Тотальный разбор: кто читает, как проверяют, где ошибаются. Любовь к грамотности, или тотальный диктант как марафон русского языка

14 мая 2018 года пройдет международная акция под названием ”Тотальный диктант”, направленная на проверку уровня владения русским языком. В этом году тотальный диктант будет проводиться в пятнадцатый раз. Участие примут известные российские звезды.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: история возникновения и общие сведения

Проект зародился в 2014 году как акция Новосибирского государственного университета для студентов гуманитарной направленности. На сегодняшний день участие в нем принимают около семидесяти стран. В прошлом году добровольный диктант на русском языке писали более двухсот тысяч человек в 866 городах. В 2018 году Таллиннская площадка, на которой проводилось действие, стала одной из самых многочисленных в мире, собрав в себе три тысячи человек. Ранее брали тексты таких авторов как Алексей Иванов, Дина Рубина, Борис Стругацкий, Захар Прилепин и многие другие.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: какие изменения произойдут в этом году

В этом году, что бы сделать процесс интереснее, было решено выбрать столицу ”Тотального диктанта” исходя из народного голосования. На конференции в Новосибирске выбирается один из пяти победивших городов, в котором будет происходить событие в живую. Победителем оказался город Таллинн.

Площадки будет целых три, две из которых с участием звездных диктаторов. Дима Билан будет читать для молодой аудитории, а Виктор Сухоруков для более старшего поколения. Третья площадка будет размещена в Таллинском университете. Это сделано для тех людей, которые нуждаются в спокойной обстановке. В качестве диктора выступает филолог, сообщает сайт 1rre. Дима пишет, что не смотря на то что сам не блещет идеальными знаниями в грамматике, и наверняка сделал бы какое-то количество ошибок, знаки препинания расставляет правильно следуя интуиции. У него уже есть подобный опыт, на который можно сослаться. Артист обещает стараться читать ровным голосом и не использовать свои артистические данные, но немного подсказать при помощи мимики совсем не прочь. Что касается Виктора Суходорова, его обрадовало место проведения, так как это именно та площадка, где он в свое время получил награду за лучшую актерскую работу в одном эстонском фильме.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: произведение, из которого будет взят фрагмент и короткая биография автора

Текст будут брать из романа Гузель Яхиной ”Дети мои”. Произведение посвящено судьбе поволжских немцев. Увидеть его на полках книжных магазинов можно будет уже в мае. Гузель родилась в Казани в 1977 году. Выучилась в казанском национальном университете на педагога, и окончила школу кино в Москве. Известной как писательницу ее сделал роман “Зулейха открывает глаза”, за который она получила целых три премии: “Книга года”,”Большая книга” и ”Ясная поляна”. В этом году Яхина собирается читать во Владивостоке в день акции, а ранее приехать в Таллинн, что бы высказать уважение столице Эстонии.

Как проводить диктант в начальной школе

Во-первых, следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подобно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.

Во-вторых, текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трех!

Порядок работы :

1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.

2. Чтение всего текста учителем.

3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).

4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.

5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз - для понимания смысла предложения, второй раз - под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.

6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.

Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.

Читать текст нужно громко, четко проговаривая каждое слово. Но! Не допускается "подсказывание": например, нельзя читать "коГО-то или мОлОко". Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.

Чтобы сориентироваться, какого времени достаточно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью, и ориентироваться по нему.

Действия учителя

Действия учащихся

Название диктанта записано на доске. Учитель выразительно, медленно, четко читает весь текст, но не подсказывает орфограммы и пунктуационные знаки.

Учащиеся внимательно слушают и вникают в содержание, стараются услышать слова с трудными орфо-граммами («опасные» места).

Учитель задает вопросы на понимание содержания текста.

Учащиеся отвечают на вопросы.

1. Чтение предложения целиком.

Учащиеся внимательно слушают.

2. Чтение предложения частями.

Учащиеся записывают предложение.

3. Чтение предложения целиком.

Учащиеся проверяют написанное.

Выразительное чтение текста учителем еще раз.

Учащиеся проверяют текст, не пропущены ли слова; все ли знаки препинания поставлены, нет ли лишних и т. д.

Виды контроля результатов обучения по русскому языку

Традиционно письменными контрольными и проверочными ра-ботами в русском языке являются следующие виды работ:

. по правописанию:

- контрольный диктант;

- списывание с доски (с учебника) и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без зна-ков препинания, предложений со словами, данными в началь-ной форме;

- составление предложений на заданную тему;

- изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа;

. словарный диктант и другие.

