Типичный технарь: как определить склонности и предпочтения ребенка. Методики определения склонности к той или иной профессии

Не бывает людей , не обладающих талантами, бывают люди, таланты которых не раскрыты. На самом деле, у каждого из нас есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Но как ее обнаружить? Как определить талант ребенка? Врачи говорят, что уже в два-три года можно выявить склонность к какому-либо виду деятельности, это поможет малышу осуществить выбор будущей профессии. Буквально все действия ребенка: манера поведения, речь, движения, любимые игры - все говорит о его склонностях. Давайте все-таки попробуем ответить на вопрос: как определить талант ребенка?

Существует огромное количество различных психологических тестов и методик, обычно подобные тестирования проводят в школе, то есть в более позднем возрасте. На самом деле, как мы уже заметили, склонности можно выявить значительно раньше. В первую очередь они зависят от того, какое полушарие мозга ребенка является доминирующим: правое полушарие отвечает за творческую деятельность, левое - за аналитические способности. Теперь давайте попробуем определить ведущее полушарие у вашего ребенка. Для этого большинство психологов советует обращать внимание на деятельность ребенка. Например, американские психологи Хаан и Каф разработали специальную методику: исходя из поведения ребенка, они делают выводы о его предрасположенности и таланте. Итак, вооружайтесь ручкой и бумагой, для того, чтобы все фиксировать, и начинайте наблюдать за своим ребенком.

Если у вашего малыша доминирует правое полушарие, и он склонен к художественной деятельности , то он больше всего любит заниматься прикладным творчеством, не только рисовать, но и лепить, чертить, что-то делать руками. При этом его творения часто не просто копируют то, что он видел ранее, как правило, они представляют собой что-то новое, оригинальное. Такие дети не всегда разговорчивы, бывает, что им легче выразить мысль с помощью рисунка.

При доминирующем правом полушарии, ребенок может быть склонен и к музыкальной деятельности . Обращайте внимание на то, любит ли он слушать музыку, насколько ритмичны его движения, насколько точно он воспроизводит мелодию, когда пытается ее напевать. Обязательно купите ему какую-нибудь музыкальную игрушку и посмотрите на реакцию: нравится ли ему с ней играть или нет?

Еще одним видом творческой деятельности является работа актера , детей с подобным талантом видно невооруженным глазом. Они очень яркие, являются центром внимания, не боятся публики, могут общаться с взрослыми на равных. Кроме того, они обладают неплохой мышечной памятью. То есть умеют подражать, копировать манеры людей, иногда и голоса. Но если ваш ребенок застенчив, это не значит, что у него нет актерских данных, очень часто данный талант проявляется в более взрослом возрасте.

Талант литератора . Конечно, в два-три года этот талант выявить сложно, но в младшем дошкольном и школьном возрасте можно. В первую очередь обратите внимание на то, насколько развита у ребенка фантазия, любит ли он сочинять какие-то истории (или даже привирать в каких-то ситуациях), любит ли что-то рассказывать, любит ли читать. Когда ребенок пойдет в школу, почитайте его сочинения, спросите мнение педагогов, как правило, они всегда отмечают подобные склонности у детей.

Ну вот, с творческими профессиями мы более ли менее разобрались, и теперь частично уже можем ответить на вопрос: как определить талант ребенка. Но это еще не все, давайте рассмотрим профессии, связанные с умственной деятельностью.

Итак, если ваш ребенок (в первую очередь это стоит отнести к мальчикам) не просто любит машинки, но и сам стремится собирать и разбирать их, ему интересно, как они устроены, то, возможно, у вас в семье растет будущий инженер, конструктор или механик . Таким малышам нравятся конструкторы, например, Lego, иногда пазлы, они любят непросто рисовать, они любят чертить, им нравятся прямые четкие линии, предметы, которые они изображают, как правило, неискаженны, то есть обладают правильными пропорциями. Уже в школьном возрасте эти дети начинают интересоваться устройством сложных механизмов, техникой, технической литературой.

