Задание 15 егэ практика. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Что требуется от Вас при выполнении этого задания

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку открывает блок заданий по пунктуации и проверяет ваше умение видеть синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания. Чтобы правильно выполнить это задание, вам надо уметь различать простые и сложные предложения, а также правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.

Формулировка задания

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание

поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова

и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского

пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные

или стихотворные импровизации.

3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий

детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как

общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной

5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и

В этом задании нам встретятся сочинительные союзы , которые могут связывать как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложносочиненного.

Рассмотрим разные варианты простых предложений с однородными членами.

  1. Одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И) не требуют запятой.

    Ветер срывал с берез мокрые листья и бросал их на траву. Ночью вьюга злится да стучит в окно. Выбрать чёрный или синий костюм? Надо решиться сейчас либо забыть об этом навсегда.

  2. Однородные члены предложения с союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО,

    ДА (= НО) всегда разделяются запятой.

    Поворчал он, да не посмел ослушаться. С тобой не соглашусь, однако возражать не буду.

  3. Есть союзы, состоящие из нескольких слов: ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ, НИ – НИ (повторяющиеся) и НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; КАК…, ТАК И…; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО… (составные). В предложении с такими союзами ставятся запятые между однородными членами. Не ставьте запятую перед первой частью союза!

    Позвонил в дверь не то сосед , не то почтальон . Мне всё это то ли приснилось , то ли припомнилось . Во дворе не было слышно ни лая собак, ни голосов людей, ни шелеста листьев. Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено . Я люблю как стихи, так и прозу Пушкина.

    Примечание: в устойчивых сочетаниях запятая не ставится (ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни себе ни людям и т.п.)

  4. Повторяться могут и одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА. В таком случае запятая ставится между однородными членами. Не ставьте запятую перед первым союзом!

    Бурный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Ты либо просишь прощения, либо покидаешь наш дом навсегда. Все и кричали, и размахивали руками, и бегали по берегу одновременно .

    Однородные члены могут соединяться парами. Вот как ставим знаки:

    Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи, в филармонию и в консерваторию.

  5. Одиночные союзы могут соединять однородные члены, относящиеся к разным рядам, в таком случае они не являются повторяющимися.

    Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал их на траву. Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи и посещал филармонию.

Сложносочиненное предложение

1. Между частями сложного предложения ставится запятая.

О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть. Подморозило, и к утру деревья покрылись инеем. Гул затих вдали, и долго потом не было слышно ни звука.

2. Союзы И могут встретиться в одном сложном предложении, но играть при этом разные роли: соединять однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного.

[Мраком задернуты небо и даль], и [ветер осенний наводит печаль]. [Раннее утро в самом разгаре], и [дышится по-весеннему легко и радостно] .

3. Запятая между частями сложного предложения не ставится , если оба простых предложения имеют общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.

ЕГЭ 2017 Задание 15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами



Так выглядит это задание в демоверсии 2017

Расставьте знаки ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Ответ: 23



Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

  • Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
  • За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
  • Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.


Повторим основные понятия

Как следует из формулировки задания 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении. Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.



Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

1 ) отвечают на один и тот же вопрос

2)зависят от одного и того же слова

3) произносятся с перечислительной

интонацией

Однородные члены предложения



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Помни!

Во-первых , однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых , однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Обозначим однородный член знаком Ο .



Правило. Однородные члены предложения могут использоваться

без союзов

с одиночными союзами

с повторяющимися союзами

В саду расцвели розы , лилии , ромашки

соединительными союзами и, да(=и), или

с двойными союзами

не только… но и

либо…либо

как…так и

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

если не…то

Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.

не столько сколько

не то…не то

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

хотя и…но

1) и Ο, и Ο, и Ο

или Ο, или Ο, или Ο

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο

Не железным ключом открывается сердце, А добротой .

Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο

как Ο, так и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .

3) Ο и Ο, Ο и Ο

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):

Запятые нигде не ставятся!



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Ловушка №2!

Фразеологические обороты

(устойчивые сочетания слов):

  • Ни с того ни с сего
  • И день и ночь
  • И стар и млад
  • И смех и горе
  • И там и сям
  • Ни взад ни вперед
  • Ни да ни нет
  • Ни за что ни про что
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни свет ни заря

Запятая внутри них не ставится!



  • Мы были не только удивлены, но и обрадованы .
  • Гаврила хотел что-то возразить, да сжал губы.