. по грамматике:

- письменный грамматический разбор;

- разбор по схеме части предложения или части слова;

- подчеркивание условными черточками или линиями гласных исогласных, членов предложения;

- указание частей речи;

Показ на схеме связи между словами в предложении;

- постановка знаков ударения и другие.

В начальной школе проверка знаний по грамматике и проверка навыков правописания обычно объединяются. Учащиеся пишут диктант, а потом выполняют различные задания (грамматические, словообра-зовательные, лексические, орфографические).

Условия успешного проведения контрольных работ.

1 . Контрольные работы по русскому языку необходимо проводить по истечении некоторого времени после окончания изучения какой-либо темы. У учащихся должны сформироваться определенные навыки по правописанию, в крайнем случае контрольную работу желательно перенести на более позднее время.

2. В контрольную работу должны быть включены не только случаи правописания, которые изучались на недавно проведенных уроках, но и ранее изученные.

3. Насыщенность диктанта должна быть средней; следует давать 2-6 слов на только что изученное правило и по возможности не менее 2 на ранее изученные правила.

4. Вопросы и задачи следует формулировать так, чтобы ответы на них обнаруживали степень понимания и усвоения изученного.

5. Знание методики проведения контрольных работ.

В качестве диктанта используются авторские или специально со-ставленные связные тексты описательного характера. По тематике и использованной, лексике они должны быть близки и понятны учащим-ся младших классов. Предложения должны состоять из 2-8 слов с включением однородных членов предложения, быть просты по струк-туре, различны по цели высказывания. В тексте используются слова не только на изучаемую в данное время орфограмму, но и ранее изучен-ный материал.

Акция «Тотальный диктант» проходит уже не первый год, но почему-то только сейчас стала прирастать своим собственным словарем. Этой весной (а может, я просто раньше не замечала?) появилось слово «диктатор» в значении «диктующий». О том, что она будет московским диктатором, с гордостью сообщила в своем блоге Тина Канделаки. А один из сайтов города Орска — диктант же повсеместный, тотальный — дополнил образ этого существительного, отметив, что «читает текст VIP-диктатор М. Козлов (художественный руководитель Орского драматического театра)».

Всплывают и заголовки типа «Тоталитаризм мирового масштаба», и упоминание , которые обычно негодуют, а тут рады.

И этот образ диктата вместо диктанта так нравится авторам метафор и каламбуров, вызывает у них такое упоение и веселье, что лишний раз подтверждает мои предположения о том, что .

Но это я просто об образах, которые мне кажутся во многом говорящими.

Если же о сути, то почему бы, опираясь на политические метафоры — диктатор, тоталитаризм, не пойти дальше и не попросить придумать и продиктовать свои тексты известных политиков (учитывая то, что многие из них и так с успехом этим занимаются).

Мне было бы интересно послушать текст, который написал бы и продиктовал Владимир Путин (он, вероятно, попал бы в категорию «вип-диктаторов»). Написание каких слов его бы заинтересовало? Нерешительное «не» с разными частями речи (вряд ли)? Или двойные согласные, дающие ощущение стабильности? Может быть, он бы заинтересовался идеей чередования, воплощение которой ему хорошо удалось на практике? Пунктуация была бы тоже интересна. Предпочел бы он другим знакам агрессивное тире? Или, может быть, диктовал бы слушателям такие длинные предложения, которые пишешь-пишешь, а конца не видно. Наконец, стал бы он проверять нас на знание спецификой лексики и фразеологии? Например, как правильно расставить знаки препинания в предложении: «Шило в стенку (...) и на боковую?» Или как пишется слово «ук...нтр...пупить»? А правило чередования гласных в корнях «рост/раст» можно было продемонстрировать фразой о том, что «ничего не выр...стет».

Или вот Дмитрий Медведев, у которого скоро как раз может появиться время на текст диктанта. Почему бы нет? Будут ли выбранные им орфограммы и пунктограммы отражать суть его правления и его фигуры? Напористое тире или интеллигентное двоеточие? Жесткая точка или безвольная точка с запятой? Вероятно, он захочет проверить нас на знание заимствованной лексики. После его диктанта мы наверняка узнаем, склоняется ли Твиттер и как пишется Ф...йсбук: через «е» или через «э».

В тексте Владимира Жириновского наверняка было бы много восклицательных знаков и такое эмоциональное нагромождение придаточных, что он сам бы в них запутался, читая.

