Тест: знаешь ли ты этих государственных деятелей ссср.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Кафедра истории России

Сборник тестов по Отечественной истории Методические указания

Научно-методическим советом университета

для студентов, обучающихся по специальностям

030201.65 Политология,040101.65 Социальная работа, 040201.65 Социология

Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного издания. План 2010 года

Рецензент

кафедра истории России Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

Составители С. В. Заец, С. Д. Шокин, С. А. Шубина

Сборник тестов по отечественной истории: метод. указания / сост. С. В. Заец, С. Д. Шокин, С. А. Шубина; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 72 с.

Методические указания содержат тематические тестовые задания по отечественной истории, которые могут использоваться преподавателем для контроля знаний студентов, для тренинга при подготовке к ФЭПО, для самоконтроля студентов.

Предназначены для студентов, обучающихся по дисциплине «Отечественная история» (блок ГСЭ), очной формы обучения.

© Ярославский государственный

университет им. П. Г. Демидова,

Пояснительная записка

Сборник тестов является частью единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории для студентов неисторических специальностей очной формы обучения ЯрГУ. Данные методические указания могут использоваться как преподавателями для контроля знаний студентов, так и студентами для тренинга при подготовке к Федеральному интернет-экзамену в сфере профессионального образования (ФЭПО) и для самоконтроля. Они включают в себя:

    требования ГОС к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Отечественная история»;

    тематическую структуру АПИМ;

    тематические тесты;

    библиографический список для подготовки к тестированию.

Тестирование позволяет оценить уровень подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.

Тестовые задания сгруппированы по темам Государственного образовательного стандарта в соответствии с заданными дидактическими единицами и посвящены социально-экономическим, политическим, внешнеполитическим, культурным и духовным проблемам истории нашего государства. Преподаватель имеет возможность выбрать из предложенных вариантов те задания, которые считает наиболее важными для проверки остаточных знаний студентов.

Сборник содержит 415 разнообразных заданий по Отечественной истории, которые предлагались Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Национальным аккредитационным агентством в сфере образования для студентов вузов в период с 2005 года по 2010 год. Представленные задания взяты из демовариантов, а также баз, которые Рособрнадзор и Национальное аккредитационное агентство в сфере образования выдавало различным вузам в 2005-2010 гг.

Требования гос к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.

Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.

Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Исторический диктант рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 9 вопросов на которые учащиеся должны дать краткие ответы.Диктант составлен на основании учебника Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. «История древнего мира» 5кл: - М., Просвещение - 2015г. Используется для проверки знаний учащихся по пройденной теме.

Исторический диктант рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 8 вопросов на которые учащиеся должны дать краткие ответы.Диктант составлен на основании учебника Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. «История древнего мира» 5кл: - М., Просвещение - 2015г. Используется для проверки знаний учащихся по пройденной теме.

Целевая аудитория: для 5 класса

Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны, опираясь на содержание книги М. Шолохова «Судьба человека». Выполнение теста может помочь им:

  1. обратить внимание на ряд важных исторических событий, упомянутых в книге
  2. откорректировать свои знания;
  3. развить внимательность и общий кругозор

Данная разработка может быть использована при проведении бинарного урока учителей истории и литературы.

15 вариантов

Варианты созданы для качественной подготовки к ЕГЭ 2018 по истории. Могут использоваться для проведения самостоятельных пробных ЕГЭ в школах.

В конце каждого теста содержатся ответы ко всем заданиям, а также критерии для проверки сложной, второй части теста.

Целевая аудитория: для 11 класса

Тестирование учащихся 9 класса по теме "История Великой Отечественной войны". 4 варианта теста по 10 вопросов в каждом варианте. Каждый вариант содержит плакат времён ВОВ, работу с картой, вопросы на умение работать с источником (воспоминания военачальников или сочинения историков). Источник - открытый банк заданий ОГЭ по истории Федерального института педагогических измерений. Ключ к тесту в отдельном файле.

Целевая аудитория: для 9 класса

Контрольная диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 8 заданий. Часть I содержит 7 заданий с кратким ответом, часть II содержит 1 задание с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 45 минут.

Ответы к заданиям части I записываются в виде последовательности цифр. На задание 8 следует дать развёрнутый ответ.

Целевая аудитория: для 10 класса

Задания по КДР будут проверять усвоение учебного материала по истории. Выбор заданий определен с учетом типичных ошибок, допущенных учащимися 9 класс, написавшими ГИА - 9 в 2016 г. и соответствует КИМ 2017 г.

