Задания вступительных испытаний по биологии. Программа вступительных испытаний по биологии

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО БИОЛОГИИ

Санкт – Петербург

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 7

Кафедра социальной психологии

Составитель:

доктор биологических наук, профессор кафедры социальной психологии И.Г. Андреева

    Общие положения

Вступительные испытания по биологии предусмотрены для абитуриентов поступающих на обучение по направлению 030300.62 «Психология». Программа вступительных испытаний по биологии ориентирована на обязательный минимум знаний по биологии в объеме средней общеобразовательной школы.

Испытания проводятся а форме устного экзамена по итогам которого оцениваются:

    знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;

    взаимосвязь строения и функций организма; уровни организации живой природы; учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов; экологические закономерности;

    умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.

Отбор вопросов для устного экзамена, степень их детализации и конкретные формулировки учитывают общий гуманитарный профиль Университета, а также специфику специальности.

Оценка вступительных испытаний осуществляется по 100-бальной системе.

Максимальный балл по первому пункту билета - 50, по второму пункту билета - 50.

    Программа по биологии

Общие вопросы биологии .

Биология (от греч. «биос» - жизнь, «логос» - наука, учение) – наука о жизни, ее формах и закономерностях. Это название науки было предложено в 1802г. немецким ботаником Л.Х. Тревиранусом (1779–1864гг.), но определение биологии как самостоятельной дисциплины было дано только в 1809 г. крупнейшим французским ученым Ж.Б. Ламарком.

Первыми сложились науки о животных (зоология) и растениях (ботаника), основы медицины (анатомия), затем – физиология. Другие крупные дисциплины, например, гидробиология (наука о сообществах водных организмов), микробиология (наука о микробах – мельчайших, невидимых невооруженным глазом организмах) и другие появились значительно позже. В настоящее время кроме перечисленных биология включает биохимию, цитологию, гистологию, генетику, селекцию, палеонтологию, фармакологию, молекулярную биологию. Биология – наука о живой природе. Она изучает уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Познает признаки живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, размножение, движение, адаптация. Важными темами изучения являются следующие. Эволюция органического мира. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Направления и результаты эволюции. Система органического мира. Классификация организмов. Биогеоценозы: естественные и искусственные. Экосистема. Экологические факторы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера, роль биологического разнообразия в устойчивом развитии и сохранении биосферы.

Клетка . Клеточная теория. Клеточное строение организмов. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого. Строение и функции клетки. Клетки прокариот и эукариот, автотрофных и гетеротрофных организмов. Вирусы, особенности их строения и функционирования. Химический состав клетки. Роль воды и органических веществ (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) в клетке. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в ускорении химических реакций в клетке. Энергетический и пластический обмен, их роль в организме. Биосинтез белка. Фотосинтез. Клетки соматические и половые. Хромосомы, их набор в соматических и половых клетках. Деление клеток: митоз и мейоз. Биологическое значение митоза и мейоза. Оплодотворение и его значение.

Наследственность и изменчивость организмов . Скрещивание и анализ потомства – основной метод изучения наследственности. Моно- и дигибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Законы наследственности, установленные Г. Менделем: единообразие первого поколения гибридов; закон расщепления; закон независимого наследования. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Генотип как целостная система. Модификационная изменчивость, ее пределы. Роль генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Мутации, их материальные основы – изменения генов и хромосом.

Эволюция органического мира . Многообразие видов в природе, сортов растений и пород животных. Учение Ч.Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленности к среде обитания. Вид, его характеристика. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей и борьба за существование. Формы борьбы за существование как основа естественного отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Мутации – материал для естественного и искусственного отбора. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Доказательства эволюции органического мира и происхождения человека от животных. Основные направления эволюции. Главные ароморфозы в эволюции растений и животных. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Основные этапы эволюции человека.

Экосистемы . Биогеоценоз или экосистема. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение разнообразных видов, популяций в экосистемах. Приспособленность организмов кобитанию в экосистеме. Цепи питания. Организмы – производители, потребители и разрушители органического вещества. Круговорот веществ. Изменения в экосистемах. Искусственные экосистемы, их особенности. Биосфера – биологическая оболочка Земли, распространение в ней биомассы, границы биосферы.

Основные царства живого . Бактерии. Одноклеточные организмы. Строение, жизнедеятельность, размножение и распространение бактерий. Разнообразие бактерий по строению, способу питания, среде обитания. Место бактерий в системе органического мира.

