Татуировки царя николая 2. Кто из правителей России носил татуировки

Предлагает версию, которая тянет на сенсацию -- про татуировки на обеих руках Николая II /хотя этот вопрос и обсуждается на ряде форумов -- считается, что татуировка дракона у Николая только на правой/.

Но ведь действительно похоже, что татуировка и на левой

Про татуировку Николая пишут и писали всякое -- особенно мне нравятся мистификации и конспирология про змей, даново колено и т.д. (например)

Вообще кто хочет окунуться в омут морфинизма и разврата густого замеса борьбы рюриковичей с коленом дановым рекомендую

В.И. Карпец Виндзоры против Рюриковичей
/масса эмоций гарантирована)_отрывок навскидку: под кат не ходите -- пощадите себя:

Итак, два Севера — Север Полярный и Север Атлантический. Север первичный и Север вторичный.
Неподвижный и «отделяющийся», «убегающий». Athalanta Fugiens .

Заметим, однако, ещё раз. Получается именно так. Thuata de Dannan = Athalanta Fugiens. Более того, получается ещё хуже: речь идет об «ариях-предателях» (пусть объективно, в силу вторичности самой традиции), «Белых предателях, — замечает метафизик Мигель Серрано , — земных и сверхземных пришельцах, таких, как Карл Великий и Бонифаций, и многих других».

Следуя за образами из «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха , Мигель Серрано говорит: «Войска Демиурга состоят из "Нейтральных Ангелов", подобных богам и обманутых Демиургом. Они существуют на внеземных планах и на земле не воплощаются. Они находятся под гипнозом злых чар, как узники в замке Клингсора . Так же окольцованы и белые предатели, арья, вира, которые уже здесь на земле поступают на службу к Врагу, помогая ему в уничтожении существ, принадлежащих к их собственному типу, роду. Демиург овладел ими, вдохнул в их арийские тела иные души, чуждую субстанцию <…> введя в них Змею-убийцу. Которая высасывает энергию их божественной крови».
Более того, согласно Серрано, «таким же агентом является и Сила Тяготения (обратим внимание, «открытая» именно в Британии. — В.К.) (в противоположность силе Плазмации с ее гипотетическими гравитационными волнами, а следовательно, сами Пространство и Время)».

Именно такие даниты известны во всех уголках земли.
Данайцы из «Илиады», данауна (dnwn ) в списке «народов моря» египетских хроник, данавы — противники индуистских «богов»-датьев, которые обманом лишили их «нектара бессмертия», совместно добытого данавами и датьями; Данай , данаиды, Даная в эллинской мифологии, племя данов в Скандинавии, давшие свое имя стране Дании , и легендарные ирландские Thuata de Dannan , племена богини Даны , которая была известна под тем же именем славянам и индийцам, римляне знали её как Диану , шумеры как Тиамат .
Все крупные реки Восточной Европы, такие как Дунай, Днепр, Днестр, Дон, содержат в названии корень dn .



"Татуировки" бил еще дуэлянт Толстой.

Точных сведений о времени появления в русском флоте обычая производить татуирование не имеется /связано с кругосветными плаваниями русских кораблей в первой половине и середине ХIХ века? матросы и офицеры знакомились с обычаями, существовавшими в дальневосточных странах и на островах Тихого океана, и перенять у их жителей практику татуирования/.

Татуировку на теле матросов и офицеров могли делать и татуировщики-профессионалы в портах Китая и Японии.
Татуировкой украшали свое тело некоторые офицеры.
Согласно одной из флотских легенд, роскошную татуировку сделал себе великий князь Алексей Александрович.

Но наиболее широко эта практика распространилась среди нижних чинов. Публикуемые документы, относящиеся к 1913 г., являются наиболее ранним обнаруженным документальным свидетельством бытования в матросской среде практики татуирования.

Несмотря на меры по борьбе с этим широко распространившимся явлением, экзотический обычай укоренился среди матросов, перейдя и в советский флот.

Так, в одном из документов 1926 г., посвященном флотским традициям, сохранившимся с дореволюционных времен, можно прочитать: «К скверным традициям к[раснофлот]цев следует отнести еще татуировку (хотя она теперь «уходит в подполье»)» . Однако этот обычай не исчез, а продолжает существовать и до сих пор.

