Правописание гласной зависит от ударения. Чередующиеся гласные

    В нижеперечисленных корнях пишется и -a - , в противном случае пишется е :

    a → е, a → и
    ..е.. ..и.. a
    бе р - бер у би р - забир a ть
    бле с(т) - блест еть бли ст - блист a ть
    де р - удер у ди р - задир a ть
    же г - выжег жи г - сжиг a ть
    ме р - умер еть ми р - умир a ть
    пе р - запер еть пи р - запир a ть
    сте л - расстел ить сти л - расстил a ть
    те р - стер еть ти р - стир a ть
    че р - вычет чи р - вычит a ть

    Исключения: соче т а ть, соче т а ние.

    Запомните: че т а.

    В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин , если дальше следует суффикс -a - .

    ать/ять …им/н a
    снять сним a ть
    начать начин a ть
    принять приним a ть
    размять размин a ть
  1. В корне кас- - кос(н)- пишется а , если дальше следует суффикс -a - .

Чередование в зависимости от ударения

Без ударения в корнях гор- (гар-), твор- (твар-), клон- (клан-), позд- (пазд-) пишется о , в корнях зар- (зор-), плав- (плов-) пишется а . Под ударением в этих корнях пишется та гласная (о/а) , которая слышится.

Если без ударения Если под ударением
..о.. ..а.. гласная, которая слышится
го р е́лый за р ни́ца зага́ р , зо́ р ька - за́ р ево
тво р и́ть за р я́ тва́ р ь - тво́ р чество
покло н е́ние попла в о́к кла́ н яться - покло́ н , попла́ в ать
опо зд а́ть пла в у́чий опа́ зд ывать - по́ зд но

Исключения:

вы́га р ки, и́зга р ь, при́га р ь; у́тва р ь; зо р я́нка, зо р ева́ть; пло в е́ц, пло в чи́ха, плы в у́н.

Чередование в зависимости от последующей согласной

    В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о .

    Пример: заро с ль - ра ст и, выра щ ен .

    В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж - о .

    Пример: предло ж ить - предла г ать .

    В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч - о .

    Пример: ско ч у - ска к ать .

    Исключения:

    отра с ль, ро ст ок, выро ст ок, ро ст овщик, Ро ст ов, Ро ст ислав, ска ч ок, ска ч у,поло г .

Чередование в зависимости от значения слова

    Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» , а корень мок- в глаголах со значением «впитывать жидкость» .

    Пример: вымо к нуть - ма к ать .

    Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый» , а корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» .

    Пример: сро вн ять (землю) - ура вн ение .

    Запомните:

ра внина, ра внение, поро вну, уро вень.

Лексика. Лексическое значение слова. Предмет лексикологии

Все слова языка составляют его лексический (т. е. словарный) состав, или лексику.

Каждое слово имеет звучание, написание и лексическое значение. Это можно показать на схеме.

Лексикология - это раздел языкознания, изучающий лексику: лексические значения слов, их отношения с другими словами и их употребление.

Однозначные и многозначные слова

Слова могут иметь одно лексическое значение, т. е. быть однозначными, или несколько взаимосвязанных лексических значений, т. е. быть многозначными. Сравним три высказывания со словами овощ и хлеб.

На огороде выросли овощи.

По утрам я всегда ем свежие овощи.

Этот овощ не годится для салата оливье.

В магазине кончился белый хлеб.

Осенью с полей убирают хлеб.

Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб.

Мы замечаем, что слово овощ во всех трёх предложениях обозначает одно и то же: «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу», т. е. имеет одно значение. Но этого мы не можем сказать о слове хлеб. В первом предложении оно имеет значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки». Муку для хлеба делают из зерна, поэтому словом хлеб называют также зерно. Во втором предложении слово хлеб употреблено в значении «зерно, из которого делают муку». Хлеб - основная пища в нашей культуре, самое необходимое для нашего существования, поддержания жизни. Поэтому понятие хлеб оказывается тесно связанным с понятием жизнь, и на этой основе у слова хлеб развилось значение «средства к существованию». Именно такое значение имеет это слово в третьем предложении. Следовательно, слово хлеб многозначно, т. е. имеет несколько взаимосвязанных по смыслу значений.

Многозначные слова следует отличать от омонимов. У омонимов в значениях нет ничего общего. Например, значение слова лук («овощ») не имеет никаких смысловых связей со значением омонима лук («оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой»).

Прямое и переносное значение слова

Лексические значения многозначного слова всегда связаны по смыслу. Обычно бывает так, что у слова есть основное , или прямое значение , на оснoве которого появляются связанные с ним переносные значения . Например, у слова хлеб есть прямое значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки» и развившееся по смежности с ним переносное «зерно, из которого делают муку».

Перенос значения чаще всего может происходить на основании сходства, смежности, расширения и сужения. Схематично это можно представить так.

Типы переноса Примеры
Метафора (греч. metaphora - перенос)- перенос по сходству.

Cветиться (излучать свет) - светиться от счастья (выглядеть так, как будто излучаешь свет)

Конь (животное) - конь (спортивный снаряд, напоминающий коня)

Осёл (животное) - осёл (глупый и упрямый человек, этими качествами похожий на осла)

Метонимия (греч. metonymia - переименование) - перенос по смежности (т. е. по вовлечённости в одну ситуацию в пространстве, во времени, в причинно-следственных связях, по количественным отношениям).

Аудитория (вместилище) - аудитория (люди во вместилище)

Выпечка булок (процесс) - выпечка (изделия, которые выпекли)

Заниматься вышивкой (процесс) - красивая вышивка (результат этого процесса)

Расширение значения . Солнце (звезда Солнечной системы) - солнце (любая звезда)
Сужение значения. Капля (маленькая частица жидкости) - капли (жидкое лекарство)

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву "А" в корне, а слово заго реть - букву "О".

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.


Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.


После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".

Например: располаг аться - располож иться, предполаг ать - предполож ить (но полог ), скак ать - вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти - нара щивать - взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву "А".

Например: зо рька - за ря, припо й - па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).


В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву "О":

Например: зага р - заго реть, тва рь - тво рение, кла няться - покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".

Например: ка са ться - ко снуться, отло жить - безотла гательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень ра вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".

Например: ура внять права, сра внительный анализ.



Корень ро вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".

Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

Корень -ма к- употребляется в значении "опускать в жидкость".

Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

Корень мо к означает «пропускать жидкость».

Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.


Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:

1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание чередующихся "Е" и "И" в корнях определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".


Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: забе рёт - заби ра ет, приде рётся - приди ра ется, заме рли - зами ра ет, запе р - запи ра ется, выте рся - выти ра ется, бле стит - бли ста ет, выже г - выжи га ют, посте лить - рассти ла ться, выче т - вычи та ть.

Исключения: соче та ть, соче та ние.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.


И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!