«Тема творчества и судьбы поэта в лирике Цветаевой. Терзания творческой личности

Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с его глобальными переменами, Цветаева смело экспериментировала в области ритмики и образного строя стиха, была поэтом-новатором. Стихам Цветаевой свойственны резкость переходов, неожиданные паузы, выход за рамки строфы. Однако потоки чувств лирической героини придают стихам пластичность и гибкость, женскую мягкость и переменчивость.

Сборник «Вечерний альбом» вышел в свет, когда поэтессе было 18 лет. В него вошли юношеские стихи, показывающие становление творческой индивидуальности автора. В них не отразились исторические события в стране, только мир души, ее стремления и надежды.

Цветаева всегда стремилась быть честной в своем творчестве, считала, что поэт свободен писать то, что хочет. Сама она была поэтом от Бога. Творчество, возможность писать стихи были сутью ее существования. Лишение этой возможности было для нее равносильно смерти. Она не могла не писать, говорила, что ее стихи «пишутся сами», «они растут, как звезды и как розы».

Лирическая героиня Цветаевой – личность огромной энергии и силы. Все ее чувства устремлены вверх – к свету, к вселенской тайне, к совершенству, поэтому в ее лирике часто встречается образ горы. При чтении ее стихов возникает чувство полета, читателя захватывает мощный поток цветаевского таланта:

По нагориям,

По всхолмиям,

Вместе с зорями,

С колокольнями…

Поэтесса была убеждена, что поэт – творец огромного мира, он должен всегда оставаться собой, чтобы сообщить людям нечто сокровенное, скрытое от них:

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

В стихотворении «Вы, идущие мимо меня…» Цветаева говорит о своей непохожести на обычных людей, возникает мотив противопоставления поэта и «толпы»:

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, -

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни растрачено даром…

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой…

Поэт живет с обнаженным сердцем и нервами, поэтический дар, по мнению поэтессы, – это и неземное счастье, и проклятие. Обыкновенных людей она называет «счастливцами и счастливицами». Поэту нужно отказаться от обычной жизни, он живет в другом мире, а в этом он нелеп, беспомощен и смешон. Поэт уникален, а его смерть – большая, невосполнимая утрата для людей.



Цветаева верила, что способность к всепоглощающей любви также является частью Божьего дара поэту, его отличительной чертой. Поэт охватывает своей любовью весь мир, для его любви не существует никаких ограничений.

У поэта – особое зрение, он может видеть тайное, скрытое, как ясновидец. Поэт живет в своем времени и пространстве, в «княжестве снов и слов», сны для него являются реальностью. У Цветаевой много «сновидческих» стихов, где она – островитянка или живет на «седьмом небе», во сне у нее есть «корабль мечты». Интуиция, пророчество, предвидение – все это в распоряжении поэтессы, как инструменты для создания стихов:

Око зрит – невидимийшую даль,

Сердце зрит – невидимийшую связь,

Эхо пьет – неслыханную молвь.

Как правило, отношения со временем у поэта трагические, так как, по ее выражению, «поэт – очевидец всех времен истории», но он пленник времени, в котором ему приходится жить. Об этом поэтесса говорит в стихотворении «Прокрасться…»:



А может, лучшая победа

Над временем и тяготеньем -

Пройти, чтоб не оставить тени

На стенах…

Может быть – отказом

Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

Стихи, которые Цветаева писала о своих поэтах-современниках, посвященные Блоку, Ахматовой и другим, поражают точностью в определении их значимости в поэзии, тонким анализом их дарования. Анне Ахматовой она пишет:

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Марина Цветаева очень любила творчество Пушкина, восхищалась его смелостью, способностью отстаивать свое мнение. Ею написан цикл «Стихи к Пушкину». Поэтесса верила в то, что

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом». Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»
«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»
«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).

Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»
«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы апреля для 9 класса.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ Кафедра русской и зарубежной литературы РЕФЕРАТ Тема женской судьбы в лирике М.И. Цветаевой Выполнил cтудент II курса 21- группы Петрова Елена


Викторовна Научный руководитель кандидат филологических наук, старший преподаватель Гарипова Гульчира Талгатовна ТАШКЕНТ 2004 План I. Введение. II. Основная часть. Глава I. Ранняя лирика М.И. Цветаевой 1910-1922. Судьба как любовь. Глава II. Лирика М. И. Цветаевой в годы эмиграции 1922-1939. Судьба Родины. Глава III. Лирика последних лет жизни


М.И. Цветаевой 1939-1941. Судьба как рок. III. Заключение. IV. Список использованной литературы. Введение Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление всей русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими


противоречиями. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных ею книг, в жизни же юная Цветаева была диковата и дерзка, заносчива и конфликтна. Для нее характерно ощущение единства жизни и творчества. Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой


Марины, так как поэтесса изначально принципиально поставила знак равенства между собой и своей лирической героиней. Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Из этого принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от пространства. Темой данной научной работы является отражение судьбы поэта на его творчестве.


