Тайпины в китае были сторонниками. Учение и деятельность Хун Сюцуаня

April 20th, 2016

Восставшие тайпины, «хунтоу»-красноголовые. Современный китайский рисунок. Повстанец в центре, скорее всего, на плече несёт примитивный бамбуковый огнемёт.

В первой половине девятнадцатого века Китай находился в бедственном положении. Китайцы уже третий век изнывали под гнетом маньчжурской династии Цин. Маньчжуры всячески унижали китайцев, навязывали им свои обычаи, например, заставляли носить косу. Тогда же к этому добавилось еще и давление Запада. Потерпев неудачу в первой опиумной войне 1840-42 гг. (одной из причин ее была попытка китайских властей пресечь ввоз опиума английскими контрабандистами в страну), Китай вынужден был пойти на заключение ряда неравноправных договоров и выплату огромной контрибуции. Для выплаты контрибуции Цинская династия облагала население все новыми налогами и повинностями. Поток же европейских промышленных товаров подрывал ремесленное производство и разорял китайских ремесленников. С каждым годом число недовольных росло.

И как это традиционно было в истории Китая, все недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.



Лидер тайпинского восстания, «младший брат Иисуса Христа» Хун Сюцюань. Рисунок XIX века. Впрочем, некоторые китайские историки считают, что здесь изображён другой главарь восстания - лидер «триад» Хун Дацюань

Таких тайных союзов и обществ - религиозных, политических, мафиозных, а зачастую всё это вместе и разом - в Китае издревле было великое множество. В эпоху империи Цин они выступали против маньчжурского господства, за восстановление старой, уже ставшей легендой национальной династии Мин: «Фань Цин, фу Мин!» (Долой династию Цин, восстановим династию Мин!).

В конце XVIII века, одно из них - самое известное по «мафиозному» имени «Триада» - подняло восстание против маньчжуров на Тайване и в южных приморских провинциях. Так закончился почти вековой период относительного социального мира внутри империи. На рубеже XIX столетия в северном Китае буддийское тайное общество «Байляньцзяо» (Белый лотос) возглавило большое крестьянское восстание, длившееся почти девять лет. Характерно, что после подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял - сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», требовавшие вознаграждения после демобилизации. К ним примкнули новобранцы войск «зелёного знамени», протестовавшие против плохого снабжения. Вырезать опытных солдат маньчжуры уже не могли и, чтобы утихомирить военный мятеж, раздали бунтовщикам земли из казённого фонда.

Вся первая половина XIX столетия прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных волнений, разрозненных бунтов и мятежей тайных обществ и национальных меньшинств. В 1813 году последователи секты «Небесного разума» даже штурмовали императорский дворец в Пекине.

Восьми десяткам нападающих удалось прорваться в покои императора, но они были перебиты маньчжурскими гвардейцами из «Цзинь-цзюнь-ин», дворцовой стражи.

Но новая секта или новое тайное общество отличалось от прежних тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве. (не могу не напомнить вам наше недавнее обсуждение )


"Общество поклонения небесному владыке", основанное на юге Китая сельским учителем Хун Сю-цюанем. Хун Сю-цюань происходил из крестьян, но мечтал о власти и славе. Он трижды пытался стать чиновником, но неизменно проваливался на экзаменах, которые в Китае сдавали все, кто претендовал на занятие государственной должности. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии, получившие однако своеобразную направленность, роднящую его с латиноамериканской "теологией освобождения". В основе этого учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за построение небесного царства на земле. Сам Хун Сю-цюань провозгласил себя младшим братом Христа и создавал в состоянии экстаза религиозно-революционные гимны, в которых излагались цели основанного им общества и пути их достижения.

Число последователей Хун Сю-цюаня постоянно росло и к концу сороковых годов "Общество поклонения небесному владыке" насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиозно-политическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.

Местные власти ничего не могли с ними поделать, не помогла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание "Небесного государства великого благоденствия" ("Тайпин тянь-го"). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами. Глава секты Хун Сю-цюань получил титул "небесного князя". Численность восставших к тому времени составила около 50 тысяч человек.


Офицеры армии тайпинов, европейский рисунок XIX века

Армейская структура тайпинов

Нанкин на долгие годы стал центром нового государства, тайпины переименовали «южную столицу» в «небесную». Именно здесь они смогли приступить к реорганизации своей армии и социальным реформам, чтобы устроить справедливость и всеобщее счастье, как они его представляли.

Низшей организационной ячейкой армии был «у» (пятёрка, отделение) - четверо рядовых-«цзу» и их командир-«учжан». Каждый рядовой солдат в пятёрке носил особое звание, применявшееся в качестве номера: «чжунфан» (атакующий), «бо-ди» (поражающий врага), «цзицзин» (разящий) и «шенли» (победитель). Каждый «у» также носил специальные названия вместо номеров: «сильный», «храбрый», «героический», «стойкий» и «воинственный».

Пять отделений-«у» составляли взвод-«лян» во главе с командиром «сыма». Взводы носили названия по сторонам света: северный, южный, западный и восточный. Четыре взвода составляли сотню или роту-«цзу», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров. Пять рот формировали полк-«люй»: 500 солдат и 26 командиров, включая командира полка - «люйшуай». Полки носили названия: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию-«ши», которую возглавлял дивизионный командир-«шишуай».

В состав каждой дивизии кроме пехоты входила небольшая кавалерийская часть. Пять дивизий составляли корпус-«цзюнь»: 13 166 бойцов по штату, во главе с командующим-«цзюньшуай». «Шуай» - буквально: вождь или предводитель. Здесь тайпинские «люйшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» сходны с СС-овскими «штандартенфюрер», «бригадефюрер», «группенфюрер»…

Несколько повстанческих корпусов, под командованием обычно одного из тайпинских государей-«ванов», составляли отдельную армию. Количество корпусов не было определённым и в годы наибольшего успеха тайпинов доходило до 95.


