Тип мавзолея. Мавзолей - система подавления сознания

Мавзолей Ленина
Канул в лету Советский Союз, отгремела перестройка, прошел переходный период становления новой России. Но один из главных символов cоветского времени до сих пор стоит на своем месте, не давая спокойно спать и сторонникам реставрации коммунистического строя, и его противникам. Речь, конечно же, идет о последнем пристанище вождя мирового пролетариата – Мавзолее на Красной площади. Впрочем, существует гипотеза, что Мавзолей – это не только гробница, но еще и некий удивительный механизм влияния на людей, некая машина исполнения желаний советских вождей.
– Более шестидесяти лет подряд мужчины, женщины и дети в ярких одеяниях, с воздушными шарами и транспарантами шли мимо Мавзолея, с трибун которого на них смотрели вожди Советского государства. И никто во всей этой разномастной толпе даже не догадывался, что подлинная цель их визита на Красную площадь – стать жертвой чудовищного техногенного энергетического вампира, о котором на протяжении десятилетий знали только «посвященные». При этом ключ к разгадке тайны, как ни удивительно, – у всех на виду. Шагающим в праздничных колоннах стоило лишь внимательно посмотреть на правый угол Мавзолея. Тогда бы они обнаружили там странную нишу с внутренним выступающим уголком, вроде продольного шипа. Что характерно, в других углах усыпальницы подобных архитектурных деталей нет.
Однако никто из дружно шагающих мимо Мавзолея этой ниши не замечал. Тем же, кто ее все-таки видел, оставалось терзаться в догадках, что это за «украшение» и в чем его смысл.

– Действительно, сколько ни проходил мимо Мавзолея, никогда не обращал внимания на эту нишу. Но может, это просто находка архитектора при проектировании и строительстве Мавзолея? Большевики же отрицали все духовное, откуда тут мистика?

– Большевики как раз были очень неравнодушны к магии и мистике. Взять хотя бы красную звезду – магическую пентаграмму – один из главных символов Страны Советов!.. Но сейчас речь о Мавзолее. Третий (каменный) мавзолей, который сейчас стоит на Красной площади, построили в 1930 г. Комиссию по его проектированию возглавил Климент Ворошилов. Настораживающий факт. Мавзолей – это что, военно-стратегический объект особой важности, раз за него должен отвечать, выражаясь современным языком, министр обороны и глава государственного совета безопасности?..

Дальше – больше. Главным архитектором назначили Алексея Щусева, который до революции пользовался особым расположением и доверием царя и его родственников, дружил с известным иконописцем Нестеровым, мистиком Николаем Рерихом. Он был известен, главным образом, как создатель православных храмов. Погребальных сооружений Щусев никогда не строил. Согласитесь, это уж очень странный выбор! Неужели бывший царский любимец и церковный зодчий – наилучшая кандидатура в создатели гробницы для вождя мирового пролетариата и убежденного безбожника? Людей с биографией Щусева большевики обычно ставили к стенке без суда и следствия, а не поручали создавать им свои святыни! Но Сталин никогда не принимал случайных и непродуманных решений, тем более – по важнейшим политическим вопросам…

– Удивительно, неужели Мавзолей строили по канонам православного храма?

– Ничуть. Давайте посмотрим, что же получилось у этой странной пары – мастера церковной архитектуры Щусева и специалиста по госбезопасности Ворошилова. Бастион с маковками куполов? Если бы! Получился аналог магического жертвенника аборигенов Южной Америки! Сооружения, подобные Мавзолею Ленина, как и обычаи взирать с гробниц на государственные праздники, существовали только у индейцев Нового Света майя и ацтеков. Эти жестокие народы были известны своими кровавыми культами и человеческими жертвоприношениями, центральное место в которых занимали ступенчатые пирамиды-жертвенники.

– Любопытно. Но вы сказали, что нынешний Мавзолей – третий, а какими были первые два?

– Первый деревянный мавзолей построили по проекту Щусева за четыре дня – он простоял лишь до весны 1924 года. Его заменил второй – тоже работы Щусева, и тоже в виде деревянной ступенчатой пирамиды. В 1925 году Постановлением ЦИК СССР был объявлен Всенародный конкурс на лучший проект нового Мавзолея. Поступило множество работ, выполненных в самых разных архитектурных стилях и формах, был даже проект гробницы наподобие классической египетской пирамиды. Но… в 1929 году приняли решение строить в камне всю ту же ступенчатую пирамиду, копию второго Мавзолея! Вот как спустя десятилетие рассказал об этом академик архитектуры Щусев в «Строительной газете» от 21 января 1940 года: «За пять лет образ Мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру Мавзолея – мне было поручено точно воспроизвести ее в камне».

– Но это еще не говорит о том, что главную роль в выборе проекта сыграла магическая подоплека...

– Ничего подобного. Из этих слов со всей очевидность следует ряд убийственных для создателей Мавзолея выводов. Первый. Конкурсные работы 1925 года в расчет не принимались, сам конкурс был блефом с целью обмануть общество.

Второй. Широчайшая известность образа Мавзолея в 1929 году – наглое вранье. Телевидения в 1929 году не было, советских газет за пределами СССР практически никто не читал, а иностранные СМИ образ усыпальницы до «каждого уголка земного шара» за пять лет уж точно не донесли. Почему же было решено строить ступенчатую пирамиду? Истинную причину выбора подобного архитектурного решения тщательно скрывали.

И, наконец, третий вывод. Щусев утверждает, что ему было «поручено точно воспроизвести» форму второго, деревянного мавзолея, в камне. Но в действительности, ни о какой точности воспроизведения и речи идти не может. Судите сами. Длина третьего Мавзолея по фасаду – 24 метра, высота – 12 метров, в то время как высота второго – 9, а длина – 18. Пирамида третьего Мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов, второго – из шести. Наконец, последний вариант усыпальницы, сохраняя форму ступенчатой пирамиды, отличается от второго сооружения пропорциями. Получается, что построили совсем не то, что хотели. Но что заставило изменить форму Мавзолея, Щусев умалчивает…

– Наверное, просто сложно было в точности повторить в камне деревянную конструкцию, потому и изменили размеры...

– Есть и другие доказательства того, что в 1929 году никто даже не собирался строить копию второго Мавзолея. История сохранила интереснейший документ – фотографию макета Мавзолея в натуральную величину на Красной площади.

