Таттва Земли: секреты процветания. Чакры, грантхи и таттвы

Элемент Земли нужен для того, чтобы мы могли насладиться тем, чего достигли в элементе Огня. Таттва Земли дарит нам стабильность, постоянство, предсказуемость, безопасность, равновесие, полноту всего того, чего мы достигли. Элемент Земли создает форму , являющуюся вместилищем всех остальных элементов и Сущности. Форма должна быть постоянной и стабильной хоть какое-то время. Чтобы можно было насладиться или отработать что-либо. Если у нас хорошая карма – то мы наслаждаемся, а если плохая – то отрабатываем. Элемент Земли дает возможность разобраться с кармой. Элемент Земли дарит нам псевдо-ощущение отсутствия времени, он притормаживает действие времени. Именно это и нужно для наслаждения – ощущение, что мы как будто находимся в вечности. Элемент Земли может делать это за счет кругового движения – когда энергия начинает двигаться по кругу. И эта энергия создает определенную форму.

Таттва Земли включает набор определенных процессов, поддерживающих деятельность формы – гора и почва. Они имеют разные функции. Гора создает законы, т.е. законы благодаря которым поддерживается нормальная жизнедеятельность, обеспечивается безопасность, полнота, предсказуемость, иными словами – стабильность . И это формирует центр, относительно которого поддерживается равновесие в системе. Например – позвоночник, Сушумна, гора Меру, ось галактики, Земная ось, Нейтральный ум. Отсюда вытекает такое свойство элемента Земли как как способность к регенерации (восстановлению).
Почва же дает все необходимое для того, чтобы наслаждаться , например клиентов, поставщиков, место для работы. Полнота элемента Земли дает обеспечение для деятельности и запрос на деятельность. Очень важно уметь не только правильно тратить, отдавать, но и принимать, получать. Деньги принадлежат Богу Вишне, а у его ног богиня Лакшми контролирует денежные потоки. Т.е. деньги не принадлежат нам, а Ему. Богатство – мотивирующее качество, которое поддерживается таттвой Земли. Когда у нас сильный Элемент Земли, то мы богаты, но каждый по-своему – у кого денег много, у кого-то ментальных качеств много. Вместе гора и почва приносят нам ощущения наполненности и безопасности.

Время элемента Земли – это конец лета. Пик лета уже прошел, с его танцами и развлечениями. Это – время перемен, точка возврата между солнечной фазой природы и лунной фазой. Весной и летом приходит период активизации силы света, когда все в природе расширяется и тянется навстречу небу и солнцу. В осенний и зимний период силы возвращаются в землю. Это – пора изобилия, жатвы, время благодарения и приготовления запасов на зиму. Это – время собирания знаний, которые помогут справиться с трудными ситуациями в будущем, время духовного насыщения и созерцания. Это пик жизни, период зрелости, стабильности и стремления к самовыражению. Если весной человек с нетерпением ждет и живет в предвкушении лета, а летом наслаждается настоящим, то осенью приходит время оглянуться назад и обдумать все произошедшие с ним события. Дисбаланс элемента Земли часто выражается в беспокойстве, задумчивости и погружении в воспоминания. В культурах многих народов Земля изображается в виде богини плодородия и Матери Земли. Мать Земля дает жизнь, пищу всем существам на планете, защищает нас, наделяет своими щедротами. Вне зависимости от того, кто мы и где мы находимся, на Земле мы чувствуем себя как дома.

Люди с сильно развитым элементом Земли легко приспосабливаются и осваиваются в новом окружении. Но слишком сильный Элемент Земли подавляет все остальные таттвы, и тогда человек становится очень обывательски туповатым, непроницаемым, консервативным.
Если же элемент Земли ослаблен это выражается в чувстве незащищенности и острой потребности быть в центре внимания, а также быть любимыми и принятыми новым окружением. Такие люди полагают, что любовь и теплоту можно легко забрать или отвергнуть. Зачастую в прошлом они были лишены любви окружающих. Им будет не хватать сострадания и понимания. Они довольно критичны в отношении других, но отсутствие терпимости к другим лишь маскирует их собственную незащищенность. Они очень часто себя жалеют и постоянно жалуются. Людям со слабой таттвой Земли трудно быть в одном состоянии, им все время скучно, им постоянно нужен драйв и новизна. Дисбаланс элемента Земли проявляется также в чрезмерном проявлении любви или участия. Например, когда родители или партнер ни на шаг не отходят от человека, стремясь контролировать каждое его действие.

Для элемента Эфира необходимо пространство, для элемента Огня – жар, а для элемента Земли – влага. Без влаги на Земле ничего не растет. Вода необходима для элемента Земли. Без нее Земля не может быть плодородной. Направлен элемент Земли к центру. Элемент Земли не является ни солнечным, ни лунным. Направление его энергии представляет собой горизонтальный закрытый круг.

Внешние параметры Таттвы Земли

Года: заканчивающиеся на 8 и 9

Органы: селезенка, желудок

Сезон: конец лета – начало осени, период созревания и преображения природы

Тема: тепло, процветание, изобилие

Функция: созерцание, память, конструктивное преображение

Характер: нейтрализующий

Климат: влага

Жизненный цикл: созревание и изменение, период домохозяина

Время: с 15 до 19 часов

Цвет: желтый

Цвет кожи: желтоватый

Вкус: сладкий

Звук: пение

Орган чувств: обоняние

Эмоция: сострадание и беспокойство

Планета: Сатурн

Направление: центр

Движение: движение по кругу, в котором нет ни начала, ни конца

Жидкости тела: слюна и лимфа

Запах: приторно сладкий

Животное: бык

Ментальное состояние – трезвое мышление, здравый рассудок, четкое знание о границах, о системе, в которых вы находитесь. У вас есть системное знание – сама система дает возможность получать ответы на все вопросы. Вам не нужно ни к кому обращаться за помощью. Вы способны трезво мыслить и все рассчитывать. Здравый рассудок необходим для обустройства стабильной реальности.

