Типология обществ. Исторические типы обществ и их характеристика

Современные общества можно различать по многочисленным показателям, но в них есть и идентичные признаки, что позволяет их типологизировать. Одним из главных направлений в типологии общества является выбор форм государственной власти, политических отношений, как критериев для разделения отдельных типов общества. К примеру, у Аристотеля и Платона общества подразделяются по типу государственного строя: демократия, аристократия, тирания, монархия и олигархия. В наше время при подобным подходе выделяют авторитарные общества (сочетают элементы демократии и тоталитаризма), демократические - население имеет механизмы влияния на государственные структуры, тоталитарные - все основные направления социальной жизни определяет государство.

Марксизмом положено в основу типологизации социума отличие обществ по типу производственных отношений в отдельных общественно-экономических стадиях: первобытнообщинное общество (присваивающий простейший способ производства); с азиатским способом производства общества (наличие уникальной коллективной собственности на землю); общества рабовладельческие (использование труда рабов и собственность на людей); феодальные общества (эксплуатирование прикрепленных к земле крестьян); социалистические или коммунистические общества (за счет устранения частнособственнических отношений равное отношение всех к собственности на средства производства).

Рассмотрение типов обществ является целью этого исследования.

В современной социологии наиболее устойчивой признается типология, основанная на выделении постиндустриального, индустриального и традиционного обществ.

Традиционное общество (или аграрное, простое) - общество с малоподвижными структурами, аграрным укладом и способом социокультурного регулирования, в основе которого лежат традиции. Поведение индивидов в таком общество регламентируется нормами традиционного поведения (обычаями), строго контролируется. В подобном обществе устоявшиеся социальные институты, среди которых главным является семья или община. Любые социальные нововведения считаются недопустимыми. Такому обществу присущи низкие темпы развития. Для него ключевым показателем является устоявшаяся социальная солидарность, что установил, исследую общество коренных австралийских жителей, еще Дюркгейм Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2002. С. 25..

Современные общества относят к индустриальным и постиндустриальным обществам.

Индустриальное общество - тип организации социальной жизни, в котором сочетаются интересы и свобода индивида с общими принципами, регламентирующими их совместную деятельность. Для подобных обществ характерны социальная мобильность, гибкость социальных структур, широкая система коммуникаций.

Отрицательной стороной постиндустриального общества стала опасность ужесточения через доступ к электронным средствам массовой информации и коммуникациям социального контроля со стороны правящей элиты над гражданами и обществом в целом 2 Моиджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 2004. С. 211..

В наше время теория постиндустриализма детально разработана. Эта концепция имеет как большое количество сторонников, так и все увеличивающееся число противников. В науке сформировались два основных направления восприятия будущего совершенствования человеческого общества: технооптимизм и экопессимизм. Технооптимизм рисует более оптимистичное будущее, предполагая, что научно-технический прогресс справится со всеми невзгодами на пути развития общества 3 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 2003. С. 78.. Экопессимизм предсказывает тотальную катастрофу к 2030 г. из-за усиливающегося разрушения биосферы нашей планеты.

Анализируя историю социальной мысли, можно обнаружить несколько типологий общества.

Типологии общества за время формирования социологической науки

Основателем социологии считается французский ученый О. Конт, который предложил трехчленную стадиальную типологию, включающую:

стадию военного господства;

стадию феодального господства;

стадию промышленной цивилизации.

В основе типологии Г. Спенсера заложен принцип эволюционного развития обществ: от элементарного к более дифференцированному. Спенсер развитие обществ видел как неотъемлемую часть общего для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, которым присуща высокая однородность, подчиненное положение индивид и господство принуждения как фактора объединения. Далее через ряд промежуточных этапов общество достигает высшего полюса -- становится индустриальным: в нем начинают доминировать демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм Моиджян К.Х.Указ. соч. С. 212..

Типологии общества в классический период становления социологии.