Легко заметить, что макет очень сильно отличается и от второго, и от третьего Мавзолеев. Стало быть, вторую гробницу сломали, даже не имея на руках проекта строительства третьего сооружения. Впрочем, для нас значимее другое: ясно видно, что и автор снимка, и создатели окончательного варианта Мавзолея важнейшее значение придавали нише в углу – это явно центральная деталь всего сооружения.

– Все это напоминает какую-то фантасмагорию, а не строительство гробницы...

– Большевики всегда делали только то, что хотели – исключений из этого «железного» правила не существовало! Просто истинная причина выбора формы Мавзолея и подлинная цель его создания должны были навсегда остаться тайной.

Давайте обратимся к «первоисточникам» – прообразам Мавзолея Ленина, то есть пирамидам индейцев Южной Америки. Вся жизнь майя и ацтеков – служение миру Духов, воплотившееся в религиозно-магических ритуалах жертвоприношений. В качестве жертвенников использовались ступенчатые пирамиды-гробницы самых разных форм и размеров с каменными лестницами, с алтарем на вершине.

– Что-то вроде антенны?

– Вы угадали. Ученые давно заметили сходство форм ступенчатых пирамид и антенн. Подобно антенне, пирамиды обеспечивали «настройку» индивидуального энергоинформационного канала, по которому и передавалась жизненная энергия жертв Духу-покровителю. Естественно, для более эффективного общения с конкретным Духом лучше иметь специальную, «выделенную» линию связи – специально спроектированную пирамиду.

– А как работала эта связь? Духи действительно прислушивались к просящим?

– Разумеется, такая стратегия жизни себя оправдывала. Росло благосостояние государства, процветали наука, искусство и культура, возводились великолепные дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье... Но народ, связавший свою судьбу с демоническими силами, долго существовать не может. Поэтому, когда горстка испанцев во главе с Эрнаном Кортесом 8 ноября 1519 года вступила в Теночтитлан, ацтеки оказались в их полной власти.

– Ну, с ацтеками все понятно. Но неужели Мавзолей Ленина смог сыграть такую же важную роль в жизни молодого советского государства?

– Мавзолей с самого начала создавался по законам магии как главное культовое сооружение Страны Советов. С его помощью власть имущие надеялись решить стоящие перед ними проблемы государственного масштаба. И это у большевиков блестяще получилось. Первый Мавзолей простоял всего около трех месяцев и был лишь «пробой магического пера». С помощью второго Мавзолея (как магического инструмента) преодолели разруху, ликвидировали НЭП. Сталин одолел троцкистов и ввел в стране новое крепостное право – осуществил коллективизацию. К 1929 году перед ним встали качественно новые задачи – провести индустриализацию, создать современную армию и установить режим абсолютной власти. То есть практически возродить самодержавие в новом обличье, ликвидировав не только своих политических противников, но и всех подозрительных лиц. Сталин полагал, что в решении этих задач ему поможет Мавзолей, но для этого нужно было повысить его магическую силу.

– Да. Как свидетельствуют исторические источники, индейцы каждые пятьдесят лет полностью реконструировали свои пирамиды – не только ремонтировали, но и изменяли их форму и размеры (точно так же, кстати, усовершенствуются сегодня радиоантенны, подстраиваясь под требования и возможности времени). Большевистские маги пошли проверенным путем. Судя по тому, что к 1941 году Сталин все вышеуказанные задачи выполнил, мощь модернизированной «машины для исполнения желаний» элиты государства действительно возросла.

– Фантастика! А существуют ли другие подобные техногенные магические устройства? И в чем конкретно заключается магическая суть нашего Мавзолея?

– На сегодняшний день официально узаконены как приборы, так и методы измерения биоэнергетических воздействий на человека: и положительных, и отрицательных. Факт малоизвестный, но абсолютно реальный: в России уже несколько лет существует научная измерительная аппаратура, надежно и достоверно фиксирующая работу мага, а сама магия давно стала предметом серьезных научных исследований.

Для объяснения же принципа работы Мавзолея можно обратиться к книге М. Ю. Лимонада и А. И. Цыганова «Живые поля архитектуры». Кстати, книга эта к магии и мистике никакого отношения не имеет и рекомендована Минстроем РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ в качестве учебника для архитектурно-строительных и санитарно-гигиенических специальностей ВУЗов.

– Выходит, уже в институтах изучают, как с помощью архитектуры влиять на жителей проектируемых домов?

– Да, уже довольно длительное время существует понятие энергоинформационного обмена и взаимодействия между объектами. Последствия этого взаимодействия могут быть и нейтральными, и положительными, и отрицательными. Энергоинформационный обмен может происходить через посредников (различные живые или искусственные объекты), которые усиливают или ослабляют взаимодействие. Как правило, положительный эффект связан с получением энергии, а отрицательный – с ее потерей.

– Так как же ниша в углу Мавзолея влияла на проходивших мимо нее людей?

Так для чего же все-таки создан этот архитектурный "изыск"?

– Сидеть на углу стола – и то плохая примета. Любого вида острие, направленное на человека, отрицательно влияет на его энергетику. В советское время, как, впрочем, и сейчас, люди на демонстрациях и парадах двигались в строго определенном направлении – от Исторического музея к Храму Василия Блаженного. Для удобства подобного передвижения большевики специально снесли Иверскую часовню у Исторического музея и целый квартал старинной застройки между Храмом Василия Блаженного и набережной Москвы-реки.

Так что ниша в правом углу Мавзолея смотрела навстречу человеческому потоку, «затягивая» в себя жизненные силы ничего не подозревающих людей. Если посмотреть на план Красной площади, то легко убедиться: сектор «захвата» ниши таков, что никто не может пройти мимо Мавзолея, не оказавшись в его «рабочей» зоне.

– Получается, что Мавзолей затягивал нейтрально заряженную человеческую энергию, наполнял ее определенной информацией и передавал обратно?

– Да. Горизонтальный шип в верхней части ниши, подобно углу стола, смотрел навстречу людскому морю. Расположенный поверх людских голов, этот шип служил излучателем – транслятором зомбирующих информационных программ. Управлял же процессом оператор, находящийся в (или на) Мавзолее.

– И кто, по вашему мнению, был этим загадочным оператором?

– Многочисленные фотодокументы доказывают, что во время большинства мероприятий на Красной площади над нишей чаще всего располагался Сталин.

