Тесты по биологии на тему "пищеварительная система". Процесс пищеварения в организме человека: по времени

Задание 1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: перекрестное опыление у растений может осуществляться с помощью ветра, так как пылинки легкие и могут перемещаться с потоком воздуха.

Правильный ответ - ветром.

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза?

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Биогеоценотическом

4. Молекулярном

5. Тканево-органном

Объяснение: в реакциях фотосинтеза участвует огромное количество молекул и фотосинтез происходит на мембране и в строме хлоропластов клеток растений, поэтому на клеточном и молекулярном.

Правильный ответ - 24.

Задание 3.

В клетке эндосперма у вишни содержится 24 хромосомы. Какой набор хромосом имеет клетка ее листа? В ответе запишите только число хромосом.

Объяснение: двудольные растения содержат триплоидный эндосперм (3n) - 24 хромосомы, значит диплоидная (2n) клетка содержит 16 хромосом.

Правильный ответ - 16.

Задание 4.

Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания характеристики клеток, изображенных на рисунке. Определите два термина, "выпадающих" из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Эукариоты

2. Хемотрофы

3. Фотосинтетики

4. Вакуоль

5. Гликоген

Объяснение: на рисунке изображена растительная ткань. Растения - эукариоты, строящие органические вещества при помощи энергии света (а не с помощью окисления химических веществ), то есть фотосинтеза. В клетках они имеют вакуоли. Запасное вещество - крахмал, а не гликоген.

Правильный ответ - 25.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и организмами.

Характеристики

А. Состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров

Б. Состоит из двух субъединиц

В. Образован микротрубочками

Г. Содержит белки, обеспечивающие движение хромосом

Д. Содержит белки и нуклеиновую кислоту

Органоиды

1. Клеточный центр

2. Рибосома

Объяснение: рибосома - немембранная органелла, осуществляющая синтез белка. Состоит из двух субъединиц, которые, в свою очеред, состоят из рРНК (рибонуклеиновой кислоты) и белков.

Клеточный центр - состоит из двух перпендикулярно расположенных микротрубочек, содержит белки, обеспечивающие движение хромосом.

Правильный ответ - 12112.

Задание 6.

Определите соотношение фенотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания.

Объяснение: скрещиваем две гетерозиготные особи.

Р: Аа х Аа

Г: А, а х А, а

Получаем расщепление

F1: 1АА:2Аа:1аа

При неполном доминировании имеем три разных фенотипа. Записываем соотношение в порядке убывания - 211.

Правильный ответ - 211.

Задание 7.

Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания дигетерозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, "выпадающие" из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Содержит разные аллели одного гена

2. Имеет доминантный и рецессивный аллели гена

3. Включает две пары генов альтернативных признаков

4. При гаметогенезе образуется один тип гамет

5. Представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

Объяснение: дигетерозиготный генотип выглядит так - АаВв. То есть он содержит по два разных аллеля каждого гена (А и а, В и в), которые являются доминантными (А и В) и рецессивными (а и в). Гетерозигота представляет собой две пары генов альтернативных признаков. Образует 4 типа гамет (АВ, Ав, аВ, ав).

Правильный ответ - 45.

Задание 8.

Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами.

Особенности развития

А. В цикле развития преобладает гаметофит

Б. Взрослое растение представлено гаплоидным поколением

В. Гаметофитом служит заросток

Г. Спорофитом является зигота

Д. Клетки взрослого растения диплоидны

Отделы

1. Зеленые водоросли

2. Папоротниковидные

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл зеленых водорослей.

У зеленых водорослей в цикле развития преобладает гаметофит. Взрослое растение - гаплоидное поколение, зигота представляет собой спорофит.

Рассмотрим жизенный цикл папоротниковидных.


Заросток вырастает из споры и представляет собой гаметофит. Взрослое растение - спорофит - диплоидно.

Правильный ответ - 11212.

Задание 9.

Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?

1. Расположение семян внутри плодов

2. Наличие в клетках хлоропластов

3. Симбиоз с бактериями и грибами

4. Наличие цветка

5. Двойное оплодотворение

6. Размножение семенами

Объяснение: покрытосеменные - наиболее прогрессивная группа растений. Они отличаются от голосеменных наличием цветка и плода. Так же они имеют двойное оплодотворение, позволяющее образовывать плод.

Правильный ответ - 145.

Задание 10.

Установите соответствие между признаками растений и отделами.

Признаки

А. Образует древесный ярус леса

Б. Наличие стержневой корневой системы

В. Преобладание в цикле развития спорофита

Г. Произрастает в нижнем ярусе леса

Д. Наличие предростка (протонемы) в цикле развития

Е. Прикрепляется к почве ризоидами

Отделы

2. Моховидные

Объяснение: голосеменные - хвойные растения, образуют древесный ярус леса, стержневую корневую систему (в отличие от мхов вообще имеют корни), в их жизненном цикле преобладает спорофит. Моховидные растут в нижнем ярусе леса. Из споры вырастает предросток (протонема), так как не имеют корней, прикрепляются к почве ризоидами.

Правильный ответ - 111222.

Задание 11.

Установите, в какой последовательности расположены систематические группы животных, начиная с наибольшей.

1. Тигры

2. Позвоночные

3. Хищные

4. Хордовые

5. Кошачьи

6. Эукариоты

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Домен Эукариоты

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Отряд Хищные

Семейство Кошачьи

Род Тигры

Правильный ответ - 642351.

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести.

Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они

1. Возникают в результате многократного повторения

2. Являются признаком, характерным для отдельной особи вида

3. Генетически запрограммированы

4. Характерны для всех особей вида

5. Являются врожденными

6. Не передаются по наследству

Объяснение: безусловные рефлексы - видовой признак, имеются у особей с детства, то есть передаются по наследству (являются врожденными), значит закреплены в генах. Примеры: глотание, сосание, чихание и т.д.

Правильный ответ - 345.

Задание 13.

Установите соответствие между характеристиками и типами желез.

Характеристики

А. Образуют пищеварительные ферменты

Б. Выделяют секрет в полость тела или органа

В. Выделяют химически активные вещества - гормоны

Г. Участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма

Д. Имеют выводные протоки

Типы желез

1. Внешней секреции

2. Внутренней секреции

Объяснение: железы внешней секреции выделяют секрет в проток, например, поджелудочная железа через проток выделяет пищеварительные ферменты в 12-перстную кишку.

Железы внутренней секреции выделяют гормон в кровь. Гормон - это биохимически активное вещество, осуществляющее регуляцию процессов жизнедеятельности.

Правильный ответ - 11221.

Задание 14.

Определите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человеку. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Двенадцатиперстная кишка

2. Глотка

3. Пищевод

5. Желудок

6. Толстая кишка

Объяснение: последовательность органов пищеварительной системы выглядит так: глотка - пищевод - желудок - двенадцатиперстная кишка - толстая кишка - прямая кишка. Проверим на схеме строение пищеварительной системы.

Правильный ответ - 235164.

Задание 15.

Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. 2. В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. 3. Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. 4. Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. 5. Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Объяснение:

Географическое видообразование - образование нового вида в результате географической изоляции популяции. Обычно происходит вследствие разрыва ареала.

Этапы: изменение среды обитания и положения популяции, далее изменение направления естественного отбора, затем отбор наиболее приспособленных особей, потом географическая изоляция, далее отбор в новых условиях среды, затем возникновение подвидов, далее биологическая изоляция, и наконец возникновение нового вида.

Такой способ видообразования описывают предложения 3, 4, 5. Обращаем внимание на фразы "возникновение физических преград" (то есть изменение ландшафта), "расширяют свой ареал", "освоили территории восточной, южной и западной Азии".

Правильный ответ - 345.

Задание 16.

Установите соответствие между характеристиками естественного отбора и его формами.

Характеристики

А. Сохраняет среднее значение признака

Б. Способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

В. Сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г. Способствует увеличению многообразия организмов

Формы отбора

1. Движущая

2. Стабилизирующая

Объяснение: Движущий отбор - такой отбор, при котором выживают особи с отклоняющимся от среднего значения признаком. Способствует увеличению приспособленности к условиям окружающей среды. То есть при такой форме отбора особи приспосабливаются к изменившимся условиям среды, сохраняются особи с отклоняющимися от среднего значением признака. Данная форма отбора увеличвает многообразие организмов, так как идет образование новых групп организмов.

Правильный ответ - 2111.

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести.

Попадание в водоемы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций.

1. Гетеротрофных бактерий

2. Ракообразных

3. Цветковых растений

4. Хищных растений

5. Одноклеточных водорослей

6. Бактерий-редуцентов

Объяснение: наличие большого количества органических веществ способствует увеличению численности гетеротрофных бактерий (так как они едят органические вещества), одноклеточных водорослей (большая часть из них являются и гетеротрофами (питаются органическими веществами путем пиноцитоза) и автотрофами) и бактерий-редуцентов (разлагают органические вещества до более мелких).

Правильный ответ - 156.

Задание 18.

Установите соответствие между примерами факторов и экологическими группами.

Примеры факторов

А. Повышение давления воздуха

Б. Конкуренция за территорию между растениями

В. Изменение численности популяции в результате эпидемии

Г. Изменение рельефа экосистемы

Д. Взаимодействие между особями одного вида

Экологические группы

1. Абиотические

2. Биотические

Объяснение: абиотические факторы - факторы неживой природы - повышение давления воздуха, изменение рельефа экосистемы. Биотические факторы - факторы живой природы - конкуренция за территорию, изменение численности популяции в результате эпидемии, взаимодействие между особями одного вида.

Правильный ответ - 12212.

Задание 18.

Установите последовательность процессов, происходящих в ходе интерфазы и митоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки

2. Расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки

3. Образование двух дочерних клеток

4. Удвоение молекул ДНК

5. Размещение хромосом в плоскости экватора клетки

Объяснение: митоз начинается с удвоения ДНК (так как в ходе митоза диплоидный набор хромосом должен сохраниться), затем хромосомы спирализуются и исчезает ядерная мембрана, далее хромосомы выстраиваются по экватору клетки, затем сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки, в итоге образуются две дочерние клетки.

Правильный ответ - 41523.

Задание 20.

Рассмотрите рисунок с изображением органа человека и определите, как называют его наружный и внутренний анатомические слои, процессы, обеспечивающие очищение крови от конечных продуктов метаболизма и структурное образование органа, в котором скапливаются растворы веществ для выведения их из организма человека.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. Корковый, мозговой

2. Мочевыделительная

3. Почечная лоханка

4. Петля Генле

5. Транспорт питательных веществ

6. Эпителиальный, мышечный

7. Фильтрация, обратное всасывание

Объяснение: на рисунке изображена почка, она имеет два слоя - корковый (наружный) и мозговой (внутренний). В почке происходит фильтрация и обратное всасывание. Вторичная моча накапливается в почечной лоханке, затем по мочеточнику попадает в мочевой пузырь.

Правильный ответ -

Задание 21.

Проанализируйте таблицу "Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 по 1952 годы". Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы.


Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1940 по 1945 гг.?