Умственная деятельность, работа аналитика, программиста, бухгалтера . Если вы видите, что ребенок очень легко усваивает информацию, запоминает стихи, склонен к мыслительной, аналитической деятельности, не оставляйте это без внимания, обязательно больше занимайтесь с ним. В детстве информация усваивается легче, чем во взрослом возрасте, и даже если ваш ребенок не станет, например, аналитиком, он все равно будет вам благодарен за эти занятия. Дети с доминирующим левым полушарием, как правило, спокойны, рассудительны, часто они опережают своих сверстников в развитии.

Особняком стоит спортивный талант . Если ваш малыш очень подвижен, если ему нравятся активные виды деятельности, он с радостью будет посещать спортивную секцию. Главное, дайте ребенку выбрать вид спорта самостоятельно. Кроме того, дети-спортсмены обладают сильным характером и лидерскими качествами. Немаловажную роль в выборе вида спорта играет и темперамент ребенка, вы можете прочитать об этом подробно .

Теперь то вы точно знаете , как определить талант ребенка! На самом деле все очень просто: главное, обращайте внимание на то, что ребенок любит, что ему интересно, что нравится, и уже исходя из этого, выбирайте ведущую деятельность. Это нужно главным образом для того, чтобы как можно раньше начать развивать талант ребенка, чтобы помочь ему максимально раскрыться, чтобы малышу было проще осуществить выбор будущей профессии. Если ребенок любит рисовать, старайтесь не ограничивать его, больше рисуйте, купите разнообразные краски, кисти, карандаши, мелки и фломастеры. Если ему нравится разгадывать загадки, играть в логические игры, головоломки - также предоставьте ему такую возможность. Но никогда не заставляйте заниматься ребенка тем, что ему неинтересно. А также не переживайте, если его склонности не очень очевидны, со временем они обязательно проявятся.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые предполагают, что каким-то видом деятельности он будет заниматься очень успешно. Родители с надеждой смотрят на своих отпрысков, мечтая обнаружить у них невероятные таланты, не пропустить момент и заняться их развитием. Психологи считают, что музыкальные и художественные склонности появляются у некоторых детей после года. Интерес к какому-то определенному виду деятельности начинает формироваться примерно после трех лет.

Чтобы узнать, как определить талант ребенка, следует разграничивать несколько важных понятий:

  • задатки (врожденные анатомические, физиологические и психологические особенности);
  • склонности (стремление к определенному занятию, например, к рисованию, лепке);
  • способности (сплав врожденных задатков и приобретенных навыков, позволяющих успешно выполнять какое-то действие, например, играть на фортепиано).

Генетические особенности органов чувств, тела и строения нервной системы называют задатками. Так, флегматичный темперамент и усидчивость формирует у малыша склонность к спокойным играм, например, к сборке 3D пазлов. Такой навык через какое-то время может перерасти в конструкторские способности. Пока маленький архитектор только пытается создавать фантастические объекты, а через 10 лет из него вырастает гениальный конструктор, создатель уникальных технологий.

Пластичные мышцы – это задаток для успешного развития гимнастических способностей. Склонность к какому-то виду деятельности может стать определяющей при выборе профессии. Следует поощрять инициативу маленьких мастеров. Даже если ваша дочь отрезала кусок дизайнерских штор, чтобы сшить кукле платье, посмотрите на это с оптимизмом, а вдруг у вас растет будущая Коко Шанель.

Склонности и устойчивый интерес к технической и прикладной деятельности у большинства детей формируются после пяти лет. Музыкальные и художественные способности проявляют себя раньше, но у каждого малыша проявление задатков происходит очень индивидуально.

Как узнать таланты ребенка?

Личность маленького человека лучше всего раскрывается в семье, где теплая и привычная атмосфера, где все его начинания приветствуются и поощряются. Уже в раннем возрасте родители могут составить представление о темпераменте, о развитии о памяти, мышления, речи и внимания малыша. Чтобы не упустить проявления интереса ребенка к новому виду деятельности, используют различные методы изучения:

  • наблюдение;
  • ролевые игры;
  • диалоги и беседы;
  • ведение дневника.

