Глаголы на конце шипящие. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Оборудование: ПК, проектор, экран

Технологическая часть: презентация

Образовательная программа “Школа России”

Предмет, класс: Русский язык, 3 класс

Программа для 3-го кл. “Русский язык”. Л. М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.- М.: Просвещение, 2008

Тема: Имена существительные с шипящим звуком на конце

  • Познакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • Обобщить знания учащихся о функциях мягкого знака.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Приветствие учителя.

2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).

3. Упражнение на дыхание:

Глубокий вдох через нос;

Медленный выдох через рот.

2. Актуализация знаний (Слайд 1)

Какая часть речи чаще всего встречается в нашей речи? (имя существительное)

На уроке вы сможете получить новые знания об именах существительных.

Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
О русской речи,
Она ждёт с тобою встречи.

Работаем по следующему плану: (Слайд 2)

  • Словарно-орфографическая работа;
  • Изучение нового материала;
  • Закрепление;
  • Словарная работа;
  • Самостоятельная работа;
  • Повторяем пройденное. Фразеологизмы.
  • Итог урока.

3. Словарно-орфографическая работа (Слайд 3)

Шка(в, ф), гра(в, ф), клю(в, ф).

Ч(и, е)сло, п(и, е)вец, л(и, е)ства, с(и,е)няк.

В каждой строчке найдите лишнее слово. Объясните.

4. Изучение нового материала

Давайте подумаем. (Слайд 4)

Что вы можете сказать о каждой группе слов?

Можете ли вы сформулировать правило о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных?

Вывод: На конце имён существительных женского рода единственного числа после шипящих пишется мягкий знак.

Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце?

  • Определи, является ли проверяемое слово именем существительным.
  • Если нет, проверь написание слова по словарю, или уточни у взрослых.
  • Определи род имени существительного:
    • Если существительное м.р., писать мягкий знак не нужно.
    • Если существительное ж.р. и стоит в ед.числе, нужно писать мягкий знак.

Обозначает ли ь в словах тишь, рожь, глушь, вещь мягкость согласного звука?

Объясните особенности написания слов. (Слайд 7)

Ноч.., шалаш.., тиш.., мыш.., сыч.., луч.., рож…

5. Закрепление

Упражнение 1. (Слайд 8)

Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки.

Упражнение 2. (Слайд 9)

Разберите по частям речи. Укажите род имён существительных.

На густую рожь упала чёрная ночь.

Плащ темноты укрыл её так, как мать укрывает дочь.

6. Физкульт.пауза (Слайд 10)

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.

7. Словарная работа (Слайд 11)

Указать род имён существительных.

Высокий камы.., т..жёлый кирпи.., в..сёлый м..скви.., кр..сивый ланды.., осе(н,нн)ий пейза.., ж..лезная мело.., ру(с,сс)кая ре…

Проверка.

8. Самостоятельная работа (Слайд 12)

Запиши слова, изменяя их по образцу: ключи - ключ.

Ландыши, вещи, малыши, мыши, камыши, куличи, ночи.

Проверка.

9. Повторяем пройденное. Фразеологизмы (Слайд 13)

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.

Найдите фразеологизмы.

Как вы понимаете эти выражения?

Когда я ходил под стол пешком , я не выговаривал букву р.

Мой брат разбил хрустальную вазу. За это папа намылил ему шею .

Учительница сказала: “ Зарубите себе на носу , что жи-ши пишется через и”.

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.

10. Итог урока. (Слайд 14)

В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих?

У кого из вас вызывает затруднение написание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, стоящих в начальной форме?

11. Домашнее задание. (Слайд 14)

СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак. И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно. Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком, улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой. Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.

Фамилия имя __________________________________________________ Почему одни существительные оканчиваются на мягкий знак, а другие - нет? Определите род существительных с мягким знаком и без него. нож, рожь, меч, печь, мышь Запомни! Существительные женского рода на шипящий согласный имеют на конце мягкий знак, существительные же мужского рода на шипящий согласный мягкого знака на конце не имеют.