Актуальность определяется попыткой современной трактовки темы судьбы в поэзии Марины Цветаевой в аспекте е эволюционного развития. Новизна исходит из актуальности в работе прослеживаются концепты судьбы как этапы в динамике развития Образа-Судьбы. Данная тема достаточно широко разработана современным литературоведением. Огромный вклад ввели Саакянц А Кудрова И Орлов В Эренбург


И Гуль Р. и др. Основная цель научной работы рассмотреть жизнь и творчество Цветаевой и проследить их взаимосвязь в аспекте судьбы. Осуществление данной цели исследования предполагает ряд научных задач сопоставить биографические факты и творческий путь поэта в ранний период 1910-1922 определить влияние биографических фактов в годы эмиграции на творчество поэта 1922-1939 определить влияние биографических фактов поэта в последние годы жизни


на его творчество 1939-1941 выявить концепты судьбы поэта как этапы в динамике развития Образа-Судьбы дать психологический анализ образа Судьба-Муза. Рабочей гипотезой научной работы является то, что в поэзии Марины Цветаевой тема судьбы решается в призме образа Судьба-Муза. Глава I. Ранняя лирика М.И. Цветаевой 1910-1922.


Судьба как любовь. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес моя колыбель, и могила лес, Оттого что я на земле стою лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою как никто другой Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, 15 августа 1916г. Маpина Ивановна Цветаева по пpоисхождению, семейным связям, воспитанию пpинадлежала к тpудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца,


Ивана Владимиpовича, унивеpситетского пpофессоpа и создателя одного из лучших московских музеев ныне музея Изобpазительных Искусств, до поpы до вpемени оставалось скpытым, подспудным, то мать, Маpия Александpовна, стpастно и буpно занималась воспитанием детей до самой своей pанней смеpти. Детство, юность и молодость Маpины Ивановны пpошли в Москве и в тихой подмосковной Таpусе, отчасти за гpаницей.


Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фpайбуpге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Стихи Цветаева начала писать с шести лет не только по-pусски, но и по-фpанцузски, по-немецки, печататься - с шестнадцати. Геpои и события поселились в душе


Цветаевой, пpодолжали в ней свою pаботу. Маленькая, она хотела, как всякий pебенок, сделать это сама. Только в данном случае это было не игpа, не pисование, не пение, а написание слов. Самой найти pифму, самой записать что-нибудь. Весной 1910 года Цветаева перешла в седьмой класс. Душа ее была растревожена. В декабре 1909 года она отказала человеку, сделавшему ей предложение


Владимиру Оттоновичу Нилендеру, который был старше ее на девять лет, филологу, ученику Ивана Владимировича, поэту, близкому к московскому кружку символистов. В. О. Нилендер был страстный античник в ту пору он переводил Гераклита Эфесского книга Фрагменты. Гераклитово изречение оттуда Нельзя вступить в тот же самый поток дважды Цветаева не раз будет повторять


В чувствах к Нилендеру юная Марина, по-видимому, не разобралась, а, отказав ему, начала страдать. Свои переживания она облекла в лирическое стихотворение о несостоявшейся любви двоих, о невозвратности минувшего и о верности любящей Темнеет Захлопнуты ставни, На всем приближение ночи Люблю тебя, призрачно-давний, Тебя одного - и навек На прощанье, 4-9 января 1910 г.


Марина Цветаева готовила в это время свою первую книгу. Отобрала сто одиннадцать стихотворений, в большинстве случаев - без дат написания, и разделила на три части Детство, Любовь, Только тени. Заголовки, вероятно, отражали этапы развития души автора. Первые настоящие любовные стихи, в которых отражены страдания, впервые полюбившей души, посвящены В.О. Нилендеру. Книга называлась Вечерний альбом. Его заметили и одобpили такие влиятельные и взыскательные


кpитики, как В.Бpюсов, H.Гумилев, М.Волошин. Стихи юной Цветаевой были еще очень незpелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобpазием и непосpедственностью. Hа этом сошлись все pецензенты. Стpогий Бpюсов особенно похвалил Маpину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию повседневность, непосpедственные чеpты жизни, пpедостеpегая ее, впpочем, опасности впасть в домашность и pазменять свои темы на милые пустяки