Эти способы играют огромную роль в изучении формирования личности, но чтобы профессионально определить способности ребенка, необходимо привлечь специалистов.

Психологи предлагают множество современных методов, которые покажут весь творческий и интеллектуальный потенциал малыша. Психологические центры и центры раннего развития производят лонгитюдное исследование в течение длительного времени. Прослеживание развития способностей в динамике является одним из самых достоверных способов выявления талантов.

Помимо этого, применяют тесты, определяющие коэффициент интеллекта. Один из самых известных – тест американского психолога и психиатра Дэвида Вэкслера. Методика была разработана в 1939 году. Тест позволяет оценивать интеллект и анализировать вербальные и невербальные его компоненты. Вербальная шкала помогает дать оценку общей эрудиции и словарному запасу, а невербальная направлена на выявление логического мышления и воображения. Тест имеет несколько возрастных вариаций (для дошкольников, для детей и подростков школьного возраста, для взрослых).

Разобраться в результатах тестов и правильно определить уровень интеллектуального развития ребенка смогут сотрудники психологического центра образования и развития «Инсайт». Наши психологи объективно оценят способности и возможности вашего малыша, его творческий потенциал, посоветуют, как раскрыть и развить таланты ребенка. У нас вы можете посетить индивидуальные консультации , на которых лучше узнаете своих детей. Звоните!

В Ведической системе придают очень серьезное значение тому, какие качества имеет ребенок, и определяют это с самого раннего детства. Люди верят, что у каждого свое предназначение и проверить его у ребенка достаточно просто.

В возрасте от одного до трех лет перед ребенком кладут:

* книгу (обычно какую-то священную книгу),
* деньги (какие-то ценности),
* молоток (какое-то орудие труда),
* пистолет (какое-то оружие).

Эти предметы обладают определенной энергией или тонкой силой, которую они накапливают в зависимости от предназначения предмета или в зависимости от того, в каком качестве они использовались.
Дети в таком маленьком возрасте воспринимают вещи подсознательно, чисто интуитивно.

Они не понимают что это за вещь и для чего она им нужна. Но есть понимание, что эта вещь очень приятна. То есть, такой маленький ребенок не будет думать, что эту книгу надо читать, он просто знает – эта вещь предназначена для него. Он чувствует: «В этом предмете скрыт какой–то интерес, глубокий смысл».

Такое чувство происходит из опыта прошлых жизней, из накопленного желания или привязанности к этим предметам вытекающей из деятельности с подобными предметами в прошлом. Эта привязанность называется вкусом, влечением к чему-то.

Ритуал проводят следующим образом. Предметы кладут на большом расстоянии друг от друга, чтобы нельзя было взять сразу два предмета. Оставляют ребенка наедине с ними и дают возможность выбрать то, что ему хочется.

Он начинает крутиться или сразу куда-то ползет, но выбирает из них что-то для себя. По предмету судят о типе личности. Это можно повторить несколько раз, но результат будет одинаковый. Это значит, человек склонен заниматься подобной деятельностью.

Когда родители определили наклонности, должны начать изучать их. Скажем, ребенок выбрал молоток. В таком случае он будет поступать, скорее всего, как человек интересующийся физическим трудом. Когда ему покупают конструктор и буквы для того, чтобы учиться писать, ребенок не подходит к буквам, а начинает изучать конструктор. Или брат с ним хочет играть в войну, а ему нравится мастерить.

Или ребенок выбрал пистолет, и его хлебом не корми, только дай в войну поиграть. Он любит командовать над своими сверстниками или с кем-то побороться. Или он изъявил желание изучать азбуку, любит слушать, читать и так далее.

То есть, в зависимости от наклонностей формируется личность. И родители смотрят, что не ошиблись. Они видят, что ребенок развивается в нужном направлении, и уже думают, как дать хорошее образование по его характеру.

