Теряя время теряется. Терять время

Сегодня нашла у себя признаки болезни, с которой постоянно вступаю в борьбу. Это — страх чего-то не успеть, потерять время ... Это — мания, желание заполнить полезным действием каждую свободную минуту. Так не хочется потратить время впустую...

Но когда мы тратим время впустую? Какое время действительно можно считать потерянным? А может, наоборот, нагружая себя тысячью разных активных дел, мы начинаем упускать что-то действительно главное?

Мы теряем время совсем не тогда, когда нам кажется. Мы теряем время не от недостатка каких-то дел. Настоящая потеря времени — это неумение наслаждаться жизнью. Не умение радоваться драгоценным мгновеньям. Страх потерять время не дает нам слушать пение птиц и спокойно вдыхать свежий утренний воздух... А ведь все это — обязательный элемент насыщенной жизни. Обязательный элемент нашего внутреннего развития.

Я опять потратила утро впустую. Немного почитала, затем приводила себя в порядок, разгребала почту, отвечала друзьям в социальных сетях... Так и не заметила, когда взошло солнце. Признаю свою ошибку. Теперь хотя бы 20-30 минут своего раннего утра буду тратить на простое наслаждение тишиной.

Давайте не терять золотые мгновения!

Терять время

Терять время

канителить, канителиться, валандаться, стопориться, волынить, застревать, тянуть канитель, медлить, задерживаться, чикаться, временить, тормозиться, прохлаждаться, тянуть резину, тянуть время, тянуть кота за хвост, разводить канитель, копаться как жук в навозе, не чешется, мямлить, не мычит и не телится, тянуть, чесаться, копаться, раскачиваться, мешкать


Словарь русских синонимов .


Смотреть что такое "терять время" в других словарях:

    терять - (не) терять бодрости обладание, продолжение (не) терять достоинства обладание, прерывание (не) терять надежды действие, прерывание время терять отрицательная, использование терять веру обладание, прерывание терять вкус обладание,… …

    время - (не) жалеть времени Neg, использование (не) оставлять времени существование / создание, субъект (не) остаётся времени существование / создание, субъект, продолжение (не) остаётся свободного времени существование / создание, субъект,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    время разбрасывать камни и время собирать камни - всему свое время. Цитата из Ветхого Завета (Екклесиаст, 3): “Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и… … Справочник по фразеологии

    Теряю, теряешь, несов. (к потерять). 1. кого что. Лишаться кого чего н., утрачивать кого что н. вследствие собственной небрежности, роняя, оставляя, девая кого что н. неизвестно куда. Он постоянно теряет носовые платки. Терять кошелек. Коммунист… … Толковый словарь Ушакова

    ТЕРЯТЬ, теривать что, тратить, утрачивать что, лишаться чего, проститься, расстаться с чем, отдать волей или неволей другому; понести убытки, изъян. | Покидать что без пользы, внимания, бросать беззаботно или бестолково, лишаться выгод, барышей,… … Толковый словарь Даля

    ТЕРЯТЬ, яю, яешь; терянный; несовер. 1. кого (что). Лишаться кого чего н. по небрежности или роняя, оставляя неизвестно где. Т. ключи, деньги. 2. кого (что). Лишаться кого чего н., переставать обладать чем н. Т. друзей. Т. надежду. Т. авторитет.… … Толковый словарь Ожегова

    Adventure Time with Finn Jake … Википедия

    терять счёт - терять/потерять счёт Чаще сов. прош. вр. Не в состоянии сосчитать из за большого количества чего либо. С сущ. со знач. лица: друг, знакомый… теряет счет кому чему? знакомым, времени, деньгам… Невзгодам, свалившимся на меня в последнее время, я… … Учебный фразеологический словарь

    время загустевания цементного раствора - Время от начала затворения до момента, когда цементный раствор начинает терять способность прокачиваться насосом. Тематики нефтегазовая промышленность EN thickening… … Справочник технического переводчика

