Типология учителей их характеристика. Типы учителей

Антропология как основа материализма. Эволюцию своего мировоззрения Фейербах описывал следующим образом: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней». Начав с изучения теологии, он разочаровался в ней и перешел к изучению философии Гегеля, однако его не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Прощание с философией Гегеля состоялось в небольшой статье ««К критике философии Гегеля» (1839), где Фейербах заявил, что «система Гегеля есть абсолютное самоотчуждение разума» .

Фейербах считал, что необходима реформа философии, ее поворот от идеализма к материализму, но не к механистическому материализму XVIII в., а к антропологическому (от греч. anthropos - человек) материализму.

Основные положения материализма Фейербаха Ф. Энгельс резюмировал следующим образом: «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди» . В центре философии, считал Фейербах, должен быть человек, понимаемый как телесно-духовное существо. Антропологический принцип выражал у Фейербаха единство человеческой природы.

Материалистический подход к человеку в антропологии Фейербаха выражался в том, что природа, материя рассматривались им как источник и тела, и духа человека. Дух и тело нельзя отделять друг от друга: «Что за половинчатость, что за раздвоение, что за “шиворот-навыворот”!» Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него. Отталкиваясь от человека, Фейербах не отрывал и не противопоставлял его природе; человека он считал продуктом и частью природы. Поэтому новая философия должна сделать человека, включая и природу как базис человека, единственным, универсальным и высшим предметом философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку .

В отличие от французских материалистов XVIII в., которые в своих концепциях человека исходили из понятия «природа человека», Фейербах считал, что сущность человека заключена не в отдельно взятом человеке, а в человеческом роде: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность только налицо в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и Ты» .

Основу объединения людей, их общения Фейербах видел в любви. Поскольку любовь есть универсальный закон природы, постольку она должна стать высшим и первым законом человека. Средством обеспечения этого закона должна быть не религия, а новая философия.

Религия и пути ее преодоления. Важнейшей задачей философии Фейербах считал познание религии, которое нужно для содействия человеческой свободе, самодеятельности, любви и счастью, для того, «чтобы человек сделал собственное человеческое существо законом и определяющей основой, целью и масштабом своей политики» . Этому посвящены такие его работы, как «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии». Он не просто отвергал религию, а пытался понять, как она возникла, почему человек создает себе Бога? При этом он различал религию и теологию. Религия была для Фейербаха объектом спокойного философского исследования, а теология, а также идеалистическая философия, которые, по его мнению, были спекуляцией на религии, - объектом критики.

Главным методологическим принципом познания сущности религии у Фейербаха выступал антропологический принцип, согласно которому тайна и истина религии - в антропологии : «Истинный смысл теологии есть антропология» . Отсюда целью Л. Фейербаха являлось выяснение антропологической сущности религии и низведение сверхъестественной, сверхчеловеческой сущности бога к антропологической сущности человека.

Именно сама «природа человека» и условия его жизни приводят к идее Бога и возникновению религии. Тайна религии, как се понимал Фейербах, заключается в том, что человек «объективирует свою сущность», и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т.е. в Бога: «Божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объектививированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определения божественной сущности относятся и к сущности человека» . Таким образом, «человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии» .

Бог человека таков, каковы его мысли и намерения, а ценность бога не превышает ценности человека. О человеке можно судить по богу и о боге - по человеку. Они тождественны: «Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его боге» .

Религия истинна в том смысле, что, обращаясь к богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Фейербах писал, что сознание бога есть самосознание человека, а познание бога - самопознание человека. Однако религия ложна в том смысле, что свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую - божественную.

«Истинным богом» для Фейербаха является человек, вернее, не просто человек, а человеческий род как высшее проявление Природы. Поэтому «истинной религией», по его мнению, должна быть «религия человека». На место любви к богу нужно поставить любовь к человеку, которая должна стать первым и высшим законом: «Мы должны любить человека ради человека. Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума» .

