Типы нервной деятельности человека кратко. Условия возникновения неврозов

Способность к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни) , скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации) , быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Для холерика характерна вспыльчивость и отходчивость, что непосредственно следует за бурными вспышками чувств. Холерик - человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение.

В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый. Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Особенности меланхолического темперамента проявляются внешне: мимика и движения медленные, однообразны, сдержанны, бедные, голос тихий, невыразительный.

Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения.

Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы.

Дети меланхолики не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой, однако отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми.

Флегматики

Внешне человек флегматического темперамента отличается, прежде всего, малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями.

Ученые дают разные определения понятиям «экстраверт» и «интроверт» . Для классификации К. Леонгарда приоритетным стало отношение человека к информации , к реакции на события внешней среды: экстраверты восприимчивы к такой информации, реагируют на нее; интроверты же могут в большей степени внешнюю среду игнорировать, ориентируясь на собственный внутренний мир.

Вследствие различий в подходе, К. Леонгард делает главный вывод, что интроверт - личность более волевая, сильная, стойкая к влиянию из вне .Экстраверты в этом плане менее стойки - онилегко поддаются чужому влиянию и, в отличие от интровертов, могут менять свои внутренние установки в зависимости от внешней среды.

Круг общения интровертов довольно узок, они склонны к философствованию, самокопанию. Некоторые из них противопоставляют себя окружающей среде, а потому не следят за изменяющимися обстоятельствами вовсе, отставая от темпа жизни. Как правило, интроверты категорически не терпят вмешательства в свою жизнь, в свои установки и в свой внутренний мир. Такие личности привыкли следовать своим принципам и убеждениям до конца. Экстраверты лучше приспосабливаются к меняющимся условиям, проще заводят знакомства и расширяют круг общения, открыты для нового, в том числе для новой информации. Они готовы поступиться своими убеждениями ради некой цели, легко уступают другим людям. Не склонны к самокопанию, некоторых экстравертов можно даже упрекнуть в легкомыслии.

Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении : 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера . В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Акцентуация характера и личности – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера, это крайний вариант нормы граничащий с психопатией.

Акцентуации характера: 1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, не дисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов. 2.Дистимный тип - противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.3.Циклоидный тип . Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада - дистимно. Самооценка неустойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем. 4. Возбудимый тип . Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состояниидобросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 5. Застревающий тип . Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 6. Педантичный тип . Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях - бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно. 7. Тревожный тип . Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка. 8. Эмотивный тип . Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для негохарактерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам. 9. Демонстративный тип . Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен. 10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio - восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям. Искренне переживают чужие проблемы.

Механизмы развития и формирования характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера

Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.

Черты характера формируются на трех уровнях:

физиологическом - на основе темперамента,

социальном - под влиянием социума

на уровне сознания - самоформирование характер.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

Периоды формирования характера

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее, выделяют специальный Сензитивным период жизни. Данный период приходится примерно на возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

Взрослых со взрослыми,

Взрослых с детьми,

Детей с детьми.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ общения с ним самим весьма важны для становления характера.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Доброта-эгоистичность,

Общительность-замкнутость,

Отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Трудолюбие-лень,

Аккуратность-неаккуратность,

Добросовестность-злонамеренность,

Ответственность-безответственность,

Настойчивость-малодушие.

Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В школе ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.

Типы неправильного воспитания и типы характера с патологиями

Социальная среда, конечно, очень важное условие формирования характера. Но не менее важным является воспитание. Нельзя исключать роль воспитания в формировании характера, так как неправильное воспитание может вызвать определенные патологии в характере. Воспитание можно классифицировать на целенаправленное или стихийное.

По целям воспитание можно разделить на три вида:

воспитание для воспитателя,

воспитание для общества

воспитание для воспитуемого.

Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание, такое как послушание.

Задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности , которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

ОДАРЕННОСТЬ - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

В психологии выделяется три концепции способностей:

А) теория наследственности способностей,

Б) теория приобретенных способностей,

В) приобретенное и природное в способностях.

1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. www.pclever.ru

Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.

2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок по каким-то причинам лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.

Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.

Но и эта концепция встречала и встречает возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде профессий они имеют особо важное значение.

3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Исследователи разделяют способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.

Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды и классификация ощущений. По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.

