Тарас бульба 11 12 глава краткое содержание. Кратчайший пересказ «Тараса Бульбы


В начале первой главы произведения описывается приезд сыновей Тараса Бульбы Остапа и Андрия. Они вернулись домой после обучения в Киевской бурсе. Тарас поприветствовал сыновей, а затем стал насмехаться над их внешним видом, что очень не понравилось Остапу. И на этой почве у отца с сыном завязалась драка. Эту затею прерывает мать, которая безумно соскучилась по своим сыновьям. Она их нежно обнимает.

Тарасу не понравились ласковые отношения сыновей и жены. Ведь он считает, что настоящему казаку нужно лишь чистое поле и хороший конь. И именно поэтому он решает отправить своих молодцев через неделю на Запорожскую Сечь. Это известие очень огорчило мать Остапа и Андрия. Ведь она их и так очень долго не видела, а тут так скоро и снова они разлучатся.

В связи с приездом сыновей Тарас приглашает своих товарищей на застолье. На нем он не много выпивает и решает тряхнуть стариной и отправится на Запорожскую Сечь вместе с Остапом и Андрием. И причем не через неделю, а уже на следующее утро. Такая новость совсем печалит женщину – жену Тараса. И всю ночь, не смыкая глаз, она сидит возле голов своих сыновей, понимая, что возможно она их видит последние часы.

Тарас по характеру был очень упрямый.

Настоящий казак. Не любил он роскоши и с товарищами своими поругался из-за того что они выбрали польскую сторону. Бульба искренне считал себя защитником православия. Всегда приходил на помощь и вставал на защиту населения от арендаторов-жидов, или если кто-то не уважал старшин или православие, то он тут же вместе со своими товарищами разбирались с этими проблемами. А если дело относилось к татарам или туркам, то тут можно даже оружие применять. А пока до отъезда он мечтает, как явится на Сечь и похвастается своими сыновьями, которые выросли настоящими богатырями.

Наступило утро и Бульба с Остапом и Андрием стали собираться. Затем Тарас попросил жену благословить сыновей. А когда они тронулись в дорогу, женщина словно сошла с ума от горя, стала догонять их и кидаться с объятиями на Остапа и Андрия. Ее увели в дом, но мужчинам стало не по себе. Они еле сдержали слезы.

Во второй главе рассказывается, как Тарас, Остап и Андрий всю дорогу ехали молча. Каждый из них был погружен в свои мысли. Бульба был в мечтах о предстоящей встрече. А сыновья вспоминали учебу в Киевской бурсе. Дело в том, что Остап с большим трудом начал учится. Он и сбегал, и букварь закапывал, но его высекали, и он снова продолжал учебу. Но и попытки избежать ее он тоже продолжал. Однако он угомонился только после того, как ему пригрозили 20 летним пребыванием в монастырских служках. Лишь тогда он начал учится с большим рвением.

Андрий же наоборот очень старался в плане учебы. А также рано стал интересоваться женщинами. Во время пути он вспоминал один случай. Однажды во время прогулки по Киеву его чуть не сбила колымага. Тогда он схватил ее рукой и остановил экипаж. Но лошади дернулись, и Андрий оказался лежащим лицом в грязи. Когда стал отряхиваться, увидел польскую красавицу, которая смеялась над ним. Именно тогда он влюбился и не мог забыть то прекрасное личико. Он даже тайком пробрался в дом этой девушки, но настолько оцепенел, что не смог связать и слова, и снова услышал от нее насмешки в свой адрес.

Они долго ехали степью. Останавливались лишь на обед и ночлег. По пути им никто не встретился. Только однажды увидели маленькую черную точку вдали – это, по словам Бульбы, был татарин. Переправившись через Днепр они оказались на Сечи. Казаки там занимались своими делами, кто рубаху зашивал, а кто гопака танцевал. И вскоре Тарас Бульба встретил своих старых знакомых.

Третья глава описывает недельное пребывание Тараса с его сыновьями на Сечи. Там много было веселья, но не пьяниц, а казаков. Женщин там не было, так как им было запрещено находится там. А принимались на Сечь только православные. Там было все общим, деньги, одежда, еда. Воровство считалось низким поступком, а убийство наказывалось очень страшно. Убийцу живьем закапывали в могилу вместе с погибшим.

