Тест по чтению (2 класс) на тему: Диагностика читательской грамотности. Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки

Вариант I .

Задание 1. Литературный текст.

Л. В. Скребцова «Домашний садик»

Однажды Мария заметила, что прекрасная Азалия загрустила. «Надо подкормить ее витаминами, она долго радовала меня цветами и, наверное, истратила много сил», - решила Мария. Но витамины не помогли, Азалия по-прежнему выглядела поникшей. Мария забеспокоилась и решила поискать в книгах о комнатных растениях причину ее плохого самочувствия. Но и книги не помогли ей. Тогда Мария решила сходить в цветочный магазин, надеясь, что там ей посоветуют что-нибудь подходящее. В магазине ей предложили те же самые витамины и еще самые разные комнатные растения. Мария не удержалась и купила целых два - разноцветного красавца Кротона и хрупкую синеглазую Фиалку.

«Посмотри, кого я тебе принесла, милая Азалия, - сказала она, входя в комнату со своими новыми питомцами, - может быть, тебе будет веселее в их компании».

Каково же было удивление Марии, когда на следующее утро она увидела, что ее Азалия, действительно, оживилась.

«Так вот какое лекарство нужно было моей красавице, - подумала Мария. - Ей просто были нужны друзья, которые могли бы утешить ее, чтобы она, несмотря ни на что, продолжала бы радоваться жизни».

Так у прекрасной розовой Азалии стали появляться друзья. И это было очень хорошо, потому что она все еще немного грустила, после того как отцвела.

А Мария, видя, как ее любимица улыбается при появлении в доме каждого нового цветка, превратила комнату в чудесный домашний садик, которому сама не могла нарадоваться. Родные и друзья восхищались сотворенным Марией чудом. Даже равнодушные к цветам люди, приходя к Марии, чувствовали в ее доме что-что особенное, от чего на душе становилось хорошо и спокойно. Они начинали присматриваться к цветам и даже расспрашивали хозяйку об ее питомцах. Тут уж Марию нельзя было остановить. Она с таким увлечением и любовью рассказывала о цветах, что гости, не выдержав, просили у нее черенки какого-либо понравившегося им цветка. И этот цветочек становился самым первым в их собственном домашнем садике.

Раньше Мария мало что знала о комнатных растениях, но теперь, с появлением каждого нового цветка в доме, она стремилась как можно больше узнать о нем. Порой она удивлялась самой себе: «Как же раньше я жила без цветов? Ведь они мне так помогают: утешают и радуют, снимают усталость и даже лечат. Посмотришь на них - все тревоги проходят». Теперь Мария всегда спешила домой к своим любимым питомцам. Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: «Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!» И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.

Даже белый кот привык к цветам и полюбил их. Когда в доме появлялось новое комнатное растение, кот важно подходил к нему, чтобы представиться, и облизывал его зеленые листочки, но ни в коем случае не кусал их.

Да, цветам жилось уютно и весело у Марии. Она научилась чувствовать своих питомцев так хорошо, что без слов понимала все, что они хотят ей сказать. Они с благодарностью смотрели на свою хозяйку и наполняли дом свежестью и красотой. «Как нам повезло!» - перешептывались цветы, наблюдая за тем, как Мария ухаживает за ними. «Она поливает нас именно в тот момент, когда мы испытываем жажду; поддерживает нас витаминами тогда, когда мы слабеем; открывает настежь окно, когда нам становится душно!»

Мария поливала своих любимцев мягкой водой комнатной температуры, чтобы корешки не простужались, и с ее питомцев не опадали листья и бутоны. Она рыхлила землю, чтобы корешкам легче дышалось. Когда цветок вырастал, и ему становилось тесно в своем горшочке, она пересаживала его в более просторный горшок, добавляя в него свежей земли. Она не забывала протирать листочки мягкой губочкой, и тогда цветы сияли и лучились свежестью.

Ухаживая за цветами, Мария ласково разговаривала с ними, расспрашивала, успокаивала и даже пела им песенки. А как радовались растения, когда Мария подкармливала их витаминами - ведь это прекрасно влияло на их нежные ростки! Ростки крепли, цветы были спокойны за своих собственных деток.

Вопросы и задания к тексту «Домашний садик»

    Почему Мария решила пойти в цветочный магазин?

