Типовые задания егэ по биологии фипи. Демоверсии егэ по биологии

ФИПИ ЕГЭ, ОГЭ 2020 и 2019 скачать бесплатно (ссылки)

14.11.2019

Определения:
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - централизованно проводимый в Россиии экзамен в средних учебных заведениях - школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. .

Основной государственный экзамен (ОГЭ) - это обязательный экзамен по окончании 9 класса средней школы в России, аналог ЕГЭ для 11-х классов. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Является одной из трёх форм ГИА.

ГИА - Государственная итоговая аттестация представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками 9 (10) и 11 (12) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 (10) классов проводится в форме единого государственного экзамена, а также в форме государственного выпускного экзамена.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 (10) классов проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы; для отдельных категорий лиц – в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен), выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования .

Скачивание:

ЕГЭ

Представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена:
- кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
- демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

Скачать ЕГЭ 2020 (Демовер сии, спецификации, кодификаторы)
РУССКИЙ ЯЗЫК (3.3 Mb)

Скачать ЕГЭ 2019 (Демоверсии, спецификации, кодификаторы):
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (2.3 Mb)
РУССКИЙ ЯЗЫК (1.9 Mb)
ФИЗИКА (2.2 Mb)
ХИМИЯ (2.5 Mb)
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (29.4 Mb)
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (27.7 Mb)
ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК (33.1 Mb)
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК (30.1 Mb)
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК (16.9 Mb)
Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г. (271.1 Kb)
БИОЛОГИЯ (2.9 Mb)
ГЕОГРАФИЯ (5.8 Mb)
ИНФОРМАТИКА и ИКТ (1.7 Mb)
ИСТОРИЯ (4.8 Mb)
ЛИТЕРАТУРА (1.6 Mb)
МАТЕМАТИКА (3.4 Mb)


Изображение

Если вы не можете разархивировать файлы, скачать бесплатный архиватор для разархивации zip можно, например, .

ОГЭ
Представлены документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена (ОГЭ):
- кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
- демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Скачать ОГЭ 2020 (Демоверсии, спецификации, кодификаторы)
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК (вкл. устную часть) (5.6 Mb)
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК (вкл. устную часть) (16.1 Mb)

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2017 года по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.

В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 задании и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:

7 - с множественным выбором с рисунком или без него;
6 - на установление соответствия с рисунком или без него;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 - на дополнение недостающей информации в схеме;
1 - на дополнение недостающей информации в таблице;
1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1-21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное
восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

10.05.2017 на официальном сайте ФИПИ опубликованы досрочные варианты ЕГЭ по биологии 2017 года.

Скачать реальные варианты ЕГЭ по биологии можно с официального сайта ФИПИ. Рособрнадзор советует при подготовке к ЕГЭ пользоваться официальными источниками информации.

Досрочные варианты ЕГЭ по биологии 2017 год

Варианты досрочного ЕГЭ по биологии прошлых лет

Будьте внимательны - есть существенные изменения в вариантах ЕГЭ 2017 по биологии по сравнению с 2016 годом.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по биологии 2017 год с ответами

Произошли существенные изменения в КИМ по сравнению с 2016 годом, поэтому варианты 2016 года приведены для ознакомительных целей.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2017 по биологии года в сравнении с 2016 годом

Биология – существенные изменения:

Оптимизирована структура экзаменационной работы:

1. Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного ответа.

2. Сокращено количество заданий с 40 до 28.

3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.

4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.

5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Всего заданий – 28, из них по типу заданий:

С кратким ответом – 21, с развёрнутым ответом – 7;

По уровню сложности: Б – 10, П – 12, В – 6.

Максимальный первичный балл за работу – 59.

Общее время выполнения работы – 210 мин.

По биологии относится к вариативной категории общероссийских экзаменов, т.е. к экзаменам по выбору. Он будет необходим выпускникам, которые решили поступать на специальности, предполагающие изучение живых существ и особенностей их взаимодействия с окружающим миром. Как правило, биологию выбирают будущие психологи, биологи или медики.

