Тема родины в литературных произведениях примеры. Тема родины в лирике русских поэтов

Это – моя родина, моя родная земля, моё отечество,

- и в жизни нет горячее,

глубже и священнее чувства,

чем любовь к тебе…

А.Н.Толстой

«Слово о полку Игореве» - величайшая патриотическая поэма Древней Руси .

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве» В.А.Фаворского. С гравюр на дереве.
Вершиной лиризма признан «Плач Ярославны», жены взятого в плен Игоря: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле». Ярославна обращается с жалобным причитанием к силам природы – Ветру, Днепру, Солнцу, упрекая их в той беде, что стряслась с её мужем, и заклиная помочь ему.

Родина в жизни и творчестве Н.М.Карамзина

«…Надобно питать любовь к отечеству и чувство народное…Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми поколениями!.. А те холодные люди, которые не верят сильному влиянию изящного на образование душ и смеются над романтическим патриотизмом, достойны ли ответа?» Эти слова принадлежат Н.Карамзину, и появились они в основанном им журнале «Вестник Европы». Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. Каждый писатель тему родины раскрывал на примере разных образов: родной земли, знакомых пейзажей, а Карамзин на примере истории своей страны, и основным его произведением является «История государства Российского»

«История государства Российского» - эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный путь. Несомненный герой этого произведения – русский национальный характер, взятый в развитии, становлении, во всём своём нескончаемом своеобразии, совмещающий черты, представляющиеся на первый взгляд несовместимыми. О России потом писали многие, но подлинной её истории до творения Карамзина, переведенного на важнейшие языки, мир еще не видел. С 1804 по 1826 год, свыше 20 лет, которые посвятил Карамзин «Истории государства Российского»,писатель решал для себя вопрос – надлежит ли писать о предках с непредвзятостью исследователя, изучающего инфузории: «Знаю, нам нужно беспристрастие историка: простите, я не всегда мог скрыть любовь к Отечеству…»


Статья «О любви к отечеству и народной гордости», написанная в 1802 году являлась наиболее законченным выражением взглядов Карамзина. Она – плод долгих раздумий, исповедание философии счастья. Разделяя любовь к отечеству на физическую, моральную и политическую, Карамзин красноречиво показывает их особенности и свойства. Человек, утверждает Карамзин, любит место своего рождения и воспитания – это привязанность общая для всех, «дело природы и должна быть названа физическою»
В наши дни особенно понятно, что без Карамзина, без его «Истории государства Российского» были бы невозможны не только Жуковский, рылеевские «Думы», баллады Одоевского, но и Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Н.Толстой.

А.С.Пушкин – историк, философ, политик, Человек и патриот.

Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. И оттого Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, без восторга.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, Человек, и, конечно же, пламенный патриот своей родины, являющий собой эпоху.

Образ Петра I – «властелина судьбы» - неотъемлем от России.

Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства Российского. Он говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшем «Россию на дыбы» и прорубившем «окно в Европу».

Родина как предмет любви, гордости, поэтического осмысления её судьбы в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Там за утехами несется укоризна.

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Это край… моя отчизна.

В лирических произведениях Лермонтова Родина – предмет любви, поэтического осмысления её судьбы и её будущего. Для него это понятие обладает широким, богатым и многоплановым содержанием. Стихи Лермонтова – это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий – стихотворение «Предсказание». Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекает неминуемую гибель самодержавия: «…царей корона упадет».

Родина – тема лермонтовской лирики, развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта.

Но я люблю – за что, не знаю сам
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям. \

Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые его стихи были переложены на музыку и стали песнями и романсами, такими, как «Выхожу один я на дорогу…» За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Взгляд Лермонтова на Россию, его критическая любовь к отчизне оказались близки следующим поколениям русских литераторов, повлияли на творчество таких поэтов, как А.Блок, Некрасов, и в особенности, на творчество Ивана Бунина.

Поиск ответа на вопрос «Быть или не быть России?» в произведениях И.А.Бунина.

Трудно представить рядом с Буниным кого – нибудь из писателей xx века, вызвавшего столь же противоположные оценки. «Вечная религиозная совесть» России и летописец «памятных неудач» революции – вот крайние полюса между которыми располагается великое множество других суждений. Согласно первой из названных точек зрения, Бунин лишь изредка поддавался «обманному быванию», мареву «исторической России», а в периоды высших творческих озарений «настраивал все струны души» на хорал «божьему ладу и строю, каким была Россия» .