Грибы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, эукариоты, гетеротрофы. Особенности строения и функций грибной клетки. Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе органического мира, разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания.

Лишайники. Комплексные симбиотические организмы, особенности их питания, среды обитания. Место лишайников в системе органического мира. Разнообразие лишайников, из роль в экосистемах.

Растения. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Особенности растительного организма как автотрофного и эукариотического. Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки, тканей, органов.

Питание растений . Передвижение веществ. Минеральное питание. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Фотосинтез. Особенности строения листа в связи с фотосинтезом, роль хлоропластов и хлорофилла в этом процессе.

Дыхание растений , его роль в обеспечении растительного организма энергией. Устьица, чечевички, их роль в газообмене.

Размножение, рост и развитие растений . Бесполое и половое размножение. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Опыление. Оплодотворение. Развитие растений от оплодотворения до образования семян.

Классификация растений . Водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Их происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистемах. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений. Их значение в природе и для человека

Животные . Животный мир как составная часть природы, его разнообразие. Особенности организма животного как гетеротрофного и эукариотического. Отличие животных от растений. Особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов, систем органов, организма животного, их взаимосвязь.

Дыхание . Разнообразие органов дыхания животных. Газообмен в них. Поступление кислорода в клетки тела, окисление органических веществ и освобождение энергии.

Транспорт веществ в организме животных . Роль жидкой внутренней среды в транспорте и обеспечении клеток тела кислородом и питательными веществами, в удалении из организма продуктов жизнедеятельности. Органы кровообращения позвоночных: сердце и кровеносные сосуды. Работа сердца млекопитающих.

Выделение , его значение. Органы выделения.

Обмен веществ . Превращение энергии. Зависимость интенсивности обмена веществ от количества поступающего в клетки кислорода. Хладнокровные и теплокровные животные.

Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности животных, в установлении связи организма со средой. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной деятельности животных. Поведение животных.

Передвижение животных . Опорно-двигательная система, ее усложнение в процессе эволюции животных.

Размножение, рост и развитие животных . Размножение, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Значение объединения материнского и отцовского набора хромосом при оплодотворении. Рост животных. Деление клеток. Возрастные ограничения роста животных.

Классификация животных . Одноклеточные животные, особенности их среды обитания, строения и жизнедеятельности. Возникновение многоклеточных животных, специализация их клеток. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразия, приспособленность к среде обитания беспозвоночных животных, их классификация. Типы: кишечнополостные, плоские, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, членистоногие. Классы членистоногих: ракообразные, паукообразные, насекомые. Тип хордовые: многообразие, особенности строения и жизнедеятельности, классификация. Особенности строения и жизнедеятельности позвоночных, их поведение, размножение и развитие. Основные классы позвоночных: хрящевые и костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отряды млекопитающих. Основные этапы и направления эволюции позвоночных, их происхождение.

Человек . Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных. Клеточное строение организма человека.

Передвижение . Строение скелета человека, его строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Сходство скелета человека и млекопитающих. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Мышцы . Строение и функции скелетных мышц. Мышечное волокно, его строение. Работа мышц и их утомление.

Транспорт веществ . Система органов кровообращения и ее значение. Внутренняя среда, ее роль в организме. Химический состав крови и ее строение. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Группы крови. Иммунитет.

Органы кровообращения . Сердце и кровеносные сосуды. Строение артерий, вен и капилляров. Поперечнополосатая сердечная ткань. Работа сердца и ее регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение. Строение лимфатической системы.

Питание и пищеварение . Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, ее строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желез в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки, ткани. Регуляция деятельности органов пищеварения.

Обмен веществ . Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. Витамины, их роль в обмене веществ. Расход энергии. Выделение из организма конечных продуктов обмена веществ. Кожа, ее строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции.

Система органов размножения . Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роль гормональной регуляции в половом развитии организма. Рождение, рост, развитие ребенка. Подростковый период.

Регуляция в процессе жизнедеятельности . Нейрогуморальная регуляция, ее роль в обеспечении связей органов, систем органов, взаимосвязи организма и среды. Железы внутренней секреции, гормоны, их значение в регуляции функций организма, для его роста и развития.

Нервная система , ее центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга. Органы чувств. Анализаторы, их значение. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Социальная обусловленность поведения человека. Сон и его значение.