Начинать готовиться к ЕГЭ по данному предмету лучше заблаговременно, так как на обычной зубрежке в данном случае выехать не получится. Важно заранее собрать всю информацию, касающуюся изменений в КИМах, ключевых дат проведения экзамена, а также особенностей подготовки к этому испытанию. Для того чтобы максимально упростить вам эту задачу, мы разберем основные особенности ЕГЭ по биологии образца 2017 года.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по биологии

Согласно распоряжению Рособрнадзора, сдать экзамен по биологии можно в такие даты:

  • Досрочный период. Досрочная сдача ЕГЭ назначена на 22.03.2017 года, дата 5.05.2017 заявлена в качестве дня резерва;
  • Основной этап. Основной период, который будет проходить 15.06.2017 года.
  • Резервная дата. 21.06.2017 было выбрано в качестве резервной даты для проведения экзамена по биологии, а 30.06.2017 - в качестве резерва для всех предметов.

Сдать ЕГЭ ранее основного срока могут не все. Согласно регламенту, к числу «досрочников» относятся:

  • ученики, которые закончили общеобразовательное учреждение раньше 2016\2017 учебного года;
  • учащиеся школ вечернего типа обучения;
  • ученики, которые не собираются поступать в ВУЗ в 2017 году и призваны для прохождения службы в рядах ;
  • школьники, которые будут отсутствовать из-за участия в конкурсе, соревновании или олимпиаде федерального или международного значения,
  • одиннадцатиклассники, собирающиеся уехать за границу из-за смены места проживания или для учебы в зарубежном ВУЗе;
  • школьники, нуждающиеся в профилактике состояния здоровья, лечении или реабилитации;
  • школьники, которые обучались за границей в регионах, характеризующихся сложными условиями.

Напомним, что заявление на прохождение экзаменации в досрочное время нужно написать и представить до 1.03.2017 года.

Статистическая информация

Практика проведения ЕГЭ показывает, что биология не относится к числу самых популярных предметов по выбору. Лишь 6-7% учеников пишут заявление о том, что собираются сдавать биологию в качестве выборочного ЕГЭ, что составило в 2016 году примерно 129 тысяч одиннадцатиклассников. Данный предмет совсем не прост для изучения, что подтверждает статистика выпускников, которые «заваливают» ЕГЭ по биологии.

Причем ситуация, мягко говоря, неутешительная – за последний год процент «двоечников» по биологии увеличился с 15% до 18,4%! Что касается средних баллов за экзамен, то в последнее время они составляют 53,2 балла, что соответствует уровню школьной тройки. Однако встречаются и одаренные в данной научной сфере дети, но их не так уж много. Например, в 2015 году набрать максимальные сто баллов сумели только 89 учеников.


18,4% старшеклассников, которые сдавали ЕГЭ по биологии, завалили его!

Изменения в ЕГЭ-2017 по биологии

Структура и наполнение КИМов по биологии в 2017 году существенно изменились. Оптимизация структурной части экзамена заключается в следующем:

  • , предполагающие выбор только одного верного ответа, которые раньше занимали существенный объем первой части КИМа;
  • общее число заданий сокращено на 12 единиц – теперь их будет не 40, а 28;
  • новый билет содержит гораздо больше иллюстративного материала. КИМ 2017 года может включать до одиннадцати иллюстраций (в билетах 2016 года их было от 3 до 4 в одном варианте), причем без учета схем и графического материала. Акцентируем внимание на том, что это значительно усложняет билет. Как показывает практика прошлого года, только 28% выпускников верно решили задание, предусматривающее анализ рисунка;
  • увеличено число сложных заданий (3 вместо 1), предполагающих демонстрацию навыков установления последовательности систематических таксонов и биологических объектов. Стоит отметить, что с ними справляется до 35% одиннадцатиклассников;
  • уменьшено число первичных баллов за билет – с 2017 года их будет 59 (в 2016 году – 61);
  • продлено время, которое отводится на экзамен – ученики смогут работать с заданиями на протяжении 210 минут (раньше отводилось 180 минут);
  • первая часть КИМов теперь будет включать абсолютно новые типы заданий, предполагающие заполнение пропущенных элементов в схемах, вписывание данных, которых не хватает в таблицах, нахождение на рисунках верных обозначений, а также демонстрацию навыков анализа и синтеза информации, представленной в виде графика, диаграммы или таблицы. Особый акцент проставлен на задачах, в которых нужно продемонстрировать свое понимание биологических процессов, и проверке степени овладения методологией дисциплины.