Эмоциональное состояние – спокойствие, невозмутимость (не холодность), умиротворенность и удовлетворенность. У человека есть центр, стержень, ощущение правды. Элемент Земли единственный из всех элементов защищает и дает безопасность, а также успокаивает и дает возможность получить опыт.

Физические органы – желудок, поджелудочная железа и селезенка. Извлекает энергию из внешнего источника – из еды. Доставляет Прану в клетки тела. Элемент Земли отвечает за энергетический баланс в теле и иммунитет. Также к таттве Земли относятся ноги, спина, позвоночник и Муладхара чакра.

Как работать с Таттвой Земли методами Кундалини йоги

Энергетические упражнения для заземления :

Работа с балансом и формированием стержня, относительно которого поддерживается равновесие :

Поддержание стабильности, устойчивости пространства и развитие способности противостоять энергии времени (быстро восстанавливаться ):

Крийя для обретения таких качеств как надежность, стабильность, предсказуемость . Эти качества дарит только элемент Земли:

Практика, приносящая в вашу жизнь ощущение полноты и удовлетворенности:

Физически агни таттва располагается в области между сердцем и пупком. Ментально она относится к подсознательному уму. Место ее психического расположения--манипура чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, принадлежат к измерению сварлоки и маномайа каши, ментального тела.
# Апас таттва, элемент воды
"Апас" или вода происходит от корня "ап", что означает "проникать". Апас таттва может быть описана, как громадное количество чрезвычайно активной материи, которая начала появляться из агни таттвы. Эта материя еще не разделена на способные к сцеплению и отдельные тела, потому что атомы и молекулы в этой таттве все еще находятся в состоянии хаоса. Сказано, что физическая вселенная до своего появления располагается в апас таттве. Отсюда выражение "беременные воды", которое намекает на идею вселенной, содержащейся в утробе апаса.
Однако, движение и активность в возникающей из апас таттвы материи почти неразличимы, так как в этой стадии атомы ограничены меньшим пространством. Например, атомы водорода и кислорода в составе воды имеют меньшую свободу движения, чем в составе пара. Подобным образом, атомы апас таттвы не обладают такой свободой движения, какая имеется в агни, вайу и акаша таттвах. Поэтому апас таттва воспринимается, как невзволнованный спокойный океан воды. Ее йантра--белый полумесяц, окруженный водой.
В физическом теле апас является также первой осязаемой таттвой, которая появляется <$!проявляется> как материя в форме крови, слизи, желчи, лимфатической жидкости и т.д. Таким образом, ее функция заключается в контроле за жидкостями тела.
Так как апас содержит готовую к творению материю, он оказывает более активное влияние на земные дела, чем акаша, агни или вайу. Однако, поскольку материя в апас таттве претерпевает непрерывные изменения, то благотворные результаты активности апас таттвы не являются постоянными. Эта таттва также влияет на мысли, связанные с мирскими делами и собственной личностью.
Физически апас таттва располагается в области между пупком и коленями. Ментально она относится к подсознательному и сознательному уму. Ее психическое расположение--свадхистана чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют бхувар локе и пранамайа коше <$!бхувар и эта коша--вместе или отдельно???>или витальному телу.
# Притхви Таттва, элемент земли
Притхви или земля есть последняя таттва в комплексе материи/энергии. Притхви также известна как "бхуми", что означает "быть, существовать". Еще это означает почву или землю, на которой мы живем. В притхви таттве частицы энергии уплотнились настолько, что стали почти неподвижными и вращаются только в пределах пространства, непосредственно окружающего каждый атом. Таким образом, в этой таттве энергия появляется, как конкретная материя в ее твердой, жидкой и газообразной формах.
В притхви таттве энергия вибрирует на значительно более низкой частоте, чем в предшествующих таттвах и воспринимается, как желтый свет. Поэтому йантра притхви--желтый квадрат.
Притхви таттва определяется качествами твердости, тяжести и плотности. В физическом теле она составляет прочность клеточной структуры костей и других органов, создает вес и плотность. Притхви, развившись из предшествующих таттв, также содержит их качества, но ее преобладающим качеством является запах. "Гандха" или запах это тонкое восприятие притхви, которое передается органом чувства--носом.
В противоположность вайу таттве, притхви таттва вызывает стабильность и постоянство во всех отношениях--физически, ментально и в окружающей среде. Она наиболее способствует обретению материальной выгоды и повседневным занятиям.
Физически притхви таттва располагается в области между носок и колен. Ментально она относится к сознательному и подсознательному уровням ума. Ее психическое расположение--муладхара чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют измерениям бху локи и аннамайа коши, грубого тела.
# Глава 10
# Таттвы и коши
Различные уровни существования, на которых проявляются пять таттв или махабхут, известны в йоге как "коши". Коша буквально означает "футляр" или "покрытие" и в этом контексте относится к различным слоям, покрывающим внутреннюю сущность человека, которая есть дух или чистое сознание. Как известно, человек окутан пятью такими кошами. Каждая из них по своей вибрации тоньше предыдущей и относится к определенному уровню сознания и опыта.
Первым и самым грубым покрытием является аннамайа коша, оболочка, образуемая пищей; следующая--пранамайа коша--оболочка праны; затем маномайа коша, оболочка ума и мысли; вишйаномайа коша, оболочка интуиции; и, наконец, анандамайа коша, оболочка блаженства.
Анномайа коша соответствует сознательному уму и физическому телу. Маномайа коша соответствует подсознательному уму и тонкому телу; пранамайа коша соответствует обоим состояниям ума и тела, являясь связующим звеном между ними. Анандамайа коша соответствует бессознательному уму и причинному телу, ведущему к трансцендентальному сознанию. Вигйанамайа коша является связующим звеном между подсознательным умом/тонким телом и бессознательным умом/причинным телом. Аннамайа коша испытывает преобладающее влияние притхви таттвы, пранамайа--апаса, маномайа--агни, вигйанамайа--вайу и анандамайа--акаши.
Тонких измерений человеческого существования можно достичь только посредством тантрической, йогической и другой духовной практики. В таттва шуддхи садхане вы оказываете влияние на анномайя и пранамайа коши через контроль дыхания и увеличение потока праны. Воздействие на маномайа и пранамайа коши осуществляется путем концентрации. Вигйаномайа коша пробуждается методом тратака на таттва йантры. Воздействие на эти коши ведет к переживанию состояния в анандамайе. Однако, не существует никакого метода непосредственного воздействия на анандамайу.
Переживания, возникающие благодаря практике таттва шуддхи в форме цвета, света, запаха и т.д. являются продуктом этих двух невидимых тел. Чем глубже вы проникаете в тонкое и причинное тело, тем значительнее становится переживание, потому что таттвы являются неотъемлемой частью каждой клетки и атома тела. Таким образом, таттва шуддхи садхана дает вам возможность проникать глубже в тонкие слои, которые составляют ауру человека.
# Семь лок, сфер сознания
Незримые тела кош также соответствуют семи уровням сознания и существования. Эти уровни известны, как "локи". Каждая лока является уровнем существования, через который сознание проходит в своем развитии по мере того, как оно постепенно освобождается от власти материи. Эти локи следующие:
Лока______________________________________Таттва
Бху--физический уровень--преобладает притхви
Бхувар--промежуточный уровень--преобладает апас
Свар--божественный уровень--преобладает агни
Маха--уровень святых и сиддх--преобладает вайу
Джана--уровень риши и муни--преобладает акаша
Тапо--уровень освобожденных душ--преобладает махат
Сатйа--уровень высшей истины--шива/шакти
Влияние таттв охватывает каждую из этих лок, за исключением последней, сатйа локи, которая находится за пределами влияния панчататтв или махабхут. Важно понимать, что благодаря таттва шуддхи садхана мы усиливаем осознание и очищаем таттвы на всех уровнях существования.
# Глава 11
# Таттвы и дыхание
В Чхандогйапанишаде сказано, что пять таттв эволюционировали из ума, ум из праны, и прана из чистого сознания. Таким образом, таттвы присутствуют в каждой форме творения. В физическом теле они проявляются как читта шакти, прана шакти и атма шакти, которые действуют на тело и ум через энергетические каналы или "нади" и дыхание или "свара".
"Свара" означает "поток" или "движение". "Нади" также означает "поток". Нади--это поток шакти в тонком теле, и свара--это поток шакти в дыхании. Поэтому свара шастры имеют дело с наукой о нади и потоке дыхания.
Три потока шакти в дыхании направляются в теле по трем основным нади, известным как ида, пингала и сушумна. Утверждается, что в физической структуре тела существует система, состоящая из 72+000+нади. Они разносят прану или жизненную энергию по всему телу, но из них три нади--ида, пингала и сушумна--имеют основное влияние на психофизическое и духовное состояние тела, ума и сознания.
Читта шакти или сила иды является жизненной ментальной энергией, которая регулирует все функции мысли, ума и читты. Вся ментальная деятельность есть результат влияния потока иды. Последняя соединяется с потоком дыхания, проходящим через левую ноздрю, который известен, как "чандра" или лунная свара и считается негативной противоположностью энергии в теле. Он влияет на деятельность правого полушария мозга.
Прана шакти, которая течет в пингале, является жизненной силой и позитивной противоположностью энергии. Она регулирует все активные физические функции. Физическая работа, которую вы совершаете в течение дня, есть прямое следствие влияния прана шакти. Пингала соединяется с потоком дыхания, проходящим через правую ноздрю и известным как "сурйа" или солнечная свара. Он влияет на деятельность левого полушария мозга.
Третья шакти или энергия, атма шакти, проходит через сушумна нади, основной канал праны. Если ида--канал ментальной энергетической силы и пингала--канал жизненной энергетической силы, то сушумна является каналом духовной энергетической силы. Сушумна--это нейтральная энергия, и когда она находится в активном состоянии, поток дыхания проходит через обе ноздри одновременно. Тогда потоки иды и пингалы начинают течь согласованно, что имеет существенное значение для воздействия на высшие скрытые центры мозга.
В физическом теле эти три нади соответствуют парасимпатической (ида), симпатической (пингала) и автономной (сушумна) нервным системам. Однако, у большинства людей сушумна остается бездействующей на протяжении всей жизни. Пока человек не пробудил сушумну с помощью тантрической, йогической или другой духовной практики, он находится всецело под контролем читты и прана шакти, иды/пингалы.
Эти три аспекта энергии проявляются в физическом дыхании или сварах в циклическом режиме. Поток иды или чандра свары продолжается приблизительно один час, после чего пингала заменяет его на следующий час и затем снова ида. Во время перехода от одной к другой есть краткий промежуток в несколько секунд, когда включается поток третьей нади, сушумны. Этот цикл находится под сильным влиянием движений луны и солнца. Он длится день и ночь, согласовываясь со светлыми и темными двухнедельными лунными циклами.
Поскольку пять таттв составляют всю структуру тела и ума и присутствуют в каждом аспекте нашего существования, их можно наблюдать даже в потоке свары. Каждая таттва имеет определенную праническую частоту и воздействует на различные механизмы тела. Деятельность таттв заставляет дыхание или свару двигаться в определенных направлениях, на различные расстояния и с различной продолжительностью, и оказывает влияние на триединую систему иды, пингалы и сушумны.
Две нади, ида/пингала, направляют шакти или энергию в различные чакры или энергетические центры, расположенные в позвоночном столбе, начиная с муладхары, вверх до аджна чакры. Они пересекают эти центры и усиливают их вибрацию. Влияние таттв также передается через свару. Каждая чакра находится под влиянием одного из пяти элементов: муладхара--элемента земли (низшая вибрация праны), свадхистана--воды, манипура--огня, анахата--воздуха. Тончайший элемент, эфир, управляет вишуддхи чакрой, горловым центром, а чакры выше вишудхи оказываются под влиянием более тонких элементов антах караны.
Подобно тому, как различные свары оказывают влияние и управляют различными сферами ментального, психического и духовного опыта, пять таттв также имеют индивидуальные свойства, которые влияют на состояние нашего ума, тела и сознания. Например, когда притхви или элемент земли активен, мысли человека направлены к материальным приобретениям, тогда как при потоке эфира нет никаких мыслей, но полная неподвижность или шунйа. Поэтому, чтобы понимать уровни нашего осознания, мы должны не только знать, какая таттва проявляет активность, но и какая свара течет в данный момент. В конечном итоге, физическое, психологическое и трансцендентальное состояние ума определяется сочетанием свары и преобладающей таттвы.
В Шива Свародайе сказано, что, если элемент огня преобладает во время потока сушумны, он потребит результат всех действий. Это связано с тем, что при потоке сушумны сознание поглощается тончайшей таттвой, парамтаттвой, которая вне действий и результатов. Агни таттва в сочетании с сушумной усиливает этот эффект. Поэтому сказано, что, когда сушумна начинает течь, следует прекратить всякую работу и сесть для медитации или духовной практики.
Если элемент эфира активен во время потока сушумны, то ум перемещается с очень большой скоростью подобно быстрой ракете, он взметается в высшее состояние. Тогда можно легко превзойти материальное и внешнее сознание, и медитация в этот период несомненно даст хорошие результаты. Однако, такое сочетание случается очень редко.
Во время потока иды и пингалы пять таттв появляются отдельно в последовательности. Каждый час чандра и сурйа свар все пять таттв действуют поочередно--воздух, огонь, земля, вода и эфир соответственно. Поток каждой таттвы имеет определенную продолжительность, и по истечении своего времени он сменяется следующей таттвой. Есть несколько способов определения преобладающей в сваре таттвы в каждый данный момент.
Таттва йог, который обладает гйаной или совершенным знанием таттв в их отношении со сварой, может судить о своем физическом, ментальном, эмоциональном и духовном состоянии и действовать соответственным образом. Однако более важно знать, как можно вызвать переживание своей подлинной природы через осознание таттв в различных сварах.
# Как осознать таттвы в дыхании
Каждая таттва имеет индивидуальный цвет, форму, вкус, расположение, направление, продолжительность, последовательность и протяженность потока в дыхании, как представлено ниже в таблице.
+=========+========+=========+=========+=========+=========+ !Характе- ! Притхви! Апас! Агни! Вайу! Акаша! !ристика! ! ! ! ! ! +=========+========+=========+=========+=========+=========+ ! Цвет! Желтый! Белый! Красный! Серо- ! Черный! ! ! ! ! ! голубой! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Форма! Квадрат!Полумесяц! Перевер-! Шестиу- ! Круглый! ! ! ! ! нутый! гольник! ! ! ! ! ! труголь-! ! ! ! ! ! ! ник! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Вкус! Сладкий! Вяжущий! Горький! Кислый! Острый! ! ! ! ! ! ! ! ! Направ- ! Центр! Вниз! Вверх!Наклонное!Смешанное! !ление по-! ! ! ! ! ! !тока ды- ! ! ! ! ! ! ! хания! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !Продолжи-! 20 мин.! 16 мин. ! 12 мин. ! 8 мин. ! 4 мин. ! !тельность! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Последо-! 3-й! 4-й! 2-й! 1-й! 5-й! ! ватель- ! ! ! ! ! ! ! ность! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !Протяжен-! 12 ! 16 ! 4 ! 8 ! -- ! !ность (по! ! ! ! ! ! ! ширине! ! ! ! ! ! ! пальца) ! ! ! ! ! ! +=========+========+=========+=========+=========+=========+
Таттва йог может определять активную таттву путем исследования природы возникающих от нее ощущений. Достигнув искусства определения таттв, он развивает опыт их восприятия посредством нескольких тантрических методов, связанных с выявлением потока таттв.
Одним из этих методов является тратак на таттва йантры. Йантры можно начертать на металле или нарисовать на бумаге в присутствующем им цвете и с соответствующими мантрами. Затем выполняется тратак на каждую йантру по нескольку дней, с ментальным повторением соответствующей биджа мантры. Начиная с элемента притхви, развивай навык с одной йантрой прежде, чем переходить к следующей. По завершении каждого тратака исследуй поток таттв, смотря в чидакашу, пространство перед закрытыми глазами (чидакаша дхарана), и наблюдая возникающие формы и цвета.
Поскольку таттвы тесно связаны с танматрами или чувственными ощущениями, то возможно даже испытывать чувства в их тонкой форме. Это также следует отметить как важное указание. Например, можно слышать внутренние звуки, обонять ароматы, испытывать различные вкусовые ощущения или осязать что-либо без наличия внешних объектов.
Еще одной практикой, полезной для наблюдения таттв, является наумукхи мудра (закрытие девяти врат) и йони мудра или шанмукхи мудра (закрытие шести врат). При выполнении этого вы должны анализировать цвета и формы, которые появляются перед вашими закрытыми глазами. Активную таттву также можно обнаружить способом выдыхания через нос на зеркало и наблюдения получившейся формы пара.
Чхайопасана, т.е. тратак на собственную тень, является еще одной тантрической практикой, которая очень полезна для выявления потока таттвы. Однако эта практика требует большого навыка и шастры рекомендуют для ее выполнения руководство гуру.
Эти и некоторые другие практики помогают развитию нашего осознания действующих таттв. Это научные методы закрытия дверей внешнего восприятия и открытия себя ко внутреннему восприятию цвета, звука, запаха и т.д.
# Глава 12
# Мантра, йантра и мандала
В теорию и философию тантры тонким образом вплетается наука мантры, йантры и мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию мантры, йантры и мандалы.
Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта.
Уникальная особенность тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого тантра достигла благодаря высоко развитой науке о мантре, йантре и мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва шуддхи, необходимо понять каждый из них.
# Мандала
Прежде всего, давайте рассмотрим мандалу, от которой появилось богатое искусство тантрической иконографии, возведения храмов, живописи, архитектуры и музыки. Любая форма, которая живописно или наглядно возникает в сознании человека, образует мандалу. Чтобы создать мандалу, вы должны быть способны смотреть внутрь себя, но не посредством мысли, а посредством видения, столь же ясного, сколь ясно вы видите мир открытыми глазами. Чем яснее ваше внутреннее видение, тем более точной и сильной является созданная вами мандала. Принцип мандалы--ее существование в круге. Поэтому любая мандала должна изображаться в симметрии круга. Это обусловлено тем фактом, что круг считается основной формой. Можно заметить в этой связи, что даже Земля, на которой мы живем, имеет не плоскую, но круглую или эллиптическую форму. Строение мандалы следует тому же принципу, который заложен в структуре света согласно теоретическому научному представлению. Световые волны движутся по кривой, искривляя таким образом пространство и образуя форму дуги. Круглая аура является существенной особенностью мандалы, что совершенно очевидно во всех известных сейчас древних тантрических мандалах.
Все, что угодно, может образовывать мандалу: дерево, дом, машина, животное, человеческое существо; даже ваше тело является мандалой. Имея способность к визуализации посредством внутреннего глаза, вы видите любую форму очень точно, даже более точно, чем это возможно с открытыми глазами. Вы можете наблюдать один и тот же объект как внутри себя, так и снаружи, но разница в том, что, наблюдая объект посредством высшего ума, вы моментально постигаете то, что скрывается за формой. Таким образом, вы способны видеть больше, чем обычный глаз.
В конце концов, каждый из нас может видеть дерево, дом, животное или прекрасный пейзаж и воспроизводить их на холсте или бумаге. Однако это является недостаточной мандалой, потому что мы не были способны ни увидеть скрытое за внешней формой объекта, ни воспринять объект в линейном измерении или в форме цвета или звука. Следовательно, мы не узнаем из этого ничего, кроме того факта, что это есть то, чем оно является.
Для создания мандалы, которая обладала бы энергией и силой, необходимы ясность внутреннего видения и способность воспроизводить увиденное. Некоторые люди могут ясно видеть внутри, но они неспособны воспроизводить увиденное внешне. Часто этим хороший артист отличается от плохого. Оба они могут наблюдать и тот же внутренний образ, но ясность видения и точность воспроизведения будут различаться. Поэтому мандала представляет собой сущность объекта, открывшуюся тому, кто усовершенствовал свое внутреннее видение; внутренний космический образ, воспроизведенный во внешней видимой для всех форме.
Мандала, которую вы создаете, зависит от уровня вашего сознания. чем более развито ваше сознание, тем более универсальное качество будет иметь ваша мандала. Универсальной мандалой, пригодной для всего человечества, является та, которая создана посредством ума, находящегося в созвучии с космическим сознанием. Мандалы, созданные умами, которые находятся еще на индивидуальном плане, не имеют всеобщей привлекательности и способности пробуждать в других высшие уровни сознания. Существуют также мандалы, созданные теми, кто превзошел материальный план и погрузился в сверхсознательный экстаз. Такие мандалы способны вызывать в других духовное переживание. Именно их прежде всего использует тантра.
Каждая культура и цивилизация имеет свои мандалы, характер которых дает нам ясное представление об уровне сознания данного общества. Все формы живописи, скульптуры и архитектуры представляют собой мандалы, извлеченные из пучины ума. Поэтому произведение искусства может быть столь глубоким, столь проникновенным, чтобы оказывать влияние и заставлять благоговеть многие поколения людей, много веков спустя.
Различие между мандалой, созданной художником, и мандалой, созданной мистиком, очень значительно. Художник передает свое внутреннее переживание, претворяя его в концепцию, ограниченную временем и пространством, потому что его способность проникновения не столь глубока. Он часто передает только свои эмоции, но не метафизическую истину. Мистик, с другой стороны, проникает далеко за пределы ограниченного ума, эмоций и интеллекта, и поэтому его переживания в большей степени связаны со вселенскими концепциями космоса. Как художник, так и мистик, исследуют и описывают внутренние истины. Однако, если художник передает свои переживания через произведение искусства, то мистик продолжает претворять один опыт в другой. Мистик стремится раскрывать не внутренние образы, но то, что находится за их пределами. Когда художник делает то же самое, он становится мистиком. Поэтому все искусство, основанное на божественном внутреннем переживании, оказалось способным выдержать испытание временем и существует как бессмертная и вечная идея.
Примечательно, что в Индии все формы живописи, музыки и архитектуры создаются под глубоким влиянием духовных прозрений прошлого. Классическая индийская музыка своими мелодическими переходами, тактом и ритмом создает мандалу, которая может вызывать ответное звучание в глубочайших слоях сознания. Пещеры Аджанты и Эллоры, знаменитые храмы Каджурахо, солнечный храм Конарак в Ориссе и миллионы других подобных творений являются в действительности мандалами, которые оказывают сильное влияние на сознание тех, кто видит их.
Воздействие на сознание всегда очень тонко, хотя и совершенно определенно. Вы не можете знать, на какой уровень ума проникает его влияние. Мандалы имеют дело с подсознательным и бессознательным умом, благодаря чему становится возможным пробуждение внутреннего видения и проявление более глубоких слоев ума.
Тантрические мандалы также представлены живописными образами божественных сил, которые изображаются символически в антропоморфных и зооморфных формах. Тантра утверждает, что эти формы божества не существуют как объективные сущности в какой-либо части стратосферы, управляя нашими судьбами. Однако, учитывая грубость человеческого понимания, она чувствует необходимость развития идеи существования божества в человеческой форме.
