Теоретическая и практическая грамматика. Практическая грамматика английского языка

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Практическая грамматика английского языка

В 2-х частях

Часть 2 practical english grammar

In two parts

Рассмотрено УМО по образованию в области информатики и радиоэлектроники для специальностей, закрепленных за УМО в качестве пособия

Минск БГУИР 2013

УДК 811.111 (076)

ББК 81.2Англя7

И. И. Илюкевич, Т. В. Левкович, И. Г. Маликова, И. И. Лихтарович,

Н. В. Листратенко, Н. А. Алдохина, Е. А. Гетманчук

Рецензенты:

кафедра иностранных языков учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (протокол №9 от 03.04.2013);

заведующая кафедрой профессионально-ориентированной английской речи учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат филологических наук, доцент Н. А. Новик

ISBN978-985-488-982-5 (ч. 2).

Пособие представляет собой изложение нормативного курса грамматики английского языка для неязыковых вузов.

Содержится иллюстрированный таблицами краткий теоретический справочник и практическая часть в виде тренировочных и контролирующих заданий по изучаемым темам.

Объем приведенных упражнений достаточен для обеспечения эффективной отработки и закрепления навыков распознавания в тексте и употребления в речи изучаемых грамматических явлений.

Пособие предназначено для студентов БГУИР всех форм обучения.

УДК 811.111 (076)

ББК 81.2Англя7

Предисловие

Данное пособие предназначено для студентов учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», а также для всех лиц, желающих углубить свои знания по грамматике английского языка. Пособие ставит своей целью систематизацию знаний по грамматике английского языка и совершенствование навыков практического использования основных грамматических явлений и конструкций.

Пособие состоит из двенадцати разделов: «Имя прилагательное», «Наречие», «Имя числительное», «Неличные формы глагола», «Модальные глаголы», «Предлог», «Союз», «Повелительное наклонение», «Сослагательное наклонение», «Предложение», «Согласование времен», «Прямая и косвенная речь». Разделы пособия содержат систематизированные сведения по образованию и употреблению грамматических форм и конструкций в виде таблиц либо кратких инструкций. В основу построения пособия положен принцип постепенного перехода от простого к сложному. После каждой темы даются упражнения для закрепления грамматического материала. Упражнения рекомендованы для выполнения как в аудитории под контролем преподавателя после введения нового материала, так и для самостоятельной внеаудиторной работы.

Имя прилагательное (The Adjective)

Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает свойства или качества предметов и отвечает на вопрос what ? какой ?:small маленький,sunny солнечный,salty солёный. В предложении прилагательное обычно выполняет функцию определения к существительному или именной части составного сказуемого, например:

Имена прилагательные в английском языке не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. Сравните:

В английском языке прилагательные могут изменяться только по степеням сравнения:

Имена прилагательные бывают простые (не имеющие ни префиксов, ни суффиксов: red красный,smart умный) и производные. Производные именаприлагательные имеют в своём составе либо префиксы,либо суффиксы, либо и те,и другие:permissible позволительный, допустимый,immeasurable неизмеримый,interdependent взаимозависимый.

Некоторые имена прилагательные являются составными и образуются из двух слов, составляющих одно понятие: navy - blue тёмно-синий,top - secret сверхсекретный.

Все права на картинки принадлежат J. Moore, 2005. Я мог бы изменить картинки, приблизив их нашему пониманию и переведя часть на русский язык, но решил оставить колорит англо-саксонского образования.

Материалы данной статьи основаны на материалах 2-х уроков американского/британского детского сада. На этих уроках детям объясняют структуру предложения и варианты образования полных предложений. После чего дети получают первичное представление о том, как они разговаривают. А разговаривают они к этому периоду уже вполне сносно - их можно понять и они могут объяснить свою мысль. Причиной структурирования синтаксических представлений в этом возрасте, естественно, является НЕ обучение формированию предложения в устной речи. Это материалы так называемых уроков творчества, на которых дети учатся формулировать свои мысли в письменной форме, т.е. для начинающих писателей... Дело в том, что перенос мысли на бумагу является самостоятельным (отдельным) навыком и вызывает сложности не только орфографического характера, но и сложности переноса сочетания слов устной речи в предложение при письме. Однако применение этих знаний все равно базируются на словарном запасе и на правильной передаче мысли. В конце 2-ой части данной статьи я приведу некоторые рекомендации по набору словарного запаса. Грамматика, оторванная от смысла и значений, может приводить к таким вот казусам - Colorless green ideas sleep furiously - кто сможет опровергнуть Хомского и сказать, что у этого грамматически правильного предложения есть смысл?

Поэтому в период с 2-х лет и до юности основной упор в нашем познании языка делается на набор словарного запаса и понятий, а не правил формирования речи и написания предложений. Последнее идет в фоновом режиме, и только в средней школе, начиная с 3-5 класса (в зависимости от языка и страны), мы окунаемся в мир грамматики - спряжений, склонений, правил и исключений из них. Но в нашей жизни и в повседневных разговорах мы совсем не вспоминаем грамматику. И лишь изредка, когда возникает спор или тема касается этих вопросов, мы начинаем смутно вспоминать какие-то правила. Таким образом, можно сказать, что практическое применение языка важнее уроков, на которых сжато и на практических примерах с разбором и закреплением идет формирование конструкций языка. Более того, приезжая за рубеж или слушая носителя языка, мы подчас ловим себя на мысли - «но ведь это же против правил». Язык живое и многообразное проявление. Правила меняются, разговорная речь не укладывается в рамки и прочее, и прочее. Хватит учить таблицы - применяйте знания в практике.

Причем этот материал будет полезен начинающему изучать английский зык в ЛЮБОМ возрасте, так как он объясняет в простой форме и структуре и на простых примерах, как формируется предложение в английском языке. Для изучающих английский как иностранный или как второй родной эти материалы бесценны, так как позволяют научиться формировать предложения в устной речи, используя всего несколько клише. Потренировавшись всего несколько раз с каждой из форм можно вполне сносно начать говорить. Сначала с самим собой, потом с близкими людьми или преподавателями по Skype, ну а потом Ваш путь лежит в направлении , где Вы сможете отточить свои навыки и расширить словарный запас.

Итак, приступим.

Для понимания того, что происходит и как объясняется надо понять, что детям не объясняют что такое существительное, глагол, прилагательное и так далее. Это вводится в виде понятий, а не определений. Поэтому примем такую структуру частей речи - именное слово (name word), слово действия (action word), слово описание (description word), вопросительное слово (question word) или фразу, отвечающую на вопрос (question word phrase).

В оригинале Вы увидите примерную структуру урока и разговор учителя с учениками. Здесь же я примерно опишу, как поясняется та или иная структура предложения. Всего их 10. В первой части мы рассмотрим 6 из них.

Первая структура

На картинке изображен питчер (игрок в бейсболе, который запускает мяч). Назовем его существительным (noun). Что он делает? Швыряет, выбрасывает, кидает (toss, whip, throw) мяч. Это действие, по-иному называется глагол (verb). Фраза “The pitcher toss”- не звучит и не имеет смысла (надо сказать, что дети к этому моменту знают, как сказать правильно, и поэтому их реакция однозначна). Поэтому у глагола может быть окончание - s, es, ed/d, ing, которое придает фразе смысл - “The pitcher tossed” или “The pitcher tosses”. Итак, в простейшей структуре полного предложения имеем: именное слово (имя, предмет, существо) + слово действие (действие = глагол) + окончание слова действия (s, es, ed/d, ing).