А) купить книги о растениях

Б) за советом по уходу за Азалией

В) купить новые растения

Г) купить удобрения

2. Как изменилась Азалия при появлении новых растений

    Как помогали растения Марии? Запиши примеры из текста

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как кот Марии относился к растениям?

А) кусал растения

Б) не мог привыкнуть к цветам

В) кот важно подходил к новому растению, чтобы представиться, и облизывал листочки

Г) не обращал внимания

5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они происходили в рассказе. Номер 1 уже поставлен

Азалия оживилась

Мария купила два новых цветка

1 прекрасная Азалия загрустила

Белый кот стал привыкать к цветам

Друзья просили у Марии черенки какого-либо понравившегося им цветка

Цветам живётся уютно и весело у Марии.

    Чем наполнился дом Марии с появлением цветов:

А) ароматом

Б) свежестью и красотой

В) удобрениями для растений

Г) цветочными горшками

7. Какой водой Мария поливала свои растения:

А) холодной водой

Б) тёплой водой

В) дождевой водой

Г) мягкой водой комнатной температуры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что делала Мария для того, чтобы растения сияли свежестью?

А) пересаживала растения

Б) рыхлила почву

В) разговаривала с растениями

Г) протирала листочки мягкой губкой

10. Какие слова в тексте показывают, что растениям необходима подкормка витаминами?

А) «… чтобы корешки не простужались»

Б) «… это прекрасно влияло на их нежные ростки»

В) «…чтобы не было тесно в своем горшочке »

Г) «… чтобы не опадали листья и бутоны»

11. По поступкам Марии ты узнал, какой у неё характер. Запиши одну черту характера Марии. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи пример из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • включать задания, для выполнения которых требуется не столько умение вычленять информацию, представленную в явном виде, сколько способность ее интерпретировать, преобразовывать, оценивать;
  • организовывать деятельность учащихся по работе с текстом на основе заданий, требующих умения аргументированно, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста;
  • уделять особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (особенно термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста;
  • использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников;
  • формировать критический взгляд на достоверность информации;
  • использовать тексты различных видов, в т. ч. схемы, таблицы, графики, учить работать с дополнительной информацией (сноски, приложения и т. д.);
  • усиливать внимание к работе с текстом на предметах естественнонаучного цикла.

Приложение

Приложение
Скачать в.docx

7-й класс

Часть I

Прочитайте тексты 1 и 2 и выполните задания 1–9 и С1-С3. Для заданий 1, 3, 4, 5, 6 и 7 обведите номер правильного ответа. Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 2, 8, 9 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания. Ответы к заданиям С1-С3 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

​Выпустить птичку на волю и посмотреть, как она радостно взмывает в небо, - старинная русская традиция. Перелетных птиц ловили по осени. Зимой пойманные птички жили дома в клетке, их кормили, ухаживали за ними. На Пасху, когда перелетные птицы возвращались из южных стран, птиц, перезимовавших в доме, выпускали на волю. Также на Пасху люди, располагавшие средствами, выкупали из тюрьмы людей, попавших туда невинно, или должников.

Текст 1

В руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни… - говорит он строго. - Погоди, а знаешь стих - «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх… - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «Иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: «Ну-ка, продай для воли!» Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает - из пригоршни.

По И. С. Шмелеву, фрагмент романа «Лето Господне»

Текст 2

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

А. С. Пушкин, 1823 г.

1. Какое высказывание соответствует теме текста 1?
Этот текст о (об):

1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;
2) конфликте между Солодовкиным и Василь-Василичем из-за денег;
3) полете птиц, выпущенных на волю, и их радостном пении;
4) разных способах выпускать птичек на волю.

2. Используя приведенные ниже утверждения, восстановите последовательность событий в тексте 1.

А. Во двор въезжает пролетка.
Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.
В. Денис выпускает птицу особым способом.
Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.
Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.

Запишите в таблицу буквы, которыми обозначены утверждения, в нужной последовательности.

Ответ в виде сочетания букв перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?

1) был богат и ни в чем не нуждался;
2) хотел, чтобы все птицы были выпущены на волю поскорее;
3) считал, что не все можно купить за деньги;
4) Василь-Василич был его приятелем.

4. В каком предложении употреблено устаревшее слово, по которому можно понять, что действие в тексте 1 происходит не в наше время?

1) Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках.
2) Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают.
3) В руке Солодовкина я вижу птичку.
4) В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу.