Подобные типологии имеют отличия от описанных выше. Социологи данного периода свою задачу видели в том, чтобы объяснить ее, основываясь не на единых законах развития природы, а исходя из нее самой и внутренних ее закономерностей. Например, Э. Дюркгейм искал «исходную клетку» социального как такового и для этого стремился найти элементарнейшее, «простейшее» общество, наиболее примитивную форму организации «коллективного сознания». В связи с этим его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. осознания членами своего единства. Простым обществам присуща механическая солидарность, так как составляющие их личности чрезвычайно схожи по жизненной ситуации и сознанию. В сложных обществах существует разветвленная структура дифференцированных функций индивидов, и поэтому индивиды существенно отличаются друг от друга по сознанию и образу жизни. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической». И тот и другой типа солидарности имеются в любом обществе, но в архаических обществах преобладает механическая солидарность, в то время как в современных -- органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер представлял социальное как некую систему подчинения и господства. Его концепция основывалась на понимании обществе как об итоге противостояния за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу имеющегося в них господства. Харизматический тип господства появляется на основе личной особой силы (харизмы) предводителя. Харизмой часто обладают вожди и жрецы, подобное господство внерационально и не требует уникальной системы управления. Согласно Веберу, современное общество характеризуется легальным типом господства, основанным на праве, характеризующимся наличием бюрократической системы управления и принципа рациональности.

Типологии французского социолога Ж. Гурвича присуща сложная многоуровневая система. Ученый указывает на четыре типа архаических обществ, имевшим первичную глобальную систему:

родоплеменные (американские индейцы, Австралия);

племенные, разнородные и слабо иерархизованные объединения, группировавшиеся вокруг вождя, которому приписывалась магическая сила (Меланезия и Полинезия);

племенные с военной организацией, состоявшие из кланов и семейных групп (Северная Америка);

родовые племена, сгруппировавшиеся в монархические государства («черная» Африка).

харизматические общества (Япония, Персия, Древний Китай, Египет);

патриархальные общества (славяне, евреи эпохи Ветхого Завета, гомеровские греки, римляне и франки);

города-государства (итальянские города эпохи Возрождения, римские города и греческие полисы);

феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);

общества, где зародился просвещенный абсолютизм и капитализм (Европа).

В нынешнем мире Гурвич выделяет: общество плюралистского коллективизма; либерально-демократическое общество, которое построено на принципах коллективистского этатизма; технико-бюрократическое общество и др. Моиджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 2004. С. 215.

Для постклассического этапа истории социологии характерны типологии, базирующиеся на принципе технологического и технического развития обществ. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется типология, выделяющая традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества отличаются доминирующим развитием сельскохозяйственного труда. Основной сферой производства становится заготовка сырья, которая осуществляется крестьянской семьей; главным образом члены общества желают удовлетворить бытовые нужды. Экономика базируется на семейном хозяйстве, способном удовлетворить практически все свои потребности. Технический прогресс незаметен. Главным методом принятия решений является метод «проб и ошибок». Социальные отношения и социальная дифференциация развиты слабо. Подобные общества ориентированы на традицию, значит, ориентируются на прошлое.

Индустриальное общество - это общество, характеризующееся преимущественным развитием промышленности и стремительными темпами экономического роста. Экономический прогресс реализуется главным образом за счет потребительского, экстенсивного отношения к биоресурсам: для удовлетворения своих актуальных нужд подобное общество максимально полно разрабатывает имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Основной сектор производства - переработка и обработка материалов, которые осуществляют коллективами рабочих на заводах и фабриках. Данное общество стремится к удовлетворению социальных потребностей и наибольшей адаптации. Главным методом утверждения решений является эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество - общество, процесс зарождения которого происходит в настоящее время. Оно имеет несколько важных отличий от индустриального общества. Так, если для индустриального общества свойственно максимальное внимание на развитии промышленности, то в постиндустриальном приоритет отдан технологиям, знаниям и информации. Также, стремительно совершенствуется, обгоняя промышленность, сфера обслуживания Кумар К. Гражданское общество. М., 2004. С. 45..

Базисом постиндустриального общества признается информация, что в свою очередь формирует еще один тип общества -- информационное. По замыслу приверженцев концепции информационного общества, зарождается абсолютно новое общество, характеризуемое процессами иными чем тем, что имели место на предшествующих стадиях развития обществ даже в XX в. К примеру, централизация сменяется регионализацией, вместо бюрократизации и иерархизации - демократизация, концентрацию заменяет процесс разукрупнения, а индивидуализация приходит вместо стандартизации. Описанные процессы обусловлены информационными технологиями.

Предлагающие услуги люди, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Так, преподаватели передают знания студентам, ремонтники применяют свои знания для обслуживания техники, врачи, юристы, дизайнеры продают свои специализированные знания и навыки. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они используют и передают знания для оказания услуг, за которые другие готовы платить.