1. Впиши, где необходимо мягкий знак. Полноч..., врач..., ландыш..., пахуч..., могуч..., из-за туч..., решение задач..., извлеч..., ключ..., радуеш...ся, умнож..., пишеш..., пьёш..., несёш..., много свеч..., из-за рощ... ипастбищ... , врач..., ноч..., сыч..., калач..., реч..., грач....; лож..., нож..., рож..., ковш..., тиш..., мыш..., марш..., душ..., чуш... (ерунда), шалаш..., печ..., гореч..., борщ..., калач..., мыш..., брош..., карандаш..., нож..., матч..., клич..., ключ..., доч..., туш..., плач..., помощ..., багаж...,шалаш...

2. К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце. Не забудьте написать мягкий знак после шипящей на конце имён существительных женского рода!

Мячик

мяч

Помощник

Ключик

Мышеловка

Чертёжник

Дочурка

Вещица

Брошка

Цирк

Сторожка

Печник

Скрипка

Ночлег

Труба

Тишина

Ёжиха

Н.М.РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.

Ь на конце слов после шипящих (на примере пословиц, поговорок и загадок)

Ь на конце существительных после шипящих

1. . Определите склонение существительных, оканчивающихся на шипящие .

И мышь в свою норку тащит корку. Когда будет рожь, тогда и мера. Гусь свинье не товарищ. Не столько натрясут груш, сколько наломают. Здоровому врач не надобен. Красна речь слушаньем. Плач голосист, а печаль смиренна. Украли топор, так и топорище в печь. Один у Мирона сын, да и тот Мироныч. Клич кликать (звать на пир). Прокатися, грош, ребром, покажися рублем! Новая заплатка ветошь вытеребит. Скупой богач беднее нищего. Ложь на охотника, а не любо – не слушай! Всякая вещь о двух концах. Тишь да гладь, да божья благодать. Слово не нож, а до ножа доводит. Не отесан кряж, да навес держит.

2. Выборочные диктанты .

Заполните таблицу существительными, оканчивающимися на шипящие.

Умный товарищ – половина дороги. Жжется, как крапива, а колется, как еж. Грозит мышь кошке, да из норы. За честь – хоть голову с плеч. Коротыш тянется – не дотянется; долгай гнется – пояснице тяжко. Один глаз на печь, другой в Галич. У него на эту речь ухо заложило. Сын да дочь – ясно солнце, светел месяц. Глупому сыну не в помощь наследство. Твой меч, моя голова. Клещ не вещь, где упал, там и пропал. Пропал ни за грош. Придет ночь, так скажем, каков день был. Ошибка в фальшь не ставится. Что беснующемуся нож в руки, то лукавому власть. Даст Бог дождь, даст и рожь. Кабы не плешь, так бы и не голо. Вместо ореха да свищ. Что слово, то и ложь. И голыш не без праздника. По нитке рубеж (то есть не спорь, дело кончено).

3. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу существительные .

Умная... лучше глупой правды. Какова игра, таков и... . Не прикажите казнить, прикажите... говорить. Темна... все покроет. Ел бы... деньги, кабы убогий его хлебом не кормил. Корова на дворе – ... на столе. Есть о чем тужить, как не с кем... молотить. В дороге и отец сыну... . Это..., его руками не возьмешь. Сколько ни дуйся, ... , а, видно, отвалиться. Не до чужой печали, и своей еще с... не скачали. Пропал, как... на подтопе. Малый... лучше большого накладу. При верном псе и... спит. На... амуниции, а на рубль амбиции. ... приестся, а хлеб никогда. ... сильнее замка.

Проверьте себя : ложь, выигрыш, речь, ночь, богач, харч, рожь, товарищ, еж, клещ, плеч, мышь, барыш, сторож, грош, калач, ключ .