Текст, к примеру, Бориса Грызлова написать было бы легко: одни короткие предложения и ничего лишнего.

Хорошие диктаторы, кстати, вышли бы из оппозиционеров: они уже привыкли повторять призывы на митингах по три раза. Интересно было бы написать «диктант от Алексея Навального». Я не шучу!

Если серьезно, и выбранный (написанный самостоятельно) текст, и слова, структура предложений в нем действительно многое могут сказать об исполнителе. Я пишу об этом не просто для того, чтобы развернуть метафору диктата, с которой начала колонку.

«Тотальный диктант» направлен на, извините за канцелярит, повышение уровня грамотности. Дело-то это хорошее, но, как мне кажется, наша неграмотность заключается не только в том, что мы не умеем писать слово «вообще» или «в общем», которые актер Максим Виторган. Наша неграмотность — в общей нелюбви к тексту, в неспособности видеть его образ и хоть чуточку анализировать то, что за этим образом стоит. Потому-то мы часто не отличаем правды от вранья, пошлости от тонкости, интеллигентности от вульгарщины. Кстати, об . Мне кажется, что новый интеллигент — это тот, кто тонко чувствует ткань текста. В этом и есть грамотность.

Атмосфера общей (тотальной?) нелюбви к тексту и порождает «чудовищ» орфографии и пунктуации. Образ слова потерян, и места, где пропущены буквы, заполняются тем, что попадется под руку. Я не знаю, чья тут вина. И школы, и системы преподавания языка в целом, и просто нашего специфического отношения к слову, в котором чувствуется какая-то обреченность и отсутствие будущего (зря его, согласно пословицам, и «не поймаешь», и «не вырубишь топором»).

Мне бы хотелось, чтобы любви к тексту стало чуть больше, и она не ограничивалась массовыми перепостами тестов на знание школьных правил в Фейсбуке («Ура, у меня 14 из 14!»).

Просто подумайте об этом, когда пойдете писать «Тотальный диктант».

Напоминаю, что в Москве диктант в этом году пройдет сразу в четырех местах: на факультете журналистики МГУ, в Российской государственной библиотеке для молодежи, Московской высшей школе социальных и экономических наук и на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Вход по спискам, так что не забудьте зарегистрироваться. Сделать это можно на сайте

18 апреля 2015 года я обнаружила себя на лавке среди внушительной толпы, с чистым бланком в руках и лёгким волнением в душе. В этот день в 500 городах России и мира писали Тотальный диктант.

Организаторы акции сделали всё, чтобы у желающих проверить собственную грамотность не возникло неприятных ассоциаций со строгими школьными порядками. Обстановка в аудитории завода «ЗИЛ» царила самая благожелательная. Перед началом диктанта нам показали смешной ролик «Хобостей» об агентах ФСБ и тотальной безграмотности населения.

«Более миллиона мягких знаков в год страдают от неверного написания слова «нравится». Более трехсот тысяч «О» находятся в плену несуществующего слова «симпотичный». Почти двести тысяч граждан России ищут горящие туры в «Тайланд», не подозревая, что такой страны вообще нет…» - сокрушались дикторы.

Мы дружно заполнили бланки, подписались кто именами, кто - псевдонимами, и придумали кодовое слово, чтобы потом самостоятельно проверить себя на сайте. «Можете зачеркнуть поле для оценки, - сообщил диктор. - Тогда вы узнаете только количество ошибок, а оценка выставлена не будет». И тут же внизу на экране вылезла надпись: «Мы настоятельно не рекомендуем зачёркивать поле оценки. Делайте это, только если вам очень страшно».

Потом мы повторили одно из правил грамматики и познакомились с правописанием и значением некоторых слов: «брандмейстер», «империал», «линейка» (в значении «экипаж»). И наконец прослушали сам текст диктанта в исполнении его автора - лауреата «Большой книги» Евгения Водолазкина. Зал затих, сосредоточился; боковым зрением я заметила, что некоторые из моих соседей суетливо застрекотали смартфонами.

И вот на сцену выходит наш диктатор. Именно так (хотите - верьте, хотите - нет) называется человек, который читает диктант. В нашем случае это Михаил Козырев.

Всем привет, - говорит Козырев со сцены. - Я тот человек, который прочитает вам сегодня текст Тотального диктанта. А ещё я тот единственный в этой аудитории человек, который тотально простужен.

И, почихав в подтверждение собственных слов, наш диктатор приступает к диктовке. Смеяться мы быстро перестаём, но потом начинаем снова, да с удвоенной силой - теперь уже в качестве защитной реакции.

