Трагедия на Авиамоторной. Авария на станции "Авиамоторная" Авиамоторной 17 февраля 1982 года


17 февраля 1982 года, были вызваны две бабули-уборщицы. Они засыпали опилками лужи крови, потом затерли.
......
Пассажирам потребовалось несколько секунд, чтобы осознать опасность положения, в котором они оказались. Началась паника. Верхние.слышали крики людей снизу. Многие попытались выпрыгнуть с эскалатора на соседний или хотя бы на балюстраду из пластика, разделяющую эскалаторы. Потом выяснится, что была она по всем меркам со слишком тонким покрытием - 3 мм, потому и ломалась, и люди оказывались в образовавшейся дыре-ловушке. Кто-то не смог удержаться и катился на спине мимо фонарей вниз, в хаос...
А там, внизу, заваривалась кровавая людская каша.
......
...разрушившаяся ступень имеет номер 96-й. А ничем не сдерживаемые ступени все несутся вниз, вместе с людьми. Кому-то везло, он падал на площадку и успевал отползти...
отсюда (по ссылкам rjohnson про Улаанбаатарской Метроо!)

Вот обнаруженная в моей заначке вырезка из "Вечерки" от 18 февраля 1992 года. К ней - две картинки (Vrez.jpg, и Eskalat.jpg) Кстати, спустя несколько секунд после сканирования прожившая семь лет вырезка прекратила свое незапятнанное существование, оказавшись залитой краской из картриджа... :-(

Расследование "ВМ": десять лет спустя
Трагедия на "Авиамоторной"
Александр ДАНИЛКИН
НА СНИМКЕ: и сегодня он на ремонте - эскалатор № 4.
Фото Р. ФЕДОРОВА.

На ступеньку ниже меня стояла женщина с рюкзаком - уже в больнице я узнал, что она погибла. Позади меня стоял майор - он тоже погиб... (Из показаний свидетеля).
С кем ни поговоришь - удивляется: неужели прошло десять лет? Десять... Ровно десять с тех пор, шик куцее, ничего толком не раскрывающее сообщение выстрелило из самого неприметного газетного угла. Сарафанное радио разнесло по Москве слухи о трагедии в метро на станции "Авиамоторная" а тот же вечер. Все они были чудовищно фантастичны. Достаточно сказать, что "вражеские радиоголоса" передавали в тот вечер о гибели сотен человек.

Почти каждый рассказчик имел свою версию. С одной из них, самой, кстати, распространенной в московском народа, мне пришлось; встретиться уже и сейчас, во время сбора материала для этой статьи. А именно: на линии метро Калининского радиуса установлены эскалаторы новой конструкции, они-то и стали всему причиной. Более того, знали, что их "конструкторы в свое время получили за работу Ленинскую премию, а потом смотались на Ближний Восток". Вторым по очереди "виновником" стоял дежурный, который "растерялся, в, то время как народ десятками проваливался в преисподнюю машинного зала" и как в гигантской мясорубке размалывался гигантским механизмом"...
Страшно. После того дня, кстати, в метро резко сократилось, хоть и на непродолжительное время, количество пассажиров. А официальные органы молчали. Неделю, месяц, полгода. Расследование обстоятельств было закончено к ноябрю 1982 года. Результаты, как бывало на протяжении многих лет, широкого распространения так и не получили. А их очень ждали и родственники погибших, и искалеченные, да и все-все. Потому что метро для Москвы - это метро, и касается практически каждого. Но случилось все как раз наоборот. Уже сейчас, спустя десять лет, я узнавал от собеседников такое... К примеру, вот. Большинство из пострадавших в гот вечер - сотрудники предприятий, расположенных около "Авиамоторной". Так уж совпало: все они или домой после трудового дня. После трагедии в некоторых организациях, работники которых погибли при аварии... запретили вывешивать некрологи ("Зачем волновать народ?"). А многим бригадам "скорой помощи", вызванным в тот вечер, даже не сообщали при вызове, что же все-таки случилось...
Сейчас, спустя десять лет, такое преступное перед памятью погибших и их близкими поведение кажется уже невозможным, и от этого испытываешь чувство горького удовлетворения. Времена пришли совсем другие, и себя мы сознаем другими людьми.
А тогда... Наверняка не было в Москве человека, который хотя бы раз не коснулся этой темы в разговоре. Но официоз в упор не хотел замечать ничего. Впрочем, в первый ли раз на нас на всех внезапно нападает куриная слепота? Ну а за намеренное сокрытие информации, насколько мне известно, никто даже в нашем новом, прошнурованном гласностью обществе, никто еще не пострадал.
Просто в тот вечер, 17 февраля 1982 года, были вызваны две бабули-уборщицы. Они засыпали опилками лужи крови, потом затерли. И на этом, посчитали власти воспоминания о случившемся можно бы и завершить. Но долг перед памятью? А кошмары, преследующие до сих пор двести человек, оказавшихся участниками трагедии и оставшихся в живых?

