Тип характера у анны карениной. Описание анны карениной

Анна Каренина

Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л. Н. Толстого и одна из наиболее популярных женских образов в русской литературе. Анна молодая привлекательная женщина из высшего общества, жена известного чиновника А. А. Каренина , сестра Степана Облонского. Она не просто красива, а отличается особой изысканностью и грацией. По натуре она весела, добра и приятна в общении. В Анны есть восьмилетний сын Сережа, в котором она души не чает. Муж Анны гораздо старше нее. Хоть она никогда его не любила, но всегда уважала и хорошо относилась. Все меняется в жизни Анны после встречи с молодым графом Вронским . Он безоглядно влюбляется в нее и начинает преследовать в надежде на взаимность. В высшем свете Петербурга флирт и романы были привычным делом, даже среди замужних, но такая страсть не могла скрыться от любопытных глаз и уж тем более оставить кого-либо равнодушным.

Анна понимает, что эта связь роковая и принесет ей лишь неприятности. По этой причине изначально она старается держаться подальше от Вронского, но вскоре не выдерживает его натиска и подпадает под его чары. Вскоре о ее романе узнает весь свет, а вместе с тем и муж Анны – Алексей Александрович Каренин. Это известие выбивает его из колеи. Он не только разочаровывается во всех женщинах и в жизни целом, а теряет интерес к горячо любимой и успешной карьере. В сущности их с Анной почти ничего не связывает. Он человек холодный, рассудительный, в то время как она импульсивна, открыта и прямодушна. Она до последнего пытается сохранить брак, так как не представляет жизни без сына Сережи. Но чувство вины перед мужем, обществом и родными не дает ей покоя.

Каренина и Вронский начинают жить отдельной жизнью, вне общества. У них вскоре рождается дочка – Анна. Они много путешествуют, так как в Петербурге Каренина тяготится людскими пересудами и косыми взглядами. Вронский все также преданно ее любит и старается всячески подбадривать. Однако процесс душевного кризиса Карениной неизбежен. Ее честная, искренняя душа запутывается в лживых и фальшивых отношениях. В результате она становится глубоко несчастной и начинает в отсутствии Вронского употреблять морфий. Анну все чаще посещают кошмарные сны, ей кажется, что Алексей ее разлюбил, что он холоден с ней. Сам Вронский начинает себя также чувствовать ущемленным. Ему не хватает свободы, опостылели разговоры о любви. Скандалы и истерики становятся неотъемлемой частью их жизни. Не выдержав этих тягот и душевного разлада, в конце романа Анна бросается под поезд. Так и не сумев построить свое счастье за счет несчастья других и переступить через нравственные законы общества, она предпочла смерть.

Анна Каренина – светская замужняя женщина, мать восьмилетнего сына. Благодаря своему мужу занимает высокое положение в обществе. Она живет, так же как и все из ее круга общения, обычной светской жизнью. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Любовь Анны и Вронского была не счастливой. Хотя они и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Толстой как реалист и тонкий психолог объясняет трагическую обреченность любви Анны и Вронского не только внешними причинами – пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Писатель избегает однозначных характеристик героев.

Анна – свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое, бесовское». Ради страсти она забывает про свой материнский долг, не замечает страданий Каренина. Живя с Вронским, Анна не понимает его желания иметь совместных детей, создать настоящую семью. В финале произведения ее уже трудно узнать: она не растворяется всем сердцем в своих чувствах, не дарит себя любимому мужчине, а наоборот требует лишь безропотного подчинения и служения себе, хотя и не перестает любить Вронского.

Завершив рассказ о героине, Толстой не решил всех волнующих вопросов: кто виноват в ее смерти? Что толкнуло ее на самоубийство? Почему Анна не смогла довольствоваться браком с Карениным и новыми семейными отношениями с Вронским? Почему женщина, которая превыше всего ценила любовь, в конце концов, от нее и погибла? Автор не заканчивает роман гибелью Анны Карениной, он осознает, что трагический конец жизни героини – следствие глубокого расстройства душевных ценностей, морального разрушения цивилизации.