Озвученные изменения должны внести разнообразие в деятельность учеников, а также выявить уровень их подготовки к освоению будущей специальности. Старые варианты КИМов не могли наглядно продемонстрировать приспособленность учеников к решению творческих и проблемных заданий. Также можно отметить изменение объема задач различных уровней сложности:

  • задания базового уровня теперь будут занимать 29% всего билета (в 2015 этот показатель составлял 39%);
  • задания, относящиеся к повышенному уровню – 40% вместо 28%;
  • задания высокого уровня сложности – 31% (по состоянию на 2016 год – 33%).

Ученикам придется продемонстрировать степень овладения учебным материалом при изучении растений, грибов, мхов и лишайников, животных, человека, а также понимание общей биологии.


В 2017 году КИМы по биологии стали значительно разнообразнее и сложнее

Оценивание ЕГЭ по биологии

Баллы за экзаменационную работу выставляются, исходя из максимума в 100 баллов. В привычную систему оценок их до текущего времени не переводили, но вы можете это сделать самостоятельно, воспользовавшись нижеприведенной шкалой:

  • баллы в промежутке от 0 до 35 оценивают ваш уровень знаний как неудовлетворительный и соответствуют оценке «2»;
  • баллы в промежутке от 36 до 54 оценивают ваш уровень знаний как удовлетворительный и соответствуют оценке «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 71 оценивают ваш уровень знаний как хороший и соответствуют оценке «4»;
  • баллы в промежутке от 72 до 100 оценивают ваш уровень знаний как отличный и соответствуют оценке «5».

Итоговый результат вы сможете посмотреть на портале ЕГЭ, идентифицировав себя при помощи паспортных данных. Стоит также сказать, что, согласно последним известиям, баллы, полученные на ЕГЭ-2017, будут оказывать влияние на оценку в аттестате, так что стоит воспользоваться шансом, чтобы исправить отметку, которая вас не устраивает. по биологии – 36, что соответствует 16 первичным баллам за работу.

Чем можно пользоваться на ЕГЭ по биологии?

Не каждый экзамен предполагает, что ученик сможет воспользоваться дополнительными материалами. Вот и на биологии придется справляться исключительно своими силами. Не поддавайтесь искушению незаметно пронести мобильный телефон или воспользоваться подсказкой из интернета при помощи смарт часов (тем более что вам все равно придется пройти через рамку металлоискателя, и все недопустимые вещи будут изъяты на входе).

Если у вас возникнет нужда посетить медицинский пункт или туалетную комнату, обязательно предупредите об этом наблюдателя. Ученик также не имеет права покидать класс без сопровождения, разговаривать с соседями или менять экзаменационное место. Помните, что любое нарушение регламента ведет к тому, что вас попросят покинуть аудиторию и поставят оценку «2», а это ставит крест на

ВАРИАНТ 1

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?

1) абстрагирование

2) моделирование

3) эксперимент

4) измерение

5) наблюдение

3. Какую функцию выполняют в клетке нуклеиновые кислоты?

1) являются хранителями наследственной информации

2) осуществляют гомеостаз

3) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

4) участвуют в синтезе белка

5) входят в состав клеточной мембраны

6) выполняют сигнальную функцию

4. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

образование двух ядер

расхождение гомологичных хромосом

образование метафазной пластинки

сближение гомологичных хромосом

обмен участками гомологичных хромосом

спирализация хромосом

5. Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для которого он характерен.

ПРИЗНАК

ОРГАНОИД

наличие двух мембран

расщепление органических веществ до СО 2 и Н 2 О

наличие гидролитических ферментов

переваривание органоидов клетки

аккумулирование энергии в АТФ

образование пищеварительных вакуолей у простейших

6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, начиная с доминантного фенотипа.

7. Какие закономерности характерны для модификационной изменчивости?

Изменчивость имеет индивидуальный характер.