    Глаг., нсв., употр. часто Морфология: я теряю, ты теряешь, он/она/оно теряет, мы теряем, вы теряете, они теряют, теряй, теряйте, терял, теряла, теряло, теряли, теряющий, теряемый, терявший, теряя; св. потерять 1. Если вы теряете предмет, зна … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Все на борт "Дискавери-Экспресса" . Научно-исследовательская экспедиция сквозь время , Хокинс Эмили, Эдамс Том, Клохоши-Коул Том. О книге Добро пожаловать на борт "Дискавери-Экспресса"!Поднимайтесь скорее - мы уже отправляемся в путешествие во времени и пространстве. Мы посетим самые важные места научных достижений и…
  • Все на борт Дискавери-Экспресса Научно-исследовательская экспедиция сквозь время , Хокинс Э., Эдамс Т.. Добро пожаловать на борт "Дискавери-Экспресса"!Поднимайтесь скорее - мы уже отправляемся в путешествие во времени и пространстве. Мы посетим самые важные места научных достижений и…

Мы теряем время. Каждый день. Мы жалуемся, что теряем время впустую и продолжаем его терять. Чуть-чуть вчера, еще немного сегодня, завтра еще чуть больше. И так далее по нарастающей. И наша мечта, которая только-только пытается расправить крылья, постепенно снова начинает отступать в тень. Шаг за шагом. С каждой потерянной минутой нашего времени все дальше в тень. Чем мы оправдываем свое бездействие? Что говорим себе, чтобы успокоить?

Сохранить в Pinterest

Чаще всего это обычные оправдания. Оправдания, что еще не настало время, что не те обстоятельства и стартовые условия, что устал, занят, заболел. И что страшно. В этом мало кто себе признается, но страх и неуверенность – это ключевой аспект потери времени. Страх неизвестного почти также естественен, как и наше дыхание. Можно разрешить себе побояться. Чуть-чуть и совсем недолго. А потом лучше зажмуриться и прыгать. Помните, как в детстве вы прыгали в речку с мостика? Ну и страшно же было! Но прыгали же! И помните, как потом бежали снова и снова повторить прыжок. И делали это уже более уверенно. С удовольствием. Страшно только в начале. Страшно только первый раз.

Если период страха затянется и вы не вытащите себя из него своими активными действиями, вы, вероятнее всего, окажетесь в лапах прокрастинации. О ней, я думаю, уже все слышали. Это понятие в последнее время облетело весь Интернет, и только ленивый, наверное, о нем не слышал. Хотя, по сути, он тем самым прокрастинатором и является. Попав в лапы прокрастинации, вы скатитесь в очередную ловушку – в зону комфорта.

Как же выбраться из зоны комфорта? Первое, что помогает лично мне – это сильно испугаться. Испугаться того, что жизнь проходит, а ты так и не приблизился до сих пор к своей мечте. Представить себя через десять, двадцать или тридцать лет и вашу жизнь, какой она будет, если вы ничего не будете менять, а будете продолжать плыть по течению, кормя себя всеми любимыми «завтраками». Представьте тот момент, когда вы осознаете, сколько же времени потеряли, изо дня в день занимаясь тем, что надо кому-то другому, забывая о себе. Я пишу эти строчки, и меня снова передергивает от картины, которую рисует мое воображение, и от ощущения тоски и безнадежности, которые наваливаются вместе с ней. Чтобы побыстрее выбраться из зоны комфорта, эту картинку необходимо вспоминать почаще. А еще вспомните самую глубокую яму, в которой вы когда-либо оказывались, прочувствуйте ее, тот страх от возможности снова там оказаться. И это чувство страха снова скатиться в нее, также может помочь вам прекратить бездействие. По крайней мере, это помогает мне.

Если же вы уже прочно обосновались в своей зоне комфорта, то я рекомендую составить список дел для выхода. Я впервые опробовала этот способ совсем недавно, снова почувствовав, что начинаю застывать и ленюсь, зачастую даже ленюсь просто выйти из дома. Это явление происходит достаточно часто после первых решительных действий. Вы чувствуете легкую эйфорию, что все у вас получится и все вы можете, а посему полагаете, что можно и отдохнуть немного. Потом еще немного. Еще. И вот ваш день снова напоминает «день сурка» с валянием на диване.