1. Примерно одинаковое и составляет 1:1

2. Женщин в два раза больше, чем мужчин

3. Средний возраст женщин составляет 100 лет

4. Наибольшее число женщин на одного мужчину приходится на 1942 год

5. На одного мужчину приходится примерно 4-5 женщин

Объяснение: количество женщин-долгожителей значительно превышает количество мужчин-долгожителей, примерно в 4-5 раз.

Запишем соотношение мужчин и женщин с 1940 по 1945 гг.:

1940: 102/20 = 5,1

1941: 91/18 = 5,05

1942: 79/12 = 6,6

1943: 92/21 = 4,4

1944: 85/21 = 4,05

1945: 71/19 = 3,74

Действительно, соотношение в 1942-ом году наибольшее - 6,6.

Правильный ответ - 45.

Задание 22.

Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

Объяснение: экологические факторы бывают: биотические (факторы живой природы), абиотические (факторы неживой природы) и антропогенные (влияние человека). Но на численность волков влияют только биотические и антропогенные факторы, так как влияние абиотических факторов проявляется со временем и способствует эволюции. Биотические факторы: внутри- и межвидовая борьба за существование, недостаток пищи (корма), распространение болезней. Антропогенные факторы: уменьшение ареала обитания, отстрел (браконьерство).

Задание 23.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Объяснение: на рисунке изображена метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы выстроены по экватору клетки (видно веретено деления, отсутствует ядерная мембрана(, набор хромосом - 2n (так как видны пары гомологичных хромосом). Набор молекул ДНК - 4с, так как каждая хромосома состоит из двух хроматид, а каждой хромосомы по две (2х2=4).

Задание 24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Головной мозг человека состоит из переднего, среднего и заднего отделов. 2. Мост и мозжечок входят в состав переднего созга. 3. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. 4. Продолговатый мозг регулирует координацию движения. 5. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в промежуточном мозге. 6. Мозжечок снаружи покрыт корой.

Объяснение: допущены ошибки в предложениях 2, 4, 5.

Предл. 2 - мост и мозжечок входят в состав не переднего, а заднего мозга.

Предл. 4 - координацию движений регулирует не продолговатый мозг, а мозжечок.

Предл. 5 - центры чихания, кашля, слюноотделения расположены не в промежуточном, а в продолговатом мозге.

Задание 25.

Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия неблагоприятных факторов среды? Объясните роль этих структур.

Объяснение: эпидермис - самый верхний слой кожи является защитой организма. За счет очень плотного расположения клеток обеспечивается защита организма от ультрафиолетовых лучей и проникновения микроорганизмов, вирусов и т.д.

При жаре (повышенной температуре окружающей среды) выделяется пот, при этом происходит охлаждение организма; подкожная жировая клетчатка обеспечивает согревание организма, как и кровеносные сосуды.

Волосы на голове поддерживают постоянной температуру головы, не давая ей переохладиться или перегреться.

Задание 26.

Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трех причин их устойчивости.

Объяснение: основными признаками устойчивости экосистем является разнообразие организмов (растений, животных, грибов и т.д.), таким образом при выпадении (вымирании) одного вида, он легко заменится другим со схожими потребностями, так как при большом разнообразии в экосистеме развивается большая конкуренция; разветвленные пищевые сети (цепи) (при выпадении звена оно заменяется на другое со сходными потребностями); замкнутый круговорот веществ (обеспечивает постоянное поступление минеральных и органических веществ).

Именно по данным трем параметрам естественная экосистема отличается от искусственной.

Задание 27.

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Объяснение: для вегетативной клетки характерен набор n, для генеративной - n (это результат мейозf) спермиев - n (тоже результат мейоза). Вегетативная и генеративная клетка образуется при прорастании споры (имеют гаплоидный набор) путем митоза. Спермии образуются из генеративной клетки при митозе. У растений половые клетки образуются при помощи митоза, а споры при помощи мейоза.

Задание 28.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Объяснение:

А - гладкие семена

а - морщинистые семена

В - окрашенные семена

в - неокрашенные семена

Проведем первое скрещивание:

Р1: ААВВ (гладкие окрашенные семена) х аавв (морщинистые неокрашенные семена)

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - гладкие окрашенные семена (проявляется единообразие)

Проводим анализирующее скрещивание гибридов первого поколения.

Р2: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х ав

F2: АаВв 3800 - гладкие окрашенные семена

аавв 4010 - морщинистые неокрашенные семена

ааВв 150 - морщинистые окрашенные семена

Аавв 149 - гладкие окрашенные семена

При независимом наследовании признаков должно было получиться расщепление 1:1:1:1, то есть всех потомков по 25%. Делаем вывод, что гены наследуются сцепленно, а маленький процент морщинистых окрашенных (150) и гладких неокрашенных (149) объясняется небольшим процентом кроссинговера (обмена гомологичными участками хромосом).

Вариант 5. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.

Часть 1. Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос: 1А.Переваривание пищи начина

ется вне пищеварительного канала у

1) пауков 3) ракообразных

2) насекомых 4) моллюсков

2А.В процессе эволюции кровеносная система впервые появ­ляется у

1) членистоногих 3) круглых червей

2) кольчатых червей 4) моллюсков

3А. Какое животное переносит возбудителя энцефалита?

1)вошь 3) чесоточный клещ

2) блоха 4) таежный клещ

4А. Какое животное имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце?

1) нильский крокодил 3) дельфин-белобочка

2) голубая акула 4) болотная черепаха

5А. Одно из доказательств родства птиц и пресмыкающихся

1) наличие двух пар конечностей

2) передвижение по суше с помощью задних конечностей

3) сухая кожа, лишенная желез, чешуйки на лапах.

4) отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях

6А. Какие животные дышат с помощью легких и кожи?

1) ящерицы

2)крокодилы

4) лягушки

7А. Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у

1) большинства пресмыкающихся

2) птиц и млекопитающих

3) хвостатых земноводных

4) бесхвостых земноводных

8А.

1) Простейшие

2) Плоские черви

3) Кишечнополостные

4) Кольчатые черви

Часть 2.

В1. Какие признаки характеризуют пресмыкающихся как назем­ных животных?

1) кровеносная система имеет два круга кровообращения

2) неполная перегородка в желудочке сердца

3) оплодотворение внутреннее

4) имеется орган слуха

5) конечности расчленены, состоят из трех отделов

6) имеется хвост

В2. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она харак­терна.

ОСОБЕННОСТЬКЛАСС

СТРОЕНИЯЧЛЕНИСТОНОГИХ

A) отделы тела: голова, грудь,1) Паукообразные

Б) 3 пары ходильных ног2) Насекомые

B) наличие паутинных желез

Г) 4 пары ходильных ног

Д) отделы тела: головогрудь,

Е) наличие усиков

В3.

А)Кистепёрые рыбы

Б)Пресмыкающиеся

Г)Бесчерепные хордовые

Часть 3.

С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Земноводных и Пресмыкающихся.

вариант 1 Часть 1. Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) Имеют механическую ткань

4) имеют нервную ткань

2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?

1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви

2) Плоские черви 4) Круглые черви

3А. Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?

1) пресноводная гидра

2) большой прудовик

3) рыжий таракан

4) человеческая аскарида

4А.Внутренний скелет - главный признак

1) позвоночных 3) ракообразных

2) насекомых 4) паукообразных

5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?

1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником

2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке

3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением

4) двухкамерным сердцем с венозной кровью

6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?

1) пресмыкающихся 3) земноводных

2) млекопитающих 4) хрящевых рыб

7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

1) смешанной

2) венозной

3) насыщенной кислородом

4) насыщенной углекислым газом

8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины

4)консервированных продуктов

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка отличается от взрослого насекомого

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегород­ки в желудочке

B) озёрная лягушка

Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой

Д) серая крыса

Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

А)Млекопитающие

Б)Пресмыкающиеся

Д) Бесчерепные хордовые

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

вариант 2

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

1) образуют органические вещества из неорганических на свету

2) накапливают запас питательных веществ

3) переваривают захваченные частицы пищи

4) удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

2А. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины 4)консервированных продуктов

3А. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3) на голове две пары ветвистых усиков

4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

4А.В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?

1) костных рыб 3) хрящевых рыб

2) земноводных 4) ланцетников

5А.Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они

1) дышат атмосферным кислородом

2) размножаются на суше

3) откладывают яйца

4) имеют легкие

6А. Признак приспособленности птиц к полету -

1) появление четырехкамерного сердца

2) роговые щитки на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

7А. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кож­ным дыханием, -

1) Земноводные

2) Хрящевые рыбы

3) Млекопитающие

4) Пресмыкающиеся

8А. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер­ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

хрящевых и костных рыб

ланцетника и рыб

земноводных и рыб

пресмыкающихся и рыб

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для животных?

1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза

2) питаются готовыми органическими веществами

3) активно передвигаются

4) растут в течение всей жизни

5) способны к вегетативному размножению

6) дышат кислородом воздуха

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между признаком живот­ах и классом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАККЛАСС

А) оплодотворение внутреннее 1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинствавидов наружное

В) непрямое развитие (с превращением)

Г) размножение и развитие проис­ходит на суше 2) Пресмыкающиеся

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом пита­тельных веществ

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

А)Плоские черви

Б)Круглые черви

В)Простейшие

Г)Кишечнополостные

Д)Плоские черви

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1 . Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между птицами и их местообитаниями.
А) цапля 1)водоём,побережье
Б)лебедь 2)болото
В)кедровка 3)лес
Г)дятел 4)степь
Д)дрофа
Е)гусь

Установите правильную последовательность отделов биологических процессов,практических действий

В4. Установите последовательность отделов пищеварительной системы голубя
А)зоб
Б)ротовая полость
В)жилистый желудок
Г)пищевод
Д)прямая кишка
Е)мускулистый желудок
Ж)клоака
З)тонкая кишка
И)двенадцатиперстная кишка

.1)Установіть правильну послідовність стадій гаметогенезу на прикладі овогенезу (2 бали): А стадія дозрівання: утворення овоциту ІІ порядку і т

рьох полярних тілець;

Б стадія розмноження: мітотичний поділ оогонія до народження дівчинки в яєчниках;

В стадія формування: дозрівання яйцеклітини у фолікулі з овотиди;

Г стадія росту: ріст овоцитів І порядку, накопичення поживних речовин

2)Під час сперматогенезу утворюються:

А 4 яйцеклітини;

Б 1 яйцеклітина

В 3 сперматозоїди;НЕ ЗНАЮ((((

Г 4 сперматозоїди.

P.S ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ

1) Установите правильную последовательность стадий гаметогенеза на примере овогенеза (2 балла):
А стадия созревания: образование овоцитов II порядка и трех полярных телец;
Б стадия размножения: митотическое деление оогонии до рождения девочки в яичниках;
В стадия формирования: созревание яйцеклетки в фолликуле с овотиды;
Г стадия роста: рост овоцитов И порядке, накопление питательных веществ

2) При сперматогенеза образуются:
А 4 яйцеклетки;
Б 1 яйцеклетка
В 3 сперматозоиды; НЕ ЗНАЮ ((((
Г 4 сперматозоиды.