Любви Фейербах придавал фундаментальное значение. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. Спекулятивное же мышление, по Фейербаху, вообще бесполезно: «Истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей» .

Новая философия, основанная на всеобщей любви, носила утопический характер. Страстно выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории.

Антропология Фейербаха стала переходным пунктом от идеалистической философии первой трети XIX в. к марксизму, основоположники которого, высоко оценив заслуги Фейербаха, всегда считали его одним из своих непосредственных философских предшественников.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Введение

Философия Л.Фейербаха и разложение гегелевской школы

Антропологический принцип философии Л.Фейербаха

Фейербах о религии и обществе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) родился в семье видного профессора-юриста и получил прекрасное воспитание и образование. Вначале поступает в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Увлекшись философией, переводится в Берлин, где слушает лекции Гегеля и становится его пламенным поклонником. После окончания университета Фейербах сам начинает преподавать в Эрлангене, и хотя его можно еще называть последователем своего учителя, в его лекциях и первых научных работах много самостоятельного и оригинального. После публикации «Мыслей о смерти и бессмертии» он был обвинен в атеизме и изгнан из университета. Фейербах вместе со Штраусом и братьями Бауэрами был одним из основоположников направления младогегельянства. Однако его конфликт с официальными властями нарастал, да и отношения с коллегами не ладились. Фейербах переселяется в деревню и четверть века ведет отшельническую и деятельную жизнь, ограничив свой круг общения родными, избегая любой политической активности.

Начинает Фейербах традиционно для своего времени - с критического анализа религии. Этот вопрос он разрабатывает всю свою жизнь. Еще будучи гегельянцем, он уже не принимает гегелевскую трактовку религии. Она у Фейербаха - не объективное предшествие философии, а враждебная ей сила, несовместимая с разумом и чуждая теоретическому мышлению,

Цель работы: проанализировать основные принципы философского учения Л.Фейербаха

1. Философия Л.Фейербаха и разложение гегелевской школы

Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах, но затем он подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид.

Ученики и последователи Гегеля стремились снять искусственные барьеры в развитии его учения, воспользоваться ее достижениями для выражения собственных идеологических идеалов.

В 30-е - 40-е годы XIX в. это вылилось в Германии в бурную литературную, философскую и богословскую полемику. Сфера политики для подобных дискуссий была довольно опасной, и центр тяжести всей борьбы сместился на вопросы религии, которые позволяли затронуть всю палитру идейных представлений как Гегеля, так и современности. Раскол произошел на водоразделе «система» и «метод». Так называемые старогегельянцы, или «правые» гегельянцы (Г.А. Габлер, К.Ф. Гешель, Г.Ф.В. Гинрихс), защищая систему, подвергали реформированию метод; младогегельянцы, или «левые» гегельянцы (Б Бауэр, Д.Ф. Штраус, М. Штирнер) заняли противоположную позицию.

Старогегельянцы отождествляли Абсолютный Дух с христианским Богом, его саморазвитие - сотворение Богом мира, «триаду» - с Божественным Триединством, достижение Абсолютной Истины - с Откровением сверхъестественного источника. Не случайно государственную власть они называли властью христианской, а реализацию принципа свободы совести в обществе жестоко осуждали. В их представлении гегелевская философия выглядела как теоретическое христианское богословие.

Младогегельянцы религию трактовали как проявление бессознательной деятельности людей, в которой реализуется Абсолютный дух на определенной ступени своего развития. Важную роль в становлении этого направления гегелевской школы сыграла работа Давида Фридриха Штрауса (1808 - 1874) «Жизнь Иисуса». В качестве исходного пункта анализа он взял идею Гегеля о первичности, субстанциальности народного духа. Штраус анализирует евангельские истории с научных позиций исследования биографии отдельной личности. Его вывод - недостоверность сведений о Христе и Его жизни, о невозможности внеестественного появления библейский повествований. Жизнь Христа, рассказы о сопровождавших Его чудесах являются христианским мифотворчеством, причем не отдельных людей с богатым соображением, а коллективной мыслью целых наций, испытывающих религиозные потребности. Эти бессознательные измышления исторически достоверных сведений не содержат, но дают документальную картину социально-психологической атмосферы эпохи. Иисус у него -великий моралист, хотя Его нравственные поучения могут быть в дальнейшем развиты и дополнены.