Типичное оружие тайпинов на начальном этапе восстания — именно такое захватили на складах в Йоджоу

Современники считали, что тайпины воспроизводили военную систему легендарной древнекитайской империи Чжоу, созданную императором и полководцем У-ваном за тысячу лет до нашей эры. Интересно, что европейские наблюдатели, современники тех событий, применяли в описании армии тайпинов древнеримскую военную терминологию: центурии, когорты, легионы…
Кроме полевых частей в армии тайпинов были созданы технические части: два корпуса сапёров по 12 500 человек в каждом, шесть корпусов кузнецов и плотников, имелись и другие вспомогательные войска. Речной флот тайпинов, в годы их наивысшего успеха, включал около 112 тысяч человек и делился на девять корпусов. В армии тайпинов действовали отдельные женские отряды, были и женщины на командных постах до дивизии включительно.

Из письменных источников тайпинов дошла даже точная цифра общего количества их войск — 3 085 021 человек, в их числе около 100 тысяч женщин-солдат. Цифра явно преувеличена — по-видимому, это списочный состав всех, кто побывал в рядах «регулярной» армии и кого смогла учесть новорождённая тайпинская бюрократия.
Крестьянская суть Китая определяла и основу военной организации. Взвод объединял не только 25 солдат, но и 25 их семей, которые совместно обрабатывали землю и совместно пользовались имуществом, продуктами, деньгами и трофеями. Эти семьи вместе работали и молились, вместе кормили своих солдат, нетрудоспособных, детей и сирот. Таким образом, взвод-«лян» составлял основу и армии и общества. Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза. Командир корпуса на своей территории был одновременно главой гражданской власти и судьёй.

Помимо высших государственных чинов, государей-«ванов», число которых со временем значительно увеличилось, в тайпинском государстве-армии существовала развитая система воинских должностей и званий. Ниже «ванов» стояли «тяньхоу» — небесные князья. За ними шли должности «цзунчжи» и «чэнсяна» — по сути, начальника штаба и штабных офицеров при «ване» или «тяньхоу». Далее следовали должности армейских ревизоров и инспекторов - «цзяньдянь», командующих группами корпусов - «чжихой».

Была и должность, по сути, начальника генерального штаба - «цзюньши», в обязанности которого входили доклады об обстановке в армии и на фронтах непосредственно Царю небесному.


Китайские джонки в устье Янцзы. Фото начала XX века, но от времён тайпинов они ничем не отличаются

Весной 1852 года тайпины начала победоносное наступление на север. Десятки тысяч бойцов пополняли их армию. Низовой организацией являлся "пяток", состоящий из четырех рядовых бойцов и командира. Пять пятков образовывали взвод, четыре взвода - роту, пять рот - полк, полки сводились в корпуса и армии. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.

Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.

В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории.

После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады.

По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности.


Многостволка из арсенала в Нанкине, 1865 год…

Такой принцип уравнительности тайпины стремились проводить как в деревне, так и в городах. Здесь ремесленники должны были объединяться по профессиям в мастерские, сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие.

В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сю-цюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии существовало несколько десятков женских отрядов, героически сражавшихся с врагом.

Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не пошло на союз с другими тайными обществами, активизировавшими свою деятельность к тому времени в различных районах Китая, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры-до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В-третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.

Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели, потому что южный диалект не был понятен северянам. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска.

Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.

К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство, охватывавшее обширную территорию с десятками миллионов человек.

Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов и внешние силы, то есть европейские и американские колонизаторы.

Со многими руководителями тайпинов произошло тоже самое, что и с советским партаппаратом после смерти Сталина. Они меньше всего думали об интересах народа, а стремились лишь к личному обогащению, поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать. Это привело к тому, что рядовые тайпины разочаровывались в движении, боевой дух тайпинских армий падал, и они все чаще терпели поражения от правительственных войск.

В 1862 году в борьбу против тайпинов активно включаются иностранные державы. Не довольствуясь созданием добровольческих отрядов из наемников-авантюристов, они стали применять регулярные силы и снабжать маньчжурское правительство современным оружием, боеприпасами и военными специалистами.


Фитильные и кремневые ружья Китая, типичные для середины XIX века

Золотой век британских торговцев оружием

Первоначально армия тайпинов формировалась из добровольцев и сторонников их учения, но достаточно скоро они перешли к принудительным рекрутским наборам. На первом этапе гражданской войны командиры всех рангов избирались, и лишь высшие утверждались руководителями движения.

Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» маньчжурских гвардейцев и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом - одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетичную систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов - в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…

Подобно всем повстанцам, тайпины начали войну с минимальным вооружением, но в дальнейшем сумели наладить даже собственное производство.

Как писал в 1930 году один из первых советских исследователей армии тайпинов бригадный комиссар Андрей Скорпилёв:
«Горнорабочие сыграли в тайпинской армии примерно такую же роль, как уральские рабочие в Пугачёвском восстании. На примитивных медных и чугунных заводах юго-западного Китая горнорабочие отливали для тайпинов пушки, они же дали для армии кадры хороших артиллеристов. Кроме того из горнорабочих же главным образом были организованы сапёрно-подрывные отряды, производившие подкопы и взрыв осаждаемых тайпинами городов. Кузнецы и плотники мастерили для тайпинов луки и мечи».

Войдя с захватом Янцзы в соприкосновение с иностранцами, тайпины стали приобретать оружие и у них. Иностранцы (в первую очередь англичане) были не против гражданской войны и раскола Китая на два государства, первоначально они придерживались нейтралитета и даже направили в Нанкин к тайпинам своих официальных дипломатических представителей. Тайпины, будучи изначально благожелательно настроены к «братьям-варварам», не возражали против свободной торговли и соглашались с потенциальной возможностью строительства железных дорог и телеграфа. Безоговорочно запрещали они только торговлю опиумом.

Англичане же с удовольствием сбывали старое стрелковое вооружение обеим сторонам. Причём первыми здесь успели маньчжуры: они обратились к европейским представителям с просьбой о покупке оружия и судов, когда тайпины ещё только двигались по Янцзы, и даже успели использовать в речных боях с ними португальские галеры, спешно купленные в Макао - повстанцы разгромили эту флотилию у Чжэньцзяна (города, который за десять лет до того брали штурмом британцы).

Тайпинское восстание стало золотым веком для английских торговцев оружием. В Европе тогда полным ходом шло перевооружение армий на нарезные винтовки, и, покупая на распродажах старые кремневые ружья, они сбывали их сторонам конфликта с наценкой в 1000-1200%.


Одни из ворот в крепостной стене Нанкина, фото XIX века

Помощь иностранцев облегчила правительству подавление крестьянского движения и ликвидацию Тайпинского государства. В 1863-65 гг правительственные войска захватили важнейшие города на территории Тайпин тян-го. В марте 1865 года Нанкин был окружен и отрезан. Героическая, но безнадежная оборона города продолжалась до середины июля. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством. 19 июля стены Нанкина были взорваны, и ворвавшиеся солдаты правительственных войск и иностранные наемники вырезали около сотни тысяч бойцов тайпинской армии и мирных жителей.

Борьба разрозненных крестьянских отрядов продолжалась еще несколько лет, но в целом тайпинское движение потерпело поражение. Само по себе оно является одним из звеньев в цепи традиции крестьянских войн и восстаний в Китае от легендарного восстания Желтых Повязок до теории и практики крестьянской партизанской войны Мао Цзэдуна.

источники

В деревнях недалеко от потрясённого «заморскими варварами» Кантона возникла ещё одна секта или тайное общество. Таких тайных союзов и обществ – религиозных, политических, мафиозных, а зачастую всё это вместе и разом – в Китае издревле было великое множество. В эпоху империи Цин они выступали против маньчжурского господства, за восстановление старой, уже ставшей легендой национальной династии Мин: «Фань Цин, фу Мин!» (Долой династию Цин, восстановим династию Мин!).

В конце XVIII века, одно из них – самое известное по «мафиозному» имени «Триада» – подняло восстание против маньчжуров на Тайване и в южных приморских провинциях. Так закончился почти вековой период относительного социального мира внутри империи. На рубеже XIX столетия в северном Китае буддийское тайное общество «Байляньцзяо» (Белый лотос ) возглавило большое крестьянское восстание, длившееся почти девять лет. Характерно, что после подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял – сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», требовавшие вознаграждения после демобилизации. К ним примкнули новобранцы войск «зелёного знамени», протестовавшие против плохого снабжения. Вырезать опытных солдат маньчжуры уже не могли и, чтобы утихомирить военный мятеж, раздали бунтовщикам земли из казённого фонда.

Вся первая половина XIX столетия прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных волнений, разрозненных бунтов и мятежей тайных обществ и национальных меньшинств. В 1813 году последователи секты «Небесного разума» даже штурмовали императорский дворец в Пекине. Восьми десяткам нападающих удалось прорваться в покои императора, но они были перебиты маньчжурскими гвардейцами из «Цзинь-цзюнь-ин», дворцовой стражи.

Но новая секта или новое тайное общество отличалось от прежних тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве.

Китайский брат Иисуса Христа

Сын зажиточной сельской семьи Хун Сюцюань трижды ездил в Кантон, посвятив первые 30 лет жизни неудачным попыткам сдать пресловутые экзамены на чиновничью должность. Именно там он познакомился с китайскими переводами христианских книг и проповедей, а перегруженный конфуцианской схоластикой мозг и жестокое разочарование в традиционном миропорядке (провал на экзаменах означал конец мечтам о карьере) породили сначала духовный кризис, а подом прозрение, иллюминацию и религиозно-политическую экзальтацию, ставшую началом нового учения и государства.

Государственные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок.
Общегосударственная система экзаменов существовала в Китае свыше тысячелетия вплоть до 1905 года

Подобно христианским святым Хун, после третьего провального экзамена, ставшего для него концом прежней жизни, 40 дней и ночей находился при смерти, бредя стихами, в которых смешивал христианские элементы с традиционными китайскими. Выздоровев, он уже не думал о сдаче экзаменов, а намеревался изменить мир. Ведь он уже был братом Иисуса Христа…

К счастью для нового мессии, у него оказались очень практичные последователи, как выяснится в близком будущем, наделённые недюжинными организаторскими и военными талантами. Таков был Ян Сюцин, сын нищих крестьян из соседней провинции Гуанси, сменивший немало занятий и оказавшийся безработным после того, как по итогам опиумной войны центр иностранной торговли переместился из Кантона в Шанхай. Ян вряд ли до конца верил в то, что уважаемый им учитель Хун - родной сын Иеговы и брат Иисуса, но это не помешало ему объявить себя вторым младшим братом бога-сына. И уж тем более, подобно всем пассионарным личностям, он искренне считал себя ничем не хуже Христа или маньчжурского императора.

Всего же основателей нового учения и нового государства (действительно нового – не зря Новую историю Китая начинают с этого восстания) было шестеро – учитель, нищий, ростовщик, землевладелец, крестьянин, рудокоп. Самого разного социального происхождения, образования и профессий, все они были «хакка» - дети бедных кланов. «Хакка», буквально – «гости», потомки древних переселенцев, которых издавна презирали и притесняли коренные кланы. И века совместной жизни не сгладили, а углубили эту вражду. Здесь вмешалась исконная борьба за основное средство выживания – за землю, очень похожая по социальной природе на ту, что через половину века породит на Юге России между казаками и «иногородними» большую кровь гражданской войны. Эта большая кровь – ставшая ещё большей благодаря огромным массам населения – зальёт и восставший Китай.

Китайский рисунок на библейскую тематику. Преломлённое в средневековом китайском сознании христианство оказалось способно породить и не такие сюжеты…

Дети «хакка» создали общество «Байшандихуй» – общество Отца Небесного, в котором переплелись христианское учение о справедливости и древние китайские утопии о всеобщей гармонии, призывы к социальному равенству и национальному восстанию против инородной маньчжурской династии. По сути это была первая в новой истории версия «теологии национального освобождения». В дополнение к Ветхому и Новому заветам, они написали свою, «третью часть» Библии – Последний завет.

В 1847 году Хун Сюцюань приехал в Кантон к протестантским миссионерам из США, чтобы принять обряд крещения. Но это были уже не те христиане первых веков, что сокрушили рабовладельческую империю Рима – испугавшись странного китайца, американский священник отказался его крестить.

Богоискатели не сразу превратились в повстанцев. Местные власти гоняли непонятных проповедников, потом стали сажать в тюрьму и освобождать за взятки. Через семь лет новое учение охватило значительные массы, а секта превратилась в разветвлённую подпольную организацию, с лета 1850 года начавшую подготовку к открытому восстанию.

«Царство небесное» и его ополченцы

11 января 1851 года в деревне Цзиньтянь уезда Гуйпин округа Синьчжоуфу провинции Гуанси рабочие-угольщики взбунтовались против произвола местного маньчжурского чиновника. Бунт стал сигналом к большому восстанию. 25 сентября повстанцы захватывают первый большой город – уездный центр Юнъань, где создают своё правительство и провозглашают новое государство. Оно называлось Царство Небесное Величайшего Счастья – «Тай-Пин Тянь-Го» – и восставших стали называть «тайпинами».


Восставшие тайпины, «хунтоу»-красноголовые. Современный китайский рисунок. Повстанец в центре, скорее всего, на плече несёт примитивный бамбуковый огнемёт – о нём ещё будет рассказ в дальнейшем

С XIX века «Тайпин Тяньго» по традиции переводят как «Небесное Государство Великого Благоденствия». Но поскольку вожди тайпинов использовали именно библейскую терминологию, то ближайшим русским аналогом «Тянь-Го» будет хорошо знакомое и ныне всем христианам «Царство небесное». Естественно, что в XIX веке в России не могли так именовать государство китайских инсургентов. Что же касается термина «Благоденствие», то он был уместен в позапрошлом столетии (например, «Союзом благоденствия» называлось одно из первых тайных обществ декабристов), но в XXI веке переводить терминологию китайских революционеров при помощи лингвистического анахронизма совершенно не обязательно. «Царство Небесное Величайшего Счастья» куда точнее отражает стилистику тайпинов.

Лидер восставших сектантов Хун Сюцюань получил титул «Тянь-ван» – Небесный государь (ближайший русский религиозный аналог – «царь небесный»). По сути, он стал императором, антиподом только что вступившего в Пекине на «драконий трон» маньчжурского богдыхана Сяньфэна.

Самопровозглашённый «Царь небесный», Тянь-ван, претендовал на верховную власть во всём мире – такой тайпинский вариант мировой революции. Поэтому его сподвижники получили вспомогательные титулы по сторонам света – Восточный, Западный, Южный и Северный государи, соответственно: «Дун-ван», «Си-ван», «Нань-ван» и «Бэй-ван». Был ещё Вспомогательный (или Фланговый) государь, «И-ван».

Провозгласив «Царство Небесное Величайшего Счастья», по сути, тайпины, без обиняков декларировали создание рая на Земле… Они носили красные повязки на голове, а в знак неповиновения маньчжурам перестали брить волосы над лбом и заплетать обязательные косы, за что получили от врагов прозвище «хунтоу» и «чанмао» – красноголовые и длинноволосые.

Хорошо видна обязательная мужская причёска в империи Цин – выбритый спереди лоб и длинная коса сзади. Фото XIX века

В дальнейшем, в ходе затянувшейся гражданской войны, когда отдельные города и районы не раз переходили из рук в руки, особо хитрые и конформистские обыватели умудрялись, отрастив волосы, сохранять и косу, скрывая её под головными уборами от тайпинов, чтобы в случае возвращения маньчжуров, быстренько сбрив лишнее, предъявить этот знак верноподданности маньчжурской династии.

Помимо кос, тайпины отменили и традиционный для конфуцианского Китая обычай бинтования женских ног. Вообще, женщины у тайпинов получили равный социальный статус и на первом этапе движения в их армии существовали даже особые женские отряды.

Тот самый обычай перебинтованных женских ног – «лотосовые ножки» средневекового Китая. Это было доведённое до апофеоза практическое применение лозунга «красота требует жертв». Китайским девочкам с 7 лет и в течение всей жизни туго бинтовали ступни, чтобы они оставались миниатюрными. С ростом ребёнка ступня и пальцы ног деформировались, приобретая нужную форму. На изуродованных ногах средневековым китайским красавицам было сложно ходить. Их миниатюрные ножки в маленьких расшитых туфельках и раскачивающаяся походка с напряжёнными ягодицами – всё это было основным объектом эротических переживаний и восхищений кавалеров средневекового Китая. Впрочем, здесь была не только эстетическая причина – утверждают, что следовавшее из-за особенностей походки смещение женских половых органов также доставляло мужчинам особое наслаждение при половом акте. Кстати, маньчжуры, стремясь отличаться от китайцев, запрещали своим женщинам бинтование ног, отчего маньчжурские красавицы очень страдали и чувствовали себя неполноценными. У китайцев не бинтовали ноги лишь женщины низших классов, ведь на изуродованных ногах они не смогли бы работать

Движение тайпинов – можно даже говорить о тайпинской революции – было очень сложным явлением. Это была и традиционная крестьянская война против правящей бюрократии (социальный взрыв, включавший и войну кланов), и традиционное же национально-освободительное движение против иноземной династии. Это была религиозная война нового «христианского» мировоззрения против традиционного китайского (особенно против конфуцианства в самых его костных формах) - и в то же время война за возрождение древнейших китайских идеалов, восходящих к эпохе Чжоу, завершившейся за три века до Христа. Тайпины сочетали традиционный китайский национализм, с его осознанием превосходства над окружающими народами, и искренний интерес к западному христианскому миру - к «братьям-варварам», как говорили они.

Эти особенности движения и превратили восстание тайпинов в сложную и долгую гражданскую войну – выродившуюся династию Цин с их разложившимся военно-бюрократическим аппаратом от китайских революционеров спасли китайские же традиционалисты, убеждённые конфуцианцы, вступившие в шаткий союз с последними маньчжуро-монгольскими пассионариями.

Не случайно главным врагом тайпинских «ванов» на поле боя стал лидер классической поэтической школы Китая, мастер «поэзии сунского стиля» Цзэн Гофань. У него было всё в порядке с экзаменами и чиновничьей карьерой. Возможно, он бы ещё принял лозунг «Фань Цин, фу Мин!» – но «христианский коммунизм» тайпинов был ему глубоко противен. Вдохновенный традиционалист и в то же время убежденный новатор (реформировал всё – от армии и придворного этикета до конфуцианской философии), он сыграл решающую роль в разгроме тайпинов.

Именно Цзэн Гофань и его ученик и соратник по гражданской войне Ли Хунчжан в ходе борьбы с тайпинами положат начало новой, уже не средневековой китайской армии, которая спасет династию Цин для того, чтобы в начале XX века сбросить её с трона, а к середине столетия исчезнуть под ударами наследников тайпинов – китайских коммунистов, которые в свою очередь создадут новую армию, одну из крупнейших в нашем XXI веке.

Но оставим историческую диалектику и вернёмся к тайпинам.

Первые потери и неудачи «Царства небесного»

Восставшие сектанты удерживали город Юнъань полгода. Сорок тысяч провинциальных войск «зелёного знамени» блокировали захваченный тайпинами район, но так и не смогли приступить к штурму городских стен, наткнувшись на активную оборону – отряды восставших постоянно маневрировали и контратаковали противника в окрестностях Юнъани, умело сочетая эти действия с партизанской войной. В апреле 1852 года, когда в контролируемом ими районе иссякли запасы продовольствия, тайпины прорвали линию блокады и двинулись на север. При прорыве в упорных боях были убиты четыре маньчжурских генерала, а тайпины потеряли попавшим в плен своего первого военного руководителя, главу союзных «триад» Хун Дацюаня.

В ходе прорыва повстанцы атаковали столицу провинции Гуанси, город Гуйлинь, но фитильные ружья и пушки на городских стенах отразили все атаки. В одной из них под огнём маньчжурских пушек погиб «Нань-ван», Южный государь тайпинов – он, кстати, был первым, кого власти несколько лет назад арестовывали за странную проповедь и отрицание Конфуция.

Не втягиваясь в долгую осаду, тайпины двинулись дальше на северо-восток в соседнюю провинцию Хунань. По пути к ним присоединилось 50–60 тысяч человек, в том числе несколько тысяч работников угольных шахт. Из них был создан отдельный сапёрный отряд, предназначенный для подкопов под городские стены. Два месяца тайпины осаждали и штурмовали город Чанша, столицу Хунани. Именно здесь впервые проявился главный в ближайшем будущем враг тайпинов – 40-летний высокопоставленный чиновник в отставке и конфуцианский поэт Цзэн Гофань, а объединённые местные отряды самообороны – «миньтуани», наряду с пушками, сыграли главную роль в защите города. Под огнём пушек у стен Чанша погиб Западный государь тайпинов, «Си-ван», из нищих крестьян, бывший охранник купеческих караванов.

Отступив от Чанша, тайпины двинулись к великой китайской реке Янцзы, по пути присоединяя к себе всё новые толпы восставших. Спустя 80 лет точно так же придётся действовать китайским коммунистам – потерпев неудачу в штурме крупных городских центров, их «советские районы» долгие годы будут кочевать по пространствам сельского Китая, прорывая блокады правительственных войск, постоянно теряя в боях старых и с тем же постоянством собирая по пути новых повстанцев, которых массами рождала нищая китайская деревня.

Традиционное для всех тайных обществ подчинение авторитетам помогло тайпинам в самом начале движения сформировать отличный военный костяк с железной дисциплиной, храбростью и преданностью, основанными на религиозном (а по сути политическом) фанатизме. Среди лидеров тайпинов было немало образованных людей, знакомых с древнекитайскими военными трактатами, в то же время они не были скованны присущей цинским военным чиновникам косностью и стереотипами.

Вот как описывал свои «университеты» седьмой отец-основатель движения, Хун Дацюань, лидер одного из ответвлений более традиционной «Триады», не уверовавший во Христа, но с самого начала ставший союзником тайпинов и погибший в первых боях:

«С малых лет я читал книги и писал сочинения, несколько раз держал экзамены на учёную степень, но чиновники-экзаменаторы, не вникнув в мои сочинения, не признавали моих талантов, и тогда я стал монахом. Вернувшись в мир, я ещё раз держал экзамены, но опять не получил степени, тогда я страшно разгневался, но затем увлёкся книгами по военному делу, желая совершить великие дела. Все военные законы и стратегия с древнейших времён привлекали моё внимание. Вся карта Китая была у меня в голове, как на ладони…»

Подробное изложение истории тайпинов, сути их учения и хода 15-летней гражданской войны очень сложно из-за обилия китайских имен, терминов и географических названий, трудных для русскоязычного читателя. Поэтому дальнейшее повествование будет лишь общим и фрагментарным описанием войны тайпинского «Царства Небесного» против Поднебесной империи.

Продолжение следует

Литература:

  1. Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898.
  2. Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
  3. Харнский К. Китай с древнейших времен до наших дней. Владивосток, 1927
  4. Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №1, 1929
  5. Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Журнал «Проблемы Китая», №4–5, 1930
  6. Кара-Мурза Г. Тайпины. Великая крестьянская война и Тайпинское государство в Китае 1850–1864. М., 1941
  7. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951
  8. Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского государства. М., 1952
  9. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
  10. Скачков К. Пекин в дни тайпинского восстания: Из записок очевидца. М., 1958
  11. Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
  12. Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967

Самая большая война.

Тайпинское восстание в Китае. О Второй мировой войне знают все, в ней по разным данным погибло 50 - 60 миллионов человек. Но лишь немногие знают, что в истории человечества были события с числом жертв, превышающим эту цифру в два раза!

Других примеров такой массовой гибели людей нет. Речь идет о Тайпинском восстании - крупнейшей крестьянской войне в Китае под руководством Хун Сю-цюаня, Ян Сю-Цина и др. против династии Цин.
Демографические предпосылки

В Китае с начала первого века нашей эры велись записи о количестве подданных китайских императоров. Поэтому демографическая история Китая стала основой для изучения механизмов естественного прироста и искусственного регулирования численности народонаселения. Если рассматривать динамику народонаселения в масштабе столетий, то более заметна становится циклическая составляющая, то есть повторяющиеся этапы роста населения, которые сменяются периодами стагнации и затем резкими спадами.
Как устроены эти циклы? Первая фаза - это фаза разрухи, когда много пустой заброшенной земли, а народу мало. Начинается восстановление, происходит нормальный демографический рост, может быть даже ускоренный. Распахиваются заброшенные поля, восстанавливается демографический потенциал, страна вступает из фазы разрухи в фазу восстановления. Постепенно эта фаза сменяется фазой стабильности, когда устанавливается условное, конечно, равновесие между демографическим потенциалом и земельным потенциалом. Но население при этом продолжает расти. Период стабильности сменяется фазой кризиса, когда рождаемость нельзя уже остановить, а земли становится все меньше и меньше. Земля дробится. Если в начале цикла на данном участке была одна крестьянская семья, то при вступлении в фазу кризиса на этом участке может быть до четырех-пяти семей.
демографический рост остановить очень трудно. В принципе, китайцы применяли средства по нынешним временам неприемлемые. Были широко распространенны, например, убийства новорожденных девочек. И это были не единичные явления. Скажем, по последнему цинскому циклу есть данные исторической демографической статистики, там выясняется, что уже в предпоследней фазе цикла на десять зарегистрированных мальчиков приходится пять зарегистрированных девочек, а к концу цикла накануне политико-демографического коллапса там на десять мальчиков приходится две-три девочки. То есть, получается, убивали 80% новорожденных девочек. В китайской терминологии был даже специальный термин «голые ветки» - мужчины, которые не имеют шансов завести себе семью. Они представляли собой реальную проблему и реальный материал для последующего взрыва.
Ситуация в целом выглядит следующим образом: первая перепись второго года нашей эры зарегистрировала 59 миллионов налогоплательщиков. Но вторая точка данных, которая у нас есть, это 59 год - 20 миллионов человек. Это показывает, что между 2-м и 59-м годами прошел политико-демографический коллапс, очень хорошо описанный в источниках. Характерная черта фазы, что распахивается все, что может быть распахано. Это значит, что распахиваются, в том числе, и не очень хорошие для земледелия участки вдоль по течению реки Хуанхэ. Это значит, что растет эрозия почв, вырубаются леса, русло Хуанхэ поднимается и поднимается все больше и больше. Вдоль Хуанхэ строятся дамбы, и они становятся все выше и выше. Но при этом, чем ближе к фазе коллапса, тем меньше средств в распоряжении у государства. А для поддержания дамб требуется все больше и больше средств, и река Хуанхэ уже течет над Великой китайской равниной. И тогда происходит прорыв дамбы. Один из самых катастрофических прорывов произошел в 1332 году. В результате его и свирепствовавшей в последующие годы “Черной смерти” (чумы) погибло 7 млн. человек.
В результате к концу ХI века население Китая превышает сто миллионов человек. И в дальнейшем, если 50 миллионов человек для первого тысячелетия нашей эры - это потолок, то во втором тысячелетии - это становится полом, ниже 60 миллионов население уже никогда не опускалось. Накануне тайпинского восстания население Китая перевалило за 400 миллионов. В 1851 году 40% населения Земли жило в Китае. Сейчас значительно меньше.

Начало войн.


С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало «опиумным войнам» Суть их в том что Великобритания начала продавать в Китай опиум и нервно реагировала на попытки китайского правительства запретить его импорт. Нервозность эта была связана с тем, что наркоторговля составляла тогда значительную часть бюджета Великобритании.
Феодальная армия Китая не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.
В августе 1842 г. в Нанкине был подписан неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли четыре китайских порта. К Англии отошел остров Гонконг. Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать Китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. Важным следствием “опиумных” войн явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию, названному впоследствии - тайпинским.


Во время Тайпинского восстания или точнее Великой крестьянской войны на территории Китая полыхало целых четыре войны. Это произошло в 1850 - 1864 годы. Это та самая фаза демографического цикла, когда образуется избыточное население, которому уже нет места, еды, работы в деревнях. Люди уходят в горно-добывающую промышленность, в торговлю, уходят в города, а когда и там уже нет ни еды, ни работы, начинается процесс, который происходит в конце каждого цикла - начинается фаза катастрофы. С каждым годом число недовольных росло. И как это традиционно было в истории, недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.
Одним из них было “Общество поклонения небесному владыке”, основанное на юге Китая Хун Сю-цюанем. Происходил он из крестьянской семьи, при этом готовился к чиновничьей карьере, но несмотря на неоднократные попытки не смог сдать экзамен. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии. Сам Хун Сю-цюань рассказывал что однажды ему приснился сон: он находится на небе, и Господь показывает ему другого приятно выглядящего мужчину и говорит: «Это мой сын и твой брат. .» И общий смысл такой, что «мир находится во власти сил мрака, и тебе поручается миссия освободить мир от этих сил». В основе основанного им учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за пост- роение небесного царства на земле. Число приверженцев учения постоянно росло и к концу сороковых годов ХIХ в. “Общество поклонения небесному владыке” насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиознополитическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.
Местные власти ничего не могли с ними поделать, не по могла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание «Небесного государства великого благоденствия», «Тайпин тянь-го»). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами.
Весной 1852 года тайпины начали победоносное наступление на север. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.
Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. При взятии Нанкина погиб 1 миллион человек. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.
В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории. По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности. После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады. Та- кой принцип уравнительности тайпины стремились проводить и в городах. Ремесленники должны были сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие. В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сюцюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии даже существовало несколько десятков женских отрядов.

И падение


Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не шло на союз с другими обществами, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В- третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.
Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска. Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.
К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство. Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов. Их руководители поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать.
Воспользовавшись ослаблением повстанческого лагеря в 1856-58 гг. войска цинской династии отбили у тайпинов многие важные опорные пункты и значительную территорию. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858-го, после того как тайпинские войска одержали две крупные победы над врагом. В 1860-м тайпины нанесли ряд сокрушительных поражений противнику и захватили южную часть провинции Цзянсу. К концу 1861 - го они заняли также большую часть провинции Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин. с февраля 1862-го года в военных действиях против тайпинов стали активно участвовать Великобритания и Франция, которые в связи с получением новых привилегий от цинского правительства оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров и в скорейшем подавлении Тайпинского восстания.
К середине 1863 года повстанцы лишились всей ранее завоеванной ими территории на северном берегу р. Янцзы, большей части территории Чжэцзяна и важных позиций в южном Цзянсу. Их столица Нанкин была плотно блокирована врагом, и все попытки тайпинов деблокировать ее потерпели неудачу. В ожесточенных боях тайпины потеряли по- чти все свои опорные пункты, а их основные военные силы были разгромлены цинскими войсками. С захватом в июле 1864-го Нанкина перестало существовать и тайпинское государство. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством.
И хотя остатки тайпинской армии некоторое время продолжали борьбу, дни их существования были сочтены.

В заключение..


Но сама война была не единственной причиной человеческих жертв. Главными причинами были голод, разруха и стихийные бедствия, с которыми государство, ослабленное бесконечными войнами, не могло справиться. История с наводнением 1332 года повторилась в I887году. Дамбы, поднимающиеся над Хуанхэ, не выдержали, смыло почти всю Великую китайскую равнину. Было затоплено 11 городов и 300 деревень. По разным данным, наводнение унесло жизни от 900 тыс. человек, до 6 млн.
А еще десятки миллионов крестьянских хозяйств урожай не собрали, есть им было нечего, толпы беженцев бежали в города. Начинаются эпидемии. Идет то, что называется политико-демографической катастрофой. И в результате всех этих страшных событий - наводнений, войн, голода и эпидемий - погибло 118 миллионов человек.
И хотя многие историки мо гут не согласиться со столь страшными цифрами, и назовут их максимально возможными, никто, я думаю, не будет спорить что количество жертв в результате описанных выше событий было сопоставимо с жертвами, понесенными во Второй мировой войне.
Л. Кольцов. Журнал "Открытия и гипотезы"

Движение тайпинов, их соц-эк и политическая программа, причины гибели Тайпинского государства

История «движения тайпинов» принадлежит страницам китайской истории сердины 19 в. Движение было порождено обострением противоречий между господствующими и зависимыми слоями населения, а также между основной массой китайского народа и манчжурской аристократией. Большую роль ускорителя сыграла I Опиумная война (1840-1842).

Следствие опиум. войны - резкое ухудшение жизни народа. Увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу. Рост курса серебрянного ляна, рост налогов в медных вэнях. Авторитет Цинов подорван поражением в войне 1840. За 1841-1849 - 110 восстаний (китайцы, тибетцы, мяо). Общ-ва: "Триады"(Саньхэхуэй), "Земля и Небо"(Тяньдихуэй), "Трех точек"(Саньдяньхуэй).

1843 г . - сельский учитель Хун Сюцюань создал в Гуанси "Общество поклонения небесному владыке" (Байшандихуэй). "Об истинном пути познания мира"-популяризация христианства из Гуанджоу. Справедливое об-во великого единения. Все равны.

1848 г . - стычки между помещ. отрядами и сторонниками Хун Сюцюаня.

1850 г . - открытое восстание в провинции Гуанси.(отряды Ян Сюцина, Вэй Чанхуэя, Ши Дакая) [горнорабочие, углежоги, кули, ремесленники, торговцы; дисциплина, красная повязка, распущ. волосы]. Попытки подавить потерпели неудачу. Создали дисциплинированную армию

11 января 1851 г., Цзиньтян - публично объявлено о восстании против Цинь дустановления "Небесного государства великого благоденствия" (Тайпин Тяньго). Хун Сюцюань – небесный государь

1 период: от первых сражений до занятия Нанкина и созд. там центра Тайпинского гос-ва (1850-1853)

2 период: борьба за расширение терр. Т. гос-ва - от занятия Нанкина до раскола в лагере тайпинов(1853-56)

3 период: упадок движени (1856-60)

4 период: борьба тайпинов с блоком маньчжуро-китайских феодалов и иностран. агрессоров.(1860-64).

Осень 1851 г. – тайпины заняли г. Юнань и образовали тайпинское правительство. 5 сподвижников Сюцюаня – титулы ванов. Организовали производство оружия. Воины обязаны подчиняться, не пить вина, не присваивать захваченного, соблюдать военную тайну.

Январь 1853 г. – двинулись на восток.

Март 1853 г. – взяли Нанкин, но не закрепились там. Общая черта движения – брали город и шли дальше.

Внутренняя и внешняя политика тайпинов

1853 г . - тайпинское правительство опубликовало "Земельную систему небесной династии" - програма создания гос-ва Тайпин тяньго [уравнит. распределение по едокам. Возрастной ценз. Моложе 16 - половину надела взрослого. Все земли делились на 9 категорий, так что 1 му (115 га) первоой категории =3 му 9-й. Равный дележ урожая. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяется в другое; совместно обраб. землю, совм. питались и одевались, совместно расходывались деньги]. Устроение регламентировало устройство жизни в Тайпинском гос-ве на основе военной общины .

Кажд. 25 семей образ. низш-ю админ., хоз., воен, религ. единицу - лян , т. е. взвод. Лян имел общественную кладовую, куда сдавались излишки продуктов и денег. От каждой семьи - один боец. 25 семей - взвод под командованием лянсыма (4 взвода-100, 500-батальон, 2 500 - полк, 5 полков – корпус). Двойственность документа. Уравнение женщин в правах с мужчинами. Тайпины не сумели перераспределить землю. Осуществление такой программы могло бы расчистить путь капитализму.

Гос. устройство тайпин – монархическое. Сложилась новая иерархическая верхушка из ванов-князей, за которыми шли чиновники 11 рангов. Большая часть тайпинских верхов – из простонародья, но окружила себя роскошью и челядью.

Религия освящала монархическое устройство.

Во внешней политике – за взаимовыгодную торговлю и равноправие. На территории Тайпин тяньго запрещена лишь торговля опиумом.

