Типология обществ традиционное и индустриальное общество. Типология обществ

Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:

1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

1) общества охотников и собирателей;

2) садоводческие;

3) аграрные;

4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:

1) допромышленные (сельская община);

2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.

Существует деление общества по политическим признакам:

1) демократические (гражданское общество);

2) тоталитарное (государство подавляет личность);

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).

Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.

Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.

Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать).

Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот).

Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);

Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Виды:
1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II);
2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III);
3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);
4) Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) – а, индустриальное – б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения:

Основной фактор производства – а) земля; б) капитал; в) знания;

Основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги;

Характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества;

Характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде;

Занятость населения - а) сельское хозяйство – около 75%; б) сельское хозяйство – около 10%, промышленность – 85%; в) сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%;

Основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги;

Социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;

Продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет;

Воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое;

Взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества;

Политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии - «демократии консенсуса»;

Духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.

Структура

Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Базис - это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).

Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства.

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
первичная (архаичная);
вторичная (экономическая);
перво¬бытнообщинная;
рабовладельческая;
капитальная;
феодалистическая;
третичная;
коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.

Формации

Представлены в трудах К. Маркса

Сформировались в советском обществознании в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
- как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Теория цивилизации

В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Локальный подход

Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии.

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. - поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV-III тыс. до н.э. - 60-80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Структура

Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская

Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - западную (З) и восточную (В):

1) Особенности восприятия мира: З) рациональное, противоречивое восприятие - «фаустовско-гамлетовское»; В) эмоциональное, целостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений).

2) Отношение к природе: З) стремление подчинить себе природу. Человек - венец природы, и все создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника; В) стремление быть в гармонии с природой. Человек - органическая часть природы (боевые искусства, медицина построены на изучении законов природы). Усовершенствование своей души и тела.

3) Соотношение личности и общества: З) приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы; В) приоритет системы подчинения личности (подданных) обществу (государству). Господство традиций коллективизма.

4) Отношения власти: З) принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм; В) политический монизм. Восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление монарха).

5) Отношения собственности: З) господство частной собственности; В) преобладание государственной и общинной собственности. Принцип власти - собственности (власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все, бесправным).

6) Отношение к прогрессу: З) стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер; В) стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного (Ф) и цивилизационного (Ц) подходов к изучению общества:

1) Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития: Ф) объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны; Ц) человек - единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание - это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

2) Соотношение материальных и духовных сфер жизни общества: Ф) материальные факторы (прежде всего производство) играют решающую роль в развитии общества; Ц) ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

3) Направленность исторического развития. Понятие «прогресс»: Ф) общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений; Ц) каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.

4) Достоинства: Ф) позволяет: - увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; - представить историю человеческого общества как единый процесс; - установить определенные закономерности исторического развития общества; - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран; Ц) - позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; - ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

5) Недостатки: Ф) - многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; - большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; - последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов; Ц) - при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; - создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Существуют различные типологии обществ, имеющие разные основания для классификации: от формы собственности у К. Маркса до типа культурных ценностей в концепции П. Сорокина.

Взяв за основу периодизации концепцию индустриального общества французского социолога Р.

Арона (1966), отечественные ученые А. И. Кравченко и В. Ф. Анурин предложили восемь основных параметров, сравнение по которым позволяет достаточно корректно выделить четыре типа обществ, различающихся по уровню своего развития.

Этими параметрами являются:

1) характер общественного устройства;

2) характер участия членов общества в его управлении;

3) господствующий характер экономических отношений;

4) общий характер организационно-технологического уровня;

5) структура занятости;

6) характер поселений;

7) уровень и масштабы образования;

8) характер и уровень развития научных знаний.

По данной типологии исторически первым является примитивное общество, которое характеризуется по названным параметрам следующим образом:

1) родоплеменное общественное устройство;

2) большая часть членов общества принимает участие в неупорядоченном, хаотичном управлении;

3) экономическая основа – натуральное хозяйство и общинная собственность на средства производства;

4) примитивные орудия труда (промысла);

5) элементарное половозрастное разделение труда;

6) небольшие временные поселения;

7) систематизации накопленных знаний не происходит, а их передача осуществляется в индивидуальном порядке.

Традиционное общество:

1) слабо централизованное государство с постепенными тенденциями к абсолютизму;

2) абсолютное большинство членов общества не участвуют в управлении;

3) в основе экономики – частная собственность на средства производства;

4) нарастание разнообразия орудий труда с использованием сил человека и тягловых животных,

основная организационно-хозяйственная единица – семья;

5) абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе, развитие ремесел и сервиса, углубление разделения труда;

6) большинство населения – сельские жители, города – центры политической и культурной жизни;

7) образование – удел тонкого слоя элиты;

8) наука слабо связана с производством.

Индустриальное общество:

1) основа общественного устройства – национальное государство с четкими территориальными границами;

2) всеобщее избирательное право и институционализация массовых политических партий;

3) основа экономики – частная собственность на капитал, отчетливо выраженные рыночные отношения;

4) господство машинного производства, рост концентрации производства;

5) падение доли работников сельского хозяйства, рост промышленного пролетариата;

6) урбанизация общества;

7) рост массовой грамотности;

8) нарастающие темпы приложения научных знаний в производстве и рационализация социальной жизни.

Развитие информационных технологий приводит к постепенному формированию постиндустриального общества, которое будет обладать, предположительно, следующими характеристиками:

1) размывание границ национальных государств, рост влияния наднациональных сообществ и организаций;

2) противоречивые тенденции не позволяют определить основной вектор развития;

3) превращение информации в основной товар и средство обмена, возрастание роли обладания информацией;

4) автоматизация и компьютеризация производственных процессов;

5) перераспределение доли работников по секторам: снижение индустриального и рост информационного и сервисного секторов;

6) развитие тенденции к субурбанизации;

7) проблема функциональной неграмотности;

8) наука является непосредственной производительной силой.

Еще по теме 36. Современная типология обществ:

  1. 6.1. Основные подходы к типологии национальных культур в современной науке
  2. Артемов В. и др.. Кризис стратегии современного антикоммунизма /Под общ. ред. В. Загладина и др.; Ин-т обществ, наук при ЦК КПСС; Акад. обществ, наук при ЦК СЕПГ.-- М.: Политиздат.- 319 с., 1984

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

1. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные(доцивилизованные), т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.

2. Простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов, т.е. появляется стратификация. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение государства (6 тыс. лет назад). Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они совпадают с дописьменными.

3. По способу добывания средств существования общества делятся на:

а) общество охотников и собирателей (зародилось 30-40 тыс.лет назад).

б) земледельческое общество (8-10 тыс. лет назад)

в) индустриальное общество (250 лет назад).

4. Традиционное и современное. В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936) в своей книге «Община и общество». Теннис использует немецкие термины Gemeinschaft и Gesellschaft , чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и традициями взаимопомощи, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft – на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft – крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, партии).

5. Доиндустриальное и индустриальное. Согласно французскому социологу Эмилю Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

6. В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками – способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

7. Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Различие трех типов обществ иллюстрирует таблица.

Сравнительная характеристика трех стадий развития общества

Отличительные признаки Стадии общественного развития
Доиндустриальное Общество Индустриальное Общество Постиндустриальное общество
Период возникновения - 6 тыс. лет назад - 250 лет назад Последняя четверть ХХ века
Ключевая сфера экономики сельское хозяйство промышленность Сфера услуг (прежде всего, наука и образование)
Организационно- технические характеристики экономики Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно- компьютерные технологии
Основы развития традиции Последовательный НТП, дух предпринимательст-ва и конкуренции, свободы и демократии Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют Церковь и армия Промышленно-финансовые Корпорации Университеты (как центры научных знаний)
Ведущие социальные группы Священники и Феодалы Бизнесмены Научно-технические специалисты

4. «Современное общество» и основные направления его развития.

В качестве основных, организующих признаков современного общества можно выделить:

(1) индивидуализм (т.е. окончательное ут­верждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации);

(2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных заня­тий и профессий, а в сфере потребления - разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, инфор­мации и т.д.), в целом выбора стиля жизни);

(3) рациональ­ность (т.е. уменьшение значимости магических и религиоз­ных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расче­тов; признаваемая всеми ценность научного познания);

(4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью);

(5) экспансия (т.е. тенденция охваты­вать современностью как все более широкие географические районы, так и частные сферы повседнев­ной жизни, например религиозные убеждения, сферу досуга и т.д.).

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ - несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями. В обществознании выделяют несколько типологий. Если в качестве главного признака выбирают наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные, фиксирующие звуки, слова, понятия, суждения и т. д. в материальных носителях (клинописных таблицах, книгах, компьютерах и пр.). Согласно второй типологии, общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор). В сложных обществах есть государственный аппарат, социальное расслоение людей. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, политически и религиозно. Простые общества возникли свыше 40 тыс. лет назад, а сложные - 5-6 тыс. лет назад. В основе третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. 

Согласно этому критерию, все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы: охотников и собирателей; скотоводческие, земледельческие, индустриальные (скотоводство выросло из охоты; из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие). С земледелием связывают зарождение государств, городов, классов, письменности, права, институтов политики и экономики. Европейские земледельческие (аграрные) общества существовали вплоть до конца XVII века. Далее идет переходной этап и два века существования европейского и североамериканского индустриального общества. В середине XIX в. К. Маркс предложил формационную типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. И способ производства, и форма собственности оказывают огромное влияние и на формирование соответствующей политико-правовой и пр. культурной надстройки. В совокупности это составляет общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество, по крайней мере европейское, прошло последовательно четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлялась коммунистическая.

Формационный подход при всей своей системности и логичности не учитывал многовариативность, многолинейность мирового исторического процесса. В известной степени человечество как целое не прошло в своем развитии ни одной формации. Разные его отряды двигались разными путями. Цивилизационный подход выявляет как раз качественную специфику, своеобразие той или иной страны, группы стран, народов на определенном этапе развития. В отличие от формации цивилизация есть конкретное, живое социальное тело, наделенное культурным своеобразием. Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нем существуют десятки цивилизаций - западноевропейская, североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, африканская, арабская, российская и другие. Каждая из них сложилась на разнородной формационной основе, сочетая в себе черты феодализма, капитализма, социализма и т. д.

В XX веке были предложены иные типологии истории развития человеческого общества, в том числе доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др.). Когда одна стадия в результате модернизации приходит на смену другой, изменяются технологии, способ производства, формы собственности, социальные институты, политические режимы, культура, образ жизни, социальная структура общества. Индустриальное общество в Европе и Северной Америке зародилось не так давно - лет 200-250 тому назад, когда появилась машинная промышленность. Начиная с 60- 70-х гг. XX в. наиболее развитые индустриальные страны мира в результате НТР осуществляют переход в постиндустриальное состояние (США, Канада, Япония, Западная Европа, Австралия). В начале 70-х гг. появилась еще одна типология обществ. Американские социологи Г Кан и Д. Белл предложили термин постэкономическое общество. Так они обозначили то историческое состояние, которое якобы приходит на смену современной цивилизации

и описывает более масштабное социальное явление, нежели термин «индустриальное общество». Становление постэкономического общества следует расценивать не как изменение существующей социальной структуры, а как возникновение нового общества, замещающего экономический строй. Так же, как раньше, экономические отношения расширяли сферу своего господства, утверждая рыночные связи и частную собственность, устраняя прочие хозяйственные связи и формы собственности, устаревшие политические институты. Так и новое общество прокладывает себе дорогу, отрицая элементы прежнего социально- экономического устройства. Важнейшей чертой этого процесса становится преодоление труда как «утилитарной активности» и замена его творческой деятельностью, «не мотивированной материальными факторами». Концепция коммунизма возрождается?

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 416-419.