Но Штраус не развивает атеистических идей, являясь сторонником пантеистического характера мира, движущегося вперед благодаря усилиям космического духа - источника «всего разумного и благого».

Работа Штрауса вызвала жестокие споры и породила большую критическую литературу. Прежде всего надо выделить братьев Бауэров, начинавших как старогегельянцы, но сменивших позицию. Бруно Бауэр (1809 - 1882) в качестве основной взял идею Гегеля о самопознании. Именно оно всесильно и внешний мир есть проявление его мощи. Несовершенства самосознания являются причиной всевозможных конфликтов и драм действительности. В своих работах он соглашается со Штраусом в том, что религия есть результат духовного творчества людей, но христианские положения считает не бессознательными мифами, а намеренными вымыслами. Историю определяет деятельность великих людей, «критически мыслящих личностей», которые указывают дорогу всем остальным. Созданное ими в свое время христианство в настоящее время уже устарело и не отвечает уровню самосознания эпохи.

Споры между гегельянцами постепенно привели к угасанию интереса к основным положениям учения. Сложилась парадоксальная ситуация. Все старались защитить философию Гегеля от фальсификаций, представить ее в безупречном варианте. Но для этого приходилось дополнять, вольно трактовать и даже переосмысливать некоторые идеи философа. И никто даже не ставил перед собой задачи критически осмыслить концепцию ученого в целостности, проанализировать ее основополагающие принципы.

В 40-е годы критику философии Гегеля под видом ее дальнейшего развития стали осуществлять старогегельянцы. В ответ критическую позицию в отношении Гегеля стали занимать и младогегельянцы. Но первым, кто серьезно выступал против идеалистических основ немецкой философии в ее классический период, был Людвиг Фейербах.

С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

2. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха

фейербах философия метафизика чувственность

Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения "абсолютного духа". Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.

Термин «антропология» появляется в итоговой работе Канта, где с позиций критицизма была изложена философская теория человека. Интерес к антропологическим проблемам ставил мыслителей в оппозицию к спекулятивным учениям.

Сущность человека, по Фейербаху, - это сам человек, конкретный индивид. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит антропологический характер, В центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает человека, включая в природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии». Философское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не «абсолютный дух», «мировой разум», а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Фейербах стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм. «Я» у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящей головой, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта в системе Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность - это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Однако, Фейербах не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и другого человека. «Идеализм прав, - писал он, - в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из «Я», без чувственного данного «Ты». Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека с человеком».

Таким образом, чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой природы поднимаются до всеобщих объективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей. Это значит, что человек, отправляя «функции рода» превратил сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Итак, субъект, по замыслам Л. Фейербаха, - это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Однако, в теории познания такая трактовка субъекта остается нереализованной. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания, по Фейербаху, является ощущение. Источник же ощущений заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мышление. По содержанию мышление не дает людям ничего нового, по сравнению с тем, что содержалось в чувственных данных. Но вместе с тем, мышление надо отличать от чувственных данных, мыслить - это значит связано читать показания чувств. Фейербах доказывал правильность показаний органов чувств, достоверность чувственных данных. Он резко выступал против разграничения познавательного мира на «мир явлений» и «мир вещей в себе». Критерием истины тех или иных научных суждений он считал согласие с ними большинства людей. «Истинно то, что соответствует сущности рода. Ложно то, что ему противоречит».