Существуют различные основания классификации ощущений.
Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):
- обоняние,
- вкус,
- осязание,
- зрение
- слух.
Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений.
Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:
- интероцептивные,
- проприоцептивпые,
- экстероцептивные.
Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Интероцептивные ощущения

Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся:
- на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов,
- внутри мышц и других оранов.
Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения

Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают:
- ощущение равновесия (статическое ощущение),
- двигательное (кинестетическое) ощущение.
Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини.
Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения

В них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на:
- контактные (вкус и осязание),
- дистантные (слух, зрение и обоняние).
Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями. Формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но сам запах представляет из себя своеобразный объект (можно сказать, что это облако газа). И тогда получается, что нос непосредственно контактирует с этим объектом. Можно также заметить, что сам объект уже прекратил своё существование, но запах от него остался (например, сгорело дерево, но дым от него остался). Обоняние также играет огромную роль в восприятии качества продукта, употребляемого в пищу.

Интермодальные ощущения

Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е. Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность основных свойств высших отделов центральной нервной системы (силы нервных процессов, их подвижности и уравновешенности), характеризующих врожденные индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека и животных.

Понятие «типы высшей нервной деятельности» ввел И. П. Павлов. Он считал, что сила нервных процессов определяется уровнем работоспособности нервных клеток, степень уравновешенности - соотношением возбуждения (см.) и торможения (см.), а подвижность - быстротой их возникновения и прекращения. Комбинация этих свойств, их соотношение характеризуют нервную систему конкретного человека или животного и определяют тип его высшей нервной деятельности (см.).

Первоначально в экспериментах на собаках было выделено четыре основных типа в. н. д. Первый тип (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой и отличающимися высокой подвижностью. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы (см.), к-рые легко переделываются из одного в другой. При этом животные адекватно реагируют на условные сигналы и их быструю смену, легко выдерживают перемену стереотипа, активны, общительны, легко поддаются дрессировке.

Второй тип (сильный, уравновешенный, инертный) характерен для животных с сильными процессами возбуждения и торможения, к-рые также уравновешены между собой, но протекают медленно. Условные рефлексы у животных с таким типом в. н. д. вырабатываются медленно и переделываются с трудом. Выработанный стереотип отличается стойкостью, его разрушение сопровождается сильным эмоциональным напряжением; сами животные обычно медлительны.

Третий тип (сильный, неуравновешенный, безудержный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но процессы возбуждения преобладают. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются положительные условные рефлексы и медленно - отрицательные; животные отличаются суетливостью, низким порогом возникновения ориентировочно-исследовательской реакции (см.), агрессивностью, трудно поддаются дрессировке. У таких животных сравнительно легко формируется экспериментальный невроз (см. Неврозы экспериментальные).

Животные с четвертым типом в. н. д. (слабым) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. У них с трудом вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, а выработанные рефлексы характеризуются хрупкостью, неустойчивостью (под влиянием даже незначительных изменений окружающей среды положительные условные рефлексы легко угнетаются, а отрицательные - растормаживаются); переделка условных рефлексов крайне затруднена. Такие животные трусливы; у них наиболее часто регистрируются экспериментальные неврозы (И. П. Павлов животных с таким типом в. н. д. называл «поставщиками» экспериментальных неврозов).

Существует определенная аналогия между павловскими типами в. н. д. и известными со времен Гиппократа четырьмя типами темперамента (см.). Так, сильный уравновешенный подвижный тип в. н. д. соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, слабый - меланхолическому темпераменту. Представления Гиппократа о темпераментах широко использовались психологами для характеристики индивидуальной предрасположенности людей к «душевным движениям», к к-рым, напр., психологи 19 в. относили аффекты и стремления. Однако в допавловский период все попытки классифицировать людей по характеру их поведения не были основаны на строго научных объективных исследованиях и поэтому не могли быть использованы в психологии и медицине для решения вопросов влияния характера и индивидуальных особенностей на течение нервно-психических и других болезней человека.

Кроме основных четырех типов в. н. д., имеются промежуточные, к к-рым, напр., согласно П. С. Ку-палову, относятся животные с сильными процессами возбуждения и торможения, но с преобладанием последнего; животные с сильным (инертным) процессом возбуждения; животные с сильным процессом возбуждения и очень слабым торможением. Особенно большое число вариаций описано для слабого типа в. н. д.