Для составления списка я проанализировала текущие составляющие моего быта и составила список вещей, которые вызывают у меня дискомфорт, и дел, которые я до сих пор ни разу в жизни не делала. У меня список этот получился примерно из 50 пунктов. И каждый из этих пунктов я планирую выполнить. На выполнение некоторых пунктов я потрачу час, на некоторые – день, а на остальные и побольше.

Цель этого списка – расшатать себя и вытащить из скорлупы, в которую я сама себя снова же и засунула.

Для поддержания своего морального духа я отправила себе письмо в будущее – через три месяца я его получу и прочту. И если я так и не начну что-либо делать более конкретное, это будет отличнейшим пинком мне от меня же. Но надеюсь, что я просто прочту свое письмо и довольно улыбнусь, так как план уже будет выполнен, а, может, и перевыполнен.

Вообще, писать себе письма в будущее – это замечательный инструмент. Не обязательно писать на дальний срок. Можно писать себе письма перед важным событием, чтобы потом, уже после, читая их, снимать эту самую важность и в следующий раз на чуть-чуть, но уже меньше нервничать. Также инструмент подходит и для постановки целей – в точно определенный день ты получишь письмо и прочтешь его. И даже если ты потерял/забросил свой список целей, это письмо может стать для тебя тем самым мотиватором, который заставит вспомнить о себе и своих мечтах. И попробовать еще раз, но уже серьезнее. В интернете много подобных сервисов. Но лично я использовала FutureMe.org.

Поначалу, однако, все мое существо просто скрипело как плохо смазанный механизм, отказывалось даже думать о списке и его пунктах для выполнения. Но первый пункт, можно сказать, напросился к выполнению сам. Дело в том, что, сидя в кафе с подругой за стандартной чашкой кофе, я показала ей свой список, так как мне было интересно ее мнение. И поддержка. Ну и сам факт того, что кто-то в курсе моего плана и будет меня тормошить, должен был меня подстегнуть к его выполнению. Одним из пунктов у меня был поиск имиджмейкера, так как мне, наконец-то, захотелось найти себя не только внутренне, но и внешне, чувствовать себя комфортно. Внешние изменения – это тоже тот еще выход из зоны комфорта, скажу я вам. Искать я его хотела в интернете, так как на Кипре у нас совсем все плохо с такими специалистами. Но получилось даже лучше. На следующий день после встречи подруга кинула мне ссылку на девушку стилиста, которая только-только решила открывать тут свое дело, поэтому сделала очень выгодное предложение. Поднять телефон и набрать номер было тяжело. Однако этот шаг запустил и другие. Я уже выполнила часть списка. Первые дела давались с трудом. Но я не давала себе возможности отлынивать. И так потихонечку я снова стала чувствовать вкус к жизни и энергию. Благодаря этому списку я, наконец-то, и блог запустила. А это – одно из самых важных дел для меня в текущем моменте. И одно из самых откладываемых до сих пор.

Я на своем примере убедилась, что список выхода из зоны комфорта – действительно работает. Я буду продолжать выполнение пунктов. И вам рекомендую попробовать написать свой список и действовать.

Эни Дилард когда-то сказала: «То, как мы проводим один день, – это то, как мы проводим всю жизнь». И если вас не устраивает то, как вы проводите вашу жизнь, то начните менять свой день. Двигайте себя. Делайте что-то новое. Попробуйте выполнить упражнения, чтобы расшататься. И потихоньку начните внедрять в свой день те перемены, которые приведут вас к другой жизни, по ходу корректируя свой дневной распорядок. Не стоит сразу пытаться изменить жизнь. Ваша жизнь будет меняться с вами. Попробуйте и убедитесь!

ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ -
ПОТЕРЯННАЯ ЖИЗНЬ
Господь Кришна заявляет в Гите:

“Тот, кто постоянно помнит обо Мне, очень дорог Мне. Поэтому помни обо Мне всегда. Предложи Мне свой разум и свой интеллект. Всё предложи Мне. Тогда ты без сомнения достигнешь Меня”.

Воплощения Любви!

В Гите сказано, что радость и печаль, холод и жару, прибыль и потерю, хулу и хвалу надо воспринимать одинаково. Это равновесие разума является одним из 64 атрибутов истинного преданного. Трудно выяснить, обладает ли преданный всеми 64 качествами. Но все они слились и полностью содержатся в двух главных качествах: аб’йаса - постоянная практика и вайрагья - отречение или непривязанность. Практика относится к комбинации трёх видов тапаса или аскезы (суровость, аскетизм): тапас тела, тапас разума и тапас речи. Отречение связано с осознанием ограниченности объектов и с тем, чтобы жить жизнью, не привязываясь к предметам; другими словами, жить как свидетель. Если вы сумеете включить эти два важных качества, аб’йасу и вайрагью , в свою повседневную жизнь, тогда не будет необходимости в какой-либо другой духовной практике.

Начинайте духовную практику с юных лет

Если вы хотите развить эти два качества, надо начинать с детства, используя ранний период своей жизни священным и облагораживающим образом. Сегодня в мире люди занимаются духовной практикой только, когда достигают старости. Только после того, как они полностью насладились предметами роскоши, и только после того, как они почувствовали отвращение ко всем этим мирским удовольствиям и пустоту от них, они решают ступить на духовный путь. Отдавая всю свою жизнь чувственным удовольствиям, семейной жизни, детям, богатству, собственности, имени и славе и полагая, что в этом и есть истинное наслаждение, к пожилому возрасту они полностью разочаровываются во всём. Они понимают, что нет ничего истинного во всём этом и что мир души и постоянная радость не могут появиться из феноменального мира и из мирских занятий. И тогда, преследуемые пустотой жизни и уже подходя к её закату, они начинают заниматься духовной практикой.

Но в старости, когда страдаешь от разного рода физических и ментальных недостатков и от всякого рода ограничений, будет очень трудно заниматься духовными практиками и жить строгой духовной жизнью. Но даже и тогда не следует разочаровываться, думая, что для пожилых людей путь к духовному продвижению закрыт. Благоприятные возможности обязательно встретятся на их пути. Гораздо лучше думать о Господе хотя бы в старости, чем не думать о Нём вообще. В размышлении о Господе нет никаких ограничений ни во времени, ни в месте, ни в возрасте. Вот почему Кришна, Божественный учитель, заявляет в Гите:

“Во все времена, в любом месте, думай обо Мне” .

Но учитель в Гите также говорит, что начинать заниматься духовной практикой лучше всего с юных лет, когда ваша физическая сила, сила органов чувств и ментальная сила находятся в полном расцвете.

Процесс этот подобен тому, как вы резервируете обед в гостинице, купив заранее талон на обед. После того, как вы забронировали себе место, когда бы вы ни пришли туда, вы сможете поесть; вам это гарантировано. С другой стороны, если вы придёте в гостиницу только когда голодны, а не в обычное время, и без талона, резервирующего вам место, вас могут не обслужить. В этом случае гарантии нет; вы можете получить, а можете и не получить еду. Всё зависит от случая. Так же происходит с людьми, которые впервые начинают думать о духовных вещах в пожилом возрасте. Может быть они смогут продвигаться духовно, а может быть и не смогут. Но если бы те же люди с самой юности занимались духовными практиками, приобретая больше опыта, к старости они без сомнения достигли бы успехов в этой области.

Не тратьте молодость понапрасну

Если вы тратите время, наслаждаясь удовольствиями жизни в ранние годы, теряя силу органов чувств и силу своего тела, то в старости вы можете не суметь достигнуть конечной цели - слиться с Господом, если вы этого пожелаете. Нет абсолютно никакого смысла держать вкусную пищу на листе банана, предлагая её демонам, а потом, когда всё ценное уже взято демоническими силами, предложить остатки Богу. В таком случае можете ли вы угодить Богу, предлагая Ему то, что осталось? Нет! Это невозможно. Тело молодого человека можно сравнить с нежным банановым листом. Вкусную пищу можно сравнить с предметами, которыми наслаждаются органы чувств. Предложив сначала все эти деликатесы демонам, вы затем пытаетесь их же предложить Господу. После того, как все ваши силы и способности поглощены демонами гнева, жадности, вожделения и гордости, вы пытаетесь предложить Господу остатки. Но это неправильно, и такие приношения Он не примет. В этом смысле учитель в Гите подчёркивает, что юность - очень ценный период, который надо использовать с особой осторожностью, чтобы продвинуться духовно.