Анна Каренина Предстает в романе как окончательно сло­жившаяся личность. Трактовки ее образа в литературоведении чаще всего соотносятся с тем или иным пониманием смысла эпиграфа и меняются в зависимости от исторически изменяю­щегося отношения к роли женщины в семейной и обществен­ной жизни и нравственной оценки поступков героини. В со­временных оценках образа героини начинает преобладать тра­диционный народно-нравственный подход, согласующийся с толстовским пониманием нравственного закона, в отличие от недавнего безусловного оправдания Анны в ее праве на сво­бодную любовь, выбор жизненного пути и разрушение семьи.

В начале романа Анна- примерная мать и жена, уважае­мая светская дама, жизнь которой наполняют любовь к сыну и преувеличенно подчеркиваемая ею роль любящей матери. После встречи с Вронским Анна осознает в себе не только новую пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нра­виться, но и некую неподвластную ей силу, которая независи­мо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницае­мой броней лжи». Кити Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в гла­зах Анны и ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и преле­стное».

Несмотря на цельность характера, доброту, спокойствие, мужество и настоящее благородство, Вронский- неглубокий человек, практически лишенный серьезных интересов и от­личающийся типичными для светской молодежи представ­лениями о жизни и отношениях к людям, когда искренние поступки и чувства, целомудрие, крепость семейного очага, верность кажутся смешными и устаревшими ценностями. Впечатление от встречи с Анной действует на Вронского, как стихия, но постепенно его чувство превращается в любовь. Нечто стихийное и ужасное, независимое от разума и воли, есть во Вронском и для Анны: первое знакомство во время траге­дии на железной дороге (ее образ приобретает в романе опре­деленный символический смысл как роковой знак времени; мотив смерти и железа сопровождает сюжетную линию героев с момента первой встречи), внезапное возникновение из тьмы и метели по дороге в Петербург, что прямо соотносится с древ­ними мифическими представлениями о «чертовой свадьбе» или пляске (по А.Н. Афанасьеву).

Постепенно искренняя и ненавидящая всякую ложь и фальшь Анна, за которой в свете прочно укрепилась репутация мораль­но безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом. Под влиянием встречи с Вронским резко меняются ее отношения со всеми ок­ружающими: она не может терпеть фальши светских отноше­ний, фальши взаимоотношений в своей семье,(но существую­щий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше и дальше к падению. После неоднократно проявленного Каре­ниным по отношению к ней великодушия Анна начинает не­навидеть его, больно чувствуя свою вину и сознавая его нрав­ственное превосходство. Она привыкла видеть в муже лишь «министерскую машину».

Однако образ Каренина не так однозначен. Увлечение Ан­ны непосредственно сказывается и на его жизни. Каренин был преуспевающим чиновником, постоянно поднимавшимся по служебной лестнице, уважаемым в обществе за честность, по­рядочность, трудолюбие и справедливость. По мере развития и углубления семейного разлада герой переживает настоящую трагедию, душевное смятение, то поднимаясь до сострадания и прощения жены, то втайне желая ее смерти. Вначале он по привычке пытается найти разумное решение всех вопросов, но постепенно становится смешным в глазах света, колеблется в своих решениях, теряет служебный престиж, замыкается, постепенно утрачивает свою волю, попадая под чужое влияние.

Окончательный разрыв с мужем не приносит счастья и самой Анне, пытавшейся найти его в союзе с Вронским, в поездке в Италию, жизни в Москве и в имении. Новая жизнь приносит ей лишь унижения, как во время посещения театра, и осозна­ние глубины своего несчастья прежде всего от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Ничто не может изменить двусмысленности ее общественного положения, постоянно уг­лубляющегося душевного разлада. Постоянно чувствуя свою зависимость от воли и любви Вронского, Анна постепенно ста­новится раздражительной, подозрительной, привыкает к ус­покоительным лекарствам с морфием. Постепенно она прихо­дит к полному отчаянию, мыслям о смерти, желая тем самым наказать Вронского и остаться для всех не виноватой, а жал­кой, и, наконец, к самоубийству. Начавшееся на железной до­роге знакомство с Вронским, история любви, развивающаяся параллельно с осознанием Анной своей вины (во многом под впечатлением кошмарных сновидений, в которых ей и Врон­скому виделся страшный мужик с железом), гибель под коле­сами поезда замыкают символический круг жизни главной ге­роини-ее свеча гаснет.