Антропогенез . Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животного. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и образование рас. Популяционная структура вида homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека.

Доктор биологических наук Н. СОКОЛОВА и доктор биологических наук А. КАМЕНСКИЙ (Биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова).

Начало 60-х годов. Очередная реформа образования: 11-летнее обучение, профилированные школы, для преподавания приглашаются ведущие ученые, перед школьниками открываются двери научных лабораторий. Результат изменения срока обучения в школе сказывается в 1965 году: той весной в школах - удвоенный выпуск (10- и 11-классников) и как следствие - колоссальные конкурсы в вузы, особенно в МГУ. Конкурс на биолого-почвенном факультете МГУ был тогда 25 человек на место, а сдавали абитуриенты все что угодно, кроме биологии, которую в школе, как правило, и за предмет-то не считали: так, что-то вроде "физ-ры" или пения. Зато по математике было два экзамена - письменный и устный, а кроме того, писали сочинение и устно сдавали химию и физику. Экзамен по биологии в МГУ ввели позже, и стал этот экзамен устным.


Была в этом своя прелесть для преподавателей: они могли основательно поговорить с абитуриентом, услышать от него немало нового и интересного. Экзаменаторы не без удовольствия делились друг с другом "новостями": "Представляете, зигота, оказывается, возникает в результате слияния двух родителей, а если хлореллу выставить на свет, то ее листья обязательно позеленеют!". Однако такая форма опроса влекла за собой многочисленные сложности. Иногда абитуриент утверждал, что его "неправильно поняли", что дополнительные вопросы выходили за рамки программы (а это действительно случалось довольно часто, так как принимали экзамены сотрудники факультета, не всегда точно представлявшие себе рамки школьной программы), что экзаменаторы нарушили такие-то и такие-то правила (допустим, посмотрели в экзаменационном листе, какие были получены оценки за предыдущие экзамены)... Все это привело в конце концов к введению письменного экзамена, который в большой степени устранил перечисленные выше трудности: проверка работ стала строго анонимной, ответ был теперь зафиксирован в виде документа, что давало вполне реальную основу для объективной оценки.

Что же представляет собой экзамен по биологии на биологическом факультете МГУ сейчас? В основе требований, предъявляемых к абитуриенту, лежит глубокое освоение школьной программы по биологии. Попробуем объяснить, что значит "глубокое освоение". Наши школьники (гимназисты, лицеисты) имеют в своем распоряжении школьные учебники нескольких типов

1) учебники, утвержденные Министерством образования РФ;

3) неконтролируемую массу учебных пособий, как отечественных, так и переводных.

Так вот, для "глубокого освоения" необходимо и достаточно иметь учебники первых двух типов и утвержденную программу по биологии для поступающих в вузы (переиздается ежегодно в Справочнике для поступающих в МГУ, да и в других справочниках). По поводу программы следует сделать некоторые уточнения: дело в том, что в последнее время некоторые вузы создают свои программы, отражающие специфику того или иного вуза. МГУ проводит экзамены в строгом соответствии со школьной программой по биологии, утвержденной Министерством образования РФ, именно эта программа и печатается в Справочнике.

Какие же трудности ожидают абитуриента на тернистом пути подготовки к вступительному экзамену? Вот и пришло время поговорить о "вымыслах и реальности".

Вымысел № 1: экзамен сдать невозможно, если не будешь заниматься по "Вилли и Детье", "Грину, Стауту и Тейлору" и так далее - следует перечисление старых и новых переводных учебников издательства "Мир". Учебников действительно интересно написанных, прекрасно оформленных, но для подготовки к нашему экзамену вовсе не обязательных, а иной раз и нежелательных. Необязательность их объясняется изложением большого по объему сверхпрограммного материала: прекрасно, если абитуриент этот материал будет знать, но именно - знать, то есть уверенно ориентироваться в нем. Чаще же всего это выражается в усвоении некоего ряда отрывочных сведений, в "полузнании", которое, как известно, хуже полного незнания. Нежелательность использования этих изданий при подготовке к экзамену связана с двумя причинами: первая - это ошибки и неточности перевода, вторая - иной, чем это принято в нашей программе, подход к порядку изложения материала.