Все казацкое веселье очень нравилось Остапу и Андрию, однако Тарас хотел, чтобы они попробовали себя в деле. Но сечь в тот момент заключила мирные договора с татарами и турками, и нарушить их никак не могла. Кошевой атаман был против развязывания войны. Тогда Тарас подбил всех, чтоб свергнуть действующего кошевого. И тогда новым атаманом был назначен хороший товарищ Бульбы – казак Кирдяга. Кирдяга настропалил казаков созвать собрание и сделать военную вылазку на турок. Пока шла подготовка, к берегу подошел паром и стал провоцировать казаков, говоря, что пока они тут веселятся на родной Украине, поляки притесняют христиан. Такая попытка пристыдить Запорожцев удалась и казаки поднялись. И начались погромы и убийства евреев. Тогда как раз Бульба спас одного жида Янкеля.

Пятая глава повествует нам, что Война запорожского войска с поляками была в самом разгаре. Пожары охватывали деревни, а скот и лошади угонялись. Казаки жгли католические церкви и убивали арендаторов-жидов. Молодые казаки больше участвовали в боях. Именно там Остап и Андрий показали себя отцу. Бульба очень гордился ими. Остапу, как ему казалось, суждено стать полководцем. Андрий же поражал отца своим безрассудством в бою. Далее в планах запорожцев был захват города Дубно, но там им ответили отпором. И потому казаки взялись за грабежи окрестных деревень. Это все вскоре очень надоело казакам, особенно молодым. Дисциплина снижалась, и все чаще их можно было увидеть навеселе.

Однажды в лагерь казаков тайно пробралась служанка той красивой полячки, которая смеялась над Андрием в Киеве. Она увидела парня и хотела попросить помощь – накормить ее умирающую мать. Тогда у того народа был страшный голод. Андрий, не задумываясь, собрал продукты и отправился вместе с татаркой-служанкой, пошел в осажденный город спасать маму красавицы.

В шестой главе. Придя в город, Андрей увидел большое количество умирающих людей, которые голодали. И готовы были уже сдаться, но знали, что скоро прибудет подкрепление. Андрий увидел свою киевскую знакомую. И тот час же влюбился в нее настолько, что совершил безумные поступок. Он отрекся от родины, от отца, брата и друзей. В ночь предательства Андрия, в город, через осаду казаков, прорвалась также подмога, которая привезла не только продукты, но и пару пленных казаков.

В седьмой главе выяснилось, что казаки напились в дозоре и пропустили подкрепление к полякам. Их как следует, выругали. Казаки стали готовится к битве, однако Тарас не мог найти своего сына Андрия. Он переживал, чтоб тот не попал в плен, но жид Янкель сообщил ему, что был в городе и видел парня там. Андрий просил его передать отцу, что отрекается от него, от родины и от товарищей. И теперь будет воевать против своих соотечественников.

Вскоре состоялась вылазка осажденных поляков. Казаки лихо отбили атаку. Особенно отличился Остап его-то, и поставили новым атаманом вместо погибшего куренного.

В восьмой главе казакам пришла не радостная весть, всех оставшихся на Сечи казаков татары взяли в плен, позабирав скот, лошадей и даже войсковую казну. Тогда, созвавши, совет решили, что часть казаков пойдет выручать пленных у татар во главе с атаманом, а вторая часть отправится продолжать осаду Дубно с временным атаманом этой части Тарасом Бульбой.

В девятой главе поляки остались снова без продуктов. Хотели совершить вылазку, но часть перебили казаки, а часть поляков вернулась не с чем. Евреи во время вылазки узнали, о том что татары взяли в плен казаков и распространили эту новость среди своего населения. Тогда поляки немного прибодрились и были в ожидании битвы. Битва состоялась, она была очень жестокая и страшная. Много казаков было убито. А Тарас Бульба собственными руками и силами убил своего сына Андрия, как предателя. Сказав «Я его породил, я его и убью». А второго сына Бульбы Остапа взяли в плен.

В десятой главе оказывается, что Бульбе в последнем сражение очень досталось. Так как он две недели лежал в бреду. Ему чудом удалось избежать плена. Товарищ Тараса Товкач привез его в Сечь и нашел лекарицу, которая смогла его вылечить только лишь спустя месяц. Однако его сильно угнетали мысли о пленном Остапе и о погибших товарищах. Он решил хоть что-то узнать о сыне. И дав 5 тысяч злотых Янкелю Бульба уговорил жида отвести его в Варшаву.