Изменчивость служит резервом для микроэволюции.

Признаки у особей развиваются в пределах нормы реакции.

Изменчивость формируется при изменении числа хромосом.

Один и тот же генотип в разных условиях среды формирует разные фенотипы.

Изменчивость не связана с изменением генов и хромосом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

9. Установите соответствие между строением цветка и способом опыления такого цветка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

яркий крупный венчик

цветение и опыление происходит до появления листьев

в цветках имеются нектарники

пестик с пушистым крупным рыльцем

тычинки на длинных тычиночных нитях

цветки имеют запах

ветром

насекомыми

10. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

являются фототрофами

не имеют тканей

не имеют цветка

размножаются спорами

имеют ризоиды

образуют половые клетки

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Соединительная ткань организма человека

представлена кровью, лимфой, хрящом

выстилает слизистые оболочки желудка, ротовой полости

может быть жидкой или твёрдой

обладает возбудимостью и проводимостью

имеет слабо выраженное межклеточное вещество

выполняет транспортную функцию

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

сосательные движения ребёнка в ответ
на прикосновение к его губам

сужение зрачка, освещённого ярким солнцем

выполнение гигиенических процедур перед сном

чихание при попадании пыли в носовую полость

выделение слюны на звон посуды
при сервировке стола

катание на роликовых коньках

завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой

на раневую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать

прикрепить к жгуту листок бумаги с указанием времени его наложения

освободить предплечье от одежды

выше места ранения положить мягкую ткань, а поверх его – резиновый жгут

15. Известно, что картофель или паслен клубненосный, вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответа.

  1. Картофель травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями.
  2. Родина картофеля – побережье Чили и Перу.
  3. Европейцы не знали картофеля до 1565 г., до посещения Южной Америки испанцами.
  4. До конца 18 века картофель возделывали как декоративное растение.
  5. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку и спирт.
  6. Картофель используют для откорма сельскохозяйственных животных.

16. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

ПРИМЕР

ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА

17 . В агроценозе, в отличие от природной экосистемы,

используются дополнительные источники энергии, кроме солнечной

осуществляется замкнутый круговорот веществ

обитает небольшое количество видов продуцентов

представлены все функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты

цепи питания короткие

действует естественный отбор

18. Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ГРУППА ФАКТОРОВ

биотические

абиотические

19. Установите последовательность эволюционных процессов образования основных групп животных, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр

20 . Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клет­ки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) плазматическая мембрана 2) клеточная стенка 3) пластиды 4) комплекс Гольджи

5) митохондрия 6) крахмал 7) гликоген 8) хитин

21. П ользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения

1) В лососе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами.

2) В шпроте содержится наибольшая доля жиров по сравнению с остальными рыбами.

4) Вобла самая низкокалорийная рыба.

5) Все указанные рыбы являются представителями отряда Сельдеобразные.

Часть 2

22. Почему в зернохранилище не рекомендуется закладывать на хранение влажные семена? Что с ними происходит?

23. Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.

25. Какие функции в организме человека выполняет нервная система? Приведите не менее трёх функций. Ответ поясните.

26. Камбала – придонная рыба, приспособлена к жизни в морях, сливается с фоном морского дна. Назовите тип окраски и объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.

27. Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.

28. У овец в гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. В первом скрещивании между собой овец с серой окраской шерсти, рогатых часть потомства получилась с шерстью чёрной окраски, безрогие. Во втором скрещивании между собой овец с серой окраской шерсти, рогатых (гомозиготных) получилось потомство с серой окраской шерсти, рогатое и с чёрной окраской шерсти, рогатое в отношении 2: 1. Гены не сцеплены. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства в скрещиваниях. Объясните фенотипические расщепления потомства в двух скрещиваниях.