Как это было
Признаться, для меня даже после знакомства со многими документами, разговоров со многими людьми до сих пор далеко не все ясно. Но оставим копаться в технических причинах лрофессионалов-экспертов. У нас осталось самое ценное - рассказы очевидцев. Наверху, у станции метро, "они увидели в тот февральский, такой же, как сегодняшний, вечер подходы, запруженные "скорыми", милицейские оцепления, возбужденные толпы людей: "Что случилось?!". Здесь, наверху, еще толком никто ничего не знал. Авария в метро, и все. Чем меньше ответов получали люди, тем более жуткие картины возникали в их воображении...
Это утро для станции метро "Авиамоторная" началось совершенно обычно. В пять часов дежурная осмотрела станцию, механики и дежурные у эскалаторов заняли вскоре свои рабочие места. По инструкции обязаны проводиться пробные пуски. К шести часам начали появляться пассажиры, но наплыва не было. Эскалатор №4 самый крайний с левой стороны (если спускаться вниз) пока не включали, обходились другими. Кстати, в обиходе метрополитеновцы не говорят слово "эскалатор". Говорят: "машина".
Часы пик обошлись без происшествий, все машины работали исправно, заспанные пассажиры, толкая друг друга, торопились на смену. Персонал станции доработал до обеда и, подменяя друг друга, сбегал перекусить. Надо было пережить еще и вечерний час пик, время нервное и напряженное, даже если все идет штатно.
Потом, по ходу следствия, будет выяснено, кто чем занят был после обеда. А в час аварии - посекундно... В 16.30 было решено включить четвертую машину на режим спуска. В 16.40 к дежурному у эскалатора внизу подошла дежурная по станции. Выяснили: везде все нормально. Через пятнадцать минут здесь, на "Авиамоторной", случится едва ли не самая трагическая сцена за всю историю Московского метро - и длилось это лишь 110 секунд.

Свидетель ЛОРОТЕЕВА И.Ю.: Мы ступили на эскалатор и успели спуститься вниз совсем немного, 5-8 метров, когда правый поручень стал останавливаться. Наконец замер совсем. В момент остановки поручня эскалатор стал увеличивать скорость движения. В самом низу я обратим внимание, что. поручень был снят с направляющей и висел как при ремонте...

Да-да, смерть людей, леденящие душу крики, кусочки человеческого мозга на полу - все началось с соскочившего поручня. Эксперты потом скажут, что сорвался он по причине недостаточной жесткости и отсутствия средств контроля за его натяжением. Впрочем, почему же все-таки соскочил этот поручень - однозначного ответа я так и не дождался.
А что было дальше?.. Вот заключение экспертов, которое затем повторится в судебном приговоре:
"После схода поручня сработало блокировочное устройство и отключился двигатель главного привода, а введенный в действие рабочий тормоз не обеспечил остановку лестничного полотна". Иными словами, лестница-чудесница, ускоряя движение, ничем не сдерживаемая, а скорее подталкиваемая массой находящихся на ней пассажиров, устремилась вниз. Вот ощущения людей, которые стояли на ее ступеньках:

ЩЕРБАКОВ С.Б.: Наш эскалатор начал увеличивать скорость - это я заметил по мельканию лиц на соседнем эскалаторе.

Когда стоявшие на этом эскалаторе люди заметили что-то неладное, многие бросились вверх, против хода, но...