у дождевого червя пищеварительная система начинается ртом и состоит из перечисленных отделов. Установите правильную последовательность отделов

пищеварительной систнмы дождевого червя

Пищеварительная система человека:

  • ротовая полость
  • глотка
  • пищевод
  • желудок
  • тонкий кишечник (начинается с двенадцатиперстной кишки)
  • толстый кишечник (начинается со слепой кишки, заканчивается прямой кишкой)

Переваривание питательных веществ происходит с помощью ферментов:

  • амилаза (в слюне, поджелудочном и кишечном соке) переваривает крахмал до глюкозы
  • липаза (в желудочном, поджелудочном и кишечном соке) переваривает жиры до глицерина и жирных кислот
  • пепсин - (в желудочном соке) переваривает белки до аминокислот в кислой среде
  • трипсин - (в поджелудочном и кишечном соке) переваривает белки до аминокислот в щелочной среде
  • выделяет желчь, которая не содержит ферментов, зато эмульгирует жиры (разбивает их на мелкие капельки), а так же стимулирует работу ферментов, перистальтику кишечника и подавляет гнилостные бактерии
  • выполняет барьерную функцию (очищает кровь от вредных веществ, полученных в процессе пищеварения).

В ротовой полости выделяется слюна, содержащая амилазу.


В желудке - желудочный сок, содержащий пепсин и липазу.


В тонкую кишку выделяются кишечный сок, поджелудочный сок (оба содержат амилазу, липазу, трипсин), а также желчь. В тонкой кишке завершается пищеварение (происходит окончательное переваривание веществ за счёт пристеночного пищеварения) и происходит всасывание продуктов пищеварения. Чтобы увеличить поверхность всасывания, тонкая кишка изнутри покрыта ворсинками. Аминокислоты и глюкоза всасываются в кровь, глицерин и жирные кислоты - в лимфу.


В толстом кишечнике происходит всасывание воды, а также живут бактерии (например, кишечная палочка). Бактерии питаются растительной клетчаткой (целлюлозой), поставляют человеку витамины Е и К, а так же не дают размножаться в кишечнике другим, более опасным бактериям.

Установите последовательность расположения органов пищеварительной системы, начиная с толстой кишки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) глотка
2) ротовая полость
3) толстая кишка
4) тонкая кишка
5) желудок
6) пищевод

Ответ


1. Выберите три варианта. Какие особенности характерны для строения и функций тонкого кишечника человека?
1) обеспечивает всасывание питательных веществ
2) выполняет барьерную роль
3) слизистая оболочка не имеет выростов - ворсинок
4) включает в состав двенадцатиперстную кишку
5) выделяет желчь
6) обеспечивает пристеночное пищеварение

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для тонкой кишки человека?
1) самая длинная часть пищеварительной трубки
2) включает двенадцатиперстную кишку
3) происходит всасывание основной массы питательных веществ
4) происходит основное всасывание воды
5) расщепляется клетчатка
6) формируются каловые массы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В тонком кишечнике человека происходят процессы.
1) выработка поджелудочного сока
2) всасывание воды
3) всасывание глюкозы
4) расщепление клетчатки
5) расщепление белков
6) всасывание через ворсинки

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В каком отделе кишечника человека происходит расщепление растительной клетчатки
1) двенадцатиперстной кишке
2) толстой кишке
3) тонкой кишке
4) слепой кишке

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какую роль в пищеварении играет желчь?
1) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты
2) активизирует ферменты, эмульгирует жиры
3) расщепляет углеводы до углекислого газа и воды
4) ускоряет процесс всасывания воды

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Рудимент слепой кишки в организме человека находится между тонкой кишкой и
1) двенадцатиперстной
2) толстой
3) желудком
4) прямой

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Желчь образуется в
1) желчном пузыре
2) железах желудка
3) клетках печени
4) поджелудочной железе

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Расщепление клетчатки при участии микроорганизмов у человека происходит в
1) двенадцатиперстной кишке
2) слепой кишке
3) толстой кишке
4) тонкой кишке

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В организме человека облегчает расщепление жиров, усиливает перистальтику кишечника
1) инсулин
2) соляная кислота
3) желчь
4) поджелудочный сок

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды
1) желудке
2) пищеводе
3) тонкой кишке
4) толстой кишке

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Витамины группы В синтезируются бактериями-симбионтами в
1) печени
2) желудке
3) тонкой кишке
4) толстой кишке

Ответ


1. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) интенсивное всасывание воды
2) набухание и частичное расщепление белков
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

Ответ


2. Установите последовательность процессов пищеварения
1) всасывание аминокислот и глюкозы
2) механическое измельчение пищи
3) обработка желчью и расщепление липидов
4) всасывание воды и минеральных солей
5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

Ответ


3. Установите последовательность изменений, происходящих с пищей в организме человека по мере прохождения её по пищеварительному каналу. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) обработка пищевого комка желчью
2) расщепление белков под действием пепсина
3) расщепление крахмала амилазой слюны
4) всасывание воды и образование каловых масс
5) всасывание продуктов расщепления в кровь

Ответ


4. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление мономеров в кровь и жиров в лимфу
2) расщепление крахмала до простых углеводов
3) расщепление белков до пептидов и аминокислот
4) удаление непереваренных остатков пищи из организма
5) расщепление клетчатки до глюкозы

Ответ


5. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление желчи в двенадцатиперстную кишку
2) расщепление белков под действием пепсина
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание жиров в лимфу
5) поступление каловых масс в прямую кишку

Ответ


6. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление углеводов амилазой слюны
2) расщепление жиров липазой поджелудочной железы
3) активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот
4) эмульгирование жиров желчью
5) расщепление белков пепсином
6) расщепление клетчатки