ВАРИАНТ 2

  1. Рассмотрите схему. Запишите в схеме пропущенный термин, обозначенный знаком вопроса.
  1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Метод кольцевания используют для

1) определения сроков и путей миграции птиц

2) изучения механизмов полета птиц на разной высоте

3) определения особенностей поведения домашних птиц

4) оценки ущерба, наносимого человеку птицами

5) определения продолжительности жизни птиц

3. Диплоидный набор хромосом имеют

клетки эпидермиса листьев берёзы

клетки кишечника трески

женские гаметы цветковых растений

мужские гаметы кошки

нервные клетки обезьяны

кишечная палочка

4. Прокариотические клетки отличаются от эукариотических

наличием рибосом

отсутствием митохондрий

отсутствием оформленного ядра

наличием плазматической мембраны

отсутствием органоидов движения

наличием кольцевой молекулы ДНК

5. Установите соответствие между строением органоида и его видом.

СТРОЕНИЕ

ВИД ОРГАНОИДА

состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров

состоит из двух субъединиц

Образован микротрубочками

содержит белки, обеспечивающие движение хромосом

содержит белки и нуклеиновую кислоту

6. Определите соотношение фенотипов в потомстве при скрещивании самок и самцов с генотипами АаBb, если учесть, что гены не сцеплены друг с другом и наблюдается полное доминирование. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

7. К причинам комбинативной изменчивости относят

случайное сочетание гамет при оплодотворении

изменение строения отдельных хромосом

рекомбинацию генов в результате кроссинговера

изменение нуклеотидного состава кольцевой хромосомы

выпадение триплета нуклеотидов при репликации

комбинацию негомологичных хромосом в мейозе

8. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и её видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

возникает у генетически идентичных особей

возникает при слиянии половых клеток

имеет групповой характер изменения признака

определяется пределами нормы реакции генотипа

соответствует изменению действия фактора среды

основывается на независимом расхождении хромосом в процессе мейоза

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

КЛАСС ЧЛЕНИСТОНОГИХ

паукообразные

насекомые

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. К растениям, не имеющим корней, относят

кукушкин лён

хвощ полевой

щитовник мужской

плаун булавовидный

сфагнум

Ламинарию

11 . Установите последовательность расположения систематических групп растений, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

12. Сердечная мышца человека характеризуется

наличием поперечной исчерченности

обилием межклеточного вещества

самопроизвольными ритмичными сокращениями

наличием веретеновидных клеток

многочисленными соединениями между клетками

отсутствием ядер в клетках

15. Известно, что крот обыкновенный - почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса - 170–319 г.

2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу - до типичных степей.

6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

Псилофиты

Многоклеточные водоросли

Покрытосеменные

Папоротникообразные

20. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки - ___________ (В) испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) лист

5) побег 6) стебель 7) устьица 8) фотосинтез

21. Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии выберите верные утверждения:

2) При изжоге pH пищевода резко понижается.

3) В пустом (натощак) желудке самая щелочная среда.

4) При голодовке возникает опасность заболевания язвой двенадцатиперстной кишки.

5) В кислой среде желудка лучше расщепляются углеводы.

Часть 2.

22. Известно, что при высокой температуре окружающей среды кожа лица краснеет, а при низкой бледнеет. Объясните, почему это происходит.

23. Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?

24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Основоположником генетики по праву считают Г. Менделя. 2. Он установил, что при моногибридном скрещивании происходит расщепление признаков в соотношении 3: 1. 3. При дигибридном скрещивании происходит расщепление признаков во втором поколении в соотношении 1: 2: 1. 4. Такое расщепление происходит, если гены расположены в негомологичных хромосомах. 5. Т. Морган установил, что если гены расположены в одной хромосоме, то и признаки наследуются исключительно вместе, то есть сцепленно. 6. Такие гены образуют группу сцепления. 7. Количество групп сцепления равно диплоидному набору хромосом.

25. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему.

26. В чём выражается отрицательное влияние деятельности человека на растительный мир биосферы? Приведите не менее четырёх примеров и объясните их влияние.

27. Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны роста и в клетках зоны созревания в конце первого деления. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.

28. У человека глухота – аутосомный, рецессивный признак; дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с полом (X d ). Здоровая по двум этим признакам женщина вышла замуж за мужчину, страдающего глухотой и дальтонизмом. У них родились дочь с хорошим слухом и дальтоник и сын, глухой и дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, все возможные генотипы и фенотипы детей. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями. Какого они будут пола? Укажите их генотипы.