Диагностическая работа по истории для 9 класса включает 7 заданий.

Из них по типу задания: с кратким ответом - 6; с развёрнутым ответом - 1.

По уровню сложности: базовый уровень - 2; повышенный - 4; высокий - 1.

Целевая аудитория: для 9 класса

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сборник тестов по истории

БЕЛГОРОД, 2012

Предлагаемый сборник тестов предназначен для студентов в качестве контрольно-обучающего пособия на весь период изучения дисциплины «история». Пособие также рекомендовать учителям истории, так как работа с тестами позволяет разнообразить уроки, оперативно проверять знания учащихся.

Сборник тестов построен по проблемно-хронологическому принципу и охватывают историю Отечества с древнейших времен до конца девятнадцатого века. Тесты, которых в сборнике около 700, составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками.

Большинство вопросов посвящено сравнительно небольшим периодам времени или отдельным проблемам, событиям, понятиям. В каждом разделе есть вопросы повышенной сложности.

Обращаем внимание на то, что знание одного и того же исторического явления, события может проверяться вопросами разного типа. Это позволяет учащимся с одной стороны увереннее владеть материалом, с другой - дает возможность преподавателю проводить опрос одной темы по вариантам или неоднократно.

Необходимо отметить, что вопросы в сборнике даются в единообразной форме, что облегчает понимание задания. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых - правильный. В то же время вопросы сформулированы так, что проверяется, насколько это возможно, весь необходимый для студентов спектр знаний и умений.

Справочный аппарат сборника состоит из указателя дат и событий, терминов необходимых для выполнения тестов, списка рекомендованной литературы. Ответы даны для всех представленных вопросов.

Очень важно разработать критерии оценки теста , они должны быть понятными и обоснованными для студентов, строго соблюдаться преподавателем.

Предлагаем следующие критерии оценки.

оценка «5» - студент выполнил тестовые задания правильно или допустил одну ошибку;

оценка «4» - правильно выполнено 6 заданий;

оценка «3» - верные ответы даны на 4-5 вопросов;

оценка «2» - студент не справился с половиной заданий.

Важно акцентировать внимание на однозначность ответа в открытом тесте: правильным может быть только один вариант.

Вариат 2.

Каждый балл (по пятибалльной системе) равен 20%:

20% - 1 балл,

20-40 - 2 балла,

40-60 - 3 балла,

60-80 - 4 балла,

от 80 - максимальные 5 баллов.

Можно иначе :

0-30 - это «2»,

от 31 до 50 - «3»,

от 51 до 75 - «4»,

а более - «5».

Все сомнения - в пользу студента .

С этими критериями оценки студентов необходимо познакомить заранее.

Рецензия

по дисциплине «история»

Учебное пособие «Сборник тестов по истории IX – XIX в. в.» призвано помочь студентам приобрести высококачественные знания по курсу «История».

Предлагаемый сборник тестов предназначен для студентов в качестве контрольно-обучающего пособия на весь период изучения дисциплины «история». Сборник тестов построен по проблемно-хронологическому прин­ципу и охватывают историю Отечества с древнейших времен до конца девятнадцатого века. Большинство вопросов посвящено сравнительно небольшим периодам времени или отдельным проблемам, событиям, понятиям. В каждом разделе есть вопросы повышенной сложности. Необходимо отметить, что вопросы в сборнике даются в единообразной форме, что облегчает понимание задания. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, только один из которых - правильный. В то же время вопросы сформулированы так, что проверяется, насколько это возможно, весь необходимый для студентов спектр знаний и умений. В пояснительной записке к пособию определены критерии оценки знаний студентов.

Тесты составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по истории

Заместитель декана исторического

факультета Бел. ГУ

Рецензия

на учебное пособие преподавателя по дисциплине «история»

Учебное пособие «Сборник тестов по истории IX – XIX вв» состоит из заданий составленных в форме открытых тестов.

При составлении тестов учитывались следующие методические условия:

Тесты корректны по содержанию - тестовые опросы соответствуют стержневым линиям и концепциям государственного стандарта и программы; варианты ответов определены, для их оценки не требуется больших затрат интеллектуальной энергии студентов;

Язык теста лаконичен, однозначен и выразителен;

Задания в одном тесте разного уровня сложности, что позволяет создать ситуацию успеха для всех студентов так как правильные ответы смогут дать испытуемые с разными способностями, кроме того, можно будет не только проверить знания каждого студента, но и сравнить степень усвоения материала;

Тестовые задания начинаются с легких и завершаются трудными;

В пояснительной записке к пособию определены критерии оценки знаний студентов.

