Тест 20 крестьянская реформа 1861 вариант 1.

Реформы 60-70-х гг.

Значение

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах (в губерниях, уездах)

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организации медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений

Судебная

Сенат – рассматривал политические дела; высшая апелляционная система.

Окружной суд с присяжными заседателями .

Мировой суд – рассматривал мелкие гражданские иски и мелкие правонарушения, без присяжных заседателей с одним судьей.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 20 лет. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности ее пополнения во время войны обученными военному делу резервом.

1). Реформы местного самоуправления.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В уездах создавались выборные органы местного самоуправления – земства . Правом голоса пользовались только мужчины. Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

***Заполнение таблицы: первая строка: Земская реформа.

***Найдите в тексте либеральный характер реформы и ограниченность реформы. (стр. 132)

либеральный характер реформы

ограниченность реформы

Выборность; всесословность.

Реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

Вокруг земств сгруппировалась энергичная, демократически настроенная интеллигенция.

Земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть, оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

Деятельность земств была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Непоследовательно выдержан принцип всесословности.

Выборы фактически строились по сословному признаку.

Значительное преимущество имели дворяне.

Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

В 1870 году по типу земской была проведена городская реформа . Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными учреждениями. Городское самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и.т.д. городская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2). Судебная реформа.

В ноябре 1864 г . были приняты новые судебные уставы.

***Заполнение таблицы: вторая строка: Судебная реформа.

В соответствии с судебной реформой суд строился на принципах буржуазного права:

 равенство всех сословий перед законом;

 бессословность – представители всех сословий судятся одним судом;

 гласность суда – судебные заседания открыты для всех желающих;

 состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются»; в обществе возник интерес к адвокатской деятельности – прославились юрист Ф.Н. Плевако, князь А.И. Урусов;

 независимый от администрации, т.е. судью нельзя было уволить за вынесение неугодного властям приговора.

По новым судебным уставам были созданы два вида судов – мировые и общие.

3) Военные реформы.

Военный устав утвержден 1 января 1874 г. Автором реформы является военный министр, граф Д.А. Милютин.

***Заполнение таблицы: третья строка: Военная реформа.

Основные положения реформы:

 отменена рекрутчина;

 введена всеобщая воинская повинность для всех сословий с 20 лет;

 сократился срок службы (6-7 лет);

Происходило перевооружение армии и флота. Все солдаты во время службы обучались грамоте. В результате реформы Россия получила массовую армию современного типа.

4) Реформы в области просвещения. 1864 г.

 Положение о начальных народных училищах: создавались начальные школы различных типов - государственные, церковно-приходские, воскресные. Сок обучения составлял 3 года.

 Гимназии стали основным типом учебных заведений средней ступени. Они разделялись на реальные и классические.

Реальные

Готовили «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение – 7 лет. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических в ВУЗах

Классические

Большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения с 1871 г. – 8 лет. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания». Но была установлена очень высокая плата за обучение.

 Был утвержден новый устав для университетов, который восстановил автономию этих учебных заведений.

 Развивалось женское образование – женские гимназии, высшие женские курсы.

5) Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Многие новшества, появившиеся в России в результате реформ, вступили в противоречия с принципами самодержавия. Александр II был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он заявлял «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для России и привело бы ее к распаду».

И тем не менее Александр II вынужден был пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной стал террор против высших чиновников и постоянные попытки убийства самого императора со стороны революционных организаций.

После второго покушения на Александра II в апреле 1879 г., царь назначил популярных военачальников генералов И.В. Гурко, Э.И. Тотлебена, М.Т. Лорис-Меликова генерал-губернаторами с целью успокоения населения и охлаждения голов революционеров.

В феврале 1880 г. была предпринята новая попытка покушения на императора в Зимнем дворце. Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником харьковского генерал-губернатора М.Т. Лорис-Меликова.

Деятельность М.Т. Лорис-Меликова:

 Все охранные органы были сосредоточены в Министерстве внутренних дел – количество покушений пошло на убыль.

 Ослабил цензуру.

 Настоял на увольнении министра народного просвещения графа Д.А. Толстого.

«Диктатура сердца»: сократилось число террористических покушений, обстановка в стране стала более спокойной.

Проект «Конституция Лорис-Меликова»:

1. Для разработки законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии – административно-хозяйственную и финансовую.

2. Проекты законов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления.

3. После одобрения в Общей комиссии законопроектом поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликов и назначил на 4 марта заседание Совета Министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

Заполнить таблицу.

Либеральный характер реформы

Ограниченность реформы

Городская

Судебная

1. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II завил в краткой речи, которую он произнес 30 марта 1856 года перед представителями

а) московского дворянства; б) петербургского дворянства;

в) московского купечества; г) русского духовенства.

2. Для подготовки отмены крепостного права Александр II 3 января 1857 года образовал специальный правительственный орган

а) Крестьянский комитет; б) Особое присутствие;

в) Крестьянский комитет правительствующего Сената; г) Секретный комитет.

3. Первоначально подготовку отмены крепостного права правительство Александра II готовило

а) гласно; б) тайно; в) широко обсуждая в печати; г) активно привлекая русских помещиков.