В одиннадцатой главе Тарас прибыл в Варшаву. Там он проживал у знакомых Янкеля. Он их попросил помочь встретиться с сыном. Однако не смотря на то, что Бульба заплатил охраннику в тюрьме, тот все равно обманул его и Тарас так и не увидел Остапа. Тогда Бульба решил пойти на площадь и там происходила казнь того самого Остапа. Перед казнью были пытки, которые Остап перенес очень достойно и его отец гордился им. Перед казнью Остап позвал отца. А Тарас громко отозвался в толпе, затем скрылся, и его не смогли найти.

(В сокращении)

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе 1 и приехавших уже на дом к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки 2 ! Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

Не смейся, не смейся, батьку! - сказал, наконец, старший из них.

Смотри ты, какой пышный! 3 А отчего ж бы не смеяться?

Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки? - Да уж на чем бы то ни было.

Ну, давай на кулаки! - говорил Бульба, засучив рукава, - посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! - говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. - Дети приехали домой, больше года их не видели, а он задумал нивесть что: на кулаки биться!

Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись. - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали целоваться. - Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас 4 , что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

Вот еще что выдумал! - говорила мать, обнимавшая между тем младшего. - И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом). Ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться! - Э, да ты мазунчик 5 , как я вижу! - говорил Бульба. - Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! вот ваша матерь! Это всё дрянь, чем набивают головы ваши: и академия, и все те книжки, буквари и философия, и всё это ка зна що 6 , я плевать на все это!.. - А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

И всего только одну неделю быть им дома? - говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. - И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбки да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков 7 ; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками 8 , а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная.

Бульба повел сыновей своих в светлицы, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы, в червонных монистах 9 , прибиравшие комнаты. Они, как видно, напугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потом долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами, в сопровождении тихого треньканья бандуры 10 и в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию 11 . Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми, тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы 11 . На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской 12 , турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые 13 скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пестрыми изразцами, - всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время, приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул 14 Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час сыновей представил, говоря:

Вот, смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю.

Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.

Ну ж, паны браты, садись всякий, где кому лучше за стол. Ну, сынки! прежде всего выпьем горелки! - так говорил Бульба. - Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы бусурманов 15 били, и турков бы били, и татарву били бы; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и ляхов бы били! Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как бишь, того звали, что латинские вирши 16 писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю; Гораций 17 , что ли?

«Вишь, какой батько! - подумал про себя старший сын, Остап, - всё, старый собака, знает, а еще и прикидывается».

Я думаю, архимандрит 18 не давал вам и понюхать горелки, - продолжал Тарас. - А признайтесь, сынки, крепко стегали вас березовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и пле-тюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?

Нечего, батько, вспоминать, что было, - отвечал хладнокровно Остап: - что было, то прошло!

Пусть теперь попробует! - сказал Андрий, - пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!

Добре, сынку! ей-богу, добре! Да когда на то пошло, то и я с вами еду! ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать! Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, еду! - И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. - Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам всё это? На что эти горшки? - Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.

Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, - и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. <...>

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь коза-ков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма 19 . Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правило, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары 20 не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства. Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке 21 и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и первой пшеницы, и пришел усталый от своих забот.

Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать на дворе.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видеть их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. <...> Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит 22 свой. <...> Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы всё. Рыдая, глядела она им в очи, которые всемогущий сон начинал уже смыкать, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе. Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил всё, что приказывал вчера.

Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара? (так он обыкновенно называл жену свою). Живее, стара, готовь нам есть, потому, что путь великий лежит!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные 23 красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром 24 ; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин 25 алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

Ну, сыны, всё готово! нечего мешкать! - произнес, наконец, Бульба. - Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба, - моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую 26 , чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

Пусть хранит вас... Божья Матерь... Не забывайте, сынки, мать вашу... пришлите хоть весточку о себе...

Ну, пойдем, дети! - сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст. Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности; она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели. Молодые козаки ехали смутно 27 и удерживали слезы, боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то в разлад. Они, проехавши, оглянулись назад: хутор их как будто ушел в землю; только стояли на земле две трубы от их скромного домика да одни только вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо летевшую через него с помощью своих свежих, быстрых ножек. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит на небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и всё собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!