Преподаватель

социально-экономических дисциплин

Тест 1

Россия с древнейших времен до конца XVIII века

1. Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался:

а) «примитивным рабовладением»;

б) «военной демократией»;

в) раннеклассовым;

г) раннефеодальным.

2. Язычеству не свойственно:

а) поклонение силам природы;

б) идолопоклонство;

в) наличие множества богов;

г) единобожие.

3. Центрами образования государства Древняя Русь стали города:

а) Изборск и Белоозеро;

б) Псков и Новгород;

4. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:

а) князем Олегом;

б) князем Игорем;

в) княгиней Ольгой;

г) князем Владимиром.

5. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:

6. Назовите князя, который перенес столицу Северо-Восточной Руси из Ростова Великого в Суздаль:

а) Юрий Долгорукий;

б) Андрей Боголюбский;

в) Всеволод III Большое Гнездо;

г) Юрий Всеволодович.

7. Укажите событие, которое произошло после похода монголь­ских войск на Русь:

а) завоевание Северного Китая;

б) завоевание Средней Азии;

в) поход в Европу;

г) завоевание Волжской Булгарии.

8. К началу XIV века, времени правления московского князя Даниила Александровича, относят:

а) первые территориальные присоединения к Московско­му княжеству других земель;

б) переход ярлыка на Великое Владимирское княжение в Москву;

в) московско-тверскую войну;

г) перенос в Москву резиденции Русского митрополита.

9. Назовите событие, относящееся к 1382 г.:

а) «Ледовое побоище» с крестоносцами;

б) карательный поход хана Тохтамыша на Русь;

в) отмена баскачества на Руси;

г) признание Тверью политического лидерства Москвы.

10. Становление крепостного права в Русском государстве началось с издания :

а) «Правды Ярославичей»;

б) Судебника 1497 г. (Ивана III);

в) Судебника 1550 г. (Ивана IV);

г) Соборного уложения 1649 г. (царя Алексея Михайловича).

11. «Иосифляне» и «нестяжатели» – это:

в) сторонники и противники налаживания отношений с римско-католической церковью

12. К. Минин и Д. Пожарский в начале XVII века в России:

а) являлись претендентами на российский престол;

б) возглавили народное восстание против царя Василия Шуйского;

в) организовали народное ополчение для изгнания иностранных интервентов из России;

г) деятели Русской церкви, выступавшие против гражданской войны в России.

13. Разрядный приказ в середине XVII века ведал:

а) пушечным вооружением для войска;

б) определением дворян на службу;

в) контролем над церковной жизнью;

г) местным самоуправлением.

14. «Матерью полтавской виктории (победы)» Петр I называл:

а) победу русских войск под Дерптом;

б) Гангутское сражение;

в) победу под Нарвой;

г) битву при деревне Лесной.

15. Согласно реформе местного управления в годы правления Петра I были учреждены:

б) наместничества;

в) губернии;

г) генерал-губернаторства.

16. Укажите хронологические рамки периода «дворцовых переворотов» в России:

а) 1721–1741 гг.;

б) 1725–1741 гг.;

в) 1725–1762 гг.;

г) 1741–1762 гг.

17. Назовите неверный признак мануфактурного производства:

а) ручное производство;

б) разделение труда;

в) крупное производство;

г) машинное производство.

18. Главной причиной крестьянской войны под руководством Е. Пугачева явилось:

а) ведение Россией длительной войны с Османской империей;

б) усиление крепостного гнета в стране;

в) введение подушного налога на население;

г) проведение политики «просвещенного абсолютизма».

19. В ходе итальянской и швейцарской военных кампаний в конце XVIII века основным противником русских войск под руководством А. Суворова были войска:

а) Франции;

б) Пруссии;

в) Швеции;

г) Османской империи.

Тест 2

Древняя Русь

1. Термином Старцы градские в Киевской Руси называли:

а) родовых старейшин;

б) племенных вождей;

в) избираемых в систему городского самоуправления десятских, сотских, тысяцких;

г) круг близких советников при дворе князя.

2. На исторические судьбы России наиболее заметное влияние оказало (оказали):

а) силы природы;

б) политические лидеры;

в) огромное пространство, занятое страной, и многочисленный состав ее населения;

г) все указанные обстоятельства в совокупности, их комплекс.