– А как ситуация обстоит сегодня? Парады почти не проводятся, а современные руководители государства на официальных праздниках на усыпальницу вождя уже не поднимаются? Может, Мавзолей «уснул»?

– Может, и так, но смущают некоторые факты. Например, Мавзолей подозрительно часто ремонтируют. А после 1993 года в зоне захвата «ниши» разместили оппозиционную президентской власти (на тот момент) Государственную Думу, и… вскоре она стала вполне «послушной».

Так для чего же, все-таки нужно это "архитектурное излишество"?

PS. Статья. строго говоря, не совсем моя. Просто собрана из многих источников.

Воскресенье, 20 Января 2013 г. 21:33 + в цитатник

Мавзолей — монументальное погребальное сооружение, включающее в себя камеру, где помещались останки умершего, и поминальный зал.

Название «мавзолей» появилось от гробницы карийского царя Мавсола в г. Галикарнасе (ныне в Турции; середина IV в. до н. э.).

Мавзолей Хуан-ди в провинции Шэньси, Китай

Хуан-ди, или Жёлтый император - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев.Традиционно временем его жизни в Китае называют период ок. 2600 года до н. э. Хуан-ди после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал первое китайское государство в горах Куньлунь,
ввёл первые в стране законы.

Мавзолей Хуан-ди находится в 140 км по автотрассе на юг от центра городского округа Яньань провинции Шэньси в Китае.

Мавзолей состоит из двух частей — Храм Хуан-ди и Зал мавзолея. По легенде, император Хуан-ди взошёл на небо, поэтому в мавзолее имеется только его одежда и шляпа. Многочисленные императоры и политики с древних времён приезжали сюда почтить Хуан-ди, в частности У-ди, Фань Чжунъянь, Сунь Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзэдун.

Мавзолей Цинь Ши Хуан Ди около г. Сиань, Китай

Цинь Шихуан-ди (259 -210 гг. до н. э.) - правитель царства Цинь, положивший конец многовековой эпохе Воюющих Царств. К 221 г. до н. э. он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства.

Мавзолей императора Цинь Шихуанди находится в 35 км от города Сианя, древней столицы Китая. Погребальный комплекс был построен ещё при жизни императора. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км. Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. Каждая статуя является уникальной.

Терракотовая армия Цинь Ши Хуан Ди

Так выглядит холм - гробница Цинь Шихуана сейчас.

Официальные раскопки начались в 1994 году. Найдено около восьми тысяч фигур пехотинцев, лучников и кавалеристов, и их продолжают выкапывать. Неподалеку от ям с глиняной армией находится сама гробница императора. Она скрыта холмом высотой 47 м. По легендам, под землей вокруг гроба Цинь-Шихуанди находится "модель Вселенной" (в те времена Вселенная для китайцев состояла главным образом из Китая), в которой звезды сделаны из драгоценных камней, а реки - из потоков ртути, перекачивавшихся специальными насосами. Во всяком случае, в пробах почвы, взятых поблизости, содержание ртути повышено. Археологи пока не вскрывают погребальный холм, так как бюджет, выделяемый на раскопки, "не потянет" консервацию находок, которые там ожидаются.

Пирамида Джосера в Саккаре, Египет

Джосер (Священный) Нечерихет (правил ок. 2635-2611 до н. э.) - второй фараон III династии и эпохи Древнего царства в Египте, строитель первой пирамиды.

Джосер («Священный») Нечерихет (правил ок. 2635-2611 до н. э.) - второй фараон III династии Древнего Египта, строитель первой пирамиды. Он завершил объединение Верхнего и Нижнего Египта

Ступенчатая пирамида - самая древняя пирамида Древнего Египта находится в селе Саккара, примерно в 30 км к югу от Каира. Построена Имхотепом в Саккара для погребения египетского фараона Джосера ок. 2650 г. до н. э.

Размер основания первоначально - 25 м × 115 м, сегодня - 121м × 109 м, высота первоначально - 62,5 м, сегодня - 62 м.

В пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11 погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было найдено (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).

Пирамида Хеопса в Гизе, Египет

Хеопс (2551-2528 до н. э. или 2589-2566 до н. э.) - второй фараон IV династии Древнего царства Египта, строитель Великой пирамиды в Гизе.

Хеопс - второй фараон IV династии Древнего Египта (2551-2528 до н. э. или 2589 - 2566 до н. э.)

Высота пирамиды первоначально - 146,6м., сегодня - 137,5м. В основании квадрат со стороной 232,7м.

Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью.

Строительство, продолжалось двадцать лет

Мавзолей Теодориха в предместье Равенны, Италия

Теодорих Великий (451- 526) - король остготов из рода Амалов. В 489 году вторгся в пределы Италии и к 493 году завоевал весь Апеннинский полуостров и Сицилию. Фактически объединил всю Италию в государство остготов со столицей в Равенне

Мавзолей Теодориха Великого - мавзолей в предместье Равенны, который король остготов Теодорих построил в 520 году для своей будущей могилы. Единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.

Построен из истрийского известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня

С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует.

Мавзолей имеет два уровня (яруса): на верхнем расположен саркофаг Теодориха, а нижний вероятно предназначался для захоронения членов его семьи или являлся капеллой для заупокойных богослужений.

Мавзолей Кира в Пасаргадах,Персия (совр. Иран)

Кир II Великий (559 - 530 г.г. до н. э) - персидский царь

Кир II Великий - персидский царь, правил в 559 - 530 годах до н. э., из династии Ахеменидов. В короткий срок вождь небольшого, мало кому известного племени основал могущественную Персидскую империю, распростёршуюся от Инда и Яксарта до Эгейского моря и пределов Египта.

Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный песидско-эламо-вавилонский текст - "Я - Куруш, царь, Ахеменид". К погребальной камере ведут шесть широких ступеней, размеры камеры 3.17 х 2.11 х 2.11 м. В 330 г. до н. э. гробницу посетил Александр Македонский. Во время пребывания царя в Индийском походе гробница была разграблена; по возвращении Александр велел казнить грабителей.

Мавзолей Кира послужил архитектурным прообразом мавзолея Ленина на Красной площади.

Мавзолей карийского правителя Мавсола в Галикарнасе(совр. Бодрум, Турция)

Мавсол или Мавзол II - фактически независимый от Ахеменидов правитель (сатрап и царь) Карии в 377 - 353 гг. до н. э.