В.Н. Чернецов одним из главных мотивов их нанесения считал опознавательный: "Тамги, вытатуированные на теле представителей народа манси, символизировали не только принадлежность их владельца к определенному роду, но и формировались как личные, семейные татуированные изображения, имеющие общее сходство и различие в деталях". А в Древней Греции и Риме имел место не только обычай, но и правовое закрепление татуирования людей, связанного с их будущей идентификацией. Так, у воинов Древнего Рима было введено принудительное и добровольное татуирование, в зависимости от воинской принадлежности. Например, оружейникам римских легионов принудительно накалывали специальные знаки по приказам цезарей, по этому поводу сохранились указания западно-римского Хонориуса (384-423 гг.) и восточно-римского Аркадия (377-408 гг.). Последний из скандинавских королей англосаксонской династии Гарольд II (1022-1066 гг.), погибший в битве при Гастингосом в 1066 г., был опознан на поле боя только благодаря вытатуированному на груди слову "Эдит", означавшему имя его жены. Другой пример. Татуировка, нанесенная на плечо французского рыцаря, по имени д"Амале, который служил королю Франции Генриху IV (1553-1610 гг.), позволила знаменитой в те времена куртизанке, красавице Раверии, опознать своего возлюбленного среди погибших в битве под Сен-Дени в 1591 г. В XVIII в. татуировка как средство идентификации использовалась прогрессивными общественно-профессиональными группами. Так, например, в одной из Парижских больниц для обездоленных слоев населения акушерки наносили одинаковые татуировки новорожденным и их матерям, чтобы они могли распознать свое дитя. С аналогичной целью тирольские крестьяне наносили татуировку на лица (в виде небольших знаков) своим детям, отправляемым на заработки по другую сторону Альп. Когда после многих лет пребывания на чужбине дети возвращались в родные деревни, их распознавали близкие по признакам внешности, но больше по такой особой примете, как татуировка. Пожалуй, единственной страной, которая в XVIII в. на государственном уровне официально ввела татуирование как средство идентификационной защиты для групп риска, была Россия: по указу Петра I (1712 г.) нанесение татуировки было обязательной процедурой для рекрутов, отобранных для службы в армии и на флоте.
Как свидетельствует К. Велишевский, на запястья русских рекрутов наносился штамп из игл, положение этих игл, сообразно задаче идентификации, можно было изменять для нанесения личного номера его владельца и креста.

О популярности татуировки среди солдат всех армий, сражавшихся в период наполеоновских войн 1803-1815 гг., свидетельствуют результаты исследований, проведенных около 1850 г. немецким юристом Л. Каспером и французским врачом Ж. Хутином среди обитателей домов для ветеранов и инвалидов войны в Берлине и Париже.

Результаты этих исследований говорят о том, что около 20% из них имели татуировки.

Самыми популярными изображениями оказались даты, связанные с различными периодами прошедших войн, виды оружия, скрещенные мечи либо дула орудий, фигуры солдат, сердца с инициалами. Размышляя над стремлением моряков и солдат иметь памятные и культово-защитные оберегающие символы и знаки в виде тех или иных татуировок, авторы считают, что не исключено, что именно в подражание российскому опыту (имеется в виду указ Петра I об обязательном татуировании рекрутов-новобранцев ) сержант стрелковой кавалерии Райли во время перерывов в военных действиях англо-бурской войны 1899-1902 гг. наносил на тела офицеров и их подчиненных солдат и сержантов татуировки с изображением полковых символов и памятных знаков этой кампании.
За выполнение данной миссии Райли был поощрен главнокомандующим, лордом Ф.С. Робертсом, который видел в татуировании средство опознания погибших во время военных действий. Во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.) немецкий эмигрант М. Хильдебрант татуировал воюющим различные символы, которые имели в своей основе идентификационный мотив. Основной, доминирующий над другими психолого-личностный фактор, объясняющий повышенный интерес моряков и солдат к татуированию, - подсознательный инстинкт самосохранения (быть опознанным при гибели).
Данный тезис подтверждает известный исторический факт, обнародованный врачом главного штаба Мюнхена: есть люди-татуировщики, которые живут тем, что наносят татуировки солдатам вскоре после их рекрутского набора (по пять пфеннигов за символ). О людях с натурой моряка лучше всех сказал финский археолог-этнограф Пяльси: "Их самая великая радость - отправляться в путь, а их любимое место - дорога". Нет сомнений, что культурный опыт накожной живописи у моряков и военных "несет в себе опыт прошлых поколений, ориентирует личность" в системе исторических координат мировой цивилизации и вместе с тем помогает людям не быть безымянными и получить современную медицинскую помощь при обозначении татуировкой группы крови.