5. Почему мальчик не увидел первую выпущенную им птичку?

1. Мешало яркое весеннее солнце.
2. Птичка была слишком мала.
3. Мальчика отвлек приход взрослых.
4. Мальчик был очень взволнован.

1. Автор хотел показать множество приемов запуска птиц в небо.
2. У Солодовкина было много знакомых, и каждый должен был поучаствовать в данном событии.
3. В светлый день Пасхи все равны и испытывают одинаковые чувства.
4. Это указывает на доброту хозяина птиц.

7. Как вы понимаете выражение «свято наблюдаю» из стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» (см. текст 2)?

1) давно увлекаюсь;
2) соблюдаю с почтением;
3) интересуюсь старинным обычаем;
4) восхищаюсь красотой русской природы.

8. Для каждого текста определите душевное состояние героя.
Характеристика душевного состояния героя:

1) самодовольное восхищение своим поступком;
2) грусть, задумчивость, удовлетворение;
3) счастье, радость, восторг.
Запишите в таблицу цифру, которой обозначена характеристика душевного состояния героя данного текста.

Текст 1

Текст 2

Ответ в виде двух цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

9. Какие высказывания точнее всего отражают идею (основную мысль) стихотворения А. С. Пушкина «Птичка»? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Известный пушкинист Т. Г. Цявловская в комментариях к собранию сочинений А. С. Пушкина писала: «Стихотворение, написанное в чужбине, <…> выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека».
2. Издатель, желая помочь читателям определить смысл произведения, сопроводил первую публикацию стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» следующим примечанием: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.» («Литературные листки», 1823. № 2).
3. Некоторые исследователи творчества А. С. Пушкина считают, что в стихотворении «Птичка» поэт выразил смирение перед судьбой изгнанника.

Ответ: __________________________________________________________________________________________

С1. Почему время, когда по обычаю люди выпускают птиц из клеток, А. С. Пушкин назвал «светлым праздником»? Ответ запишите в виде текста из 2–3 предложений.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С1.

С2. Сравните тексты 1 и 2. В ответе укажите не менее четырех признаков, по которым эти тексты различаются.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С2.

С3. Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту 1 и найдите ошибки, которые допустил ученик:

«В книге „Лето Господне“ Василия Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихотворения А. С. Пушкина „Птичка“.
По тому, как ведут себя герои, как каждый выпускает птичку, мы понимаем их чувства и отношение к этому событию»
.
Запишите предложения, в которых вы нашли ошибки, в исправленном виде.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С3.

ЧАСТЬ II

Прочитайте тексты 3, 4 и 5 и выполните задания 10–18 и С4-С6.
Для заданий 10–12 и 15 обведите номер правильного ответа.
Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 13, 14, 16–18 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания.
Ответы к заданиям С4-С6 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

Текст 3

Аптека под ногами

Во всем мире траволечение пользуется особой популярностью. Это и неудивительно, поскольку фитотерапия имеет, во-первых, тысячелетний опыт использования; во-вторых, минимум побочных эффектов и осложнений; а в-третьих, человек может самостоятельно собрать сырье и приготовить лекарство.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. В этой аптеке лекарства не хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, а наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Многие вещества, которые вырабатываются растительными клетками, обладают целебными свойствами: принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом.
Чтобы собирать лекарственные растения, необходимо представлять их внешний вид, уметь отличать от близких к ним других видов растений, знать, где они произрастают.
В начале XVII в. по указу Петра I был образован Аптекарский приказ, и в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней в целях «разведения лекарств для казенных аптек» был заложен первый в России «Аптекарский огород». Сегодня же известно около 500 тыс. видов растений, но только небольшая часть из них используется в современной медицине.
Многие лекарственные растения используют в пищевой промышленности (солодка, тмин), парфюмерной (мята, шалфей), а также в металлургии в качестве пенообразователя (корни солодки, споры плауна).
Поисками новых препаратов растительного происхождения, выращиванием лекарственных растений, изучением их природных ресурсов и разработкой рационального режима их использования занимаются сотрудники научно-исследовательских институтов и ботанических садов.