1 Бурса - духовное училище.
2 Свитка - верхняя длинная одежда. sup>3 Пышный - здесь: гордый, недотрога.
4 Бейбас - балбес.
5 Мазунчик - избалованный. маменькин сын.
6 Ка зна що - черт знает что.
7 Пундики - сладости.
8 Вытребёньки - причуды, затеи.
9 Червонное монисто - красное ожерелье.
10 Бандура - народный украинский музыкальный инструмент.
11 Уния - объединение Православной церкви с Католической под властью Папы Римского.
11 Отводы - деревянные украшения.
12 Венецёйская - венецианская.
13 Берестовые - сделанные из вяза, который на Украине называют берестом.
14 Есаул - средний офицерский чин в казачьих войсках.
15 Бусурман (басурман) - иноверец; здесь: иноземец.
16 Вирши - стихи.
17 Гораций - древнеримский поэт.
18 Архимандрит - монашеский чин; здесь: настоятель, т. е. начальник духовного училища.
19 С дыма - здесь: с каждой хаты.
20 Комиссары - здесь: польские сборщики податей.
21 Ратная наука - военная наука.
22 Колорит - оттенок.
23 Сафьян - кожа высокого качества.
24 Очкур - шнурок, которым затягивали шаровары.
25 Казакин - мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади.
26 Рыцарскую.
27 Смутно - здесь: печально.

Вернувшихся после выпуска из Киевской бурсы. Приезжают два дюжих здоровенных молодца, чьих лиц еще не касалась бритва. Отец подшучивает над молодыми семинаристами и их одеждой, что их немного смущает. Старший сын, Остап, не терпит насмешек и обещает впредь поколотить отца. Тогда, вместо теплой встречи после долгой разлуки, отец с сыном устраивают бой с тумаками и хорошенько тузят друг друга. Худощавая и бледная мать пытается остановить их и образумить своего мужа. Но тот и так прекращает бой и остается доволен сыном. Когда он пытается таким же испытанием приветствовать младшего сына, того, защищая от отца, обнимает мать.

Мать не может налюбоваться своими любимчиками. Однако у Тараса другой план. Он собирается поутру отправить обоих сыновей в Запорожскую Сечь, где они смогут пройти настоящую школу жизни. Изрядно выпив, отец разбуянился и начал бить горшки. Он решил, что они поедут все вместе, ведь они казаки, им дома делать нечего, на воле их место. Мать, привыкшая к пьяным выходкам мужа, втайне надеялась, что он отоспится и отсрочит день отъезда, ведь ей так не хотелось снова прощаться со своими детьми. Но Тарас остался непреклонен и поутру он с сыновьями собрался в путь. На прощание мать обняла сыновей и заплакала, а они сдерживали слезы, чтобы не гневить отца.

По дороге ехали молча, каждый думал о чем-то своем. Тарас Бульба думал о том, как привезет сыновей в Запорожье и будет знакомить с друзьями. Остап был юношей с упорным характером. Его интересовали лишь бои и пирушки. Андрий же был более изобретательным и любил женщин. Сейчас у него на уме была одна прекрасная полячка, с которой он познакомился в Киеве. Однажды он даже пробрался к ней в спальню через каминную трубу, но стук в дверь заставил его спрятаться под кровать. Когда беда миновала, татарка, служанка панночки, тайком вывела его в сад, откуда он смог бежать. Еще раз он видел любимую полячку в костеле, но затем она уехала. Именно о ней и думал, потупив глаза в гриву своего коня, Андрий. Отец, очнувшись от своих дум, предложил остановиться и перекурить.

Доехав до Днепра, все трое сели на паром до Сечи. Там были толпы народа, собранных в небольшие кучи. Тарас отвел сыновей на площадь, где собиралась казацкая рада. Там он встретил знакомые лица и начались приветствия. Сечь встречала их разгульной жизнью. Андрий и Остап с головой кинулись в эту праздность. Однако старому казаку такой образ жизни был не по душе. Он хотел поднять запорожцев в поход и поэтому не хотел, чтобы они тратили свою казацкую удаль на пиршества и пьянки. Он настроил их на перевыборы кошевого, так как нынешний был на стороне казачьих врагов. А когда был избран новый кошевой, то под напором старых вояк, в том числе и Тараса, он решился на поход на Польшу. Вскоре весь юго-запад Польши стал жить в страхе.

