Отличие живой природы от неживой

Наука о живой материи.

Весь окружающий мир гармоничен и делится на системы живой и неживой природы. До этого мы изучали неживую природу, а сейчас будем говорить о о биологии (с греч. биос перев. жизнь, т.е. учение о жизни).

Биология – наука, изучающая живое, его строение, развитие, распространение, форму активности, а также сообщества живых организмов, их связи друг с другом и неживой материей.

Один из первых биологов – Аристотель.

Современная биология – комплекс наук о живой природе . Выделяются следующие науки:

1) по объектам исследования – ботаника, зоология, антропология, бактериология, вирусология ;

2) по свойствам живого – морфология (наука о строении живых организмов), физиология (наука о функционировании живых организмов), молекулярная биология (наука о строении живых тканей и клеток), экология (наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой), генетика (наука о законах наследственности и изменчивости);

3) по уровню организации живых организмов – анатомия (наука о макроскопическом строении живого), гистология (наука о строении тканей), цитология (наука о строении живых клеток).

Существование множества наук, изучающих живое, доказывает многообразие живого мира. Биологи описали на сегодня 1 млн. видов животных, 500 тысяч растений, несколько сот тысяч видов грибов, меньше 3 тысяч видов бактерий. Ученые считают, что живой мир не изучен до конца и предполагают, что около 1 млн. видов не изучено.

В развитии биологии выделяют три основных этапа : 1) этап систематики, основанный Карлом Линнеем – шведским ученым. На этом этапе все живое изучается и систематизируется; 2) эволюционный основан на теории эволюции англичанина Чарльза Дарвина; 3) биология микромира основана австрийцем Грегором Менделем.

Каждый этап связан с изменением представлений о мире живого, когда одна биологическая парадигма сменяла другую.

Благодаря развитию современной биологии микромира стало просматриваться единство органического и неорганического мира, специфика живого.

Отличие живого от неживого:

    живые организмы имеют клеточное строение, неживое состоит из атомов;

    в состав клеток входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения – биополимеры (белки и нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК), а неживое состоит из атомов и элементарных частиц;

    живые организмы сами воспроизводят себе подобных, хотя неживые системы можно воспроизвести, но путем выращивания (кристаллы);

    в живых организмах происходит обмен веществ, они способны к росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, способны к движениям и раздражениям, умеют приспосабливаться к окружающей среде;

    все живые организмы деятельны и активны, иначе погибают.

Переходной формой от неживого к живому являются вирусы, имеющие наследственный аппарат, но не имеющие обмен веществ.

Чем живая природа отличается от неживой, и действительно ли растения являются живыми существами? Что животные живые существа, мы знаем: они живут. Но живут ли растения? Чтобы разрешить этот вопрос, сравним мир животных с неживой природой и посмотрим, чем они отличаются от этой природы. А позже сравним растения. Если и растения будут отличаться от неживой природы аналогичными признаками, тогда, следовательно, и растения - живые существа.

Животным для продолжения жизнедеятельности, прежде всего, необходима пища; они должны питаться, иначе умрут с голоду. Неживой природе никакой пищи не нужно: она не питается. Так же, как пища, всем животным одинаково необходим воздух; они дышат воздухом и без него не могут жить. Неживой природе воздух не нужен: она не дышит. Дальше, все животные размножаются и растут. Одни родят живых детенышей; другие - выводят из яиц. Детеныши вырастают, становятся такими же взрослыми животными, как и их родители, и цикл продолжается. Ничего подобного мы не наблюдаем у неживой природы; она не размножается и не растет. Правда, иногда говорят, что камни в земле растут. Мы, например сами видели, когда получали из соли и квасцов кристаллы, что кристаллы как будто росли. Но так ли они росли, как растут животные? Животные растут потому, что принимают внутрь себя пищу, переваривают ее и обращают в свое тело. Кристаллы же никакой пищи внутрь себя не принимали и не переделывали ее в свое тело, а росли только потому, что на них сверху осаждались такие же другие маленькие кристаллики, отчего они и увеличивались.

Но самое резкое отличие животных от неживой природы, которое особенно бросается нам в глаза, заключается в том, что все животные могут чувствовать и волевым усилием производить движения. Они чувствуют голод и двигаются, чтобы найти себе пищу и утолить его; чувствуют холод, жар и стараются найти себе убежище, чтобы укрыться от дождя или палящего солнца; наконец, чувствуют боль и убегают, когда их бьют или преследуют враги. Никакого чувства и произвольного движения нет у неживой природы. Правда, вода, например, в реках движется - течет, но только двигается она совсем не потому, что чувствует голод и холод, а потому, что частицы ее слабо соединены между собою и стараются занять самое низкое место.

Наконец, все животные, проживши свою жизнь, умирают. Неживая же природа смерти не знает; она не может умереть, так как не живет.

Таким образом, мы видим, что животные отличаются от неживой природы тем, что все они питаются, дышат, размножаются и растут, чувствуют, двигаются и, наконец, умирают.

  • Категория:
  • Опубликовано 12 июля 2013 13:59
  • Прочитано 20665раз(а)

Наука о живой материи.

Весь окружающий мир гармоничен и делится на системы живой и неживой природы. До этого мы изучали неживую природу, а сейчас будем говорить о о биологии (с греч. биос перев. жизнь, т.е. учение о жизни).

Биология – наука, изучающая живое, его строение, развитие, распространение, форму активности, а также сообщества живых организмов, их связи друг с другом и неживой материей.

Один из первых биологов – Аристотель.

Современная биология – комплекс наук о живой природе . Выделяются следующие науки:

1) по объектам исследования – ботаника, зоология, антропология, бактериология, вирусология ;

2) по свойствам живого – морфология (наука о строении живых организмов), физиология (наука о функционировании живых организмов), молекулярная биология (наука о строении живых тканей и клеток), экология (наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой), генетика (наука о законах наследственности и изменчивости);

3) по уровню организации живых организмов – анатомия (наука о макроскопическом строении живого), гистология (наука о строении тканей), цитология (наука о строении живых клеток).

Существование множества наук, изучающих живое, доказывает многообразие живого мира. Биологи описали на сегодня 1 млн. видов животных, 500 тысяч растений, несколько сот тысяч видов грибов, меньше 3 тысяч видов бактерий. Ученые считают, что живой мир не изучен до конца и предполагают, что около 1 млн. видов не изучено.

В развитии биологии выделяют три основных этапа : 1) этап систематики, основанный Карлом Линнеем – шведским ученым. На этом этапе все живое изучается и систематизируется; 2) эволюционный основан на теории эволюции англичанина Чарльза Дарвина; 3) биология микромира основана австрийцем Грегором Менделем.

Каждый этап связан с изменением представлений о мире живого, когда одна биологическая парадигма сменяла другую.

Благодаря развитию современной биологии микромира стало просматриваться единство органического и неорганического мира, специфика живого.

Отличие живого от неживого:

    живые организмы имеют клеточное строение, неживое состоит из атомов;

    в состав клеток входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения – биополимеры (белки и нуклеиновые кислоты: РНК и ДНК), а неживое состоит из атомов и элементарных частиц;

    живые организмы сами воспроизводят себе подобных, хотя неживые системы можно воспроизвести, но путем выращивания (кристаллы);

    в живых организмах происходит обмен веществ, они способны к росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, способны к движениям и раздражениям, умеют приспосабливаться к окружающей среде;

    все живые организмы деятельны и активны, иначе погибают.

Переходной формой от неживого к живому являются вирусы, имеющие наследственный аппарат, но не имеющие обмен веществ.