Вымысел № 2: экзамен сдать невозможно, если не будешь заниматься с репетитором, желательно членом экзаменационной комиссии, которому должны быть ведомы многие тайны. Развенчание этого вымысла следует начать с "тайн". Повторим еще раз, что никаких таинственных спецэффектов при составлении экзаменационных билетов нет и быть не может. Экзаменационные билеты составляются на основании программы. При этом на биологическом факультете МГУ, как правило, исходят из следующего принципа: в каждом билете должны быть отражены все четыре раздела программы: ботаника, зоология, физиология и общая биология. При составлении билетов всегда учитывается реальная обстановка, в которой абитуриенты пишут ответы на вопросы: экзамен длится ровно 4 часа; очевидно, что писать в течение всего этого времени, ни на минуту не прерываясь, невозможно, следовательно, реальное время, которое будет израсходовано на написание ответа, уменьшается в среднем минут на 30-45. Поэтому вопросы должны быть скомпонованы в билете так, чтобы за 3,5 часа абитуриент сумел бы эффективно продемонстрировать свою подготовку по всем разделам биологии. Для иллюстрации того, как это делается, приведем экзаменационные билеты прошлого года:

Биофак 97-1.

1. Общая характеристика лишайников: строение, питание, размножение. Положение лишайников в трофической структуре сообществ и роль в природе.

2. Характеристика насекомых на примере животных с неполным превращением: внешнее и внутреннее строение, развитие, процессы жизнедеятельности. Формы взаимоотношений с другими организмами.

3. Строение и функции тканей человека. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная) и их возникновение в ходе развития организма.

4. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Биофак 97-2.

1. Общая характеристика мхов; основные группы. Особенности строения и размножения листостебельных мхов (на примерах). Экологическое значение мхов.

2. Общая характеристика типа Кольчатые черви. Дождевой червь: строение, размножение, жизнедеятельность, роль в природе. Представители кольчатых червей среди наземных и водных видов.

3. Кожа человека: строение и функции.

4. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Биофак 97-3.

1. Общая характеристика грибов: строение, питание, размножение шляпочных и плесневых грибов. Экологическая роль грибов.

2. Класс Пресмыкающихся: характерные черты внешнего и внутреннего строения, их связь с процессами жизнедеятельности. Приспособления к наземному образу жизни.

3. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах человека. Роль гуморальной регуляции в организме. Примеры болезней, вызванных расстройством гормональной системы.

4. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Биофак 97- 4.

1. Характеристика типа Покрытосеменные на примере растений класса однодольных. Строение, жизнедеятельность и размножение. Важнейшие представители класса.

2. Характеристика класса Паукообразные. Паук-крестовик: внешнее и внутреннее строение, размножение, жизнь в природе. Другие представители класса.

3. Понятие о вегетативной нервной системе. Нервная регуляция кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем человека.

4. Главные направления эволюции. Примеры биологического прогресса и регресса. Ароморфоз, идиоадаптация: определения и примеры для различных групп.

Итак, по первому разделу программы были предложены вопросы по Высшим растениям (Высшие споровые и Покрытосеменные), вопрос по царству Грибов и очень непростой (несмотря на кажущуюся простоту) вопрос "Лишайники": дело в том, что именно в этом случае абитуриенты имели возможность (и должны были) продемонстрировать понимание целого ряда общих биологических закономерностей, таких, как симбиоз, разные типы питания, различные способы размножения и т. д. Таким образом, в своей совокупности эти вопросы позволили приемной комиссии оценить знания идущих к нам абитуриентов "в целом", выявив при такого рода оценке наиболее слабые места в общей подготовке поступающих.

То же и в отношении других вопросов: так, вопросы по зоологии отражали материал по зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных; по физиологии - материал по физиологии нервной системы, эндокринологии, строению и функции всех тканей; по общей биологии были представлены вопросы, вызывающие, как правило, наибольшие затруднения: ошибки при рассказе об эволюционном учении, о законах генетики встречаются очень часто.

Очевидно, что никаких сверхпрограммных "подводных рифов" в приведенных выше билетах нет. Ответы на них требуют лишь одного: глубокого и серьезного изучения материала школьной программы, что, конечно же, вполне возможно при высокопрофессиональном преподавании биологии в школе. К сожалению, такой уровень есть далеко не во всех школах, более того, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с совершенно парадоксальной ситуацией: биологию (и не только биологию) прекращают преподавать уже в 8-9-м классах, что приводит в конечном счете к тому самому "полузнанию"... В таких случаях помощь, конечно же, необходима, а предоставить ее могут различные курсы по подготовке к экзаменам или специальные пособия для абитуриентов. Необходимо только четко понимать следующую простую истину: никаких преимуществ формального плана такие курсы не дают, и ни в коем случае никто из преподающих на этих курсах не может знать, какие именно вопросы будут на экзамене. А объясняется это чрезвычайно просто: все экзаменационные билеты в МГУ составляет председатель экзаменационной комиссии и, как это ни печально для абитуриентов, ни с кем при этом не советуется...