Тарасу было приятно наблюдать, как в боях возмужали его сыновья. Они теперь были среди первых. В попытках взять город Дубно, в котором много богатых обывателей и полна казна, казаки встречают отчаянное сопротивление, но не отступают. Они решают осаждать город и морить его жителей голодом. В то же время от нечего делать грабят окрестные селения и выжигают хлебные поля. Остапу и Андрию не по душе такая жизнь, но отец их успокаивает, говорит, что скоро начнутся ожесточенные сражения. Так прошло две недели, но дело с места не сдвинулось. В одну темную ночь Андрию показалось, что к нему подходит призрак какой-то женщины.

Присмотревшись, он узнал в ней татарку – служанку польской панночки, в которую он был влюблен. Татарка шепнула ему, что его возлюбленная в городе, она видела его с городского вала и просит его прийти, помочь хотя бы куском хлеба ее умирающей матери. Андрий, недолго думая, собрал съестные запасы и отправился к возлюбленной. Татарка повела его по подземному ходу, чтобы никто их не увидел. Он понимал, что этим поступком он отрекся от отца, брата, товарищей и отчизны. Но его «отчизной» была она – молодая панночка, что милее всех его сердцу. Он готов был защищать ее до последнего вздоха от своих же товарищей. Ради нее он стал на сторону поляков. Когда Тарас Бульба узнал о предательстве своего сына, то был вне себя от ярости.

В помощь осажденным были присланы польские войска. Пройдя мимо пьяных казаков, они многих перебили и пленили. Это событие подвигло казаков на решительные действия. Начались кровавые сражения. В толпе сражающихся поляков Тарас увидел своего сына. Тот тоже увидел отца, но лишь трусливо спрятался в толпе воинов и отдавал приказы. Войско Тараса, как и он сам вело ожесточенные бой и поляки бросились бежать, подумав, что имеют дело с самим дьяволом. Когда полководец оказался лицом к лицу с сыном, тот не сдвинулся с места. Отец убивает сына, а тот перед смертью произносит лишь одно слово – имя прекрасной панночки. К полякам поспевает подкрепление и им все-таки удается разгромить казаков. Остап попадает в плен, а Тараса Бульбу спасают товарищи и увозят в Запорожье.

Тарас был сильно избит и изранен. Он проснулся в избенке казака Товкача, который рассказал, что за его голову дают большие деньги. Вскоре Тарас встал на ноги и отправился в Сечь. Он сильно тосковал по сыну. Заплатив много денег жиду Янкелю, он переправился в Варшаву, где должны были казнить пленных казаков. Действие происходило на городской площади. Тарас присутствовал при казни сына и слышал его последние слова. Тот ни одного стона ни проронил при пытках, лишь спросил: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» Отец ответил: «Слышу!». Из толпы его кинулись ловить, но его и след простыл. Тарас поклялся отомстить за смерть сына.

Более ста тысяч казаков поднялись на бой с поляками. Среди них был и полк Тараса Бульбы. Это была не разрозненная борьба, а крик целой нации, которая боролась за свою религию, честь и за свои права. Сам Тарас стал чрезвычайно жесток и свиреп по отношению к врагу. Для обидчиков у него были припасены только огонь и истребление. Когда разгромленный польский гетман Николай Потоцкий предложил заключить мир и дал клятву никогда не наносить вред казацким войскам, с этим «миром» не согласился только полковник Бульба. Он был уверен, что ляхи не сдержат слова и еще нанесут вероломный удар. В итоге, он увел свой полк, а его предсказания сбылись: поляки собрали новые силы и напали все-таки на казаков.

Тарас со своим войском в это время гулял по всей Польше и продолжал мстить за сына. Вскоре полки Потоцкого настигли и его отряд. Это было на берегу Днестра, когда казаки остановились в разваленной крепости на отдых. Бой длился четыре дня. Выжившие казаки пробиваются, но их атаман по дороге на минутку останавливается, и тогда его настигают враги. Тараса привязали к дубу железными цепями, прибив руки к дереву гвоздями, и развели под ним костер. Перед смертью он крикнул товарищам, чтобы те уходили по реке. Казакам удалось спастись. А старый атаман и в последнюю минуту думал о друзьях и их будущих победах.