Ученые применяют уже понятие «виртуальное общество» для описания современного типа общества, которое развивается под воздействием информационных технологий (прежде всего интернет-технологий). Из-за компьютерного бума, охватившего современное общество, виртуальный мир становится новой реальностью. На виртуализацию (вытеснение реальности симуляцией) общества, указывают многие исследователи. Этот процесс нарастает, становясь тотальным, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, кардинально изменяя свои статус и облик.

Под постиндустриальным обществом понимается также общество «постэкономическое», «посттрудовое», иными словами общество, где экономическая подсистема теряет свое определяющее значение и труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе личность утрачивает прежнюю свою экономическую сущность и перестает рассматриваться как «человек экономический»; она ориентируется на иные, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на гуманитарные, социальные проблемы, а приоритетными становятся вопросы безопасности и качества жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем образуются новые критерии социального благополучия и благосостояния.

Как следует из концепции постэкономического общества, которую разработал российским ученый B.Л. Иноземцев, в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, в постэкономическом обществе для большинства людей основной целью становится развитие их собственной личности Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис 2003. №3. С. 52..

Таким образом, в истории существовали и в настоящее время продолжают существовать самые разнообразные общества. В широком смысле общество понимается как взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении данное понятие представляется некоей совокупностью людей, которые наделены собственными волей и сознанием и которые проявляют себя в свете определенных интересов и настроений. Любое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция. Для научных и практических целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. Все разнообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы подразделяют на определенные типы. Имеется множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение доиндустриального (традиционного) общества и индустриального (современного, промышленного) общества.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Типы обществ
Рубрика (тематическая категория) Политика

Общество. Основные сферы общественной жизни.

Общество:

В широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединœения

В узком смысле - совокупность людей, наделœенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определœенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов ит.п.)

Понятие ʼʼобществоʼʼ неоднозначно. В исторической науке есть понятия - ʼʼпервобытное обществоʼʼ, ʼʼсредневековое обществоʼʼ, ʼʼроссийское обществоʼʼ, означающие определœенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определœенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т.д.);

Людей, объединœенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Населœение страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Всœе человечество (человеческое общество).

Функции общества:

‣‣‣производство жизненных благ;

‣‣‣воспроизводство и социализация человека;

‣‣‣обеспечение законности управленческой деятельности государства;

‣‣‣историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд областей –с фер общественной жизни:

Экономическая - отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, услуг и информации;

Социальная - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографических групп;

Политическая - деятельность государственных организаций, партий и движений, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением власти;

Духовная -мораль, религия, наука, образование, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями принято понимать многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

1) Доиндустриальное общество (традиционное)- состязание человека с природой.

Стоит сказать, что для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около2/3работоспособного населœения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2)Индустриальное - состязание человека с преобразованной природой

Стоит сказать, что для него характерно развитие производство товаров массового потребления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется за счёт широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телœефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3)Постиндустриальное - состязание между людьми

Стоит сказать, что для него характерно не только повсœеместное использование достижений науки и техники во всœех областях человеческой деятельности, но и целœенаправленное совершенствование самой техники на базе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер.
Размещено на реф.рф
Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4)Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всœем нашем образе жизни, а их повсœеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

Типы обществ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы обществ" 2017, 2018.

  • - Исторические типы общества

    Можно выделить три исторических типа общества: 1) доиндустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное. 1. Доиндустриальное общество – это общество, в котором экономика и культура зиждется на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной... .


  • - Различные типы обществ и периодов в истории

    В историческом исследовании наряду с изучением особенностей отдельных конкретных обществ, существовавших в прошлом, важную роль играет анализ различных типов обществ. Как уже отмечалось выше, хотя такие типы не существовали в реальной истории как отдельные, конкретные... .


  • -

    При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследователей этой проблемы единства нет, хотя большинство из них исходит из... .


  • - Социологическое понятие общества. Основные типы обществ.

    Лекция 2. Общество и его структурные элементы. Социологическое понятие общества. Основные типы обществ. Сферы жизнедеятельности общества. Социальная структура общества. Социальные институты. Виды. Функции. Социальные общности и их классификация. Социальная... .


  • - Типы общества и типы государства

    В соответствии с представлениями о человеке и с теми связями, которые соединяют людей в общество, строится политический порядок, определяющий тип государства. Имея как образец идеал семьи, традиционное общество порождает особый тип государства, где отношения власти и...