Не осуждая Анну, Толстой предостерегает от этого и чита­теля, но в оценке ее жизни, поведения, выбора стоит на тради­ционных глубоко нравственных народных позициях, согла­сующихся не только с религиозно-этическими, но и с поэтиче­скими представлениями народа. В сюжетной линии героини он выявляет связный и прочный подтекст, восходящий к мифопоэтическим народным представлениям и однозначно трак­тующим образ Анны как грешницы, а ее жизненный путь как путь греха и погибели, несмотря на ту жалость и симпатию, которые она вызывает.

Роман открывается взятым из Библии эпиграфом «Мне от­мщение, и Аз воздам». Вполне ясный смысл библейского из­речения становится многозначным, когда его пытаются трак­товать применительно к содержанию романа. В этом эпиграфе виделись авторское осуждение героини и авторская же защи­та ее. Эпиграф воспринимается и как напоминание обществу о том, что не ему принадлежит право судить человека. Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф для того, «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе и Анна Каренина».

Это признание писателя является, по сути дела, определе­нием того, что есть нравственный закон как закон воздаяния человеку за все им совершенное. Нравственный закон и есть тот смысловой центр романа, который создает «лабиринт сце­плений» в произвёдений одним из современников Толстого оставлена запись более позднего, но важнейшего суждения пи­сателя: «Самое важное в произведении искусства - чтобы оно имело нечто вроде фокуса, - то есть чего-то такого, к чему схо­дятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хоро­шее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им». В «Войне и мире» Толстой определил, что есть «настоящая жизнь» и в чем смысл жизни каждого отдельного человека. Философ­ский смысл «Войны и мира» продолжается и расширяется в «Анне Карениной» мыслью о том, что жизнь людей скрепля­ется и держится исполнением нравственного закона. Эта мысль обогащала новый роман Толстого, делая его не только социаль­но-психологическим, но и философским. Своим отношением к пониманию и исполнению нравственного~зак6на определя­ются все персонажи романа «Анна Каренина». Этот же при" знак определяет ведущее положение двух главных героев.

48. Проблематика романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

По лекции. «Анна Каренина» (1873 – 1877) - трагическое произведение. Здесь уже нет светлой, гармоничной мысли.

В романе уже нет гармонии и единства. Принцип Толстого: нераздельность жизни исторической и частной. Толстой здесь исследует жизнь.

«Анна Каренина» - единственное произведение в мировой литературе, которое соединило в себе: 1) внутреннюю историю страсти и 2) злободневные вопросы общественной жизни, хозяйства, науки, философии, искусства. Здесь очень простой композиционный прием: открытый параллелизм сюжетных линий: Анны и Левина. Связь не внешняя, а внутренняя.

Наблюдается продолжение европейских традиций. Это чисто русский тип социально-психологического романа. Источник его – творчество Пушкина (стиль, язык, тон холодного наблюдения, лаконичность, психологизм). Психология показана через внешний жест, а не через внутренние монологи.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Роман "Анна Каренина" есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о постоянном переступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) - и неизбежном наказании - и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом "Мне отмщение, и Аз воздам".

Разделение персонажей автор совершает прежде всего по их отношению к мысли семейной. Семья - тот оселок, на котором проходит проверку едва ли не каждый, включая и периферийных действующих лиц "Анны Карениной". Два противоположно различных типа отношения к семье символизированы характерами и мирочувствием Алексея Вронского и Константина Лёвина.

Толстой осуществляет теперь основное противоположение различных типов жизнепонимания по преобладанию в них либо рассудка, либо сердца. Однако сердце в толстовском художественном восприятии сопряжено не с духовными, но преимущественно (хотя и не исключительно) с эмоциональными переживаниями его героев - даже когда они живут в ощущении своей связи с Богом. Связь эту они переживают скорее эвдемонически, а не в полноте веры. Внутренний мир человека Толстой отражает на уровне эмоционального состояния, наследуя тип восприятия "внутреннего человека" от сентиментализма (в котором точное соответствие нашло для себя художественное мировидение Руссо).

Ум героев Толстого направлен обычно на поиск и оправдание удовольствий, не обязательно чувственного свойства, но и рационального, интеллектуального, но и наслаждения приверженностью форме. Таков ум Стивы, но таков же и ум Каренина. Особенно своеобразен Каренин, гедонист рациональной формы, в которую он облекает жизнь. Каренин пребывает в холодной чистоте рациональной сферы бытия, тогда как почти все прочие, наполняющие собою светское общество, затемняют свой разум, оправдывая собственную греховность, то есть лицемерия. Но этому обществу Алексей Александрович противостать не в силах.

