Теория превосходства. Современная теория еврейского превосходства

Как получилось, что Джеймс Уотсон, выдающийся ученый, Нобелевский лауреат, ректор известного исследовательского центра, уважаемый человек, обвинен в расизме? Что он такого сказал и почему вокруг его высказываний поднялся такой шум? Действительно ли они настолько опасны?

Гений...

79-летний доктор Джеймс Уотсон, ректор научно-исследовательской лаборатории Колд-Спринг-Харбор (ранее ее президент, ранее директор), известен прежде всего как один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК и лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине за 1962 год.

Известен он также своими скандальными мнениями и высказываниями, а также мутной историей вокруг открытия ДНК (Уотсон использовал образцы ДНК без согласия их обладателя, за что впоследствии его упрекали в неэтичном поведении).

В 1997 Уотсон якобы заявил, что женщина должна иметь право на аборт, если тесты показывают, что ее ребенок будет склонен к гомосексуализму (сам ученый отрицает, что делал категоричные утверждения, и поясняет, что рассматривал вопрос с теоретической точки зрения). Через несколько лет он отметил, что "проводя собеседование с толстым человеком, чувствуешь себя неловко: знаешь, что на работу его не возьмешь".

Несколько дней назад Уотсон, собираясь прочесть лекцию в Великобритании, вызвал бурное неудовольствие правозащитных организаций. Толчком к скандалу послужила, видимо, статья ученицы Уотсона Шарлотты Хант-Граббе (Charlotte Hunt-Grubbe) в газете The Sunday Times от 14 октября, в которой цитировались высказывания Нобелевского лауреата об интеллекте чернокожих.

Так, Уотсон считает, что социальная политика, проводимая цивилизованными странами по отношению к Африке, обречена на провал, поскольку основана на том, что негры по врожденным интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белых, в то время как "все опыты говорят, что это не так". По словам ученого, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако "люди, которым доводилось иметь дело с черными работниками, знают, что это неправда". Уотсон ожидает, что в ближайшие 15 лет будет найдено генетическое подтверждение.

Уотсон признает, что "есть много талантливых цветных", но считает, что не надо незаслуженно награждать их и повышать по службе только за то, что они цветные. С этим спорить трудно, но высказывания о "низком" интеллекте негров вызвали большой резонанс, многие требуют привлечь ученого к ответственности в судебном порядке. Британская комиссия по равенству и правам человека тщательно проверяет высказывания лауреата. Сам Уотсон ситуацию пока никак не прокомментировал.

...и злодейство?

Джеймс Уотсон, скорее всего, верит в то, что говорит, и хочет "глупым" чернокожим добра. Более того, его высказывания нельзя назвать заведомо лженаучными, люди ведь действительно разные. Исследования показывают, например, что при лечении некоторых заболеваний к неграм и к белым требуется разный подход. Может быть, и для политики по отношению к государствам это тоже верно? Может ли целая раса быть глупее, чем другая раса?

Теоретически может. Практически уже сама постановка вопроса вызывает сомнения. Что такое "раса"? Единого определения не существует, некоторые ученые вообще считают, что понятие "раса" не имеет научной ценности. Попытки найти основание для объединения людей в расы упираются в расплывчатость критериев. Физические признаки даже в пределах одной "расы" могут сильно различаться, генетического стандарта пока не обнаружено. На свете полно людей, у которых кто-то из предков - негр, кто-то - белый, кто-то - индеец, куда отнести их?

Но предположим, что расу все же удается выделить. Как измерить средний интеллект расы, не учитывая социальные, географические и другие предпосылки? И главное, можно ли это делать ? С одной стороны, наука должна быть свободна от всякой политкорректности, задача ученого - поиск научной истины. С другой стороны, если вдруг научная истина состоит в том, что негры действительно глупее белых, то не лучше ли этой истине оставаться ненайденной? Исторический опыт показывает, что лучше.

Те, кто лет 300 назад обращался с рабами-неграми, как с животными, или, более того, с вещами, вряд ли в массе своей были такими уж безнадежно плохими людьми. Они просто искренне верили (впрочем, верить было легко и удобно), что так устроен мир: негры - рабочая сила, низшее сословие, если вообще люди. Если бы тогда было известно о существовании "генетической предопределенности", никто бы не сомневался, что неграм "генетически предопределена" низшая ступенька социальной лестницы. И те, кто 60 лет назад строил газовые камеры для евреев, тоже верили, что делают благое дело. И подтверждалось это, в частности, соответствующими научными исследованиями.