3. Фейербах о религии и обществе

Главное в содержании учения Фейербаха - атеизм. Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, сущность религии - к сущности человека. Делает это он более осмотрительно и тонко, чем французские материалисты XVIII в. Религия для Фейербаха - не злокозненный обман, а необходимая и весьма важная форма духовности человека. Разница состоит в трактовке. Фейербах вкладывает в нее натуралистический смысл: религию порождает чувство зависимости от природы, затем возникает чувство взаимозависимости людей. Атеисты, говорит Фейербах, объявляли причиной религии страх. Но это неполное и недостаточное определение. Когда опасность миновала, страх переходит в радость по поводу того, что ничего не случилось, в благодарность высшей силе, устранившей угрозу. Религиозный культ рождает чувство благоговения, т. е. страха и любви одновременно. Поэтому чувство зависимости, по Фейербаху, - единственное верное объяснение религии.

Фейербах отрицает Бога, но не религию. "Фейербах вовсе не хочет упразднить религию; он хочет усовершенствовать ее". Фейербаха не устраивают современные формы религии, и прежде всего христианство. Существенная часть христианства - вера в чудо. "Но что такое чудо? Это не что иное, как осуществившееся супранатуралистическое желание... Чудо насыщает голодных, исцеляет слепорожденных, глухих и хромых, спасает людей от опасностей жизни, воскрешает мертвых по просьбе их родственников. Следовательно, чудо удовлетворяет человеческие желания, которые не всегда имеют в виду только себя, как, например, желание воскресить мертвого, но всегда претендуют на чудесную силу, чудесную помощь и поэтому являются сверхъестественными...".

Фейербах указывает на психологические корни веры в Бога: религия сулит исполнение желаний. Человек, по крайней мере благоденствующий, страшится смерти и желает бессмертия. Христианские догматы учитывают и эту сторону психологии человека. "...Воскресение Христа есть удовлетворенное желание человека непосредственно увериться в своем личном существовании после смерти - в личном бессмертии как в чувственном, несомненном факте". Чем больше человек отчуждается от природы, тем субъективнее и противоестественнее становится его духовный мир, тем больше он боится природы и тех естественных вещей и процессов, которые ей присущи. Свободный, "объективный" человек тоже замечает отрицательные стороны природы, но считает их неизбежным следствием и потому подавляет свое чувство как ложное. "Субъективный" человек, живущий только эмоциями, подчеркивает эти стороны природы с особенным отвращением, он считается не с законами логики и физики, а только с произволом своей фантазии, он устраняет все, что ему не нравится, оставляя то, что ему по душе. Ему нравится чистая, незапятнанная дева, и в то же время ему нравится мать, но только такая мать, которая, не испытав беременности, уже носила бы ребенка на руках. Так возникает образ Богородицы.

Итак, сущность христианства - чувство, человеческие переживания в их облегченном варианте. Приятнее страдать, чем действовать; приятнее быть спасенным и освобожденным другим, чем самому освобождаться; приятнее любить, чем добиваться. Для чувства необходим субъективный, личный объект. Чувство успокаивается только на одной личности, множество дробит его. Поэтому политеизм, по Фейербаху, уступает место монотеистической религии. Христианство отличается от языческих верований утверждением субъективизма. Индивид, оторванный от природы, от других людей, от общества, - вот объект попечения в христианской религии. Христианский Бог - это обожествленная личность, очищенная от всего того, что человек мыслит как ограничение и зло. В споре Канта и Гегеля о доказательствах бытия Бога Фейербах, разумеется, на стороне Канта: из одного только понятия нельзя выводить бытия. Но Кант, по его мнению, не прав в том, что вообще разбирал вопрос о бытии Бога как логическую проблему. Действительное, эмпирическое бытие дают только чувства. Следовательно, и опровергать бытие Бога надо на уровне чувств, указывая на ту чувственную способность в человеке, которая рождает представление о высшем существе. Сила воображения есть истинное место пребывания неосязаемого, но чувственного по существу бытия - бытия Бога.