Обратимся к оценке следующего вымысла - вымысла № 3: можно сделать такие удивительные шпаргалки, которые никто обнаружить не сможет, а человек в результате будет осчастливлен отличной оценкой. Увы, не бывает таких шпаргалок. А вот неприятностей при попытке их применения хватает с избытком. Вообще-то, по правилам проведения экзамена застигнутого на месте "преступления" списывающего положено изгонять из аудитории. Так что - не советуем.

Но использование методики составления шпаргалок при подготовке очень рекомендуем. Хорошая "шпора" (естественно, составленная самим автором) есть не что иное, как изданное "самиздатом" краткое пособие по биологии с четкой систематизацией всех необходимых сведений.

Попытаемся теперь оценить реальные трудности, ожидающие абитуриента. Одна из них связана с разрозненным, фрагментарным восприятием школьного курса биологии. Объясняется это тем, что ботанику "проходят" в 5-6-х классах, зоологию - в 6-7-х и т. д. К 10-му классу, когда переходят к общей биологии, вся предшествующая информация оказывается напрочь забытой. Трудность эту хотя бы отчасти можно преодолеть, применяя метод "параллельного", а не "последовательного" освоения материала. Например, при изучении первого раздела программы ("Растения") обратиться в то же время к четвертому разделу ("Общая биология"), в котором рассмотреть вопросы, имеющие прямое отношение к основной теме (строение растительной клетки, фотосинтез, в связи с изучением бактерий проанализировать специфику строения клеток прокариотических организмов, разобраться в таких вопросах, как разные виды авто- и гетеротрофного питания, разные типы дыхания и т. д.). Такой метод "параллельного" освоения материала способствует достижению очень важной цели - пониманию единства живой природы, некоторых общих закономерностей, которые в ней существуют. Непонимание этих общих закономерностей и относится еще к одной трудности подготовки к экзамену.

Любой абитуриент мечтает поступить в избранный вуз и мало думает о том, что его там ждет. Так вот, хорошо подготовиться к поступлению нужно еще и потому, что уровень читаемых на первом курсе биологического факультета лекций по ботанике, зоологии, цитологии, химии и т. д. очень высок. Преподаватели заранее уверены, что все поступившие блестяще знают школьную программу (а так и должно быть), и сразу задают высокий темп подачи знаний в слабые головы первокурсников. Учиться, таким образом, трудно, а сдавать экзамены в сессию надо на "отлично", а то не примут на хорошую (популярную) кафедру, не возьмут в лучшую лабораторию, не рекомендуют в аспирантуру. Ведь в университете конкурсный отбор продолжается от первого до последнего дня учебы.

Одна из стандартных ошибок при предэкзаменационной подготовке связана со стремлением запомнить, зазубрить массу частностей. Чисто механическая зубрежка требует огромных и малопроизводительных затрат сил и времени. Опасна она еще и потому, что при потере даже одного "бита информации" абитуриент просто-напросто впадет в панику.

Гораздо эффективнее постараться понять некоторые основные законы существования живой материи на разных уровнях организации, а частные примеры оставить для иллюстрации того или иного положения (или иллюстрации исключения из общего правила, что нередко встречается в нашей науке).

И, наконец, еще одна сложность связана с подчас неудачным изложением материала в учебнике. Примером этому может послужить вопрос, предложенный в 1997 году: "Понятие о вегетативной нервной системе. Регуляция кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем человека". Вопрос был сформулирован в строгом соответствии с программой, сложность же состояла в том, что при ответе на него следовало показать понимание регуляции висцеральных систем организма в целом. Именно это и оказалось камнем преткновения для большинства абитуриентов. Читая ответы на этот вопрос, мы узнали немало интересного: "все вегетативные функции, кроме половых, контролируются корой головного мозга"; "вегетативная нервная система регулирует внутренние органы без участия в этом самого организма" и, наконец, "понятия о вегетативной нервной системе не имею никакого!". Вот так, коротко и ясно. А между тем все необходимые сведения есть в учебнике для 9-го класса, правда, приведены они в разных параграфах. Избежать такого рода трудностей можно, используя для подготовки как утвержденные, так и рекомендованные министерством учебники. Так, например, по анатомии и физиологии человека настоятельно рекомендуем пользоваться помимо учебника Цузмер А. М. и Петришиной О. Л. сравнительно недавно вышедшим в свет учебником А. С. Батуева, И. Д. Кузьмина, А. Д. Ноздрачева и др. (Биология: Человек. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений // Под ред. А. С. Батуева).