  • Традиционное

    Индустриальное

    Постиндустриальное

    1.ЭКОНОМИКА.
    Натуральное сельское хозяйство В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
    Примитивные ремёсла Машинная техника Компьютерные технологии
    Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
    Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
    Экстенсивная экономика Интенсивная экономика Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
    Ручные орудия труда Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
    Зависимость от природно-климатических условий Независимость от природно-климатических условий Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
    Медленное внедрение в экономику инноваиций. Научно-технический прогресс. Модернизация экономики.
    Уровень жизни основной массы населения невысокий. Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. Высокий уровень и качества жизни людей.
    2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
    Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
    Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
    3. ПОЛИТИКА.
    Господство церкви и армии Возрастает роль государства. Политический плюрализм
    Власть наследственная, источник власти — воля Божья. Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
    Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
    4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.
    Нормы, обычаи, верования. Непрерывное образование.
    Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. Секуляризация сознания.Появление атеистов. Свобода совести и вероисповедания.
    Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
    Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
    Преобладание устной информации над письменной. Господство массовой культуры. Наличие разных видов культуры
    ЦЕЛЬ.
    Приспособление к природе. Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

    Выводы

    Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения

    (существовало до капитализма).

    Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма)

    Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

    ТИПЫ ОБЩЕСТВА

    1.По степени открытости:

    закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

    открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

    1. По наличию письменности:

    дописьменные

    письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

    3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

    простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

    сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

    Пояснение терминов

    Термины, понятия Определения
    индивидуализм сознания стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
    меркантилизм цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
    провиденциализм фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
    рационализм преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
    секуляризация процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
    урбанизация рост городов и городского населения

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НОУ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

    «Финансы и кредиты»

    Тема: «Сравнительная характеристика разных типов обществ»

    Гиченко Валентина Николаевна

    Специальность

    «Экономика»

    Курс 1, ЭЗб - 101 ФК

    Руководитель:

    Карталы 2007 г.

    1. Что такое общество?

    2. Типы обществ

    а) Традиционное общество

    б) Индустриальное общество

    4. Заключение

    5. Литература

    1. Что такое общество?

    Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

    С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

    Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

    Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

    Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Что же мы называем обществом? В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения. Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

    В широком смысле под понятием «общество» понимается обособившая от природы часть материального мира. В более узком смысле - это определенный этап человеческой истории или отдельное конкретное общество. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколение людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и села, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения.

    Итак, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с ограниченной и неограниченной природой. Существуют различные подходы к пониманию сущности общества. В истории философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания общества клались самые различные мифологические, теологический, телеологические, идеалистические представления, общим для которых было то, что общество это результат субъективного проявление воли человека. В отечественной науке общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающая на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма общества связана с определенной территорией и политической властью. Люди, включенные в данную территориально-политическую государственную систему, содержание, формы и направленность их социальных действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации общества создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково общество (тоталитарное, автократическое, демократическое и т.д.), таковы соответственно и люди, и их социальные действия, какова властная структура, таково и общество.

    2. Типы обществ

    Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

    В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

    Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

    Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

    К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию,

    Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

    Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

    а) Традиционное общество

    Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

    В настоящее время ведущими теориями традиционного общества являются теории «многомерных моделей» Ф. Риггса и Д. Эптера. Особенностью этих теорий является отказ от подчеркивания «цивилизаторской миссии» западной технологии, признание неоднородности традиционного общества, стремление найти новые критерии оценки «развитости» общества, в том числе учесть «человеческие», в основном психологические факторы. Развитием классических теорий традиционного общества являются также различные теории «плюралистических» традиционных обществ, характеризующие его как культурно разнородное и социально разобщенное общество, а так же теория «патримониального общества» С. Эйзенштадта, описывающая традиционное общество, в котором старые формы жизни разрушены, а новые социально - политические структуры пока не сложились.

    б) Индустриальное общество

    Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. В индустриальном обществе основные характеристики крупной промышленности и задаваемые ею модели поведения становятся определяющими для социального общения в обществе в целом и для большей части населения. Теория индустриального общества была сформулирована в двух вариантах: французским социальным философом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956 - 1959 гг. и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста». Теория индустриального общества сводит социальный прогресс к переходу от отсталого, «традиционного» (докапиталистического) общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, « индустриальному» (капиталистическому) обществу с массовым рыночным производством и буржуазно-демократическим строем. Согласно теории индустриального общества, в основе этого перехода лежит процесс последовательных технических нововведений в производстве, во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности (национализмом, протестантской этикой, духом предпринимательства и конкуренции, личными амбициями политических деятелей и т. п.). главным критерием прогрессивности общества считается достигнутый уровень промышленного производства, а по Ростоу - производства товаров массового потребления длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.).