Развалины мавзолея в Будруне, Турция

Миниатюрная копия Мавзолея в стамбульском парке

Сооружение мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 353 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой (она же родная сестра) Артемисией III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция)

Мавзолей простоял почти две тысячи лет, немного пострадал от землетрясения в 13 веке, а окончательно его уничтожили в 1522 году воины католического ордена иоаннитов. Рыцари разобрали Мавзолей и добытыми камнями укрепили местный замок. Именно они и добрались до гробницы Мавсола и Артемиссии, которая на то время еще не была разграблена. По некоторым источникам, рыцари, найдя гробницу, отложили дальнейшие работы на следующий день, но за ночь неизвестные личности украли все, что можно было вынести.

Власти Турции разрабатывают проект восстановления этого чуда света. Высота мовзолея была 46 метров.

Мавзолей Августа на Марсовом поле в Риме, Италия

Гай Юлий Цезарь Август, при рождении - Гай Октавий Фурин (63 год до н. э.- 14 год) - римский политический деятель, Великий понтифик, Отец отечества. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию

Полный титул к моменту смерти - Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества

Вход в мавзолей


Вид мавзолея сверху

В 28 году до н. э. Август начал строить усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля. Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников — тумулусов: в основе располагалось цилиндрическое строение (диаметром 87 м), над ним возвышались барабаны меньшего диаметра (общая высота составляла 44 м), последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечнозелёные деревья.

Внутри хранились урны с прахом членов императорской фамилии: здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник Марселий, а также императоры Тиберий, Клавдий и Нерва, другие представители рода Юлиев — Клавдиев и известные римские личности.

С падением Римской империи мавзолей пришёл в упадок, а в VIII веке н. э. был разграблен. В средневековье сооружение было превращено в крепость, которая позднее подверглась разрушению. В 1926 году были проведены археологические раскопки, а остатки сооружения отреставрировали.

Замок Святого Ангела/Мавзолей Адриана в Риме, Италия

Публий Элий Траян Адриан, более известный как Адриан (76 -138) - римский император. Полный титул к моменту смерти: Император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 22 раза, Император 2 раза, Консул 3 раза, Отец Отечества



Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant"Angelo — Кастель Сант-Анджело) — архитектурный памятник, расположен в Риме. Был сначала гробницей, затем замком, резиденцией пап и хранилищем их ценностей и одновременно тюрьмой и, наконец, в наши дни является архитектурным памятником — музеем.

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров начиная с Адриана и кончая Септимием Севером. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой язвы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Италия

Галла Плацидия (ок. 388 - 450 гг.) - дочь римского императора Феодосия Великого. В течение двух лет — королева вестготов, впоследствии управляла Западной Римской империей в малолетство своего сына, императора Валентиниана III.


Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения.

Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м). Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

В интерьере — три саркофага из греческого мрамора, приписываемые самой Галле Плацидии (Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается современными историками.), её сыну Валентиниану и второму супругу Констанцию III.(В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены костные останки мужчины и женщины)

Гур-Эмир - мавзолей Амира Тимура (Тамерлана) в Самарканде, Узбекистан

Тамерлан (1336 - 1405) - среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир, основатель империи и династии Тимуридов, со столицей в Самарканде.

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.

В переводе Гур-Эмир означает «могила царя». Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном комплексе находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков - Улугбека и Мухаммад Султана. Кроме того, в мавзолее похоронен Мир Саид Барака, учитель Тимура.

Гробница Хумаюна — мавзолей тимуридского, могольского императора Хумаюна в Дели, Индия

Хумаюн, полное имя Насир-уд-дин Мухаммад Хумаюн (1508 -1556) - второй из Великих Моголов, сын Бабура и отец Акбара, посвятивший свою жизнь борьбе с Шер-шахом за обладание северной Индией.

Гробница Хумаюна — мавзолей тимуридского, могольского императора Хумаюна в Дели, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал.

Строительство мавзолея началось в 1562 году и закончилось 8 лет спустя. Гробница являет собой прекрасный образец древнейшей Могольской архитектуры. Светло-розовый двухэтажный мавзолей стоит на массивной платформе высотой до 7 м. Он увенчан кажущимся невесомым беломраморным куполом. Наиболее сильный “эффект невесомости” купола можно ощутить, рассматривая мавзолей с возвышенности Старой крепости. Высота гробницы Хумаюна — 43 м.

Через 100 лет внук Хумаюна Шах-Джахан построил по образу и подобию Мавзолея Хумаюна несравненный Тадж-Махал.

Мавзолей Итимад-Уд-Даула в Агре, Индия

Местные жители называют этот исторический комплекс — «Маленький Тадж»

Мавзолей был спроектирован и построен Нур Джахан (Nūr Jahān) одной из жен императора Джахангира в честь её отца Итимад-Уд-Даула. Первое имя Итимад-Уд-Даула было Мирза Гюяз Бег, он был дедом Мумтаз-Махал в честь которой, её мужем императором Шах Джаханом, был построен всемирно известный Тадж Махал.

Строительство мавзолейного комплекса было осуществлено в период с 1622 года по 1628 год. В оформлении здания, как внутри так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото. Отличительной особенностью этого архитектурного комплекса было использование в строительстве основного сооружения мавзолея белого мрамора вместе с традиционным использованием красного песчаника для сопутствующих зданий. Архитектурный комплекс состоит из четырёх сооружений, выполненных из красного песчаника, размещенных по сторонам света, которые соединены крепостными стенами, центрального сооружения мавзолея с 4 -мя минаретами выполненными из белого мрамора и парковой зоны. Комплекс находится на берегу реки Ямуна.

Тадж-Махал - мавзолей-мечеть в Агре, Индия

Шах-Джахан (1592 - 1666) — правитель империи Великих Моголов

Мумтаз-Махал (1593 -1631) - в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена Шах-Джахана.

Мавзолей Владимира Ильича Ленина - это уникальный архитектурный объект, памятник русского авангарда. В течение многих лет мавзолей был одним из символов советского государства и теперь считается классикой советской архитектуры. Также сооружение - памятник ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.

История сооружения

Мавзолей - древнейший тип монументального сооружения у всех народов и во всех странах. Это гробницы царей и иной племенной знати, как и курганы кочевых народов и так далее. Все они, например пирамиды Древнего Египта или мавзолей Августа в Риме, перестроенный в Средние века в замок Св. Ангела, - сверхмассивные сооружения. Главное отличие Мавзолея Ленина заключается в том, что он не гигантское сооружение, призванное затмить Кремль и загромоздить Красную площадь, а сравнительно небольшой объект, тактично вписанный в архитектурный контекст. Пожалуй, нельзя найти никакого аналога - все прочие, такие как мавзолей Димитрова в Софии, мавзолей Ким Ир Сена в Пхеньяне, Пантеон в Париже, Тадж-Махал или даже Храм Христа Спасителя, задуманный как кенотаф участников войны 1812 года, доминируют на тех площадях, где они расположены. Современный проект памятника князю Владимиру продолжает эту традицию доминирования, против чего возразили деятели культуры не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мавзолей на Красной площади

Для большевиков было естественно все пропагандирующие советскую власть объекты размещать на Красной площади, у стен Кремля. Начиная с 1917–1918 годов у кремлевской стены хоронили революционеров и политических деятелей, но их могилы были маловыразительны. Только мемориальная доска-барельеф скульптора Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» была внушительных размеров - ее установили на Сенатской башне Кремля в 1918 году. Мемориальную доску демонтировали после строительства мавзолея, и сейчас она хранится в музее-мастерской скульптора.


Вождь мирового пролетариата скончался 21 января 1924 года, и его соратники решили сохранить тело для потомков. Для этого был выбран мавзолей как наиболее адекватная архитектурная форма. Мавзолей Ленина должен был отличаться от рядовых захоронений на площади и быть более капитальным и представительным - над находившимися рядом могилами впоследствии создали гостевые бетонные трибуны и посадили голубые ели.

Архитектурные проекты

Алексей Викторович Щусев ко времени строительства мавзолея был руководителем Архитектурной мастерской Моссовета. Архитектор Жолтовский, его коллега, отошел от руководства мастерской, хотя сначала он и Щусев занимали равные позиции. Щусев также возглавил проектирование первого советского генерального плана «Новая Москва» (1918–1923 гг.), строил Казанский вокзал - его стройка была крупнейшая в городе. Имя Щусева было на слуху. Алексей Викторович был видный деятель Московского архитектурного общества - организации не идеологического характера, а чисто профессионального.

Поэтому в объявленном конкурсе на создание проекта мавзолея правительственная комиссия отдала предпочтение Щусеву, хотя заявки подавали и другие известные архитекторы, встречались даже любительские проекты.

Примечательно, что в свое время историки архитектуры ломали копья на тему непосредственного авторства Мавзолея Ленина. Поскольку в мастерской Щусева работало много молодых и талантливых сотрудников (едва ли не все московские зодчие начинали с этой мастерской свой путь, как Константин Мельников, к примеру), то один из эскизов И. А. Француза оказался больше иных похож на окончательный вариант этого проекта. Об этом написал историк архитектуры Селим Хан-Магомедов, что вызвало скандал в профессиональной среде. Конечно, проект Щусева оригинален, в этом нет сомнений - сегодня стали доступны первоначальные щусевские эскизы мавзолея, из которых ясно, насколько многочисленны были его варианты, причем гораздо более сходные с европейскими аналогами.

Первоначально Щусев выполнил проект временного мавзолея - на все подготовительные работы отводилось три с половиной дня, и это был простой куб из дерева. Сам Щусев пишет о внутреннем устройстве сооружения: «Планировка мавзолея была мной рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывный пропуск значительных масс посетителей. Входя, посетители спускались по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обойдя его, поднимались по другой лестнице, ведущей к выходу. Зал был декорирован материей по рисункам художника И. И. Нивинского. Зал был декорирован материей с черными полосами, на потолке материя собрана складками к центру, где находилось изображение серпа и молота».


В мае 1924 года мавзолей был перестроен в капитальное деревянное сооружение из дуба с металлическими крепежными элементами. Он был устроен так, как описал его архитектор. Брат архитектора, Павел Щусев, рассказал о наружных деталях второго мавзолея: «В поисках нужной формы он использовал монументальные типы старинных, окованных гвоздями дверей, ларцов, древних моделей зданий». Для предохранения мавзолея от дождя и снега стены были покрыты масляным лаком медно-коричневого цвета, а крыша - листовой медью.


Интерьер и вид снаружи

Третий вариант сооружения формировался в эскизах Щусева постепенно. Это капитальная постройка - невысокий ступенчатый объем. Наружная отделка выполнена монументально - из красного полированного гранита со строгими черными линиями из габбро и лабрадорита. Согласно директивам властей, мавзолей должен был строиться исключительно из советских материалов: красный гранит добывался на Украине, красный порфир - в Карелии. В отличие от брутальных зданий из железобетона, откровенно выведенного на фасады, это декоративное и элегантное сооружение. При всем при том оно лишено ретроспективных деталей.

Интерьер отличается строгими, крупными формами геометрического декора. Примечательно, что гроб Ленина был помещен в особый, треугольной формы стеклянный саркофаг. Его выполнил другой известный архитектор - Константин Мельников, создав уникальный саркофаг в виде кристалла (после войны этот саркофаг заменили иным).

Не имея буквальных аналогов, мавзолей стилистически сходен с произведениями ар-деко, развивавшегося в Европе в то время. Сам термин возник только в 1966 году - сначала по отношению к парижской выставке 1925 года, где звездами были Робер Малле-Стевенс, Ле Корбюзье и Константин Мельников, и до сих пор к отечественной архитектуре применяется выборочно, когда говорят о первых линиях метро, выставочных павильонах и пр. Но если взглянуть на мавзолей, то налицо черты европейского ар-деко: крупные квадры черного и красного камня снаружи, условный орнамент фриза с красными знаменами на черном фоне внутри.

Мавзолей не совсем симметричен, что придает ему живописность при всей строгости пропорций. Сохранился щусевский эскиз еще более асимметричной формы - мастер любил применять асимметрию в своих композициях. В многочисленных набросках встречается даже вариант с колумбарием или обыгрывается мотив пятиконечной звезды, которая также характерна для стиля ар-деко.