Специфическая трудность, подстерегающая сильных, хорошо знающих биологию абитуриентов, связана с недостатком времени. Были в нашей практике случаи, когда интересную, хорошо выполненную работу мы не могли оценить по достоинству из-за отсутствия ответа на один из вопросов. Для экзаменаторов - это свидетельство незнания целого раздела программы! А все дело было в том, что человек увлекся, забыл о времени, не успел... Надо четко понимать, что экзамен - это то же самое, что спортивное соревнование, к которому надо подходить в отличной форме и все рассчитав - и тогда успех будет обеспечен!

На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

  1. знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
  2. знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;
  3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.

I. Растения

Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня. Понятие ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство лилейных.

Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.

Основные группы растений. Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (хламидомонада, плеврококк, хлорелла). Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Хвощ. Плаун. Папоротник. Строение и размножение.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений.

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.

II. Животные

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.

Одноклеточные. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Зеленая эвглена - одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип - гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития.

Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.

III. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятия о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П.Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

IV. Общая биология

Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

Эволюционное учение

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Микроэволюция. Видообразование.

Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.

Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.

Развитие органического мира

Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира.

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.

Происхождение человека

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Основы экологии

Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика.

Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования.

Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений.

Охрана биогеоценозов.

Основы учения о биосфере

Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.

Основы цитологии

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене.

Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы.

Деление клетки и его значение.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Возникновение жизни на Земле.

Основы генетики

Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилов. Экспериментальное получение мутаций.

Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Основы селекции

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.

Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплодия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).

Биосфера и научно-технический прогресс

Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.

На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

1. знание основных понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;

2. знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;

3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.

I. Растения

Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение и его строение.

Семя . Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая).

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений посредством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневыми черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение и окружающая среда . Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство порядок (отряд), класс, отдел (тип). Значение международных названий растений.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных.

Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство лилейных.

Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.

Основные группы растений. Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей (хламидомонада, хлорелла). Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение.

Хвощ. Плаун. Папоротник. Строение и размножение.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана растений.

Развитие растительного мира на Земле . Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Бактерии, грибы, лишайники . Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.

II. Животные

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.

Одноклеточные . Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.

Зеленая эвглена - одноклеточный организм с признаками животного и растения.

Инфузория-туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Тип Кишечнополостные . Общая характеристика типа. Пресноводный полип - гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение бесполое и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.

Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Медицинское значение.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств.

Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития.

Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча - опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.

Класс Рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).

Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.

III. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятия о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П.Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение . Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции . Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

IV. Общая биология

Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

Эволюционное учение

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности.

Микроэволюция. Видообразование.

Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов, усложнение организмов.

Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.

Развитие органического мира

Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация и дегенерация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Возникновение жизни на Земле. Краткая история развития органического мира по эрам.

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Происхождение человека

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Австралопитековые. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность расизма.

Основы экологии

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Фотопериодизм.

Вид, его экологическая характеристика.

Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования.

Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений.

Влияние человека на видовое разнообразие животных и растений.

Охрана биогеоценозов.

Основы учения о биосфере

Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.

Основы цитологии

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке, его сущность и этапы. АТФ и её значение в обмене веществ и энергии. Синтез АТФ в клетке.

Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код наследственной информации. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Медицинское значение вирусов.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Деление клеток. Митоз, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Основные процессы, происходящие в митозе и мейозе. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Онтогенез. Развитие зародыша (на примере животных). Основные этапы и процессы эмбрионального развития. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Основы генетики

Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Промежуточное наследование при неполном доминировании.

Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении.

Закон независимого наследования и его цитологические основы.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом (кроссинговер).

Взаимодействие и множественное действие генов.

Генетика пола.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система.

Генетика человека, её основные методы и значение для медицины. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилов. Экспериментальное получение мутаций.

Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Основы селекции

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции.

Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).

Биосфера и научно-технический прогресс

Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.