Краткие прилагательные с основой на шипящую

1. Предупредительные и объяснительные диктанты

Всяк себе хорош. Охоч ездить в гости, да не на чем. Убери пень в вешний день, и пень будет пригож. Дешев ситец, да линюч. Забор хорош, столбы гнилы. Стар дуб, да корень свеж. Тужил, что поехал охлябь, а воротился пеш.

2. Выборочный диктант . Запишите по столбикам в соответствии с правописанием (с ь и без ь ), определите части речи .

Хозяин добр – и дом хорош; хозяин худ – и в доме то ж. Зуй (кулик) до воды охоч, а плавать не умеет. С плеч да в печь. Из пустой хоромины либо сыч, либо сова, либо сам сатана. Пеший конному не товарищ. Богач друга не узнает. Эта вещь на охотника, стоит сто рублей. Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знает. Была бы в сусеке рожь, будет и в кармане грош. Взялся за гуж, так не говори, что не дюж! Колчан пригож стрелами, обед – пирогами. Тощ, как хвощ; живет тоненько, да помаленьку. Ешь, покамест живот свеж. Тягался, как лещ с ершом. Корка на корке, а мякиш на затворке.

Ь после шипящих в неопределенной форме глагола

1. Перепишите. Устно объясните, почему вы на месте пропусков поставили или не поставили ь . Определите части речи .

Огнем огня не сжеч_. Все доброхоты, а в нужде помоч_ нет охоты. На что и меч_, коли некого сеч_? Ходи, изба, ходи, печ_, хозяину негде леч_! Не береч_ поросли – не видать дерева. Человек не за красивое хорош_, а за хорошее красив. Спящий кот мыш_ не поймает. Стрич_ всех под одну гребенку. Как ни береч_ся, а, видно, ожеч_ся. Опытный врач_ реже ошибается. Не о том реч_, что некуда леч_, а о том реч_, что нечего печ_. Горяч_ почин, да скоро остыл. Тяжелую вещ_ лучше поднимать сообща. После дождя и туч_ снова солнца луч_. Лучше свое побереч_, чем чужое прожить.

2. Выборочные диктанты . Определите части речи .

Нельзя кузнецу не ожечься. Кто не слушает советов, тому нечем помочь. Лучше поберечься, чем обжечься. Слово – ключ, которым открывают сердца. Дружеская помощь дороже золота. Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя. Если мышь попадет за пазуху, то быть большой беде. Что ни хвать, то ерш да еж. Бедному жениться и ночь коротка. Уголек да глинка – не праздничный харч. Коли не ложь, так правда. Скинь горе с плеч. Легче нажить деньги, чем сберечь. Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет. Свое добро – хоть в печь, хоть в коробейку. Это рознится, как день и ночь.

2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

1. Предупредительные и объяснительные диктанты . Определите спряжение глаголов .

В поле за ветром не угоняешься. Родинки не смоешь. Искрами избы не натопишь. Большого пламени не задуешь, а пуще раздуешь. На чужой роток не накинешь платок. Не солнце, всех не обогреешь. Чужую печаль и с хлебом съешь, а своя и с калачом в горло нейдет. Дальше положишь – ближе возьмешь. Помянешь и лето, как шубы нету. Чужим богат не будешь. На эту удочку меня не поймаешь. Любишь гостить, люби и к себе звать. Цену вещи узнаешь, как потеряешь. На чужой лошадке не наездишься. В чужую душу не залезешь. Как тонет – топор сулит, а вытащишь – и топорища жаль.

2. Перепишите, ставя глаголы во 2-м лице единственного числа настоящего или будущего времени, обозначая при этом их спряжение .