Если некоторое время вы владели каким-то предметом, принимая это как должное, вы уже не в состоянии понять его истинную ценность. Только потеряв этот предмет и осознав потерю, вы начинаете постигать его истинную ценность. Пока у вас есть глаза, вы не знаете им цены - насколько они драгоценны. Вы осознаёте, как важно зрение только тогда, когда его теряете. Таким же образом, когда у вас хорошее здоровье и все ваши способности в полном расцвете, вы не понимаете их истинной ценности. Только когда вы теряете здоровье, когда ухудшаются ваши умственные и физические способности, тогда вы каетесь и жалуетесь, что вся ваша сила и способности исчезли. Но тогда жаловаться уже бесполезно. В молодости вы позволили плохим привычкам и чертам характера стать вашими лучшими друзьями и глубоко укорениться в вас. Те же самые способности, которые вы неправильно использовали в юности, становятся вашими врагами в старости.

Большинство молодёжи не пытается использовать силу различения соответствующим образом. Молодые люди не используют своих интеллектуальных способностей, чтобы узнать, кто их истинный друг, а кто враг; кто их гуру (учитель), а кто ученик; кто режиссёр, а кто актёр. Если вы не развили свой интеллект, чтобы понять смысл жизни, разве неправильно, что вас называют мартышкой? Когда вы станете применять человеческие качества правильно и поймёте значение человеческой жизни, тогда ваши чувства не смогут вас запутать.

Используйте тело для Бога

В настоящее время вы используете Бога ради тела. Вы не используете тело ради поклонения Богу. Сегодня вы используете Бога, молясь о хорошем здоровье, когда вы больны, и прося, чтобы ваше тело стало сильнее. С другой стороны вы не используете тело и всю свою физическую силу и способности, когда они у вас есть, для поклонения Господу. Вы считаете, что позже будет достаточно времени, чтобы заняться поклонением, и поэтому вы продолжаете попусту тратить время. Вы думаете, что, уйдя на пенсию, вы сможете начать заниматься созерцанием Бога и духовными упражнениями. Вероятно вам кажется, что пока вы ещё молоды, лучше наслаждаться жизнью, наслаждаться объектами этого мира. Но как вы начнёте думать о Боге, если состарившись, потеряете все свои способности?

Если вы не используете все свои физические силы и способности для поклонения Господу сейчас, потом будет слишком поздно. Когда дети будут смеяться над вами, называя “старой обезьяной!”, хватит ли тогда у вас сил начать интенсивную сад’ану (духовные упражнения)? Когда ваши волосы поседеют, когда вы едва сможете двигаться, когда вы едва сможете видеть, когда все органы чувств ослабеют, сможете ли вы тогда использовать их для поклонения Господу? Нет, это будет невозможно. И не только это; в индийских Писаниях очень сильно и ясно выражены некоторые мысли, касающиеся пожилых людей. Там сказано, что когда приспешники бога смерти найдут вас и будут кричать: “Иди сюда!” - и даже ваши родственники будут говорить, что бесполезно здесь держать труп; когда они все будут взывать: “Уберите его! Уберите его!” - и когда ваша жена и дети будут рыдать, разве в это время вы сможете думать о Господе? Сможете ли вы сказать родственникам перестать плакать и подождать немного, потому что вы хотите несколько мгновений подумать о Господе?

Надо в юности накопить всё необходимое для того, чтобы заложить твёрдое основание для счастливого будущего. Неужели вы действительно считаете, что о Господе можно думать только после ухода на пенсию? Нет, это невозможно. Следует полностью преуспеть в сад’ане до ухода на пенсию. Вместо этого вы занимаетесь бизнесом даже после ухода на пенсию, тратите попусту время, посещая клубы и различными способами растрачивая свою драгоценную жизнь.