МАРФИН А.М.: Я тоже попытался бежать вверх, но стоявшие пассажиры мешали и в конце концов сбили меня с ног. Помню только, что левая рука попала между поручнем и ступенями, т. к. перегородки были сломаны.

Но трагизм ситуации еще не дошел до всех.

ШНАЙДЕРМАН А.М.: Когда наш эскалатор стал увеличивать скорость, пассажиры с соседнего улыбались:
быстрее доедете! Последний участок пути мы пролетели с громадной скоростью. У самой площадки меня развернуло спиной, и я со всего хода упал в завал...

Все замелькало, как в кино.

КУРСКИЙ В.П.: У меня возникло такое ощущение: на соседнем эскалаторе (который тоже работал на спуск) люди поехали вверх...

КОРОБОВ В.А.: Скорость эскалаторе была настолько велика, что он гудел. Шум этот все время нарастал...

После аварии эксперты вычислят, что скорость движения "разбушевавшегося" эскалатора превысила нормальную в два с половиной раза. Пассажирам потребовалось несколько секунд, чтобы осознать опасность положения, в котором они оказались. Началась паника. Верхние.слышали крики людей снизу. Многие попытались выпрыгнуть с эскалатора на соседний или хотя бы на балюстраду из пластика, разделяющую эскалаторы. Потом выяснится, что была она по всем меркам со слишком тонким покрытием - 3 мм, потому и ломалась, и люди оказывались в образовавшейся дыре-ловушке. Кто-то не смог удержаться и катился на спине мимо фонарей вниз, в хаос...

А там, внизу, заваривалась кровавая людская каша. Нет, огромного зияющего провала там не было, и никто не ухал в преисподнюю механизмов. Но огромная скорость не позволяла пассажирам успевать спрыгивать вовремя на площадку. Вот упала одна женщина, за ней другие... Кто-то не успел отдернуть ногу, и вот уже чьи-то сапоги затянуло под металлическую гребенку перед площадкой, туда же попала одежда, чьи-то дипломаты... Корежится металл, вот уже и ступень эскалатора становится на дыбы, трещит, за ней другая. Потом выяснится, что. разрушившаяся ступень имеет номер 96-й. А ничем не сдерживаемые ступени все несутся вниз, вместе с людьми. Кому-то везло, он падал на площадку и успевал отползти...
Но где же дежурный, тот что сидит у эскалатора внизу? Именно его потом в слухах сделали одним из "стрелочников": растерялся, убежал... Все не так, дежурный оказался на месте, и к нему потом у следствия не было никаких претензий. Довольно быстро до него дошло, что эскалатор №4 "взбунтовался". Дернул ручку рабочего тормоза на пульте... Ступени продолжали катиться вниз. Тогда он выскочил из своей будки и бросился к балюстраде, к ручке аварийного тормоза. Эффект был тот же: аварийный тормоз не сработал...

ГУРКОВ В.M. Когда ступени. на которых я стоял, вышли не горизонтальную прямую, на меня упало человек 5-6. Падали многие на спины. Меня сшибли, и я упал на спину. Меня потащило вперед, я слышал крики и треск разрываемой одежды...
МИРОНОВ М. А.: Я не заметил, как очутился перед кучей пассажиров, которая образовалась у выхода с эскалатора. С большой скоростью влетел в эту кучу и не знаю, как сквозь нее прошел. Оказался внизу, на ступени эскалатора. Мне ободрало спину ступенью, разодрало брюки. Помню, как я лежал на спине и меня несло в сторону металлических зубьев гребенки. Моя правая нога попала под балюстраду, лотом я почувствовал, как она сломалась о стойку. Перелом был открытый, я ощущал острый край кости...

С последним свидетелем случилась особая история: его правую ногу зажало между выходной площадкой и ступенью. Когда вся эта механическая вакханалия закончилась и успели убрать трупы погибших, а раненых развезти по больницам, М. Миронов все сидел в том же положении, с зажатой ногой Не было у работников метро под рукой ни средств, ни механизмов, чтобы быстро освободить. Сделать это удалось только через два часа. Такая задержка и стала впоследствии причиной ампутации ноги...
Все это - свидетельства живых. Мертвые уже не расскажут.
Когда дежурный снизу смог дозвониться до машиниста эскалаторов, тот выскочил в машинный зал и вырубил автомат цепи управления. Только тогда непокорный эскалатор замер. Хотя людей на нем к тому времени было совсем мало.
В ноябре 1982-го на заседании Верховного Суда РСФСР было названо точное количество жертв: восемь погибших, 30 человек получили телесные повреждения разной тяжести.