Толстой прослеживает движение греховного стремления в душе Анны, и психологический анализ внутреннего состояния героини поразительно совпадает со святоотеческим учением о развитии греха в человеке.

Мы наблюдаем и прилог, начальное восприятие внешнего соблазна, затем сочетание мысли с прилогом, затем внимание, переход во власть искушения, затем услаждение, внутреннее ощущение прелести греховного действия, затем пожелание, переходящее в согрешение.

Автор передаёт это развивающееся в ней состояние, как некий внутренний, но прорывающийся наружу - блеском в глазах, улыбкою - огонь, пламя, что доставляет муку и наслаждение одновременно, и разгорается всё сильнее и жжёт, и губит. Порой это обозначается лишь лёгкими, но и резкими штрихами.

Одновременно с падением Анны совершается восхождение к обретению истины - мучительное восхождение Константина Лёвина. Пути Анны и Лёвина пролегают в несовпадающих плоскостях, и лишь однажды им суждено было пересечься, замкнув тот возводимый автором свод, каким он перекрывал всё романное пространство. Анна и Лёвин встретились - и как будто открылась на мгновение та гибельная пропасть, что могла поглотить карабкающегося ввысь и постоянно оступающегося и срывающегося человека. Лёвин сам почувствовал, что может сорваться, увлечённый прелестью (и в житейском, и в духовном смысле), какую он ощутил в Анне. Сила соблазна её была слишком велика. Лёвин прошёл по самому краю пропасти, но не упал. Он всё-таки был слишком устремлён вверх, и это его спасло.

Лёвин долго живёт мечтой о счастье, не пытаясь одолеть соблазн профанного эвдемонического идеала. Правда, понимает он счастье отлично от прочих: он видит счастье в незамутнённом семейном благополучии.

Лёвин - человек "от земли", он близок мужицкому пониманию жизни, недаром сознаёт себя частью народа. В городе он чужак, там одолевает его "путаница понятий, недовольство собой, стыд перед чем-то", но стоит ему вновь оказаться в родной стихии, и "понемногу путаница разъясняется и стыд и недовольство собой проходят". Вот что спасает его от падения.

Правда, непосредственного натурального чувства жизни в чистоте у него всё же нет, цивилизация не могла не задеть его, обрекая на многие внутренние муки.

Не оттого ли Лёвин вдруг утрачивает ощущение счастья в браке? Разумеется, причиной того становится отчасти несовпадение реальной семейной жизни с его измышленным идеалом, но это-то дело обычное. Но поскольку для его внутреннего состояния он сам как субъект любви важнее объекта этой любви, то и энергия счастья может у него иметь своим источником прежде его собственные душевные переживания, а не присутствие любимого человека, но собственный-то внутренний резерв вдруг оказывается исчерпанным, и вместо счастья семейная жизнь приносит ему совершенно иные ощущения.

Можно сказать, используя апостольскую истину, что любовь Лёвина долго ищет своего - и оттого в какой-то момент она исчерпывает себя. Поэтому, когда в семье его всё налаживается и уже ничто не препятствует полному наслаждению счастьем, Лёвин входит в состояние отчаяния и близок самоубийству (а это биографический факт из жизни самого Льва Толстого, Лёвы, как звала его жена).

Отвергая ограниченность разума, Лёвин приходит к тому, что он знал и прежде: дурно жить ради сокровищ на земле - нужно жить для сокровищ небесных. Душа по природе христианка, и заложенное в ней мешал понять разум. Теперь, освободившись от его гнёта и послушавшись сердца, Лёвин обретает подлинное знание Бога.

И Лёвин окончательно отвергает разум как средство познания Истины - и утверждает для того необходимость веры. Веры, которую он знал с детства

Лёвин приходит к мысли, такой простой и такой сложнейшей, что без Бога жизнь невозможна. Эта истина открыта давно, она известна всем поколениям живших на земле людей, но каждый человек должен в поте лица своего добывать и добывать для себя эту истину. Лёвин именно это и совершил.

49. Путь исканий Константина Лёвина. Роман «Анна Каренина» и его время (70е г.г. века)

Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Левин - мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин - от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин - натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни - жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Левин и Анна - единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью.

Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на две части - “на себя” и “для общества”. Левин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой романа - единения и разъединения людей. Семья для Левина - самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена - ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

Не зная, чем заменить утраченное, Константин Левин возвращается домой, надеясь найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта “своего мира” вскоре терпит крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом, он начинает понимать что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом и человечностью, трудом и любовью.

Для дальнейшего развития этого открытия имеют значения встречи Константина Левина с некоторыми людьми. Сначала это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Левина проясняет для себя тему независимого труда и семьи.

Позже происходит разговор у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Левину преимущества капиталистического хозяйства. Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит к мысли об устройстве сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис Левина - стимул личного счастья как главный двигатель человеческих действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели, приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам. Это венец всех исканий Левина на путях конкретно-социального мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

Теперь его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель. Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного общества.

Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь. Кити и Левин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение. Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью. Но потом Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствие этого с миром.

Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею - пример глубокого противоречия в жизни и характере одного из интереснейших героев Л. Н. Толстого - Константина Левина.


Похожая информация.


Анна Каренина — героиня нашего времени (По роману Л. Толстого
«Анна Каренина»)

Читая такие произведения как «Анна Каренина» Льва Толстого , или «Госпожа Бовари» Флобера, мы задумываемся над тяжелой судьбой женщин, над смыслом и целью их жизни. И хотя это две, можно сказать, взаимно связанные вещи часто не совпадают в нашей жизни.
Осуждает, или оправдывает Толстой Анну Каренину? И как следует понимать таинственные слова эпиграфа: «Мне отмщение, и Аз воздам»? Неужели страшная смерть —
заслуженная кара этой женщины, до самого конца остается для читателя чистой и прекрасной?
Герой трагедии не может быть человеком с нецелостны, раздробленным чувствами. Человек с маленькими, почвертованимы чувствами и компромиссными мыслями не может охватить своими или мыслями, чувствами всю реальность и затронуть самое главное, не может противостоять всему миру, предъявляя к нему высокие требования, ценой собственной жизни, не может показать истинное несчастье многих людей. Это и сделала героиня Толстого — Анна. Своей любовью она хотела охватить весь мир. И холодный, жестокий мир, который окружал ее, не принял ее светлую любовь.
В образе Анны, Толстой показывает волшебную аристократку, а прежде всего, нежную, женственную женщину, с печальными глазами, просили автора разгадать загадку человеческой жизни.
Жена Толстого — Софья Андреевна записала слова автора: «Он говорил, что задача его сделать эту женщину только женственной и невинной». Тем самым он бы соглашался с мыслями Анны: «Я не виноватая в том, что Бог меня сделал такой, что мне нужно любит и жить …»
Встретившись с Вронским в вагоне у Анны было ощущение бури в ее жизни — предчувствие «запрещенного» счастье. В ней кипела сила жизни, а такое желание настоящей жизни, было равносильно этой бушующий бури.
Надо сказать, что Толстой развивает в «Анне Карениной» одну из основных тем своего творчества, тему отчуждения мира от человека и большое желание человечества — желание присвоения всего мира человеку. Анна Каренина была готова полететь навстречу всему миру. И понятно, что любовь, которая возникла в светлой душе, Анна была готова подарить всему миру. Любовь Анны высокая и прекрасная, в ней чувствовалась потребность жизни и любви ко всем вообще, и каждого в отдельности.
Но Вронский и Анна своей любовью убили ее. Только начиная свою любовь, они мгновенно начинали уничтожать ее. Любовь Анны была самой жизнью. Но и эта любовь была самой смертью. Неужели это означало, что смерть прикинулась жизнью? Да, она это умеет делать. И было понятно, что любовь Анны и Вронского просто была обречена на крах. Хотя сама природа позвала Анну к любви. И, одновременно, и сама природа осуждает ее за любовь, которая жила в душе Анны.
Не надо забывать, что переживания Анны за ее чувство, по его совестливость, ее готовность осудить себя — одновременно протестом против этого. Между чувствами Анны и мыслями Толстого проходит граница, которая проходит через весь роман: граница между отношением Толстого к Анне и его отношением к лжи и зла, в которые она вошла и в своих чувствах к Каренина, и в чувствах к Вронскому.
И в это время от нее отворачивается весь мир. И небо, и солнце, и зелень осуждают ее …
К сожалению именно любовь Анны убивает ее. Не найдя счастья с мужем, она стремится увидеть его с Вронским, но снова и снова разочаровываются. Вронский — человек не для семейной жизни, а тем более для настоящей любви. Так как Каренин, он не является человеком, который жил ради людей. Но Анна осознает это только впоследствии. Разочаровавшись в жизни и в любви, Анна не может найти себя в жизни и видит выход только сделав такой отчаянный шаг — шаг к смерти. Надо сказать, что не каждый человек готов достойно смотреть в глаза смерти, не каждый может оставить детей, и вообще жизнь. В образе Анны, на мой взгляд, Толстой показал женщину, которая бросила вызов миру в котором она жила, открыто «крикнула» о своих чувствах.
К сожалению в наше время очень много женщин с судьбой Анны Карениной. И надо сказать, что всегда человеческая душа будет стремиться к счастью, а главное, к взаимной любви, и очень редко она будет находить.