Тантра задается вопросом, может ли человек, неспособный смотреть внутрь себя, наблюдать или переживать бесформенную реальность. Мы не можем наблюдать даже наши собственные мысли, не говоря уже о высшей реальности. Поэтому мандала-формы дэв и дэви развились в систему тщательно разработанных и визуально привлекательных символов. Но в конечном итоге человек должен превзойти это грубое представление о божестве, развив его в восприятие бесформенной реальности.
Мандаловая символика дэви и дэв охватывает бесконечное количество форм, цветов, образов. Некоторые из них восхитительно прекрасны, другие вызывающи; некоторые добры и сострадательны, другие гротескны и ужасны; некоторые предлагают божественное силы, другие--материальную выгоду. В каждом случае структура мандалы тщательно разработана с целью вызвать соответствующий отклик в сознании искателя. Эта символика основана на вечной структуре архетипов человеческого коллективного бессознательного, и мандалы вытягивают эти архетипы, подобно тому, как магнит вытягивает металлические опилки из группы бриллиантов.
Концентрация на мандале пробуждает в вас прочно устоявшиеся самскары и открывает неизвестные тайны в форме снов, видений и ментальных действий. Вам не приходится встречать самскары непосредственным образом, и поэтому они не влияют на вашу повседневную деятельность. Они освобождаются во время медитации и во снах. Это является способом избежания грозного и страшного врага, против которого вы беззащитны. Эти мандалы, всегда очень эстетичные и визуально привлекательные, способны пленять и направлять воображение, которое тонким образом связывает вас с высшим умом.
Может быть, самой необычной и вызывающей из всех тантрических мандал является крийа майтхуны. Крийа майтхуны образует мандалу, имеющую соответственные йантры и мантры. Эротические скульптуры храма Каджурахо и других храмов в Ориссе выполнены на основе убежденности тантры в том, что майтхуна является актом, посредством которого могут быть вызваны божественные силы. Мужчина олицетворяет шиву или позитивную противоположность, и женщина олицетворяет шакти или негативную противоположность. Их экзотерическим и эзотерическим соединением создается поле энергии или энергетический цикл, который представляет собой мандалу. Упомянутые творения искусства не говорят о плотских страстях, но о соединении на высшем эзотерическом уровне, которое аналогично соединению энергии и сознания, шивы и шакти.
Линга и йони мандала также символизирует высшее соединение, и поэтому данный символ почитался в Индии на протяжении многих столетий. Линга обозначает то, что является лучезарным, и йони обозначает источник. Поэтому лингу следует понимать как символ чистого сознания, и йони--как источник энергии, которые вместе являются силами, стоящими за творением. Мужчина и женщина соединяются на физическом плане, чтобы испытать переживание единства, из которого они эволюционировали. Это единство как духовный опыт является внутренним переживанием.
Тантра, может быть, является единственной философией, имевшей достаточно смелости говорить об этом. Остальные либо молчали на этот счет, либо эксплуатировали идею, клеймя это как грех и вызывая тем самым в человеке чувство вины и греховности. Вину и стыд очень трудно изгнать из сознания. Они остаются с человеком долгое время, контролируя его действия, ум, личность и жизнь. Пока человек не сумеет прорваться сквозь эти барьеры, он не сможет достичь высшего состояния. Для этого мы должны будем искоренить его вину и стыд.
Идея греха искусно насаждалась в умах людей некоторыми философскими сектами, потому что для них религия стала средством обретения власти, а это требует поддержки масс. Поэтому они дали людям губительную дозу вины и стыда, которые со временем простирают свои щупальца и проявляются в каждой части тела, ума, читты, эго и интеллекта, навсегда порабощая человека.
Но тантристы не беспокоятся о внешнем могуществе, потому что они осознали внутреннее могущество. Их не интересуют массы, но лишь те избранные, кто были достаточно смелыми, чтобы встретить, не дрогнув, подлинный внутренний опыт. Сегодня майтхуна, возможно, выродилась в простой экзотерический акт вследствие сильного давления и запретов, навязанных некоторыми религиями. Однако тантра говорит, что майтхуна не является грехом, но актом поклонения, который может помочь индивидууму превзойти низшее сознание; концепция, которой большинство людей не может поверить из-за своего комплекса вины и стыда. Поэтому данное знание хранилось в секрете и передавалось только от гуру к ученику. Таким образом установилась традиция вечной мандалы, поскольку традиция гуру и ученика начинается и заканчивается в одной и той же точке, что означает вечную непрерывность.
При внимательном рассмотрении становится очевидным, что практика таттва шуддхи также искусно построена как мандала. Мы начинаем практику в определенной точке эволюции и путешествуем очень далеко в "Я". Проследовав процессу эволюции и инволюции творения, мы обнаруживаем себя снова в той же самой точке, как если бы это был бесконечный цикл, которому мы следовали от рождения до смерти и до нового рождения. Когда вы видите реальность, стоящую за вашим рождением и существованием, в вас пробуждается желание освобождения, побуждающее находить средства к освобождению себя из этого бесконечного цикла причины и следствия.
То, что практика таттва шуддхи получила форму круга, не является совпадением. Это обдуманная система, конкретная идея; это направленная сила, которая является секретом могущества мандалы. Вы можете узнать эту силу, если только вы стремитесь к ней так же, как молодой человек стремится к своей первой любви. Практика дает вам проникновение в эту тайную силу мандалы, мгновенное, как мигание глаза, после чего вы можете даже не подозревать о случившемся переживании. Однако последствия можно ощутить на тонком уровне вашего сознания, и это является той частью вас, которую тантра старается достичь.

ТАТТВА (Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Так как Таттвы есть просто субстрат семи сил Природы, то как это может быть? Имеются семь форм Пракрити, как учит «Санкхья» Капилы? «Вишну Пурана» и другие труды. Пракрити есть Природа, Материя (первоначальная и элементарная); поэтому логика требует, чтобы Таттв тоже было семь. Ибо, означают ли Таттвы, как учит Оккультизм, «силы Природы», или же, как объясняет ученый Рама Прасад, «субстанцию, из которой создана Вселенная» и «силу, которою она поддерживается» – все это одно; они суть Сила, Пуруша, и Материя, Пракрита. И если форм или, точнее, планов последней всего семь, то и сил ее должно быть семь. Другими словами, степени плотности материи и степени той силы, которая одушевляет ее, должны идти рука об руку.

Вселенная сотворена из Таттвы, поддерживается Таттвой и исчезает в Таттве, –

говорит Шива, как цитируется из «Шивагамы» в «Тончайшие Силы Природы». Это разрешает вопрос; если Пракрити семерична, то и Таттв должно быть семь, ибо, как сказано, они суть и Субстанция и Сила, или автоматическая Материя и Дух, который ее одушевляет.

Это объяснение дается здесь, чтобы дать возможность ученику читать между строками в так называемых оккультных статьях по Санскритской Философии, которые не должны ввести его в заблуждение. Доктрина о семи Таттвах (принципах Вселенной и также человека) считалась в старину большой святыней и поэтому держалась в тайне браминами, которые ныне почти забыли это учение. Все же оно преподается до нынешнего дня в Школах за Гималайским хребтом, хотя в Индии о нем теперь едва ли слышали или помнят, за исключением редких Посвященных. Однако курс постепенно изменился; челам начали преподавать общие его контуры, и ко времени прихода Т. О. в Индию в 1879 г. мне было приказано преподать это в экзотерической форме одному или двум. Я сейчас выдаю это Эзотерически.

< ... > ТАТТВИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ

Итак, в Природе мы находим семь Сил или семь Центров Сил, и кажется, что все соответствует этому числу, как например, семеричная шкала в музыке или Звуках и семеричный спектр Цветов. Я еще не исчерпала в предыдущих томах номенклатуру и все доказательства этому, все же достаточно уже дано, чтобы показать каждому мыслителю, что приведенные факты не являются совпадениями, но очень веским свидетельством.

Имеются несколько причин, почему в индусских системах говорится только о пяти Таттвах. Одну из них я уже упомянула; другая заключается в том, что мы достигли лишь Пятую Расу и наделены (поскольку Наука способна убедиться) только пятью чувствами, потому существование остальных двух, остающихся все еще латентными в человеке, может быть доказано только феноменальными явлениями, которые для материалистов совсем не считаются свидетельствами. Пять физических чувств считаются соответствующими пяти низшим Таттвам; два еще не развитых чувства в человеке и две силы или Таттвы, забытые браминами и все еще непризнанные Наукой, настолько субъективны и высочайшая из них настолько священна, что они могут быть признаны и познаваемы только высочайшими Оккультными Науками. Легко понять, что эти две Таттвы и два чувства (шестое и седьмое) соответствуют двум высшим человеческим принципам – Буддхи и Аурической Оболочке, насыщенной светом Атмы. Если мы путем оккультной тренировки не откроем в самих себе шестое и седьмое чувства, мы никогда не постигнем правильно их соответствующие образы. Таким образом, утверждение в «Тончайшие Силы Природы», что на Таттвической шкале самой высшей изо всех Таттв является Акаша (за которой следует (только) четыре Таттвы, каждая из которых становится грубее своей предшественницы), если оно сделано с Эзотерической точки зрения, – ошибочно.

< ... >

две высшие Таттвы настолько же сокрыты для обычного смертного, как шестое и седьмое чувства от материалистического ума.

Поэтому, в то время как санскритская и индусская Философия вообще говорят только о пяти Таттвах, оккультисты называют семь, заставляя их этим соответствовать каждой семеричности в Природе. Таттвы располагаются в том же самом порядке как семь макро и микрокосмических Сил, и как учит Эзотеризм, они суть следующие:

Все они соответствуют нашим Принципам, и семи чувствам и силам в человеке. Какова порожденная или вызванная в нас Таттва, или Сила, так будут действовать наши тела.

< ... >

в экзотерической Философии Йоги и в Хатха-йогической практике Акаша Таттва помещается в голове (или физическом мозгу) человека; Тэджас Таттва – в плечах; Вайю Таттва – в пупе (местопребывание всех фаллических Богов, «творцов» Вселенной и человека); Апас Таттва – в коленях; Притхиви Таттва – в ступнях. Следовательно, две высшие Таттвы и их соответствия игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

< ... > ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ И ТАНТРИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦЫ ТАТТВ
Эзотерические Принципы, Таттвы, или Силы, и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами Тантрические Таттвы и их Соответствия с Человеческим Телом, Состояниями Материи и Цветами
Таттвы Принципы Сослтояние Материи Части Тела Цвета Таттвы Состоя­ние Материи Части Тела Цвета
(а)
Ади
Ауричес­кое Яйцо Предвечная, Духовная Субстанция; Акаша; Субстрат Духа Эфира Обнимает все тело и пронизы­вает его. Обоюдное эманирова­ние во­внутрь и наружу Синтез всех Цветов Синий (а)
Игнори­руется
Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
(b)
Ану­падака
Буддхи Духовная Сущность, или Дух "Предвеч­ные Воды Глуби" Третий Глаз или Шишковид­ная Железа Желтый (b)
Игнори­руется
Игнори­руется Игнори­руется Игнори­руется
(c)
Алайа, или Акаша
Манас ЭГО Эфир Пространства, или Акаша в своей третьей дифференци­ации. Критическое Состояние Пара Голова Индиго (c)
Акаша
Эфир Голова Черный, или бесцвет­ный
(d)
Вайю
Кама Манас Критическое Состояние Материи Горло до Пупа Зеленый (d)
Вайю
Газ Пуп Синий
(e)
Тэд­жас
Кама (Рупа) Сущность грубой Материи; соответству­ет Льду Плечи и Руки до Бедер Красный (e)
Тэджас
Тепло (?) Плечи Крас­ный
(f)
Апас
Линга Шарира Грубый Эфир, или Жидкий Воздух Бедра до Колен Фиолето­вый (f)
Апас
Жидкое Коле­ни Белый
(g)
Прит­хиви
Живое Тело в Пране, или животная жизнь Плотное и Критическое Состояние Колена до Ступней Оранжево-Красный* (g)
Притхиви
Плотное Ступни Жел­тый**

* Сразу можно заметить, как перевернуты цвета Таттв, отраженные в Астральном Свете, если мы находим Индиго названным Черным; зеленый – синим; фиолетовый – белым; и оранжевый – желтым.