Невозможно начать духовную жизнь, когда смерть стучится в дверь

Однажды жена спросила мужа:

“Во всяком случае теперь, в старости, ты собираешься думать о Боге? Ты никогда не находил времени делать это раньше, когда ты был так занят. Пожалуйста, сделай это сейчас!”

Бизнесмен ответил:

“У меня нет времени даже умереть, не то, чтобы думать о Боге” .

Но разве вы думаете, что смерть не придёт к тому, у кого нет времени умереть? Разве смерть приходит только по желанию человека? Нет, время никого не ждёт. Поэтому пока у вас ещё есть время, надо использовать его правильно.

Враг по имени “смерть” вместе с солдатами по имени “болезни” будет ждать возможности начать войну против вашего тела. В такие периоды, когда людей атакуют болезни и смерть, они умирают очень жалкими и беспомощными. Но никакая армия не может атаковать тех, кто завоевал Благодать Господа. Поэтому ещё в дни юности надо завоевать Благодать Господа и снарядить себя так, чтобы встретить вызов врагов, когда они придут начать осаду против вас. Превыше всего вы должны в глубине своего сердца быть твёрдо убеждены, что путешествие по этой жизни будет долгим. Любое другое путешествие, будь то на автобусе, поезде или самолёте длится недолго. Но путешествие по этой жизни будет долгим. Человек, который не подготовил себя для всех непредвиденных обстоятельств этого долгого путешествия, будет очень страдать, когда он столкнётся с реальными проблемами и реальными трудностями.

Все вы знаете, что на товарных поездах, используемых для перевозок грузов, обычно на каждом вагоне пишут определённую дату, когда этот контейнер должен вернуться в депо. После пользования этим контейнером в течение некоторого времени, его следует к указанной дате отправить обратно. То же самое относится к контейнеру, являющемуся вашим телом. Дата возврата его указана на нём самим Богом, вы просто не осознаёте этого.

Вы не осознаёте, что придётся возвращаться. Люди полностью забывают эту крайне важную истину. Если вы действительно хотите наслаждаться всеми удовольствиями жизни в более поздней стадии, то в дни юности вы должны завоевать Благодать Бога. В процессе человеческой жизни очень важны ранние периоды детства и юно-сти. Не сознавая огромной ценности этого периода своей жизни, в юности вы тратите время попусту. Вы используете золотую чашу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами для мелких целей. Чтобы поддерживать огонь своих чувств, в качестве горючего вы используете очень дорогое сандаловое дерево. Сосуд драгоценен, топливо тоже очень ценно, но пища, которую вы выбираете, чтобы приготовить с их помощью, безвкусна и бесполезна. Такое драгоценное тело и такое священное топливо расточается попусту ради наслаждения всем бесполезным и тривиальным в жизни. Вы кладёте ничтожные предметы в этот бесценный сосуд и используете его для низменных удовольствий. Вы используете золотой плуг, чтобы распахать поле своего сердца, и ничего не производите, кроме бесполезных сорняков.

Истинно, человеку в жизни нужны
различение и отрешённость

Поле вашего сердца в высшей степени драгоценно и священно. Кришна, Божественный учитель, заявляет, что даже это поле принадлежит Ему. Господь заявил, что Он есть это поле и Знающий его. Он истинный владелец вашего сердца и вашего тела. Он отождествляет Себя с ними. Что вы делаете с этим священным сердцем и телом? Вы используете золотой плуг, чтобы взрастить бесполезный урожай чувственных удовольствий. Любой, кто осознаёт ценность сердца и ценность чувств, находящихся в нём, не будет злоупотреблять ими. Жизнь надо использовать для добра, для благополучия других, для достижения священной цели и для того, чтобы следуя священным путём, вызвать лучезарное сияние в сердце и разуме. Надо использовать эту жизнь для того, чтобы подготовить себя к единению с Богом. Только тогда у вас будет право сказать, что ваша жизнь приобрела святость и истинность.

Сказано, что трудно, почти невозможно получить человеческую жизнь. Что особого в человеческой жизни? Почему так трудно её получить? Все удовольствия, которыми наслаждаются животные и птицы, вы тоже можете иметь. В таком случае, что имеется ввиду, когда говорится, что человеческая жизнь особенно ценна и важна? Имеется ввиду, что у вас есть способность различать добро и зло, ибо вам дана способность отказаться от привязанностей и ненависти. Поэтому вы должны использовать данный вам разум, чтобы отличать животный образ жизни от человеческого. Если вы не различаете Атму и анатму , “Я” и “не я”, не практикуете йогу разума, вы становитесь жертвой волнений. Вы не можете найти внутреннего покоя, потому что не следуете правильным путём.

С твёрдой решимостью юноши должны заниматься тремя видами тапаса : физическим, ментальным и звуковым, и таким образом дать пример миру. Надо использовать раджас -гуну (качество активности, беспокойства), чтобы подчинить тамас -гуну (инертность, лень), и надо использовать саттва -гуну (гуну уравновешенности, покоя), чтобы подчинить раджас -гуну . Невозможно пребывать в саттва -гуне , пока ваше сердце всё ещё наполнено раджас -гуной и тамас -гуной . Если ваша голова пуста, то есть надежда наполнить её благими идеями, но если ваша голова уже полна разного рода бесполезными идеями, то как можно наполнить её чем-то священным и великим? Вы заполнили свою голову всякого рода ненужной мирской чепухой. Прежде всего надо избавиться от всего этого. Только тогда вы сможете наполнить голову священными чувствами и священными мыслями.

Сосредоточьте всё своё внимание на Боге

Многие из вас идут бессмысленным путём и живут бессмысленной жизнью. Вы плачете, когда рождаетесь, и плачете, когда умираете. И между этими вехами вы продолжаете плакать, требуя бесполезных вещей. Плачете ли вы, когда видите падение Д’армы ? Вот из-за чего вы должны плакать, вот для чего вы должны использовать свою силу и способности: остановить падение Д’армы и помочь залечить раны, которые являются результатом её падения. Что такое Д’арма ? Д’арма значит постоянно помнить и беспрерывно созерцать Господа. Это значит исполнять свои повседневные обязанности, думая о Господе. Гита не учит, что надо оставить свою семью, что надо оставить имущество и собственность и уйти в лес. Нет! Заботьтесь о своей семье. Выполняйте свой долг. Но постоянно сосредоточивайтесь на Боге. Что бы вы ни делали, не забывайте своей цели. Если вы откажетесь от неё, вы заблудитесь и попадёте на неверную тропу. В своём разуме твёрдо держитесь Божественной цели. Совершайте свои повседневные обязанности, твёрдо держа эту цель в поле зрения.

В ваших словах не должно быть никаких изъянов или пороков. Вы должны следить за тем, чтобы всегда говорить правду. Некоторые люди считают, что когда возникают трудности, можно видоизменять правду. Они, вероятно, даже чувствуют, что иногда необходимо говорить неправду. Но в трудных ситуациях надо проявить достаточного ума, чтобы промолчать, вместо того, чтобы говорить либо правду, либо неправду. Если вы скажете правду, скажите её нежно и с любовью. Не говорите правду грубо, либо неправду нежно. Когда приходит трудное время испытаний, следует научиться, как избегать опасных ситуаций, никогда не говоря неправды. В определённых обстоятельствах надо вести себя чрезвычайно осторожно. Надо знать, как использовать слова, не причиняя людям боли. Сказано:

“Тот счастлив, кто знает, как говорить, никому не причиняя вреда” . Нельзя причинять вреда другим, но и другие не должны причинять вреда вам. Вот маленькая история.