Текст 4

Правила заготовки и хранения лекарственных растений

1. Сбор трав осуществляют в незагрязненных местах вдали от железнодорожного полотна, автомагистралей, сельскохозяйственных угодий, промышленных объектов.
2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того как обсохла роса, примерно с 11 до 17 часов.
3. Заготавливать лекарственные растения необходимо в то время, когда они содержат максимальное количество действующих полезных веществ (для надземных частей это период от начала цветения до образования плодов).
4. Сушить практически все растения необходимо в тени, без доступа прямого солнечного света, в хорошо проветриваемых помещениях или под навесом.
5. Крупные части растений, а также корни и корневища (предварительно хорошо промыв холодной водой) необходимо перед сушкой измельчить.
6. Раскладывать сырье для сушки надо тонким слоем или пучками, подвешивая на чердаках. В этом случае необходимо следить, чтобы внутри пучка не появилась плесень.
7. Возможно использование и специальных сушилок, в которых температура не должна быть более 50°.
8. Высушенные растения следует хранить в хорошо закупоренных банках, в мешочках из плотной ткани или плотной бумаги.
9. Срок хранения лекарственных растений обычно один год.
Помните, что главные вредители лекарственных растений в период хранения - это влага, свет и высокая температура!

По материалам книги «Травник»

10. «Аптекарский огород» в Москве в начале XVII века был создан:

1) для научного изучения лекарственных растений;
2) проведения химических экспериментов;
3) борьбы с инфекционными заболеваниями;
4) разведения лекарственных растений.

11. В качестве пенообразователя в металлургии используют

1) семена тмина;
2) корень солодки;
3) листья шалфея;
4) цветки мяты.

12. Сбор лекарственных растений осуществляется и в горах. Какой из перечисленных ниже способов пригоден в этом случае для сушки лекарственных растений?
Для сушки растения:

1) подвешивают пучками на солнечной поляне;
2) раскладывают тонким слоем на камнях в тени;
3) складывают в бумажные пакеты и хранят в тени;
4) заворачивают в полиэтиленовую пленку.

13. Выберите из перечня все утверждения, соответствующие содержанию текстов 3 и 4. Обведите номера выбранных утверждений.

1. Фитотерапия наиболее широко стала применяться только в XXI веке.
2. Все известные виды лекарственных растений применяются в медицине.
3. Любая часть растения может содержать лекарственные вещества.
4. Для хранения лекарственных растений не требуется соблюдения специальных условий.
5. Лекарственные растения можно использовать для изготовления кремов и лосьонов.
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

14. При чтении текста вам встретились слова, которые употребляются в повседневной жизни. Из содержания текста можно определить их значение.

Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из первого столбца подберите его толкование из второго столбца, обозначенное цифрой.

Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

15. Какой признак лежит в основе классификации лекарственных растений в тексте 5?

1) место произрастания указанных растений;
2) местонахождение активного вещества в определенной части растения;
3) физиологическое воздействие растения на организм человека;
4) наличие вещества, которое является действующим (лекарственным).

16. Установите соответствие между названием лекарственного растения и назначением препарата, в состав которого оно входит.

Для каждого элемента первого столбца подберите соответствующий элемент из второго, обозначенный цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ в виде трех цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

17. При подготовке презентации проекта о лекарственных растениях Иван сделал слайд, на котором перечислил основные правила заготовки лекарственных растений.

Обведите номер предложения, в котором Иван допустил ошибку.
Правила заготовки лекарственных растений:
1) чтобы собирать лекарственные растения, нужно хорошо знать, как они выглядят;
2) собирать лекарственные растения можно только вдали от автомобильных трасс;
3) собирать лекарственные растения можно только в сухую погоду;
4) сушить растения необходимо на солнце или на ветру;
5) высушенные растения надо хранить в плотно закупоренных банках из темного стекла.
Обведенную цифру запишите в ответ.

18. На какие из перечисленных ниже вопросов НЕЛЬЗЯ ответить, используя информацию из текстов 3, 4 и 5? Обведите номера всех выбранных вопросов.

1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какими растениями можно воспользоваться, чтобы остановить кровотечение?
3. Какие лекарственные растения можно использовать в качестве витаминов?
4. Как правильно заготавливать целебные травы?
5. Почему не все растения используются в медицине?
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

С4. Сформулируйте основную мысль второго абзаца текста 3.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С4.
Прочитайте небольшой текст и выполните задания С5 и С6.
Разбираясь в домашней аптечке, Маша обнаружила темную склянку с желтоватой жидкостью, но без этикетки.