Как известно, связь персонажа и его портрета в художественном произведении взаимообусловлена. Через описание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Так, в «Анне Карениной» психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Главной особенностью Толстого-психолога является умение выделить ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии даже не мыслится. Так, автор подчеркивает, что походка у Каренина была такая, что «он ворочал всем тазом и тупыми ногами».

Пожалуй, без этой характеристики образ героя был бы неполным. Для достижения наибольшей динамики вновь и вновь обращает наше внимание на отдельные детали внешности. При каждом появлении Анны упоминаются ее «блестящие глаза, густые ресницы и красивое маленькие руки», постоянной характеристикой Стивы является его красивые лицо и, как у Анны, блестящие глаза. Поэтому можно говорить о внутреннем сходстве героев, ведь глаза отражают духовный мирчеловека.

Иногда портретная характеристика бывает направлена на снижение образа в глазах читателя. Так, Каренина часто характеризуют усталые глаза и белые, с набухшими жилами руки, а Вронского - обросшая волосами красная шея и крепкие белые зубы, что укрепляет в нашем сознании мысль о его сходстве с «прекрасно выкормленным животным». Часто, обращаясь к портрету второстепенных персонажей (купец Рябинин, покупающий за бесценок лес у Стивы, мадемуазель Варенька, адвокат Каренина), Толстой дает им прямую, ясную характеристику. На этом фоне странным кажется то, что главные герои романа как бы лишены портретных черт.

Портреты героев, разумеется, есть, но они словно растворены в тексте или даны глазами других персонажей. Например, про облик Стивы Облонского написано: «На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час… проснулся в своем кабинете…

он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинках дивана…» Это описание говорит о некоторых чертах характера - о лености, изнеженности барина. Но возникает вопрос, почему Толстой не создает прямого портрета своих героев. Просто автор не хочет нарушать динамизма повествования, замедлять темп развития стремительных событий, поэтому и выделяет характерные черты своих героев по ходу действия.

Но бывает и так, что Толстой не может обойтись без прямой портретной характеристики. Как правило, подобное описание фиксирует изменения, произошедшие в персонаже. Вот, например, портрет Каренина, данный глазами Анны: «Анна, думавшая, что она хорошо знает своего мужа, была поражена его видом… Лоб его был нахмурен, и глаза мрачно смотрели вперед себя, избегая ее взгляда; рот был твердо и презрительно сжат.

В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительная твердость, каких жена не видела в нем». В романе Толстого « » автор использует различные художественные средства для психологического раскрытия образов: внутренние монологи, пейзаж, авторские комментарии, символику и др. Но, как мне кажется, наиболее важным средством психологизма является все же портретная характеристика.

Ведь в романе «Анна Каренина» 287 действующих лиц, главных и второстепенных, и для каждого из них обрисован свой индивидуальный и глубоко психологический портрет. Каренина” - это, как и все произведения гениального писателя, не только рассказ о семье. “Лев Толстой, - писал Стасов, - поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда не брала русская литература…

Он умеет чудною скульпторской рукой вылепить такие типы и сцены, которых до него никто не знал в целой нашей литературе… “Анна Каренина” останется светлой, громадной звездой талантливости на веки веков”. Совсем по-иному отнеслись к роману реакционные критики. Сначала они хвалили Толстого, думая, что он будет описывать в романе старый дворянский быт и воспевать преданья старины глубокой.