Родина в жизни и творчестве Игоря Северянина

«Дни розни партийной для нас безотрадны среди озверелых людей»

Так случилось, что в 1918 году, в годы гражданской войны поэт очутился в зоне, оккупированной Германией. Он оказывается в Эстонии, которая затем, как известно, становится независимой. И с этого времени, почти до начала Великой Отечественной войны, то есть до своей смерти он живет на чужбине. Именно за границей, в разлуке с родной землей создавали свои произведения о России такие писатели, как Куприн, Брюсов, Бальмонт и многие другие, и тоска Игоря Северянина по Родине тоже оставила свой след в творчестве поэта.

Северянин создаёт цикл стихов, посвященных русским литераторам, в которых он говорит, как важен их труд для русской литературы, для России. Здесь стихи о Гоголе, Фете, Сологубе, Гумилеве. Без ложной скромности Игорь Северянин посвящает стихи и себе. Они так и называются – «Игорь Северянин». Не будем забывать, что еще в 1918 году его называли «королем поэтов».

Так же стоит заметить, что во многих стихах Северянина сквозит ирония. Ирония к самому себе, к своему времени, к людям и ко всему, что его окружает. Но никогда в его стихах не было злобы, ненависти к тем, кто не понимал его, кто издевался над его самовосхвалением. Сам поэт называл себя ироником, давая понять читателю, что это его стиль, стиль автора, прячущегося за своим героем с иронической усмешкой.

Образ России – страны громадной мощи и энергии – в творчестве Александра Блока.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты; горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей, фабричные трубы и гудки, пожар войны и братские могилы. Такой была для Блока Россия.

Родина в жизни и творчестве Сергея Есенина.

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот так в есенинские песни о родине нет –

нет да и проскальзывают

задумчивые и печальные нотки,

как легкое облачко грусти на

безоблачно – синем небе его

юношеской лирики.

Поэт не жалел красок, чтобы ярче

передать богатство и красоту

родной природы. Изображение

человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной особенностью любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах они наделены почти человеческими чувствами.

Итоги эволюции темы Родины в лирике Сергея Есенина

Так, рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь Советскую», чувство единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» - такова эволюция темы родной земли в лирике Сергея Есенина.

«Тема о России… Этой теме я сознательно посвящаю свою жизнь…» - слова из известного письма Блока, которые не были просто декларативным заявлением. Они приобрели программный смысл, были подтверждены всем творчеством поэта и прожитой им жизнью.

Эта бессмертная тема, тема глубокого чувства любви к Родине, выстраданная вера в Россию, вера в способность России к переменам – при сохранении её самобытной природы – была унаследована и обновлена великими писателями XIX-XX веков и стала одной из важнейших тем в русской литературе.

Умом Россию не понять , Аршином общим не измерить : У ней особенная стать - В Россию можно только верить .

Любят родину не за то , что она велика , а за то , что своя .

Но люблю тебя , родина кроткая ! А за что - разгадать не могу . Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу .

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество .

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу : Любовь к родному пепелищу , Любовь к отеческим гробам .

Россия - Сфинкс . Ликуя и скорбя , И обливаясь черной кровью , Она глядит , глядит , глядит в тебя , И с ненавистью , и с любовью !..