3. Важнейшим событием в истории человечества ученые считают неолитическую революцию, под которой подразумевают период, когда человечество овладело искусством:

а) скотоводства и земледелия;

б) изготовления глиняной посуды и пряжи;

в) строительство рубленых домов, деревянных лодок;

г) верно все указанное.

4. Разделение славян на южных, восточных и западных произошло:

а) уже ко времени установления хазарской власти над жителями Приднепровья в VIII в.;

б) еще на начальном этапе Великого переселения народов (III в.);

в) лишь в XI в. после окончательного размежевания католиков и православных;

г) в эпоху господства над Русью Золотой Орды.

5. Господствующие группы населения Хазарского каганата исповедовали:

в) иудаизм;

г) зороастризм.

6. Город Искоростень , упоминаемый летописцем, был столицей:

а) дреговичей;

б) древлян;

в) радимичей;

г) вятичей.

7.К варяжскому конунгу Рюрику с просьбой возглавить объ-
единение нескольких племен в 862 г., по свидетельству летописца, обратились:

а) словене ильменские и кривичи;

б) чудь и весь;

в) поляне и древляне;

г) верно а) и б).

8.С середины VIII в. приднепровские славяне были вынуждены подчиняться прочно обосновавшимся в степях Прикаспия и Причерноморья:

а) хазарам;

б) черным болгарам;

в) печенегам;

г) торкам.

9.С VI в. в степной зоне Северного Причерноморья усиливается активность тюркоязычных племен. В VII в. на смену аварам (обрам) пришли:

а) хазары;

б) черные болгары;

в) черные клобуки (каракалпаки);

г) печенеги.

2) появление частной собственности на землю;

7) 1237–1241 гг.; –1227 гг.;

8) 1237 г.; –1255 гг.;

3. В XIV в. тверской князь дважды получал ярлык на великое княжение в Орде. Конец этим притязаниям положил носивший общерусский характер и организованный Москвой поход против Твери в … году:

4. Кто из названных князей правил раньше всех других:

а) Иван Калита;

б) Дмитрий Донской;

в) Юрий Долгорукий;

г) Василий III?

5. Какое событие произошло раньше других:

а) Куликовская битва;

б) взятие войском Батыя Рязани;

в) «стояние» на Угре;

г) сражение на р. Воже?

6. В каком году был созван первый Земский собор:

а) 1382; в) 1549;

б) 1497; г) 1606?

7. Кто из названных лиц были современниками:

а) Ярослав Мудрый и Иван Калита;

б) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский;

в) Александр Невский и летописец Нестор;

г) Иван Грозный и хан Батый?

8. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) поход на Новгород северского князя Игоря против половцев;

б) съезд князей в Любече, принятие принципа «Каждый пусть держит отчизну свою»;

в) изгнание князя Всеволода из Новгорода;

г) первое летописное упоминание о Москве.

9. Военная операция, известная как «Ледовое побоище», связана с именем:

а) Дмитрия Донского;

б) Ивана Калиты;

в) Александра Невского;

г) Ивана Грозного.

10. В каком году хан Батый захватил Киев:

11. Первый из разрушенных монголами городов:

а) Рязань;

б) Козельск;

в) Владимир;

г) Торжок.

12. В битве на Калке вместе с русскими против монгол сражались:

а) половцы;

б) печенеги;

в) хазары;

г) касоги.

13. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:

14. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:

а) строительство «Золотых ворот» в Киеве;

б) заключение династических браков;

в) распространение христианства;

г) заключение военного союза с печенегами.

15. «Иосифляне» и «нестяжатели» – это:

а) два основных течения в церковной жизни Русского государства конца XV – начала XVI века;

б) боярские группировки, боровшиеся за власть в начале правления Ивана IV;

в) сторонники и противники налаживания отношений с римско-католической церковью;

г) сторонники и противники централизации государства.

Русь в XIII–XV веках

Вариант 2

1. Что из названного относилось к итогам похода войск Батыя на Русь в 1237–1238 гг.:

а) захват и разгром Киева;

б) разорение Великого Новгорода;

в) начало политической раздробленности;

г) разорение северо-восточных земель?

2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошли описываемые события:

«И сошлись оба войска, и было на Калке сражение великое, и победили… татары половцев, и князей русских, и пала русская сила…»

а) 969 г.; в) 1237 г.;

б) 1223 г.; г) 1380 г.

3. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло у реки:

г) Днепра.