Существует ряд методических приемов определения типов в. н. д., направленных на выявление основных свойств нервных процессов, т. е. возбуждения и торможения. Считается, что быстрая выработка положительных и отрицательных условных рефлексов указывает на силу основных нервных процессов, а их медленная выработка и неустойчивость - на слабость этих процессов. Сила процесса возбуждения оценивается по реакции на усиление интенсивности положительного условного раздражителя, к-рая у животных с сильным типом в. н. д. проявляется возрастанием устойчивости условного рефлекса и хорошо переносится животными; при очень высокой интенсивности раздражителя развивается запредельное торможение (см. Торможение). У животных со слабым типом в. н. д. даже незначительное усиление раздражителя вызывает запредельное торможение, а часто и экспериментальный невроз. При определении силы возбуждения часто предварительно повышают возбудимость головного мозга (напр., путем предварительного голодания или введения животным кофеина) и на этом фоне исследуют реакции животного на раздражители определенной силы. В данном случае при неизменной интенсивности условного раздражителя меняется восприимчивость к нему мозга - у животных с сильным и слабым типами в. н. д. возникают эффекты, аналогичные вышеописанным.

Определение силы тормозного процесса производят путем удлинения времени действия отрицательного условного раздражителя, что усиливает напряжение внутреннего торможения. Животные с сильным типом в. н. д. легко переносят такое воздействие (по нек-рым данным, до 6 мин.), тогда как у животных со слабым типом в. н. д. удлинение действия тормозного раздражителя даже на несколько секунд вызывает глубокое торможение, а нередко и состояние экспериментального невроза. О силе тормозного процесса судят также по его способности к быстрой и полной концентрации.

Свойство уравновешенности нервных процессов определяется соотношением положительных и отрицательных условных рефлексов в ходе их формирования; значительное преобладание одних над другими свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

Подвижность нервных процессов определяют методом переделки положительного условного рефлекса в отрицательный, частой сменой этих рефлексов с малыми временными интервалами или изменением стереотипа. Во всех случаях животные с высокой подвижностью нервных процессов легко переносят такое воздействие, а животные с малой подвижностью - с трудом, что используется для формирования экспериментального невроза.

Учение о типах в. н. д., созданное И. П. Павловым на основе экспериментального анализа поведения животных, было применено при исследовании условнорефлекторной деятельности человека. При этом были выделены четыре типа в. н. д., общих для животных и человека, и три типа, специфических для человека, обусловленных наличием у него первой и второй сигнальных систем (см.). Благодаря первой сигнальной системе внешний мир воспринимается в виде непосредственных впечатлений от разнообразных раздражителей, воздействующих на рецепторы (см.). Вторая сигнальная система обеспечивает осознание внешнего мира в словесно-образной форме. Исходя из этого И. П. Павлов выделял людей с преобладанием первой сигнальной системы (художественный тин) и с преобладанием второй сигнальной системы (мыслительный тип). Третий тип в. н. д. составляют люди, уравновешенные в отношении как первой, так и второй сигнальной системы. Люди художественного типа в. н. д. проявляют склонность к музыке, живописи, чтению художественной литературы, к рисованию; это проявляется с раннего детства, а с возрастом усиливается. Люди мыслительного типа в. н. д. склонны к абстрактному мышлению, к философии.

Тип в. н. д. отражает только врожденные свойства нервной системы, составляющие конституциональные особенности нервной деятельности (см. Конституция), т. е. генотип, но не свойства, приобретаемые под влиянием окружающей среды. Поэтому в. н. д. человека и животных является сплавом черт типа (генотипа) и изменений, приобретаемых под воздействием извне (со стороны окружающей среды). Этот сплав И. П. Павлов определил как фенотип в. н. д. (ее характер, склад). Нет прямого параллелизма между типом в. н. д. и характером поведения, но определенный тип в, н. д. является той почвой, на к-рой формируется то пли иное поведение.

Дальнейшее изучение проблемы типов в. н. д. требует разработки новых приемов определения тех или иных свойств нервной системы. Кроме того, не всегда характеристики свойств нервной системы при ее изучении разными методами совпадают, что указывает на ограниченные возможности существующих подходов к оценке интегральных свойств нервной системы.