Будьте упорны в своей практике

Одна женщина ходила на встречи, подобные той, которая у нас сегодня. Она сосредоточенно и с большим вниманием слушала то, что излагалось. Однажды, когда пандит (знаток Вед ) объяснял Рамаяну , он заявил, что для жены муж является единственной целью в жизни. Он сказал: “Жена ответственна за то, чтобы муж был доволен и счастлив. Всегда обращайтесь с мужем как с Богом” . Прослушав всё это, жена пошла домой. На неё эта речь произвела такое сильное впечатление, что она решила претворять на практике всё, что узнала. Как только её муж вернулся с работы, она взяла горшок с водой и облила его ноги (хотя он не успел ещё снять ботинки), думая, что поступая так, она поклоняется своему мужу. Муж был смущён и поражён. Войдя в дом, он сел, пытаясь снять ботинки, чтобы просушить ноги; но не успел он этого сделать, как она подбежала к нему, чтобы сделать это за него.

Вечером муж пришёл с работы на полчаса раньше обычного, думая, что возможно она нездорова и ей нужна помощь. Подойдя к двери, он постучался, говоря, что вернулся, и вежливо попросил открыть дверь. Из комнаты для молитв она ответила: “Нет ни матери, ни отца, ни дома, ничего, ни даже мужа”. Её поведение очень его встревожило, но всё же он сумел убедить её открыть дверь. Когда он вошёл в дом, то немедленно подошёл к телефону и вызвал психиатра. Психиатр пришёл, внимательно осмотрел её и поставил диагноз. Он сказал, что после того, как она прослушала эти лекции, у неё появилось какое-то странное отношение ко всему; но если некоторое время подержать её дома, то скоро всё пройдёт. Тогда муж устроил так, чтобы больше не пускать её на лекции. Всех предупредили: шофёру и всей прислуге было велено не выпускать её из дома.

После ограничений, предписанных врачом, она не ходила на лекции два дня и снова стала вести себя нормально. Следовательно непривязанность, которую она проявила, была лишь временной и поверхностной: её не хватило надолго. Теперь муж был счастлив. Возобновилась обычная повседневная рутина. Через месяц женщина снова пошла туда, где проводились лекции. Как раз в тот день пандит разъяснял учение Гиты . Он объяснял, что употребляя слова, следует говорить только правду бескомпромиссным путём. Прослушав это, она возвратилась домой. Муж сказал ей, что они приглашены на свадьбу и попросил её по этому случаю одеться определённым образом. Она быстро оделась и пошла со своим мужем.

Шла церемония свадьбы. В этих местах есть такая традиция, по которой всем старикам дают коснуться ожерелья, подарка невесте, как благословения на счастье. Отец невесты подошёл к этой женщине, и узнав её, спросил:

“Как ваша мать? Всё хорошо?” Он задал эти вопросы из вежливости, перебрасываясь с ней несколькими словами и протянув ей священное ожерелье с просьбой коснуться и благословить его. Она сказала:

“Моя мама здорова, но неделю тому назад моя свекровь скоропостижно умерла, и её тело отвезли на кремацию”.

Сосед, сидевший рядом с ней, сказал:

“Зачем вам понадобилось говорить такую неприятную вещь, благословляя ожерелье, которое, как считается, приносит долгую и счастливую жизнь новобрачной и её будущей семье?”

Жена ответила:

“Разве я должна говорить ложь ради этого ожерелья? Нет, я никогда не буду лгать. Это факт, что моя свекровь умерла на прошлой неделе”.

Одна умная молодая женщина, сидевшая рядом, сказала ей:

“Мать, надо иметь чувство меры и прежде, чем что-то сказать, подумать о смысле и последствиях своих слов”.

Говорите правду, но благоразумно
используйте слова

Когда вы знакомитесь с каким-либо духовным учением, вы начинаете проводить его в жизнь с большим убеждением и решимостью; но только в тот день. Осуществлять таким образом то, что вы изучили, неправильно. Прежде, чем использовать слова, следует использовать свой интеллект, чтобы понять данную ситуацию. Когда вы что-то делаете или говорите, вы должны знать, что Истина - это царская дорога к достижению конечной цели. Не следует позорить язык неправдой. Не следует позорить тело насилием. Не следует пачкать разум плохими чувствами. Только когда вы очистите эти три - язык, тело и разум -, вы сможете получить священное видение Господа.