные издевательства

Моббинг можно охарактеризовать как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Вариации поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных - это страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.

Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

Ещё одна причина моббинга - это безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга (вожатым на заметку)

  • отсутствие обратной связи
  • попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр
  • плохая организация информационных потоков
  • расплывчатые границы ответственности и обязанностей
  • отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха
  • превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым
  • большая перегрузка отдельных детей.

Что из себя представляет типичный школьный моббер?

Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это совсем не так. Как правило, мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.

К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?

Это будет трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в отряде. Более того - жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Нельзя не упомянуть и о том, что в коллективе нередко есть дети-"рыцари", тайно или явно сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа. "Мини-рыцари" не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента. Дети посмелее, так называемые "средние рыцари", активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт. Ну, а "макси-рыцари" не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого

Кто является объектом моббинга?

Естественно, тот, кого ровесники не признают «своим», считают странным или «не таким как все». Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо: «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих ровесников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую ровесники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей.

Формы моббинга

Это насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды и пр. Моббинг может начаться и против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Меры борьбы с моббингом

  • вожатый должен внимательно следить за обстановкой в детской среде, чтобы вовремя вмешаться
  • в отряде должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом
  • в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками. Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

Прежде всего, в коллективе должна быть благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать что моббинг есть желание лишь коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, найдите и помогите изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

Моббинг для ребёнка, особенно младших отрядов, - это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», синдром выгорания, когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. Причем эти болезни развиваются не сразу. Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются, на первый взгляд, совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с вожатым, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с ровесниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. Если ребёнок не просит вожатого вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, выводить всех на чистую воду. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если вожатый видит, что ситуация с моббингом ребёнка его торяда зашла в тупик, следует незамедлительно вмешаться.

Сходное с понятием мобинга является буллинг. Как правило буллинг более жесткая форма, чем мобинг.

Понятие буллинга

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что лагерь (как и, к примеру, школа) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

В лагере складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского коллектива, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; 2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Выявление и диагностика последствий буллинга

Выделим три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:

  1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это весьма характерно для жертв травли.
  2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.
  3. Стигматизация и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Проблемы диагностики буллинга

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя.

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

  • дистанцированность от взрослых и детей;
  • негативизм при обсуждении темы буллинга;
  • агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

  • напряженность и страх при появлении ровесников;
  • обидчивость и раздражительность;
  • грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям. Для многих детей вожатый – это последний рубеж защиты, последняя надежда на помощь. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.

В этом качестве анализ переживаний пострадавших от травли детей и подростков становится особенно сложным.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  • от самого пострадавшего;
  • от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;
  • его длительность;
  • его характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления буллинга;
  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);
  • их мотивации к буллингу;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (поcтрадавшего);
  • динамику всего происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Считается, что постстрессовое расстройство (ПТСР) у ребенка проходит 5 фаз своего развития:

1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге.

2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница, амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы.

3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения.

4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее.

Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к вожатым, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей

При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

  1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.
  2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.
  3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.
  4. Реальная степень опасности ситуации.
  5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Предложите стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой.

Опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым.

Интервью проводится в 3 стадии:

  1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.
  2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.
  3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

1 стадия

Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это.

Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции.

Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами:

  • Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.
  • Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.
  • Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.
  • Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме.

2 стадия

Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт.

Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим.

Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты.

Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес.

Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности.

Страх продолжения насилия.

Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью.

Страшные сны.

Ориентация на будущее.

Текущие проблемы

3 стадия

Резюме. Обсуждение интервью. вожатый дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы.

Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний.

Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным.

Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего.