Трагедия Вольтера «Брут.

Наиболее значительный вклад в сценическое искусство Франции внес великий просветитель и гуманист, властитель дум XVIII века Франсуа Мари Аруэ, известный всему миру под псевдонимом Вольтер (1694-1778).

Родился он в семье нотариуса и вел свое происхождение из так называемого дворянства мантии. Предки драматурга по отцовской линии были богатыми буржуа, по материнской – представителями старинного, но захудалого дворянского рода. Желая удовлетворить свое непомерное тщеславие, отец Вольтера купил крупный чиновничий пост, после чего и стал дворянином.

Однако столь сомнительное с точки зрения наследственного дворянства «шпаги» происхождение не помешало Франсуа Мари получить прекрасное образование. После окончания иезуитского колледжа он собирался стать юристом, однако мракобесие церковников и несправедливости властей убили в нем это желание.

Первыми литературными опытами молодого Вольтера явились сатирические стихи, направленные против королевского двора, именно за них талантливый литератор впервые оказался в заключении.

Одиннадцатимесячное пребывание в Бастилии оказалось на удивление плодотворным: Вольтер написал здесь свое первое крупное произведение – трагедию «Эдип» (1718). Постановка пьесы на сцене парижского театра «Комеди Франсез» принесла талантливому драматургу всеобщее признание.

Однако слава не спасла Вольтера от дальнейших преследований властей. Поводом для повторного заключения в Бастилию стала ссора с одним аристократом. Через две недели Франсуа Мари Аруэ был выслан за пределы Франции. Около трех лет он провел в Англии, где окончательно оформились его философские, политические и эстетические взгляды.

Власть предержащие очень боялись Вольтера, ярого противника деспотизма государственной власти и мракобесия католической церкви. Обличительные произведения этого талантливого литератора пользовались популярностью не только среди представителей третьего сословия, но и в высших кругах, таким образом, существующий порядок подтачивался изнутри.

Однако Вольтер избегал крайностей: критикуя государство и церковь, он тем не менее не призывал к их полному уничтожению. Вольтер и его последователи были сторонниками просвещенного абсолютизма и религиозной терпимости. Практически все произведения Вольтера проникнуты надеждой на преобразование мира, в котором нет места несправедливости.

Эстетические взгляды и литературная деятельность прославленного философа-драматурга отличались глубокой противоречивостью. Будучи последним великим представителем французского классицизма, Вольтер оставался принципиальным сторонником этого направления. В то же время, став основоположником просветительского реализма, он прилагал немало усилий для его обновления.

Многие исследователи называют Вольтера третьим после Корнеля и Расина великим классицистским трагиком Франции. Однако это был уже просветительский классицизм, главными темами которого стали большие религиозно-политические конфликты, а также народно-историческая трагедия, развивающая традиции позднего расиновского творчества, лишенная любовной интриги и содержащая обличительную критику абсолютной монархии. Вольтеровские герои обрели большую эмоциональность, а сценическое действие стало гораздо оживленнее и богаче.

Творческое наследие Вольтера насчитывает 52 пьесы различных жанров, среди них 13 трагедий, комедии, либретто и ряд пьес смешанного жанра.

Драматург использовал в своем творчестве не только античные сюжеты, но также средневековые и экзотические. Действие его пьес происходит то в Азии, то в Африке, то в Америке. При этом, стремясь к исторической и этнографической достоверности, Вольтер давал в ремарках своих пьес пояснения относительно декораций, костюмов и постановки.

Искусству построения эмоционального сюжета и использования зрелищных эффектов он обучался у талантливого мастера лирической трагедии Ф. Кино, а знакомство с трагедиями У. Шекспира, наложившими особый отпечаток на стиль вольтеровского творчества, произошло во время его вынужденного пребывания в Англии (1726-1729).