Религия рассекает мир человека надвое; наряду с действительным возникает мир фантастический, господствующий над первым. В религиозных верованиях человек объективирует, опредмечивает собственное несовершенство; все нерешенные земные проблемы он переносит на небо.

Фейербах усвоил исторический взгляд на религию. Причем, если для его предшественников христианство выступало как высшая форма религии (для Канта - олицетворение морали, для Шеллинга- откровение Божье, для Гегеля - манифестация разума), для Фейербаха христианство - исторически преходящая форма.

Он выступает против христианской формулы "Бог есть любовь". Любовь здесь только предикат, а Бог- субъект. "...Чем же является этот субъект в отличие от любви?.. В положении "Бог есть любовь" субъект является тьмою, в которой прячется вера; а предикат - светом, которым впервые освещается сам по себе темный субъект. В предикате я проявляю любовь, а в субъекте - веру. Любовь не наполняет всего моего духа: я оставляю еще место и для не любви, когда я мыслю Бога как субъект в отличие от предиката. Поэтому я не могу не терять из виду или мысль о любви, или мысль о субъекте и должен жертвовать то любовью ради личности Бога, то личностью Бога ради любви. История христианства достаточно подтверждает это противоречие... Это теоретическое противоречие должно было неизбежно проявиться и практически. Неизбежно, - ведь любовь в христианстве замарана верою, она не берется свободно и в чистом виде. Любовь, ограниченная верой, - не подлинная любовь... Здесь мы имеем любовь проклинающую, ненадежную любовь, которая не дает мне никакой гарантии, что она не превратится в ненависть, ведь если я не признаю Символа Веры, то я выпадаю из сферы царства любви, делаюсь предметом проклятия и гнева Божия, так как существование неверных оскорбляет Бога и является как бы сучком в его глазу. Христианская любовь не преодолела ада, так как она не преодолела веры. Любовь сама по себе находится вне сферы веры, а вера - вне сферы любви. Но любовь является не верующей потому, что она не знает ничего более божественного, чем она сама, потому что она верит только в самое себя, как абсолютную истину... Истинная любовь себе довлеет..." .

Таким образом, из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Заключение

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. В этом утверждении - суть антропологизма Фейербаха. В центре его внимания - не отвлеченное понятие материи, как, например, у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо, сквозь призму знаменитого картезианского и фихтеанского "Я мыслю". Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Список использованной литературы

1.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986

2.Маркс К. и Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений // Избранные произведения в 3-х тт. Т.1. М., 1970

.Мир философии. Т.1. М., 1991

.Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х тт М., 1955

.Философия: учебник для ВУЗов. СПб.: ЛГОУ, Химиздат, 2001

.Философский энциклопедический словарь М., 1989

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Критика философии Г.Гегеля получила довольно широкое рас­пространение в Германии XIX столетия (И.Гете, Ф.Шеллинг, А.Гумбольт и др.). Ее предметом были умозрительность теоретической системы и ее мистический характер, претензии на роль абсолют­ной истины и другие недостатки. Наиболее последовательным от­рицанием гегелœевской философии стало творчество Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872 гᴦ.), последнего видного представи­теля немецкой классики. Его философия принято называть антропологи­ческим материализмом, поскольку автор основным предметом сво­ей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе ʼʼСущность христианстваʼʼ.

Ученый называл свое творчество ʼʼновой философиейʼʼ и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелœевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль ʼʼиз царства душ усопших в царство душ живых и телœесныхʼʼ. Основным предметом исследования Фейербах сделал человека , которого рассматривал как существо природное, чувственное. ʼʼНовая философия, - писал он, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию , и том числе и физиологию, в универсальную наукуʼʼ. По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией .

Человек - это неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей. Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха , сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в, единстве всœех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропологизм в философии - это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы , восприятие человека как ее венца , посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на всœе знания о человеке.

По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека взятого в единстве его тела и души.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. ʼʼОт материи нельзя отречься - писал Фейербах, - не отрекаясь от разума.