Не копай другому ямы: сам в нее (ввалиться). Что написано пером, того не (вырубить) топором. За чужим (погнаться) – свое (потерять). Многого (захотеть) – последнее (потерять). Бездонной кадки водою не (наполнить). Пусти уши в люди, всего (наслушаться). (Сказать) слово, а прибавят десять. Говоря про чужих, (услышать) и про своих. Не смейся, горох, не лучше бобов: (размокнуть) и сам (лопнуть). Любви, огня да кашля от людей не (спрятать). Веника не (переломить), а по пруту весь веник (переломать). Маслом каши не (испортить). Это дело не сапог: с ноги не (скинуть). Выстрелив, пулю не (схватить), а слово, сказав, не (поймать). На кукушкиных яйцах не (высидеть) цыплят.

Повелительное наклонение глаголов

1. Предупредительные и объяснительные диктанты

Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь! Не послушался нас, так плачься на себя. Не тешь меня тем, чего я не ем. Ешь мед, да берегись жала. В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба с солью. Плачьте, очи: сами видели, что покупали. Не тычь в подворотню, и собаки не залают.

2. Выборочный диктант . Заполните таблицу подходящими примерами .

Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ГЛАГОЛОВ

На свете все найдешь, кроме отца и матери. От умного научишься, от глупого разучишься. Поздно беречь вино, когда бочка пуста. Барабанной палки негде вырезать; парня нечем высечь (безлесье). Рыбу ешь, да рыбака не съешь. Кого любишь, того сам даришь, а не любишь, и от него не примешь. Плачь не плачь, а есть-пить надо. Чужим хлебом да чужим умом недолго проживешь. Чего не знаешь, за то не отвечаешь. Тихо море, поколе на берегу стоишь. Богу угождай, а черту не перечь! Не мучь христианской души до смерти. Пьешь у друга воду слаще меду. И близок локоть, да не укусишь. Петушьим гребнем головы не расчешешь. Жалеть – не помочь, коли рок пришел.

Ь после шипящих на конце наречий

1. Предупредительные и объяснительные диктанты

Одна дверь на замок, другая настежь. Будь друг, отойди прочь! Теленок еще не родился, а они уж с обухом стоят. Замуж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка рожь всех сплошь. Хоть на час, да вскачь. Сын да дочь, да и тех кормить невмочь. Ты от горя за реку, а оно уж стоит на берегу. Врет сплошь, а переврать не умеет. Прочь поди, в грех не вводи! Не бывав, девушке замуж хочется.

Отгадайте!

Объясните правописание слов на изученные орфограммы.

Днем, как обруч, ночью, как уж, кто отгадает – будет мой муж. (Пояс.)
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Печь блины.)
Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает. (Рожь.)
Полна печь пирогов, посреди каравай. (Звезды и месяц.)
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса.)
Чего с земли не подымешь? (Тени и дороги.)
Чего хочешь, того не купишь; чего не надо, того не продашь. (Молодость, старость.)
За полем горшочек и кипуч и горяч. (Муравейник.)
Матушка Софья день и ночь сохнет: утро настанет, прочь отстанет. (Заслонка печная.)
Чем больше ешь, тем больше остается. (Орехи.)

Обобщающие упражнения

1. Заполните таблицу примерами из диктуемых учителем пословиц .

Печь нам мать родная. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Отойди, еж, на тебе тулуп нехорош. Не шути с огнем, обожжешься. Что прочно, то и беречь можно. Под лежач камень и вода не течет. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет (двуличен). Что у людей водится, от того и мы не прочь. Ешь до света, а делай до поту. Ладно, кума, лишь бы правда была. За глаза калач купить: не полюбится, сам съешь. Грач соколу добыча, а лягушка вороне. На солнышко во все глаза не взглянешь. Такая голь, что парня нечем высечь. Неуклюж, да дюж. Всюду вхож, как медный грош (к кому ни попал в руки, всем свой). Чужая сторона дремуч бор. Семь раз примерь, один раз отрежь! Не дурачься, и так не умен. Сплошь да рядом. Посильна беда со смехами, а невмочь беда со слезами. Ложь доводит до правды (то есть уличает). У кого желчь во рту, тому все горько. Скажешь – не воротишь; напишешь – не сотрешь; отрубишь – не приставишь. Быть в огне, да не обжечься. На что с тем дружиться, кто охоч браниться? На богатого ворота настежь, на убогого запор. Дают ему грош, так, вишь, не хорош. Хвощ – деревенский овощ. Дочку замуж выдать – не пирог испечь.

2. Перепишите .

Счастливый на коне, бессчастный пеш_.
Выигрыш_ с проигрышем на одних санях ездят.
Будь малым доволен – больше получиш_.
Не о том, кума, реч_, а надо взять да береч_.
Будь лиш_ мед, мух много налипнет.
Грош_ за рыбу, грош_ на рыбу, да грош_ на нее ж.
– Все ты вреш_!
– Да биш_ за вреш_ отдала грош_.
Распояш_тесь, дорогие гости, кушаки по колочкам!
Уж_ он съел пирог до обеда.
Воду в ступе толоч_.
С кем поведеш_ся, от того и набереш_ся.
Кто тонет – нож_ подай, и за нож_ ухватится.
Ерш_ бы в ухе, да лещ_ в пироге.
У кого нет голоса, тот и петь охоч_.
Худая слава пройдет – никто замуж_ не возьмет.
Хорош_ цветок, да остер шипок.
Горяч_ молодец уродился.
Хоть пой, хоть плач_; хоть вплавь, хоть вскач_.
Будь здоров, да отойди проч_!
Ешь, пока рот свеж, а завянет – никто в него не заглянет.

Ниже приведены пословицы, которые тоже можно использовать при отработке орфографических навыков на правописание ь на конце слов после шипящих.

По моде и мышь в комоде. Добрая то речь, что в избе есть печь. На обухе рожь молотил, зерна не уронил. На что было жениться, коли рожь не родится. Кукиш в кармане утаишь, а шила в мешке не утаишь. Всякий черт Иван Иванович. Слуга барину не товарищ. Убогому кличка голыш (никто его не знает и не зовет по имени). Голая речь не пословица. Бог и плач в радость обращает. Сыч хозяина выживает (если кричит на дому). Не всяк Иван Иванович, а кому Бог даст. Счастливый – что калач в меду (к нему все пристает). Не по небу и богач ступает, не под землей живет и убогий. Он давно на меня нож точит. Надулся, как мышь на крупу. Рать стоит до мира, ложь до правды. Понес дичь (то есть неправду). Перед смертью не надышишься. Через край нальешь, через край и пойдет. Завистью ничего не сделаешь. Как поживешь, так и прослывешь. Рот не огород, не затворишь ворот. Людских речей не переслушаешь. Высоко летаешь, да низко садишься. Без беды друга не узнаешь. Не знаешь песни, так и не затягивай. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Мешай дело с бездельем: с ума не сойдешь. Без пословицы не проживешь. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Слезою моря не наполнишь. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься. Как ног у змеи, так у плута концов не найдешь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Что посеешь, то и пожнешь. Тише едешь – дальше будешь. Дом хорош, да хозяин не гож. Лицом хорош, да душою не пригож. Не пригож лицом, да хорош умом. Был бы сам хорош, так бы люди не испортили. Пой песню тот, у кого голос хорош. Кто плясать охоч, погудку сыщет. Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч. Хорош Париж, а живет и Курмыш. Первую дочь родители замуж отдают, вторую сестра. Питер женится, Москва замуж идет. Сын не родился, а уж ему имя дали. Будь здоров, да отойди прочь! Уж солнышко на ели (поднялось в дерево), а мы еще не ели. Чем лаптю кланяться, так уж поклонюсь сапогу. Любо – бери; нелюбо – прочь иди. Не плачь по мне, плачь по себе. Кашу ешь, а ножом не режь. Пирог ешь, хозяйку тешь. От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди.