Темперамент и его психологические особенности. Кросскультурные исследования темперамента

Презентацию подготовила

И.Ю. Асташенко

Типы темперамента.
Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:

· сангвинический,

· флегматичный,

· холерический,

· меланхолический.

Сангвинический темперамент
Флегматический темперамент
Холерический темперамент
Меланхолический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Сангвинический темперамент

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Флегматический темперамент

Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением) . Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

    • Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.
    • Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
    • Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.
    • Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:
    • к общению с людьми,
    • вниманию со стороны окружающих,
    • участию в публичных выступлениях,
    • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверты и Интроверты

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и пе реживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиноч естве.

C чем же связано существование т аких разных типов личности? Мы с вами знаем, что человек у строен гораздо сложнее его ана томического устройства. И частью этого сложного механи зма является энергетический ас пект. Наверное, все процессы, происходящие в человеке, связаны с затратами энергии, и поэтому способ пополнения эне ргии является важным элементом жизни и поведения каждого чел овека.

Обычно человек получает энергию в эфирное тело, через дыхание, питание и сон. Во время сна биополе человека восстанавливается, так как «траты» эфирной энергии на другие тонкие тела сводятся к минимуму (физическое тело во время сна почти не совершает движений, ментальное тело понемногу допроживает те мысли и идеи, которые человек думал в течении дня, да и потребления астрального тела минимальны), а выработанный и сохраненный во время сна энергопотенциал дает возможность человеку плодотворно жить и трудиться следующий день. Поэтому после сна мы и чувствуем себя отдохнувшими, наполненными силой и энергией. Но не со всеми людьми это наполнение происходит в равной мере. Оказывается, экстравертам энергии, которую они получили во время сна, не хватает. И им для полноценной жизни приходится искать энергетическую подпитку в окружающем мире (обществе). Что они успешно и делают, получая в том или ином виде энергию от других людей. Собственно, именно этот факт и неосознанно заставляет экстравертов искать общество других людей, привлекать внимание, быть на публике, в центре внимания.

Интроверты же прекрасно пополн яют свой энергетический запас во время сна и затем целый ден ь живут в основном за счет это й энергии. Это позволяет им за ниматься своими делами или тво рчеством в одиночестве. У них нет жгучей или острой потребно сти в общении с другими, им ко мфортно и наедине с собой.

Известный термин «энергетический вампир», о котором писалось в статье о «энерговампиризме», говорит нам лишь о том, что это человек экстравертивного типа, нуждающийся в энергетической подпитке, и получает он эту энергию от людей, и при этом делает это неконструктивным образом. Проще говоря, «энергетический вампир» это экстраверт, который получает энергию, причиняя людям зло и нанося им вред (через обиды, страхи, необоснованные обвинения, критику и т. д.). Но, к счастью, есть экстраверты (и их большинство), которые получают энергию, делая людям добро и принося пользу.

Как распознать интроверта и эк страверта? Для этого следует о братить внимание на поведение человека. Ведь суть каждого из нас на 99,9 % проявляется в нашем поведении. Наверное, вы встречали подобную ситуацию. В трамвай заходит женщина прек лонных лет. Молодой человек ср очно начинает читать газету ил и дремать, а серьезный мужчина громко просит его уступить ме сто вошедшей женщине. Юноша не хотя встает, на его место садится довольная старушка. Если эту ситуацию разобрать эн ергетически, то получится, что молодой человек это интроверт, погруженный только в свои пр облемы и интересы. Серьезный мужчина экстраверт, который и о бабушке позаботилс я, и энергию свою сохранил. Ведь он свое место не уступил, а при этом получил энергию не довольства от молодого человек а, энергию благодарности от стару шки, энергию тех пассажиров, которые волновались за свое ме сто, энергию пассажиров, которые поддерживают серьезног о человека в том, что молодежь нужно учить уступать место ст аршим. Если на работе в переры ве вы зашли в курилку и видите человека, который с упоением рассказывае т анекдоты жадно слушающим кол легам, можете быть уверены, что высту пающий - экстраверт, приносящий пользу и удовольств ие людям - за энергию их внимания.

В любом, бизнесе работают и тот, и другой тип личности. Каждый из этих типов личностей имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства каждого типа необходимо использовать на 100 %, и недостатки этих двух подходов тоже постепенно нужно превращать в достоинства.

Итак, достоинства интровертов в рабо те менеджера:

    • комфортный для клиента стиль о бщения (рассердить собеседника для интроверта - катастрофа);
    • способность работать индивидуально (нет потребности постоянно находиться в коллективе).

Достоинства экстраверта:

    • легко вступают в контакты (в том числе и холодные, нет страха перед возможной негативной реакцией),
    • отсутствует страх перед публичными выступлениями (чем больше людей, тем больше внимания, а следовательно, энергии).

Недостатки интровертов:

    • затруднена коммуникация (нет потребности в новых контактах, страх вызвать негативную реакцию),
    • нежелание выходить на сцену (нет потребности привлекать к себе внимание).

Недостатки экстравертов

:не заботятся о комфортном сос тоянии клиента (даже негативна я реакция, на энергетическом у ровне, их устраивает),

    • иногда превращают публичное выступление в балаган (главное энергия, а не дело).

Как помочь себе достичь максимума при имеющемс я потенциале? Прежде всего, наверное, нужно осознать, к какому типу личности вы относитесь. Существует множество тестов для определения типа личности. Проанализируйте свое поведение:

    • Комфортно ли вам работать в одиночестве?
    • Легко ли вам вступать в контакты?
    • Есть ли у вас тяга к публичным выступлениям?
    • В поезде вы предпочитаете общаться или молчать?и т. д.

Интровертам следует научиться общаться с людьми так, чтобы иметь только позитивную реакцию собеседника или слушат еля. А для этого нужно уважать собе седника и ставить его интересы на первое место. Вероятнее всего, интровертам нужно научиться вы зывать позитивную реакцию с первого слова.

    Понятие о темпераменте и его типах.

    Физиологические основы темперамента.

    Современные подходы к психической характеристике типов темперамента.

Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы - как истории планет У каждой все особое, свое,

И нет планет похожих на нее.

(Евтушенко Е.А.)

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия).

К биологически обусловленным подструктурам личности относят темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляющий свойства нервной системы. Тип нервной системы в свою очередь обуславливает темперамент человека. Поэтому мы начнем с рассмотрения влияния темперамента на поведение.

Неверно было бы думать что темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента так и на способы его проявления личностью.

Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека- важное условие,с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и развитию его способностей.

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.Основными компонентами темперамента являются:

    общая психологическая активность,

    моторика,

    эмоциональность,

    чувственный тон,

От темперамента зависит:скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов.Речевая деятельность, ее ритм, темп всегда окрашены такой психической особенностью, как темперамент.Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента.Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента.

В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, “типологические” особенности.Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.

В традиционной классификации темперамента, идущей от Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций.У современного американского психолога Диамонда - уровень активностми и преобладающий чувственный тон.У английского психолога Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность.

В отечественной литературе, например, у Н.Д. Ливитого, - эмоциональная возбудимость;в работах В.Д.Небылицина – общая психологическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная.Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида.Более полный перечень свойств темперамента дает В.С.Мерлин: сензитивность, реактивность, активность,соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, эмоциональная возбудимость (см.словарь психологических терминов).Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности, отличных как от способностей, так и от особенностей мотивации.По конкретному психологическому содержанию эти своцства весьма различны.

История изучения данного вопроса является интересной попыткой установить связь поведения человека с особенностями его внешнего строения тела, строения поверхности его черепа, эндокринных и сосудистых систем.

Но все эти попытки оказались антинаучными и реакционными по своим выводам. Каждый из исследователей акцентируя внимание на одной системе при игнорировании остальных.

Организм необходимо рассматривать как сложное целое в его связях с внешним миром.В организме необходимо найти такой компонент, который во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей, во-вторых объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе, в-третьих испытывает на себе деятельность всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в организме и тканях, в-четвертых, является органом связи организма с внешними условиями жизни, обеспечивая отражение этих условий.

Павлов усмотрел в деятельности высшего отдела мозга тот орган, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Павлов методом условного рефлекса раскрыл намеренности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов.

Основными свойствами нервных процессов являются:

1)Сила основных нервных процессов - раздражительного и тормозного;

2)Равновесие этих процессов:

3)Их подвижность.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается». Уравновешенность- это определенный баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом, а могут быть неуравновешенными: один процесс может быть более сильным, чем другой.

Подвижность- это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Павлов выделил 4 типа нервной деятельности. Три относятся к сильным, один к слабому.

Сильные в свою очередь делятся на уравновешенные,неуравновешенные, а уравновешенные на подвижные (мобильные) и спокойные (инертные). В результате получается следующая система типов:

1.Сильный, неуравновешенный(безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможения.

2.Сильный, уравновешенный (у уравновешенных «процесс возбуждения хорошо балансируется с процессом торможения»), подвижный.

3.Сильный, уравновешенный инертный (внешне более спокойный, солидный).

4.Слабый,характеризующийся слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, при повышенной тормозимости.

Благодаря малой подвижности нервных процессов наблюдается инертность.

Позже были обнаружены различные вариации слабого типа - подвижный, инертный, неуравновешенный.

Небылицын установил что слабый тип обладает высокой чувствительностью и он может приспосабливаться к условиям жизни.

Но было бы неправильно думать, что 4 типа нервной системы могут исчерпать многообразие индивидуальных форм проявления ВНД индивида. Есть промежуточные и переходные. Павлов считал что эти типы надо знать, чтобы ориентироваться в человеческом поведении.

Теплов выделил ещё парциальные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры (слуховой, зрительной, двигательной области). Эти промежуточные и переходные парциальные могут быть следствием задатков и образоваться из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида.

Павлов экспериментально доказал возможность изменения свойств типа нервной деятельности. Например: у безудержного типа сильный процесс возбуждения неуравновешенный сильным процессом торможения, оказалось возможным путём тренировки добиться увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процессов возбуждения.

Вместе с этим меняются и особенности поведения индивида.

Есть по Павлову несколько вариантов безудержного типа. Тип у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен, или сильны процессы как возбуждения, так и торможения, но процесс возбуждения превышает. Третий вариант, когда сила процессов возбуждения и торможения достигает почти первого уровня, т.е. уравновешивается.

Павлов говорит что путем длительной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек со слабым типом в благоприятных условиях может стать представителем полноценного типа поведения и решать любые жизненные задачи.

Идеи Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали такие советские ученые, как Е.М. Теплов, В Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психо-физиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность- скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозимого процесса; динамичность- скорость и легкость выработки условных рефлексов; концентрированность- показатель меры дифференцирования раздражителей, открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность.

В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.

Свойства нервной системы необходимо изучить с учетом особенностей поведения людей в жизненных ситуациях. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только врожденной. Проявление же свойств нервной системы, как таковой, возможно лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях. Поэтому современные исследования проблемы индивидуальных различий направлены на разработку особой системы «жизненных показателей», т.е. объективно оцениваемых жизненных проявлений изучаемых свойств нервной системы.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками.

К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально- волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, особенности внимания и др.

Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми разнообразными темпераментами. А. Суворов и А. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. Павлов - холериками, Н.В. Гоголь и П. Чайковский - меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.Н. Крылов - флегматиками. И среди наших современников выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей мы видим людей, различающихся по темпераменту.

И. Кант - немец философ разделил темпераменты на два вида: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераменту чувства он относит сангвинический и меланхолический. Т.е. соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У В. Вундта это соотношение скорости и силы душевных движений.

Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений - объяснение типов темперамента соотношении деятельности желез внутренней секреции немецкий врач Э. Кречмер или американский Шелдон или соотношение нервной системы (Павлов).

Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент входит в биопсихическую подструктуру динамической функциональной структуры личности. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Темперамент определяется процессуальным в личности, но на него влияет взаимодействие процессуального и содержательного.

«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума», - писал И.П. Павлов (Полн. Собр. Соч. М. – Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 85.).

Тип темперамента определяется по совокупным показателям экстроверсии – интроверсии и нейротизма.

Экстраверсия – генотиническая черта личности, проявляющаяся в общительности, активности, оптимизме, склонности к лидерству и беззаботности, импульсивности и возбудимости. Чаще способствует хорошей адаптации к социальному окружению.

Интроверсия – индивидуализм, собственная система оценок сильнее внешних суждений, эмоциональность, чаще – социальная неадекватность, неконтактность с людьми; выраженная интроверсия – фактор эмоциональной неустойчивости.

Не редки случаи, когда отсутствует четкое преобладание каких либо проявлений темперамента. Классический тип темперамента, по Г. Айзенку, складывается из соотношения у человека проявлений эмоциональной устойчивости – неустойчивости и экстраверсии и интроверсии.

Эмоциональная устойчивость (стабильность) – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Определяются отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонности к лидерству, общительность и др. Эмоциональная неустойчивость – выражает склонность к быстрой смене настроения (лабильность), чувству виновности и беспокойству, озабоченности, депрессивным реакциям, рассеянности внимания и т.п. (невротизм), что и порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях. Ей чаще соответствуют эмоциональность, неприспособленность к среде, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, интроверсия.

Человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Человек с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

С помощью опросника Г.Айзенка измеряется не только выраженность данной особенности личности холерика, меланхолика, флегматика и сангвиника, экстраверсии, нейротизма, но и психотизма. Шкала психотизма говорит о склонности к ассоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц, имеющих высокие оценки по данной шкале.

Еще Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что состояние организма зависит от количественного и соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся

Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди и «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Холерик – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движения, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Сангвиник – характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживают неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхность.

Флегматик – этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он не легко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Меланхолик – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

10.1. Подходы к изучению темперамента и их использование в отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии

Темперамент определяет различия в поведении людей, прежде всего в динамических аспектах. В его основе лежит тип высшей нервной деятельности.

Существуют разные подходы к характеристике темперамента. Гуморальная теория индивидуальных различий связывала состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей). В этой связи выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален, Кант). Я. Стреляу отмечал, что «о влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании нервной системы» (Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982. С. 20.).

Конституциональные теории темперамента исходили из различий в конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Э. Кречмер, У. Шелдон). На этой основе Э. Кречмер выделял три типа темперамента: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое сложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Иксотимик, напротив, обладает атлетическим телосложением, спокоен, маловпечатлителен, отличается сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления, мелочностью. Циклотимик имеет пикническое телосложение, контактен и реалистичен, его эмоции динамичны.

У. Шелдон выделяет типы темперамента в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera – внутренности), соматония (от греч. soma – тело) и церебротония (от лат. cerebrut – мозг). Различия между темпераментами заключаются в преобладании тех или иных свойств.

Основным недостатком указанных теорий темперамента можно считать то, что они о темпераменте судят по системам организма, меньше всего связанным с темпераментом.

Зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы была определена И.П. Павловым. Он и его ученики выделили три основных свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения, их подвижность (способность быстро сменять друг друга) и уравновешенность. На основе учения о свойствах нервной системы И.П. Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности (ВНД).

Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение, процесс переноса информации о свойствах поступающих извне раздражений.

Торможение – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Типология ВНД включала в себя четыре основных типа и совпадала с античной классификацией темпераментов: сангвиник, обладающий сильным, уравновешенным и подвижным типом нервной системы; холерик – сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик – сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы; меланхолик – слабым типом нервной системы.

К. Купер дал характеристику разных типов темперамента (табл. 8).

Таблица 8

Признак Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
Речь, движения, мимика Радостно-оживленные Энергично-определенные, живые Спокойно-медлительные, тяжелые Медленные, вялые
Особенности жизненных установок Радостное проявление внутренней жизни. Всегда весел, доволен и бодр. Заботы и трагическое, как и неприятное, отметает. Любит веселье, суматоху и хотел бы всегда жить без сложностей Живет энергично, утверждая свою волю. Активность сочетается с сильной волей. Раздражителен, вспыльчив, быстр в делах. Ненавидит леность, медлительность и чопорность. Хочет быстро достичь цели и не боится опасностей Медлителен в чувствах. Спокоен и хладнокровен. С трудом выходит из равновесия, избегает оживленной деятельности и усилий, никогда не спешит Долго обдумывает, размышляет. Недоволен, если его отвлекают от внутренних переживаний или беспокоят. Воспринимает все серьезно, поэтому не, находит настоящей радости в жизни. Любит одиночество и думает о плохом, которое может случиться или произошло
Социальные роли Торговые работники, коммерсанты, актеры и рабочие Офицеры, руководящие работники, механики, шоферы, деловые люди Служащие, юристы Философы, ученые, поэты

В работах последователей И.П. Павлова при изучении нейрофизиологических основ темперамента и индивидуальных различий людей были уточнены и развиты представления о свойствах нервной системы человека. Б.М. Теплов (1956) и В.Д. Небылицын (1972) считали неправомерным сводить все типологические вариации к четырем основным типам. Они также открыли новые свойства нервной системы, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность.

2. Экстраверсия или интроверсия.

3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям или пониженная приспособляемость, негибкость.

4. Сензитивность, эмоциональная возбудимость или слабость эмоций, эмоциональная неустойчивость.

Таблица 9

Типы темперамента и соответствующие им психические свойства

Психические свойства Виды темперамента и соответствующие им свойства ВНД
Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
сильный, уравно-
вешенный, подвижный
сильный, возбудимый, подвижный сильный, уравно-
вешенный, инертный
слабый, неуравно-
вешенный, нервные процессы малопод-
вижны
1.
Скорость и сила психических реакций
скорость высокая очень высокая медленная средняя
сила средняя очень большая большая большая
2.
Экстраверсия
/интроверсия
экстраверт экстраверт интроверт интроверт
3.
Пластичность
/ригидность
пластичный пластичный ригидный ригидный
4.
Сензитивность
возбудимость умеренная высокая слабая высокая
сила эмоций средняя очень большая слабая большая
экспрессия умеренная повышен-
ная
понижен-
ная
повышен-
ная
устойчивость устойчив неустойчив очень устойчив очень неустойчив

Важно знать соотношение биологических свойств человека, его органической основы с психологическим содержанием темперамента. В работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина была развита концепция, суть которой состоит в выделении в психике человека предметно-содержательного и формально-динамического аспекта.

Предметно-содержательный аспект представлен образами, идеями, мотивами, отношениями, ценностями; формально-динамический – чертами и свойствами психики человека, лежащими в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов и отношений и проявляющимися во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами организма человека.

Формально-динамические особенности психики человека составляют темперамент. В них выделяются две характеристики темперамента: общая психическая активность и эмоциональность.

Активность – это прежде всего динамико-энергетическая напряженность поведения человека (темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, сила, выносливость, энергичность и т.д.), проявляющаяся в его взаимоотношениях с окружающим миром.

Эмоциональность включает в себя все богатство эмоциональных проявлений и настроений человека: впечатлительность, чувствительность, эмоциональную возбудимость и устойчивость, лабильность, радость, печаль, гнев, страх. Эмоциональность – это знак или характер отношения человека к предметному миру, себе, другим людям.

Таким образом, темперамент можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности его взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к процессу взаимодействия и его результатам (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995; М.И. Еникеев, 1996).

Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Н.С. Лейтис, Е.А. Климов считают невозможным сделать окончательные выводы о числе типов нервной системы, как и о числе типичных темпераментов. Тем не менее для изучения личности осужденного и определения индивидуального подхода к ней представленная нами классификация типов темперамента может оказать большую помощь.

Рассмотрим психологические характеристики темпераментов осужденных.

1. Сангвиник – это впечатлительный, живой, умеренно возбуждающийся человек, откликающийся на все то, что привлекает его внимание. Он повышенно активен, энергично принимается за любое дело. Вместе с тем его активность и реактивность уравновешены между собой, поэтому он достаточно легко сдерживает проявление своих чувств. У него ускоренная походка, быстрые движения и темп речи. Он легко привыкает к новой обстановке и переключается с одной работы на другую. Экстравертирован. Однако эмоциональные переживания осужденного-сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность, активность и реактивность при отрицательном воспитательном влиянии могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, поспешности, а иногда и к дилетантизму.

2. Холерик – это порывистый, увлекающийся, легко приходящий в крайнее возбуждение и выходящий из себя человек. Он несдержан, нетерпелив, быстр и резок, поскольку у него реактивность преобладает над активностью. Его движения стремительны, речь горячая, богатая эмоциональными оттенками, мимика и пантомимика – разнообразны и ярки. Он способен длительно и сосредоточенно выполнять работу, при этом проявляет повышенную настойчивость. Его интересы и увлечения довольно постоянны. Он не теряется при возникновении трудностей и с легкостью их преодолевает. Достаточно экстравертирован. Его недостаточная уравновешенность и легкая возбудимость могут при неблагоприятных условиях воспитания вылиться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю.

3. Флегматик обычно имеет сравнительно низкий уровень активности поведения и малую реактивность. Ему свойственны невозмутимость, маловыразительность мимики и пантомимики. Он довольно устойчив в своих желаниях, стремлениях и увлечениях. Неспеша включается в работу и, войдя в ее ритм, спокойно, без лишних колебаний и отступлений стремится довести до завершения. Несколько замкнут, интровертирован, эмоционально маловозбудим, ригиден. При неблагоприятном воздействии у осужденного-флегматика могут развиваться вялость, бедность и слабость эмоциональных состояний, склонность к привычным действиям и поступкам.

4. Меланхолик характеризуется изменением настроения даже по очень незначительному поводу, обидчивостью и легкой ранимостью. Быстро замыкается в себе и легко теряется, не доводит начатое дело до конца, если встречаются трудности и препятствия. Его мимика и пантомимика вялые, речь медленная. Он долго переживает неприятности и радости, хотя внешне это почти незаметно. Необщителен, интровертирован. При отсутствии соответствующих условий воспитания у меланхолика могут развиться болезненная эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям незначительных жизненных обстоятельств.

Таким образом, работая с осужденными, нужно не переделывать один темперамент в другой, а добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и стараться ослабить влияние отрицательных. При этом следует иметь в виду, что темперамент осужденного характеризует не содержательную сторону личности (мировоззрение, интересы, установки, идеалы, убеждения), а только динамику психических явлений (темп, быстроту, ритм, интенсивность).

Нельзя путать темперамент с характером осужденного, который неразрывно связан с содержательной стороной личности. Темперамент не определяет ценности личности, не устанавливает предел возможностей для достижения человеком успехов в той или иной области. Формирование темперамента зависит от развития характера, воли личности, ее направленности. Одни и те же исходные свойства темперамента могут обусловливать различные свойства воли и характера. При соответствующем воспитании и деятельности у человека со слабым типом нервной системы могут сформироваться сильный характер и твердая воля.

10.2. Проявления темперамента у осужденных. Диагностика темперамента

Сотрудникам исправительных учреждений нередко приходится сталкиваться с многочисленными промежуточными и переходными типами темперамента у осужденного. Несдержанность зависит от силы нервных процессов. Неуравновешенность осужденных обусловлена преобладанием сильного возбуждения над менее сильным торможением или слабого возбуждения над еще более слабым торможением. При этом в первом случае мы имеем дело со страстной безудержностью, а во втором – истерической неуравновешенностью.

Как же сотруднику ИУ определить темперамент того или иного осужденного?

По мнению И.П. Павлова, «темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума...» (Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах. – 2-е изд. Кн. 1. – М.; Л., 1951. С. 375.). Значит, темперамент проявляется в деятельности.

Показатели основных свойств нервной системы помогают составить представление о типах темперамента.

О чертах темперамента, определяемых силой-слабостью нервных процессов, можно судить по тому, как осужденный преодолевает препятствия, какова выносливость его в работе, способен ли он длительное время поддерживать в себе активное напряжение, может ли сосредоточенно выполнять работу при наличии посторонних раздражителей или нуждается в спокойной обстановке, тишине, как ведет себя в опасных ситуациях. При определении черт темперамента, связанных с уравновешенностью или неуравновешенностью нервных процессов, следует установить: как осужденный ведет себя в обычных условиях, каким бывает его настроение (ровное, спокойное или быстро изменяющееся), уравновешен или проявляет раздражительность, как проявляется раздражительность (вспыхивает резко или накапливается постепенно). Об уравновешенности можно судить по тому, как осужденный ведет себя при вынужденном ожидании: спокойно или нетерпеливо.

Черты темперамента, определяемые подвижностью-инертностью нервных процессов, обнаруживаются в легкой приспособляемости осужденного к изменяющимся условиям, быстром переключении и распределении внимания.

В обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. При хорошем воспитании и самоконтроле сангвинику свойственна высокая отзывчивость, флегматику – выдержка и самообладание, отсутствие импульсивных и опрометчивых действий, холерику – страстность и высокая активность, меланхолику – глубокие переживания, эмоциональный отклик, большая впечатлительность.

У осужденных акцентируются отрицательные качества темперамента: у сангвиника – поверхностность, беззаботность, легкомысленность, у флегматика – эмоциональная тупость, безразличие, подозрительность, пассивность, у холерика – аффективность, взрываемость, агрессивность, у меланхолика – пессимистичность, замкнутость, угрюмость, тревожность, мнительность. Так, состояние эмоциональной вспышки и гнева у осужденного-холерика может возникнуть при однократном сильном воздействии, а у флегматика – только при многократных, разделенных во времени воздействиях.

У осужденного-холерика состояние подавленности и неуверенности возникает вследствие сильного переутомления, в то время как у осужденного-меланхолика – при сильном и резком однократном воздействии или в случае коренного изменения обстоятельств.

Некоторые особенности осужденных связаны с видом совершенных преступлений. Так, осужденные за насильственные преступления обладают высокой реактивностью, ригидностью, низкой способностью к адаптивным формам поведения, агрессивностью; осужденные за корыстные преступления отличаются импульсивностью, эмоциональной нестабильностью, определенной способностью к рефлексии. Среди лиц, совершивших преступления против личности, преобладает холерический тип темперамента, а среди совершивших имущественные преступления – флегматический. В этой связи ситуативно-ролевые установки осужденных за корыстные преступления в большей степени могут быть подвержены изменению, чем установки осужденных за насильственные преступления.

В то же время по темпераменту нельзя давать криминальную оценку личности, потому что ни преступным, ни непреступным он быть не может. Он проявляется в криминальном поведении человека в органической связи с направленностью его нравственных моральных качеств, умственного развития и лишь придает ему соответствующую окраску.

Темперамент осужденных нужно учитывать в процессе их исправления и ресоциализации. Сотрудники должны уметь правильно определять индивидуальный подход (методы и средства воздействия); управлять темпераментом, учитывая его положительные и отрицательные свойства, и при этом помнить, что они могут быть выравнены, как считал И.П. Павлов, с течением времени посредством медленных повторных упражнений; знать, что темперамент замаскирован (так, невыдержанность как черту характера можно легко принять за свойство холерического темперамента).

1 При изучении темперамента осужденных необходимо установить: сензитивность (способность реагировать на наименьшую силу внешних воздействий); реактивность (степень эмоциональной реакции на внешние или внутренние воздействия одной и той же силы); активность (степень энергичности при достижении цели); соотношение реактивности и активности (степень зависимости от ситуации и возможность противостоять ей); темп реакции (скорость протекания психических процессов); пластичность или ригидность (легкость или затрудненность приспособления к изменяющимся условиям); экстравертированность или интровертированность.

Большое значение для дальнейшей работы с осужденным имеет его диагностика непосредственно в карантине, которая проводится с помощью тестов Люшера, Айзенка, Лири, MMPI и др.

Исследование с помощью круга Айзенка (рис. 7) и показателей экстраверсии-интроверсии позволило выявить частоту проявления различных типов темперамента у осужденных в исправительных учреждениях (Н.Д. Дель, 1996).

В ходе экспериментального изучения невербальных проявлений темперамента и проверки их тестами были выявлены модели-матрицы визуальных критериев (О.Ю. Шабалин, 1997).

Осужденный-холерик: походка быстрая, перед дверью в кабинет на пороге не останавливается, проходит в середину помещения; его шаг уверенный, твердый и широкий; сидит на стуле свободно, не прислоняясь к спинке стула; склонен к малой дистанции; ноги широко расставлены; взгляд бегающий, на первом этапе беседы изучает предметы, находящиеся в помещении; мимика подвижная, часты движения бровями, заводит глаза, если задумывается, вправо, влево или вверх; движения руками размашистые, резкие и интенсивные, при этом часта смена положений на стуле; постукивает обеими стопами ног (чечетка); часто и резко поворачивает голову в разные стороны; при отстаивании своей точки зрения резко наклоняется в сторону оппонента, иногда тычет указательным пальцем в себя; речь быстрая, прерывистая, нередко переходящая в крик, неравномерная; терпение слабое; резко меняется настроение; часто подносит руки к лицу; потирает подбородок, щеки, губы; щурит, трет глаза, покусывает при этом губы или указательный палец; в разговоре на собеседника смотрит редко, внимание рассеяно на окружающие предметы; часто потирает руки; при появлении в руках любого предмета начинает его крутить, перекладывать, отвлекается на него; сильно заметна дрожь; очень общителен.

Осужденный-сангвиник: походка уверенная, легкая, твердая; грудь подает вперед, голова высоко поднята, в дверях кабинета не задерживается, проходит в середину помещения или близко к столу (стулу); сидит на стуле свободно (занимает весь стул, кресло, опирается на спинку); многословен, его речь громкая, живая, плавная; взгляд направлен в сторону собеседника; внимание сосредоточено на теме разговора; мимика живая; часты смены эмоциональных состояний, движения бровями, улыбка; задумываясь, поднимает глаза вверх, закусывая при этом нижнюю губу; часто меняет положение тела на стуле; при доверительной беседе ноги широко расставлены, тело подает вперед к собеседнику; при возникновении сомнения скрещивает ноги, руки сплетены перед грудью, дружелюбно относится к собеседнику; иногда поправляет прическу; потирает руки; его смех громкий, заразительный; движения тела частые, но плавные; в неблагоприятных для себя условиях хмурит брови, занимает оборонительно-выжидательную позицию.

Осужденный-флегматик: походка размеренная, шаг степенный; уравновешенное поведение; устойчивая, небогатая мимика, часто хмурится; слабое проявление эмоций; речь монотонная, медленная, рассудительная; малообщителен, сдержан, хладнокровен, невозмутим, не подвержен чудачеству и легкомыслию; на стуле сидит прямо, редко опирается на спинку; в разговоре склонен к большой дистанции; ноги ставит прямо перед стулом, руки скрещивает, предплечьями опирается на бедра; позу на стуле не меняет, совершает невыразительные движения руками (поднимает, опускает либо правую, либо левую руку); внимание сосредоточивает на собеседнике; в ходе беседы потирает пальцы; при смене позы занимает закрытую позицию (нога на ногу, руки скрещены перед грудью, взгляд направлен в одну точку); необщителен.

Осужденный-меланхолик: походка тяжелая, шаркает ногами, голова опущена, тело сгорблено; мимика более подвижная, чем у флегматика, но на лице часто появляется выражение горечи или недовольства; перед тем как зайти, останавливается на пороге, придает лицу выражение готовности полностью подчиниться; садится на край стула, руки опущены ладонями вниз и покоятся на коленях, ноги вместе; глаза опущены, голова наклонена, подбородок опирается на грудь, его речь тихая с заметным дыханием; внимание рассеянное; отличается глубокими и длительными эмоциональными переживаниями; жестикуляция практически отсутствует; глаза находятся как бы в слёзной оболочке; неохотно отвечает на вопросы и идет на контакт; нетерпелив; настроение неустойчивое, возможна частая его смена; преобладает пессимизм; тревожность, рассеянность, подавленность; очень внушаем; часто трет глаза руками; соглашается со всем, что ему говорят; адаптация затруднена; замкнут.

Акцентуированные черты темперамента в условиях исправительного учреждения нуждаются в коррекции. Одним из ее методов является аутогенная тренировка, при проведении которой необходимо учитывать экстравертированность, тревожность, нейротизм, волевой самоконтроль, самочувствие, активность, настроение. Так, осужденные-экстраверты более адаптивны в напряженных условиях, в которых у интроверта могут возникнуть депрессивные состояния. В ситуации со слабыми стимулами, напротив, более адекватное поведение у интроверта. Тревожность определяется как склонность индивида к переживанию эмоционального состояния, проявляющегося в ожидании неблагоприятного для себя развития событий. Ситуативная тревожность связана с конкретной ситуацией, а личностная – свидетельствует о неудовлетворенности, нерешительности, растерянности индивида.

Результативность аутогенной тренировки психолог может определить путем анализа самоотчетов осужденных, составляемых ими после каждого занятия.

10.3. Учет психологических особенностей темперамента осужденных в процессе исправления и ресоциализации

Особенности темперамента осужденных должны учитываться сотрудниками пенитенциарных учреждений при выборе приемов коррекционного воздействия и средств воздействия с целью ресоциализации преступника. Так, воспитательная работа с осужденным-холериком направлена на формирование у него выдержки, дисциплинированности, поскольку он вспыльчив, раздражителен, легко возбудим, аффективен, конфликтен, требует частой смены деятельности и постоянного контроля. Порывистости холерика нужно противопоставить тактичное сдерживание и корректность. Если он на что-то жалуется, необходимо дать ему возможность успокоиться, а затем разобраться в ситуации. Если же сотрудник горячится, начинает доказывать неправоту осужденного, то неизбежны обида, недоверие, а иногда и длительный конфликт.

Воспитательное воздействие на осужденного-сангвиника заключается в требовании доводить начатое дело до конца. Его поведение и деятельность нуждаются в постоянном и тщательном контроле, поскольку он быстро включается в работу и также быстро выключается из нее. Ему постоянно нужна перспектива. Он общителен и легко сходится с людьми, что необходимо использовать для вовлечения его в деятельность общественных организаций.

Осужденный-флегматик медлителен и склонен к спокойствию, поэтому не следует давать ему возможность уйти в себя. Нужно создавать обстановку, требующую активизации и энергичности. Важно помогать ему преодолевать свое равнодушие и лень, формировать целенаправленность и целеустремленность.

С осужденным-меланхоликом в процессе воспитательной работы не следует разговаривать повышенным и тем более раздраженным тоном, поскольку он может уйти в себя, впасть в депрессию. Он требует систематической психологической помощи, должен быть постоянно на людях. Чтобы сформировать у него уверенность в собственных силах и возможностях, надо чаще отмечать его успехи.

Осужденные, имеющие разный тип высшей нервной деятельности, характеризуются неодинаковым временем адаптации к условиям пенитенциарного учреждения. При переходе человека из одной социальной среды в другую приходится полностью либо частично изменять сложившийся стереотип. Он совпадает у осужденных, неоднократно отбывавших уголовные наказания в местах лишения свободы. Для формирования нового стереотипа нужно определенное время, в течение которого необходимо приспособиться к новым условиям, требованиям режима, среде осужденных. Труднее и дольше, чем у лиц, имеющих холерические и сангвинические черты, проходит адаптация впервые осужденных с меланхолическим и флегматическим типами темперамента.

Поведение осужденных с разными типами темперамента зависит и от вида исправительного учреждения. Наиболее тяжело переносят условия закрытого пространства (следственного изолятора, тюрьмы) лица холерического и сангвинического типов темперамента; в камере они проявляют беспокойство, а на прогулках – повышенную двигательную активность.

У осужденных меланхолического и флегматического типов темперамента, особенно в начальный период отбывания наказания, выражены тревожность, угрюмость, пессимизм, замкнутость, что нередко приводит к суицидальным попыткам и аутоагрессии. Выделяется так называемый дезадаптивный тип – это осужденные, имеющие в основном меланхолический тип темперамента, у них затруднена приспособляемость к условиям социальной среды.

Осужденные холерического и сангвинического типов темперамента, будучи экстравертами, быстрее интровертов (меланхоликов и флегматиков) адаптируются к условиям исправительного учреждения. Однако эта адаптация может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Указанные психологические закономерности темперамента осужденных проявляются перед освобождением, при изменении условий отбывания уголовного наказания.

Особенности темперамента необходимо учитывать в условиях трудовой деятельности, общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки.

Любая деятельность (индивидуальная, групповая) предъявляет особые требования к формально-динамической стороне личности. Основная характеристика темперамента проявляется в стиле работы, то есть совокупности манер поведения в труде (целеустремленность, интерес, продолжительность врабатываемости, производительность труда, ритмичность трудового и учебного процесса). Так, осужденный-учащийся с холерическим типом темперамента может во всем проявлять поспешность: не дослушав объяснения, задать вопрос, не поняв сути задания, приступить к его выполнению. Не достигнув желаемого результата, начинает проявлять недовольство собой или условиями учебы.

Осужденный с сангвиническим типом темперамента может быть надежен как в трудовой, так и в учебной деятельности. Но она должна требовать от него смекалки, находчивости и активности. Он врабатывается сравнительно быстро в любое дело. Однако при возникновении помех с чьей-либо стороны становится безразличным к работе.

Флегматические черты осужденного наиболее соответствуют учебной и производственной работе, не требующей быстрого выполнения сноровистых и разнообразных действий. Флегматик не спешит приступать к работе, готовится к ней обстоятельно. Врабатывается в нормальный ритм долго. Темп его работы сравнительно невысок, однако производительность труда может быть вполне удовлетворительной. Требователен к себе, не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене вида деятельности и ее целей, расположен к однообразной, хорошо освоенной работе. Учится средне, не выделяется среди других. Целеустремлен, настойчив, занимается с напряжением, что проявляется в некоторой скованности и медлительности. Осужденного-флегматика приходится поторапливать, при этом его нельзя упрекать в медлительности. Ему нужно помогать и подбадривать его.

Осужденный-меланхолик по эмоциональной возбудимости и впечатлительности – полная противоположность осужденному-флегматику. Их некоторое сходство проявляется лишь в вялом реагировании на те или иные раздражители и в медлительности действий. Однако причины вялости и медлительности у них различны. Меланхолик может успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрой реакции и частой смены характера деятельности. Однако он долго переживает обиды и даже незначительные «уколы», нанесенные его самолюбию, невнимателен, допускает ошибки. В связи с этим врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Плодотворность труда может быть высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном.

Осужденный-меланхолик обычно не ставит перед собой цели добиться высокого качества работы. Он нередко работает и учится лишь для того, чтобы не иметь неприятностей, склонен работать в. одиночку. Чтобы его трудовая и учебная работа были успешными, необходимо благожелательное отношение к нему преподавателей, бригадира и товарищей, которое исключало бы резкие перепады его настроения и вселяло в него уверенность.

Особенности темперамента осужденных необходимо учитывать при комплектовании камер, бригад, а также при организации психологической адаптации в местах лишения свободы и подготовки их к освобождению.

Ключевые термины и понятия

Теоретические подходы к характеристике темперамента, акцентуации типов темперамента у осужденных, типы темперамента и соответствующие им психические качества, тип темперамента и вид преступления, методы диагностики темперамента у осужденных, визуальная психодиагностика темперамента у осужденных, экстравертированность и интровертированность.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Проанализируйте, какие теории темперамента представлены в «Салернском кодексе здоровья» (Виланово, 1480):

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре;
Падкий до всякой молвы и вникать неустанно готовый;
Вакх и Венера – услада ему, и еда, и веселье;
Влюбчивый, щедрый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует – она необузданным свойственна людям.
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится,
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Страсти и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость,
Жир порождает она и ленивые крови.
Сну – не занятьям, движеньям свои посвящает флегматик досуги,
Вечно сонлив, и ленив, и с обильной слюною.
Медленен разумом он, белолицый обычно.
Черная желчь порождает людей молчаливых и мрачных,
Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте,
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду,
Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят.
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.

2. Объясните восприятие людьми с разными типами темперамента друг друга:

– меланхолик воспринимает сангвиника как легковесного, поверхностного человека, он расходится со всеми жизнерадостными людьми;

– сангвиник считает меланхолика потерянным человеком, попусту тратящим время на переживания;

– холерик считает флегматика ленивцем и высказывает ему это всегда в резкой форме, с раздражением, в свою очередь, флегматик считает холерика возбужденным, вспыльчивым человеком.

Два флегматика, как и два меланхолика, могут легко сохранять хорошие отношения или, наоборот, разойтись из-за большого сходства.

Два сангвиника, как и два холерика, в совместной жизни ведут себя активно (когда цели соответствуют).

Два холерика вспыльчивы и часто ссорятся.

3. Чем, по вашему мнению, вызываются акцентуации темперамента осужденных и как они проявляются в поведении и деятельности в исправительных учреждениях?

4. Как вы считаете, могут ли сотрудники с помощью методов аудиовизуальной диагностики определять тип темперамента осужденных? Если считаете, что могут, обоснуйте ответ.

Аудиовизуальная психодиагностика осужденных. – Рязань, 1997.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 1997.

Ешкеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

Исправительно-трудовая психология. – Рязань, 1985.

Психология. Педагогика. Этика/Под ред. Ю.В. Наумкина. – М., 2002.

Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. – М., 2000.

Учение о темпераменте было впервые создано древнегре-ческим врачом Гиппократом (460-356 гг. до н. э.). Именно из его учения впоследствии вошел в употребление и термин "темпе-рамент", а также закрепились и названия всех четырех типов.

По учению Гиппократа, различие людей по темпера-ментам объясняется различным соотношением соков (жидко-стей) в организме человека. Различают четыре вида жидко-стей: желчь, призванную поддерживать сухость; кровь, предназначенную согревать; слизь, призванную охлаждать, и черную желчь -- сырость, влага в организме.

По мнению Гиппократа, у каждого человека одна из жидкостей преобладает. В зависимости от того, какой вид жидкостей преобладает в этом смешении, и получаются раз-личия людей по типам темперамента.

Что же такое темперамент с психологической точки зре-ния?

Темперамент -- это индивидульно-психологическая осо-бенность личности, которая проявляется в степени эмоцио-нальной возбудимости, скорости и энергии протекания пси-хических процессов, скорости и выразительности движений, мимики и жестов, а также в особенностях смены настроений.

Одна из классификаций связывает особенности темпера-мента с различием типов высшей нервной деятельности. По учению физиолога И. П. Павлова, типы высшей нервной дея-тельности характеризуются такими основными свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность процессов воз-буждения и торможения. Под силой понимается работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в заторможенное состояние.

(меланхолический)

(холерический)

(сангвинический) (флегматический)

Связь темперамента с типом высшей нервной деятельности

Подвижность -- это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств, адаптацию к новому кол-лективу, переход от одного вида деятельности к другому.

И. П. Павлов дает 4 основных типичных сочетания на-званных свойств в виде 4-х типов нервной деятельности. Они соответствуют четырем классическим темпераментам, назва-ния которых, как уже отмечалось, связывают с трудами древ-негреческого врача и философа Гиппократа.

Следует учитывать, что темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Это врожден-ное качество личности. Свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формирова-нию определенных черт личности. В настоящее время обще-принятой является точка зрения равноценности темперамен-тов, так как каждый из них имеет положительные и отрица-тельные качества. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления личности.

Менеджеру необходимо знать особенности типов темпе-раментов своих подчиненных и учитывать это при найме, при распределении работ, при личном общении с ними. Кро-ме того, следует знать особенности своего темперамента и учитывать их при установлении контактов с коллегами, с деловыми партнерами, что позволит избежать конфликтов, а также правильно осуществлять подбор персонала и рас-пределять работу.

Известно, что одинаковое воздействие на работников с разными темпераментами может вызвать у них разную реак-цию. Так, например, критическое замечание вызывает раз-дражение у холерика, подталкивает к активным действиям сангвиника, оставляет равнодушным флегматика и выбивает из колеи меланхолика. В общении с холериком или меланхо-ликом необходимо проявлять максимальную выдержку и так-тичность, так как в случае, например, резкого выражения замечаний возможна бурная негативная реакция со стороны холерика или обида со стороны меланхолика. Нецелесообразно поручать работы, связанные с оперативностью и новым об-щением с людьми, меланхолику, а холерику -- требующие особой выдержки, такта и терпения.

Темперамент человека оказывает влияние на его трудо-вую деятельность как положительно, так и отрицательно. Однако лишь крайние проявления того или иного типа выс-шей нервной деятельности, например чрезмерная возбуди-мость или заторможенность, подвижность или инертность, неблагоприятно влияют на работу.

Для успешной трудовой деятельности важен не какой-то оптимальный темперамент и не приспособление деятель-ности к темпераменту работника. Нужно таким образом учи-тывать особенности темперамента, чтобы он помогал лучше выполнять трудовые задания, чтобы можно было регулиро-вать темперамент человека. То есть использовать сильные качества темперамента. Зная свои возможности, особенности темперамента, нетрудно определить, в какой области у вас успешнее пойдут дела. Затем, опираясь на свои сильные сто-роны и развивая слабые, можно быстрее добиться успеха в жизни.

Долгое время психологи считали, что темперамент не-изменен в течение жизни человека. Последние исследования показали, что он может меняться, хотя и медленно. Восточ-ные психологи даже считают, что в результате определен-ных упражнений может произойти полная перестройка тем-перамента. Обнаружен так называемый "закон семерки", со-гласно которому более или менее заметные перемены в тем-пераментной структуре человека происходят в периоды от одного семилетия к другому. Ярче всего это наблюдается, например, около 7 лет, когда заканчивается детство, и между 14 и 21 годами, когда подросток становится взрослым. Следующий период, заканчиваясь в 28 лет, знаменует соци-альную адаптацию. Критический возраст между 49 и 56 года-ми. В это время происходит возрастная перестройка.

Конечно, границы эти подвижны, но тенденция являет-ся общей для всех. Ведь темперамент меняется прежде всего потому, что меняется сам организм, его физические воз-можности. Подвижный холерик с годами может стать внешне неотличимым от флегматика, и лишь специальные тесты помогут распознать бушующие в нем страсти. А современные средства саморегуляции могут помочь меланхолику приобре-сти черты сильного типа.

По поводу возможности изменения типа темперамента хотелось бы подчеркнуть, что, по нашему мнению, меняется только внешнее проявление темперамента.

Итак, рассмотрим психологические характеристики ти-пов темперамента.

Из четырех известных типов темперамента в жизни чаще встречаются сангвиники и холерики, реже меланхолики и еще реже флегматики. Многие обладают темпераментом, в котором своеобразно сочетаются черты нескольких типов тем-пераментов, однако черты одного из них преобладают. В соответствии с этим вам следует определить, к какому типу темперамента вы относитесь. Это можно сделать с помощью известных психологических тестов, в том числе теста Айзенка, который, соглашаясь с известным психологом К. Г. Юнгом, считает, что есть два варианта приспособления к окру-жающему миру -- экстраверсия и интроверсия. Названные понятия впоследствии стали считаться основными характе-ристиками темперамента. Кроме того, в тесте Айзенка опреде-ляются устойчивость или неустойчивость нервной системы.

Экстраверсия проявляется в направленности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, само-уверенное и импульсивное поведение. Экстраверты -- это люди, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гиб-кость поведения, социальная адаптированность.

Это обычно активные, шумные люди, "душа компании", заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как прави-ло, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хоро-шо сдавать экзамены, они тянутся к новым ощущениям, оп-тимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

Где должны работать экстраверты (холерики и сангви-ники):

* инвестиционное планирование;

* корпоративные финансы;

* позиции, связанные с работой с клиентами;

* продажа;

* связь с общественностью;

* менеджмент, в том числе работа с персоналом;

* маркетинг.

Для интровертов характерна направленность на внутрен-ний мир человека; интроверт необщителен, пассивен, спо-коен, вдумчив, рассудителен.

Интроверты -- это люди, для которых наибольший ин-терес представляют явления собственного внутреннего мира; для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанали-зу, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адап-тации, часто социально пассивны. Обычно они бывают более чувствительны к внешним раздражителям, лучше распозна-ют цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантич-ны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе.

Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Интроверты (флегматики и меланхолики) чаще работают:

* финансовыми аналитиками,

* бухгалтерами,

* аудиторами,

* переводчиками-синхронистами,

* диспетчерами.

То есть они работают там, где требуется усидчивость, внимательность и концентрация. Также это может быть точ-ная работа в сочетании с дипломатичностью отношений с людьми.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.
Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном – болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический – от sanguis (кровь), флегматический – от phlegma (слизь), меланхолический – от melan chole (черная желчь).
Гиппократ считал, что темперамент в известной мере зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.
В последующее время, кроме гуморальных теорий, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного объяснения природы темперамента.
Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и человека. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении, которые проявляются прежде всего в скорости и точности движения условных реакций - положительных или тормозных, их интенсивности, способности адекватно реагировать на изменения раздражители, общей поведении в экспериментальных ситуациях. И. П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов - это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность - скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному, или наоборот. Противоположной подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.
Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип нервной системы.
И. П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы, близкие к традиционной типологии Гиппократа - Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологии Гиппократа - Галена, великий русский физиолог описывает их так:
Сильный, уравновешенными, подвижный тип - сангвиник;
Сильный, уравновешенными, инертный тип - флегматик;
Сильный, неуравновешеный тип - холерик;
Слабый тип - меланхолики.
За И. П. Павловым, темперамент является главнейшей характеристикой нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида. И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей. Сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведению человека, накладывает характерный отпечаток на всю сущность человека - определяет подвижность психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.
Типология И. П. Павлова стала источником многих исследований темперамента. Так, в конце 50-х годов XX ст. были проведены лабораторные исследования под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небилицина, В. С. Мерлина, которые дополнили типологии И. П. Павлова новыми элементами. Разработано много приемов исследований нервной системы человека, которые дали возможность глубже понять роль индивидуальных особенностей темперамента в деятельности человека.