Особенности типов высшей нервной деятельности у детей

Определение типа в. н. д. у детей важно для выработки правильного подхода к решению педагогических и мед. задач. В общих чертах свойства тина в. н. д. ребенка аналогичны свойствам типа в. н. д. взрослого человека, однако имеются различия в уровне его созревания. Исследования типов в. н. д. у детей должны ответить на вопрос, в какой степени индивидуальные показатели в. н. д. ребенка могут быть положены в основу диагностики типов в. и. д. взрослого человека. Очевидно, что при обнаружении в детском возрасте слабости и инертности нервных процессов проведение эффективных воспитательных мероприятий способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.

В 1917 г. И. И. Красногорский на основании исследования двигательных пищевых условных рефлексов выделил тип в. и. д. у детей, характеризующийся снижеиной подвижностью процесса торможения. Последующее изучение условных рефлексов у детей, анализ процессов речи сблизил подходы И. И. Красногорского и И. П. Павлова к оценке типов в. н. д. Были даны разносторонние характеристики сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов, учитывающие скорость образования, угасания и восстановления условных рефлексов, их соответствие закону силы и скорости; прочность и дифференцированность тормозных реакций, продолжительность тормозных фаз при развитии гипнотических состояний; скорость восстановления оптимальной возбудимссти; величину безусловных рефлексов и т. д.

А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре основных типа замыкательной функции коры: лабильный (быстрое образование как положительных. так и тормозных условных связей), возбудимый (быстрое образование положительных связей и медленное - тормозных), тормозной (медленное образование положительных связей и быстрое - тормозных), инерционный (медленное образование связей обоих типов). При определении типа замыкательной деятельности с помощью различных методик условных рефлексов (ориентировочная, пищевая, оборонительная) у части детей было обнаружено несовпадение типологических характеристик, что рассматривалось А. Г. Ивановым-Смоленским как возможность существования «дисгармонического» нейротипа. Экспериментальное изучение взаимодействия первой и второй сигнальных систем показало четыре варианта: адекватную передачу условных связей из первой сигнальной системы во вторую и в обратном направлении, неадекватную передачу в обоих направлениях, адекватную передачу в одном из двух направлений и неадекватную - в другом.

Методы диагностики типов в. н. д. у детей требуют дальнейшего уточнения и совершенствования - проверки ряда косвенных показателей, предложенных для определения конституционально-типологической принадлежности (характеристика дыхательной и сердечно-сосудистой системы, ЭЭГ и др.).

Важной характеристикой типа в. н. д. ребенка является его поведение, стиль деятельности. Имеет значение наблюдение как в обычных, так и в нестандартных, «экстремальных», условиях, в к-рых типологические особенности могут проявиться наиболее ярко, поскольку не замаскированы ранее выработанными и уже упроченными связями. Специальный интерес представляет соотношение у детей типа в. и. д. и соматических конституциональных особенностей. Между этими вариантами типологии найдены достоверные корреляции.

Исследования типов в. н. д. у детей подтвердили максимальную устойчивость к развитию неврозов у лиц сангвинического темперамента. К бурному течению инфекций и интоксикаций предрасположен возбудимый тип, а к вялому с недостаточной вегетативно-защитной мобилизацией - тормозной тип. При рассмотрении патогенеза и путей профилактики заболеваний в детском возрасте следует учитывать Т. в. н. д. Напр., дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом в. н. д. при прочих равных условиях более устойчивы к развитию заболеваний, в происхождении к-рых имеют значение кортико-висцеральные механизмы, а в случаях выраженной наследственной предрасположенности - к их более благоприятному течению.

Библиогр.: Анохин П. К. Биология н нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Иванов-Смолен-с к и й А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека, М., 1971, библиогр.; Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань, 1968, библиогр.; К л и о р и н А. И. и Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека, Л., 1979; Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка, Л., 1958, библиогр.; Небыли-ц ы н В. Д. Основные свойства нервной системы человека, М., 1966; Очерк теории темперамента, под ред. В. С. Мерлина, Пермь, 1973; П а в л о в И. П. Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.- Л., 1940- 1949; Проблемы генетической психофизиологии, под ред. Б. Ф. Ломова и И. В. Ра-вич-Щербо, М., 1978; Физиология высшей нервной деятельности ребенка, под ред. 3. И. Коларовой, пер. с болг., М., 1968; X а н а н а ш в и л и М. М. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности, М., 1978.

М. М. Хананашвили; А. И. Клиорин (пед.).