Rector: Dirk читал где-то, что у императора Николая II были татуировки на обеих руках, изображающие драконов.

в XVIII-XIX веках для ограждения от телесных наказаний, которые в то время широко практиковались в английском флоте, британскими моряками изображались на спинах огромные распятия.
В конце девятнадцатого века страстью к татуировке была охвачена Англия и весь англоговорящий мир.
По мере развития татуировки после её возрождения, влияние «сувенирных» татуировок, привозимых моряками и путешественниками, упало.

Перелом же в отношении к татуировке положил принц Уэльский, который впоследствии стал позднее королем Эдуардом VII, живший с 1841 по 1910. Будучи с неофициальным визитом в Японии в 1881 году, принц посетил студию Хори Чио, крупного японского тату-мастера, выполнившего на теле принца рисунок в виде дракона.
Об этом узнали сначала лондонские журналисты, а затем и широкая общественность.

Так татуировка приобрела популярность сначала в высших кругах, а вслед за тем и во всем обществе. В списке высокопоставленных татуированных особ присутствуют Дженни Джером, мать Уинстона Черчилля леди Рэндолф Черчиль, король Георг V , австрийские эрцгерцоги Франц Фердинанд и Рудольф, великие русские князья Алексей и Константин, и сам царь Николай II, греческие король Иоанн I с королевой Ольгой, князь Вольдемар в Дании, короли Швеции Оскар II Бернадотт и Норвегии Хаакон VII Олденбургский, египетский правитель хедив Аббас.

Король Дании Фредерик


Georg G-L: Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя - Саша. (тыц)

Пишут, что на плече ему накололи цветок лотоса либо цветного дракона на спине.

Rector: Имя Саша Алиса получила только в 1894 г.

Georg G-L: нет ни одного надежного источника указывающего на то, что у Николая была татуировка... все на уровне слухов...

Georg G-L: Rector пишет: Саша А может Sunny - "Солнышко", как называли Аликс родственники...

Ермакъ: В Либаве, по словам местных газет, один матрос, покушаясь на самоубийство, ранил себя, вследствие чего была вызвана медицинская помощь. Здесь обнаружилось, что на теле его произведена татуировка; на груди было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», на правой руке - «В борьбе обретешь ты право свое», на левой руке - «Боже храни моряка» и государственный герб, а на плечах - контр-адмиральские эполеты. Судя по татуировке, нельзя сказать, что субъект «твердых политических взглядов». "Голос Москвы" 12 декабря (29 ноября) 1908 года. (тыц)

В 1891 Хоритё, знаменитый мастер ирэдзуми из Кобе сделал царевичу Николаю татуировку на правой руке.

На одном из официальных мероприятий цесаревич обратился к японцам с просьбой — представить ему местных мастеров татуировки, об искусстве которых он прочитал в туристическом гиде.
Уже на следующий день тату-мастер из Нагасаки нанес тату на правое предплечье русского цесаревича.
Операция длилась семь часов.
Николай Александрович обзавёлся изображением чёрного дракона с жёлтыми рожками, зелёными лапками и красным брюхом.

За 10 лет до этого татуировку дракона в своей поездке в Японии сделал двоюродный брат Николая II - король Георг V (тогда герцог Йоркский), который был похож на последнего русского монарха.

Рисунок, как бьют татуху Георгу -- вживую он её не демонстрировал

Пишут, что именно так выглядела татуировка Георга

про Николая обычно реконструируют такой вариант

Внимательные блоггеры рассмотрели на правой руке императора Российской империи Николая II татуировку. На ней изображён змей-дракон. Естественно, причина нанесения татуировки и её значение очень интересуют любителей российской и мировой истории. Приводятся различные объяснения. Но все они – далеки от истины. А правильная трактовка просто шокирует.

Расскажу подробно. Существует самый древний русский миф. Опираясь на археологические находки, культурологи датируют его на территории Руси 50 – 30-м тысячелетиями до н.э. Это первый миф, который создал человек.