Что касается самого антропологического принципа Фейербаха , то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное , раз и навсœегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму , воле и сердцу , которые якобы неизмен­ны во всœе времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) доставляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы ʼʼпознавать, любить и хотетьʼʼ.

К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию , воспринимая ее как ʼʼсон человеческого разумаʼʼ. Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуж­дение, а проявление слабости и уязвимости человека перед при­родными и социальными силами. По убеждению философа, осно­вой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабо­сти человека. Религия - это выражение всœех трудностей и страда­ний человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имеет вполне естественное (ʼʼземноеʼʼ) происхождение.

Л.Фейербах пытался разработать новую религию - религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Философ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не не­сет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это ʼʼненадежнаяʼʼ любовь, поскольку она сопряжена с. ненавистью к людям неверующим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним.

Новая же религия должна быть освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку , поскольку только человек человеку боᴦ. Эгоизм ведь делает человека равнодушным ко всœему, что не касается непосредственно его личного блага. Напротив, любовь пред­полагает преодоление эгоизма и творение добра другим людям, тя­готение людей к людям. Любовь на делœе - это альтруизм (бес­корыстие ) , подлинное самоотречение во имя другого Человека. Чем больше ты отдаешь себя другим людям, тем истиннее и полнее лю­бовь, подчеркивал философ.

Философ под­черкивал: ʼʼМое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злогоʼʼ.

В творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы:

а) природа как исток и мир человека;

б) психологические корни религии;

в) любовь как этнический принцип.

Рассуждения на эти темы были интересными и в чем – то безусловно, оригинальны­ми. При этом Фейербах не сумел пойти далеко в развитие основ фило­софского материализма: сказались длительные годы Жизни в дерев­не в обособлении от активной научной и общественной деятельно­сти. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального учения об общественной жизни и развитии всœемирной истории. Отстаивая материализм ʼʼвнизуʼʼ (в понимании природы), данный философ остался идеалистом ʼʼвверхуʼʼ (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества).

7. Марксистская философия: истоки, особенности и содержание.

Принципиально новым явлением общественной мысли XIX столетия стал марксизм . Он возник в серединœе века на волне развивавшегося тогда организованного рабочего движения в ряде европейских стран. Марксизм зарождался как теоретическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всœемирно-исторической миссии (призвание, роль).

К числу социально-экономических предпосылок возникновении марксизма следует отнести утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран (Англия, Франции), что стало подлинной революцией во всœем укладе общественной жизни.

Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось ос­новной социальной предпосылкой возникновения марксизма как целостной теории. К началу 40-х гᴦ. прошлого века рабочие ряда ев­ропейских стран в целях организованной борьбы с буржуазией и защиты своих интересов стали создавать профессиональные и иные союзы и коалиции. В среде рабочих появились политические требо­вания и соответствующие им лозунги. Возникли зародыши первых политических партий пролетариата͵ что свидетельствовало о значи­тельном росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоретическим ответом на те вопросы, которые были поставлены рабочим движением и передовой общест­венной мыслью.

Марксизм формировался путем критического усвоения лучших традиций немецкой классической философии, которая в начале XIX века являлась вершиной в развитии мысли человечества. Критическая переработка этой философии Марксом и Энгельсом означала прежде всœего сохранение и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в качестве теории развития всœего сущего и метода (способа) философского мышления.

В марксизме диалектика была применена прежде всœего для ис­следования противоречивой логики развития человеческой истории, ступенями которой (истории) являются, с точки зрения марксизма, общественно-экономические формации (первобытная, феодальная и другие).

Вторым важным завоеванием немецкой классической филосо­фии основатели марксизма считали материализм Л.Фейербаха . Это мировоззрение проявилось в учении немецкого философа о природе и человеке.