Но каждая новая глава “Анны Карениной” настораживала и разочаровывала ревнителей старины. Они скоро убедились в том, что роман Толстого направлен против того, что им мило и дорого, и стали его чернить. Что же в новом произведении Толстого так напугало реакционных критиков? Их напугала суровая правда, с которой писатель показывал русскую жизнь той поры со всеми ее острыми противоречиями.

Их напугало резкое осуждение той “нечестной действительности”, в которой живут, страдают, борются, мучаются и гибнут такие прекрасные люди, как героиня романа Анна Каренина. Их напугал беспощадно яркий свет, направленный художником на ту сторону жизни буржуазно-дворянского общества, о которой сами они предпочитали умалчивать. Речь, конечно, идет о семейной теме романа.

“Анна Каренина” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. И дальше: “Все смешалось в доме Облонских”. Потом мы видим еще более несчастливую семью - Карениных.

На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья - Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой. Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью!

И счастье Левина не было безмятежным. Он полон бес покойства и тревоги за будущее - и своей семьи, и своей округи, и всей России. Левин - человек глубоко чувствующий и думающий.

В то же время он человек дела, действия. Родовитый дворянин, помещик, он видит, что все его старания сохранить и наладить свое хозяйство обречены на неудачу, что дворянскому землевладению скоро придет конец, что наступает новая эпоха, выдвигающая – на арену общественной борьбы новые силы. Левин хорошо знает народ и по-своему его любит. Он не сомневается в том, что интересы крестьян “самые справедливые”.

Однако он еще не решается порвать с дворянством и перейти на сторону народа. Он так и не нашел ответа на вопросы: как жить, как хозяйствовать, какие установить взаимоотношения с крестьянами? Толстой пишет, что Левиным владело “чувство внутренней тревоги и ожидания близкого разрешения” - разрешения всех конфликтов и противоречий, с какими он сталкивался в действительности.

В уста Левина писатель вложил красноречивую характеристику пореформенной с происходившими в ней крушением старых порядков и поисками новых путей. “У нас… все это переворотилось и только укладывается”, - говорит Левин.

Константин Левин большую часть своей жизни проводит в деревне. Описывая его дела и дни, Толстой широко показал деревенскую Россию - Россию помещика и крестьянина. В романе показано, как в этот период жило русское общество, как ломались ”старые устои”, утвердившиеся за долгие годы крепостничества. Вся жизнь Анны/Карениной прошла в городе, и она чаще всего появляется в тех главах романа, где изображено петербургское и московское аристократическое общество.

Жизнь этого общества показана писателем как искусственная, далекая от настоящих человеческих интересов и целей, полная лицемерия и фальши. Однако эти неприглядные черты прикрыты внешним блеском и лоском, и не так-то легко их разглядеть. И даже Анна Каренина, такой чуткий и тонкий человек, не сразу поняла, что за люди ее окружают. Судьба героини романа глубоко печальна.

Когда Анна была юной девушкой, тетка выдала ее замуж за Каренина - сухого, черствого человека, видного чиновника, делавшего служебную карьеру. Бездушный, холодный эгоист, он даже с сыном гово рит языком канцелярских приказов. “Это не человек, а машина, и злая машина”, - такую оценку дает ему жена. Читая главы романа, посвященные Анне, мы ясно видим, что причины ее гибели кроются не только в ее страстном и гордом характере, но и в тех общественных путах, которыми связана женщина в буржуазно-дворянском обществе.

“Законы” этого общества лишают женщину всякой самостоятельности, отдают ее в полное подчинение мужу. Судьба героини романа трагична. Полон тревоги за будущее Константин Левин.

И все же роман не вызывает у читателя чувства безысходности. Есть в “Анне Карениной” замечательная сцена, где рассказывается, как во время охоты Левин, идя по лесу, заметил шевелящиеся старые, сухие листья. Это их снизу пробивали острые, как иглы, ростки молодой травки. “Каково!

Слышно и видно, как трава растет”, - сказал себе Левин. Рисуя весеннее обновление природы, Толстой вселяет в сердца своих читателей веру в то, что силы жизни неодолимы. Он утверждает красоту живой жизни, ее победу над силами зла и мрака. Завершая роман “Анна Каренина”, Толстой пришел к крутому перелому в своих взглядах, который уже давно в нем готовился и назревал.

Наступил новый период в его жизни и творчестве, “переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом… Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь…

” Своим идеалом Толстой провозгласил “жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей”.