Термины по русскому. Исключения из правил

ЛЕКСИКА — это словарный состав языка. ЛЕКСИКОЛОГИЯ — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. СЛОВО — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств […]

ФРАЗЕОЛОГИЯ — это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер. Основные признаки фразеологизмов. сложные по составу, семантически неделимы, характеризуются постоянством состава (хотя у […]

СИНТАКСИС — это раздел грамматики, который изучает строй связной речи. Основные единицы, которые изучает синтаксис: словосочетание, предложение. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это соединение двух или более знаменательных слов, которые связаны по смыслу […]

Корень – центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки, слепоглухонемой. Приставка (префикс) – часть слова, находящаяся перед […]

Существительные Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры). Прилагательные Прилагательное – часть речи, обозначающая […]

Подлежащее Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что?: Завод работает. Язанимаюсь. Кто-то поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно. […]

МОРФОЛОГИЯ — это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях. ЧАСТИ РЕЧИ-это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются […]

Предложения делятся на простые и сложные. Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными, т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл. Простое предложение […]

Перед вами все способы словообразования: Приставочный - образование нового слова при помощи приставки. Примеры: Город - пригород. Бежать - добежать. Суффиксальный - образование нового слова при помощи суффикса. Примеры: Обуть - обувать. […]

ОРФОЭПИЯ — раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения. Основные правила литературного произношения и ударения. 1. Безударные гласные произносятся в соответствии с редукцией, качественной (потеря некоторых признаков звука) и […]

Спряжение Спряжением называется: класс глаголов, одинаково изменяющихся по лицам, временам, наклонениям, числам и – в прошедшем времени и сослагательном наклонении – по родам. В зависимости от системы окончаний в личных формах […]

Словарь терминов

ФИГУРЫ РЕЧИ ФИГУРЫ РЕЧИ – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.

1. АНАФОРА (= единоначатие) – повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
(Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем...)

2. ЭПИФОРА (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных предложений. (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?)

3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
(Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?)

4. АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
(Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.)

5. ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение (...вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума).

6. ИНВЕРСИЯ – нарушение обычного (прямого) порядка слов (бой барабанный вместо барабанный бой).

7. ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо члена предложения (Мужики – за топоры).

8. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном (Но я хотел... быть может, вы...).

9. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает выразительность речи. (Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой.)

10. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению. (Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!)

11. МНОГОСОЮЗИЕ (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. (И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.)

12. БЕССОЮЗИЕ (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности. (Швед, русский – колет, рубит, режет.)

13. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – намеренное нарушение границ предложения (Это была «Волга». Пепельная. С московским номером).

14. ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении 2 понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое качество. (Горькая радость, звонкая тишина, сладкая скорбь, красноречивое молчание).

15. КАЛАМБУР – юмористическое использование многозначности слова или звукового сходства различных слов. (Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сём случае совсем не прав.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

Аллегория - Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Аллитерация - Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Анафора - Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. (Шефнер)

Антитеза - Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Антоним - Слова, имеющие противоположное значение. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имён прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой ), различные ощущения (твёрдый – мягкий, сладкий – горький ), объёма, размера, протяжённости (толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий ) Контекстные антонимы – слова, противопоставленные в конкретном контексте: Для вас века – для нас единый час (Блок). Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лёд и пламень (Пушкин).

Архаизм - Устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими: вотще (напрасно, тщетно), сей (этот), выя (шея), живот (в значении «жизнь»), сущий (в значении «существующий»), зерцало (зеркало).

Ассонанс - Повторение одинаковых гласных для создания эффекта напевности или определенного звучания. Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным, дУмаю дУмУ своЮ (Некрасов).

Бессоюзная связь - Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический приём. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Ажаев). Волков бояться – в лес не ходить (пословица).

Гипербола - Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что – высмеивает. В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями и др. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Градация - Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Я победил его, разгромил, уничтожил.

Диалектизмы - Слова, употребляемые жителями той или иной местности. Рушник (полотенце), векша (белка), гуторить (говорить) .

Инверсия - Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева)

Ирония - Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. В искусстве это проявляется в сатирическом и юмористическом изображении. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу).

Историзм - Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет . Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию колорита той или иной исторической эпохи.

Каламбур - Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шёл дождь и два студента . Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (Пушкин).

Литота - Троп, противоположный гиперболе. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

Метафора - Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо – «жилище птицы», переносное – «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Метафора – один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия - Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа.