    в) Постиндустриальное общество

    Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

    Термин "постиндустриальное общество" родился в США еще в 50-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

    С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.

    В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию.

    Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия.

    В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество. На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ.

    Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.

    В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.

    В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы. Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные изменения, происходящие в коммуникационной технологии, затрагивают отрасли промышленности, связанные с коммуникациями.

    В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем:

    1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи.

    2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов.

    3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей.

    Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем внутреннего телевидения.

    4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы.

    5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования.

    Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции.

    Самый же важный вопрос - политический. Информация в постиндустриальную эпоху- это власть. Доступ к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера.

    Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем постиндустриальное общество - это общество постэкономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.

    Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определит как "богатую индивидуальность", "многомерного человека". Если еще 30-50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, то "многомерный человек" реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах "рыночный ренессанс".

    За "рыночным ренессансом" в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда по воспитанию, "производству" человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора "производства человека", где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие сферы "производства человека" все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентоспособность стран в мире. При этом "производство человека" все меньше является прерогативой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного самоуправления, общественных организаций, наконец, самих граждан.

    Интеллектуальная собственность "многомерного человека" постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов и самих граждан на образование, собственных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и коллективных затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат времени людей по освоению достижений культуры. Наконец, в интеллектуальной собственности воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своей "спортивной формы" - своего здоровья, работоспособности, не говоря уже о совокупных расходах на охрану и восстановление окружающей среды. Уже в 1985 году величина "человеческого капитала" Америки в несколько раз превышала сумму всех активов американских корпораций. Такое сопоставление говорит само за себя.

    Легкость накопления и передачи информации в эпоху постиндустриализации порождает свои проблемы. Так становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники. Как писал бывший сенатор С. Эрвин в обзоре по использованию компьютерных банков данных федеральными агентствами, "подкомитет обнаружил многочисленные случаи того, как агентства начинали с весьма благих целей, а затем заходили столь далеко за пределы необходимого, что неприкосновенность частной сферы жизни и конституционные права индивидов оказывались под угрозой уже в силу самого существования досье на них... Наиболее важным открытием было установление факта чрезвычайно большого количества правительственных банков данных с громадными досье практически на каждого жителя страны. 54 агентства, предоставивших информацию на этот счет, доложили о существовании 858 банков данных, содержащих 1.25 миллиарда записей на индивидов".

    Все это подтверждает следующий факт: когда какое-либо агентство, обладающее властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные ограничения, прежде всего в сфере информации.

    В постиндустриальном обществе для самовыражения и самоутверждения человека велико значение политики, административно-общественного самоуправления - прямой ("партисипаторной") демократии, которая расширяет общественные связи человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы.

    Западная общественная мысль в 80-е годы пришла к тому же выводу, к которому в свое время пришел... Карл Маркс в первом черновом варианте "Капитала": культура, наука, информация - всеобщее достояние. Как только их "запускают" в производство, т.е. используют как производительную силу, они становятся подлинно всеобщей собственностью. "В классической и марксовой экономической теории капитал мыслился как "воплощенный труд", но знание нельзя интерпретировать в том же ключе, - писал Д. Белл. -Главное состоит в том, что знание, как систематизированная теория является коллективным достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работников, ни корпорация не могут монополизировать или защитить патентом теоретическое знание, или извлечь из него уникальное производственное преимущество. Оно является общественной собственностью интеллектуального мира". В то же время наука, информация, ценности культуры по существу, не отчуждаются ни от их создателя ("производителя"), ни от того, кто ими пользуется. Следовательно, эта общественная собственность является индивидуальной для каждого, кто пользуется ею. Таким образом, для постиндустриального общества характерно предсказанное Марксом единство индивидуальной и общественной (но не государственной!) собственности на основной "продукт" и "производственный ресурс".