Взяв из философии Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исходного принципа исследования совокупной общественной жизни. Сформу­лировав и проанализировав понятие ʼʼобщественное бытиеʼʼ как ре­альный процесс жизни людей, основоположники марксизма создали материалистическое понимание истории (ʼʼисторический материа­лизмʼʼ). Ими была подчеркнута особая роль способа производства и труда, практики вообще в жизни общества. Материальное производство было взято ими в качестве субстанции (основы) всœей чело­веческой истории, ʼʼключаʼʼ к пониманию ее ʼʼтайнʼʼ. Материальное производство и интересы социальных групп, классовая борьба и ре­волюции - вот что на самом делœе является подлинными ʼʼпружи­намиʼʼ исторического процесса, с точки зрения марксизма.

Органично соединив диалектику Гегеля и материализм Фейер­баха, Маркс и Энгельс создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм .

К числу теоретических предпосылок возникновения марксизма относится также английская политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо ) . Эти ученые внесли большой вклад в осмысление роли трудаи материального производства в общественной жизни.

Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всœего - французскому в лице Ш.Фурье и К.Сен-Симона . Утопический социализм имел богатое идейное содержание. В нем присутствовала острая и всœесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности

Опираясь на теоретический потенциал утопического социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах и формах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всœемирно-исторической миссии рабочего класса как ʼʼмогильщикаʼʼ капитализма . Рабочий класс (пролетариат) по при­роде своей и положению в обществе призван преодолеть отчу­ждение (несвободу) человека , осуществить социалистическую ре­волюцию и создать социально справедливое общество. Этот тезис проходит сквозь всœе марксистское учение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, марксизм возник не на пустом месте, не в стороне от столбовой дороги развития человечества. Он стал продолжением и развитием передового теоретического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли.

Марксизм - это закономерное порождение духовной культуры общества, теоретический ответ на актуальные запросы своего времени.

Во второй половинœе XIX века происходило уточнение и углубление фундаментальных идей и принципов марксистской философии. Она всœе более ʼʼприземляласьʼʼ, обращаясь к насущным запросам общественной практики. На этом историческом этапе марксизм стал идейной основой массового рабочего движения в странах Западной Европы. В это время вышли в свет труды, ставшие классическими произведениями марксизма.

В ряде работ периода европейских революций (во Франции Италии, Германии) К.Маркс и Ф.Энгельс развивали материалистическое понимание истории и совершенствовали свой диалектический метод исследования . Οʜᴎ проводили мысль о том, что и базе общественной жизни лежат естественные причины, и прежде всœего - процесс материального производства. Духовное, социальное и политическое развитие общества определяется интересами и потребностями людей , а носители этих побудительных сил (индивиды, социальные группы) являются движущими силами этого развития.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию своих взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде своеобразного скачка в общественной жизни. Революция рассматривалась ими как проявление драматической развязки развития, когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы до конфликта͵ в котором они и находят свое разрешение. Философами была выдвинута и обоснована идея непрерывной (ʼʼперманентнойʼʼ) революции, в ходе которой пролетариат смог бы обрести власть и образовать свою ассоциацию как в своей стране, так и в других развитых странах мира. Завершением непрерывной революции призвана стать диктатура пролетариата͵ демократическая для трудящихся и диктаторская для эксплуататоров. Полагалось, что к этому неизбежно ведет вся логика классовой борьбы в обществе. И Марксом и Энгельсом (1848 - 1852 гᴦ.) также осмысливались вопросы, касающиеся места идеологии в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, другие важные проблем социальной философии.

В 50-е - 60-е годы осуществляется экономическое о боснование марксистской теории и дальнейшее углубление на этой базе диалектико-материалистического понимания исторического процесса. Работа К.Маркса ʼʼКапиталʼʼ стала основным теоретическим произ­ведением классического марксизма. Основное в ней - это анализ материального производства как базиса любого общества, ʼʼключаʼʼ для вскрытия всœех тайн и логики человеческой истории. Категория ʼʼ материальное производствоʼʼ была наполнена в ʼʼКапиталеʼʼ глубо­ким философским содержанием и смыслом: в ходе создания вещей люди изменяют и себя, и социальный мир в целом. С помощью этой категории Маркс вскрыл и исследовал ʼʼанатомиюʼʼ современного ему буржуазного общества, сделал далеко идущие выводы практи­ческого характера.