не только но и

как так

да (но)



Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

  • Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин.

или или

  • Запятая не ставится во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами:

и то и сё,

ни то ни сё,

ни свет ни заря,

ни рыба ни мясо,

ни днём ни ночью,

ни дать ни взять,

ни взад ни вперёд.



Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

  • Пурга, сильный ветер остановили путников.
  • Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака Тимофеевича.
  • Снег и ветер , солнце и дождь сменяли друг друга во время нашего путешествия.


Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

  • Она взяла вилку и нож и начала есть .

и и



Постановка запятой в простом предложении с однородными членами

да (но)

фразеологизм

ни ни

или или

и и

не только но и

как так



Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.

И, ДА, НИ… НИ;

ТОЖЕ, ТАКЖЕ;

А, НО, ДА (в значении НО),

ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ;

ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО,

ТО… ТО…,

НЕ ТО… НЕ ТО…,

ТО ЛИ … ТО ЛИ



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Знаки препинания не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например:

Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью . Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например:

К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например:

Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 .

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

  • вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
  • безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо .


Разберём задание

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.

(5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

то, то

Как, так и

(Нет однородных членов, предложение простое).

Ни, ни, ни

1. Находим грамматические основы. Все предложения простые.

2. Устанавливаем, как связаны однородные члены, чертим схемы.

3. Выбираем ДВА варианта ответов: 23



15-1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.
  • В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
  • Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.
  • То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.
  • Солнце быстро прогрело небольшое озеро и в нем сразу закипела жизнь.


15-2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.
  • Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
  • Ни калина не растёт меж ними ни трава не зеленеет.
  • Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.
  • Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное и бьется невероятно быстро.


15-3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.
  • Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
  • Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
  • За чаем собрались гости да хозяева.
  • И ме­тался ветер быстрый по бурьянам и снопами мчались искры по туманам...


15-4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.
  • Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают ко­му-то непрожитые годы.
  • Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал

преимущество живописи перед поэзией и многие современники разделяли его точку зрения.

5) Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное и бьется оно невероятно быстро.



15-5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
  • Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
  • Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
  • Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
  • В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.


15-6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
  • Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
  • Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
  • Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
  • Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно


15-7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
  • В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
  • На улице весь декабрь то снег то дождь…
  • Там будет праздник не только сегодня но и завтра..
  • Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.


15-8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
  • Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
  • Рябина прекрасна и по весне и осенью.
  • Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
  • В его коллекции было много ножей и кинжалов пистолетов и ружей.


15-9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
  • Между тем разведчики Кизевича все не возвращались и это тяжелым камнем лежало на душе комбата.
  • Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
  • Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
  • В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.


15-10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.
  • Недавно шел первый снег и все в природе находилось под властью этого молодого снега.
  • Лесные ягоды лучше всего собирать утром или вечером.
  • Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.
  • Тихо и синева повисла между еще зелеными деревьями.


Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта

и запечатлевается в его лирических строках.

2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

Вариант № 7460307

Ответом к заданиям 1—24 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. При записи ответов пробелы не используйте.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Версия для печати и копирования в MS Word

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твёрдом или газообразном - и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3)Своё агрегатное состояние - жидкое, твёрдое или газообразное - многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

4) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

5) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?Выпишите это слово.

Таким образом,

Вопреки этому

Наоборот,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).


Ответ:

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Окраска оперения у сов сливается с окружающей средой, помогая птице неслышно кружить над покрытой лесом возвышенностью.

2)Природа позаботилась о том, чтобы совы были незаметными во время дневного отдыха: их оперение имеет различную защитную окраску, от коричневатого цвета перьев у лесных сов, рыжего- у обитательниц пустынь до белого цвета у полярных сов.

3) Окраска оперения у сов, как правило, «защитная»; хвост прямоугольный; крылья относительно крупные, округлые, причём у тех видов, которые обитают в лесу, короткие, а у степных сов длинные.

4) Оперение у сов имеет «защитную» окраску, чтобы они были незаметны во время дневного отдыха, причём перья лесных сов имеют коричневатый окрас, «жительниц» пустыни - рыжий, полярных сов - белый.

5) Совы, живущие в пустыне и водящиеся на равнинной местности, отличаются от лесных сов более светлой окраской; у полярных же сов цвет оперения снежно-белый.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Из этого следует,

Наоборот

Несмотря на это,


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕ́МЯ , -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

7. в знач. сказ., с неопред. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.