В этом мифе рассказывается о том, что жили-были на просторах доисторической Руси двоюродные братья – богатырь Сварог и змей Кощей (см. «Райский сад»). Сварог – король Англии, то есть Верхней Руси – Москвы, Гипербореи, Кощей – император Нижней Руси – Новгорода, Атлантиды.


Именно эти братья – богатырь Сварог и змей Кощей – пропахали вдоль Русской земли оборонительную борозду, которая существует поныне и называется Змиевыми Валами. Время её постройки – неизвестно. Исследования – запрещены. Длина всей «борозды» огромна – Англия, Германия, Польша, Русь, Грузия, Азербайджан, Центральная Азия, Китай (Великая китайская стена) – и до Кореи. Подробно об этом уникальном инженерном сооружении рассказано в моей книге «Русский Китай: экспорт цивилизации» (2014).


Императорская семья и Зборовский (слева) на теннисном корте в парке Александрия, Петергоф, 1914 г.

А сюжет о паре братьев – богатыре Свароге и змее Кощее – перекочевал в поздние сказы, а также в религиозные тексты и, что самое интересное, в официальную историю. В христианской религии Сварог превратился в падшего ангела Люцифера, а бессмертный змей Кощей – в бессмертного змея Езуса Христа. В истории же эта же самая пара превратилась в пару «самых настоящих» двоюродных братьев – Георг V и Николай II.

В своей книге «Метафизика власти» (2016 http://shop.influx.ru/Tjunjaev...) я показал, что имя Николай является антонимом имени Люцифер. Имя Николай буквально означает ПОБЕДИТЕЛЬ НАРОДА (от др.-греч. νικαο – «побеждать» и λαός – «народ»). Имя Люцифер буквально означает НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ (Leutefora от нем. Leute – «народ» и суах. fora – «победа»). В язычестве Люцифер был защитником народа, а в христианстве он, якобы, пал, и вместо него змей Николай стал поработителем народа. Так возникло крепостничество.


Рис. Плакат околореволюционного времени: поверженный в голову Николай II в образе чёрного змея-дракона.

На рис. представлен плакат революционного времени. На нём изображён чёрный змей Николай II (змей Кощей), поверженный красной Революцией (богатырь Сварог) в голову. Этот революционный миф воспроизводит библейскую сказку «Апокалипсис», в которой говорится о том, что страшная рана на голове чудища заживёт, и во время Конца Света он явится в мир вторым пришествием.


В реальности второе пришествие змея Николая II планировалось осуществить в виде нашествия на Россию «Кирилловичей» Романовых под предводительством «царицы» Марии Владимировны (см. «Николай II и дочь обергруппенфюрера СС Маша Гогенцоллерн» ). Это было продолжение Великой Отечественной войны (см. «Мария Гогенцоллерн – наследница Третьего Рейха - 1»; «… – 2»).http://www.prezidentpress.ru/n...

В мифах Николай – всегда отрицательный персонаж, он – убийца народа. Люцифер – всегда положительный, он – это народ-победитель. В русской мифологии эта пара всегда идёт рядом – Минин (Миколай) и Пожарский (Люцифер), Пашко и Зажога, Пушкин и Дантес, Ульянов и Сталин и т.д. Даже в черте Москвы существует противостояние улиц: Никольская – к северу от центра, Люсиновская – к югу.

Так, парой Николай и Люцифер вошли и в современную мифологию новогодних празднеств. В католических странах в ночь с 5 на 6 декабря святой Николай появляется в виде Санта-Клауса. В Чехии и Словакии Николай (Микулаш) в платье епископа ходит в сопровождении Люцифера (ангела). В альпийском регионе (Австрия, Южная Бавария, Венгрия, Словения, Чехия, Словакия, северные области Италии и Хорватия) спутником святого Николая является Крампус (дьявол).

Переход от Лета к Зиме, от СВЕТА к ТЬМЕ в мифологии праздника показан, как переход от Люцифера (5 декабря, нем. Krampuslauf – «День Крампуса») к Николаю (6 декабря, нем. Nikolotag – «День Николая»). Позже, уже в религии, понятия Люцифера и Николая были собраны в одном наименовании праздника – Святой (т.е. Люцифер) Никола й.

Поскольку после зимы всё-таки наступает лето, то и праздники отобразили это явление. Если в декабре зима-Николай побеждает лето-Люцифера, то весной всё происходит наоборот – лето-Люцифер побеждает зиму-Николая.

Церковь, превращая в религию календарные праздники, назвала Николая чудотворцем – за совершенное им неисчислимое количество «чудесных воскрешений из мертвых», то есть за ежегодные календарные воскрешения…

Если зимний праздник Николая отмечается 6 декабря, то весенний – отмечается 9 (22) мая. В этот день Красный Рыцарь Люцифер приносит на Землю Свет и побеждает Чёрного Змея Николая. Отсюда берёт своё начало День Победы 9 мая и Парад Победы, то есть парад Ники (Николая). В прежние времена он происходил на Красной поляне близ Сочи – в городке Романовск, расположенном недалеко от христианского Ковчега. Поэтому там и состоялись Олимпийские игры 2014. После Великой Отечественной войны Парад Победы перенесли в Москву – на Красную площадь.

Рис. Советский плакат времён Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов: красный советский воин побеждает чёрного змея, свернувшегося в виде фашистского символа; гадина – букв. «змей».

«История» монаршего дома Романовых написана по канве календарных праздников (см. «Романовы и романтизм»). На указанном мифе и построена псевдоисторическая пара – красный Георг V и чёрный Николай II. Она обозначает то же, что и Георгий побивает Змея, то есть Георг V побивает змея Николая II.

Кстати, современным театром, в котором каждый день разыгрывается эта библейская трагедия, является Донбасс (см. «Украина: библейский театр и мифология украинской войны»). Сценаристами, режиссёрами и постановщиками этой войны являются Романовы, Ротшильды и Рокфеллеры (Ротшильды и Рокфеллеры, финансируемые Романовыми, ведут глобальную игру, и толкают к Мировой войне .

Наколка в виде ЗМЕЯ на руке змея Николая II как раз и показывает, что он – ЗМЕЙ Кощей. Но надо понимать, что в указанном выше мифе пара Сварог-Кощей показывает круговорот власти . Старый царь становится Кощеем, а на его место приходит новый царь Сварог. Никто из них не погибает. Один трансформируется в другого, другой – в первого.

Именно по этой причине никакого расстрела царской семьи на самом деле не было (см. «Царская Семья: реальная жизнь после мнимого расстрела») . Всё это сказки. А в них немец Николай II сбежал в Англию и там стал королём Георгом V (см. «Клонирование в XIX веке! Овечки «Николай II» и «Георг V»»).

До 1906 года фамилия «Романовы» не упоминается даже в Основных государственных законах, а в конце марта 1917 года министр Временного правительства П. Н. Милюков отправлял Николая II и его семью в Англию – на попечение Георга V, который сразу же (17 июля 1917) в Англии учредил Дом Виндзоров. Только что учреждённый дом Романовых остался брошенным в России… (см. «Загадочный 1917 год и тайна имени и отречения императора Николая II»).

В 2006 году стал известно, что спасением Николая II занималось подразделение MI 1 британского военного разведывательного управления (см. «British spies in plot to save tsar The Sunday Times 15 октября 2006»).

Военные чины и звания Николая II вскрывают крайне странную картину.

В Российской империи в 7 лет он начал прапорщиком гвардии (1875), стал подпоручиком гвардии (1880), в 16 лет вступил на действительную службу (1884), стал штабс-капитаном гвардии (1887), флигель-адъютантом (1889), капитаном гвардии (1891), в 24 года стал полковником (1892), а за последующие 26 лет не получил ни одного очередного звания!

Даже в статусе императора (с 1896) в России Николай II не был удостоен ни одного очередного военного звания!

Зато в 1908 году он же, Николай II, сделал великолепную военную карьеру в Англии: получил чин адмирала флота (1908) и в 1915 году – фельдмаршала английской армии (высшее воинское звание Священной Римской империи).

У британского короля Георга V ситуация зеркальная. В 1901 году он стал германским адмиралом. Затем Георг V стал королём Англии и сразу же получил несколько званий: британский фельдмаршал (1910) и британский адмирал флота (1910 года), почётный датский адмирал (1910 года) и, самое удивительное, русский адмирал (1910).

Таким образом, клоны Николай II и Георг V в Великобритании имели одинаковые звания – оба были британскими фельдмаршалами и адмиралами флота. Но в Российской армии Георг V был намного старше Николая II по званию: он был адмиралом, а российский император – всего лишь полковником.

Случай с орденом Святого Георгия просто поражает. Сначала Николай II получил орден Святого Георгия 4 степени (1915).

Затем уже Георг V 14 марта 1918 года получил российский орден Святого Георгия, но уже следующей, более высокой – 3-й степени, который, по статуту, он имел право получить только после обладания тем же орденом 4-й степени .

У Георга V не было ордена Святого Георгия 4-й степени.

Более того, орден Святого Георгия – это высшая военная награда Российской империи, присвоение которой в рассматриваемый период осуществлялось только Николаем II, в Советской России этот орден был упразднён за год до описываемых событий (в 1917).

Георг V, он же Николай II, получил 14 марта 1918 года орден Святого Георгия за то, что его английские войска высадились 6 марта 1918 года в Мурманске и в Коле.

Они прикрывали VII съезд РКП(б), открывшийся в Петрограде, то есть осуществляли военное прикрытие красного переворота в России. Не зря британская принцесса Анна в августе 2016 года посетила в Архангельске места боёв своего предка – Георга V

Нью-интервенция? Принцессу Великобритании Анну в Архангельске никто не встретил

Рис. Фотографии с Георгом-Николаем.

В архиве королевы Виктории есть фотография 1872 года: «The Tsesarevna of Russia and her son, the Grand Duke George» ( c. 1870. Georg Emiil Hansen (1833-91)). То есть «Цесаревна России с сыном, великим князем Георгом».

А описание к этой же фотографии сообщает: «Открытка с изображением двойного портрета великой княгини Марии Федоровны, цесаревны России (1847 – 1928) совместно с одним из её сыновей, возможно, это великий князь Николай Александрович из России (1868 – 1918), на спине».

Рис. Королева Мария и король Георг V.

Подпись к другой фотографии сообщает, что на ней изображено: «Король Георг V (1865 – 1936) и королева Мария (1867 – 1953), герцог и герцогиня Йорка в Девоншир Хаус Балл. Фотопортрет студии Лафайета. Фотография. Лондон, Англия, 1897» (King George V (1835-1936) and Queen Mary (1867-1953) when Duke and Duchess of York in the Devonshire House Ball, photo Lafayette Portrait Studios. Photograph. London, England, 1897).

Обратим внимание на то, что фотография датирована 1897 годом, и персонажи на ней названы «король» и «королева». Но Георг V стал королём только с 1910 года, то есть в 1897 году не он был королём. Да, и королевой в 1897 году была не Мария, а Виктория. Зато при взгляде «из России» всё совпадает: Николай II стал императором с 1894 года, его коронация состоялась в 1896 году. То есть именно Николай II в 1897 году был законным королём…

…Итак, история России, как, впрочем, и история остального мира, полностью высосана историками из пальца – того, который указывает им правильное направление повествования. Ничего общего с реальностью официальная история не имеет. Кругом – политическая фальсификация, повёрнутая так, как это выгодно царствующему деспоту.

Образы императора Николая II и короля Георга V незатейливо взяты из мифов и сказок. Им приписана несуществующая вражда – та самая, которая веками существует между Змеем и Богатырём. А чтобы посвящённые в эту фальшь её не забывали, на руку змея Николая II поместили татуировку – с изображением Змея.

Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент», 25/ 09/2016

Татуировки могут быть отличительной чертой не только рок-музыкантов, актеров, криминальных авторитетов и представителей неформальных субкультур. Оказывается, в истории было немало известных личностей, не принадлежавших ни к одной из указанных групп, которые, тем не менее, украсили свои тела несмываемыми рисунками. О них в специальном обзоре .

1. Жан-Батист Бернадот – основатель ныне правящей королевской династии Швеции, который начал свою карьеру простым солдатом во французской королевской армии.

Во времена революции он быстро продвинулся до командующего дивизией, а при Наполеоне стал маршалом. Следующим этапом стало приглашение в преемники шведскому королю. В 1818 году Бернадот официально занял шведский престол под именем Карла XIV Юхана. После смерти правителя в 1844 году во время подготовки к бальзамированию на его руке обнаружили татуировку на французском языке «Смерть королям!».

2. Николай II. В конце XIX века, еще в статусе цесаревича, Николай, готовящийся взойти на российский трон, посетил несколько стран с целью расширения кругозора и укрепления межгосударственный отношений.

Одной из этих стран была Япония, из которой будущий царь привез татуировку в виде дракона на левой руке ниже локтя. В память о поездке также остались два шрама на голове – на жизнь монарха по до сих пор не выясненным причинам покушался местный полицейский. Впоследствии царь сделал себе еще две татуировки – изображение меча на груди и имя супруги на руке.

3. Томас Эдисон . Одним из изобретений американского гения, который подарил нам ламу накаливания, кинескоп, фонограф и массу других полезнейших вещей, была пневматическая трафаретная ручка.

Это устройство с наконечником в виде стальной иглы для перфорации использовалось для копирования документов. Позже именно на основе этого «электрического пера» была создана первая тату-машинка. У самого Эдисона на левом предплечье была татуировка в виде пяти точек.

4. Теодор Рузвельт . Выпускник Гарвардского университета, 26-й президент США и первый американец, получивший Нобелевскую премию мира, имел на груди татуировку в виде семейного герба.

В дальнейшем грудь политика «украсила» еще одна пожизненная отметина – дырка от пули, память о покушении в штате Милуоки во время предвыборной кампании. Пуля пробила футляр от очков и лежавшую во внутреннем кармане пиджака Рузвельта толстую 50-страничную рукопись с речью, которую он намеревался произнести перед избирателями. Примечательно, что своего выступления Рузвельт не прервал, а пулю носил в теле до конца жизни, потому что ее было опаснее извлекать, чем оставить на месте.

5. Уинстон Черчилль. В 2012 году Великобритания завоевала титул самой татуированной в мире нации. И это неудивительно, если учесть, что ее славный премьер-министр задал тон еще в начале прошлого века, сделав татуировку в виде якоря на предплечье.

У матери Черчилля также была татуировка в виде змеи, обвивающейся вокруг запястья – в случае необходимости она скрывала ее массивными браслетами.

6. Иосиф Сталин. В годы мятежной юности грозный советский лидер не раз успел побывать в тюремных застенках. Здесь он и обзавелся татуировкой в виде синего скалящегося черепа.

Состав для рисунка делали из подручных средств - копоти сожженного каблука кирзового сапога, разведенной мочи и сахара. К слову, в разгар сталинских репрессий самой распространенной тату в колониях был портрет вождя - его выкалывали на груди в надежде, что конвоиры не осмелятся выстрелить в «святое» лицо.

7. Принц Чарльз. Принцы Уильям (до женитьбы) и Гарри нередко шокировали публику , но их папа Чарльз, как оказалось, тоже не лыком шит. Где и какая татуировка была у его королевского высочества, история умалчивает - вероятнее всего, рисунок был нанесен в 1971-1976 годы во время службы Чарльза на флоте. Известно, что избавился он от татуировки накануне свадьбы с Дианой.

8. Иосиф Кобзон. Мэтр советской и российской эстрады в подростковом возрасте украсил плечо синей надписью «Не забуду мать родную». Будущий кумир миллионов поставил на своем теле печать, явно свидетельствующую о принадлежности к криминальной субкультуре, чтобы не ударить в грязь лицом перед сверстниками. Всего у молодого Кобзона было пять или шесть татуировок, выполненных кривыми любительскими иглами. Впоследствии их пришлось свести.

Вспомните, что вы знаете о последнем царе России Николае II? Отказ от престола, Ходынка. Ну может быть то, что он получил прозвище «Николай кровавый», спустя пару недель правления.

Еще можно вспомнить, что в период когда Медведев Д.А. был президентом, Интернет пестрил картинками, намекающими но таинственное сходство между ними.

Николай II, оставил после себя, огромное количество документов, писем и что интереснее всего фотографий.

Вообще, царь любил фотографироваться. И в этом, можно заметить еще одно сходство. Но, самое интересное (по крайней мере для «моётату») - это татуировка императора.

На предплечье правой руки, «самодержца земли русской» красовался дракон. Татуировку ему сделали в Японии. Которую, он посетил в ходе девятимесячного путешествия на Дальний Восток. В этой стране, он получил несколько ранений на руке от полицейского. Позже это преподнесут как нападение на императора.

В книге японского историка Акира Есимура «Покушение» имеется следующее уточнение относительно татуировки, изображенной на руке Цесаревича. Это было сделанное японскими мастерами во время визита Наследника Цесаревича в Японию «изображение дракона с телом черного цвета, желтыми рогами, красным брюхом и зелеными лапами» размером около 30 см. (с. 63). Такую же тату нанесли английскому принцу Джорджу, ставшему впоследствии королем Англии и приходившемуся Государю Николаю II двоюродным братом по матери.

Можно обратить внимание на таинственную связь между изображением на руке Императора и упоминаниями о загадочном «Зеленом Драконе», которые встречаются на страницах материалов, посвященных Царской Семье. Это и некое аристократическое тайное общество с одноименным названием, от которого якобы ожидала помощи находившаяся в заточении Царская Семья, и надпись на ладанке, принадлежавшей Императрице, найденной среди вещей Ипатьевского Дома, и загадочные слова, будто бы незадолго до мученической кончины произнесенные кем-то из царственных мучеников: «О, зеленый дракон, ты неверный друг!».

Кстати, японский татуировщик пытался отговорить Николая от изображение дракона. Ведь в Японии, он считался символом преступников. Но, император был непоколебим в своём выборе.

Отмечается, что процесс татуирования был довольно болезненным и длился около 7 часов. Мастер татуировки был доставлен на борт флагмана русской эскадры.
На многих, фотографиях российский Император изображён в рубашке с подвернутым рукавом. Можно сделать вывод, что Николай гордился своей татуировкой и открыто выставлял напоказ.

Сегодня татуировки на коже - вовсе не редкость. Их носят представители всех профессий и социальных слоев. Очень часто татуировки делают в армии или тюрьме. А как обстоит дело с власть предержащими? Известно, что в России были по крайней мере три правителя с татуировками…

Петр I и Екатерина II

В период язычества татуировки на Руси были делом обычным. Однако после принятия христианства церковь запретила их как «сатанинскую» символику. Возрождаться искусство татуировки стало только в петровскую эпоху.

Как известно, Петр I любил все самое передовое. В западной культуре, к которой он так благоволил, татуировки вовсе не были под запретом. Говорят, он первым из русской знати сделал себе на руке татуировку в виде боевого топора. Затем Петр принялся за солдат своей армии. По его распоряжению им на запястье делали наколки в виде креста и личного номера. Сначала вырезали изображение, потом в рану втирали порох и забинтовывали. Это делалось для того, чтобы солдата было легко опознать. Затем татуировки стали делать преступникам. Ворам и разбойникам вырезали на щеке изображение орла. Позднее грабителям стали вырезать литеру «В», что означало «вор».

Кстати, по непроверенным данным, татуировка была и у Екатерины II, причем весьма интимного свойства. При ней преступников также клеймили наколками: убийцам на лбу и щеках вырезали букву «У», лжецам (например, лжесвидетелям) – «Л».

Николай II

В конце ХIХ века в России татуировки вошли в России в большую моду. Причем тон тут задавали представители высшего света. У многих аристократов были наколки.

У императора Николая II на теле было сразу несколько татуировок. Еще будучи наследником престола, он побывал в Японии, где ему накололи на правом предплечье разноцветного дракона. На Востоке это животное является символом сразу четырех стихий - Земли, Ветра, Огня и Воды, а также четырех сторон света. По поверью, татуировка в виде дракона наделяет своего владельца силой, властью, а также особыми качествами магического и духовного толка.

Позднее царь сделал себе еще две наколки - меч на груди и имя жены на руке. В период правления Николая при дворе пошла мода на восточные мотивы, в частности, японские узоры и иероглифы. В 1906 году на Казанской улице открылся первый в России салон художественной татуировки.

Правда, Николаю II татуировки не слишком помогли. В июле 1918 года он был расстрелян вместе со всей семьей. Кто знает, не сыграли ли наколки в его жизни роковую роль? По мнению экспертов, лучше избегать татуировок чересчур агрессивного толка – они могут оказать на судьбу своего носителя не самое лучшее влияние…

Иосиф Сталин

У будущего лидера Советской страны Иосифа Джугашвили татуировка появилась в заключении – до революции он много лет провел по тюрьмам и ссылкам. На груди ему вырезали скалящийся синий череп. Состав для нанесения рисунка был приготовлен из подручных средств – сахара, копоти сожженного каблука кирзового сапога и… разведенной мочи.

Любопытно, что после Октябрьской революции людей с татуировками стали преследовать, объявив это «пережитками царского времени». Между тем, самой распространенной татуировкой в советских тюрьмах, лагерях и колониях был… портрет Сталина. Зэки даже верили, что она поможет избежать расстрела…