Часто форму мавзолея связывают с ассиро-вавилонскими зиккуратами, аргументируя это ступенчатой композицией мавзолея. Но зиккуратами были башни, имевшие более высокий пирамидальный силуэт. В таком случае Мавзолей Ленина больше похож на пирамиду Джосера в Египте - она также многоступенчатая. Идея сравнения щусевского мавзолея с зиккуратами несостоятельна, но, к сожалению, популярна, хотя мастер сделал своеобразную форму, подходящую только для здания такого масштаба. Детали мавзолея крупны, чем и подчеркивают его компактность, а не грандиозность.

Идеология места

Кроме ритуальных и мемориальных функций мавзолей выполнял и идеологические задачи. Монументальные здания должны были способствовать пропаганде: к третьему варианту в проекте появляется трибуна, на которой государственные деятели принимали парады. Щусев предполагал большее количество внутренних помещений мавзолея, но в окончательный проект вошел только вестибюль и траурный зал с саркофагом.

О связи с религиозными представлениями, характерными для всех цивилизаций, написал филолог-славист Моймир Грыгар. Еще в 1970-х годах он сравнил отношение к религии Малевича и Щусева - двух столпов русского авангарда. Щусев до революции служил архитектором Священного Синода и был верующим человеком.

Смысл статьи Грыгара, посвященной мавзолею, заключается в том, что большевикам необходимо было заменить традиционную религию на новую, коммунистическую - для этого подходил культ Ленина, который позже трансформировался в сталинский культ (Сталин после смерти, к слову, тоже был забальзамирован и длительное время находился в мавзолее).

Разумеется, в формально-пластическом отношении Мавзолей Ленина не похож на храмы. Это новаторская композиция в духе достижений авангарда, который Щусев хорошо знал, как и историю. Причем в новой стилистике он работал успешно (например, другой его проект - здание Наркомзема). Но и храмов Щусев спроектировал множество, причем блестяще.

Мемориальный характер сооружения и сам саркофаг Ленина отсылают нас к религиозным формам. Это православная и общая христианская традиция поклонения мощам, заключения их в саркофаги и раки. В каком-то смысле мумии фараонов тоже являются мощами. Поэтому при всем архитектурном новаторстве история Мавзолея Ленина уходит в глубь веков.

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1929 год
Окончание строительства: 1930 год
Архитектор: А.В. Щусев
Координаты: 55°45"13.2"N 37°37"11.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Место, где с 1924 года покоится забальзамированное тело В.И. Ленина, давно перестало быть просто ритуальной усыпальницей. Оно считается монументом ушедшей социалистической эпохе и имеет статус музея. Это одна из главных достопримечательностей Красной площади , которую посетило уже более 120 миллионов человек. Многие туристы, не зависимо от политических убеждений, специально приезжают в центр российской столицы, чтобы пройти мимо саркофага с телом коммунистического вождя.

Вид на Мавзолей, Красную площадь, Спасскую и Сенатскую башни Кремля

Как возникла идея строительства мавзолея

Лидер советских коммунистов умер 21 января 1924 года. Согласно официальной версии, идея сохранить его тело принадлежала рабочим и крестьянам, которые отправили в адрес правительства множество телеграмм. В них простые люди просили не проводить обычное захоронение.

Против сохранения тела выступал Лев Давидович Троцкий, однако он находился на Кавказе и не успевал вернуться в Москву к похоронам, которые были назначены на 27 января. Исследователи считают версию о «народном волеизъявлении» маловероятной, так как идея бальзамирования тела вождя никак не обсуждалась в печати, и ни одно из «многочисленных» писем так и не было нигде опубликовано.

По другому предположению, идея сохранения тела появилась потому, что не все желающие успевали проститься с умершим. Делегации из разных уголков России и из-за рубежа приезжали в столицу одна за другой, поэтому вдова Ленина Н.К. Крупская дала согласие поместить тело в склеп до окончания церемонии прощания. Однако она неоднократно высказывалась против бальзамирования.

Какой бы ни была истинная причина, руководство страны захотело превратить тело Ленина в «красную святыню», чтобы оно стало объектом поклонения и источником коммунистической веры. Уже через два дня после смерти лидеры государства твердо решили сохранить тело Ильича как можно более долгое время. Почти сразу же известный архитектор Алексей Викторович Щусев получил заказ на проект мавзолея. А работу по бальзамированию умершего возложили на академиков Владимира Петровича Воробьева и Бориса Ильича Збарского.

Вид на Мавзолей из ГУМа

История кремлевской усыпальницы

Усыпальницу планировали разместить на Красной площади. К тому времени ее участок возле Кремлевской стены уже являлся некрополем. Здесь лежали погибшие участники Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, и были похоронены некоторые партийные руководители. Когда шла Гражданская война, красноармейцы принимали перед могилами присягу, а в мирное время на площади проводили парады и демонстрации.

Первый мавзолей построили ко дню официальных похорон - 27 января. Стояли лютые морозы, поэтому промерзший грунт пришлось взрывать динамитом. Здание возводили в большой спешке, и сохранились свидетельства, что последние гвозди вбивали перед самым началом церемонии сноса тела в Траурный зал. Усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в полузавершенном виде до весны 1924 года.

Второй мавзолей также сделали на деревянном каркасе и обшили лакированным дубом. Он был готов к августу 1924 года и прослужил шесть лет. А затем его сменил каменный мавзолей, сохранившийся до наших дней.

Когда началась Великая Отечественная война, здание усыпальницы замаскировали под жилой дом. Эти меры предосторожности были необходимы, чтобы сберечь памятник во время налетов фашистской авиации. Летом 1941 года, когда немецкие войска наступали по всем фронтам, тело коммунистического лидера эвакуировали в Тюмень. Его хранили в здании Сельхозакадемии, а в апреле 1945 года вернули в столицу.

С 1953 по 1961 годом рядом с телом Ленина лежало забальзамированное тело Сталина. А в 1980-е года за зданием мавзолея сделали пристройку с эскалатором, с помощью которого престарелые руководители страны поднимались на трибуну.

Вид Мавзолея с Красной площади

Архитектурные особенности

Мавзолей отлично вписан в архитектурный ансамбль Красной площади и гармонично смотрится на фоне зубчатой Кремлевской стены. Здание имеет ширину 24 м и высоту 12 м. Оно похоже на египетскую пирамиду и сложено из пяти ступеней, построенных их прочных и долговечных железобетонных конструкций и кирпича. В отделке усыпальницы использованы гранит, порфир (малиновый кварцит), мрамор и черный лабрадорит. А над входом красными буквами написана фамилия коммунистического вождя.

Во время парадов по Красной площади часто проходит тяжелая техника. Чтобы архитектурное сооружение не испытывало серьезных проблем от сотрясения, котлован, где находится железобетонная плита фундамента, засыпан чистым песком. Последняя реконструкция здания проводилась в 2013 году - строители укрепили его основание.

С трибуны мавзолея много лет выступали перед народом советские лидеры и руководители коммунистической партии. Однако, с 1996 года эта практика была прекращена. Сегодня, когда на Красной площади проводят массовые праздники, мавзолей ограждают щитами.

Кремлевская усыпальница считается неотъемлемой частью главной площади российской столицы. Она находится под охраной ЮНЕСКО и внесена в список Всемирного наследия.

Вход в Мавзолей

Что можно увидеть внутри

В усыпальнице всегда тихо. Посетители проходят друг за другом по одному маршруту и находятся в мавзолее около минуты. Внутри здания царит полумрак.

Траурный зал, где установлен саркофаг, представляет собой квадратное помещение 10 м на 10 м. Он декорирован в черном и красном цвете и имеет ступенчатый гранитный потолок. Напротив входа в него помещен вырезанный из камня герб СССР образца 1930 года. Однако, из-за блеклого освещения разглядеть мелкие детали почти невозможно.

Тело Ленина покоится на возвышении в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, который обрамляют гранитные перила. Такие меры предосторожности были предприняты в 1973 году. На Ленине надет черный костюм, и слева на нем можно увидеть значок члена Центрального исполнительного комитета СССР. Фигура коммунистического вождя специально подсвечена, чтобы проходящие мимо могли разглядеть черты лица. Она резко контрастирует с темным окружением и поэтому кажется похожей на голограмму.

Кроме Траурного зала, в мавзолее существует черная комната-колумбарий, в нишах которой планировали сохранять прах других усопших. Но это помещение так и не было использовано, и посетителей туда не пускают.

Информация для туристов

Мавзолей открыт во вторник, среду, четверг, субботу и воскресенье с 10.00 до 13.00. На время реставрационных работ расписание обычно меняется, но об этом сообщают заранее. Попасть в мавзолей можно бесплатно через пропускной пункт в Никольской башне , расположенной со стороны Александровского сада. Стояние в очереди обычно занимает около 30-40 минут.

Вид Мавзолея со стороны Спасской башни

В мавзолей нельзя вносить громоздкие сумки, рюкзаки, емкости с жидкостями и большие по размерам предметы из металла. Если туристы имеют такой багаж, они сдают его в платную камеру хранения, которая находится в Александровском саду, возле Кутафьи башни . Все желающие попасть в мавзолей в обязательном порядке проходят через металлодетектор.

Внутри усыпальницы нельзя делать фотографии и снимать видео. При входе также положено сдавать мобильные телефоны и гаджеты. Если они остались на время посещения, сотрудники охраны имеют право просмотреть последние кадры, и, как правило, просят посетителей удалить эти файлы. Возле саркофага мужчинам необходимо снять головные уборы.

Следует иметь в виду, что вся территория вокруг Московского Кремля и особенно Красная площадь находятся под круглосуточным наблюдением видеокамер. Пришедшим сюда туристам рекомендуют иметь при себе паспорт или другой удостоверяющий личность документ.

Как добраться

До мавзолея удобнее всего дойти пешком от станций московского метрополитена «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Театральная», «Китай-город», «Лубянка», «Боровицкая», «Александровский сад» или «Библиотека им. Ленина».

Погребальные сооружения, появившиеся ещё в IV веке до нашей эры, получили большое распространение в разных уголках мира. Пользуются популярностью мавзолеи и сейчас, выделяясь на кладбищах своими внушительными размерами и формами.

10. Махабат Макбара (Mahabat Maqbara), Индия

Вдоль оживлённой дороги в центре города Джунагадх (Junagadh) можно увидеть одну из малоизвестных индийских, но, тем не менее, потрясающих архитектурных сооружений. Превосходная смесь готики и исламского орнамента, комплекс Махабат Макбара остаётся одной из наиболее сохранившихся индийских тайн.

Это поразительное сооружение является мавзолеем визира Бахадуддинбая Хасейнбая (Bahaduddinbhai Hasainbhai), одного из главных аристократов при дворе Наваба Махабат Хана II Джунагадха. Строительство комплекса с жёлтыми стенами было начато в 1878 году Махабатом Ханжи (Mahabat Khanji), а завершено в 1892 году его преемником Бахадуром Ханжи (Bahadur Khanji).

Кульминацией нескольких десятков лет работы стали сложные резные внутренние и внешние фасады, прекрасные арки, окна во французском стиле, колонны и великолепные серебряные дверные проёмы. На соседней мечети каждый минарет сверху вниз окружён спиралевидными лестницами. Оба сооружения увенчаны характерными крышами-»луковицами».

9. Мавзолей Ленина, Россия


Мавзолей Ленина, расположенный на Красной площади в центре Москвы, в настоящее время служит местом упокоения Владимира Ленина. Тело вождя революции находится на всеобщем обозрении почти со дня его смерти в 1924 году с редкими исключениями в военный период.

Через два дня после смерти Ленина архитектору Алексею Щусеву было поручено построить сооружение, приспособленное для того, чтобы посетители могли видеть его тело. Деревянный мавзолей был построен на Красной площади у Кремлёвской стены, а гроб с телом Ленина был помещён внутрь, пока патологоанатом Алексей Иванович Абрикосов не определил, что тело можно сохранить на более продолжительный период. В 1930 году тело Ленина было помещено в новый мавзолей из мрамора, порфира, гранита и лабрадорита.

8. Тадж-Махал (Taj Mahal), Индия


Император моголов Шах-Джахан построил Тадж-Махал в Агре, Индия, в память о своей любимой жене, умершей при родах в 1631 году. Белый мраморный монумент с тенистыми садами строился более 15 лет. Он широко считается одним из самых прекрасных когда-либо созданных сооружений.

7. Мавзолей Руфины Камбасерес (Rufina Cambaceres Mausoleum), Аргентина

Молодая аргентинская женщина впала в кому в 1902 году и была объявлена мёртвой в возрасте 19-ти лет. Через несколько дней после похорон девушки рабочие услышали крики, доносившиеся из её могилы. Когда могилу вскрыли, Руфина была действительно мертва, однако на её лице и стенках гроба были царапины, вероятно, оставленные в попытке выбраться.