Разумеется, доктору Уотсону в голову не придет загонять негров в рабство или лишать их прав. Страшно не это. Страшно, что есть те, кому это в голову может прийти. Нельзя, чтобы наука вручала им такое грозное социальное оружие, как генетическое доказательство превосходства одной из рас, подтвержденное авторитетом Нобелевского лауреата.

Поднять панику из-за личного мнения одного ученого - конечно, некоторая перестраховка. Но те, кто обвиняют Уотсона в расизме и пытаются привлечь его к суду, считают, что лучше перестраховываться, чем возвращаться к институту рабства, чем загонять людей неугодных национальностей в концентрационные лагеря, чем вычислять живущих в Москве грузин, ища в школах детей с грузинскими фамилиями.

Именно поэтому вокруг высказываний Уотсона поднялся такой шум. Именно поэтому в некоторых государствах приняты законы, запрещающие исследования в данном направлении. Именно поэтому в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 году, есть такие строчки: "Государства-участники (...) убеждены в том, что всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном - предосудительна и в социальном - несправедлива и опасна, и что не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике".

Александр Бердичевский

Расы - это исторически сложившиеся территориальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах.

Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также версия, что термин этот связан с итальянским rassa, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониальной политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.

Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации . Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.

Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры - низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.

В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж.А. Гобино печально знаменитой книги «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой - желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту - «арийскую расу». Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.

Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего, для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.

На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс» . Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая - на два, а черная - на три порядка.

В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление . В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией фашизма, его политической практикой. Взяв на вооружение «теорию высшей германской расы» и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной им второй мировой войны, фашизм широко прибегал к ликвидации «неполноценных народов». Гитлеровские расисты преступно уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, чехов, евреев, цыган и людей других национальностей.

Следует отметить, что указанные расистские «теории» вызвали ответную реакцию и обратное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. В противовес белому расизму их идеологи создали собственные теории о своей расовой исключительности - появились идеи превосходства индейской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами . Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло новое общественное течение «индеанизм» , ставившее своей целью улучшение положения индейцев. Однако от тезиса «индейцы тоже люди» они постепенно пришли к утверждению о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, т. е. оказались на позиции «индейского расизма». В XX в. сторонники индеанизма уже считали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

В Африке в 60-х годах XX в. после освобождения африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л. Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на «черном расизме» . Первоначально (в 20 - 30-е гг. XX в.) в основе концепции негритюда, направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной «диктатуры» европейской культуры. Начиная с 60-х годов в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение негритюд приобретает характерные черты идеологии и практики «черного расизма». Основанная на анологии этнической и культурно-исторической общности негроидных народов, концепция негритюда проповедует идеи об «историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира».

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1858 Умер Жан Батист Феликс Лажар - французский археолог, составил богатую коллекцию вавилонских цилиндров, находящихся в настоящее время в Парижской национальной библиотеке. Особое значение имеют труды Лажара, посвященные митраизму.
  • 1971 Умер Уильям Фоксуэлл Олбрайт - американский востоковед, эпиграфист, один из основоположников библейской археологии.
  • 2001 Умер Борис Андреевич Фоломеев - советский и российский археолог, музейный работник, исследователь эпохи бронзы лесной полосы европейской части России, организатор современного этапа археолого-географических работ на территории Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
  • Открытия
  • 1991 Двое альпинистов - супружеская пара Эрика и Хельмут Симон - в Этцальских Альпах обнаружили останки древнего человека эпохи неолита, прозванного позднее .

Современные исследователи тоже немало потрудились в области теории превосходства. Теперь мы знаем, что чем выше статус у объекта их шутки, тем громче над ним смеются. Большинство не считает забавным, если инвалид поскользнулся на банановой кожуре, но замените его на инспектора дорожного движения, и любой из нас просто взорвется от хохота. Потому и героями анекдотов так часто становятся люди, облеченные властью, к примеру политики и судьи («Как вы назовете юриста с 1Q, равным 15?» – «Ваша честь»).

Люди, стоящие у власти, часто не видят ничего смешного в таких анекдотах и рассматривают их как реальную угрозу своему авторитету. К примеру, Гитлер был настолько обеспокоен подобного рода проблемой, что организовал специальные «Суды Третьего рейха по делам о юморе», которые наказывали всех, кто острил неподобающим образом, в частности называл свою собаку Адольфом.

Результаты некоторых исследований показывают, что шутки, которые описывает теория превосходства, часто имеют весьма серьезные последствия. В 1997 году психолог Грегори Майо из Кардиффского университета в Уэльсе и его коллеги изучали вопрос, формируют ли подобные анекдоты негативное представление об их «героях». Работа проводилась в Канаде, и поэтому главным предметом исследования стали жители острова Ньюфаундленд (или «ньюфы»), которых канадцы чаще всего изображают недалекими людьми.

До начала эксперимента его добровольных участников наугад распределили по двум группам и попросили прочитать на диктофон несколько анекдотов якобы для того, чтобы исследователи смогли выявить характерные особенности голоса, из-за которых он смешно звучит. Добровольцам из первой группы дали прочесть анекдоты, в которых ньюфы не упоминались (такие как материалы комедийного телесериала «Сайнфелд»), тогда как второй группе достались анекдоты, где островитяне являлись предметом насмешек.

Затем всем добровольцам предложили высказать свои мысли по поводу личностных особенностей жителей Ньюфаундленда. Так вот, те, кто читал анекдоты о ныофах, назвали островитян бездарными и бестолковыми, а вот добровольцы из другой группы отозвались о них куда более доброжелательно.

Другое исследование показало, что анекдоты, основанные на превосходстве, оказывают сильное влияние на то, как люди смотрят на самих себя. Профессор Йене Фёрстер из Бременского университета в Германии протестировал умственные способности 80 женщин с различным цветом волос. Половину из них попросили прочитать анекдоты, в которых блондинки изображены умственно ограниченными. Затем все участницы прошли тест оценки интеллекта.

Блондинки, прочитавшие анекдоты, получили гораздо более низкие оценки за этот тест, чем блондинки в контрольной группе. Это говорит о способности юмора влиять на поведение людей и их самооценку и создавать таким образом мир, в котором стереотипы, изображенные в анекдотах, становятся реальными персонажами.


Теория расового превосходства «арийской» расы, в первую очередь над евреями и другими «неполноценными расами» (цыганами, славянами), признана лженаучной.
Была взята на вооружение нацистами сначала для оправдания дискриминационной политики, а затем для оправдания проведения масового уничтожения не только народов, наряду с ликвидацией людей, мешающих «чистоте» арийской расы: тяжелобольных, детей-калек, душевнобольных,в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, наркоманов, мужчин-гомосексуалистов/.

Идейные предтечи

С точки зрения идеологов нацизма, арии представляли собой особую расу, внешними признаками которой считали светлую кожу, светлый цвет волос, и особенно, такой устойчивый в генетическом отношении признак как светлый тип радужной оболочки глаз (оттенки голубого или зелёного), согласно идеям Жозефа де Гобино (1816-1882), основателя расизма.

Гердер, Фихте(1762-1814) и другие немецкие романтики полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), запечатленным в глубоком прошлом, который должен выразить себя в национальном духе (Volksgeist). Национальный дух, согласно их философии, является сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в национальной культуре. Подобные иррационалистические учения стали соотносится с учением о происхождении. Кроме француза Жозефа де Гобино большой вклад в подобную философию внес и англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927). В своей основной, скандально известной книге «Основы XIX века» («Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts»), вышедшей в 1899 г, он развивает две основные темы: арийцев - как творцов и носителий цивилизации, и евреев - как негативной расовой силы, разрушительного и вырождающегося фактора истории. Определенное влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер (1813-1883), который полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью (в настоящее время на исполнение его музыки наложен негласный запрет в Израиле). Впоследствии юношеское увлечение Гитлера музыкой Вагнера (Кольцо Нибелунга) в зрелые годы переросло в почитание его идей. Гитлер сделал расовую доктрину культурным стержнем Третьего рейха.

Кризис после первой мировой войны.

В начале XX века, в Германии очень широко были распостранены статьи и брошюры с изложением расовой теории, которые превозносили германскую и всячески унижали семитскую расу - евреев. Евреев относили к низшей, «неполноценной» расе. Для того и было введено само понятие расы. Итоги первой мировой войны усилили расисткие настроения. Писатели-расисты, разочарованные поражением, воспевали благородного немецкого солдата с чистой кровью. Евреи изображались, как виновники всех постигших Германию бед. Стереотипы положительного немецкого героя-арийца и отрицательного еврея, были сформированы. Эта теория превосходства рас и была принята нацистами.
Идейный теоретик НСДАП Розенберг писал в 1921 году: «Из всех классов и вероисповеданий с непреодолимой силой вырастает новое, юное и жизнерадостное миросозерцание. Со временем оно явится куполом, под которым будут собраны и будут бороться друг за друга не все расы, но все немецкие племена. Это - идея народности». Эта теория «купола» была впоследствии развита в догму, учение о новом миросозерцании. Небогатое программными положениями, лишенное этических норм, оно было универсальным в своих притязаниях на господство.

Основные принципы расистской идеологии нацистов:

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп. Так семиты были отнесены нацистами к низшей расе, а евреи, относящиеся к семитам находились в самом низу иерархической лестницы.
2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания.
3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта «высшая цивилизация» была названа нацистскими идеологами «тысячелетний рейх» или «Третий Рейх». Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями.
4. Вера в законность господства «высших» рас над «низшими».
5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.).

Период прихода национал-социалистов к власти

29 июня 1933 года Рихард Дарре, как глава Управления аграрной политики издает закон о наследовании, по которому земельные участки от 7,5 до 125 гектар могут пожизненно закрепляться за их владельцами и передаваться в наследство, только если владельцы могут доказать чистоту своей крови до 1800 года. Под действие этого закона попадает более 60% всей сельскохозяйственной территории Германии.
15 октября 1934 года Рудольф Гесс создал ведомство для изучения родства при национал-социалистической партии. Позже оно получило название «Имперское ведомство по изучению родства». Работой ведомства руководило СС и министерство юстиции.

В «Нюрнбергских законах» 1935 г. (нем. Nürnberger Gesetze), вводились правила, по которым определяется принадлежность к немецкой или еврейской расе: «Чистокровными» немцами являлись немцы в четырех поколениях; Евреями считались потомки трех-четырех поколений евреев, а между ними находились «полукровки» первой или второй степени; Если предки были иудеями, то потомки тоже являлись евреями.

Цыгане тоже воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане, вообще говоря, являются куда как более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их бродяжничество и асоциальность. Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (Zigeunertum) от немецкого народа.

С марта 1936 на цыган были распространены положения «нюрнбергских законов», которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, а также с цыган было снято гражданство Третьего рейха.
Главное расово-поселенческое управление СС разработывает методику расового отбора в СС, а также Брачный кодекс СС, который запрещал эсэсовцам женится на не чистокровных арийках. В 1936 году Рихард Дарре публикует книгу «Кровь и почва, главная идея национал-социализма», где пропагандирует единство немецкой расы и её жизненного пространства.

15 ноября 1938 года еврейским детям запрещается посещать немецкие школы.
В 1938 г. в фашистском государстве Италия также вышли расовые законы, согласно которым подданные еврейского происхождения теряли многие социальные права.
Так как расовая теория являлась лженаучной, то она подпитывалась пропагандой и была тесно с ней связана. Образ евреев ,как внутренних врагов демонизировался, внешний враг - большевистская Россия, народы ее составляющие, изображались в виде неполноценных рас со звероподобным внешним обликом. Группа авторов по заданию Генри Форда составила и опубликовала под его именем книгу «Международное еврейство», затем использованную нацистской пропагандой. Так постепенно создавался образ враждебного мирового еврейства (нем. Weltfeind мирового врага), растиражированный впоследствии .
В расовую теорию нацистов входило понятие расовая гигиена, согласно которому строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы.

Продолжением развития расовой теории явилась реализация немецкими нацистами в 1940 году программы T-4 по стерилизации и физическому уничтожению «неполноценных элементов» - в основном, пациентов психиатрических лечебниц, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, а также лиц, страдающих от врожденных дефектов, в том числе детей-калек. В рамках этой программы было уничтожено 275 тыс. человек.

Затем была построена сеть лагерей смерти для уничтожения целых народов, неудовлетворяющих расовой теории. В первую очередь нацисты уничтожали евреев, цыган, все народы СССР, славянские народы (русских и поляков в первую очередь). Народы СССР подлежали уничтожению, как «неполноценные» расы, «больные» «заразой большевизма». Нацисты проводили массовые расстрелы по национальному признаку, также отправляли людей в лагеря смерти для физического уничтожения. Там были замучены с особой жестокостью или убиты в газовых камерах, сожжены живыми миллионы человек.

Политическое завещание Гитлера, написанное им 29 апреля 1945 года за пару дней до смерти содержит такие слова: «Превыше всего я требую от руководителей и народа неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравителем всех народов - мировым еврейством».

1. Rosenberg A. Der Mythos des 20. Jahrhunderts. - Munchen,1933. Erstes Buch.
2. Darre W. Blut und Boden. - Berlin, 1936; idem. Neuadel aus Blut und Boden. - Munchen-Berlin, 1939.
3. Штуккарт Вильгельм, Ханс Глобке. Комментарии к расовому законодательству. Мюнхен; Берлин, 1936.
4. F. Kaul. Nazimordaktion, Т. 4. Ein Bericht über die erste industriemäßig durchführte Mordaktion des Naziregimes. Berlin, VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973

Расовая теория нацистов

Нацистская расовая политика - государственная политика расовой дискриминации и ксенофобии в Третьем рейхе , основанной на концепции расовой гигиены .

Во многих европейских и американских странах расизм в XIX веке и в начале XX века не находился под запретом, а в Третьем рейхе получил государственную поддержку. Евреи были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами (немками) и получать образование в государственных учебных заведениях. Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия, и официальная пропаганда разжигала среди «истинных» немцев чувства предубеждения и ненависти к евреям. В ходе Второй мировой войны репрессии, проводимые по национальному признаку стали проводится не только в Германии, но и на оккупированных ею землях.

Айнзатцгруппа A убивает евреев, Ковно, 1942

Идейные предтечи

Хотя термин «евгеника» был введён лишь в 1883 году Фрэнсисом Гальтоном , идея отбора людей по наследственным признакам восходит к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона .

«Опыт о неравенстве человеческих рас» Жозефа де Гобино впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расового неравенства (как внешнего, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны .

Научная поддержка антисемитизма

Антисемитские идеи были поддержаны немецкими генетиками (См. Расовая гигиена), некоторые из них затем занялись активной их пропагандой, что служило опорой для власти, проводящей расовую политику.

Основные принципы расистской идеологии нацистов

1. Вера в превосходство одной, реже нескольких рас - над другими. Эта вера обычно сочетается с иерархической классификацией расовых групп. Так негры были отнесены нацистами к низшей расе, а евреи, вообще исключались из иерархической лестницы и были поставлены в положение «вне закона» (Нюрнбергские законы ,холокост).

2. Идея, что превосходство одних и неполноценность других имеют биологическую или биоантропологическую природу. Этот вывод вытекает из веры в то, что превосходство и неполноценность неискоренимы и не могут быть изменены, например, под влиянием социальной среды или воспитания. Как и в теории Чезаре Ломброзо , некоторые из этих низших представителей должны обладать врожденными криминальными склонностями.

3. Идея, что коллективное биологическое неравенство отражается в общественном строе и в культуре и что биологическое превосходство выражается в создании «высшей цивилизации», которая сама по себе указывает на биологическое превосходство. Эта «высшая цивилизация» была названа нацистскими идеологами «тысячелетний рейх» или «Третий рейх ». Эта идея устанавливает прямую зависимость между биологией и социальными условиями (появилась в евгенике)

4. Вера в законность господства высших рас над низшими.

5. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние (упадок, вырождение и т. д.)."Смертельный же удар наносит смешение с инородной кровью" (Гиммлер)

Период прихода национал-социалистов к власти

Так как расовая теория являлась лженаучной, то она подпитывалась пропагандой и была тесно с ней связана. Образ евреев, как внутренних врагов демонизировался, внешний враг - большевистская Россия, народы ее составляющие, изображались в виде неполноценных рас со звероподобным внешним обликом .

В расовую теорию нацистов входил раздел генетики - евгеника (принявшая в Германии название расовая гигиена), согласно которой строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы и остановить рост низших представителей, которые размножались гораздо быстрее, согласно сторонникам евгеники.

Продолжением развития евгенических понятий явилась реализация немецкими нацистами в 1940 году программы T-4 по стерилизации и физическому уничтожению «неполноценных элементов» - в основном, пациентов психиатрических лечебниц, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, а также лиц, страдающих от врожденных дефектов, в том числе детей-калек. В рамках этой программы в одной только Германии было уничтожено 275 тыс. человек. .

Программы, обусловленные немецкой евгеникой, выразившиеся в нацистской расовой политике и проводившиеся в рамках предотвращения «вырождения» немецкого народа («нордической расы»):

  • Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психически больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Лебенсборн - Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС , прошедших расовый отбор, то есть имеющих преимущественно нордическое происхождение и не имеющих неевропейских расовых примесей.
  • «Окончательно решение еврейского вопроса » (тотальное уничтожение евреев, См. также Холокост , Айнзатцгруппа)

Примечания

Литература

Нацистская расовая политика
  1. Штуккарт Вильгельм, Ханс Глобке. Комментарии к расовому законодательству. Мюнхен; Берлин, 1936.
  2. F. Kaul. Nazimordaktion, Т. 4. Ein Bericht über die erste industriemäßig durchführte Mordaktion des Naziregimes. Berlin, VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973
  3. Astel, Präsident, Prof. Dr. H. W.: Rassendämmerung und ihre Meisterung durch Geist und Tat als Schicksalsfrage der weiß en Völker. Aus: Schriftenreihe der NS.-Monatshefte, Heft 1. Zentralverlag der NSDAP. Franz Eher Nachf., München.
Нацистская расовая теория
  1. Rosenberg A. Der Mythos des 20. Jahrhunderts. - Munchen,1933. Erstes Buch.
  2. Hitler, Adolf: Mein Kampf. Zentralverlag der NSDAP. Franz Eher Nachf., München.
  3. Darre W. Blut und Boden. - Berlin, 1936; idem. Neuadel aus Blut und Boden. - Munchen-Berlin, 1939.
  4. Darre, R. Walther: Das Zuchtziel des deutschen Volkes. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  5. Graf, Dr. Jacob: Vererbungslehre, Rassenkunde und Erbgesundheitspflege. J. F. Lehmanns Verlag, München. 2. Auflage.
  6. Günther, Dr. Hans F. K.: Rassenkunde des deutschen Volkes. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  7. Günther, Dr. Hans F. K.: Herkunft und Rassengeschichte der Germanen. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  8. Günther, Dr. Hans F. K.: Führeradel durch Sippenpflege. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  9. Gütt, Rüdin, Ruttke: Zur Verhütung erbkranker Nachwuchses. Gesetz und Erläuterungen. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  10. Hundeiker, Hauptmann Egon: Rasse, Volk, Soldatentum. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  11. Kühn, Staemmler, Burgdörfer: Erbkunde, Rassenpflege, Bevölkerungspolitik. Verlag Quelle & Meyer, Leipzig. 5. Auflage.
  12. Lenz, Prof. Dr. Fritz: Menschliche Auslese und Rassenhygiene (Eugenik), Band II. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  13. Meier-Beneckenstein, Paul: Das Dritte Reich im Aufbau. Übersichten und Leistungsberichte, Bd. 3. Junker & Dünnhaupt Verlag, Berlin.
  14. Miller, Richard: Die Rassenlehre und die Weltanschauungen unserer Zeit. Verlag Kurt Stenger, Erfurt.
  15. Reche, Professor Otto: Rasse und Heimat der Indogermanen. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  16. Römpp, Dr. Hermann: Lebenserscheinungen. Franckh’sche Verlagsbuchhandlung, Stuttgart.
  17. Schultz, Dr. Bruno K.: Erbkunde, Rassenkunde, Rassenpflege. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  18. Siemens, Prof. Dr. H. W.: Vererbungslehre, Rassenhygiene und Bevölkerungspolitik. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  19. Staemmler, Dr. M.: Rassenpflege im völkischen Staat. J. F. Lehmanns Verlag, München.
  20. Stoffsammlung 7 für die weltanschauliche Erziehung der Waffen-SS: Deutsches Volk. Herausgegeben vom Schulungsamt im SS-Hauptamt.
  21. Weinert, Prof. Dr. Hans: Die Rassen der Menschheit. Verlag von B. G. Teubner in Leipzig und Berlin.