Но что же все-таки стала причиной этой аварии с такими страшными последствиями? Суд согласился с выводами экспертов: непосредственной технической причиной аварии явилась неисправность рабочего тормоза и принудительный вывод из строя аварийного тормоза. По-российски проста оказалась причина: один не отрегулировал тормоз, другой не стал проверять его утром перед работой, не сделал замеров и пробных пусков, два начальника формально проконтролировали подчиненных...
Ну вот и все. С тех пор названные судом виновники успели отсидеть полученные сроки (я не ставил себе целью назвать имена виновников в этом материале, главное было - рассказать, как и что было), зарубцевались раны калек, попритихла в памяти боль... Но остался всеобщий грех умолчания о трагедии. Назовем же хотя бы спустя десять лет, в эту грустную годовщину, имена наших земляков, погибших в тот февральский вечер на станции метро "Авиамоторная". И пусть это будет хотя и запоздалой, но все же данью им. Вот имена:
Улыбина Лидия Кузьминична, Павлов Александр Юрьевич, Скобелева Александра Алексеевна, Уваров Виктор Петрович, Мулкиджан Григорий Александрович, Комашко Лариса Ивановна, Романюк Валентина Никитична, Кузьма Елизавета Юрьевна.
В управлении Московского метрополитена ни вспоминать со мной о происшедшем, ни комментировать событие не захотели: есть приговор суда, было расследование...

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку ound="img/bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
атировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии, явился излом ступени №96. Поврежденная ступень при прохождении нижней входной площадки вызвала деформацию и разрушение гребенки, при этом сработала защита подъема ступеней низа и входной площадки. При срабатывании защитных устройств отключился электродвигатель главного привода и включился электромагнит рабочего тормоза, но вследствие недостаточного тормозного момента, путь торможения значительно превысил установленную величину и составил около одиннадцати метров. Аварийный тормоз не включился, так как скорость движения лестничного полотна не достигла величины срабатывания датчика аварийного тормоза, а электрической схемой контроль состояния рабочего тормоза эскалаторов этой серии не был предусмотрен.

К трагедии привело наложение как конструктивных недоработок эскалатора, так и пресловутого "человеческого фактора".

После аварии на руководство метрополитена оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, следовало немедленно проверить все эскалаторы серии ЭТ, поскольку нареканий на них было более чем достаточно, но для этого пришлось бы закрыть свыше полутора десятков станций, а Калининскую линию полностью.

Ю.В. Сенюшкин, начальник Московского метрополитена, направил письма в Горком КПСС и в исполком Моссовета с просьбой решить вопрос о полном закрытии Калининской линии на время ремонта:
"Учитывая, что по заключению судебно-технологической экспертизы эксплуатация ступеней с проплавными электрозаклепочными соединениями представляется опасной и их следует немедленно заменить, прошу для демонтажа ступеней эскалаторов на станциях "Авиамоторная", "Шоссе Энтузиастов", "Площадь Ильича" и "Марксистская" и усиления их на заводе Минтяжмаша разрешить закрыть Калининскую линию.

Естественно, ни городская власть, ни, тем более, партийная, не могли пойти на такой скандал. Закрыта была только станция "Авиамоторная" на три недели, с 12 по 28 мая. Работу организовали круглосуточно, в три смены, бригадами по 70 человек, без выходных. Смены возглавили опытные специалисты, на станции дневали и ночевали инженеры из Управления метрополитена и Главного управления метрополитенов МПС. Ремонтный персонал доставляли специальными автобусами, было организовано бесплатное питание. Координацию работ осуществлял специальный штаб. Эскалаторы на остальных станциях ремонтировались постепенно.

Около 38 лет назад на станции «Авиамоторная» московского метро из-за аварии эскалатора пострадали и погибли несколько десятков человек.

Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где ее никто не ждал. 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с электродвигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость. Вообще-то для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены еще и аварийные тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба не сработали.

Насколько я понимаю, эскалатор при спуске подтормаживается электродвигателем, который переходит в генераторный режим. Таким образом образуется маленькая электростанция для экономии электроэнергии, а автоматика управления двигателем поддерживает равномерную скорость эскалатора (0,75-1,0) м/с.
В 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва возвращающихся с работы пассажиров злополучный эскалатор станции "Авиамоторная" был включен на спуск. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров - так положено по инструкции. Вскоре эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость.
Лестничное полотно эскалатора развило скорость в 2,5 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.
Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло... В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали станцию «Авиамоторная» без остановки. На станцию были вызваны бригады «скорой помощи».

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения.
На самом деле, конечно, в механизмы никого не затягивало. Люди получили увечья и погибли в образовавшейся давке. Некоторые пассажиры, пытаясь из нее выбраться, забирались на балюстраду. Тонкая, всего 3 мм, пластиковая облицовка не выдерживала и проламывалась, но внизу были не страшные механизмы, превращавшие добропорядочных граждан в кровавый фарш, а устойчивые бетонные основания. Упавшие с двухметровой высоты люди получили ушибы, но остались все живы.
В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких вещах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Как выяснили следователи, причина была в некорректной работе новых тормозов, установленных на эскалаторах станции «Авиамоторной» в декабре 1981 года. Сотрудники метрополитена, не ознакомившись с новыми требованиями, регулировали их работу по старым инструкциям. В итоге эскалаторы проработали три месяца в аварийном режиме. Во время аварии сломалась одна из ступеней, и, проходя нижнюю гребенку эскалатора, она деформировала и разрушила ее. Сработала защита, и электродвигатель отключился. Но аварийный электромагнитный тормоз смог развить необходимый тормозной момент лишь тогда, когда скорость эскалатора достигла скорости более 2,5 м/с. А механический аварийный тормоз не сработал, потому что скорость полотна не достигла порогового значения.
Для руководства метрополитена сложилась весьма затруднительная ситуация. На эскалаторы этой серии уже неоднократно жаловались, и, конечно, после случившегося было необходимо проверить их все. Но тогда пришлось бы закрыть почти два десятка станций, что парализовало бы работу метро и привело бы к скандалу.
В итоге было решено закрыть только «Авиамоторную». Ремонт длился три недели и шел круглосуточно, бригады по 70 человек работали на станции в три смены, без выходных. На остальных станциях эскалаторы ремонтировали постепенно, укрепляя ступени, модернизируя тормоза, меняя главные приводные валы и щиты балюстрады.

P.S. Этот ужас мне вспомнился после трагедии, произошедшей на эскалаторе в подземке города Рим. Балюстраду итальянцы делают крепкой. Ни один фанат ЦСКА не провалился. Может быть, теперь все учитывают опыт трагедии станции метро "Авиамоторная"?
О трагедии на станции «Авиамоторная» знал не из газет. В институте учился рядом. Самая страшная байка, которую я слышал -"Людей по шапкам считали".

В 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва пассажиров, возвращающихся с работы, эскалатор №4 станции «Авиамоторная» был включен на спуск. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров. Вскоре, эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма, пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость.

Из заключения экспертизы:

«В 17 часов 17 февраля с.г. при работе эскалатора на спуск пассажиров сошел с направляющих правый поручень, сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».

Лестничное полотно развило скорость, в 2-2,4 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд, почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.

Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло… В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали без остановки.

Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. «Вечерка», чуть ли не единственная из газет, опубликовала лаконичное сообщение, в котором отмечалось: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Вопреки слухам, наводнившим город, люди не проваливались в машинное отделение, и никого не затянуло в механизмы. Все погибшие восемь человек были задавлены массой навалившихся на них людей. Некоторые пассажиры, пытаясь спастись, запрыгивали на балюстраду эскалатора. Пластиковые листы облицовки не выдержали и провалилась (вот откуда слухи), но провалившиеся отделались всего лишь легкими ушибами, поскольку под самой балюстрадой всего в нескольких метрах бетонное основание и нет никаких движущихся частей.