Многосоюзие - Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко)

Неологизм - Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, лавсан . После того как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом

Оксюморон - Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, грустная радость.

Олицетворение - Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, – дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение – один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. В современный период чаще всего встречается в языке художественной литературы: больше – в поэзии, в меньшей степени – в прозе. О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев).

Омоним - Слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Брак (супружество) – брак (испорченная продукция); ключ (для замка) – ключ (родник).

Параллелизм - Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов).

Парцелляция - Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский)

Плеоназм - Многословие, выражение, содержащее близкие или идентичные по смыслу и потому логически излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием, например в градации, построенной на синонимах). Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяца)

Риторический вопрос - Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. На кого не действует новизна? (Чехов).

Риторическое обращение - Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Синекдоха - Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Синоним - Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Сравнение - Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Выражается с помощью союзов как, будто, как будто, словно, точно или формы творительного падежа. Дождь стучал по крыше, как по барабану. Дождь стучал по крыше, будто барабанщик. Дождь барабанщиком стучал по крыше

Тавтология - 1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Авторские слова – это слова автора. 2. Повторение в предложении однокоренных слов. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино. 3. Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).

Троп - Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет

Умолчание - Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

Фигура речи - Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

Фразеологизм - Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, ломиться в открытую дверь, плыть по течению, семь пятниц на неделе, закадычный друг, одержать победу, тоска берёт, играть роль, иметь значение и др.

Эвфемизм - Слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми, слишком резкими и грубыми. Эвфемизмы такого рода основаны на синонимии, например: Она в интересном положении вместо она беременна; не сочиняйте вместо не врите; задерживается вместо опаздывает

Экспрессия - Выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Эпитет - Художественное, образное определение, вид тропа. Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик-океан; гордо реет Буревестник (Горький)

Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Сахалинский государственный университет"


Контрольная работа

По дисциплине

Русский язык


Студента

Паздниковой Ксении Александровны

Преподаватель Бобровская И.Ю.


Раздел №4. Орфография

Раздел №5. Морфология

Раздел № 6. Синтаксис

Литература

Раздел 1. "Лексика и фразеология"


Лексическое значение слов. Словари русского языка.

1.1 Дайте толкование слов. Воспользуйтесь материалами соответствующего словаря :

Геральдика - составление, истолкование и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы,

Рецидив - многозначное слово.

Мед. Возврат болезни после кажущегося полного выздоровления.

Повторное проявление чего-л. (обычно негативного, нежелательного),

Импичмент - Книжн. Процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства с целью лишения их полномочий,

Пиетет - Книжн. Глубокое уважение, почтительно отношение к кому-, чему-л.,

Амбиция - многозначное слово.

Обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение.

Обычно мн.: амбиции, - ций. Неодобр. Претензии, притязания на что-л.,

Экзальтация - Книжн. Крайне возбуждённое или восторженное состояние,

Вето - в государственном и международном праве: запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на это органом или лицом,

Брифинг - краткая пресс-конференция, на которой излагается позиция правительства, официального ведомства и т.п. по определённому вопросу или даётся информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т.п.,

Плебисцит - многозначное слово.

В Древнем Риме: постановление, принимаемое на собраниях плебеев.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

1.2. А) С каждым словом ряда составьте словосочетание :

Восхитительно сыгранный концерт

Прелестно поет

Потрясающе выступает

Умопомрачительно вкусный пирог.

Б) К каждому слову (если это возможно) подберите антоним, составьте с ним словосочетание.

Шаловливый - послушный, послушный ребенок

Быстрый - медленный, медленный автомобиль

Говорливый - молчаливый, молчаливый ученик

Добрый - злой, злой человек

Доброжелательный - враждебный, враждебное отношение

Утвердительный - вопросительный, вопросительное предложение.

В) Укажите на два разных значения слова (составьте с каждым словосочетание):

Получить очки в игре - запотевшие очки,

Злой рок - тяжелый рок,

Мужской пол - деревянный пол,

Дверная ручка - шариковая ручка.

Г) Составьте словосочетания (выберите подходящее по смыслу слово):

Ракетное орудие - огнестрельное оружие

Взрывной механизм - взрывчатое вещество.

Фразеология

1.3 Укажите историю возникновения сочетаний. Дайте толкование фразеологизмам (используйте материалы словаря фразеологизмов):

Плыть по течению - жить, действовать, поступать так, как складываются обстоятельства, пассивно подчиняться им, происходит свободного словосочетания, которое, употребляясь в переносном значении, стало фразеологизмом.

Мамаево побоище - происхождение: золотоордынский хан Мамай (1335-1381), не являясь прямым потомком Чингиз-хана, не мог претендовать на законную власть в Орде, но по своим личным заслугам был фактическим хозяином положения в западной части Орды.

При хане Бердибеке Мамай занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. Был вынужден манипулировать претендентами на трон и всячески маневрировать.

Пытался установить хорошие отношения с Генуей, Венецией, Литвой и даже Москве снижал подати. В это время один из потомков Чингиз-хана Тохтамыш захватил власть в восточной части Орды.

Он контролировал среднее и нижнее течение Волги, Южный Урал, Западную Сибирь, Алтай, Монголию и Китай. Тохтамышу оставалось лишь устранить Мамая как реального военного конкурента, чтобы захватить власть над всей Золотой Ордой.

Вместо того, чтобы тщательно готовится к схватке с Тохтамышем, Мамай предпринял неподготовленный поход на Русь, где и был разбит хорошо подготовленными объединенными силами русских князей на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

Эта битва, одна из самых кровопролитных и решающих в русской истории, получила в народе название "мамаево побоище". Выражение "мамаево побоище" передает смысл "страшная битва", "кровопролитное сражение" и т.п. Тохтамыш же додавил Мамая, сначала разбив его в поле, потом достал последнего в его резиденции в Крыму, убил и похоронил со всеми воинскими почестями.

Держать камень за пазухой - иметь тайные, недобрые намерения относительно кого-либо близкого, приближённого. Это выражение появилось в языке в Смутные времена, когда Москву захватили поляки (начало XVII века). Они хоть и пировали с москвичами, но, постоянно ожидая подвоха и скрывая вражду, буквально держали за пазухой на всякий случай булыжные камни! Об этом свидетельствуют очевидцы, например польский летописец Мацеевич. "С москалем дружи, а камень за пазухой держи", - говорили поляки, а позже и малороссы.

Разделать под орех - делать что-либо хорошо и основательно, либо сильно раскритиковать за что-нибудь. Выражение возникло в среде столяров, занимающихся изготовлением изделий из березы.

Умело используя краски, они имитировали фактуру древесины дуба, ореха или красного дерева.

Первоначально выражение имело смысл - сделать в лучшем виде. Затем его значение изменилось на негативное и стало означать - сильно ругать, критиковать. Близкими по смыслу являются выражения "разгромить в пух и прах", "камня на камне не оставить".

Уйти в свою скорлупу - отгородиться от мира, уйти в себя, прятаться от людей, обособляться от всего окружающего, замыкаться в своем узком мирке, происходит свободного словосочетания, которое, употребляясь в переносном значении, стало фразеологизмом.


Раздел №2. Фонетика. Орфоэпия


Ударение в словах

2.1 Расставьте ударение в словах:

Прести ж визави , парте р, жалюзи , диспансе р, несессе р, канапе , консоме , наме рение, щаве ль, ба рмен, ма рке тинг, инду стри я, катало г, сре дства, некроло г, обеспе чение.

Звуки, буквы

2.2 Выполните фонетический анализ слов:

Ядро - ядро - [йа-дро ] - 2 слога

[а] - гласн., безударн.

[д] - согл., звонк., парный Т, твердый

[р] - согл., сонорн., непарн, тверд., вибрант

[о] - гласн., ударн.

4 буквы, 5 звуков

Солнце - со лнце - о н-цэ] - 2 слога

[с] - согл., глух., парный З, твердый

[о] - гласн., ударн.

[н] - согл., сонорн., непарн, тверд.

[ц] - согл., глух., непарн, всегда тверд.

[э] - гласн., безударн.

букв, 5 звуков

Под ивой - подивой (1 фонетическое слово) - [па-ти- вай] - 3 слога

[п] - согл., глух., парный Б, твердый

[а] - гласн., безударн.

[п] - согл., глух., парный Б, мягкий

[и] - гласн., ударн.

[в] - согл., звонк., парный Ф, твердый

[а] - гласн., безударн.