4. В XIV в. южные и западные земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, постепенно освободились от ордынского владычества , чему способствовало (способствовали):

а) победы, одержанные в 1257–1259 гг. князем Даниилом Галицким над ханским баскаком Куремсой;

б) распри в правящей элите Золотой Орды;

в) объединение этих земель под властью литовского князя Гедемина;

г) военные неудачи ордынцев во время венгерского (1282 г.) и польского (1287 г.) походов, после которых эти земли отошли к Польше.

5. Трижды, с интервалом в два года (1368, 1370, 1372 гг.), литовщина подкатывалась к Москве. Союзником Литвы выступал (выступали):

а) часто менявшиеся на престоле ордынские ханы;

б) тверской князь Михаил Александрович;

в) Новгород и Псков;

г) рязанские и смоленские князья.

6. Наставником князя Дмитрия Московского (Донского) был:

а) митрополит Алексий;

б) игумен Сергий Радонежский;

в) коломенский священнослужитель Митяй;

г) писатель Софоний Рязанец.

7. В начале XV в. Русь подвергается новому нашествию орды. Это произошло в … году:

8. Укажите, какие причины вызвали:

а) агрессию немецких и шведских феодалов на Русь;

б) завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу;

в) быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

1) Необходимость расширения пастбищ из-за экстенсивного кочевого скотоводства;

2) стремление расширить свои владения за счет соседей;

3) стремление «христианизировать» народы, населявшие Прибалтику;

4) возможность обогащения в результате грабительских военных походов;

5) усобицы князей;

6) монолитность монголо-татарского государства;

7) использование достижений военного искусства, заимствованных в Китае;

8) поддержка германского императора;

9) оборонительная тактика городского населения;

11) жесткая дисциплина монголо-татар;

12) отсутствие единства русских княжеств;

13) организация общемонгольского похода.

9. По преданию, в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались богатыри Пересвет и Ослябя. Согласно этому же преданию, они были:

б) монахи;

в) свободные крестьяне;

г) князья;

д) ремесленники.

10. После Куликовской битвы Орда совершила новый поход на Русь. Войскам Орды после долгой осады удалось взять Москву:

а) за три недели, совершив подкоп, они проникли в город;

б) с помощью нижегородских князей;

в) в городе под видом торговца жил ордынец, он и открыл ночью ворота, опоив стражу;

д) в городе кончились запасы продовольствия, боеприпасов , и началась эпидемия холеры, сопротивление стало бессмысленным.

11. Возникшее в XIII в. Московское княжество заметно усилилось в начале XIV в., когда к Москве были присоединены:

а) Коломна и Можайск;

б) Переяславль-Залесский;

в) Рязань;

г) верно все указанное;

д) верно лишь а) и б).

12. Первым московским князем был:

а) Всеволод Большое Гнездо;

б) Юрий Долгорукий, основавший Москву;

в) Александр Невский, получивший Москву в удел;

г) сын Александра Невского Даниил;

д) Иван Калита.

13. Ордынской тягостью в XIII–XV вв. на Руси называли:

а) тягловую (гужевую) повинность по перевозке ордынских грузов русскими крестьянами;

б) неписаную традицию возить (помимо уплаты дани) богатые подарки хану, его семье и приближенным мурзам;

в) безнаказанные набеги мелких отрядов из Орды «за добычей», т. е. откровенные грабежи;

г) дань Орде, выплачивавшуюся ежегодно серебряной монетой;

д) политическую зависимость от Орды, наиболее ярко выраженную в ритуале получения русскими князьями ярлыков на княжение.

14. Укажите союзника ордынского хана Ахмата в 1480 г., во время стояния на Угре:

а) литовский князь (он же польский король) Казимир IV;

б) крымский хан Менгли-Гирей;

в) рязанский князь Олег;

г) Ливонский орден;

д) хан опрометчиво посчитал, что сил у него достаточно, и действовал без союзников.

15. Страстное «Послание на Угру», призывающее великого князя следовать примеру мужественных предков, направил:

а) игумен Сергий Радонежский;

в) митрополит московский Киприан;

г) русский Церковный собор;

д) иконописец Андрей Рублев.

Тест 6

Феодальная раздробленность

1. Определите причины феодальной раздробленности:

а) слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства;

б) была создана система обороны страны, и боярам не нужна была власть великого князя;

в) города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение;

г) верны все ответы.

2. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе:

а) со старшими дружинниками и боярами;

б) с окольничими и думными дворянами;

в) с думными дворянами и дьяками.