Вольтер учился у Шекспира изображать чувства, однако многие черты шекспировского творчества были чужды классицистской традиции. Считая свободное развитие действия, чуждое правилу единства, данью «варварскому времени» и критически оценивая ряд произведений Шекспира, драматург тем не менее пропагандировал творчество последнего во Франции.

В 1726 году Вольтер перевел на французский язык шекспировскую пьесу «Юлий Цезарь», что стало своеобразным катализатором для написания двух собственных трагедий – «Брут» (1730) и «Смерть Цезаря» (1731).

Под воздействием шекспировского «Гамлета» были написаны трагедии «Эрифила» (1732) и «Семирамида» (1748), под влиянием «Отелло» – «Заира» (1732); хроника «Генрих VIII» вдохновила Вольтера на создание трагедии «Аделаида Дюгеклен» (1734), а история Франции – на написание «Орлеанской девственницы» (1735).

Одной из лучших пьес этого периода является «Заира». Действие трагедии происходит в Сирии XII века, после того как в Иерусалиме обосновались мусульмане. Главными героями пьесы являются султан Оросман и Заира, попавшая в мусульманский плен еще девочкой.

Молодые люди любят друг друга и собираются пожениться, но неожиданно выясняется, что Заира – дочь бывшего христианского правителя Иерусалима Люзиньяна. Перед смертью отец берет у дочери обещание остаться христианкой, а брат Нерестан уговаривает ее бежать. Однако Заира, горячо любящая Оросмана, решает отказаться от побега и стать женой султана. Голос чувства для нее важнее, чем долг перед религией.

Случайность приводит к трагической развязке пьесы. Оросман узнает о тайных встречах Заиры с Нерестаном и, решив, что любимая обманывает его со счастливым соперником, убивает девушку как раз в тот момент, когда она собирается отказаться от побега. Поняв, какую ошибку совершил, Оросман закалывается сам.

Таким образом, «Заира» явилась просветительской и одновременно классицистской интерпретацией шекспировского «Отелло». Пушкин называл Вольтера первым автором, представившим произведение Шекспира как трагедию доверчивости, а не ревности.

В 1741 году драматург написал пьесу «Магомет-пророк, или Фанатизм», в основу которой была положена мысль о том, что всякая религия базируется на сознательном обмане людей, их запугивании и ослеплении (рис. 51 ).


  • Жан Кокто

    Поэт, драматург, киносценарист, либреттист, режиссер, скульптор... Трудно назвать такую творческую профессию, в которой не пробовал свои силы Жан Кокто, выдающийся деятель французского искусства.
  • Сезанн от XIX к XX

    О Сезанне писали много. Современники ругали, издевались, возмущались. После смерти художника оценки стали более снисходительными, а затем и восторженными. О жизни мастера сообщалось всегда мало. И действительно, жизнь Поля Сезанна не была богата событиями. Родился он в семье с достатком. Отец и слышать не захотел о занятиях сына живописью. Поль был послушен, сначала изучал юриспруденцию, затем сел за конторку банка и начал считать. Но творчество буквально обуревало Поля. Он и страницы гроссбуха заполнял рисунками и стихами. Там записано, например, такое его двустишие:
  • Жан Франсуа Милле век XIX

    Бескрайнее вспаханное поле. Утро. Перед нами вырастает молодой великан. Он неспешно шагает, широко разбрасывая золотые зерна пшеницы. Безмятежно дышит земля, влажная от росы. Это мир Жана Франсуа Милле...

ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевдоним; настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж - 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член Французской академии (1746), почётный член Петербургской Академии Наук (1746). Родился в семье нотариуса; в 7 лет потерял мать. Учился в иезуитском коллеже (1704-11). В 1710 году опубликовал первое произведение «Подражание оде досточтимого отца Леже в честь святой Женевьевы» («Imitation de l’ode du R. Р. Lejay sur sainte Geneviève»). В 1717-18 годах провёл несколько месяцев в Бастилии за сочинение стихов, высмеивавших регента Филиппа Орлеанского. Известность принесла трагедия на мифологический сюжет «Эдип» («Œdipe», поставлена в 1718). Пребывание в Англии (1726-29) сделало Вольтера убеждённым сторонником сенсуализма Дж. Локка и деизма. Влиянием пьес Шекспира отмечены ранние трагедии Вольтера «Брут» («Brutus», поставлена в 1730), «Заира» («Zaïre», поставлена в 1732) и др. Английский опыт отразился в его «Философских письмах» («Lettres philosophiques», опубликован на английском языке под названием «Письма об английской нации», 1733, на французском языке - в 1734), в которых Вольтер, в частности, полемизирует с Б. Паскалем, утверждая, что человек создан для счастья на земле и должен не предаваться метафизическим рассуждениям, но действовать, добиваясь на практике улучшения своей жизни. Философия счастья Вольтера изложена в эпикурейской поэме «Светский человек» («Le mondain», 1736) и дидактической поэме «Рассуждение в стихах о человеке» («Discours en vers sur l’homme», 1738). Веря в возможность благотворных изменений по мере просвещения умов, Вольтер сотрудничал с энциклопедистами (до 1760). Он возлагал большие надежды на «просвещённых» правителей, пытаясь найти их среди европейских монархов. В своих исторических сочинениях он с воодушевлением описал Петра Великого [«История Российской империи в царствование Петра Великого» («Histoire de l’Empire de Russie sous Pierre le Grand», t. 1-2, 1759-63; русский перевод - 1809)], золотой век французского абсолютизма [«Век Людовика XIV» («Siècle de Louis XIV», издана в 1751)]. В 1745 году Вольтер стал официальным историографом Людовика XV, в 1750-53 годах жил при дворе прусского короля Фридриха II Великого. С 1763 года до конца жизни переписывался с Екатериной II.

Центральная для творчества Вольтера проблема смысла и цели человеческого существования неразрывно связана у него с проблемой религии. Он не был атеистом, но религия Откровения как непостижимая человеческим разумом вызывала у него протест. По мнению Вольтера, Бог существует, так как это доказывают наш разум и вся природа: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать» [«К автору книги о трёх обманщиках» («Ep ître à l’auteur du livre des Trois imposteurs», 1769)[. Скептический ум Вольтера не допускал ничего, превосходящего возможности разума: вслед за П. Бейлем и Б. Спинозой он видел в Библии лишь набор нелепых басен. Католическая церковь, особенно повинная в несчастьях человечества, как считал Вольтер, подверглась наиболее сильным нападкам в ироикомической поэме «Орлеанская девственница» («La pucelle d’Orléans», 1735, издана в 1755) и в «Философском словаре» («Dictionnaire philosophique», 1764-69). Вольтер не щадил и протестантство, ибо религиозный фанатизм стал, по его мнению, источником войн и преследования личности. Этой теме посвящены, помимо эпической поэмы «Генриада» («Henriade», 1728) и «Оды на фанатизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), многие трагедии на исторические и мифологические сюжеты: «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le fanatisme ou Mahomet le prophète», 1742), «Законы Миноca» («Les lois de Minos», 1772) и др. Свои нравственные принципы Вольтер воплощал в жизнь, защищая жертв религиозного фанатизма (Ж. Каласа в 1762, П. П. Сирвена в 1765, Ж. Ф. Делабарра в 1766), а также других невинно пострадавших людей. Преследования со стороны властей заставили его в 1760 году поселиться в Ферне, на границе Франции и Швейцарии.

Изначальный оптимистический взгляд на мир сменился у Вольтера пессимизмом, что отразилось в «Опыте о нравах и духе народов» («Essai sur les mœurs et l’esprit des nations», издано в 1756), «Поэме о Лиссабонском землетрясении» («Poème sur le désastre de Lisbonne», 1756), а также в философских повестях: «Задиг, или Судьба» («Zadig ou la Destinéе», 1748); «Микромегас» («Le Micromégas», 1752); «Кандид, или Оптимизм» («Candide ou l’Optimisme», 1759), в которой он последовательно отвергал идею Провидения; «Простодушный» («L’Ingénu», 1767), где Вольтер полемизировал с Ж. Ж. Руссо.

Литература для Вольтера в определённой мере заняла место религии, становясь средством объединения людей, обретения отсутствующей в мире гармонии. При этом писатель в значительной мере опирался на достижения французского классицизма. В то же время он проявил себя в нерегламентированных жанрах, ориентированных на салонную культуру (повести, полемические сочинения, письма, «лёгкая поэзия» и пр.). Философские повести Вольтера (основными чертами которых стали остроумие и ирония, ясность и простота формы, быстрая смена тона, краткость и недоговорённость) оказали значительное влияние на развитие французской прозы.

В начале 1770-х годов Вольтер практически перестал писать, в 1778 - он с триумфом вернулся из Ферне в Париж, где вскоре скончался. В 1791 году его прах был перенесён в Пантеон.

В России произведения Вольтера были известны с 1720-х годов. Под влиянием идей Вольтера в России 18 - 1-й половины 19 века развивалось вольтерьянство - политическое и религиозное вольнодумство, нацеленное на построение рационального и справедливого общественного устройства.

Соч.: Œuvres complètes. Р., 1877-1885. Vol. 1- 52; Письма. М.; Л., 1956; Complete Works-Œuvres complètes. Oxf., 1980-. Vol. 1-73-; Romans et contes: en vers et en prose. Р., 1994; Философские сочинения. М., 1996; Философские повести. Философские письма. М., 2004.

Лит.: Pomeau R. La religion de Voltaire. Р., 1969; Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер: XVIII - первая треть XIX в. Л., 1978; Voltaire en son temps. Oxf., 1985-1994. Vol. 1-5; Pomeau R. D’Arouet à Voltaire. Oxf., 1988; Mervaud Ch. Voltaire en toutes lettres. Р., 1991; Вольтер и Россия. М., 1999; Сатbou Р. Le traitement voltairien du conte. Р., 2000; Trousson R. Visages de Voltaire (XVIII- XIX siècles). Р., 2001; Dictionnaire general de Voltaire. Р., 2003; Bengesco G. Bibliographie des œuvres de Voltaire. Р., 1882-1890. Vol. 1-4; Barr М. А bibliography of writings on Voltaire. N. Y., 1929; Spear F. А. Bibliographie analytique des écrits relatifs à Voltaire. 1966-1990. Oxf., 1992; Вольтер в России: Библиографический указатель: 1735-1995. М., 1995.

Первые новаторские попытки Тальма касались только внешних черт образа. В начале 1789 года, играя маленькую роль Прокула в трагедии Вольтера «Брут», он надел настоящую римскую тогу и вышел на сцену без парика, с обнаженными руками и ногами, в римских сандалиях. И хотя Тальма лишь продолжил борьбу за историческую достоверность театрального костюма, которую до него вели лучшие актеры французского театра (Лекен, Клерон, Ларив и другие), его поступок вызвал резкое осуждение со стороны консервативной труппы. Уже в этих первых начинаниях, направленных на пересмотр отживших традиций, Тальма выступил как прямой наследник Лекена. Вступив на сцену через девять лет после смерти Лекена, он считал Лекена своим учителем и видел в нем идеального трагического актера, в котором гармонически сочетались глубокий аналитический ум с пылкой эмоциональностью, завоеванное неустанным трудом мастерство с редким даром творческого воображения.

Лекен был для Тальма воплощением духа новаторства, страстной идейной целеустремленности, высокой творческой ответственности. Пример Лекена поддерживал Тальма в те трудные годы, когда рутинеры с насмешкой и презрением отвергали его первые шаги к сценической реформе. Это отношение столпов театра Французской Комедии к «сумасбродствам» Тальма, видимо, способствовало тому, что молодому актеру не давали близких его индивидуальности и дарованию трагических ролей. Только революция открыла перед Тальма широкую творческую дорогу. С 1789 года он вступил на путь революционного новаторства, все больше сближаясь с Л. Давидом и М. -Ж. Шенье, с которыми его связала глубокая личная и творческая дружба. У Тальма не было четкого политического мировоззрения. Но он сразу принял самый факт свержения абсолютистского режима и стремился решительно повернуть французский театр на путь служения революции. Этим и объясняется его активное участие в борьбе за постановку «Карла IX» Шенье.

Возглавив «красную эскадру» - группу революционно настроенных актеров, Тальма смело выступил против театральной реакции. Теперь он боролся уже не только за решение узкохудожественных задач. Реформа костюма или грима перестала быть для него самоцелью. Взявшись играть роль Карла IX, от которой отказался монархически настроенный актер Сен-Фаль, Тальма вступил на путь политической деятельности. В дни премьеры «Карла IX» он стал любимым актером революционного народа Парижа. Новизна игры Тальма заключалась прежде всего в политически обличительном подходе к образу преступного короля. Это и определило углубление психологической характеристики, индивидуализацию образа, ломку классицистского канона. Чем правдивее Тальма раскрывал душевную дряблость и коварство Карла IX, его нерешительность и жестокость, тем глубже он доносил до зрителя мысль о преступной нелепости строя, при котором такой ничтожный и подлый человек мог повелевать целой нацией. Добиваясь глубокого постижения внутренней жизни образа, Тальма шаг за шагом доводил своего героя до кровавой одержимости, а потом раскрывал его исступленное раскаяние. Злобный тиран, пораженный «громом небес», бился на сцене в припадке смертельного ужаса, отчаяния, предчувствия страшной кары. В этой роли впервые раскрылась огромная эмоциональность, присущая дарованию Тальма, и вся эта мощная сила эмоционального воздействия на зрителей была подчинена задаче политической пропаганды. Для замысла Тальма необходима была историческая конкретизация образа героя, так как это усиливало обличительное звучание трагедии. Тальма изучал старинные картины и гравюры. Нарушая абстрактность классицистского театра, он впервые ввел портретный грим и одел Карла IX в точный костюм XVI века. И эта историческая локализация героя помогла актеру вместо привычной для классицистской трагедии фигуры тирана «вообще» создать наделенный исторически точными чертами образ французского короля - безумца и садиста на троне. Роль Карла IX была первой в галерее тиранов, созданных Тальма, и определила одну из его центральных Творческих тем.

Франсуа Мари Вольтер

Трагедия в пяти действиях.

Перевод Соколовой Н. Н.

(Отрывки).

Действующие лица:

Юний Брут

} – консулы.

Валерий Публикола

Тит – сын Брута.

Туллия – дочь Тарквиния.

Альгината – доверенная Туллии.

Арн – посол от Порсены, правителя города Клузия.

Мессала – друг Тита.

Прокул – военный трибун.

Альбин, доверенный Арна.

Сенаторы, ликторы.

Место действия – Рим.

Действие четвёртое.

Явление 6-ое.

Брут, Тит и Мессала.

Да, Рим в опасности. Ты слышал? Возлагаю

Надежду на тебя, мой сын, известно нам,

Что нынче ночью враг приблизился к стенам

Священным Рима.

(Мессале ).

В час всеобщего смятенья

Я от сената взял для Тита назначенье.

(Сыну ).

Спеши, вооружись, веди войска, не жди.

За Родину опять, на помощь к ней иди,

За Рим и за народ себя, не пожалев,

Отдашь. Ты будешь храбр, надеюсь, словно лев.

Что, мой сын?

Не я, пускай другой

Возьмётся управлять в час бедствия судьбой

Как смущён и как он не уверен!

Неужто эту честь отвернуть ты намерен?

Отец мой!

Что же, мне понятен твой порыв,

С сенатом памятен тебе ещё разрыв.

Не время рассуждать теперь, решайся живо.

Твои претензии, клянусь, не справедливы.

Ты раз уже спас Рим и недоволен… Чем?

Когда бессмертием украсился твой шлем,

Быть может, ожидал ты в консулы избранья?

Ты слишком молод, что б носить такое званье…

Не домогайся, сын, себе наград, ступай!

Послать тебя хочу на место чести, знай!

Пусть на тирана гнев твой ярый устремится!

Я – Родины отец, позволь тобой гордиться!

И, проливая кровь, о почестях забудь

Героем был уж ты, так гражданином будь!

Кончаю я свой путь, исполненный надежды,

Что победитель-сын навек сомкнёт мне вежды.

Величием твоим бессмертен будет Брут,

И доблести его с ним вместе не умрут.

На бой готов идти, тебя не покидая,

Увижу, как мой сын воспрянет, побеждая,

Погибнешь, так и я с тобою пасть готов,

Как честный римлянин, свободный от оков.

Входит Валерий.

Явление 7-ое.

Те же и Валерий.

Я прошу сейчас всех удалиться!

(Титу )

Тит и Мессала уходят.

Возможно ль?

Что творится!

Злодейский заговор предатель хитро сплёл,

Зачинщика ещё не знаю. Видно, вёл

Он сам с Тарквинием свои переговоры.

Сдадутся многие. В войсках кипят раздоры…

Как, римляне уже мечтают о цепях?!

Бегут изменники и трусы. На путях

Их ловят. Лелия я знаю и Менаса,

Они близки к царям и поджидают часа,

Что б против общего желания восстать,

Посеять рознь в народ и заговор создать.

Скрывает их наш друг и доблестный Мессала,

И, верно, на него бы подозренье пало,

Когда б не сын твой Тит, что связан тесно с ним…

Так проследи, прошу! К решениям иным

Прийти не можем мы, свободу защищая.

Она к жестокости прибегнуть запрещает,

Что б римский гражданин – и вдруг захвачен он

По подозрению пустому! Нет, закон

Такой у нашего врага. А мы свободно

Пойдём, и говорить должны мы всенародно,

Что б слабых поддержать и верных похвалить,

Лукавого бойца отвагой удивить.

Пошлите, боги, смерть, но не позор и рабство.

Оба уходят.

Действие пятое.

Явление 6-ое.

Брут и Прокул.

Чем больше думаю, тем меньше мне доступно

Понять, что втянут сын мой в заговор преступный.

Мой сын, ведь он меня любил и Рим любил!

Не может быть, что б в день один он всё забыл!

Нет, не изменит он, не может быть предатель.

Мессала виноват, злодейства он создатель,

За друга прячется, клевещет, говорят,

Геройской гибели завистники хотят.

О, если б было так!

Хотя бы и виновный,

Но он единственный, последний сын твой кровный!

Сенат ведь справедлив и поручает вам

Судьбу его решать. Отец пусть судит сам.

Сын в безопасности. Теперь необходимо

Героя вам спасти.

Но я ведь консул Рима!

Явление 7-ое.

Те же и Тит в глубине сцены, окружённый ликторами.

А, вот и он!

Здесь Брут! О страшный, горький час.

Разверзнись же, земля, и поглоти ты нас!

Позволь мне, государь…

Опомнись, дерзновенный!

Мне дарят небеса двух сыновей бесценных,

Один из них погиб. Второй, скажи, где он?

Признайся, жив мой сын!

Нет, умер, осуждён.

Ответь же на суде, ты, выродок негодный!

Задумал ты врагам предать наш Рим свободный,

Поднялся на отца, что б сделаться царём.

Нарушил клятву ты!

Да, был я ослеплён!

Я был отравлен, грудь сжимает отвращенье,

Не узнаю себя и не прошу прощенья!

Я в ужасе стою пред тем, что совершил,

Не важно, как и в чём, но я виновен был!

И этот миг меня стыдом неодолимым

Покрыл навек. Друзьям я изменил любимым,

Раскаянье пришло, лишь промелькнул порыв,

Для мести душу мне опять вооружив.

Свершайте приговор! Рим смотрит, ждёт решенья,

Нужна им смерть моя – пример нравоученья.

Пусть римлянин, что мог, как я, быть соблазнён,

Увидев казнь мою, отпрянет, устрашён…

Послужит Риму смерть, как жизнь моя служила,

И кровь горячая, что закипает в жилах,

Прольётся для страны, хочу на пользу ей

Я за свободу сам пролить её скорей!

О, сколько доблести с коварством в нём смешалось!

Как преступление с геройством сочеталось!

Под сенью боевых, столь доблестных знамён,

Которыми я был с тобою окружён,

Как гений мог завлечь тебя на преступленье?

Столкнулись страсти все во мне в одно мгновенье,

Страсть честолюбия и ненависть, и гнев…

Несчастный…

Отступил я, их не одолев,

Огонь в моей крови, и мною он владеет,

Он был причиной зла и злом он пламенеет.

Открыть я не могу, не оскорбляя вас,

Всей страшной глубины, что недостойна нас.

Настал предел моим несчастьям и дерзаньям,

Прервите с ними жизнь – преступника страданье,

Моим позором вы покрыты. Если ж вы,

Когда-то повели меня путём борьбы,

То шёл за вами вслед повсюду я с желаньем

Вам подражать. Теперь внемлите покаянью.

На раны совести хочу пролить я свет…

Пусть скажет Брут мне: « Сын мой, ненависти нет».

От эти слов мой дух воскреснет и воспрянет,

И доблесть спасена, и слава не увянет.

Потомки вспомнят, Тит, когда на казнь он шёл,

То на пути своём отца опять нашёл.

Во взгляде Брута я прочту: за преступленье

Не отнимает к сыну, гордый, уваженье.

Да, он раскаялся. О Рим, моя страна!

Ведите сына прочь, на казнь, – она нужна!

Встань, бедно дитя отчаянья и муки,

Опора старости, к тебе простёр я руки…

Встань, поцелуй отца! Он смерть тебе решил.

Он, если б не был Брут, то верно бы простил.

Слезами горькими лицо твоё омою,

В последний час будь твёрд, веди себя достойно,

Ступай ты, римлянин, отважнее отца,

И удиви судей бесстрашием конца.

Прощай, твой сын тебя достоин. Гибну смело.

Его уводят.

Явление 8-ое.

Брут и Прокул.

Сенат в волнении, ужасно это дело,

Удар немыслимый, нельзя его принять…

Вы смеете ещё участье выражать!

Подумать нужно нам, – сегодня мы в сраженье

Выходим на врага. В каком же положенье

Оставлен Рим! О нём заботой грудь кипит.

Он дорог мне, как сын. Ведь Риму отдан Тит…

Закончу жизнь свою я, мщенье совершая,

Ведь должен был мой сын в бою мстить, умирая.

Входит сенатор.

О государь!

Он мёртв?

Я видел это сам.

Довольно. Рим спасён… Молитесь же богам…

Все уходят.

Краткое содержание :

Героем трагедии является Юний Брут, поднявший римлян против правления царя-тирана Тарквиния II Гордого и добившийся его изгнания, после чего он был избран консулом. Основной конфликт трагедии разворачивается между Брутом и его сыном Титом, который, любя дочь Тарквиния Туллию, вступает в заговор против республики. Заговор открыт, после чего сенат, из уважения к заслугам Брута, предоставляет ему самому судить сына и решить его участь. Брут, горячо любящий сына, всё же осуждает его на смерть за измену родине. Эта казнь Брутом своего сына исторически достоверна (см. Тита Ливия), романтическая же мотивировка измены Тита привнесена Вольтером в согласие с традицией классической трагедии, по которой любовная интрига была необходимой в любом произведении.