При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

Что это такое?

Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности знают не все.

Свойства нервной системы

В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

Сильная и слабая нервная система

Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

Типы высшей нервной деятельности

Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

  • сильный, подвижный и уравновешенный;
  • сильный и неуравновешенный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый тип.

В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

Сигнальные системы

Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

Разделение на типы по темпераменту

Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

Сангвиники

Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

Холерики

У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

Флегматики

Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

Меланхолики

Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

Отличительные черты

Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.

Понятие о типах высшей нервной деятельности. Изучение высшей нервной деятельности у детей и взрослых обнаружило индивидуальные различия основных признаков нервного процесса: 1) силы возбуждения и торможения, 2) их соотношения между собой, или уравновешенности, и 3) их подвижности, или скорости иррадиации и концентрации, быстроты образования условных рефлексов, переделки положительного условного рефлекса в отрицательный и наоборот и т. п.

Схематически различают следующие типы:
первый - нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый тип;
второй - нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип;
третий - повышенно возбудимый, безудержный, сильный, быстрый тип;
четвертый - пониженно возбудимый, слабый тип.

Тип нервной системы - физиологическая основа относительно устойчивой, наиболее общей характеристики поведения человека - его темперамента.

Первый тип высшей нервной деятельности является основой сангвинического темперамента, второй - флегматического, третий- холерического, четвертый - меланхолического. Сдвиги в динамике поведения - переходные формы темперамента. Только у некоторых людей определенный тип высшей нервной деятельности соответствует схеме, а у подавляющего большинства смешанные типы и основные признаки, характеризующие тип, выражены неотчетливо. Это объясняется тем, что врожденные свойства нервной системы изменяются условиями жизни и воспитанием - активным, целенаправленным и систематическим воздействием взрослых на психическое и физическое развитие детей. И довольно часто, в детском возрасте, нужна помощь психолога, которая положительно сможет повлиять на формирование характера. Поэтому врожденные свойства нервной системы могут проявиться в неизмененном виде только непосредственно после рождения. В течение жизни типы нервной системы изменяются, и в результате влияний социальной среды, воспитания и обучения постепенно складывается система поведения детей и взрослых и их отношения к окружающим людям- характер. Характер - понятие социальное и психологическое, так как он определяется отношением человека к общественным явлениям, к другим людям и своим обязанностям. Следовательно, решающее значение в формировании поведения людей имеют не врожденные свойства нервной системы, а социальные условия.


По мнению И. П. Павлова, четыре типа нервной системы - общие у людей и высших животных. Кроме того, предложена схема деления людей на человеческие типы по взаимоотношению первой и второй сигнальных систем, следовательно, по взаимоотношению конкретного и абстрактного мышления. Первый тип - «мыслительный», характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой; второй - «художественный» - преобладанием первой сигнальной системы над второй; третий - средний, у которого обе системы одинаково выражены. Эта схема имеет практическое значение при выяснении характера некоторых нарушений функций нервной системы (истерия, неврастения), однако она неприложима к подавляющему большинству здоровых людей, так как в зависимости от условий деятельности у одного и того же человека проявляются разные взаимоотношения конкретного и абстрактного мышления.

В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов.

Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности (рис. 9).

Первый тип (живой тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью. Животные легко возбудимы и подвижны. Переделка тормозных условных рефлексов в положительные и наоборот протекает у них быстро. У таких животных легко вырабатываются запаздывательные условные рефлексы и переделывается динамический стерео­тип (соответствует сангвиническому типу темперамента по Гиппократу).

Второй тип (безудержный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны. Неуравновешенность у сильных собак встречается обычно в одной форме: имеется сильный возбудительный процесс и отстающее от него по силе торможение. У животных этого типа быстро образуются положительные условные рефлексы, но тормозные вырабатываются медленно, с трудом. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нервной нагрузке у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности. Большей частью - это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся, безудержные (по выражению И. П. Павлова) (соответствует холерическому типу темперамента по Гиппократу).

Третий тип (спокойный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью. Животные мало подвижны, трудно возбудимы, медлительны. Переделка сигнального значения условного раздражите­ля происходит у них с большим трудом. Животные с этим типом высшей нервной деятельности характеризуются отличной работо­способностью корковых нейронов, легко переносят сильные внешние воздействия, адекватно реагируя на них. Их трудно выве­сти из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции, несмотря на перемену значения условного сигнала (соответствует флегматическому типу темперамента по Гиппократу).