3. В период феодальной раздробленности на Руси князья обла­дали правом:

а) сбора налогов;

б) объявлять войну и заключать мир;

в) вершить суд;

г) верны все ответы.

4. В 1097 г. состоялся Любечский съезд. Укажите, какую цель он преследовал:

а) прекращение княжеских усобиц;

б) разделение Киевской Руси на самостоятель­ные княжества;

в) объединение раздробленной Руси.

5. Во времена правления Владимира Мономаха Русь решила одну из важнейших внешнеполитических задач. А именно:

а) обезопасила себя от набегов кочевников-половцев;

б) заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях;

в) отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей.

6. Укажите причину, по которой Русь не могла противостоять монголо-татарам:

а) более низкий уровень развития;

б) численное превосходство войска монголо-татар;

в) феодальная раздробленность на Руси;

г) техническое вооружение монголо-татар.

7. Соотнесите понятия и их объяснение:

8. Историки считают, что монголо-татары превратили Русь из «страны городов» в «страну деревень». Это можно объяснить тем, что:

а) монголо-татары в первую очередь уничтожа­ли города;

б) пришли в упадок торговля и ремесло;

в) городское население, спасаясь бегством, покинуло города.

9. Укажите, кто был основателем династии московских князей:

а) Александр Невский;

б) Юрий Долгорукий;

в) младший сын Александра Невского Даниил.

10. Русские князья не раз сражались с немецко-шведскими рыцарями. Определите, где происходили битвы:

а) на р. Калке;

б) на р. Неве;

в) на Чудском озере.

11. Определите историческое значение победы русских в битве на Чудском озере:

а) сохранение независимости новгородских и псковских земель;

б) сохранение единства Руси;

в) сохранение религиозного единства.

12. Походы военно-монашеских орденов на Русь преследовали цели:

а) насадить на Руси католическую веру;

б) захватить богатые земли Новгорода и Пскова;

в) защитить свои земли от монголо-татар, напавших на Русь.

13. К единению князей призывал

а) «Моления Даниила Заточника»;

б) «Слова о полку Игореве»;

в) «Хождения за три моря».

14. Соотнесите территорию и города :

1) Юго-Западная Русь; а) Галич;

2) Северо-Западная Русь. б) Владимир;

в) Суздаль;

г) Москва;

д) Чернигов;

е) Ростов.

15. Владимир Мономах, будучи четвертым сыном князя Изяслава, не имел права на престол, но именно он стал великим князем, потому что:

а) старший брат умер, двое других на престол не претендовали;

б) захватил власть, используя свою дружину;

в) подавил восстание в Киеве и захватил власть.

Тест 7

Создание древнерусского государства

Вариант1

1. Определите причины победы Москвы над Тверью:

а) Золотая Орда поддерживала политику московских князей;

б) московские князья проводили умную, дальновидную политику;

в) Московское княжество поддерживалось другими русскими княжествами;

2. События, в результате которых произошло присоединение Новгорода к Московскому княжеству, – это:

а) сражение на р. Шелони в 1471 г. и походы 1475 и 1478 гг.;

б) подавление новгородского восстания Иваном Грозным;

в) вмешательство Золотой Орды.

3. Укажите причины образования единого Русского государства:

а) усиление экономических связей внутри страны;

б) восстановление и развитие сельского хозяйства , рост городов;

в) необходимость борьбы с Золотой Ордой за независимость государства;

г) верны все ответы.

4. Предпосылки к объединению русских земель:

а) интересы торгового люда;

б) развитие городов;

в) стремление князей занять царский трон.

а) монах Филофей;

б) Сергий Радонежский;

в) митрополит Макарий.

6. По Судебнику 1497 г. срок перехода крестьян от одного феодала к другому назывался:

а) «заповедные лета»;

б) Юрьев день;

в) «урочные лета».

7. Укажите причины победы русских войск на Куликовом поле:

а) удачно разработанный план сражения Дмитрием Донским;

б) численное превосходство русских войск;

в) участие в битве почти всех русских княжеств.

8. Определите, с именем какого князя связана победа на Куликовом поле:

а) Дмитрия Донского;

б) Александра Невского;

в) Владимира Мономаха.

9. Местничество – это:

а) право распоряжения землей, полученной по наследству;

б) система распределения государственных должностей с учетом происхождения;

в) право на управление местностью.

10. После распада Золотой Орды на ее территории образовались ханства:

а) Астраханское;

б) Татарское;

в) Казанское.

11. XIV в. на Руси характеризуется:

а) возрождением ремесел;