«…И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, в медных касках, и над ними развевается знамя пожарной части; у знамени - брандмейстер, он звонит в колокол».

Что я сделала со своей жизнью, думаю я в перерывах между расстановкой бесконечных знаков препинания. Семь лет филологии, Розенталь, Кронгауз, Набоков, наконец - вы же были, вы точно были всегда где-то рядом! Где ты, моя так называемая врождённая грамотность? Я ведь раньше могла написать на черновике два варианта слова или конструкции, а потом просто увидеть, который из двух - верный. Так где же это всё, куда оно делось, когда оно это сделало, можно ли его вернуть? И как, кстати, пишется «вполоборота»?

«Я плачу, и мама говорит, чтобы я не боялся…»

Я плачу, - повторяет Козырев и делает паузу. Зал, разорвав нервное напряжение, дружно покатывается со смеху. И плачет, конечно, тоже.

Что такое Тотальный диктант, объяснять уже, наверное, не надо. За 11 лет существования акция разрослась до огромных масштабов, превратившись из локального развлечения новосибирских студентов-гуманитариев в общенациональное шоу.

Динамика роста - взрывная: 2009 год - 600 человек, 2014 - 64000. Премии, признание. Читать диктант приглашают суперзвёзд - от профессоров до рэперов; в этом году в Петербурге текст среди прочих озвучил робот. А сами авторы текстов! Не фамилии - музыка: Стругацкий, Быков, Прилепин, Рубина, Иванов; в 2015 году - лауреат «Большой книги» Евгений Водолазкин.

Но самое приятное - не громкие имена, а принципы проведения акции. Тотальный диктант: а) бесплатен, б) доброволен, в) доступен всем желающим («никому не может быть отказано в участии в Тотальном диктанте из-за его возраста, пола, сексуальной ориентации, гражданства, национальности или уровня владения русским языком», - разве что религиозную принадлежность организаторы забыли упомянуть на сайте). А главное - никаких плюшек за написание диктанта не полагается. Всё, что участники могут получить - моральное удовлетворение, удовольствие в процессе и оценку собственной грамотности. Тем удивительнее количество желающих испытать себя.

Сегодня 20 апреля, оценки будут только послезавтра. Пока я ещё не знаю свой балл и могу не бояться обвинений в предвзятости, выскажу крамольную мысль: конечно, настоящей проверкой грамотности называть Тотальный диктант неверно. Это отнюдь не универсальный тест - даже ненавистный всем ЕГЭ позволяет получить гораздо более объективные результаты. Текст диктанта нарочито заковыристый: сам Водолазкин даже говорил в интервью, что первоначальный вариант показался организаторам чересчур простым. И в обычной жизни даже счастливые обладатели «двоек» вполне могут оказаться исключительно грамотными людьми.

Но дело в том, что это совершенно неважно.

Мы идём на Тотальный диктант не ради настоящей оценки грамотности. Мы идём туда потому, что проходить испытания - это всегда интересно. Потому, что доступное всем культурное событие - не такое уж частое в нашей стране явление, и пропустить его просто неправильно.

Потому, что в этой аудитории все равны - нет деления ни по политическому принципу, ни по уровню образования, ни по пресловутой сексуальной ориентации. Благостный коммунизм в отдельно взятом пространстве - где вы ещё такое увидите?

И, может быть, мы идём туда ещё и потому, что по школьной скамье все мы успели немного соскучиться.

Апр 20, 2015 Екатерина Качалина

В эти выходные 150 тысяч человек добровольно написали тотальный диктант. Акция в очередной раз вызвала колоссальный интерес: люди в свой выходной день, несмотря на непогоду и местонахождение, нашли возможность проверить свою грамотность. Корреспондент «Мела» Татьяна Волошко тоже прошла это испытание на площадке НИТУ «МИСиС».

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году автором текста «Тотального диктанта» стал детский писатель Андрей Усачев. Правда, он не писал его специально для акции. Были выбраны и специально усложнены три отрывка из его произведения «Этот древний-древний-древний мир!»: «Вкратце об истории театра», «Вкратце об истории письменности», «Вкратце об истории Олимпийских игр». Как понятно из названия, текст о Греции, шумерах, Атлантиде, античном театре, письменности и Олимпийских играх. Сам Андрей Усачев диктовал свой текст в Новосибирском государственном университете, в городе, где в 2004 году и зародился «Тотальный диктант».