    Процесс постиндустриализации необратим. Однако, пока он охватил далеко не все стороны общественной жизни и далеко не все страны. Создается новая карта мира. Это информационная карта, которую можно уподобить климатической в том смысле, что на ней отражены некоторые постоянные условия среды. Эта информационная карта показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, несколько меньшую - в Европе, Японии и России; во всех других местах плотность информации ничтожна и даже сходит на нет. Даже в самых развитых странах (США, Япония, ФРГ, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным. До сих пор в них многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистической эксплуатации. И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, естественно, остаются на обочине дороги в будущее. Разумеется, это препятствует постиндустриализации, консервирует старые отношения и старые технологии, а порой и воссоздает их на новой технологической основе. Остаются нерешенными и глобальные проблемы - экологическая и проблема отсталости большинства стран Земли. Однако решить эти проблемы можно только на постиндустриальной основе. В свою очередь дальнейшая постиндустриализация немыслима без их решения. Интересным является положение в России. Явные тенденции к постиндустриализму в развитых странах и сравнение их с тем, что происходит в России, свидетельствуют скорее о разнонаправленности процессов, происходящих "там" и "тут", чем о том, что Россия начинает, наконец, развиваться "как все". Дело в том, что Россия еще лишь входит в позднюю стадию индустриального общества. Рыночные структуры активно наращиваются. В то же время в развитых странах большая часть общественных отношений переходит в нерыночный сектор, в сектор восстановления человека. Что бы развитие шло по пути "как все", мы должны, по крайней мере уяснить себе, что, не повернув экономику и политику лицом к человеку - сначала хотя бы на постиндустриальной основе, - ни о каком развитии страны "по пути всемирной цивилизации" не может идти и речи. И один из главных парадоксов истории состоит в том, что идеи, от которых спешат отречься российские лидеры, на самом деле подтверждаются (пусть и не в полной мере) там, где эти идеи никогда не превращались в господствующую идеологию.

    Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

    Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

    Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

    ЭТАПЫ\ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Доиндустриальное общество

    Индустриальное общество

    Постиндустри-альное общество

    Главная отрасль экономики

    Сельское хозяйство

    Промышленность

    Наукоемкий сервис (производство знаний)

    Главенствующая социальная группа

    Собственники земли и обрабатывающих ее людей (рабовладельцы, феодалы и др.)

    Собственники капитала (капиталисты)

    Собственники знаний (менеджеры)

    Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем - доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества (Табл. 3). Эти три общественные системы различаются по основным факторам производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (18-19 вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (со второй половины 20 в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Современное общество - это переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

    Марксистская теория общественных формаций и институциональная теория постиндустриального общества покоятся на сходных принципах, единых для всех формационных концепций: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс.

    3. Сравнительная характеристика

    Таблица 2. Сравнительная характеристика разных типов обществ

    Тип общества

    Доиндустриальный

    Индустриальный

    Постиндустриальный

    Страны, в наибольшей степени приблизившиеся к этому типу общества

    Характерные представители

    Афганистан

    Никарагуа

    Великобритания

    Валовый национальный продукт на душу населения (в долл.)

    около 10 000

    около 18 000

    Основной фактор производства

    Основной продукт производства

    Примышленные изделия

    Характерные черты производства

    Ручной труд

    Широкое применение механизмов, технологий

    Автоматизация производства, компьютеризация общества

    Характер труда

    Индивидуальный труд

    Преимущественно стандартная деятельность

    Резкое повышение творческого начала в труде

    Занятость населения

    Сельское хозяйство - около 75%

    Сельское хозяйство - около 10 %

    Сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%

    Урожайность зерновых (в ц/га)

    Надои молока на 1 корову в литрах в год

    Основной вид экспорта

    Продукты производства

    Политика в области образования

    Борьба с неграмотностью

    Подготовка специалистов

    Непрерывное образование

    Количество ученых и инженеров на 1 млн. жителей

    около100человек

    около 2000 человек

    около 2000 человек

    Смертность на 1000 чел.

    около 20 человек

    около 10 человек

    около 10 человек

    Продолжительность жизни

    свыше 70 лет

    свыше 70 лет

    Воздействие человека на природу

    Локальное, неконтролируемое

    Глобальное, неконтролируемое

    Глобальное, контролируемое

    Взаимодействие с другими странами

    Несущественное

    Тесная взаимосвязь

    Открытость общества

    4. Заключение

    Итак, проанализируя все общества, можно охарактеризовать их как ступени развития человеческого общества. На низшей ступени развития стоит традиционное общество, оно характеризуется как общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства. на следующей ступени стоит индустриальное общество, которое в отличие от традиционного общества более сложное. Оно основано на промышленном способе хозяйствования, способе социальной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. На высшей ступени развития стоит постиндустриальное общество, оно в отличие от остальных обществ развито на информационной основе.