8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

10. времён кого (чего), в знач. предлога с род. В период, во время существования кого-чего-н. (о ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма. Оружие времён гражданской войны.


Ответ:

намерЕние

Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

Ответ:

В огромном городе можно найти уголки, дающие человеку ЖЕЛАННЫЙ экологический комфорт.

При дождливой погоде и после росы быстро развивается ложная мучнистая роса на огуречных плетях: нижние листочки покрываются ЕДИНИЧНЫМИ, а потом и множественными светло-жёлтыми пятнами, стремительно захватывающими зелёные листовые пластинки.

Премьер во время переговоров обратился к руководству страны с ДРУЖЕСТВЕННЫМ посланием, подчеркнув заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве.

По древесине учёные узнают, когда лето было ДОЖДЕВЫМ, а когда - солнечным, стояли ли весенние заморозки или наступила ранняя зима.

Андреевский мост в Москве - уникальное сооружение: выдающееся для своего времени инженерное решение сочетается в нём с ДОБРОТНОЙ архитектурой, да и внешний вид его хорошо сохранился.

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ДЖИНСОВ

более СВЕТЛЫЙ

ЗАПРЕТЯЩИЙ игры

более ПОЛУТОРАСТА зрителей

около трех АРШИН

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ШЕСТИСТА лет

ПОЕЗЖАЙТЕ

навстречу ЕЙ

нет ТУФЕЛЬ

ВЗГЛЯНИ на картину

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

1) Сравнивая слова «рад» и «отрада», надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней.

2) Сразу по приезде приехавшие родственники к нам в гости поселились на даче.

3) Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

4) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника.

5) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.

6) Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличие от растений других зон.

7) Благодаря нашего проводника поход оказался очень интересным.

8) Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков.

9) Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича.

A Б В Г Д

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение построения предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении сложного предложения

1) Как хозяева, так и гости находились в прекрасном расположении духа: постоянно шутили и смеялись.

3) Вернувшись домой, я вдруг осознал, что на улице стало уже совсем темно.

4) Те, кто называют себя патриотами, должен хорошо знать родной язык.

5) Я с Максимкой на руках долго гуляла по зоопарку, и мой малыш, глядя на зверей, явно получал огромное удовольствие.

6) Я спросил у прохожего о том, что есть ли поблизости какая-нибудь станция метро.

7) Лежавшая книга на полке была той самой, которую я давно искал.

8) Среди ранних публикаций А.И. Солженицына следует отметить рассказ «Матрёнин двор».

9) В кинотеатре «Чайке» скоро появится ещё один зал.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб..риха

д..фференцировать

ут..пический

ун..кальный

пр..тендовать

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..лизовать

проск..чить

отв..рить (овощи)

прим..чание

л..гический

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ро..черк, не..гибаемый;

пр..интересный, пр..строить;

без..скусный, за..нтересованный;

поз..вчера, не..бозримый;

без..ядерный, п..едестал.

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив nропущенную

во... произвести, бе... жалостный

на... треснутый, по... прыгнуть

пр... одолеть, nр... ключение

пост... нфекционный, без... дейный

неи..бежный, ни... падающий

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

крош..чный

талантл..вый

запечатл..вать

француж..нка

оранж..вый

Ответ:

подмораж..вающий

проветр..вать

догадл..вый

юрод..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

верт..шься

накол..шь

засмотр..шься

выпил..шь

провер..вший

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

сил..щийся

беспоко..тся

Ответ:

Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

Тянулась глубокая осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая, ветреная.

Никого кругом (не)было.

Листва висит (не)шелохнувшись.

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дуня (не)лишена обаяния.

Ещё (не)распроданные игрушки уценили.

Он был (не)готов к такому разговору.

Даже в испепеляющую жару в (не)большом дубовом лесочке чувствуешь живительную прохладу.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что поэма «Светлана» В.А. Жуковского является переводной, в ней мы видим ВСЁ(ТАКИ) прекрасный образ русской девушки.

(В)СВЯЗИ с опозданием поезда стоянка была сокращена, (ПО)ЭТОМУ пассажирам не удалось погулять по городу.

(НА)КОНЕЦ знаменитый лектор поблагодарил слушателей, и ТО(ЖЕ) самое сделали остальные докладчики.

(НА)ВСТРЕЧУ нам (В)ДОЛЬ дороги брели, подоткнув полы мокрых плащей, грибники.