4. Для подготовки отмены крепостного права в 46 губерниях были учреждены специальные органы

а) губернские комитеты; б) дворянские комитеты;

в) земельные комитеты; г) крестьянские комитеты.

5. Для рассмотрения материалов по подготовке отмены крепостного права, разработанных в губерниях помещиками в Петербурге были образованы редакционные комиссии, которые возглавил генерал

а) Канкрин; б) Киселев; в) Ростовцев; г) Кавелин.

6. Осенью 1860 года проект крестьянской реформы был готов. Он был утвержден

а) Государственной думой; б) Государственным советом; в) Императорским советом; г) Императорской фамилией.

7. 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с этими документами крестьяне получая свободу, наделялись землей

а) бесплатно; б) частично бесплатно и частично за выкуп; в) за счет государства; г) за выкуп.

8. Отрезки - это

а) земля, которую потеряли крестьяне по реформе 1861 года;

б) переходный период для крестьян от крепостной зависимости к свободе;

в) остатки феодальных повинностей; г) выкупные платежи за землю;

9. Крестьяне считались временнообязанными до

а) достижения 40 лет; б) в течение 5 лет после реформы;

в) до выкупа своих земельных наделов;

г) в течение 7 лет после реформы;

10. Правовое положение временнообязанных крестьян определяли

а) выкупные платежи; б) Положение об отмене крепостного права; в) Манифест об отмене крепостного права; г) Уставные грамоты.

11. Собственником крестьянских наделов, после отмены крепостного права был

а) сам крестьянин; б) крестьянская община; в) крестьянская семья; г) помещик.

12. Следить за осуществлением реформы на местах должны были

а) мировые посредники; б) помещики; в) дьяки и подьячие; г) земские начальники.

13. В прошлом декабрист. Накануне восстания 14 декабря 1825 года сообщил Николаю I о готовящемся выступлении. В царствование

Александра II много сделал для освобождения крестьян

а) Муравьев; б) Пестель; в) Ростовцев; г) Лунин.

14. 19 февраля Александр II выбрал для подписания важнейших документов по крестьянской реформе, так как это

а) его день рождения; б) день его коронации; в) день его вступления на престол;

г) день был выбран произвольно.

15. По реформе 1861 года крестьяне каждого поместья объединялись

а) в волость; б) в уезд; в) в сельское общество; г) крестьянскую общину.

Ключ к тесту.

Работа содержит 20 вопросов с одним вариантом ответа. Для удобства, поделил работу на 2 варианта - по 12 вопросов в каждом. Выберите удобный для Вас вид применения работы. Рекомендуемая система оценивания: 20-18 - "5", 17-14 - "4", 13-10 - "3", 9-0 - "2" Надеюсь, вы найдете нужное применение для данной работы. Удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование по теме «Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века»

2. Что такое отрезки?

4. Временнообязанные крестьяне должны были:

5. Согласно Манифесту «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»:

6. Что из названного явилось одной из предпосылок отмены крепостного права?

7. Какое обстоятельство стало решающим, побудившим Александра II провести крестьянскую реформу?

8. В каком году была проведена Земская реформа?

9. Позже остальных была проведена:

10. В каком году была проведена городская реформа?

11. Согласно судебной реформа по новым судебным уставам суды делились на:

12. Общий срок службы в ходе военной реформы:

13. В ходе реформ руководство над III отделением стал осуществлять:

14. В ходе Земской реформы были созданы 3 курии. Исключите лишнюю:

15. В ходе реформы образования основными учебными заведениями стали:

16. Выберите выдающихся адвокатов-ораторов:

17. Земские управы являлись:

18. Высшей судебной инстанцией являлся:

19. Обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра этого решения – это:

20. «Диктатурой сердца» называли политику:

1 вариант

1. Крепостное право было отменено в:

2. Временнообязанные крестьяне должны были:

А) Платить оброк или отрабатывать барщину в пользу своего бывшего владельца;

Б) Бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю

В) Принимать участие в общественных работах в своём уезде.

3. Согласно Манифесту «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»:

А) Крестьяне полностью выкупали землю;

Б) Крестьяне оплачивали 50%, государство оплачивало столько же;

В) Крестьяне оплачивали 20%, государство 80%.

4. Что из названного явилось одной из предпосылок отмены крепостного права?

А) Массовые протесты крестьян против повинностей;

Б) Интенсивное развитие натурального хозяйства;

В) Желание правительства стимулировать развитие капитализма в России.

5. В каком году была проведена Земская реформа?

А) 1861 Б) 1864 В) 1867 Г) 1870

6. Позже остальных была проведена:

А) Городская реформа Б) Земская реформа В) Судебная реформа Г) Военная реформа

7. Согласно судебной реформа по новым судебным уставам суды делились на:

А) Мировые и внутренние Б) Мировые и общие В) Мировые и районные

8. В ходе Земской реформы были созданы 3 курии. Исключите лишнюю:

А) Землевладельческую Б) Дворянскую В) Городскую Г) Сельскую

9. Высшей судебной инстанцией являлся:

А) Судебная палата Б) Окружная палата В) Мировой суд Г) Сенат

10. «Диктатурой сердца» называли политику:

А) Н. А. Милютина Б) Александра II В) М. Т. Лорис-Меликова Г) Я. И. Ростовцева

11. Что такое отрезки?

А) Земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861;

Б) Земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

В) Часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой.

12. Какое обстоятельство стало решающим, побудившим Александра II провести крестьянскую реформу?

А) Требование дворянства освободить крестьян;

Б) Поражение к Крымской войне;

В) Путешествие Радищева «Из Петербурга в Москву»

Тестирование по теме «Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века» 8 класс

1 вариант

1. Крепостное право было отменено в:

2. Что такое отрезки?

А) Земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861;

Б) Земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

В) Часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой.

3. Кто такой мировой посредний?

А) Представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах;

Б) Представитель помещиков, участвующий в разработке реформы;

В) Представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

4. Какое обстоятельство стало решающим, побудившим Александра II провести крестьянскую реформу?

А) Требование дворянства освободить крестьян;

Б) Поражение к Крымской войне;

В) Путешествие Радищева «Из Петербурга в Москву»

5. Позже остальных была проведена:

А) Городская реформа Б) Земская реформа В) Судебная реформа Г) Военная реформа

6. В каком году была проведена городская реформа?

А) 1861 Б(1864 В) 1865 Г) 1870

7. Общий срок службы в ходе военной реформы:

А) Увеличился Б) Сократился В) Остался на прежнем уровне

8. В ходе реформ руководство над III отделением стал осуществлять:

А) М. Т. Лорис-Меликов Б) Н. А. Милютин В) К. Д. Кавелин Г) Я. И. Ростовцев

9. В ходе реформы образования основными учебными заведениями стали:

А) Гимназии Б) Школы В) Пансионы Г) Приходские училища

10. Выберите выдающихся адвокатов-ораторов:

А) Д. А. Милютин Б) П. В. Анненков В) Ф. Н. Плевако Г) Э. И. Тотлебан

11. Земские управы являлись:

А) Исполнительным органом Б) Распорядительным органом В) Судебным органом

12. Обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра этого решения – это:

А) Нигилизм Б) Аппеляция В) Рескрипт


Вопрос 1. Как вы думаете, почему Александр II так упорно добивался, чтобы просьба об отмене крепостного права исходила от помещиков?

Ответ. Александр II очень опасался оппозиции со стороны дворянства. Традиционно дворянство было опорой императорской власти в России, его сопротивление могло бы означать крах режима. Показательно, что лично зачитывал в итоге принятый манифест император только наиболее верным войскам. Именно по этому было важно, чтобы помещики сами попросили освободить крестьян, тогда было меньше опасений, что они возмутятся. Эта же мера позволяла понять, как именно хотят освободить крестьян их хозяева, и таким образом опять же избежать возмущения с их стороны.

Вопрос 2. На каких условиях отмены крепостного права остановился император? Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Ответ. Александр II стремился максимально учесть интересы помещиков, но при этом крепостное право, всё же, надо было отменить, потому условия получились компромиссными, по меткому выражению Николая Алексеевича Некрасова «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася, одним концом по барину, другим по мужику!». Эти условия были следующие:

1) крестьяне получали личную свободу;

2) помещики передавали крестьянам землю, на которой стояли их дома с хозяйственными постройками;

3) остальную землю крестьяне у помещиков должны были выкупить;

4) выкупить крестьяне могли землю в соответствии с определённой правительством нормой, земля, которая превышала эти нормы «отрезалась» в пользу помещика, потому крестьянские земли постоянно чередовались с помещичьими, а главное, у крестьян в пользовании оказалось меньше земли;

5) государство выплачивало помещикам сумму выкупа земли сразу;

6) крестьяне отдавали государству в течении 49 лет этот долг, причём к остатку долга каждый год добавлялось по 6%;

7) на время выплат крестьяне считались временно обязанными, мало чем отличаясь от крепостных;

8) землю получал не каждый отдельный крестьянин, а крестьянские общины, земля была в общем пользовании у их членов;

9) крестьяне, которые до реформы землю не обрабатывали, то есть дворовые, не получали её и в результате реформы, автоматически превращаясь в вольнонаёмных (хотя обычно продолжали служить тому же барину).

Вопрос 3. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Ответ. Плюсы:

1) крепостное право было отменено, сбылась вековая мечта либералов;

2) предпринимательство получило импульс за счёт крестьян, раньше срока освободившихся от временной зависимости;

3) крестьяне получили гражданские права, что вместе с другими реформами демократизировало общество;

4) удалось избежать серьёзного возмущения со стороны помещиков в ходе реформы.

1) земли у крестьян стало меньше, что вместе с их многодетностью относительно быстро стало их разорять;

2) помещики лишились основного своего источника доходов, многие из-за этого резко обеднели, даже несмотря на выкупные платежи;

3) крестьяне из крепостных стали временнообязанными, потому рынок рабочей силы всё равно пополнился в начале не значительно;

4) крестьяне оставались частью общин, потому самые предприимчивые из них не могли начинать собственные коммерческие предприятия.