Вторая структура

В данном случае при объяснении вспомогательных слов, учитель обращается к понятию смысла предложения. Например, если добавить к слову действию окончание “ing”, то получится “The pitcher tossing”, что не имеет для англо-говорящих детей смысла, т.е. не звучит как правильное. Поэтому вводится понятие вспомогательного слова, которое «помогает» глаголу в формировании смысла предложения. Вспомогательными словами, которые так же являются глаголами, могут быть слова - is, am, are, was, were, has, had, have, do, does, did, shall, will, should, would, could, may, might, must, can. Как видите, перечисляются просто слова - без пояснения структуры и зависимости. Причиной такого обращения с модальными глаголами, как их принято называть наукообразно, является то, что дети и так знают об их существовании и в принципе уже привыкли употреблять их в правильных комбинациях. Т.е. никакого заучивания при прямом методе изучения языка не происходит! Прямой метод критикуют за его продолжительность, так как он копирует полностью жизнь в начальных периодах жизни. Но, поверьте, есть способы сократить изучение по нему до 3-х лет, а то и того меньше. Итак, правильно звучащие предложения будет выглядеть в нашем примере так - “The pitcher is tossing” или “The pitcher was tossing”.

Почему и когда ставятся те или иные вспомогательные глаголы не объясняется. Во-первых, как уже говорилось, англо-говорящие дети и так знают когда и что, и, во-вторых, некоторые пояснения даются позже, при рассмотрении других схем. В пояснение я могу добавить только, что окончание ing придается глаголам для того, чтобы подчеркнуть не завершенность действия и/или на то, что речь идет о процессе, а не о едино-моментном событии, которое происходило, происходит, или еще будет происходить.

Третья структура

Здесь к предыдущей структуре добавляется понятие дополнения, а именно слова, отвечающие на прямые вопросы типа -кто, что, где, когда, почему, как (who, what, where, when, why, how.). Т.е. преподаватель говорит, например, “питчер бросил что?” (“The pitcher tossed what?”). И естественный ответ будет - мяч (the ball). Таким образом, можно образовать более сложные предложения, сочетающие в себе существительное, глагол, фразы, отвечающие на вопросы. Т.е. речь идет не только об одном слове, так как можно поставить два и более слова. Например, можно спросить - “Питчер бросил мяч кому?” (The pitcher tossed the ball to who(m)?). В результате образуется более сложное предложение - ”The pitcher tossed (what) the ball (who) to the catcher” (“Питчер бросил (что) мяч (кому) ловчему”).

Далее преподаватель приводит рабочие (т.е. те, по которым далее строится практическая отработка полученных знаний) таблицы слов, выражений и окончаний слов, которые соответствуют определенным вопросительным словам:

Можно пояснить здесь три момента из таблицы. В примерах к вопросительному слову «Как» (“How”) автор указывает на слова с окончанием “ing”, которые используются в начале предложения. В примере приведено слово «паря (о полете)» (“soaring”), естественно, что англо-говорящие дети понимают, о чем идет речь, а нам надо просто усвоить, что слова, отвечающие на вопрос «как», могут быть глаголами с окончанием “ing” и использоваться в начале предложения. В русском языке это соответствует причастиям и деепричастиям. Второй особенностью, но не таблицы, а английского языка, является группа слов определений. Отвечающих на вопрос “What”. Из таблицы видно, что это вопросительное слово будет по-русски означать и что, и какой(ая), и даже сколько. Т.е. ответ на этот вопрос англичане (американцы, индусы, австралийцы и южноафриканцы) связывают с цветом, размером, числом, возрастом, формой и типом (структурой) предмета. Это нисколько не упрощает нам жизнь, но таков язык другого народа, освоить который можно только следуя определенным схемам и проживая опыт с «нуля». А третий момент заключается в том, что кроме личности, т.е. человека (именного слова), может быть использован оборот, описывающий самого человека, но тут стоит смешение. Просто пока, до сих пор, в учебном материале в качестве образца для существительного использовался мальчик. Однако мы знаем, что существительное, как часть речи, может обозначать далеко не только одушевленные предметы. Но такое расширение представлений дается в следующей структуре, а пока концепт незаметно для детского сознания постепенно расширяется.

Т.е. дети теперь могут, подбирая слова с различными окончаниями или фразы (слова) собирать предложения по своему усмотрению. Ну а теперь можете и Вы, читающие эти строки.

Четвёртая структура

Эта структура распространяет концепты, высказанные ранее на все объекты живой природы на примере стегозавра. И на все предметы в целом, как мы увидим в начале следующего раздела. Для понимания формирования предложения по этой схеме используются слова, отвечающие на вопросы «где» (where) - «поле» (“the field”) и «почему = зачем» (why) - «найти еду» (“to find some food”). Таким образом, получаем:
The stegosaurus lumbered. - Стегозавр переваливался (тяжело ступал).
The stegosaurus lumbers. - Стегозавр переваливается (тяжело ступает).
The stegosaurus is lumbering. - Стегозавр переваливается (тяжело идет).
The stegosaurus was lumbering. - Стегозавр переваливался (тяжело шел).
The stegosaurus was lumbering (where) in the field (why) to find some food. - Стегозавр переваливался (тяжело шел) (где) по полю (зачем) в поисках пищи.

Пятая структура

По сути эта и две предыдущая структуры одинаковы, но они выделяются в отдельные концепты не просто так. Это нужно для того, чтобы в голове у детей образовалось структурированное представление о подлежащем в предложении. Пока это не объясняется, да это и не нужно на этом этапе, но именно главный член предложения становится здесь предметом манипуляций. Мы привыкли, что слово ‘thing” означает «вещь», а в русском языке это относится к неодушевленным предметам. В английском, как Вы видите, они относят к вещам все, что не относится к человеку или месту. Итак, существительные здесь подразделяются на людей (person), предметы (thing) и места (place).

В понимании ребенка, которому объясняют формирование предложения, эти структуры являются большим шагом. Так как они ставят равенство между неодушевленным предметами и одушевленным предметами с точки зрения грамматики и объединяют их в одно понятие - существительное. В качестве примера места здесь использовано слово «замок» (“castle”).

Шестая структура

Она не сопровождается рисунком, но имеет примеры. Это некоторый уход от шаблонов и пояснение упрощенной схемы предложения. В некоторых случаях вспомогательный глагол может быть использован самостоятельно, т.е. без основного глагола. Это происходит тогда, когда за ним следует слово или фраза, отвечающая на вопрос «что» (what). Примеры:
The girl was beautiful. = person + helping verb + what - Девушка была красивой. = человек + вспомогательный глагол + слово отвечающее на вопрос «какая»
The dog is enormous. = thing + helping verb + what - Собака (является) огромная (по-русски - огромная собака) = «предмет» + вспомогательный глагол + слово отвечающее на вопрос «какая»
The castle was shiny. = place + helping verb + what - Замок (был) светящимся (по-русски - замок светился = освещался или блестел) = «предмет» + вспомогательный глагол + слово отвечающее на вопрос «каким»

Кстати, как раз здесь, при переводе видно, как различия в языке приводят к сложностям переводов и интерпретаций. Даже такие простые предложения требуют дополнительной ссылки - «а как это по-русски?». Что уж говорить о специальных, технических или, тем более, литературных переводах с английского языка на русский, не говоря уже о переводах с русского на английский.

Заключение

Позвольте на этом остановиться и продолжить описание того, как учат своих детей англичане во второй части этой статьи. Там мы займемся структурами с №7 по №10, обладающими некоторыми особенностями и относящимся к «продвинутому» уровню искусства письма. Так же там приведено несколько полезных советов для тех, кто самостоятельно изучает язык. Преподавателям тоже может быть интересно несколько моментов, которые улучшат качество преподавания. Кроме того, статья перегружена картинками и выглядит тяжеловесно. А это вполне логичный разрыв, который я практикую и в своих материалах (на семинарах).

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Задача настоящего учебника - помочь учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной английской речи. Для достижения этой пели учащиеся должны приобрести определенный запас слов и изучить грамматический строй языка. Поскольку учащийся мыслит на родном языке, тесное взаимодействие родного и иностранного языков в процессе обучения играет исключительную роль. Авторы стремились при этом отмечать как различие между грамматическими явлениями в обоих языках, так и их сходство. Учитывая, что учащиеся стремятся переносить в иностранную речь конструкции, свойственные русскому языку, авторы делают в ряде разделов соответствующие предупреждения, чтобы предотвратить возникающие на этой почве типичные ошибки. Авторы стремились максимально опираться в изложении грамматических явлений на знания учащихся в области русского языка, используя определения, формулировки и терминологию из русской грамматики, отступая от этого в тех случаях, когда этого требовала специфика английского языка.

ЧАСТИ РЕЧИ.
Все слова делятся на разряды, называемые частями речи. Слова относятся к той или иной части речи в зависимости от следующих признаков: 1) своего значения, 2) роли в предложении, 3) форм словообразования (суффиксов) и 4) форм словоизменения (грамматических окончаний). В английском языке формы словообразования и словоизменения очень часто не являются признаками, отличающими одну часть речи от другой, поскольку огромное количество английских слов не имеет характерных суффиксов, указывающих на их принадлежность к той или иной части речи, а количество грамматических окончаний крайне ограничено.

Различаются следующие части речи:
1) Имя существительное (the Noun)
2) Имя прилагательное (the Adjective)
3) Имя числительное (the Numeral)
4) Местоимение (the Pronoun)
5) Глагол (the Verb)
6) Наречие (the Adverb)
7) Предлог (the Preposition)
8) Союз (the Conjunction)
9) Междометие (the Interjection)

  • Книги по английскому языку
  • Практическая грамматика английского языка, Том 2, Качалова К.Н., Израилевич Е.Е., 2003 - Предлагаемый учебник является уникальным изданием среди массы учебной литературы по английскому языку. Его универсальность заключается в методике подачи материала. Данный … Книги по английскому языку
  • Практическая грамматика английского языка, Том 1, Качалова К.Н., Израилевич Е.Е., 2003 - Настоящий учебник по грамматике английского языка, неоднократно подвергавшийся значительной переработке и расширению, является в настоящее время наиболее совершенным пособием по … Книги по английскому языку
  • Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами, Качалова К.Н., 2018 - Настоящий учебник помогает учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной английской речи. Для достижения этой цели … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • Самоучитель, 100% аудио английский, Начальный и средний уровень, 2006 - Программа 100 АУДИО АНГЛИЙСКИЙ создана специалистами американского издательства Living Language и представлена в России издательством ДЕЛЬТА ПАБЛИШИНГ. Эта программа для … Книги по английскому языку
  • Реальный английский для бизнеса, Черниховская Н.О., 2015 - Эта книга для тех, кто мечтает работать в международной компании или вести бизнес с иностранными партнерами. Как пройти собеседование, как … Книги по английскому языку
  • English with Rachel, Поуви Дж., 2010 - Пособие состоит из 14 уроков и предлагает материал разговорного характера по темам, изучаемым на первом курсе университета. Каждый урок включает … Книги по английскому языку
  • Как запоминать английские слова, Матюгин И.Ю., 2006 - В книге даются наиболее эффективные методы запоминания английских слов. Ранее эти методы были известны лишь узкому кругу специалистов, теперь же … Книги по английскому языку

Предыдущие статьи:

  • English for Students of Law, Зайцева С.Е., Тинигина Л.А., 2012 - Предлагаемое учебное пособие составлено на основе учебной программы курса английского языка и рассчитано на 280 аудиторных часов. Цель пособия развитие … Книги по английскому языку
  • Как выучить английский всего за 7 дней, Эффективная методика для очень занятых и ленивых, Кампайо Р., 2012 - Методика, предложенная в книге, позволит быстрее и лучше запоминать новые слова и выражения. Для удобства изучения слова и выражения разбиты … Книги по английскому языку
  • Популярные английские идиомы в упражнениях и комментариях, Хейнонен Е., 2016 - С этой книгой легко научиться уверенно и к месту употреблять английские идиомы. Для практики предлагается множество увлекательных заданий, с помощью … Книги по английскому языку
  • Понятная английская грамматика в правилах и упражнениях, Караванова Н.Б., 2015 - В данном пособии английская грамматика представлена в виде правил, моделей и упражнений, что максимально облегчает восприятие, понимание и усвоение материала. … Книги по английскому языку

Практическая грамматика английского языка

Лариса Романова

Предисловие

Сборник упражнений предназначен преподавателям английского языка в школах и вузах, учащимся старших классов, абитуриентам и широкому кругу лиц, изучающих английский язык и желающих повторить основные разделы грамматики.

Целью учебного пособия является систематизация знаний, полученных в школе, и подготовка к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

Пособие содержит упражнения, охватывающие следующие разделы грамматики английского языка: артикль, имя существительное, имя прилагательное, местоимение, наречие, имя числительное, глагол (инфинитив, времена, залог, модальные и «проблемные» глаголы), согласование времен, употребление предло-гоз и др. Пособие состоит из 22 разделов (Units), каждый из которых посвящен определенной грамматической теме (The Noun, The Verb, и т. д.). Виды упражнений довольно разнообразны: это и подстановка, и создание логических цепочек, перифраз, множественный выбор, перевод с русского на английский и с английского на русский,

текстовые задания и др. Система упражнений внутри разделов построена по принципу «от простого к сложному». Это позволяет использовать сборник на начальном, продолженном к продвинутом этапах изучения английского языка.

Пособие содержит 10 тестов, задачей которых является проверка усвоенного материала. Первые восемь тестов расположены после разделов, объединенных общей тематикой (например, первый тест дается после изучения тем The Noun, Noun Structures и The Possessive Case). Последние два теста (Final Tests) - обобщающие, поэтому выполнять их рекомендуется после усвоения всего грамматического материала.

Все упражнения и тесты снабжены ответами. Это дает возможность проконтролировать правильность выполнения заданий и обратить внимание на пробелы в знании грамматики.

Exercise 1.

Write the plural form of the following. A regular nouns

story, play, glass, flag, photo, name, match, knife, bush, chief, page, radio, roof, prize, set, key, factory, wolf, piano, class, cup, city

В irregular nouns

child, goose, man, foot, mouse, woman, sheep, person, deer, tooth, ox

С nouns of Greek or Latin origin

criterion, datum, formula, crisis, stimulus, index, phenomenon, medium, oasis, nucleus, memorandum, basis, radius, analysis, symposium, hypothesis

D compound nouns

fellow-worker, merry-go-round, man-of-war, passer-by, sister-in-law, forget-me-not, room-mate, lily-of-the-valley, ticket-holder, commander-in-chief, governor-general

Divide the following words into two columns: countable and uncountable nouns (you must get 25 uncountable nouns).

furniture, coffee, leaf, food, computer, list, blood, job, work, language, country, advice, information, money, progress, permit, permission, baggage, luggage, beach, traffic, weather, window, knowledge, air, water, holiday, damage, accommodation, scenery, scene, pigeon, bread, mountain, kick, news, accident, laugh, flour, laughter

Translate the following sentences into Russian paying attention to the words in bold type.

equipment. 5. His work is rather dull,he thinks. 6. Do you have scales? I want to weigh this fish. 7. Celsius or Fahrenheit scales are used in many countries. 8.1 spilled the water, give me a cloth, please. 9. Have you bought cloth for draperies? 10. He"s got his car insurance police. 11. She always criticizes the government"s policy. 12.1 need an iron to press my dress. 13. These items are made of iron. 14. There is neither salt nor pepper on the table. 15. He planted several peppers in the hothouse. 16. Would you like some chocolate? 17. She took aehowlate out of the box. 18. He meets a lot of people every day. 19. A lot of different peoples live in Asia. 20. They run a very profitablebHsiness somewhere in South Africa. 21. Business is an essential part of American life.

Match the word on the left with its partner on the right.

Example: a piece

music - a piece of music

Q ) ice

Change the uncountable nouns in bold type into countable ones in the sentences using the words from Exercise 4.

Example: Buy some bread or. your way home. - Buy a loaf of bread on your way home. 1.I hadluck in the casino yesterday. 2,1 sawlightening and then heardthunder in the west. 3. How muchluggage have you got with you? 4. Would you like some morecake ? 5. Daddy brought me milkchocolate ! 6, He blewsmoke out of his pipe into the open window. 7", How muchsugar do you take with your tea? 8. We need to buy somefurniture for our kitchen. 9. Give me please brown shoepolish . 10, He told us very interestinginformation last night,

Write out the nouns which are used only in the plural form (you must get 25 nouns).

athletics, cattle, scissors, taxes, pyjamas, economics, police, news, means, goods, pants, subjects, billiards, darts, outskirts, premises, mechanics, spectacles, clothes, stairs, maths, shorts, tights, gymnastics, congratulations, crossroads, patience, scales, lodgings, foundations, equipment, research, authorities, soap, contents, looks, countryside, traffic-lights, tongs, toothpaste, headphones, delays, binoculars, electronics, eyes, trousers

Complete the following table and give the corresponding singular or plural form of the nouns, if any. If there is no the corresponding form, put a v. The first two words are given as examples.

means, scissors, pence, Frenchman, Roman, photo, physics, cloth, sheep, halves, news, sleeves, mice, species, contents, athletics, series, knowledge, feet, phenomena, clothes, bases, headquarters, Japanese

Find the odd word in the chain of the nouns. Example: tea - butter - onions - meat

1) trousers - spectacles - scales - news 2) advice - knowledge - contents - progress 3) phonetics - vacation - goods – information 4) criteria - datum - oases - radii 5) mice - men - goats - geese 6) police - work - weather - furniture 7) congress - team - government - equipment 8) water - potato - milk - bread 9) time - business - stone -

bird 10) means - species - crossroads - wolves 11) thanks - barracks - congratulations - authorities 12) diagnoses - roofs - cattle - accommodation 13) premises - mechanics - darts - laughter 14) success - research - applause - path 15) journey - voyage - travel - walk

Open the brackets and choose the proper form.

1.1 feel that the jury already (have/has) thought that you are innocent. 2. The government (was/were) not able to pursue the policy which had been promised before the elections. 3. The police (is/are) investigating the case now. 4. The crew of the plane (consist/consists) of four people. 5. His company (was/were) founded in 1996. 6. The party (was/were) in full swing. The music was playing, the company (was/were) eating and drinking. 7. My family (is/are) early risers, so at 11 o"clock p.m. the family (is/are) always in bed. 8. The cattle (is/are) in the field next to it. 9. The committee (is/are) full of enthusiasm. 10. Such an organization as the board of directors (is/are) elected by stockholders. 11. The ship turned out to be a good ship,the crew (was/were) skilled seamen. 12, The government usually (consist/consists) of the prime minister and several ministers. 13. The average American family (have/has) three children.

14. The jury (is/are) represented by twelve people. 15. The crops (is/arc) good this summer,

Fill in the blanks with the appropriate form of the verb to be A

1, The crew___rescued by our boat, 2. Her clothes ___very fashionable. 3, Your advice___.always welcome. 4. The information he gave us___very useful. 5A little money___better than nothing. 6. That species of spiders ___commonly seen in deserts of North Africa. 7.1 think her hair___dyed. 8. No news.___good news. 9.1 don"t want to work here. The equipment___too complicated. 10. There___a lot of sheep in the field. 11.1 think this

Detailed research. 12. Where___my spectacles? 13. The phenomena___unusual. 14. Mathematics___ difficult, but physics___more difficult to my mind. 15, The cattle___up the hill. 1. Look out! The stairs___.very old. 2. In my opinion, looks___very important for an actor. 3. The police___ responsible for these actions. 4. Criteria___changing, you know. 5. The committee___set up several months ago. 6. The traffic___very heavy in this street. Be careful

at the corner. When the traffic-lights___red, don"t cross the street. 7. The working wages ___

up. 8. The knowledge she has got at college___very deep. 9. The carrots___delicious. 10. The vacation___always fun. 11. The funeral ___ usually a sad occasion. 12. The evidence___against him. 13. The contents of the letter ___made public. 14. The opera-glasses___out of focus.

15. The grapes___ripe.

Match the words on the left (1-10) with the appropriate phrases on the right (a-j) to get 10

are located outside

Our headquarters

she lent us was not

is an important part of

the Olympic Games.

are often deceptive.

f) is installed in our new

against applying for

that job was good.

h) was not reliable. It was

published in tabloids.

i) is always printed in

morning newspapers.

j) where he worked were

Find the mistakes in the follow ing sentences and correct them. Some sentences have more than one mistake.

1. We had such a terrible weather that we left the hotel in the country (we did not have heatings there) and took an accommodation with a fire place in town instead. 2. Yesterday I got a permission to go there. What about you? Have you got your permits? 3.1 love French impressionists but I would need an advice from a specialist before I bought any. My knowledges in that area are very poor. 4. Her works are definitely making great progresses these days. She has done a lot of researches lately. 5. Have you heard that Jack"s lodging is in London, but in the outskirt of the city? These are interesting news, aren"t they? 6. The police is looking for the criminals who escaped last night. The informations about them were sent to all the police stations

of the district. 7, Political and economic crises is frequent for Africa. 8. How many luggages are you taking? Oh, I think you won"t be able to cope with them. You"ll have to hire a porter. 9. Last week was awful for her. She had two tooth pulled out, her childs got ill and finally her husband lost moneys. 10. The tights is too loose for her.

Translate the sentences into English.

1. Его советы всегда бывают такими убедительными (convincing). Почему ты никогда им не следуешь? 2. Какая ненастная (nasty) погода! В такую дождливую погоду лучше сидеть дома. 3. Она делает хорошие успехи в английском, 4. Я удивлен (be surprised), что она поверила этим странным новостям. Боюсь, они недостоверны. Кто их ей сообщил? 5. Мне кажется, эти весы сломаны. 6. Вчера я положил сюда деньги. Где они? Я не могу их найти. 7. Я считаю, что помещение для нашего магазина вполне подходящее. 8. Мне не нравятся эти джинсы. Мне кажется, та пара джинсов лучше. 9. Экипаж был готов выполнить (fulfil) приказ капитана. 10. Критерии часто меняются, 11. Ваши товары сделаны очень плохо. 12. Нику необходимо сшить (sew) новые брюки. У меня есть хорошая синяя материя. 13. Он купил буханку хлеба, пакет молока, кусок мыла и тюбик зубной пасты. 14. Информация о ценах очень интересна. 15. Здесь нет светофора, и перекресток очень опасное место. 16. Виды этих растений (plant) неизвестны. 17. Вдруг позади себя я услышал громкий смех, 18. Его знания по математике лучше моих, 19. Ты взял бинокль? - Нет, он нам не понадобится. Наши места во втором ряду (row). 20. Улики были важными, и он чувствовал, что суд присяжных был против него. 21. В Англии зарплата рабочим выплачивается каждую неделю. 22. Актеров встретили аплодисментами. 23. Мои часы отстают. 24. Морковь богата витаминами. 25. Она считает, что современная одежда красива и удобна (convenient)

Read and translate the following compound nouns. Find compounds which are countable (8), uncountable (6) and those which are used either in the singular (6) or the plural (6).

heart attack, greenhouse effect, luxury goods, pedestrian crossing, contact lens, package holiday, food poisoning, mother tongue, birth control, roadworks, human rights, arms race, alarm clock, pocket money, hay fever, blood donor, blood pressure, data processing, generation gap, kitchen scissors, assembly line, sunglasses, labour force, race relations,windscreen wiper,brain drain Exercise 15. Match the words on the left (1-10) with their definitions on the right (a-j).

your first language

money you pay on your

an office where you buy

tickets for trains

d) an office where you buy

tickets for cinemas

a person who patrols

streets to make sure you are not parked in the wrong place illegally

f) a knife for opening

greenhouse effect

a person who looks

after children when their parents are out

h) a long line of cars

which move slowly because the road is busy

a traffic warden

i) it is caused by hair

sprays and old fridges 10) a tin opener j) every policeman has

Rewrite the following phrases according to the example.

Example: a factory which produces automobiles - an automobile factory a man who drives a bus - a bus driver a machine that washes dishes - a dish washer paper for writing letters - writing paper

1} a shop that sells books; 2) an editor of a newspaper; 3) a person who pays taxes; 4) a brush for shoes; 5) cake made with raisin; 6) a garage for cars; 7) a company which provides insurance; 8) a bag made of leather; 9) a tool for sharpening pencils; 10) a book which has cheques; 11) a machine for washing clothes; 12) a license to drive a car; 13) a person who dresses and cuts hair; 14) аи office that sells tickets; 15) a device for opening tins.

A Make up compound structures according to the example. Example: a child who is five years old - a five year old child

1) a man whose height is six feet; 2) a walk which covers three miles; 3) a programme which lasts half an hour; 4) a flight which takes two hours and a half; 5) a hotel having four stars; 6) a lorry which can carry 5 tonnes; 7) a field of fifty acres.

В Paraphrase the sentences according to the example.

Example: She"s got a flat of two rooms. - She"s got a two-room flat. His trip lasted four days. - He had a four-day trip,

1. He covered a distance of two miles. 2, Her holiday in California lasted 10 days, 3. They decided to take an interval of three hours. 4. She lives in a building that has sixteen storeys. 5. His call to Paris lasted five minutes. 6. While I was on holiday I met two charming girls of twenty years old. 7. He saw a film of two series yesterday. 8. She bought two bags of potatoes that weigh five kilos. 9. He gave us a banknote of fifty dollars to change. 10.1 wrote a composition which covered twenty pages.

The Possessive Case

Paraphrase the following using the possessive case. Example: The son of our manager - our manager"s son

A 1) the house of Mr. Smith; 2) a doll of the girls; 3) the works of Rembrandt; 4) a toy of the baby; 5) a meeting of the employees; 6) the bags of those women; 7) the orders of our boss; 8) the books of the children; 9) the cottage of my parents; 10) a garage of her cousin.

В 1) coal deposits of the world; 2) the influence of the sun; 3) the atmosphere of the earth; 4) the joys and grieves of life; 5) the arrival of the ship; 6) icy mountains of Greenland; 7) the policy of the company; 8) gold reserves of Russia; 9) the gravitation of the planet; 10) the decisions of the commission.

С 1) the mother of Kate and Mary; 2) the children of my aunt Ann; 3) the paintings by Picasso and Dali; 4) the gun of the commander-in-chief; 5) the times of Ivan the Terrible; 6) the speech of the Minister of Foreign Trade; 7) the correspondent ofthe Herald Tribune; 8) a flat of my father-in-law; 9) the wives of Henry the Eighth; 10) oil wells of Saudi Arabia.

D 1) a cruise which lasts three weeks; 2) work which takes two hours; 3) a distance of five kilometres; 4) the operation which lasted four hours; 5) the flight which took three hours; 6) a semester of eight weeks; 7) the rest which lasted an hour; 8) a play of three acts; 9) a football match which lasts ninety minutes; 10) a telephone conversation which lasts three minutes.

Exercise 19.

Paraphrase the following using the possessive case.

Example: I must sleep 9 hours a day to feel well. - / must have nine-hours^ sleep to feel well. 1.Every day at noon we have a break, which lasts fifteen minutes. 2.1 can"t understand why he is so tired. The distance he covered is a mile only. 3. The walk to the station was short. It took us ten minutes. 4. Last year we spent two weeks in Greece. The holiday was terrific. 5. If you want to get there.a trip will take you only five hours. 6. Don"t take a training course that lasts a week. It won"t do you good. 7.1 slept only five hours yesterday because my train came late. 8. Yesterday our lesson lasted thirty minutes because oar teacher was to leave at 12 o"clock. 9. If you want to have a voyage round Europe, you will need at least three weeks. 10. My workweek lasts five days.

Exercise 20.

Replace the nouns in the possessive case by the prepositional groups where possible. Example: He always takes his brothers" bocks. - He always takes books of his brothers.

1. The only thing she wanted was to see her parents" house again. 2. No one could explain the young girl"s behaviour at yesterday"s supper. 3. Last Sunday"s rugby match was disappointing. Our team lost. 4. The boy was looking through a children"s magazine. 5. After an hour"s break we resumed our work. 6. At that time he lived In a little flat for economy"s sake. 7. It was four and a half hours" ride, 8.1 don"t like cow"s milk. 9. He was puzzled by Ann and Peter"s visit. 10. When Friday came, he was at his wit"s ends. 11. She dropped in at the chemist"s to buy some aspirin. 12. This is John"s coat, and that is Peter"s.

Translate into English using noun structures.

1. Президент прибыл в страну с трехдневным визитом (2 варианта). 2. Мне нужно купить туфли. Ты не знаешь, где здесь обувной отдел (department)? 3. Никто не знал, что сказать, и наступило минутное молчание. 4. Когда утром он спустился в столовую, на столе лежали остатки (remains) вчерашнего ужина. 5. Доклад главнокомандующего был краток. 6. Мне кажется, что проблема «отцов и детей» - вечная (eternal) проблема. 7. Эта дорога закрыта. Ведутся дорожные работы. 8. «Утечка мозгов» - острая (acute) проблема развивающихся (developing) стран. 9. Ты считаешь, что в Китае необходимо ввести (implement) регулирование рождаемости? 10. Приезд Поля и Кет был неожиданностью (surprise) для тети Эня. 11. Самые богатые залежи (deposits) нефти находятся в Арабских Эмиратах. 12. Проблемы, с которыми человечество (mankind) столкнулось (face) в конце двадцатого века, - это загрязнение (pollution)no4Bbi, воздуха и воды, а также «парниковый эффект». 13. После двухчасовой прогулки все захотели есть (2 варианта). 14, Портрет жены Рембрандта - одна из самых известных картин художника. 15, Этому замку триста лет.

Choose the right variant.

1. His advice___always reasonable. I advise you to follow___.

2. The applause___deafening. I can"t stand___any longer. Let"s go out.

3. The second witness"s evidence___more convincing. ___made me believe that the suspect is

4. Look, her clothes___brand new. Where did she get the money to buy___?

5. The Browns who lived in___house___dining with the Harrisons who___their best friends.

a) a three-storey, were, were

c) a three-storey"s, were, were

b) three-storeys, were, was

d) three-storeys", was, were

The information he gave us___convincing. I don"t think we should check___.

Her pyjamas___made of silk. I like___very much.

These scissors___dull! I can"t cut anything with

9. When I move to London, I"ll have to find lodgings. I"m afraid___will be very expensive and I"ll have to pay for___half of my salary,

10.1 think billiards___a dull game. I wonder why the youth nowadays___so fond of___?

11. He is so depressed. The contents of the letter___ made public. General

public___discussing___.

a) have been, is, them

c) have been, are, them

b) has been, are, it

d) has been, is, it

12. Look! Goods___displayed in the window. The manager says that there will be___sale.

13. Our family ___

good at playing draughts. Draughts___our favourite game. We

play___every weekend.

c) are, are, them

14. Stop! The traffic___heavy and the traffic lights ___red. In___time you will cross the street.

is, is, two-minutes

are, is, a two-minutes"

b) are, are, a two-minute

is, are, two-minutes"

15. He spent___holiday at the___,

a week, Richardsons"

a weeks, Richardsons

week"s, Richardson

week, Richardson"s

16. She was going for___walk across the fields to the___house. She was sure that he would help her because it was the duty of___to help poor people like her.

a) a ten-miles, governor"s-general, governor-generals b) a ten-mile"s, governor-general"s, governors-general c) a ten-mile, governor-general"s, governor-generals d) ten miles", governor-generals", governors-general

17. She wished she had a little garden with___and like that of___.

a) lilies-of-the-valleys, forgets-me-nots, Mrs. Sand

b) lily-of-the-valleys, forget-me-nots, Mrs. Sand"s

c) lilies-of-the-valiey, forget-me-nots, Mrs. Sand"s

d) lilies-of-the-valleys, forgets-me-not, Mrs. Sand

18. Take your___and get out with___! You got my ___ notice, didn"t you? a) belonging, it, two weeks c) belongings, them, two week"s

b) belongings, it, a two weeks d) belonging, them, two week"s

19. We want to equip our factory with___and to install___ in the assembly shop.

a) new machineries, them

new machines, it

b) a new machinery, it

new machinery, it

20. Have you got all the___of Byron in your home library? - Yes, I have, but I haven"t read all of___.

Unit 4 Quantifiers

Paraphrase the following words in bold type using little, a little, few, a few. Example: There is hardly any wine in the bottle. - There is little wine in the bottle. The chairman said some words. - The chairman said & few words.

1.1 can"t help you. I have hardly any time. 2. Mr. Brown, can I come and see you today? I"d like to ask you some questions. 3. It is no use asking him about it. He has hardly any knowledge of the subject. 4.1 go to the theatre when I have some money and free time. 5. Is there much chalk in the box? - No, there is hardly any here. 6. He drank some water and felt much better. 7. There was hardly any tea in the cup, so he poured some more. 8. Hardly any people understood what he said. 9. There are some carrots in the box. 10. Mummy, may I have some ice cream? 11. Many years ago some people realized the significance of this discovery. 12. There was hardly any doubt that the problem could be solved in the near future. 13. We didn"t have to take a porter. We had hardly any luggage. 14,1 think he is rather greedy. He buys hardly any things for himself. 15. We have received some valuable information. I think it will help us a lot.

Fill in the blanks with little, a little, few, a few.

1. I"d like to make___remarks in connection with the topic under discussion. 2.___peopJe realize how important it is to go in for sports. 3. This student has deep knowledge in English and besides he knows___ French. 4. He is a man of.___words. 5. Only___names remained in his memory, for this accident happened more than 20 years ago, 6. That lecture was so difficult that only___students could understand it. 7.1 had ___ hope of getting home tonight because I realized that I had lost my way. 8. The postman doesn"t often come here. We receive___letters. 9. I"m having___trouble fixing this shelf. - Oh dear! Can I help you? 10.1 shall be away for___.days from tomorrow. 11. When you"ve wanted something very badly and it comes at last, it is somehow ___ frightening. 12. It was a cold windy evening, and there were___people in the park. 13. There were no doctors for the wounded, and to make things worse there was only ___ food left. 14. She asked permission to speak to the guest for___moments, 15.1 won"t listen to you! I"d like to believe that there is___ hope left.

Paraphrase the following sentences using the words from the box. Few, a few, quite a few, little, a little

1. Only some pupils wrote the test. 2. A small number of people live to be 80 in Russia. 3.1 have not much time for studying. 4. He had a considerable number of mistakes in his dictation. 5. She has got some time to prepare for the report.

Translate into English using little, a little, few, a few.

1. Джим вчера попросил меня починить (repair) машину, но у меня было мало времени, и

А.И. Каменский, И.Б. Каменская

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .: Справочное пособие для неязыковых вузов. – Часть 1. -Харьков: ИНЭМ, 2002. – 278 с.

Настоящее справочное пособие представляет собой изложение нормативного курса грамматики английского языка для неязыковых вузов. В пособии в доступной форме излагаются и объясняются все существенные морфологические и синтаксические особенности грамматического строя, необходимые для практического овладения современным английским языком. Опыт работы в неязыковом вузе позволил авторам учесть типичные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе овладения грамматическим материалом, что нашло свое отражение в более подробном изложении одних разделов и более схематичном – других. При этом авторами не ставилась цель полного отражения и анализа всех имеющихся в лингвистической литературе грамматических концепций. Пособие призвано пояснить и проиллюстрировать функционирование грамматических явлений в речи. Материал изложен на русском языке. Примеры на английском языке даны с переводом.

Справочное пособие является теоретической частью комплекса, включающего в себя сборник упражнений с ключами для самоконтроля, составленный по принципу градуирования грамматических и лексических трудностей. Лексическое наполнение сборника упражнений соответствует специфике экономического вуза.

Пособие может быть использовано при обучении студентов неязыковых вузов, учащихся школ с углубленным изучением английского языка, а также всеми, изучающими английский язык самостоятельно.

введение 9

РАЗДЕЛ I: МОРФОЛОГИЯ (MORPHOLOGY) 12

1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (THE NOUN) 12

1.1. Общие сведения 12

1.2. Форма числа у имен существительных (The Number) 12

1.3. Особые случаи образования множественного числа существительных 14

1.4. Притяжательный падеж (The Possеssive Case) 18

1.5. Род (The Gender) 22

1.6. Функции существительного в предложении 23

2. АРТИКЛЬ (THE ARTICLE) 23

2.1. Общие сведения 23

2.2. Неопределенный артикль (The Indefinite Article) 24

2.2.1. Классифицирующее значение 24

2.2.2. Обобщающее значение 25

2.2.3. Числовое значение 25

2.3. Особые случаи употребления неопределенного артикля 25

2.4. Определенный артикль (The Definite Article) 26

2.5. Употребление определенного артикля с именами собственными 27

2.6. Отсутствие артикля 29

3. МЕСТОИМЕНИЕ (THE PRONOUN) 32

3.1. Общие сведения 32

3.2. Личные местоимения (Personal Pronouns) 34

3.3. Притяжательные местоимения (Possessive Pronouns) 38

3.4. Возвратно-усилительные местоимения (Reflexive Pronouns) 39

3.5. Неопределенные местоимения (Indefinite Pronouns) 41

3.5.1. Местоимения some, any 41

3.5.2. Производные неопределенные местоимения 44

3.5.3. Неопределенное местоимение one 44

3.5.4. Слово-заместитель One 45

3.5.5. Местоимения таny, тисh, few, little 46

3.6. Отрицательные местоимения (Negative Pronouns) 49

3.6.1. Местоимение Nо 49

3.6.2. Местоимение Neither 50

3.6.3. Местоимения Nothing и Nobody 50

3.6.4. Местоимения None of 50

3.7. Обобщающие местоимения (Universal Pronouns) 51

3.7.1. Местоимения Every и Each 51

3.7.2. Местоимения Everything, Everybody и Everyone 53

3.7.3. Местоимение Either 53

3.7.4. Местоимение All 54

3.7.5. Местоимение Both 56

3.7.6. Местоимение Other 57

3.7.7. Местоимение Another 57

3.8. Взаимные местоимения (Reciprocal Pronouns) 57

3.9. Указательные местоимения (Demonstrative Pronouns) 58

3.9.1. Местоимения This, That 58

3.9.2. Местоимение Such 60

3.9.3. Местоимение Same 61

3.10. Вопросительно-относительные местоимения (Interrogative-Relative Pronouns) 61

3.10.1. Местоимение Who 61

3.10.2. Местоимения What, Which и That 62

3.10.3. Местоимение Whose 65

4. ИMЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (THE NUMЕRAL) 65

4.1. Общие сведения 65

4.2. Количественные числительные (Cardinal Numerals) 66

4.3. Порядковые числительные (Ordinal Numerals) 71

4.4. Арифметические действия 73

4.5. Функции числительных в предложении 73

5. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ТНE ADJECTIVE) 73

5.1. Общие сведения 73

5.2. Степени сравнения прилагательных (The Degrees of Comparison) 76

5.3. Субстантивация прилагательных 83

5.4. Место прилагательного в предложении 85

6. НАРEЧИЕ (THE ADVERB) 86

6.1. Общие сведения 86

6.2. Степени сравнения наречий (The Degrees of Comparison of Adverbs) 88

6.3. Классификация наречий по значению и фyнкции нaречий в предложении 89

6.3.1. Наречия времени 91

6.3.2. Наречия места 91

6.3.3. Наречия образа действия 91

6.3.4. Наречия меры и степени 92

6.3.5. Наречия следствия и причины 92

6.3.6. Наречия, выражающие точку зpeния 92

6.3.7. Вопросительные наречия 93

6.3.8. Отрицательные наречия 93

6.4. Место наречия в предложении 94

6.5. Модальные слова (Modal Words) 96

7. ГЛАГОЛ (ТНЕ VЕRB) 97

7.1. Общие сведения 97

7.1.1. Лицо (The Person) и число (The Number) 100

7.1.2. Залог (The Voice) 102

7.1.3. Наклонение (The Mооd) 102

7.1.4. Вид (The Аspect) 103

7.2. Изъявительное наклонение: Образование и употребление видо-временных форм (The Indicative Mood: Verb Tenses) 105

7.2.1.Неопределенные времена (Thе Indefinite Tеnsеs) 105

7.2.1.1. Настоящее неопределенное время (Тhe Present Indefinite 105

Tense) 105

7.2.1.2.Прошедшее неопределенное время (Тhе Past Indefinite Tense) 110

7.2.1.3. Будущее неопределенное время (The Future Indefinite Tense) 113

7.2.1.4. Будущее неoпределеннoe с точки зрения прошедшего 114

(The Future Indefinite in the Past Tensе) 114

7.2.2. Длительные времена (Continuous Tenses) 115

7.2.2.1. Hacтoящee длитeльное время (The Present Continuous Tense) 115

7.2.2.2. Прошедшее длительное вpемя (Тhе Past Continuous Tense) 117

7.2.2.3. Будущее длительное время (The Future Continuous Tense) 119

7.2.2.4. Будущее длительное с точки зрения прошедшего (Тhe Future Continuous in the Past Tense) 120

7.2.3. Совершенные времена (Perfect Tenses) 121

7.2.3.1. Настоящее совершенное время (The Present Perfect Tense) 121

7.2.3.2. Прошедшее совершенное время (The Past Perfect Tense) 124

7.2.3.3. Будущее совершенное время (Thе Futurе Реrfесt) 127

7.2.3.4. Будущее совершенное время с точки зрения прошедшего (Тhe Future Perfect in the Past) 127

7.2.4. Совершенные длительные времена (Perfect Continuous Tenses) 128

7.2.4.1. Настоящее совершенное длительное время (Тhe Present Perfect Continuous Tense) 128

7.2.4.2. Прошедшее совершенное длительное время (The Pаst 130

Perfect Continuous Теnsе) 130

7.2.4.3. Будущее совершенное длительное время (The Future Perfect Continuous Tense) 131

7.2.4.4. Будущее совершенное длительное время с точки зрения прошедшего (The Future Perfect Continuous in the Past) 132

7.3. Страдательный залог (Тhe Passive Voice) 132

7.3.1. Образование страдательного залога 132

7.3.2. Значение и употребление страдательного залога 133

7.4. Повелительное наклонение (Тhе Imperative Mood) 136

7.5. Сослагательное наклонение (Тhе Subjunctive Mood) 137

7.5.1. Сослагательное I (Subjunctive I) 138

7.5.2. Сослагательное II (Subjunctive II) 140

7.6. Условное наклонение (Conditional Mood) 141

7.7. Неличные формы глагола (Non-Finite Verb Forms/ Verbals) 143

7.7.1. Общие сведения 143

7.7.2. Инфинитив (The Infinitive) 144

7.7.3. Причастие (The Participle) 148

7.7.4. Герундий (The Gerund) 150

7.7.5. Модальные глаголы (Modal Verbs) 155

7.7.5.1. Глагол Can 157

7.7.5.2.Глагол Мaу 158

7.7.5.3. Глагол Must 159

7.7.5.4. Модальные глаголы Have/ Have got 160

7.7.5.5. Глагол Should 160

7.7.5.6. Глагол Ought 161

7.7.5.7. Глагол To Be 161

7.7.5.8. Глагол Need 162

7.7.5.9. Глагол Dare 163

8. ПРЕДЛОГ (ТНЕ РRЕРОSITION) 163

8.1. Общие сведения 163

8.2. 3начение предлогов 165

8.2.1. Предлоги места 165

8.2.2. Предлоги времени 173

8.2.3. Предлоги с другими значениями 177

8.2.4. Некоторые устойчивые сочетания предлогов с другими частями речи 178

8.3. Место предлога в предложении 178

9. СОЮЗ (THE СONJUNCTION) 179

9.1. Общие сведения 179

9.2. Значение союзов 180

9.2.1.Сочинительные союзы 180

9.2.2. Подчинительные союзы 180

9.3. Союзные слова 181

9.4. Различение союзов, наречий и предлогов, совпадающих по форме 182

10. ЧАСТИЦЫ (PARTICLES) 182

10.1. Общие сведения 182

10.2. 3начение частиц 183

10.3. Отличие частиц от наречий и других частей речи, совпадающих с ними по форме 183

10.4. Место частиц only, too и also 185

10.5. Место частицы not 186

10.6. Слова подтверждения и отрицания 187

11. МЕЖДОМЕТИЕ (ТНЕ INTЕRJECTION) 187

11.1. Coбcтвeннo междометия 187

11.2. Звукоподражательные слова 188

11.3. Другие виды междометий 188

РАЗДЕЛ II: СИНТАКСИС (SУNTАХ) 189

12. ПРЕДЛОЖEНИE (ТHЕ SENTENCE) 189

12.1. Общие сведения 189

12.2. Повествовательные предложения (Declarative Sentences) 190

12.3. Вопросительные предложения (Interrogative Sentences) 194

12.3.1. Общие вопросы (General Questions) 194

12.3.2. Специальные вопросы (Special/ Wh-Questions) 196

12.3.3. Альтернативные вопросы (Alternative Questions) 198

12.3.4. Разделительные вопросы (Disjunctive Questions) 198

12.4. Повелительные (побудительные) предложения (Imperative Sentences) 199

12.5. Восклицательные предложения (Exclamatory Sentences) 200

12.6. Отрицательные предложения (Negative Sentences) 201

13. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (THE SIMPLE SENTENCE) 203

13. 1. Общие сведения 203

13.2. Простое полное предложение. Главные члены 203

13.2.1. Подлежащее (The Subject) 203

13.2.2. Сказуемое (Тhe Predicate) 207

13.2.2.1. Простое глагольное сказуемое (Тhе Simple Verbal Predicate) 207

13.2.2.2. Модальное глагольное сказуемое (Тhе Modal Verbal Predicate) 207

13.2.2.3. Фразовое скaзуемое (Тhе Group Verb Predicate) 208

13.2.2.4. Сoставное именное сказуемое (Тhe Соmроиnd Nominal Predicate) 208

13.2.3. Согласование сказуемого с подлежащим 209

13.3 Второстепенные члены предложения (Secondary Parts of the Sentence) 211

13.3.1. Дополнение (The Оbject) 211

13.3.1.1. Прямое дополнение (The Direct Object) 211

13.3.1.2. Сложное прямое дополнение (The Complex Object) 212

13.3.1.3. Косвенное дополнение (The Indirect Object) 214

13.3.1.4. Предложное дополнение (The Prepositional Object) 216

13.3.2. Определение (The Attribute) 219

13.3.2.1. Препозитивные определения 219

13.3.2.2. Постпозитивные определения 221

13.3.2.3. Приложение (The Apposition) 223

13.3.3. Обстоятельство (The Adverbial Modifier) 224

13.3.3.1. Место обстоятельства в предложении 229

13.4. Вводные члены предложения (Parentheses) 232

13.5. Неполные предложения (Elliptical Sentences) 233

13.6. Слова-предложения и фразы-предложения (Word-Sentences and Phrase-Sentences) 235

14. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (THE COMPOSITE SENTENCE) 237

14.1. Общие сведения 237

14.2. Сложносочиненное предложение (The Compound Sentence) 237

14.3. Сложноподчиненное предложение (The Complex Sentence) 238

14.4. Типы придаточных предложений 240

14.4.1. Придаточные предложения подлежащие (Subject Clauses) 240

14.4.2. Сказуемые придаточные предложения (Predicate Clauses) 241

14.4.3. Дополнительные придаточные предложения (Object Clauses) 242

14.4.4. Определительные придаточные предложения (Attribute Clauses) 243

14.4.4.1. Описательные определительные предложения (Descriptive Clauses) 243

14.4.4.2. Ограничительные определительные придаточные предложения (Limiting Clauses) 244

14.4.4.3. Аппозитивные придаточные предложения (Appositive Clauses) 245

14.4.5. Обстоятельственные придаточные предложения (Adverbial Clauses) 246

14.4.5.1. Придаточные обстоятельственные предложения места (Adverbial Clauses of Place) 246

14.4.5.2. Придаточные обстоятельственные предложения времени (Adverbial Clauses of Time) 246

14.4.5.3. Придаточные обстоятельственные предложения образа действия и сравнения (Adverbial Clauses of Manner and Comparison) 248

14.4.5.4. Придаточные обстоятельственные предложения причины (Adverbial Clauses of Cause) 249

14.4.5.5. Придаточные обстоятельственные предложения цели (Adverbial Clauses of Purpose) 249

14.4.5.6. Придаточные обстоятельственные предложения следствия или результата (Adverbial Clauses of Result) 250

14.4.5.7. Придаточные обстоятельственные уступительные предложения (Adverbial Clauses of Concession) 252

14.4.5.8. Придаточные обстоятельственные условные предложения (Adverbial Clauses of Condition) 253

15. СОГЛАСОВАНИЕ ВРЕМЕН (SEQUENCE OF TENSES) 255

16.1. Общие сведения 258

16.2. Перевод утвердительных предложений из прямой речи в косвенную 259

16.3. Вопросы в косвенной речи 262

16.4. Повелительные предложения в косвенной речи 264

17. ПУНКТУАЦИЯ (PUNCTUATION) 264

17.1. Общие сведения 264

17.2. Точка (Full Stop/ Period/ Point) 266

17.3. Восклицательный знак (The Exclamation Mark) 266

17.4. Вопросительный знак (The Question Mark) 267

17.5. Многоточие (Dots) 267

17.6. Запятая (The Comma) 267

17.7. Точка с запятой (The Semicolon) 270

17.8. Двоеточие (The Colon) 271

17.9. Тире (The Dash) 272

17.10. Скобки (The Brackets) 272

17.11. Кавычки (The Quotation Marks) 274

17.12. Дефис (The Hyphen) 275

17.13. Апостроф (The Apostrophe) 276

17.14. Прописные буквы (Capital Letters) 277

14. 18. Таблица неправильных глаголов 279

19. Библиография 285

Введение

ЧЕМ СЛОЖНА АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА ДЛЯ НАС

Чтобы говорить на иностранном языке, одного знания слов недостаточно. Надо научиться сочетать слова друг с другом, образуя предложения. Правилами, в соответствии с которыми отдельные слова превращаются в речь, сочетаясь в предложения, и ведает грамматика.

Сложность английской грамматики для говорящих на русском языке обусловлена различным строем этих языков. Русский язык в основном обладает синтетическим строем. Это значит, что грамматические формы слов и их связь между собой выражается изменениями в самом слове (окончаниями, суффиксами и т.п.). Например, в предложении Я прочитал эту книгу , образованном из слов я, читать, этот, книга, приставка про вместе с суффиксами а, л указывает на то, что действие уже совершено одним лицом мужского пола третьего лица; окончание у в словах эту, книгу указывает на винительный падеж единственного числа женского рода, определяя функции этих слов в предложении как дополнение. Рассмотрим аналогичное английское предложение I have read this book , образованное из слов I , to read , this , book . На совершенность действий указывает вспомогательный глагол have . Слова this , book не претерпевают никаких изменений. На их функцию дополнения указывает только их место в предложении. Таким образом, строй английского языка - аналитический, характеризующийся употреблением специальных средств (вспомогательных глаголов, служебных слов, определенного порядка слов) для связи слов в предложении.

Структура английского предложения

Отсутствие падежных окончаний в английском языке диктует жесткую структуру английского предложения, порядок слов в котором однозначно определен для утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Вы рискуете остаться непонятым, если, говоря по-английски, отступите от следующей схемы:

подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство

subject predicate object adverbial modifier

Например:

George has done this work perfectly.

Джордж сделал эту работу превосходно.

Не правда ли, схема логична? Для думающего по-русски человека единственная трудность заключается в жесткости, неварьируемости этой схемы. Ведь мы безо всякого ущерба для смысла фразы можем сказать и эдак: Превосходно сделал Джордж работу эту. Английский язык не может себе такого позволить. Конечно, инверсия, или непрямой порядок слов, возможен и в английском языке, но об этом позже.

Однако стоит только приучить свой ум к неизменной структуре английского предложения, как из помехи она превратится в помощника. Действительно, как без подсказки порядка слов английского предложения понять и перевести такую фразу: Mr . Brown introduced Mr . Green ? – Г-н Браун представил г-на Грина или Г-на Брауна представил г-н Грин ? В русском языке подлежащее г-н Браун отличается от дополнения г-на Грина только падежной формой. В английском же – только местом в предложении.

Для лучшего запоминания порядка слов в предложении англичане используют мнемоническое правило Mister SPOM , т.е. subject , predicate , object , modifier .

Необходимо также помнить, что строго определенная структура английского предложения никогда не обходится без подлежащего или сказуемого, как это бывает в русском языке. Английское предложение всегда двусоставно. Сравните:

Зима. It is winter.

(только подлежащее) (подлежащее + сказуемое)

Холодает. It is getting colder .

(только сказуемое) (подлежащее + сказуемое)

Еще один тип неполных предложений в русском языке часто вызывает ошибки при переводе их на английский язык. Это предложения с пропущенным глаголом-связкой. Дело в том, что произнося фразы типа Мой брат - студент. Он умен и трудолюбив, мы не всегда осознаем их грамматическую неполноту: пропуск глагола-связки быть . Для того, чтобы почувствовать необходимость связующего глагола между подлежащим и сказуемым в таких предложениях, поставьте их в прошедшее или будущее время: Мой брат был (будет) студентом . Такова особенность русского языка, что в настоящем времени глагол-связка быть опускается. Но жесткая структура английского языка подобной непоследовательности не позволяет. Поэтому начинающему изучать английский язык иной раз непонятно - откуда берется лишнее слово при переводе с русского языка на английский:

Мой брат - студент. Его глаза - серые.

My brother is a student. His eyes are grey .

Характерным элементом языка аналитического строя являетcя так называемый вспомогательный глагол . Вспомогательным он называется потому, что помогает образовывать отрицательные и вопросительные предложения, а также сложные глагольные формы.

Как любой другой член английского предложения, вспомогательный глагол имеет в нем свое строго определенное место. Схема отрицательного предложения выглядит так:

Подле-жащее

Вспомогатель-

ный глагол

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

newspapers

in the morning

по утрам.

Как видим, опять появляется «лишнее» слово, которого нет в русском предложении. Однако без него не обойтись, поэтому постарайтесь привыкнуть к тому, что любое не в английском языке состоит из двух слов: вспомогательного глагола и not . Они настолько тесно связаны, что зачастую превращаются в одно слово, так называемую сокращенную форму. Например: do not = don’t; will not = won’t и т.п.

В вопросительном предложении, в отличие от отрицательного, вспомогательный глагол ставится не после подлежащего, а перед ним. Соответственно, схема вопросительного предложения выглядит так:

Вспомогательный глагол

Подлежа-щее

сказуемое

дополнение

Обстоятель-ство

his work

perfectly?

Подобный вопрос, требующий ответа Да/Нет , называется общим. Заметим, что даже для ответа Да/Нет вам опять потребуется вспомогательный глагол. Схема такого краткого ответа проста:

Для утвердительного ответа:

Для отрицательного ответа:

Схема общего вопроса является базовой для двух других типов вопроса: альтернативного и специального. Эти и другие типы вопросов будут подробнее рассмотрены позднее, после анализа отдельных частей речи английского языка.

РАЗДЕЛ I: МОРФОЛОГИЯ (MORPHOLOGY)


Документ

Практическая грамматика английского языка английского языка грамматики английского языка

  • Практическая грамматика английского языка лариса романова 2000 г айрис

    Документ

    Практическая грамматика английского языка Лариса Романова 2000 г Айрис Предисловие Сборник упражнений предназначен преподавате­лям английского языка ... упражнения, охватывающие следующие разделы грамматики английского языка : артикль, имя существительное...