Ответ


СОБИРАЕМ 7:
1) окончательное всасывание воды
2) расщепление белков трипсином

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?
1) защитную
2) механической обработки пищи
3) удаления жидких продуктов обмена
4) транспорта питательных веществ к клеткам тела
5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу
6) химического расщепления органических веществ пищи

Ответ


Определите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двенадцатиперстная кишка
2) глотка
3) пищевод
4) прямая кишка
5) желудок
6) толстая кишка

Ответ


Определите правильную последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды
2) Поступление сахаров в ткани
3) Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь
4) Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости
5) Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке
6) Выведение из организма воды и углекислого газа

Ответ


Установите соответствие между особенностями и отделами кишечника человека: 1) тонкий, 2) толстый. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеются бактерии, которые синтезируют витамины
Б) происходит всасывание питательных веществ
В) перевариваются все группы пищевых веществ
Г) осуществляется движение непереваренных остатков пищи
Д) длина составляет 5-6 м
Е) слизистая оболочка образует ворсинки

Ответ


Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеварительной системы, в котором он происходит: 1) желудок, 2) тонкая кишка, 3) толстая кишка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) Происходит окончательное расщепление жиров.
Б) Начинается переваривание белков.
В) Происходит расщепление клетчатки.
Г) Пищевая масса обрабатывается желчью и поджелудочным соком.
Д) Происходит интенсивное всасывание питательных веществ.

Ответ


Установите соответствие между функциями и органами пищеварения человека: 1) ротовая полость, 2) желудок, 3) толстая кишка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) всасывание основной массы воды
Б) расщепление клетчатки
В) расщепление белков
Г) первоначальное расщепление крахмала
Д) формирование пищевого комка
Е) синтез бактериями-симбионтами витаминов группы В

Ответ


Выберите три варианта. Какую положительную роль играет микрофлора толстого кишечника в организме человека?
1) активизирует ферменты кишечного сока
2) синтезирует витамины
3) участвует в переваривании клетчатки
4) разрушает клетки крови
5) тормозит развитие гнилостных бактерий
6) усиливает сокращение стенок кишечника

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отдел толстого кишечника и его микрофлора обеспечивают
1) активацию ферментов поджелудочной железы
2) синтез витаминов Е, К и группы В и других биологически активных веществ
3) расщепление белков, жиров и углеводов
4) всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот в кровь или лимфу
5) поддержание водного и минерального баланса в организме
6) иммунную и конкурентную защиту от патогенных микробов

Ответ


Установите соответствие между характеристиками и органами пищеварительной системы человека: 1) желудок, 2) печень, 3) поджелудочная железа. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) вырабатывает слизь, ферменты и соляную кислоту
Б) является самой большой железой организма
В) является железой смешанной секреции
Г) выполняет барьерную функцию на пути движения крови
Д) обеспечивает начальное расщепление белков

Ответ


Установите соответствие между признаками строения и органами пищеварения человека: 1) желудок, 2) поджелудочная железа
А) Орган имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную части.
Б) Стенки состоят из трёх слоёв.
В) Полый орган выстлан железистым эпителием.
Г) Слизистая оболочка имеет железы, выделяющие ферменты и кислоту.
Д) Орган имеет протоки, открывающиеся в двенадцатиперстную кишку.

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет желчь?
1) обеспечивает барьерную функцию
2) активизирует ферменты панкреатического сока
3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами
4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки
5) стимулирует перистальтику кишечника
6) обеспечивает всасывание воды

Ответ


Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Для каждой буквы выберите термин из списка. «Всасывание питательных веществ происходит в (А), которые расположены в (Б). Поверхность каждой ворсинки покрыта (В), под которыми расположены кровеносные сосуды и (Г). В кровеносные сосуды поступают продукты расщепления крахмала (Д) и белков (Е). Продукты расщепления жиров превращаются в клетках эпителия ворсинок в жиры, характерные для данного организма.»
1) ворсинки
2) глюкоза
3) многослойный эпителий
4) толстая кишка
5) аминокислоты
6) лимфатический сосуд
7) однослойный эпителий
8) тонкая кишка

Ответ


Установите соответствие между процессами и отделами пищеварительной системы: 1) тонкий кишечник, 2) желудок. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расщепление пептидов до аминокислот при помощи трипсина
Б) расщепление углеводов до моносахаридов при помощи амилазы
В) расщепление белков до коротких пептидов при помощи пепсина
Г) секреция сока, содержащего соляную кислоту
Д) эмульгация липидов желчными кислотами
Е) всасывание аминокислот, глицерина, жирных кислот, глюкозы

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Путешествие пищи

Остановка 1: Рот
Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости, фактически, процесс пищеварения начинается до того, как вы принялись за еду. Запах еды побуждает слюнные железы вырабатывать слюну, увлажняя ротовую полость. Когда вы пробуете пищу, количество слюны повышается.
Как только вы начинаете пережевывать пищу, она превращается в небольшие кусочки, которые начинают перевариваться. Вырабатывается большее количество слюны для тщательного переваривания пищи, для ее абсорбции. Вдобавок к этому вырабатываются «соки», которые также помогают процессу переваривания пищи.

Остановка 2: Глотка и пищевод
Глотка или горло образует часть пищеварительного тракта, которая "принимает" пищу из ротовой полости. Пищевод - продолжение глотки, он принимает пищу из глотки и "несет" ее в желудок, а через трахею или дыхательное горло воздух проходит в легкие.
Акт глотания пищи происходит в глотке, это рефлекс, который отчасти контролируется. Язык и мягкое небо толкают пищу в глотку, которая закрывает проход в трахею. Затем пища попадает в пищевод.
Пищевод представляет собой мышечную трубку. Еда "проталкивается" через пищевод в желудок посредством серий сокращений, которые называются перистальтикой.
Перед самым входом в желудок расположена очень важная мышца - нижний пищеводный сфинктер. Сфинктер открывается для того, чтобы позволить пище пройти в желудок, и закрывается для удержания пищи в желудке. Если сфинктер функционирует неправильно, то может развиться желудочно-пищеводный рефлюкс (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь), который вызывает изжогу и движение пищи обратно из желудка.

Остановка 3: желудок и тонкий кишечник
Желудок - это орган, по форме напоминающий мешок, у него мышечные стенки. Вдобавок к тому, что желудок удерживает пищу, также он служит для перемешивания и переваривания пищи. Желудок вырабатывает необходимые секреты и мощные энзимы, которые участвуют в процессе переваривания пищи и изменения консистенции еды, превращая ее в жидкую смесь. Из желудка еда попадает в тонкую кишку. В перерывах между принятиями пищи остатки пищи выходят из желудка и дальше попадают в кишечник.
Тонкий кишечник состоит из трех частей: двенадцатиперстной кишки, тощей кишки и подвздошной кишки, которые также участвуют в процесс пищеварения при помощи энзимов, которые вырабатываются поджелудочной железой и желчью из печени. Благодаря перистальтике пища продвигается через кишку и смешивается с пищеварительными секретами из поджелудочной железы и печени. Двенадцатиперстная кишка также участвует в продолжении процесса пищеварения, вместе с тощей и подвздошной кишкой, из которых происходит абсорбция питательных веществ в кровь.
Перистальтика или моторика - сократительная способность желудочно-кишечного тракта. Этот процесс полностью зависит от активности сложной системы нервных клеток, гормонов и мышц. Проблемы с некоторыми из этих компонентов могут привести к осложнениям.
В то время как в тонкой кишке питательные вещества, получаемые из пищи, поглощаются стенками кишки и попадают в кровь, остатки пищи, которые не усваиваются организмом, попадают в большую или толстую кишку.
Все, что находится выше толстой кишки, носит название верхнего желудочно-кишечного тракта. Все, что находится ниже, носит название нижнего отдела желудочно-кишечного тракта.

Остановка 4: Толстая кишка, прямая кишка и анальное отверстие
Ободочная кишка (часть толстой кишки) представляет собой длинную мышечную трубку, которая соединяет тонкую кишку с прямой кишкой. Она состоит из восходящей кишки (справа), поперечной кишки и нисходящей кишки (слева), также из сигмовидной кишки, которая соединяет ее с прямой кишкой. Аппендикс представляет собой небольшой отросток, который присоединяется к восходящей ободочной кишке. Толстая кишка - это орган, который выполняет функцию выведения отходов из организма.
Стул или отходы жизнедеятельности в результате работы пищеварительной системы проходят через толстую кишку при помощи перистальтики. Когда остатки непереваренной пищи проходят через толстую кишку из них всасываеться вода. Стул сохраняется в сигмовидной кишке до тех пор, пока он не переходит в прямую кишку, обычно один или два раза в день.
Обычно процесс продвижения остатков жизнедеятельности через толстую кишку занимает 36 часов. Стул, в основном, состоит из остатков непереваренной пищи и бактерий. Эти бактерии выполняют несколько важных функций, например, синтезирование различных витаминов, обработку отходов и остатков пищи и также выполняют защитную функцию (против вредных бактерий). Как только нисходящая ободочная кишка заполнена стулом, она начинает избавляться от него, продвигая содержимое в прямую кишку, и начинается процесс дефекации.
Прямая кишка - это кишка, которая соединяет толстую кишку и анальное отверстие. Прямая кишка:
- Получает стул из толстой кишки
- Дает человеку "знать" о том, что нужно избавиться от стула
- Хранит стул до начала процесса дефекации
Когда что-либо (газ или стул) попадает в прямую кишку, сенсоры посылают сигналы в мозг. И именно мозг управляет сигналами и подает их, когда нужно произвести очистку организма (дефекацию). Если это происходит, то начинается расслабление сфинктера, толстая кишка начинает сокращаться, прямая кишка опорожняется, и поэтому сенсоры на какое-то время прекращают свою работу.
Анус - это последняя часть пищеварительного тракта. Он состоит из мышц таза и анальных сфинктеров (внешнего и внутреннего).
Мышцы таза создают угол между прямой кишкой и анусом, который предотвращает выведение стула, когда это не нужно. Анальные сфинктеры контролируют движение стула. Внутренний сфинктер всегда тугой, кроме того момента, когда стул попадает в прямую кишку. Это и сдерживает нас от дефекации, когда мы спим, например, или же когда не знаем о скоплении стула. Когда в наш мозг поступает сигнал о том, что нужна очистка (сходить в туалет), мы полагаемся на внешний сфинктер, который позволяет нам держать стул в кишечнике, до похода в туалет.

Пищеварительная система

Вариант 1

1. В пищеварительном тракте белки расщепляются до

а) аминокислот

б) нуклеотидов

в) глюкозы

г) глицерина

2. Механическая обработка пищи происходит в части

пищеваритель­ной системы, обозначенной на ри­сунке цифрой

а) 1 в) 3

б) 2 г) 4

3. Углеводы в большом количестве содержатся в

а) картофеле

б) сале

в) горохе

г) орехах

4. На рисунке рыхлая соединитель­ная ткань зуба,

содержащая сосуды и нервы, обозначена цифрой

а) 1 в) 3

б) 2 г)

5. При глотании надгортанник

а) опускается

б) поднимается

в) неподвижен

г) открывает вход в гортань

а) человек рождается с молочными зубами

б) в зубе различают корень, шейку и коронку

в) у человека 8 клыков, 4 резца

г) в ротовой полости пищеварение не происходит

д) шейка зуба погружена в десну

е) коронка зуба выступает над десной

7. Установите соответствие.

Особенности пищеварения

А) происходит механическая обработка пищи

Б) происходит неполное расщепление белков

В) происходит неполное расщепление углеводов

Г) пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Д) ферменты активны в слабощелочной среде

Е) ферменты активны в кислой среде

Отдел пищеварительного канала

1) ротовая полость

2) желудок

д

Е

Пищеварительная система

Вариант 2

1. Вжелудочно-кишечном тракте жиры расщепля­ются до

а) белков

б) Сахаров

в) липидов

г) глицерина и жирных кислот

2. Биологические катализаторы, под действием

кото­рых происходит расщепление пищи, - это

а) витамины

б) гормоны

в) ферменты

г) субстраты

3. На рисунке орган, вырабатывающий желчь,

обозначен цифрой

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

4. На рисунке тонкий кишечник обозначен цифрой

а) 4в) 6

б) 5г) 7

5. На рисунке твердая защитная оболочка зуба

обозначена циф­рой

а) 1в) 3

б) 2г) 4

6. Выберите три верных утверждения.

а) объем желудка взрослого человека достигает 3 литров

б) желудок расположен в правой части брюшной полости

в) желудок расположен в левой части брюшной полости

г) средний слой стенки желудка состоит из попе­речно-полосатой мышечной ткани

д) средний слой стенки желудка образован глад­кой мышечной тканью

е) в желудке пища находится от 20 минут до 1 часа

7. Установите правильную последовательность пере­мещения пищи, поступающей в пищеварительную систему человека.

А)глотка

Б) толстая кишка

В) желудок

Г) ротовая полость

Д) пищевод

Е) тонкая кишка

Ответ:

Пищеварительная система

Вариант 3

1. Начальный отдел тонкой кишки - это

а) прямая кишка б) подвздошная кишка

в) двенадцатиперстная кишка г) слепая кишка

2. В двенадцатиперстной кишке НЕ расщепляются

а) белкив) углеводы

б) жирыг) минеральные соли

3. Пища окончательно переваривается в

а) желудкев) толстой кишке

б) тонкой кишкег) прямой кишке

4. Всасывание питательных веществ в тонкой кишке происходит в

а) воротной вене б) кишечных ворсинках

в) печени г) аппендиксе

5. Установите соответствие.

Признак

A) секретом желез является слюна

Б) вырабатывает соляную кислоту

B) происходит полное расщепление питательных веществ

Г) происходит основное всасывание воды

Д) происходит формирование каловых масс

Орган пищеварительной системы

1) ротовая полость 2) желудок

3) тонкая кишка 4) толстая кишка

Особенности строения и функционирования тол­стой кишки:

а) слизистая оболочка имеет многочисленные вор­синки

б) слизистая оболочка не имеет ворсинок

в) сок, выделяемый кишечными железами, содер­жит мало ферментов

г) бактерии толстой кишки способствуют расщеп­лению клетчатки

д) в толстой кишке происходит активное перева­ривание питательных веществ

е) в толстой кишке осуществляется основное вса­сывание продуктов пищеварения

7. Какие слова пропущены в тексте? Впишите на мес­те пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).

(1) Когда пища находится во рту, возникает... слюноотделительный рефлекс. (2) Центр данного реф­лекса находится в... мозге. (3) Вид хорошо сервиро­ванного стола или разговоры о еде вызывают у человека слюноотделение - это... рефлекс. (4) К за­щитным пищевым рефлексам относится... .

а) рвота

б) кашель

в) безусловный

г) продолговатый

д) условный

е) средний

Пищеварительная система

Вариант 4

1. Протоки поджелудочной железы и печени откры­ваются в

а) желудок

б) двенадцатиперстную кишку

в) печень

г) толстую кишку

2. Как называется самая крупная пищеварительная железа?

а) поджелудочная железа б) слюнная железа

в) печень г) селезенка

3. Бактерии, расщепляющие клетчатку, находятся в

а) желудке

б) двенадцатиперстной кишке

в) тонкой кишке

г) толстой кишке

4. Через кишечные ворсинки в кровь всасываются

а) аминокислоты и глюкоза

б) глицерин и жирные кислоты

в) аминокислоты и глицерин

г) жирные кислоты и глюкоза

5. В ротовой полости вырабатывается фермент

а) пепсин б) птиалин

в) трипсин г) химозин

6. Выберите три верных ответа.

Особенности функционирования печени:

а) вырабатывает большое количество пищевари­тельных ферментов

б) обезвреживает вредные вещества и выводит их в кишечник

в) выделяет желчь

г) осуществляет распад мочевины

д) запасает гликоген

е) синтезирует гормоны

7. Какие слова пропущены в тексте?

Впишите на мес­те пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).

(1) Всасывание питательных веществ происходит в... тонкой кишки.

(2) Глюкоза и аминокислоты по­ступают в... сосуды.

(3) Глицерин и жирные кислоты поглощаются... .

(4) Здесь они превращаются... .

(5) А затем поступают в... капилляры.

а) кровеносный

б) ворсинка

в) лимфатический

г) эпителий

д) жиры

е) белки

ж) печень

ОТВЕТЫ

Пищеварительная система

Вариант 1 Вариант 2

Вариант 4 Вариант 5