Четвертый тип (слабый тип) характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью. У представителей этого типа слабыми являются оба нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс). Такие собаки суетливы, беспрерывно озираются или, наоборот, постоянно останавливаются, как бы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия, даже весьма незначительные, оказывают на них сильное влияние. Условные рефлексы вырабатываются у них с трудом, а продолжительные или слишком сильные раздражители вызывают быстрое истощение, неврозы. Животные слабого типа различаются между собой и по другим особенностям (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия не имеют существенного значения (соответствует меланхолическому типу темперамента по Гиппократу).

Рис. 9. Типы высшей нервной деятельности у животных по И.П. Павлову

А - живой тип (сангвиник), Б - безудержный тип (холерик), В - спокойный тип (флегматик), Г - оранжерейный тип (слабый тип, меланхолик)

Таким образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума.

Тип высшей нервной деятельности придает определенный облик всему поведению животного, в том числе и в эксперименте. Тип нервной деятельности относится к природным особенностям организма, но не является чем-то неизменным. Он развивается, тренируется и меняется под влиянием окружающих условий. Лабораторными опытами установлено, например, что у сильного типа с преобладанием возбуждения можно путем тренировки развить отстающий тормозный процесс.

Известно, что под влиянием условий существования, требующих того или иного поведения, ответные реакции организма нередко закрепляются на всю жизнь. При этом условные связи, возникающие в результате внешних воздействий, могут маскировать свойства нервной системы. Поэтому возможны случаи расхождения, несоответствия между внешним поведением животного и его типом нервной.деятельности.

Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

В 1935 г. И.П. Павловым в статье «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» была установлена окончатель­ная классификация типов высшей нервной деятельности:

1) сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4) слабый (меланхолик).

И. П. Павлову и его сотрудникам было известно, что эти четыре типа высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются не часто. Поэтому стали выделять так называемые промежуточные типы. Например, когда собак по характеристике одного свойства нервных процессов можно отнести к сильному типу, а по характеристике другого - к слабому, стали говорить о «слабой вариации сильного типа» или о «сильной вариации слабого типа». Здесь следует ска­зать, что Павлов не распространял понимание этих типов на выс­шую нервную деятельность человека. Известно его высказывание на одной из «Сред», что «собачьи» типы человеку не подходят.

В 20-е гг. И.П. Павлов изучал высшую нервную деятельность человека, сопоставляя свои наблюдения с ранее полученными данными по ВНД животных. В результате этих наблюдений было сформулировано представление о двух сигнальных системах.

Первая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование непосредственного представления об окружающей действительности с помощью условных связей, с помощью органов чувств . Сигналами для первой сигнальной системы служат цвет, запах, форма и т.д. То есть эта система присуща как животным, так и человеку.

Вторая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи. Сигналом для второй сигнальной системы служит слово. То есть эта система присуща только человеку. Вторая сигнальная система зависит от функционирования первой сигнальной системы, но в то же время может контролировать ее работу.

Благодаря наличию второй сигнальной системы мы с вами обладаем не только образным, но и абстрактным мышлением.

И.П. Павлов выделили чисто человеческие типы высшей нервной деятельности (рис. 10):

1) художественный тип – лица, у которых преобладает первая сигнальная система. Такие люди отличаются оборазно-эмоциональным мышлением, у них развито воображение. Таких людей много среди артистов, художников, музыкантов.

2) мыслительный тип - лица, у которых преобладает вторая сигнальная система. Такие люди характеризуются способностью к анализу, систематизации, у них преобладает абстрактное мышление.

3) средний тип – лица, у которых одинаково развиты и первая и вторая сигнальная система. К этому типу, по мнению И.П. Павлова, принадлежит большинство людей.

4) гениальный тип – этот тип был представлен в последних работах И.П. Павлова. И к этому типу он предложил отнести людей, у которых очень сильно развиты и первая и вторая сигнальные системы. Как отмечал сам Иван Петрович, таких людей очень мало, это настоящие гении.

Рис. 10. Типы ВНД человека (по И.П. Павлову):

1 – первая сигнальная система, 2 – вторая сигнальная система, А – художественный тип, Б – мыслительный тип, В – средний тип, Г – гениальный тип.