] - согл., сонорн., непарн, мягкий

букв, 7 звуков


Раздел № 3. Морфемика и словообразование


3.1 Выполните морфемный разбор слов:

Раз (приставка) добр (корень) ить (оконч.) ся (постфикс),

Пере (приставка) езд (корень) ы (оконч.),

Пере (приставка) рас (приставка) пре (приставка) дел (корень) ени (суфф.) е (оконч.),

Рас (приставка) смотр (корень) е (суфф.) л (суфф.) и (оконч.),

Пере (приставка) смотр (корень) еть (оконч.).


Раздел №4. Орфография


4.1 Перепишите слова и словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически условия выбора определённого символа:

Интриганский, сверсТник, окОпаться, влАдеть, грЯдущий, промЕжуток, удОвольствие, стЕснительный, повтОрение, дрОбление, обоснОвание, покрОвительство, воплОщать, продОлжение, участвовать, искусный, аплодисменты.

4.2 Перепишите слова, учитывайте слитное, раздельное и дефисное написание слов:

Снежно-белый; вследствие нарушений; в продолжение разговора; идти навстречу ветру; машиностроительный.


Раздел №5. Морфология


5. Выполните морфологический разбор:

А) глагола - влюбиться в талант

Влюбиться (что сделать?) - обозначает действие - глагол.

Морфологические признаки (постоянные - совершенный вид, II спряжение, непереходный, невозвратный; непостоянные - инфинитив, действительный залог)

Б) имени существительного - определённая частота

.Частота (что?) - обозначает предмет - имя существительное.

Отвлечённое; нарицательное.

русский язык морфологический синтаксический

2.Морфологические признаки (женский род, единственное число, Именительный падеж, 1 склонение, неодушевлённое).

В) имени прилагательного - бархатный сезон.

1.Бархатный (какой?) - обозначает признак предмета - имя прилагательное

Разряд - качественное. Полная форма.

.Морфологические признаки (мужской род, единственное число, Именительный падеж).


Раздел № 6. Синтаксис


6.1 Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

Выйти освежиться

1.Выйти - главное слово (с какой целью?) освежиться;

2.Глагольное;

.Вид связи - примыкание.

Дверь комнаты

1.Дверь - главное слово (какая? чего?) комнаты;

2.Именное;

.Вид связи - управление.

Будка для сторожа

1.Будка - главное слово (какая? для кого?) для сторожа;

2.Именное;

.Вид связи - управление.

6.2 Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) подлежащим - 4;

б) сказуемым - 1;

в) дополнением - 2;

г) определением - 3, 5;

д) обстоятельством - 0;

е) не является членом предложения - 0.

Я начал разыскивать потерянную клюшку.

Я не видел реки великолепнее Волги.

Сменила мудрость молодости пыл.

5. На столе стояла шкатулка из дерева .

Литература


1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. - М.: 1999, - 287с.

Греков В. Ф, ЧешкоЛ. А, Крючков С. Е.: Русский язык: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 1999 - 368 с.

Словари

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.

Орфографический словарь русского языка. - М., 1999.

Орфоэпический словарь русского языка. Ред.Р.И. Аванесов. - М., 1997.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Словарь терминов

ФИГУРЫ РЕЧИ ФИГУРЫ РЕЧИ – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное воздействие текста.

1. АНАФОРА (= единоначатие) – повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом.
(Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем...)

2. ЭПИФОРА (= концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных предложений. (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?)

3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковые синтаксические построения соседних предложений.
(Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?)

4. АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.
(Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.)

5. ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение (...вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Он волновался, тревожился, сходил с ума).

6. ИНВЕРСИЯ – нарушение обычного (прямого) порядка слов (бой барабанный вместо барабанный бой).

7. ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-либо члена предложения (Мужики – за топоры).

8. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном (Но я хотел... быть может, вы...).

9. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. Выражает отношение автора к объекту, усиливает выразительность речи. (Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой.)

10. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению. (Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!)

11. МНОГОСОЮЗИЕ (= полисиндетон) – повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. (И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.)

12. БЕССОЮЗИЕ (= асиндетон) – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности. (Швед, русский – колет, рубит, режет.)

13. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – намеренное нарушение границ предложения (Это была «Волга». Пепельная. С московским номером).

14. ОКСЮМОРОН – стилистическая фигура, состоящая в соединении 2 понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое качество. (Горькая радость, звонкая тишина, сладкая скорбь, красноречивое молчание).

15. КАЛАМБУР – юмористическое использование многозначности слова или звукового сходства различных слов. (Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сём случае совсем не прав.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).