    Подводя итог, отметим,что каждое из этих обществ играет важную роль.. Более того, они являются историческими этапами в развитии человечества в целом.

    5. Литература

    Фролов С. С. Социология. М.,1998 г.

    Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. Г. Эфендиева. М.,1994 г.

    Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. Москва 1984г.

    Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. Москва 1985г.

    Осипов Г. В. Природа и общество 1996г.

    Социология. Основы общей теории / Под ред. Осипова Г. В., Москвичева Л. Н. Москва 1996г.

    Пушкарева В. Г. Общество

    Социология. Основы общей теории; под ред. А.Ю.Мягкова; М.: «Флинта»; 2003;

    Д. В. Кахарчук; Социология; М.: «Юрайт»; 2002;

    Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994;

    Данило Ж. Маркович; Общая социология; "Владос", М., 1998.

    Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова Москва 1996 г.

    Белл Д. Социальные рамки информационного общества, [Сб. Новая технократическая волна на Западе, - М., 1986]

    Красильщиков В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе, Общественные науки и современность, N2,1993

    Дайзард У. Наступление информационного века, [Сб. Новая технократическая волна на Западе, - М., 1986]

    Справочник школьника /обществознание/под ред. ,В.В. Барабанова, В.Г. зарубина Москва 2004

    Введение в социологию А. И. Кравченко Москва 1995

    Человек и общество учебное пособие Москва 1995

    Подобные документы

      Изучение разных определений общества - определенной группы людей, объединившейся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Традиционное (аграрное) и индустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

      реферат , добавлен 14.12.2010

      Современные понятия и критерии общества. Экономические условия развития родового общества от варварства к цивилизации. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Социология об этапах развития общества.

      реферат , добавлен 01.10.2007

      Признаки и черты индустриального общества. Сущность постиндустриального общества. Повышение конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритет инвестиций в человеческий капитал как признаки информационного и постиндустриального общества.

      доклад , добавлен 07.04.2014

      Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.

      реферат , добавлен 26.01.2013

      Взаимосвязь понятий "страна", "государство" и "общество". Совокупность признаков общества, характеристика его экономической, политической, социальной и культурной сфер. Типология обществ, сущность формационного и цивилизационного подходов к их анализу.

      реферат , добавлен 15.03.2011

      Индустриальное общество как тип организации социальной жизни. Концепции постиндустриального общества Дэниела Белла и Алена Турена и их основные компоненты. Постиндустриальная теория и ее подтверждение на практике. Значение интенсификации производства.

      реферат , добавлен 25.07.2010

      Основные категории системного анализа, социологическое понятие "общество" и его качественные характеристики. Структура и исторические типы обществ, различные подходы к анализу общества. Формы развития общества, социологическая теория трех стадий.

      презентация , добавлен 11.04.2013

      Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

      контрольная работа , добавлен 12.03.2012

      Основные ступени развития человеческого общества, характеризующиеся определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования. Признаки аграрного (традиционного), индустриального (промышленного) и постиндустриального типов общества.

      презентация , добавлен 25.09.2015

      Понятие и основные типы общества. Общественные отношения как отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. Нормы, регулирующие общественные отношения. Взаимодействие общества и природы. Структура общественных отношений.

    На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис , который выделил две специфические формы социальной организации: общину - традиционное сообщество и общество - современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.

    Для традиционного общества характерны : 1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности); 3) высокая структурная устойчивость; 4) относительная изоляция; 5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; 6) наследственная власть, правление старейшин; 7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей; 8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; 9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»; 10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.

    Для современного общества характерны : 1) развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 2) социальная мобильность; 3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; 4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов; 5) сложная система социального управления - выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления; 6) секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт; 7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; 8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»; 9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность - это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность - это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития.

    В качестве организующих принципов современности чаще всего выделяются: 1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации); 2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления – разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни); 3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания); 4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью); 5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т.д.). Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают: 1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений; 3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) признание высокой ценности образования; 5) уважение достоинства других людей и др. Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества. Наибольшую известность среди них получили:

    1. теория постиндустриального (информационного) общества , согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства - сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой;

    2. концепция постэкономического общества , согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания;

    3. концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, присущие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств.