Результаты егэ по биологии по рф

Какие слабые места выявились при сдаче экзамена?

В ЕГЭ по биологии в 2016 году приняли участие 18% от общего числа выпускников. Выбрали биологию для сдачи ЕГЭ намного больше выпускников, чем в 2015: 129 851 человек и 122 900 соответственно – примерно на 6 000 выпускников разница. О чем это говорит? Неуклонно растет интерес к профессиям, где требуется основательно изучать биологию: медицинские и сельскохозяйственные вузы, ветеринарные академии, биологические и психологические факультеты педагогических вузов.

Экзаменационная работа традиционно состояла из двух частей. Всего 40 заданий: 33 – первая часть, 7 – вторая. 45% заданий выявляют базовые знания школьной программы. Задания повышенной и высокой сложности позволяли определить процент выпускников, готовых к продолжению изучения этой дисциплины в вузах биологического профиля.

Не набрали необходимого минимума (до 36 тестовых баллов) 16,9% экзаменуемых, достигли удовлетворительных результатов (36-60 баллов) – 49,2%, хорошо подготовились 26,6% (61-80 баллов), отлично – 7,3% (81-100 баллов).

Но в целом выпускники показали успешное усвоение школьного материала по биологии.

Самыми трудными для всех участников экзамена оказались задания части 2, требующие развернутого ответа.

Не справились с вопросами о лишайниках. Причем затруднения возникли на всех уровнях сложности.

Из блока «Человек и его здоровье» самые трудные задания по системам кровообращения и лимфотока, по функциям мышечной ткани.

Слабо подготовленными оказались и вопросы по определению путей эволюции животных и растений на конкретных примерах.

Невысокий процент выполнения (28-38%) зданий линий «Экосистема, ее компоненты. Разнообразие и развитие экосистем».

Неожиданно низким был результат выполнения заданий линии «Биосфера. Круговорот веществ в биосфере». Например, с вопросом о высокой температуре как ограничивающем факторе распространения жизни в литосфере справились только 25% выпускников, а с заданием о свойствах экологической пирамиды – вообще 8%.

Судя по результатам экзамена, пристальное внимание при подготовке следует обратить и на вопросы, связанные с обменом веществ на клеточном уровне.

В этом году выпускники лучше решали задачи по генетике, чем в прошлом. Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо отрабатывать алгоритмы решения задач по генетике и цитологии, тем более что в ЕГЭ по биологии в 2017 году предполагается увеличение количества таких задач.

Также в 2017 году исключаются все задания с выбором одного ответа, чтобы ответ был случайно угаданным. Часть 1 будут составлять задания, требующие краткого ответа. Значит, необходима более тщательная подготовка.

Больше предполагается заданий с рисунком. Например, найти ошибки, допущенные в рисунке.

Чтобы экзаменационная работа была более ориентирована на практику, с 2017 года в нее включаются новые формы проверки знаний выпускников: необходимо заполнить пропуски в таблице, схеме, больше работы с графиками, гистограммами, таблицами и т.д. Такие нововведения позволят проверить не только полученные в школе знания, навыки, но и степень овладения умением анализировать научную информацию, обобщать ее, систематизировать.

Экзаменационная работа также будет состоять из двух частей, но количество заданий значительно уменьшится (с 40 до 28).

В2017 году увеличивается время, выделяемое на сдачу экзамена с 180 до 210 минут.

При подготовке к сдаче экзамена выпускнику обязательно нужно ознакомиться с его новой структурой в проекте спецификации на сайте ФИПИ, а также практически отработать, выполнив размещенный там же демонстрационный вариант экзаменационной работы. Если к тому же учесть допущенные ошибки при сдаче экзамена в прошлые годы, то ребенка непременно ждет отличный результат.


Рособрнадзор подвёл итоги основному и дополнительному этапу ЕГЭ 2017 года. В целом статистика показывает, что выпускники этого года справились с экзаменами более успешно по сравнению с прошлым годом. В ЕГЭ приняли участие порядка 620 тысяч человек.

Вдвое сократилось количество двоечников. Так, например, произошло на экзамене по истории. По другим предметам цифры разнятся, но неудовлетворительных работ действительно стало меньше: по биологии - на 0,3%, по химии - на 1,1%, по литературе - на 1,5%, по физике - на 2%, по обществознанию - на 4%, по иностранным языкам - на 25%.

На 2% увеличилось число участников, набравших на ЕГЭ 2017 года от 80 до 100 баллов.

Не упускает из виду Рособрнадзор и талантливых выпускников, которым удалось набрать высший балл по трём предметам сразу. В этом году таких ребят оказалось шесть: двое из Екатеринбурга и по одному из Санкт-Петербурга, Пензы, Перми и Кургана. В 2016 году было всего три трёхсотбалльника: из Оленегорска (Мурманская область), Кемерово и Кирова.

На четверть по сравнению с прошлым годом уменьшилось количество нарушений, связанных со списыванием. Однако "достаётся" не только выпускникам, но и учителям. Так, в Ингушетии за попытку помочь ученикам на ЕГЭ был уволен директор школы. По всем регионам точечно увольняют учителей за случайный звонок телефона во время проведения ЕГЭ, а также за то, что они "недоглядели" за учениками, пронёсшими на экзамен свой телефон. Подобные случаи показательной расправы (даже над заслуженными учителями с двадцатилетним стажем) порой вызывают недоумение.

Но что касается скандалов, то в этом году они пришлись не на момент сдачи экзамена, а на апелляции. По всей стране участники ЕГЭ жалуются на грубые несоблюдения правил апелляции.

В некоторых регионах конфликтная комиссия принимала решение об изменении баллов ещё до начала самой процедуры, а выпускников оповещала уже постфактум (без права на обжалование, поскольку все баллы уже были вписаны в итоговый документ; естественно, никакой речи о подписи выпускника рядом с итоговой оценкой и речи не шло). В других случаях организаторы препятствовали как подаче заявления об апелляции, так и личному присутствию участника ЕГЭ на заседании (например, "забывая" назвать дату или намеренно не давая подписать необходимые для присутствия документы). Жаловались выпускники и на то, что их аргументацию не принимают во внимание, а письменное обоснование апелляции отказываются подшивать к делу. Эксперты всеми силами пытались сохранить исходный балл, ссылаясь на несуществующие критерии оценки и придираясь к мелочам, которые вообще не влияют на выставление баллов. Всё это вызвало волну негодования среди выпускников и их близких. Обращения на горячую линию по ЕГЭ также не принесло результатов, поскольку на противоположном конце расстроенным родителям заявляли, что "порядок проведения заседания конфликтной комиссии оспариваться не будет".

Вопиющая несправедливость по отношению к апеллянтам, а также небрежность в изначальной проверке работ - вот, что запомнится нам о ЕГЭ 2017 года.

1 июля стал последним днем сдачи ЕГЭ-2017. Спустя два дня уже можно говорить о том, как справились петербургские выпускники с финальным испытанием школы.

Язык - не враг

Зампредседателя Комитета по образованию Ирина Асланян констатирует, что в целом результаты ЕГЭ этого года лучше, нежели в прошлом. Предварительные итоги говорят о том, что на 100 баллов экзамен сдали 334 выпускника, тогда как в 2016 году эта цифра было значительно ниже – 224 человека. Из них 19 человек получили 100 баллов по двум предметам, а один выпускник президентского физико-математического лицея – даже по трем.

Достаточно в этом году и высокобальных отметок – каждый седьмой результат ЕГЭ является таковым, более 12 тысяч выпускников получили выше 80 баллов. При этом каждый третий имеет высокий балл по русскому языку. Эксперт акцентирует внимание на том, что языки довольно легко даются выпускникам – средний балл по иностранным языкам превышает 70.

Прекрасно обстоят дела и с информатикой – в сдаче этого предмета побит рекорд по стобалльным отметкам, такой результат показал 41 ученик. 23 стобальных результата по литературе и столько же по истории, которую сдавали 3700 выпускников и 550 из них получили высокий балл.

А вот тяжелее всего далась выпускникам-2017 биология.

«Около 15% ребят не справились с экзаменом по биологии», - констатирует Ирина Асланян.

Сознательность растет

Ирина Александровна отмечает, что увеличилась и сознательность учеников – удалений в ходе проведения ЕГЭ-2017 было всего девять – один экзаменуемый пронес шпаргалку, а остальные – мобильные телефоны. Например, в 2014 году из аудиторий удалили 49 выпускников, то есть количество нарушений за три года снизилось более, чем в пять раз.

«Мы больше внимания уделяем воспитанию культуры сдачи ЕГЭ и повышению сознательности самого выпускника», - отмечает Асланян -«Поэтому, когда мы предлагаем поставить подпись под распиской, что он не имеет с собой мобильных телефонов и справочных материалов, многие говорят: "Ой, да, я забыл: вот у меня телефон, вот у меня то и то". Мне кажется, что это значительно более важно, чем определить металлодетектором».

Об увеличении дисциплинированности и объективного отношения к своим знаниям говорит и зампредседседателя Конфликтной комиссии Петербурга Александр Федосов , констатируя, что, согласно статистике за 9 лет, в этом году рекордно низкий процент поданных апелляций. Пока он составляет 1% от всего количества сдававших ЕГЭ.

«Это свидетельствует о качестве работы предметных комиссий», - заключает Федосов, добавляя, что в Петербурге организация, проводящая государственную аттестацию, Конфликтная комиссия и Государственная экзаменационная комиссия работают на удивление слаженно.

В тройку лидеров предметов, по которым пытаются оспорить результаты входят математика, литература и обществознание. Александр Федосов напоминает, что срок подачи апелляции – два дня с момента официального получения результатов ЕГЭ, из документов потребуется только паспорт.

Больше нервов тратят родители, чем дети

Еще одну тенденцию, прослеживаемую в нынешнем проведении Единого госэкзамена, отметил общественный наблюдатель Илья Стреколовский : школьники стали гораздо меньше волноваться. Это объясняется налаживанием механизма, понятностью и предсказуемостью процедуры сдачи ЕГЭ. Такого же мнения придерживается и представитель Конфликтной комиссии, замечающий, что более бурная и эмоциональная реакция наблюдается скорее у родителей, чем у самих выпускников, даже если речь идет о понижении балла после рассмотрения апелляции.

«Понижение балла в 90% случаев воспринимается спокойно, штатно самими участниками экзамена. Гораздо хуже дело обстоит с родителями. Мне кажется, это – общая картина для ЕГЭ в целом. Участники экзамена давным-давно спокойно относятся к Государственной аттестации в новой форме, в отличие от родителей», - делится опытом Александр Федосов.

Говоря об общем тоне проведения Единого госэкзамена в нынешнем году Ирина Асланян выделяет следующее:

«ЕГЭ-2017 прошел спокойно, в штатном режиме, без каких либо эксцессов. И это – самое главное».

Анализ резул ьтатов ЕГЭ2016 года по биологии.

ЕГЭ по биологии сдавали всего 54 учащихся из 17 школ района. Средний бал по району составляет 62,3,что на 2,87 баллов выше, чем прошлогодние результат 59,43.

Не прошли пор

Средний первичный балл

Средний балл

80 и более

Усалинская СОШ

Зверосовхозская СОШ

Куюк –Ерыксинская СОШ

Нижнеякинская СОШ

Шадчинская СОШ

Олуязский лицей

Нижнесуньская СОШ

Большешиинская СОШ

Среднекирменская СОШ

Красногорская СОШ

Кляушская СОШ

Таканышская СОШ

По району

4 учащихся (Лицей №2, СОШ №4, Красногорская СОШ, СОШ №3) не смогли необходимые баллы для прохождения порога (36 б). 8 учащихся набрали 80 и более баллов.

Анализ результатов экзамена в 2016 году показал, что большинство участников ЕГЭ набрали от 36 до 95 баллов.

Выполнили верно задания типа А

Общее число учеников, сдавших ЕГЭ

Кол-во в %

Задания типа В

Задания типа С

кол-во верных ответов в части С

Средний вторичный балл

Низкие результаты получены при выполнении заданий, проверяющих знания об Метаболизме клетки, энергетическом обмене и фотосинтезе, реакции матричного синтеза. Плохо усвоены знания по биосфере. В частности, учащиеся продемонстрировали слабые знания при выполнении задания о признаках прогрессивной эволюции организмов, движущих силах и результатах эволюции. Они затруднились в выборе примеров предостерегающей окраски у животных как результата приспособленности к среде. Наибольшие затруднения вызвали задания, требующие обосновать роль различных факторов эволюции в видообразовании, охарактеризовать значение естественного отбора как движущей силы эволюции, изоляции как условия образования новых видов. Слабые результаты по этой линии наблюдаются из года в год, поэтому данным вопросам следует уделять особое внимание в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ. Как и в предшествующие годы, большие затруднения вызвали задания на установление последовательности объектов, процессов, явлений. Выпускники не смогли установить последовательность проявления рецессивных признаков в потомстве, процессов при географическом видообразовании, появления ароморфозов у животных и растений, возникновения приспособлений в процессе эволюции. Низкие результаты выполнения заданий этого типа, с одной стороны, можно объяснить сложностью материала по эволюции органического мира, а также тем, что положения синтетической теории эволюции, основные пути и направления эволюции излагаются в действующих учебниках фрагментарно и нечётко. С другой стороны, на результаты оказал влияние тот факт, что такой тип заданий почти не используется в школьной практике. Как и в предыдущие годы, задания по экологии во второй части работы были выполнены лучше, чем по эволюции. Анализ выполнения учащимися заданий со свободным развернутым ответом показал, что с заданиями, предусматривающими применение биологических знаний и умений в практической ситуации, справились менее 1/3 учащихся. Наибольшие трудности у учащихся вызвали задания, требующие обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира, применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание), задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.) Выпускники слабо представляют, какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека, от чего зависит прочность суставов, как регулируется содержание глюкозы в крови, с какой целью используется физиологический раствор при введении в кровь лекарственных препаратов. Вероятно, это можно объяснить тем, что физиологические понятия являются наиболее сложными в курсе биологии, требующими соответствующих знаний по физике и химии, поскольку без них невозможно понять сущность процессов, протекающих в живых организмах.

Задания, контролирующие умения работать с текстом, схемой, рисунком представлены по всем содержательным блокам. Трудными для выполнения оказались и задания с рисунками: определение у эмбриона позвоночного животного зародышевых листков и формируемых из них тканей и органов; установление изображенного на схеме нуклеотида и описание функции образованного им биополимера; определение структур клеточной мембраны и их функций.

Анализ - результатов выполнения заданий экзаменационной работы 2016 года позволяет сделать следующие выводы.

1. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического обра-зования.

2. По каждому блоку содержания выявлены знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых:

Анализ наиболее сложных заданий и типичных затруднений выпускников (блоки 1-7). Блок 1. Биология – наука о живой природе. К числу наиболее сложных следует отнести задания, в которых требуется указать минимальный уровень организации живого, метод биологии, изучающий строение и функции белка (биохимический), метод исследования степени распространения наследственных заболеваний человека (популяционно- статистический), уровень организации колоний организмов (популяционно- видовой), метод генетики для определения генотипа родительских форм (гибридологический). Блок 2. Клетка как биологическая система. При выполнении заданий учащиеся не умеют сравнивать и соотносить клетки прокариот и эукариот, соматические и половые клетки, процессы протекающие в фазах митоза и мейоза, при фотосинтезе и энергетическом обмене. Вызывают существенные затруднения на установление последовательности процессов, протекающих при фотосинтезе, гаметогенезе у животных. В части 2 по данному блоку вызывают затруднения задания, требующие установления причинно-следственных связей при определении функций конкретных органоидов и объяснении причин их содержания в клетках. Трудными оказываются задачи на определении числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках растений разных отделов, животных разных типов. Основная ошибка – отсутствие объяснения полученного результата. Наиболее трудные задания, проверяющие знания о циклах развития отделов растений; умения сравнивать гаметофит и спорофит у разных групп растений; объяснять и аргументировать особенности образования спор, половых клеток, гаметофита у растений. Вызывают затруднения задания, проверяющие знания о хромосомном наборе клеток спорофита и гаметофита у отделов растений; определения числа хромосом и ДНК в разных фазах деления при образовании половых клеток у животных. Блок 3. Организм как биологическая система. Трудности при выполнении заданий связаны с определением систематической принадлежности бактериофагов, с применением понятия партеногенез, знанием причин постоянства хромосомного набора организмов при половом размножении, определении неаллельных и аллельных генов на конкретных примерах, нахождением различий между понятиями генотип, геном и кариотип. Сложными оказываются задания, требующие установления причин хромосомных мутаций, признаков модификационной изменчивости, роли массового и индивидуального отборов в селекции животных и растений; сравнения стадий развития зародыша и определения их признаков. Ошибки в решении генетических задач на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, промежуточное наследование, наследование групп крови, анализ родословных. Вызывают затруднения и задания, контролирующие знания по селекции и биотехнологии. Блок 4. Система и многообразие органического мира. Учащиеся слабо усваивают материал о признаках, лежащих в основе классификации цветковых растений, отличительные признаки основных групп растений, особенности жизнедеятельности организмов разных царств. В частности, вызывают затруднения вопросы об органах дыхания у насекомых, моллюсков разных классов, определение по рисунку зон корня, сопоставления строения и размножения мхов и папоротников, развитие насекомых на конкретных примерах, определения принадлежности конкретных представителей позвоночных к определённым классам, соотнесение признаков птиц и пресмыкающихся у археоптерикса. Самые низкие показатели выявлены при выполнении заданий, требующих объяснения механизма заражения таёжным энцефалитом, причин отсутствия семян в метёлках кукурузы, роли грибницы в жизни грибов, раскрытие сути опыта по выделению кислорода растениями при фотосинтезе. В данном блоке допускаются ошибки при работе с рисунками, изображающими представителей разных классов и типов, их систем органов, отделов головного мозга позвоночных животных. Выпускники слабо владеют знаниями о прогрессивных признаках млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше. Блок 5. Человек и его здоровье. Наиболее низкие результаты получены на следующие задания: распознавание по рисунку тканей, о взаимосвязи строение и функциях; тип соединения костей; условия формирования и сохранения пассивного иммунитета; особенности выработки условного рефлекса; поступление веществ в клетку из тканей жидкости; процессы теплорегуляции у человека. К числу проблемных относятся вопросы, контролирующие материал об обмене веществ в организме человека, строения и функциях разных отделов кишечника, кожи, особенности строения соединительной ткани (крови, лимфы, хрящевой и костной), её развитии из мезодермы. Большое число ошибок допускается в ответах на заданиях о регуляции деятельности организма симпатической и парасимпатической нервной системы, движении крови по сосудам, иммунитете, его видах и значении. Слабо усваивают материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека. Выпускники не могут определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, устанавливать роль отдельных структур органов слуха и зрения. Особенно сложным оказываются задания, требующие свободного развёрнутого ответа. К слабоусвояемым относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом, её роли в очищении крови от продуктов обмена веществ; об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы. Следует обратить внимание на причины малокровия, её зависимость от количества гемоглобина и эритроцитов в крови. Допускают ошибки при работе с текстами по дыхательной системе, спинном мозге, почкам. Блок 6. Эволюция живой природы. В данном блоке к сложным относятся задания, контролирующие: -знания о приспособленности организмов как результат действия факторов эволюции, о достижении биологического прогресса путём ароморфоза и общей дегенерации, об этапах экологического и географического видообразования, о формах естественного отбора и их роли в эволюции, о значении репродуктивной изоляции в обеспечении целостности вида, о зависимости генетической разнородности популяций от комбинативной изменчивости; -умения выявлять на конкретных примерах типы приспособительной окраски, идиоадаптации и ароморфозы, определять относительный характер приспособленности организмов. Затруднения у учащихся вызывает материал о критериях вида и умения определять вид по описанию предложенных признаков. К типичным ошибкам относится неумение выпускников устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции. Учащиеся демонстрируют слабые знания о доказательствах и этапах эволюции органического мира. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности. Трудности у учащихся возникают при выполнении следующих заданий: на выявление конкурентных взаимоотношений в экосистеме (на конкретных примерах), на определение причины таяния льдов на Земле в настоящее время (парниковый эффект), на нахождение верного (неверного) суждения о саморегуляции экосистем и сохранения их стабильности при постоянной численности видов, отличиях естественных экосистем и агросистем. Сложными для выполнения оказываются задания на установление последовательности звеньев детритной цепи и этапов круговорота азота, углерода в биосфере. Вызывают трудности задание на установление последовательности возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Материал сформирован на основании анализа результатов ЕГЭ по биологии в РФ и взят из книг: -ФИПИ. Калинова Г.С. Единый государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Г.С.Калинова, Л.Г.Прилежаева. – Москва: Интеллект-Центр, 2016 -Калинова Г.С., Никишова Е.А. Готовимся е Единому государственному экзамену. Биология: система заданий и рекомендации по их выполнению /Г.С.Калинова, Е.А.Никишова.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016 Изменений в КИМ 2016 года по отношению к 2015 году - нет

Анализ результатов ЕГЭ 2016 г. позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

    Ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов 2004г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. С этой целью в учебном процессе основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами, необходимыми для их конкретизации, разнообразными видами учебной деятельности, а также знаниями и умениями, востребованными в жизни и практической деятельности.

    Использовать:

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по биологии;

Спецификацию контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии;

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по биологии.

    Обращать внимание на формирование у обучающихся навыков самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений

    Учитывать изменения, происшедшие в структуре работы по биологии с 2016 года. Существенно изменились типы заданий: задания, требующие ответа в виде одного-двух слов или предложения, были исключены, введены задания с кратким ответом на определение соответствия и последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом и рисунком, усложнение генетических и молекулярных задач, введение задач на циклы развития растений, определение числа хромосом в разных фазах развития клетки. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности.

    Учитывать, что содержание проверки на едином государственном экзамене, как и в предыдущие годы, составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Значительное место в экзаменационной работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу относятся теории: клеточная, хромосомная, эволюционная, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности, а также умения выпускников применять теоретические знания в практической деятельности.

    Учитывать приводимые в спецификации контрольно-измерительных и других методических материалах по ЕГЭ критерии оценивания ответов обучающихся.

    При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания, проверяющие не только знания, но и умения, использовать эти знания на практике. С этой целью необходимо включать в контроль задания разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы, выбор верных (неверных) утверждений, анализ содержания рисунка, текста с последующим объяснением правильного ответа

    В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками, иллюстрирующего объект или явление, заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

Руководитель РМО учителей биологии: Ханафеева Р. М.

Методист МКУ «ОО» Мухамадеева Ю.С.