Буквально за два дня до аварии проводился его осмотр, регулировка и проверка действия тормоза. Работу выполнил мастер Загвоздкин. Утром 17 февраля, после ночного отстоя, машинист Крысанов опробовал машину с замером тормозного пути. Результаты оказались удовлетворительными.

Начавшееся расследование выяснило, что в декабре 1981 г. на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» установили рабочие тормоза новой системы, которые должны были настраиваться с соблюдением требований «Инструкции по эксплуатации тоннельных эскалаторов ЭТ-2 и ЭТ-3 Т-65215ИЭ», разработанной СКБ эскалаторостроения Ленинградского производственного объединения «Эскалатор». Однако мастер по эксплуатации эскалаторов этой станции В.П. Загвоздкин регулировал рабочие тормоза не по имевшейся у него указанной инструкции, а по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов (ЛТ-4), которые он ранее обслуживал.

Поэтому следствие пришло к выводу, что в период с декабря 1981 г. по день катастрофы включительно, все четыре эскалатора «Авиамоторной» эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии, явился излом ступени №96. Поврежденная ступень при прохождении нижней входной площадки вызвала деформацию и разрушение гребенки, при этом сработала защита подъема ступеней низа и входной площадки. При срабатывании защитных устройств отключился электродвигатель главного привода и включился электромагнит рабочего тормоза, но вследствие недостаточного тормозного момента, путь торможения значительно превысил установленную величину и составил около одиннадцати метров. Аварийный тормоз не включился, так как скорость движения лестничного полотна не достигла величины срабатывания датчика аварийного тормоза, а электрической схемой контроль состояния рабочего тормоза эскалаторов этой серии не был предусмотрен.

К трагедии привело наложение как конструктивных недоработок эскалатора, так и пресловутого «человеческого фактора».

После аварии на руководство метрополитена оказалось в сложной ситуации. С одной стороны, следовало немедленно проверить все эскалаторы серии ЭТ, поскольку нареканий на них было более чем достаточно, но для этого пришлось бы закрыть свыше полутора десятков станций, а Калининскую линию полностью.

Ю.В. Сенюшкин, начальник Московского метрополитена, направил письма в Горком КПСС и в исполком Моссовета с просьбой решить вопрос о полном закрытии Калининской линии на время ремонта:
«Учитывая, что по заключению судебно-технологической экспертизы эксплуатация ступеней с проплавными электрозаклепочными соединениями представляется опасной и их следует немедленно заменить, прошу для демонтажа ступеней эскалаторов на станциях «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Площадь Ильича» и «Марксистская» и усиления их на заводе Минтяжмаша разрешить закрыть Калининскую линию.

Естественно, ни городская власть, ни, тем более, партийная, не могли пойти на такой скандал. Закрыта была только станция «Авиамоторная» на три недели, с 12 по 28 мая. Работу организовали круглосуточно, в три смены, бригадами по 70 человек, без выходных. Смены возглавили опытные специалисты, на станции дневали и ночевали инженеры из Управления метрополитена и Главного управления метрополитенов МПС. Ремонтный персонал доставляли специальными автобусами, было организовано бесплатное питание. Координацию работ осуществлял специальный штаб. Эскалаторы на остальных станциях ремонтировались постепенно.

После аварии на станции «Авиамоторная», Минтяжмашем совместно с МПС были намечены неотложные меры по повышению надежности эскалаторов серии ЭТ. Произвели усиление ступеней, модернизацию рабочих тормозов с изменением в электрической схеме; заменили главные приводные валы, щиты балюстрады заменили с 3 мм на 8-10 мм.

В заключение вспомним имена людей, которые ценой своей жизни оплатили нашу с вами безопасность:

Комашко Лариса Ивановна
Кузьма Елизавета Юрьевна
Мулкиджан Григорий Александрович
Павлов Александр Юрьевич
Романюк Валентина Hикитична
Скобелева Александра Алексеевна
Уваров Виктор Петрович
Улыбина Лидия Кузьминична.

Использована информация из статьи в Московской Промышленной Газете №19 (184) 23 — 29 мая 2002.

Во времена СССР многие трагедии пытались скрыть от населения. О них не говорили по радио и телевидению, и практически не писали газеты, поэтому оставалось только лишь «сарафанное радио». Не удивительно, что со временем подобные происшествия превращались в слухи и легенды, достоверной информацией о которых владели лишь немногие. Давайте узнаем о трагедии в московском метро на станции «Авиамоторная», о которой в СССР умалчивали на протяжении 9 месяцев,оберегая народ от «общественно опасного негатива».

17 февраля 1982 год

На фото — эскалатор на «Авиамоторной» в наши дни. Трагедия случилась на четвертом - на фото крайний справа, отключенный

Самая страшная авария в истории московского метро произошла на «Авиамоторной» в вечерний час-пик. Было 5 часов вечера, и спускавший к поездам эскалатор станции метро «Авиамоторная» (в то время один из длиннейших в Москве) был заполнен ехавшими с работы людьми. Как и всегда в это время, метро заполнилось людьми и дежурный по станции включил резервный эскалатор, чтобы не создавать толпу. Спустя менее получаса произошло одно из самых трагичных событий за всю историю Московского метрополитена. На одном из эскалаторов на спуск соскочил правый поручень.

Кровавая мясорубка на «Авиамоторной»

Из-за поломки механизма тележки лестницы утратили сцепление с двигателем, и эскалатор резко пополз вниз, набирая скорость. Лестница неслась со скоростью, в 2,5 раза превышающей норму. В момент, когда поручень почти остановился, сама лестница, ускоряясь под весом пассажиров, понеслась вниз. Аварийное блокировочное устройство отключило двигатель. Вообще для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба они не сработали из-за их неправильной настройки и обслуживания.

Часть пассажиров в панике бросились вверх по ступеням, против движения эскалатора, врезаясь в тех, кто пытался стоя удержаться на ногах. Люди теряли равновесие и падали вниз, скатываясь по ступеням и перекрывая собой проход у нижней выходной площадки, а движущийся с огромной скоростью монстр продолжал сбрасывать в эту «кучу-малу» все новые жертвы. Общий вес находившихся на эскалаторе пассажиров составлял 12 тонн, и почти все они за несколько секунд образовали гору тел внизу эскалатора.

Слыша крики внизу, верхние в ужасе запрыгивали на балюстраду, пытались перебраться на соседний эскалатор, но пластиковое покрытие толщиной всего 3 мм ломалось под их тяжестью, они проваливались под балюстраду. Вместе с тем под металлическую гребенку «взбесившегося» эскалатора затягивало обувь, одежду, сумки. Ступени трещали и ломались, "вставали на дыбы»". Люди получали порезы, открытые переломы - отсюда и "лужи крови", которые, согласно страшилкам, так въелись в пол, что бабушки-уборщицы не могли их затереть, как ни старались.

Трагедия длилась 110 секунд - почти 2 минуты, пока, наконец, механизмы эскалатора не заглушили вручную в машинном зале. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 — перекрыт. Через десять минут закрыли и саму станцию, поезда следовали мимо без остановок. На станцию были вызваны бригады "скорой".

По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее... Один из пострадавших, чью ногу зажало между выходной площадкой и ступенью, еще 2 часа дожидался, пока найдутся инструменты, чтобы его высвободить, и из-за такой длительной задержки лишился ноги.

Тайна, покрытая мраком

Власти не сообщили о происшедшем общественности. В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких вещах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются ». Короткое сообщение будто украдкой напечатала на следующий день «Вечёрка», причем даже не под заголовком «Происшествие», а просто и безлико - «Информация».

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин.

Так эскалатор в тот злополучный день стал убийцей почти сорока человек, около полутора сотен было ранено и искалечено. Вывешенные в вестибюлях предприятий фотографии в траурных рамках с соболезнованиями «от парткома и месткома» - вот и все, чем почтило государство память очередных своих неудачливых «винтиков», ибо ничто не имело права омрачать лучезарность «образцового коммунистического города», в котором метро всегда было на особом счету - как то едва ли не единственное, чем еще можно было покорить иностранного гостя.

Популярные публикации сайта.