Воспитание ребёнка соответственно типу его характера

Чтобы воспитывать детей 1 типа надо давать им знание

Найдите достойного человека, который смог бы дать им знание. Достойный человек – не тот, кто имеет в своей голове несколько энциклопедий или знает 50 языков. Достоинство заключается в обладании хорошими качествами характера, и он одновременно, должен иметь практическое знание – хорошее знание какого-то предмета. В отличие от нашей системы образования, Веды считают, что, самое главное, воспитать в человеке не специализацию, а, прежде всего, человека. Надо чтобы он обладал хорошими качествами характера. Таким образом, в человеке 1 типа воспитывается само желание давать людям знание.

Воспитание детей второго типа (оружие)

С самого детства необходимо дать им юридическое знание, знание как управлять, как заниматься менеджментом, но в позитивном ключе. Даётся понимание кого надо защищать, как заботится о подопечных, как достигать целей. Даётся принцип управления, для чего надо управлять или руководить людьми. Хороший руководитель постоянно думает, как сделать своих подопечных счастливыми, а не о том, как лучше из них выжимать соки. Прежде всего, нужно чтобы в обществе был порядок, тогда будет процветание, и все будут счастливы. Опять же нужна личность, которая способна передать свои качества характера ребёнку, но уже обладающая качествами руководителя общества.

Воспитание детей третьей категории

Это воспитание способности правильно заниматься бизнесом, честно, не обманывая, воспитание способности вести учёт средств, не распыляя их и не транжиря и, самое главное – способности правильного использования средств, для улучшения жизни общества. Их также надо учить помогать малоимущим, правильно совершать пожертвования и так далее.

Воспитание детей рабочего склада

Заключается в том, чтобы дать возможность человеку раскрыть свои творческие таланты. Необходимо углублять его способности с самого детства, учить его делать то, что он любит. Таким детям надо покупать всякие конструкторы, давать им возможность мастерить или учиться что-то делать полезное, практическое, чтобы они становились хорошими специалистами в своих областях. Очень важно понять, что наклонности у ребёнка определяются не тем, что ребёнок хочет сделать для себя, а тем, что он хочет сделать для других. Не надо пытаться заставлять делать то, чему противится его природа. Если воспитывать правильно, эти дети также вырастают талантливыми людьми в своей области.

Каждому из нас хочется определить склонности к определенной профессии. Это и не удивительно, ведь у любого есть тяга к определённой профессии, но не у каждого есть талант. Вот нам и хочется определить склонности, чтобы понять, сможем ли мы заниматься в жизни тем, к чему лежит наше сердце. Ведь, нередко бывает так, что у человека есть склонности к профессии, которая, например, связана с точными науками, а ему нравиться танцевать или писать стихи.

3 223454

Фотогалерея: Определить склонности к определенной профессии

Так всё же, как же определять склонности к определённой профессии? Оказывается, определить свои возможности можно по гороскопу. У каждого знака есть склонности к изучению и восприятию определённой информации. Соответственно, профессии определяются в зависимости от того, что человек лучше всего знает и понимает. Конечно же, каждый из нас вправе выбирать профессии себе по душе. Но, всё же, лучше сразу определить, что подходит больше всего, чтобы потом не мучиться. Ведь сколько людей страдает на гуманитарных специальностях, имея склонности к точным наукам, и наоборот. Поэтому, необходимо узнать свои наклонности к определённой специализации, а потом уже самостоятельно решать, стоит ли её осваивать или же лучше упорно пытаться учить то, что нравиться, но не дано.

И всё же, давайте поговорим о том, как определяют профессии по гороскопу. Известно, что зная свои склонности, мы можем легче и быстрее добиваться материальных благ и продвижения по карьерной лестнице. Астрология является тем особым ключиком, который помогает любой из нас узнать лучше все черты своего характера, понять наши наклонности, и, таким образом, сэкономить большую долю жизненной энергии и не растрачивать себя по пустякам.

Итак, как же определяют профессию по гороскопу? От чего зависят наши склонности и почему их так легко можно увидеть в совпадении звёзд и планет? Оказывается, основную роль в определении нашего характера играют именно планеты. От того, как именно они становятся и зависит наш характер и наши способности. Все мы знаем, что существует четыре стихии знаков, каждая из которых имеет определённые черты характера. Для начала, давайте вспомним, каким именно знаки к какой стихии относятся. Итак:

Огонь: Овен, Лев, Стрелец;

Вода: Рыбы, Рак, Скорпион;

Воздух: Водолей, Близнецы, Весы;

Земля: Козерог, Телец, Дева.