На коробочке, в которой находилась склянка, сохранилось только описание препарата:

«Состав и форма выпуска: спиртовая настойка на 70% спирте (1:10); во флаконах по 50 мл.
Характеристика: прозрачная жидкость желтого цвета, содержит календен, каротиноиды, салициловую кислоту.
Показания к применению: инфицированные раны, ожоги, ангина, инфекции полости рта и верхних дыхательных путей.
Способ применения и дозы: наружно в виде полосканий (1 ч. ложка на стакан воды) или внутрь (как желчегонное средство) - по 10–20 капель на прием.
Условия хранения препарата: в прохладном, защищенном от света месте.
Хранить в недоступном для детей месте. Срок годности препарата 4 года»
.

С5. Какое(ие) из представленных в тексте 5 лекарственных растений могло(и) быть использовано(ы) для приготовления этой настойки? Докажите правильность своего выбора на основе прочитанных текстов.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С5.

С6. Можно ли использовать найденную в домашней аптечке настойку для ухода за потрескавшейся кожей рук? Приведите два довода для обоснования своего мнения.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С6.
Рекомендации по оценке выполнения заданий работы:

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

Самое страшное.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.Один-одинешенек!

A1. Закончи предложение, выбрав правильный ответ.

Произведение «Самое страшное» Е. Пермяка – это…

  1. рассказ
  2. сказка
  3. быль

А2. Отметь количество абзацев в тексте.

А3. Отметь, как звали главного героя.

  1. Пушок
  2. Мурзей
  3. Вова

А4. Отметь, каким рос главный герой.

  1. крепкий и здоровый
  2. крепкий и сильный
  3. сильный и ловкий

А5. Дополни предложение: Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот…

  1. на шкаф забрался
  2. залез под шкаф
  3. на улицу убежал

А6. Отметь, почему бабушка была обижена на внука.

  1. грубил
  2. не помогал
  3. не слушался

А7. Отметь, кто перебрался в другой дом.

  1. собака
  2. ёжик

А8. Отметь, как окружающие относились к Вове.

  1. уважали
  2. любили
  3. боялись

А9. Отметь, в каком ряду даны антонимы к слову «старый»

  1. пожилой
  2. молодой
  3. красивый

А10.

Предварительный просмотр:

Прочитай текст.

В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.

Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину дугой, мяукнул и выскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я невольно подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.

День, другой, третий кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

1. О чём рассказывается в этом тексте?

а) о том, как живут в лесу ежи

б) о том, как кот Барин невзлюбил ежа

в) о том, как подружились ёж и кот

г) о том, как ёжик напал на кота.

2.Где произошла встреча кота с ежом?

а) на дороге в) в комнате

б) в лесу г) на крылечке

3.В какое время произошла встреча кота и ежа?

а) в сумерках в) утром

б) вечером г) ночью

4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что

а) он всю ночь до рассвета где-то бродил

б) ёжик хотел его ударить

в) ёжик, забравшийся в валенок, начал чихать, пыхтеть, фыркать

г) он любил дремать на старом тёплом валенке.

5.Выбери правильное утверждение.

а) Кот и ёж помирились через три дня.

б) Фомка никогда не просил молока.

в) Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.

г) Кот Барин не любил спать на старом валенке.

6.Как ты понимаешь выражение « сторонились друг друга»?

а) боялись друг друга в) старались не встречаться

б) прятались друг от друга г) ссорились друг с другом


Понятие «читательская грамотность» входит в лексикон российских педагогов в 2000–2001 годах, когда Россия впервые приняла участие в международных исследованиях PISA и PIRLS. В международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводят в 4-м классе, читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы письменной речи, которые необходимы, чтобы обучаться, участвовать в окружающей жизни, читать для собственного удовольствия, приобретать читательский литературный опыт.

«Исторически термин „грамотность“ означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей … Слово „понимать“ (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово „использовать“ подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя».

Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность

Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Задания, которые вызвали трудности у четвероклассников – в . К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Заместитель директора может обсудить задания и модель оценки с учителями на методическом семинаре и спланировать работу, которая связана с оценкой читательской грамотности обучающихся. Например, включить задания, которые вызвали трудности у четвероклассников, в фонд оценочных средств.

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников. Так, в Красноярском крае в течение трех последних лет удалось улучшить показатели третьей группы заданий, которые традиционно самые сложные для большинства учеников.