В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. «Умом Россию не понять , аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить» — высказывается о родине Ф. И Тютчев. Хоть поэт и прожил долгое время за границей, он всегда любил и тосковал по укладу русской жизни. Ему нравилась яркость характера, живость ума и непредсказуемость соотечественников, ведь европейцев он считал по характеру слишком размеренными и даже слегка скучными. Автор уверен в том, что для России уготован свой путь, она не погрязнет в «мещанских устремлениях», а будет расти духовно, и именно эта духовность будет выделять ее в ряде других стран.
  2. М. Цветаева имела сложные отношения с родиной, она то вечно хотела вернуться, то чувствовала обиду на родные края. В стихотворении «Тоска по родине…» чувствуется нарастающее напряжение, которое порой переходит на крик. Героиня чувствует бессилие из-за того, что ее некому выслушать. Но восклицания прекращаются, когда Цветаева вдруг вспоминает о главном символе России – рябине. Лишь в конце мы чувствуем, как велика ее любовь, это любовь вопреки всему и несмотря ни на что. Она просто есть.
  3. Сопоставление на стыке истинной и ложной любви мы видим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сначала Андрей Болконский идет на войну лишь потому, что ему «наскучила светская жизнь», надоела жена, он даже советует Пьеру «не жениться». Его манят титулы и честь, ради которых он готов на большие жертвы. Но тот Андрей, которого мы встречаем на смертном одре, совсем другой. Его изменило Аустерлицкое сражение, на котором его взгляд приковало небо, его красота и красота природы, которую он будто и не видел. На этом фоне Наполеон, заметивший раненного Андрея, показался таким ничтожным, а чины — бесполезными и низкими. В тот момент герой понял, какую ценность сейчас для него имеют жизнь, и родина, и брошенная семья. Он осознал, что истинный патриотизм проявляется не в поиске славы, а в тихом и скромном служении.

Военный патриотизм

  1. Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин» , герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
  2. Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
  3. Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».
  4. Любовь к родной природе

    1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
    2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
    3. Патриотизм вопреки всему

      1. Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия …». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.

Тема родины в русской литературе

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это — одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.

Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “российских Колумбов”, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде “На день восшествия...” поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона.

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” — это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и явля ются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден — в будущем величии русского народа.

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны —

Я песни Родине слагал! —

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” — с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,—

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Рамки сочинения не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине. Хотелось бы написать и об освещении темы Родины, России в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, и о творчестве Блока, Есенина, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Твардовского, которые много замечательных строк посвятили этой теме. Жаль, что недостаток времени не позволяет этого сделать. А закончить сочинение мне хочется памятными строчками Ф. И. Тютчева о России, в которые удивительным образом вложена суть нашей всеми любимой страны, в которой мы сейчас живем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова , великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин , один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении «Деревня» : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» . В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны - это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве» . Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.
  5. Жизнь в изгнании

    1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
    2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование - это лишь «жизнь над бездной».
    3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора …» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.
    4. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это – одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова…”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова…” – это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины – это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.
Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он вы ражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих “российских Колумбов”, великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде “На день восшествия…” поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона.
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.
Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину – значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине – тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Эта идея любви-ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гоголя и Некрасова. Герои “Ревизора”, “Мертвых душ” – это персонажи, которые могут вызывать только чувство неприязни, хотя и явля ются нашими соотечественниками. Не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим “мертвым душам” противопоставлен образ Руси как птицы-тройки. В этом романтическом образе выражены и любовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Гоголю не ясны пути дальнейшего развития Родины. Он пишет: “Русь! Куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа!” Но в одном он был убежден – в будущем величии русского народа.
Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова.
Не небесам чужой Отчизны –
Я песни Родине слагал! -:
заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” – с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит Отчизны своей,-
писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.
Рамки сочинения не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине. Хотелось бы написать и об освещении темы Родины, России в произведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, и о творчестве Блока, Есенина, Маяковского, А. Толстого, Шолохова, Твардовского, которые много замечательных строк посвятили этой теме. Жаль, что недостаток времени не позволяет этого сделать. А закончить сочинение мне хочется памятными строчками Ф. И. Тютчева о России, в которые удивительным образом вложена суть нашей всеми любимой страны, в которой мы сейчас живем:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Сочинение по литературе на тему: Тема родины в русской литературе

Другие сочинения:

  1. Тема родины в лирике Марины Цветаевой. О неподатливый язык! Чего бы попросту – мужик, Пойми, певал и до меня: -Россия, родина моя! М. Цветаева. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник Read More ......
  2. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или Read More ......
  3. Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе. А. Read More ......
  4. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл “Родина” ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического Read More ......
  5. На долю А. Твардовского выпало тяжелое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошел добровольцем на войну, Read More ......
  6. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Н. А. Некрасов К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Read More ......
  7. В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава. Одной из наиболее Read More ......
  8. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей Read More ......
Тема родины в русской литературе