Позже её мать построила грандиозный мавзолей в стиле модерн со скульптурно выполненными орхидеями. Хотя история трагической смерти девушки никогда не была подтверждена, она покорила сердца тысяч посетителей, а сама Руфина стала навсегда известна как «женщина, которая умерла дважды».

6. Мавзолей Уильяма Маккензи (William MacKenzie), Англия


4,5-метровая пирамидальная гробница британского гражданского инженера и проектировщика Уильяма Маккензи придаёт необычный вид кладбищу церкви Святого Андрея на Родни-стрит в Ливерпуле.

Мавзолей расположен в районе, считающемся одним из наиболее посещаемых в Ливерпуле. Поразительно неправдоподобная местная легенда гласит, что Маккензи якобы замурован сидящим за столом с выигрышной комбинацией карт, которые он держит своими костлявыми пальцами. Как заядлый картёжник он поставил на карту и проиграл свою душу в игре в покер с дьяволом и подумал, что если никогда не будет похоронен, то сатана никогда не сможет получить свой выигрыш.

5. Мавзолей Николаса Кейджа (Nicolas Cage), Новый Орлеан, США


Признанный актёр Николас Кейдж, ставший объектом многочисленных шуток и мемов, уже давно известен своим эксцентричным поведением как перед объективом камер, так и вне съёмочной площадки. Кажется, Кейдж планирует продолжить это делать также и после смерти, судя по странному мавзолею пирамидальной формы, который он приобрёл на знаменитом кладбище в Новом Орлеане.

Пустая могила представляет собой пустой 9-футовый камень (2,74 м), который разительно контрастирует с окружающими его надземными захоронениями, разрушающимися на протяжении вот уже более двух столетий. На пирамиде ещё не выгравировано ничьё имя, но она украшена латинским изречением «Omni Ab Uno», которое можно перевести как «Всё от одного».

4. Мавзолей Энрике Торреса Белона (Enrique Torres Belón), Перу


У пыльной дороги между озером Титикака и бывшей столицей инков Куско (Перу) расположен тихий городок Лампа (Lampa). Основанный в XVI веке, этот испанский колониальный форпост известен более современным дополнением - странным мавзолеем, примыкающим к его исторической церкви.

Рядом с храмом апостола Сантьяго находится причудливый мавзолей Энрике Торреса Белона, представляющий собой пещеру из костей, увенчанную алюминиевой репликой «Пьеты» Микеланджело. Гробница выстлана висящими человеческими скелетами и сотнями черепов, которые были эксгумированы из могил городского кладбища и подземных усыпальниц, находящихся под церковью.

На дне находится чёрный мраморный крест, освещение которого подчёркивает зловещие тени, отбрасываемые мрачными настенными «декорациями».

3. Мавзолеи наркобаронов, Мексика

С внешней стороны кладбище Хардинес-дель-Умайя (Jardines del Humaya Cemetery) в Кульякане (Culiacan), Мексика, выглядит довольно обычно, но чем дальше вы по нему идёте, тем больше у вас создаётся впечатление, что это место похоже на богатый пригород с роскошными особняками огромных размеров. На самом деле это - всемирно известные мавзолеи некоторых самых безжалостных наркобаронов Мексики.

Говорят, с собой в загробную жизнь ничего не возьмёшь, но это не значит, что некоторые люди не пытаются это сделать или, по крайней мере, забирают всё своё, чтобы оставить у порога к загробной жизни. Даже будучи мёртвыми, члены картеля Синалоа любят не что иное, как выставлять напоказ свой нарочитый образ жизни в виде замысловатых мавзолеев, которые стоят гораздо дороже, чем дом среднестатистической семьи.

Кладбище Хардинес-дель-Умайя прославилось своими мавзолеями, похожими на часовни, на которые приезжают посмотреть не только со всех частей страны, но также и люди из других стран, приезжающих в Мексику только ради этого.

И эти экстравагантные мавзолеи изумляют не только своими впечатляющими фасадами. Согласно некоторым сообщениям, многие из них оснащены современными удобствами, о которых многие мексиканцы могут только мечтать, такими как, например, круглосуточное кондиционирование воздуха, гостиные, спальни, полностью оборудованные кухни, пуленепробиваемое стекло, системы сигнализации и Wi-Fi, чтобы пришедшие родственники и друзья могли провести время с удовольствием, посещая могилу.

2. «Беверли-Хиллз мёртвых» (Beverly Hills of the Dead), Филиппины


Смерть не ставит крест на роскошном образе жизни некоторых богатых китайских жителей Манилы. Они похоронены своими близкими на гигантском кладбище, известном как Китайское кладбище Манилы (Chinese Cemetery of Manila). Это место представляет собой отдельный небольшой район с множеством могил размером с особняк в комплекте со всеми современными удобствами!

Огромные мавзолеи, выстроенные по обеим сторонам улиц по всему кладбищу, оборудованы всем самым передовым, включая полностью функционирующие кухни, ванные комнаты с роскошными элементами декора и шикарными спальнями для посещающих их родственников. Некоторые мавзолеи даже обзавелись постоянными жителями, которые, кажется, не прочь разделить своё жизненное пространство с мёртвыми.

1. Мавзолей Хумаюна (Humayun’s tomb), Индия


Эта гробница, возведённая в 1570 году, имеет особое культурное значение, поскольку стала первым садом-мавзолеем на индийском субконтиненте. Она вдохновила собой несколько значительных архитектурных новшеств, увенчавшихся строительством Тадж-Махала.

Мавзолей стоит на высокой, широкой террасированной платформе с двумя глубокими сводчатыми кельями со всех четырёх сторон. Он имеет форму неправильного восьмиугольника с четырьмя длинными сторонами и скошенными краями и увенчан 42,5-метровым двойным куполом, выложенным мрамором и обрамлённым столбовидными киосками (шатрами). Купола центральных шатров украшены блестящей керамической плиткой, а в середине каждой стороны глубоко утоплены большие арочные своды с несколькими небольшими сводами, установленными на фасаде.

Сад-мавзолей Хамаюна также называют «спальней моголов» - там похоронено более 150 членов семьи.