** Цвета, я повторяю, не следуют здесь призматической шкале – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый – ибо эта шкала является неправильным отражением, чистой Майей; тогда как наша эзотерическая шкала есть шкала духовный сфер, семи планов Макрокосма.

ПЕРВООСНОВА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА - ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРИТХВИ-ТАТТВА (СТИХИЯ ЗЕМЛИ)

ПРИТХВИ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Символически представлена желтым квадратом. Обитель Змеи Кундалини (Кундалини-Шакти). Качества: стабильность, терпение, сила, изобилие. Из органов чувств соответствует обонянию, из планет - Юпитеру. Притхви дает способность контролировать страсти и соотносится с муладхара-чакрой.

АПАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОДЫ)

АПАС (санскр.), или Джала, соответствует стихии Воды, а также всем богиням, олицетворяющим воду. Символически эта таттва представлена серебряным полумесяцем. Апас (Джала) может принимать любые формы (или же содержит все возможные формы в себе). Символизирует непроявленное, неограниченные возможности и трансцендентность. Ее основное состояние - пассивное. Поэтому она становится вместилищем разнообразных впечатлений и энергии. Символизирует очищение, подсознание, сопереживание, сексуальность. Соответствует планете Венера. Дает способность контролировать астральное тело и соотносится со свадхистхана-чакрой.

ТЕДЖАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ОГНЯ)

ТЕДЖАС (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, олицетворение священного пламени. Символически представлен красным треугольником. Ассоциируется с солнечным светом, мужским началом и динамичной, беспокойной силой, обращенной вовне; со страстью, интуицией и несотворенным, изначальным светом сознания. Соответствует плану атмосферы, Солнцу и Марсу. Дает способность к ритуально-магической работе и соотносится с манипура-чакрой.

ВАЙЮ-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОЗДУХА)

ВАЙЮ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог и властитель воздуха. Символически представлен голубым (синим) кругом. Это символ свободы, открытого пространства, интеллекта, ума; способствует левитации, проникновению в любое место (как это делает воздух). Соответствует эфирному плану, Меркурию и Луне. Вайю дает разнообразные сверхъестественные способности и соотносится с анахата-чакрой.

АКАША-ТАТТВА (ДУХ)

АКАША (санскр.) условно переводится как «пространство». Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство. Акаша «как субстанция» приблизительно соответствует «эфиру» или «квинтэссенции» западной традиции; кроме того, она отождествляется со всемирным пространством.

Символически она представлена черным или темно-синим яйцом. Темно-синий - цвет Акаши (эфира) и горла Шивы. Он символизирует синеву ночного неба и синий немес Тота. Как писал Алистер Кроули, «этот немес - таинственная, но плодоносная тьма, окутывающая репродуктивные процессы. Крылатое Яйцо - символ одухотворенной фаллической энергии. Это Яйцо - не что иное, как Акаша, источник всего сотворенного мира» . Ее эквивалент - Сатурн, проявленный Логос, библейский Святой Дух. Основная характеристика Акаши - звук. Из органов чувств она соответствует слуху. Акаша дает мудрость и соотносится с вишуддха-чакрой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В СУЩНОСТЬ КАЖДОЙ ТАТТВЫ

1. Когда сгущается ночная тьма, перед отходом ко сну, представляйте себе, как огромное яйцевидное облако, светящееся темно-фиолетовым светом, окутывает вас со всех сторон и погружает в теплую таинственную темноту, обитель сновидений. При этом мысленно повторяйте звук «Хам». Это - Акаша.

2. Глядя на небо или на дальние холмы, окрашенные в мягкие тона голубой дымкой воздуха, воображайте плывущую у вас перед глазами исполинскую синюю или голубую сферу Вайю, сквозь которую вы и наблюдаете окрестный пейзаж. При этом мысленно повторяйте звук «Ям».

3. Если же вы смотрите на огонь, будто то пламя камина, печи, свечи, костра, или извержение вулкана, или даже газовой комфорки, то пусть перед вашими глазами встает огромный треугольник Теджаса. При этом мысленно повторяйте звук «Рам».

4. Глядя на воду - море, реку, озеро или даже воду в своей раковине, - старайтесь видеть серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, - Апас. При этом мысленно повторяйте звук «Вам».

Маги древней Индии, изучавшие строение мира, определили пять основных материй, из которых состоит весь окружающий мир – не только физический, но и мир наших ощущений и чувств. Даже наша мысль материальна.

Эти пять материй проявляются и в пяти органах чувств, и в пяти пранах, различных дыханиях человека, и в пяти следующих друг за другом периодах, – пяти таттвах .

Санскритское слово ТАТТВА имеет очень много значений: материя, основание, принцип, период, а в самом широком смысле это опора, на которой стоит мир. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии. Астрология изучает проявление таттв во времени.

Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и своих управителей.

Сразу после восхода Солнца начинается таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет ее – черный.
Вторая Таттва – ВАЙЮ ,- находится под влиянием Меркурия и Луны, цвета ее – зеленый и синий.
Третья Таттва – ТЕДЖАС ,- под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
Четвертая Таттва ПРИТХИВИ ,- находится под влиянием Юпитера, цвет ее желтый.
И, наконец, последняя, пятая Таттва АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Таттва в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения. Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, - он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

Акаша – таттва


Эта таттва выражает принцип, отрицающий жизнь всего физического, принцип уничтожения и разрушения материи. Серьезный характер этой таттвы показывает: в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это время, подходящее только для медитации, самоуглубления, молитвы.

Акаша – таттва молчания . В это время человек не должен начинать никакую духовную деятельность, потому что не достигнет никакого результата. Начало творческого процесса в эту таттву может принести муки и страдания… Начало дружбы или любовных отношений в это время несет разочарования и быстрый разрыв. Акаша – таттва смерти. Много людей умирает под ее влиянием.

Она несет внезапную смерть, агонию, потерю сознания. Смерть при этой таттве может придти после долгой, тяжелой и изнурительной болезни… Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость. Акаша очень редко приносит беременность, а если это происходит, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.