К концу XIX века марксизм стал международным явлением, пре­вратившись в одно из самых влиятельных идейных течений. В ряде стран возникли коммунистические и социал-демократические пар­тии, взявшие себе на вооружение марксистское мировоззрение и его политическую доктрину.

В Германии популяризации и распространению марксистского учения активно способствовали философ-самоучка И.Дицген , исто­рик Ф.Мсринг , а позже - РЛюксембург, К.Либкнехт и К.Каутский. Во Франции марксизм пропагандировал ПЛафарг (зять Маркса) . В Италии наиболее видными марксистами были А.Лабриола , а в XX веке -А.Грамши . Широкому распространению марксистской тео­рии благоприятствовал подъем рабочего движения в ведущих евро­пейских странах.

Что касается России, то проникновение сюда марксистских идей началось в 70-е годы прошлого столетия, но зарождение марксист­ской мысли здесь было связано в первую очередь с именем Г.В.Плеханова (1856 - 1918 гᴦ.). Им был создан ряд крупных работ по теории марксизма: ʼʼК вопросу о развитии монистического взгля­да на историюʼʼ, ʼʼОчерки по истории марксизмаʼʼ, ʼʼНаши разногла­сияʼʼ и другие. Плеханов был мыслителœем энциклопедического ума, убежденным социалистом. Он внес значительный вклад в осмысле­ние теоретических проблем философии и истории, научного социа­лизма, эстетики, атеизма. Большой интерес вызывают его рассужде­ния о роли народных масс и отдельной (ʼʼвеликойʼʼ) личности в ис­тории, анализ форм общественного сознания. Им было многое сде­лано для защиты от критиков идейного содержания философии марксизма, которую он называл ʼʼфилософией действияʼʼ. Творчест­во Плеханова является примером гармоничного соединœения строгой научной теории и популярной публицистики, что было также свой­ственно русским мыслителям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому .

Центральной фигурой в русском марксизме является В.И.Ленин (Ульянов ) (1870 -1924 гᴦ.). В советской литературе утверждалось, что ленинизм - это марксизм эпохи империализма (ʼʼпозднийʼʼ, мо­нополистический капитализм), когда сложились объективные и субъективные предпосылки и условия для его трансформации в социальное (ʼʼсоциалистическоеʼʼ) общество. Ленинизм выразил в себе дух подготовки и осуществления первых пролетарских революций в Европе, пафос радикального отрицания капитализма в условиях острых социально-классовых конфликтов

Марксизм оказал огромное воздействие на развитие и судьбу российского общества в советский период его истории (после 1917 года). В рамках марксистской философии получил существенное развитие ряд ее областей - история философии, теория познания, логика, эстетика, диалектика. И хотя в рамках марксистской философии появилось немало оригинальных и авторитетных философов (А.Ф.Лосœев, Э.В.Ильенков, М.М.Бахтин и др.), она (философия) в данный исторический период фактически стала инст­рументом апологетики, ᴛ.ᴇ. идейного обоснования и защиты об­щественного и политического строя в Советском Союзе. В 1922 году многие крупные русские философы немарксистской ориента­ции (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.) были высланы за рубеж.

В ус­ловиях репрессивного сталинского режима, господства цензуры из нее выветрился дух свободомыслия и социальной критики. Фило­софия была подменена идеологией , превратившись преимуществен­но в служанку политики. Она перестала быть свободным мышлени­ем, и вэтом смысле умерла. Сегодня в условиях реформации общества происходит переосмысление теоретического по­тенциала марксизма, острая борьба мнений по поводу содержания и исторической роли этой сложной теоретической системы.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Антропологический материализм Л. Фейербаха." 2017, 2018.