Тотальный диктант в НИТУ «МИСиС»

Участникам, которые выбрали для прохождения диктанта площадку НИТУ «МИСиС» досталась часть, посвященная Олимпийским играм. В ней было 289 слов.

Алевтина Черникова ,

Ректор НИТУ «МИСиС»

НИТУ «МИСиС» - один из ведущих технологических университетов страны, при этом мы уделяем огромное внимание всестороннему развитию наших студентов. Поэтому «Тотальный диктант» очень значимое для нас мероприятие. Я убеждена, что человек с университетским образованием должен знать свою историю, родной язык, грамотно писать. В дополнение к базовым программам подготовки мы организуем лекции и мастер-классы по ораторскому мастерству, истории искусств, персональной эффективности. В 2015 году мы создали Национальный центр изучения русского языка как иностранного для студентов из стран дальнего зарубежья и как неродного для студентов из стран СНГ.

«Диктаторы» (диктующих текст с легкой иронией называют именно так) - телеведущий и главный редактор журнала «ОК» Вадим Верник, актриса Ольга Зубкова, ведущий Александр Белоногов (больше известный как «Александр Анатольевич»), а также журналист и филолог Марина Королева. Проверить свои знания на одной только площадке НИТУ «МИСиС» собрались 412 человек. Больше половины студенты и ученики старших классов, остальные участники - люди среднего и старшего возраста. Для многих из них участие в тотальном диктанте за 11 лет стало уже традиционным.

Процедура проведения диктанта

Подготовительный этап

Продолжительность диктанта - примерно один час. При входе на площадку участники получают бланки для написания диктанта. Можно писать как под своим именем, так и под псевдонимом. Главное, не забыть внесенные данные и кодовое слово, чтобы узнать результат после проверки. Перед началом диктанта присутствующий в аудитории филолог напоминает только одно сложное правило, которое встретится в тексте.

Диктант

Звучит первое прочтение текста в исполнении автора (в записи).

Звучит второе прочтение текста в исполнении ведущего диктанта; он читает предложение целиком, затем диктует его по частям и снова целиком. Так - каждое предложение.

Заключительный этап

По окончании диктанта текст в быстром темпе прочитывается ведущим еще раз. Перед сбором бланков участникам дается время для финальной самопроверки.

По мнению большинства, в этом году диктант был сложным: со множеством спорных знаков препинания и непростыми лексическими единицами. Трудно предположить, будут ли среди написавших отличники. Но то, что сам процесс проверки знаний подобным способом доставил участникам массу удовольствия, - однозначно. Было не скучно.

Вадим Верник ,

Телеведущий, главный редактор журнала «ОК»

Я очень рад, что приглашен в качестве диктатора. Хотя, признаюсь, мне больше нравится слово «диктор». Не мог себе представить, что в этот дождливый и холодный день столько людей придет проверить себя на знание русского языка. Текст я, конечно, читал. Мне сложно сказать, насколько он сложный, потому что у меня врожденная грамотность. В те редкие моменты, когда я сомневаюсь в написании каких-то сложных слов, я пишу их на полях, смотрю как бы «со стороны» и сразу понимаю, смущает меня что-то или нет.

Ольга Зубкова ,

Актриса театра и кино

Текст я прочитывала несколько раз. Мне кажется, он сложен лишь в отношении пунктуации. Однако затрудняюсь сказать, написала бы я его сама на пятерку. Тем не менее верю, что пятерки будут. Я старалась читать внятно, выразительно и не вводить в заблуждение людей, которые мне доверили эту миссию. От того, как диктатор воспроизводит текст, может зависеть и результат.

Александр Белоногов ,

Теле- и радиоведущий

На мой взгляд, текст был не слишком сложный. Думаю, я бы справился с ним на «отлично». В моей аудитории в основном были студенты и лишь 10% людей около 60 лет. И, надо сказать, эти два поколения вели себя по-разному. Все-таки людей «того времени» отличает удивительная сдержанность, деликатность и соответствующее моменту поведение. Молодежь часто переспрашивала, просила повторить, опережая мои и без того запланированные повторы. Но я одинаково благодарен и тем и другим за неравнодушное отношение к родному языку. Признаюсь, я старался интонировать так, чтобы людям было легче расставить знаки препинания.

Сейчас идет проверка работ, но уже 20 апреля каждый из участвующих сможет узнать свои результаты на сайте . У тех, кто не смог участвовать в акции 16 апреля, есть возможность сделать это сегодня или в следующем году.