В зависимости от того, к какой именно стихии относиться ваш знак, будут определяться ваши основные способности и умения. Например, воздушные знаки всегда больше предрасположены к умственным занятиям. Люди таких знаков хорошо себя показывают как в науке, так и в литературе. Им легко дается запоминание больших объёмов информации и они любят что-то изучать, открывать и запоминать.

А вот, например, земляные знаки, более склонны к изучению естественных наук. Из них получаются прекрасные биологи и геологи. Кроме того, люди этих знаков могут блестяще заниматься продажей недвижимости, маклерством или же просто работать на земле.

Что же касается огненной стихии, то люди этих знаков, зачастую, выбирают мужские профессии. Среди милиционеров, военных, охранников нередко можно встретить людей именно с такими знаками зодиака. Кроме того, «огни» очень любят путешествовать и активно отдыхать. Их ничего и никогда не пугают, поэтому, они всегда готовы подняться на самую высокую гору или же спуститься в самое глубокое ущелье.

Что же касается водных знаков, то их всегда тянет к воде. Такие люди отправляются моряками дальнего плаванья, работают паромщиками. Вообще, водные знаки очень тянет к жидкостям. Поэтому, можно не удивляться, встретив человека этой стихии, который содержит свой бар или же бензоколонку. Для водных знаков самым важным является работа с тем, что можно лить. А уж какая именно это жидкость, является для них не столь важным фактом, как её наличие.

Также, склонности к профессии зависят и от того, какая именно планета находилась ближе всего в момент рождения человека к Солнцу и Луне. Ну и, конечно же, в каком именно знаке зодиака она находится. Итак, давайте коротко поговорим о том, какие именно знаки, каким профессиям соответствуют.

Овен - этот знак символизирует людей, которые могут быть первооткрывателями, начинателями каких-либо дел. Среди Овнов очень много военных и служителей закона.

Телец - человек, склонный к торговле. Люди этого знака умеют продавать, и лучше всего им удаётся сбывать недвижимость. Поэтому, среди Тельцов много маклеров и торговцев.

Близнецы - люди романтичные и задумчивые. Они умеют придумывать и излагать это на бумаге. Именно поэтому, среди них есть множество литераторов и талантливых писателей

Рак - человек этого знака всегда хочет быть ближе к морю. Поэтому, он может быть моряком, морским офицером. Но, не исключено, что такой Рак выберет для себя профессию владельца небольшого бара или же другого питейного заведения.

Лев - он царь зверей во всём. Львы просто обожают привлекать к себе внимание. Именно поэтому, люди этого знака выбирают профессию актрисы или же актёра.

Дева - это знак, который умеет торговать. Но, в отличие от Тельца, Девы торгуют не недвижимостью, а одеждой и едой. Лучше всего Девы справляются с продажей мучного.

Скорпион - это знак водный, сильный и продуманный. Поэтому, среди скорпионов много моряков и торговцев. Лучше всего люди этого знака продают алкоголь.

Стрельцы - это духовные индивидуумы, которые умеют думать, исследовать и бороться за правое дело. Среди людей этого знака множество исследователей и учёных. Но, кроме того, среди стрельцов можно встретить юристов и адвокатов, а также тех, кто имеет сан.

Козероги - самые мудрые и сильные среди земных знаков. Поэтому, они способны руководить большим количеством людей. Среди Козерогов много тех, кто занимает высокие государственные посты. Именно люди этих знаков становятся министрами.

Водолей - человек этого знака может с лёгкостью заниматься электроникой. У него есть все наклонности и способности к этому. Также, он может стать научным работником.

Рыбы - люди этого знака тоже тесно связанны с морем. Поэтому, они могут торговать дарами водоемов или же работать смотрителями в таких местах, как больницы и тюрьмы.

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.