Hесомненно, талантливая Маpина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может пpи той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, pастpатить все свои даpования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки Брюсов В. Далкие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней М. Скорпион, 1912 С. 197-198 В этом альбоме Цветаева облекает свои пеpеживания в лиpические стихотвоpения о несостоявшейся любви,


о невозвpатности минувшего и о веpности любящей Ты все мне поведал - так pано Я все pазглядела - так поздно В сеpдцах наших вечная pана, В глазах молчаливый вопpос На прощанье, 4-9 января 1910 г. Для гимназистки Марины Цветаевой, тайком выпустившей свой первый сборник, такой отзыв был великой радостью и поддержкой. В Волошине она нашла друга на всю жизнь.


Одобрительно отозвался о Вечернем альбоме и Н. Гумилев Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразнаэта книга заключил он свою рецензию не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов22 Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. С. 113-114 О любви - мучительной и до конца не осознанной - написано несколько отнюдь не детских стихотворений 1910


года. Это уже настоящие любовные стихи, в которых выражены страдания впервые полюбившей души. Любовь идеальна, чиста, самоотверженна О, лишь люби, люби его нежнее Люби без мер и до конца люби Следующей, 1909-1910г.г. Так обращается она к следующей подруге того, кого никогда не забудет. Порой ей кажется, что это не любовь, но не менее сильное и мучительное чувство


Обожания нить нас сильнее связала, Чем влюбленность других. Кроме любви, 1910г. Вечерний альбом завершается стихотворением Еще молитва осень 1910 г полудетским по форме, пророческим по смыслу. Цветаевская героиня молит Создателя, чтобы он послал ей простую земную любовь Дай не тень мне обнять, наконец Однако уже в ближайших строфах звучит сомнение


И поют ведь, и пишут, что счастье вначале Расцвести всей душой бы ликующей, всей Но не правда ль ведь счастия нет вне печали Кроме мертвых, ведь нету друзей Тени умерших - надежнее, они не оскорбят любящую душу, их можно любить беспрепятственно, беззаветно, идеально. Земная любовь жестока и несовершенна она пригибает душу к земле. Сколько потом будет писать об этом Цветаева - в стихах, в поэмах, в прозе, в письмах


А сейчас она выводит такие наивные и такие серьезные строки и как бы просит читателя помедлить над ними, вникнуть в то, что скрывается за этим косноязычием только начавшего говорить поэта Мне не надо блаженства ценой унижений. Мне не надо любви Я грущу - не о ней. Дай мне душу, Спаситель, отдать - только тени В тихом царстве любимых теней. В лучших стихотворениях первой книги


Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии конфликта между землей и небом, между страстью и идеальной любовью между сиюминутным и вечным и шире - конфликта всей цветаевской поэзии быта и бытия. 5 мая 1911 года Марина Цветаева по приглашению Максимилиана Волошина 1877-1932 приезжает в Крым, где живет у него в Коктебеле. Там она знакомится с будущим мужем, Сергеем


Яковлевичем Эфроном. Он к тому времени сирота, сын революционеров, на год моложе Марины, кадет Офицерской Академии. Там же Марина Цветаева знакомится и с Андреем Белым. 27 января 1912 года состоялась свадьба Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В 1912 году выходит в свет сборник стихов Марины Цветаевой Волшебный фонарь, где впервые появляется тема любви, где в понятие любовь она вкладывает


безмерно много. В поэме На Красном Коне 13-17 января, 1921г. поэтесса приносит в жертву своему высшему возлюбленному Гению в образе всадника на красном коне все земные любови. Она все бросает в костер творчества, где сгорает ее жизнь Пожарные Душа горит Любовь в творчестве Цветаевой многолика дружба, материнство, снисхождение, презрение,


ревность, гордыня, забвение все это лики любви. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье на страдание. Но она умела радоваться тому, пусть недолгому, счастью, которое ей дарила судьба Мой и о каких наградах.Рай когда в руках, у рта Жизнь распахнутая радостьПоздороваться с утра Здравствуй Не стрела, не камень, 25 июня 1992г. Мотивы невольной вины, неразделенной любви, возвращения


души и сердца из плена тяжелых переживаний можно услышать в стихотворениях Молитва в столовой, Путь креста, Последняя встреча, Не в нашей власти и некоторых других. Что горело во мне Назови это чувство любовью, Если хочешь, иль сном, только правды от сердца не скрой Я сумела бы, друг, подойти к твоему изголовью Осторожной сестрой.


Путь креста, 1922г. В эти минуты она не только была счастлива, но и страдала Увозят милых корабли,Уводит их дорога белая И стон стоит вдоль всей землиМой милый, что тебе я сделала Вчера еще в глаза глядел, 14 июня 1920г. И все-таки счастью подчиненности в любви Цветаева предпочитала несчастье свободы и оставалась поэтом. Она была верна себе, своему творчеству, ибо ее верность не в подчинении, а в свободе


Никто, в наших письмах роясь,Не понял до глубины,Как мы вероломны, то есть Как сами себе верны. Цыганская страсть разлуки октябрь 1915г. И даже близость ее души с душой возлюбленного не могла заменить ей той любви, которую давала свобода Как правая и левая рука Твоя душа моей душе близка.Мы смежены блаженно и тепло,Как правое и левое крыло.


Но вихрь встает и бездна пролеглаОт правого до левого крыла Как правая и левая рука 10 июля 1918г. Цветаева требовала достоинства в любви и достоинства при расставании И слезы ей вода, и кровь Вода, в крови, в слезах умыласяНе мать, а мачеха ЛюбовьНе ждите ни суда, ни милости. Вчера еще в глаза глядел, 14 июня 1920г. Н. Гумилев в пятом номере журнала Аполлон писал


Первая книга Марины Цветаевой Вечерний альбом заставила поверить в нее и, может быть, больше всего - своей неподдельной детскостью, так мило-наивно не сознающей своего отличия от зрелости. Волшебный фонарь - уже подделка и изданная к тому же в стилизованном, под детей книгоиздательстве, в каталоге которого помечены всего три книги. Те же темы, те же образы, только бледнее и суше, словно это не переживания и не воспоминания о пережитом, а лишь воспоминания о воспоминаниях.


То же и в отношении формы. Стих уже не льется весело и беззаботно, как прежде он тянется и обрывается, в нем поэт умением, увы, еще слишком недостаточным, силится заменить вдохновение. Длинных стихотворений больше нет - как будто не хватает дыхания. Маленькие - часто построены на повторении или перефразировке одной и той же строки. Говорят, что у молодых поэтов вторая книга обыкновенно бывает самой неудачной.


Будем рассчитывать на это 11 Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. С. 78 Глава II. Лирика М.И. Цветаевой в годы эмиграции 1922-1939. Судьба Родины. О неподатливый язык Чего бы попросту мужик, Пойми, певал и до меня - Россия, родина моя Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль тридевятая земля Чужбина, родина моя


Родина, 12 мая 1932г. В мае 1922 года Марине Цветаевой было разрешено выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, бывшему офицеру белой армии, оказавшемуся в эмиграции, в то время студенту Пражского университета. В Чехии она прожила более трех лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. В начале 20-х годов она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Удалось опубликовать книги Стихи к Блоку, Разлука обе 1922,


Психея. Романтика, Ремесло обе 1913, поэму-сказку Молодец 1924. Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России Стихи к сыну, Родина, Тоска по родине Давно и др В годы эмиграции в стихах Цветаевой звучали тоска и боль расставания с родиной, исстрадавшейся и лютой, пожарищах и крови. Стихи рождались самые разные, от высокоторжественных до простонародных,


только на трагическом уровне. Цветаева проделала на чужбине тот же путь, что и многие русские писатели Бунин, Куприн, Шмелев, Набоков, они каждый по-своему чувствовали себя одинокими, отъединенными от эмигрантской действительности, от литературной и прочей суеты. Эмиграция окончательно запутала и без того сложные отношения поэта с миром, со временем. В статье Поэт и время Цветаева писала Есть такая страна Бог. Россия граничит с ней, так сказал


Рильке, сам тосковавший по России всю жизнь11 Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. С.25 Тоскуя на чужбине по родине и даже пытаясь издеваться над этой тоской, Цветаева прохрипит как раненое животное, кем-то раненое в живот Тоска по родине ДавноРазоблаченная морокаМне совершенно все равно


Где совершенно одиноко Она даже с рычанием оскалит зубы на свой родной язык, который так обожала, который так умела нежно и яростно жать своими рабочими руками, руками гончара слово Не обольщусь и языкомРодным, его призывом млечным.Мне безразлично на какомНе понимаемой быть встречным Далее домоненавистнические слова Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст Затем следует еще более отчужденное, надменное И все равно и все едино


И вдруг попытка издевательства над тоской по родине беспомощно обрывается, заканчиваясь гениальным по своей глубине выдохом, переворачивающим весь смысл стихотворения в душераздирающую трагедию любви к родине Но если по дороге кустВстает, особенно рябина Тоска по родине, 1934г. И все. Только три точки. Но в этих точках мощное, бесконечно продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на какую неспособны тысячи вместе взятых стихотворцев,


пишущих не этими великими точками, каждая из которых как капля крови. В ней вс больше растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, писала она. Не быть в России, забыть Россию может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри тот теряет ее лишь вместе с жизнью11


Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. С. 27 С течением времени понятие Родина для нее наполняется новым содержанием. Поэтесса начинает понимать размах русской революции лавина из лавин, она начинает чутко прислушиваться к новому звучанию воздуха. Тоска по России проявляется в таких лирических стихотворениях как Рассвет на рельсах, Лучина, Русской ржи от меня поклон


О неподатливый язык сплетается с думой о новой Родине, которую она еще не видела и не знает Русской ржи от меня поклон, Полю, где баба застится Друг Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце Ты в погудке дождей и бед - То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку - на весь тот свет Здесь мои - обе заняты. Русской ржи от меня поклон,


7мая 1925г. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий, прозванный ею Мур, о котором давно мечталось, предсказывалось в ее стихах. К 30-м годам Марина Цветаева совершенно ясно осознала рубеж, отделивший ее от белой эмиграции. Важное значение для понимания позиции Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл стихов к сыну Ни к городу и ни к селу Езжай, мой сын, в свою страну,


В край всем краям наоборот Куда назад идти вперед Идти, особенно тебе, Руси не видывавшее Нести в трясущихся горстях Русь этот прах, чти этот прах От неиспытанных утрат Иди куда глаза глядят Нас родина не позовет Езжай, мой сын, домой вперед В свой край, в свой век, в свой час, от нас В Россию вас, в


Россию масс, В наш-час страну в сей-час страну В на-Марс страну в без-нас страну Стихи к сыну, январь 1932г. Русь для Цветаевой достояние предков, Россия не более как горестное воспоминание отцов, которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а детям остается один путь домой, на единственную родину. Глава III. Лирика последних лет жизни М.И.


Цветаевой 1939-1941. Судьба как рок. Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что невинна Пригвождена, 19 мая 1920г. В 1939 году Цветаева вернулась на родину. Вопреки мнению многих биографов поэта возвращение было менее всего идеологическим актом. Как и семнадцать лет назад,


Цветаева ехала вслед за мужем, мало что понимая и принимая в его сложных политических расчетах. Родина неприветливо встретила семью Цветаевой-Эфрон. В ночь на 27 августа, через два месяца после приезда Марины Ивановны в Москву, арестовали дочь Алю, а спустя некоторое время - Сергея Яковлевича. Цветаева с несовершеннолетним сыном остаются без средств к существованию.


Последние два года жизни поэта почти целиком приходятся на переводы. Кого только ни переводила Цветаева Елисавета Багряна и Адам Мицкевич, Важа Пшавела и Шарль Бодлер. Характеризуя эту полуподневольную работу Цветаевой, М.И. Белкина в интереснейшей книге Скрещение судеб замечает Гнала стихи. Гнала, потому что стихи для нее - работа, а она работала другую работу, всецело ее поглощавшую,


и даже ночью, во сне находила нужные ей строки для этой другой работы, как когда-то для своей11 Белкина М. Скрещение судеб. М. А и Б, 1999. С. 196 У Цветаевой почти не остается времени на создание оригинальных лирических стихотворений. Вынужденный отказ от цикла как коренного свойства художественного мышления приводит к тому, что позднейшие произведения поэтессы отмечены чертами фрагментарности и незавершенности.


Такие поэтические обращения, как Двух - жарче меха рук - жарче пуха 1940 и Все повторяю первый стих 1941, скорее напоминают блестящие импровизации, чем результат глубокого обобщения и переосмысления реального чувства. В них нет лирического героя, и потому поэт выступает во всей полноте и незащищенности своего человеческого Я. Особенно это характерно для последнего стихотворения Цветаевой, адресованного Арсению Тарковскому. Стихотворение


Все повторяю первый стих - смелая и даже вероломная попытка ворваться в жизнь другого - поэта и человека. Оттолкнувшись от задевшей ее строки Тарковского Я стол накрыл на шестерых в окончательном варианте Тарковского Стол накрыт на шестерых, Цветаева и здесь пытается утвердить актуальность собственного бытия для мира За непоставленный прибор Сажусь незваная, седьмая Цветаева еще делает последние судорожные попытки зацепиться за жизнь, вступить в контакт с ней и продолжить


творческую полемику с веком. И - гроба нет Разлуки - нет Стол расколдован, дом разбужен. Как смерть - на свадебный обед, Я - жизнь, пришедшая на ужин Вс повторяю первый стих, 6 марта 1941г. Знаменательно, что в последнем стихотворении Цветаева вновь сопрягает основную лирическую антиномию жизни и смерти, определяя одну через другую.


Она - жизнь и одновременно смерть, вернее, жизнь, разбудившая весь дом и мир ценою своей жизни. Последнее стихотворение поэта было помечено 6 марта 1941 года. Дальше было не до стихов. Начавшаяся война обнажила незащищенность Цветаевой и в бытовом и в душевном плане. Впереди маячила пустота, преодолеть которую не хватило сил. В свом дневнике она писала Я постепенно утрачиваю чувство реальности меня - все меньше и меньше


Никто не видит - не знает что я год ищу глазами -крюк Я год примеряю - смерть. Все - уродливо и - страшно Я не хочу умереть. Я хочу не быть 11 Цветаева М. Записные книжки и дневниковая проза. М. Захаров, 2002. С. 249 В августе 1941 года Цветаева совершила свое последнее плавание - в Елабугу, где душа ее нашла вечный покой. В провинциальном, отрезанном от культурного мира городке завершился


жизненный путь великого поэта XX столетия. Цветаевой было чем отчитаться перед той высшей силой, которая одарила ее нечеловеческой гордыней и замечательным талантом, соединив их с абсолютной бескомпромиссностью и неприятием спокойного существования. Пляшущим шагом прошла по земле- Неба дочь С полным передником роз- Ни ростка не наруша Знаю, умру на заре- Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу


Знаю, умру на заре, декабрь, 1920г. Заключение. Итак, в творчестве Марины Цветаевой тема судьбы решается в призме образа Судьба-Муза. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины


ХХ века. Все в ее личности и в ее поэзии для нее это нерасторжимое единство резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. В нашей работе была предпринята попытка рассмотреть отражение судьбы поэта на творчество, проследить их взаимосвязь, показать, как лирика поэта рождается из непреодолимой потребности душевного самораскрытия,


из жадного стремления познать самого себя и мир в целом. Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли Цветаевой на протяжении всей жизни, а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни и творчества черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего


вдоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, чистым лириком. Вся поэзия Цветаевой, сама ее жизнь и смерть воспринимаются как непримиримая борьба с обыденным, серым и тусклым существованием. Разве можно представить жизнь поэта ровной и спокойной Это сплошные взлеты и падения, выливающиеся в стихи прекрасные философские размышления о смысле жизни, неприятии лжи, о вечной тайне любви и смерти. Порывистость и стремительность были чертами характера


Марины Ивановны, они же присущи и ее поэзии. Здесь все стихия, божественное наваждение и в то же время земные страсти и страдания, без которых немыслима жизнь любого человека. Вот это соединение высокого и обыденного характернейшая черта творчества Цветаевой. Биография и творчество сложно взаимодействуют друг с другом. Жизнь Марины Цветаевой, отчасти бессознательно - как судьба, данная свыше, отчасти осознанно - как


судьба творящего себя Поэта, развивалась как бы по законам литературного произведения, где причудливое переплетение мотивов опровергает плоский сюжет были. В своих стихотворениях она словно проигрывает сценарий собственной судьбы в не пристанной полемике с веком мы отчетливо ощущаем исключительную личность, не приставшую ни к одному из берегов разорванной в пространстве культуры и, в конце концов, уничтоженную жестоким временем.


Хронологическая канва ее жизни тесно сплетается со значимыми вехами в судьбе России. Список использованной литературы. 1. Белкина М. Скрещение судеб. М. А и Б, 1999. 634 с. 2. Брюсов В. Далкие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней М. Скорпион, 1912. 256 с. 3.


Гумилв Н. Письма о русской поэзии. Пг. Аполлон, 1911. 126 с. 4. Марина Цветаева в критике современников В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость. М. Аграф, 2003. 656 с. 5. Марина Цветаева в критике современников В 2-х ч. Ч. II. 1942-1987 годы. Обречнность на время.


М. Аграф, 2003. 640 с. 6. Цветаева М. Записные книжки и дневниковая проза. М. Захаров, 2002. 400 с. 7. Цветаева М. Пленнный дух. М. АСТ, 2003. 476 с. 8. Цветаева М. Поэт и время Воля России Прага Пламя, 1932, 1. 118 с.

Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]

  • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
  • «Слово – полководец человечьей силы…» В.В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о […]
  • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • «Слово о полку Игореве» - одно из самых древних произведений не только русской, но и мировой литературы. Одновременно с этим, оно имеет таинственную и интересную историю: написанное около 800 лет назад, «Слово» пребывало в забытьи, и было найдено совершенно случайно в 18 веке. Множество ученых изучает этот величайший из шедевров, но до конца разгадать его пока не смогли. Очевидно то, что произведение – глубоко патриотическое и несет в себе обращение ко всем грядущим поколениям, призыв хранить целостность родины, […]
  • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
  • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
  • Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. "Время - движущийся образ неподвижной вечности", как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины... Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время - это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе […]
  • Каждый из нас имеет право на счастливое будущие, на право выбирать и судить, иметь свое место в обществе. На эту тему было написано уйму художественной и научной литературы, многие из них ставшие бестселлерами. Будущее может нести разрушительные последствия, но так же может добавлять в нашу жизнь множество более хороших и светлых вещей. Мы - ключ к светлому будущему, но как же этим воспользоваться? Мы должны все изменить! Изменить прямо сейчас. Для этого нам просто нужно быть добрее, научится с достоинством […]
  • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
  • Я очень много наблюдаю за людьми. За школьными друзьями, одноклассниками, учителями, да и за родителями тоже. Очень сильно меня волнует тема взаимоотношения между поколениями, беспокоит то недопонимание что образовалось между мной и родителями, они не могут понять меня, а я - их. Современную молодежь (а я себя отношу именно к ней) очень часто критикуют, при чем за очень многое, заслуженно и не заслуженно. За легкомыслие, за какую-либо грубость, рассеянность, внутреннюю черствость. Да можно еще долго […]
  • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
  • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Самой большой неожиданностью является первый снег. Накануне хмурое небо предвещает непогоду, поэтому ребят так не тянет на улицу. Тяжелые тучи носятся по небу, надежно пряча солнце. Это очень печально наблюдать. Но как все меняется, когда первые несмелые снежинки начинают кружиться. Кажется, все вокруг замирает, утопает в тишине, и только танец белых пушинок говорит о начале чего-то необычного. Еще вчера весь мир казался серым. А сегодня все покрыто пушистым белым одеялом. Первый и самый главный признак зимы, […]
  • Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести "Тарас Бульба", младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях - дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий - ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
  • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
  • Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
  • Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
  • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
  • 1. Роман «Герой нашего времени».
    2. Судьба как движущая сила сюжета в «Песне про купца Калашникова».
    3. Судьба поэта в обществе.

    Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. Однако нередко в литературе встречается и несколько иное понимание судьбы, рока, предначертания, за пределы которого человек едва ли способен вырваться. Именно так понимали судьбу древние. Несмотря на это, их верования и представления занимали и занимают умы мастеров и мыслителей позднейших эпох. Мотив судьбы, предстающей в различных ипостасях — испытания, рока, жизненного пути — является одной из значимых тем в творчестве М. Ю. Лермонтова.

    В главе «Фаталист» знаменитого романа «Герой нашего времени» с темой судьбы сплетается характерный для творчества писателя мотив сомнения. Это сомнение становится завязкой, отправной точкой сюжета, драматизм которого постепенно нарастает. Размышляя о предопределении, герой Лермонтова сопоставляет отношение к нему людей прежних эпох и своих современников, ни во что не верящих твердо: «Какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!» Вспомним: в древнегреческих мифах, например, у каждого героя были боги-покровители, которые принимали участие в судьбе своих подопечных. Однако даже боги не в силах были отменить то, что назначено судьбой.

    Впрочем, герои Лермонтова спорят лишь о том, предопределено ли время смерти человека. Уже древние допускали возможность того, что человек способен сам распорядиться своей жизнью: в «Энеиде» Вергилия Дидона, покинутая Энеем, кончает жизнь самоубийством, однако согласно предначертанию судьбы, царице Карфагена полагалось прожить дольше.

    В «Фаталисте» герои Лермонтова приходят к выводу, что предопределение существует — пистолет был заряжен, и все же поручик Вулич остался жив. В то же время «странный отпечаток неизбежной судьбы», который почудился Печорину в выражении лица Вулича, и в самом деле оказывается предвестником трагического и нелепого конца офицера от руки пьяного казака.

    Само название этой главы романа связано с идеей судьбы, рока: фаталист — это человек, верящий, что события жизни предначертаны заранее. Но, помимо проблемы существования рока, Лермонтов затрагивает тему противостояния человека и судьбы. Размышляя о предопределении, Печорин полагает, что «истинное наслаждение» «встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...». Конечно, именно желание испытать такое наслаждение толкнуло его «подобно Вуличу», «испытать судьбу». Судьбе противостояли и герои мифов: но разница между ними и героями Лермонтова заключается в том, что мифические герои нередко знали, что их ждет, но тем не менее шли навстречу судьбе. Что же касается Вулича и Печорина, то им неизвестно, что их ждет. «Делай, что должно, будет, что суждено» — такова позиция древних героев. В романе Лермонтова ситуация принципиально иная: герои вступают в своего рода игру с неизвестностью, но не потому, что это необходимо, а ради острых ощущений. И все же мотив рока, тяготеющего над человеком, властно звучит в «Фаталисте»: «...Видно, уж так у него на роду было написано!»

    Мотив судьбы незримо присутствует и в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

    Сердца жаркого — не залить вином,

    Думу черную — не запотчевать! —

    фаталистически вздыхает опричник Кирибеевич, полюбивший чужую жену.

    А ведь он вполне мог бы подыскать себе богатую и знатную невесту — вряд ли нашлись бы родители, которые отказались бы выдать дочь за царского любимца. Жил бы в свое удовольствие с молодой женой, пользовался царскими милостями и горя не знал! И Степан Парамонович со своей Аленой Дмитревной мог бы жить «долго и счастливо» — да, знать, судьба...

    И головушка бесталанная
    Во крови на плаху покатилася.

    Явный намек на судьбу, которую в народной поэзии нередко назвали «талан». «Бесталанная головушка» — словно Степану Парамоновичу, как мифическому герою, заранее был предрешен печальный конец. Впрочем, и у его противника участь тоже оказалась незавидной. И прекрасная Алена Дмитревна, верная жена, на которую засматриваются мужчины — ей судьба тоже выпала печальная:

    На белом свете я сиротинушка:
    Родной батюшка уж в сырой земле,
    Рядом с ним лежит моя матушка,
    А мой старший брат, сам ты ведаешь,
    На чужой сторонушке пропал без вести,
    А меньшой мой брат — дитя малое,
    Дитя малое, неразумное...

    Злая судьба отнимает у нее и мужа, единственно-, го заступника.

    Однако нужно отметить, что в поэме звучит не только мотив судьбы, но и тема свободного выбора человека. Пусть Кирибеевич против воли полюбил Алену Дмитревну, но он по своей воле пытается добиться ее взаимности, что противоречит законам Бога и людей. И Алена Дмитревна по своей воле выбирает верность мужу. Решение Степана Парамоновича встретиться с Кирибеевичем в кулачном бою — тоже его собственное решение.

    Вольной волею или нехотя
    Ты убил насмерть мово лучшего слугу,
    Мово лучшего бойца Кирибеевича? —

    грозно вопрошает разгневанный царь, и Калашников честно отвечает: «Я убил его вольной волею». И расправа над своим противником, и искренность купца перед царем, в руках которого находится его жизнь, — это свободный выбор Калашникова. Но, с другой стороны, так ли свободен выбор лермонтовских героев? В древнегреческих мифах у героев всегда существует выбор, но они неизбежно следует по предначертанному пути. Каждый выбирает в соответствии со своими убеждениями, характером, системой ценностей. Высокие нравственные идеалы Калашникова торжествуют над его «бесталанностью»: окончив земной путь, он живет в памяти народа. Калашников смело встретил взгляд судьбы, свято веря в то, что он поступает, как должно:

    «Чему быть суждено, то и сбудется;
    Постою за правду до последнего!»
    Погиб поэт! — невольник чести —
    Судьбы свершился приговор! —

    разве не угадывается определенное сходство мотивов? И снова судьба... Автор наглядно показывает, что судьба эта является делом рук людей, окружающих личность, исключительную по своим дарованиям. Но откуда берется столь несправедливое отношение к таланту? Зависть заурядных людей, их злорадство при виде несчастий гения, желание унизить его, прервать его полет, втоптать в грязь — что лежит в основе этого? И сам этот дар, таинственный и роковой — откуда он?

    С тех пор как вечный судия
    Мне дал всеведенье пророка...

    Лермонтов не дает однозначных трактовок, что такое судьба. Да и кто вправе их давать? Ее вечный мотив проходит сквозь творчество великого русского писателя, как горестная и величественная мелодия, и каждый улавливает в ней то, что созвучно его душе.