Скучающие без дела казаки напились в дозоре и пропустили подкрепление к полякам. Кошевой собрал войско и отругал запорожцев за пьянство. Один из куренных атаманов пообещал побить поляков. Казаки начали готовиться к битве. А Тарас нигде не мог найти Андрия, беспокоясь, что он мог попасть в плен. К нему подошел Янкель, знакомый еврей. Он рассказал Бульбе, что ходил в город и видел там его младшего сына. Янкель, сказал Тарасу, что Андрий там не в плену. Он просил передать отцу, что отрекается от своей родины, товарищей и отца. Теперь Андрий будет воевать против своих товарищей. Вскоре состоялась вылазка осажденных поляков. Казаки лихо отбили атаку. В бою отличился Остап. После боя казаки уманского куреня выбрали Остапа своим атаманом, вместо погибшего в бою куренного. Тарас был горд за старшего сына, а за младшего — у него болело сердце.

Из сечи пришла печальная весть. Прослышав об отлучке казаков на Запорожье совершили набег татары. Избив оставшихся в куренях казаков и взяв их в плен, они угнали скот и лошадей, а также забрали войсковую казну. Казаки спешно собрали совет, чтобы решить проблему. Ведь, если они не поспешат на выручку, пленных татары продадут в неволю. Кошевой решил снять осаду Дубно и идти отбивать пленных и казну. Но Тарас был против этого плана. Он говорит, что в осажденном городе тоже есть пленные казаки, которым грозят пытки и смерть. Тогда решили, что часть казачьего войска во главе с кошевым атаманом идет выручать из татарского плена своих товарищей и казну, а оставшиеся, выбрав временным атаманом, Тараса Бульбу продолжат осаду Дубно. Ночью часть казаков уходит на поиски татар. После расставания казаки приуныли, но Тарас велел распаковать вино. Казаки выпили за веру и сечь.

В городе снова закончилась провизия. Поляки пробовали сделать вылазку за продуктами, но казаки перебили половину из них, другая половина вернулась в город с пустыми руками. Евреи, воспользовавшись вылазкой, пробрались в лагерь казаков и узнали об ушедших на татар казаках Эту новость они тут же распространили в городе. Поляки приободрились и начали готовиться к битве, они решили снять осаду, перебив казаков Тарас, видя оживление в городе, стал спешно готовить запорожцев к бою. Он произносит речь, которая воодушевляет казаков. Страшная и жестокая была битва. Много хороших казаков сложило головы за веру и отчизну. В этом бою Тарас Бульба убил своего сына Андрия. «Я тебя породил, я тебя и убью» — так сказал Тарас. Но даже перед смертью Андрий шептал имя своей полячки. А вот храбрый и честный Остап попал в плен.

О том, как жили предыдущие поколения, можно узнать не только из учебника по истории, но и из произведений классической литературы. Краткое содержание по главам повести «Тарас Бульба» поможет узнать, какие события из жизни запорожцев отражены в этом небольшом, но очень важном произведении.

Повесть «Тарас Бульба» впервые была напечатана в 1835 году в литературном сборнике «Миргород».

Следующие семь лет Гоголь продолжал работать над произведением о запорожском казаке Тарасе Бульбе и его сыновьях. Переработанный вариант книги появляется в собрании сочинений писателя.

Важно! Чтобы понять нравы и обычаи казаков, царившие на Украине в XVII веке, полезно изучить историю Запорожской Сечи.

В кратком изложении повести Гоголя рассказано о содержании произведения. Название глав автором представлено лаконично, римскими цифрами. Главные герои:

  • запорожский казак Тарас Бульба,
  • его сыновья Остап и Андрий,
  • Польская красавица.

I

Тарас Бульба, уважаемый запорожский казак, встречает сыновей, вернувшихся домой после окончания киевской духовной академии. Насмехаясь над поповской одеждой, отец устраивает потешную потасовку со старшим сыном. Старый воин Бульба решает отправить Остапа и Андрия в Запорожскую Сечь совершать ратные подвиги.

Вечером в доме Тараса Бульбы собираются гости – простые казаки, полковые сотники. В хмельном угаре хозяин объявляет, что он поедет вместе с сыновьями. Мать, не сомкнувшая глаз всю ночь, оплакивает судьбу взрослых детей. Она не надеется больше их увидеть.

II

На рассвете Тарас Бульба с сыновьями отправляются в путь. Их сопровождает десяток казаков. Бескрайняя запорожская степь живет своей жизнью. Путники останавливаются только на ночлег и короткие обеды. Сыновья Бульбы вспоминают время обучения в бурсе.

Через три дня отряд приезжает на остров Хортица, главную базу запорожцев. Жизнь поселения проходит своим чередом – ремесленники занимаются обыденным трудом, казаки пьют горилку, веселятся.

Тарас Бульба встречает старых друзей, казаков, с которыми совершал боевые походы. Бывалые запорожцы дают краткий пересказ подвигов погибших и казненных приятелей.

III

Жители Запорожской Сечи не утруждали себя изучением воинских дисциплин. Боевой опыт приобретался казаками во время беспрерывных стычек с противником. Запорожцы с утра и до ночи пиршествовали, если не воевали. Это было не банальное пьянство казаков, а разгул бешеной веселости братьев по оружию, переживших жестокие сражения.

С первых дней пребывания в Запорожской Сечи Остап и Андрий зарекомендовали себя смелыми, ловкими казаками. Но отцу хотелось, чтобы сыновья получили боевую закалку в настоящей битве.

Тарас и кошевой атаман, который не хотел воевать с турками и татарами, ссорятся. Бульба подговаривает пьяных старшин переизбрать предводителя. Вождем запорожских казаков назначают Кирдягу.

IV

На следующий день Тарас и глава Запорожской Сечи обсуждают возможность организации военной экспедиции. На сходе казаков было решено провести разведку окрестных земель и начать подготовку боевого снаряжения.

К пристани причаливает паром с людьми, одежда которых изорвана. Из рассказа беженцев казаки узнают о произволе, который творят польские паны и еврейские торговцы. Разгневанные запорожцы собираются в поход. Указания воинам, как вести себя в ратном деле, раздает мудрый атаман Кирдяга.

V

Юго-запад польской земли охватил пожар запорожского нашествия. Монастыри и селения грабились казаками, разрушались.

Несмелые попытки правительственных полков противостоять набегам вольных запорожцев пресекались удалью и напором бесстрашных казаков. Сыновья Бульбы отличаются в боях.

Городок Дубно, славившийся богатой казной и зажиточными обывателями, не удалось захватить с налета. Запорожцы организовали осаду крепости. Однажды ночью Андрий встретил знакомую татарку.

Она служила у панночки, которую он полюбил, будучи киевским семинаристом. По приказу хозяйки девушка пробралась в лагерь спящих запорожских казаков, чтобы умолить юношу дать хлеба.

Служанка проводит молодого парня, набравшего мешок еды, через тайный подземный ход в осажденный город.

VI

Проходя по городу, Андрий видит страшные картины. На улицах лежат умирающие или уже умершие от голода люди. Обессилевшие стражники, охраняющие дом панночки, еле держатся на ногах.

Происходит встреча молодых людей. Оба изменились с момента последней встречи. Перед мужественным запорожским воином, в которого превратился смешной бурсак, стояла не юная девица, но женщина совершенного изящества.

Казак клянется выполнить любую просьбу красавицы.

В город входят два польских полка с продовольствием. При прорыве блокады пленена половина Переяславского отряда казаков.

VII

Тарас Бульба узнает, что младший сын перебежал к полякам и предал отца, брата и Отчизну, обещав жениться на полячке после снятия осады. На общем сборе запорожцы решают переходить к активным боевым действиям.

Отряд шляхтичей делает вылазку за крепостной вал. Жаркий бой заканчивается победой запорожцев. Среди казаков есть потери. Сына Бульбы Остапа, отличившегося в стычке, выбирают куренным атаманом вместо убитого казака.

Отец гордится старшим сыном и клянется уничтожить полячку, совратившую младшего отпрыска.

VIII

В стан осаждающих куреней прискакал казак с вестью, что татарская орда разграбила Запорожье и пленила оставшихся селян. На военном совете предлагается догонять татар.

Но Бульба напоминает о захваченных поляками товарищах. Было решено разделить войско. Одна часть запорожцев останется продолжать осаду, а другая половина будет преследовать татар.

После обеда все казаки легли отдыхать. Ночью отряды, возглавляемые кошевым атаманом, покинули окрестности Дубно. Запорожцы, оставшиеся с Тарасом, готовились к предстоящим боям.

IX

Перед решающей битвой Тарас Бульба по казацкому обычаю произносит речь перед запорожскими воинами. Он говорит о братстве людей, которым славится родная земля.

Старый вояка упоминает и о предателях, которые перенимают чужеземные обычаи, гнушаются родным языком, продают товарищей, ради того чтобы собственные амбары ломились от добра, а в табунах бегали откормленные лошади. Он верит, что такие подлецы покаются и искупят свою вину.

В страшном бою запорожцы, потеряв убитыми многих славных воинов, громили отряды шляхтичей. Но из городских ворот на помощь отступавшим ляхам вылетел гусарский полк под командованием Андрия. Увидев сына, Бульба приказывает заманить изменника к лесу. Здесь старый казак вершит отцовский суд, убивая предателя.

Свежие польские полки разбивают остатки запорожских куреней. Остапа захватывают в плен. Тяжело раненого атамана увозят в Запорожскую Сечь.

X

Через полтора месяца Бульба встал на ноги. Никого из старых товарищей не осталось в Запорожье. Тяжелые думы о судьбе сына Остапа тяготят душу отца.

Поляки обещают крупное вознаграждение тому, кто выдаст Тараса. Запорожец приезжает к знакомому еврею, который обещает тайно провезти казака в Варшаву.

XI

Спрятанного под кучей кирпича в телеге Тараса Бульбу привозят в польскую столицу.

Подкупив охранников, евреи договариваются о свидании отца с сыном. Однако план срывается.

Бульба приходит на городскую площадь, подготовленную для казни.

Стойко переносил мучения доблестный казак. В последнюю минуту Остапу хотелось, чтобы его услышал отец.

Ответив сыну из толпы: «Слышу!», старый запорожец Бульба исчезает.

XII

Сто двадцать тысяч ратников собралось под знамена гетмана Остряницы для войны с поляками. Одним из полков запорожцев командовал Бульба. Там, где проходили запорожские казаки под предводительством Тараса, оставалась выжженная земля.

Не подчинился старый запорожец мирному договору, подписанному воеводой Потоцким с казаками. Тарас Бульба по зову сердца продолжил мстить за гибель сына.

Вместе со своими воинами безутешный отец разорял польские замки и сжигал костелы. На берегу Днестра у крепостных развалин произошло последнее сражение запорожцев. Бывалый вояка совершил ошибку. Он нагнулся за упавшей трубкой, и ляхи схватили его.

Поляки приковали запорожского атамана к дереву и развели костер. Но даже в огне атаман продолжал командовать запорожцами и прославлять православную веру.

Важно! Краткий пересказ не дает полного представления о произведении Н.В. Гоголя. Повесть следует читать самостоятельно, а можно слушать аудиозапись в исполнении мастеров художественного слова. Читатель получит истинное наслаждение от приобщения к чистому русскому языку.

Критическая полемика

Выход в свет книги Н. В. Гоголя вызвал бурную полемику в интеллигентской среде. О повести писали:

  • Белинский В.Г.,
  • Овсянико-Куликовский Д.Н.,
  • Погодин М.П.,
  • Жаботинский В.Е.
  • Михаил Грабовский.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» получила положительные отзывы литературоведов. Вместе с тем реакционные критики считали, что писатель воспевает смерть в кровавых батальных сценах.

Польский писатель М. Грабовский упрекает автора в приукрашивании запорожского казачества и неисторичности произведения. Журналист В. Жаботинский обвиняет Гоголя в антисемитизме.

Наоборот, историк и издатель М.П. Погодин восхищается поэтичностью и разнообразием описания казаков и степного Запорожья. Критик Н.П. Надеждин отмечает мастерство изображения образов и характеров, увлекательность повествования.

Скрупулезный анализ «Тараса Бульбы» представил В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Литературовед назвал произведение эпопеей, описывающей жизнь народа в героические моменты истории.

Характер запорожца Бульбы, по мнению критика, сочетает высокую патетику и юмор, беззаветную любовь к Родине и испепеляющую ненависть к врагам.

Лингвист Д.Н. Овсянико-Куликовский относит к достоинствам повести слияние реалистичного стиля изложения с элементами романтизма. Дмитрий Николаевич отмечает умение Гоголя поднимать бытовые персонажи запорожцев до уровня национального характера. У Гоголя запорожские казаки – гуляки и драчуны – превращаются в народных героев.

Полезное видео

Подведем итоги

Повесть «Тарас Бульба» воспевает дух православной веры, мощь русского характера. В многообразии современных книг трудно встретить подобное представление темы. Невозможно отыскать автора, способного повествовать так, как Гоголь.

Чтение книг гениального писателя – прекрасная возможность насладиться безупречным русским языком.