1853 г . – Северный поход. Захватив Нанкин, тайпинцы решили свергнуть всю цинскую династию. Уроженцам юга здесь непривычно, холодно.

1854 г . – неудачная попытка взятия Пекина.

Одновременно – Западный поход тайпинской армии.

1855 г . – западные области захвачены.

Одновременно на юго-востоке Китая активизировались об-ва «Малых ножей» и «Красных монет». Тоже хотели свергнуть Цин.

Малые ножи подняли восстание в Фуцзяни. Далее – в Шанхае.

Предводитель восстания направил письмо тайпинам, предлагая считать его отряды частью общего войска. Ситуация в Шанхае сильно озаботила Цинов. Эти провинции считались кладовыми страны Þ в Шанхай направлены крупные силы.

17 месяцев малые ножи сопротивлялись, но в феврале 1855 г. сдались.

Руководитель «МН» Лю Личуань погиб. Цины вступили в Шанхай и устроили расправу.

В это же время во всем лагере тайпинов – внутренние распри. Крестьянство неспособно долго сохранять единство и дисциплину. У восстания в это время два вождя – Вэй Чанхуэй и Ян Сюцин. С согласия Хун Сюцюаня Вэй убил Яна и несколько тысяч сторонников. Вэй захватил власть в Нанкине, но и его скоро убили.

1857 г . – к власти пришли родственники Хун Сюцюаня.

1859 - Хун Жэньгань "Новое сочинение в помощь правлению" - программа буржуазных преобразований (помощ частным предпринимателям, поддержка технических нововведений и торговых компаний, укрепление централизации и запрет общественных организаций). Программа неосуществима в тех условиях.

Период упадка войны. Разногласия меджду массами и руководством восстания – требования всеобщего равенства не признаются.

1860 г . – войска тайпинов начали Восточный поход. В июне 1860 г. не смогли взять Пекин (Цин + UK , FR , US ).

Февраль 1862 г. – совещание иностранных командиров и консулов в Шанхае. UK , FR , US предоставили новые партии оружия.

Среди тайпинцев – разногласия все больше.

1864 г . – почти вся территория, ранее завоеванная тайпинами, отошла обратно цинам.

19 июня 1864 г. – цинские войска ворвались в Нанкин. Резня. 100.000 убитых. Поражение восстания. Но долго еще на юге Китая действовали тайпинские отряды.

1864 - поражение Тайпинского восстания.

Причины поражения:

1) поддержка западных держав

2) китайское общество насильственно вовлечено в мировые экономические связи, что усилило традиционные противоречия

3) государственная религия тайпинцев = христианство, не имеющее традиционных корней; борьба тайпинцев с конфуцинством и традиционными верованиями

4) аграрная программа = экспроприация землевладельцев в пользу государства, что в тех условиях привело бы лишь к деспотии

5) шэньши недовольны тайпинской демократизацией (расширение прав на экзамен и т.д.)


Поражение Китая в первой опиумной войне вызвало волну недовольства среди широких слоев китайского населения. Оно выражалось как в прямых действиях и выступлениях против иностранцев, так и против маньчжурских властей. Тяжелое положение крестьянства постепенно приводило к складыванию предпосылок новой войны против правящего режима. В 40-е гг. XIX в. по всему Китаю вспыхнуло более 100 крестьянских восстаний. Широкую известность получило начавшееся в то время на Юге страны патриотическое антизападное движение, объединившее представителей самых разных сословий китайского общества, протестовавших против открытия для англичан порта Гуанчжоу.

В 1844 г. в провинции Гуандун сельским учителем, принявшим христианство, Хун Сюцюанем было создано «Общество небесного отца» («Бай Шанди хуэй»), в основе идеологии которого лежала идея всеобщего братства и равенства людей, выраженная в форме создания на территории Китая Небесного государства великого благоденствия (Тайпин Тяньго).

К Хун Сюцюаню примкнули другие крестьянские лидеры - Ян Сюцин, действовавший со своими сторонниками в провинции Гуанси, Сяо Чаогуй и др. Затем о своем желании вступить в организацию заявили и некоторые недовольные политикой Цинов представители более состоятельных слоев общества - Вэй Чанхуэй, Ши Дакай и др.

К июню 1850 г. тайпины (так стали называть участников движения) уже представляли достаточно организованную силу, готовившуюся к выступлению против господства Цинов и установлению в Китае «общества справедливости».

С конца 1850 г. начинаются первые выступления тайпинов против властей в провинции Гуанси, а уже в январе следующего года в деревне Цзинтянь было провозглашено создание государства Тайпин Тяньго, лидеры которого объявили о походе на Север с целью захвата столицы цинского Китая - Пекина.

После захвата г. Юньань (на севере провинции Гуанси) Хун Сюцюаня провозглашают Тянь ваном (небесным князем). Его ближайшие сподвижники были удостоены титулов ванов. Хун Сюцюань, в духе китайских традиций, номинально стал считаться повелителем не только Китая, но и всех других государств и народов, а его ваны - руководителями отдельных частей света Севера, Юга, Востока и Запада. Европейцев тайпины считали братьями по христианской вере, охотно шли с ними на дружественные контакты. И на первых порах иностранцы относились к тайпинам достаточно позитивно, надеясь разыграть эту карту в своих отношениях с Цинами.

Вскоре цинские войска осадили Юнъань и вплоть до апреля 1852 г. продолжалась его оборона. Но затем тайпины вынуждены были оставить этот город и начать партизанские действия. В ходе неудачных попыток тайпинов захватить главный город провинции Хунань Чанша, погибли Сяо Чаогуй и Фэн Юнынань, однако повстанцам удалось выйти в конце 1852 г. к р. Янцзы и в январе 1853 г. захватить г. Учан, затем г. Айцин и к началу весны того же года овладеть крупнейшим центром на р. Янцзы - г. Нанкин. Этот город был провозглашен тайпинской Небесной столицей. Армия повстанцев в этот период численно росла и пользовалась большой поддержкой местного населения.

Затем тайпины продолжили свой поход на север. В начале 1854 г. они сумели вплотную подойти к Тяньцзиню (порт на севере), что вызвало настоящую панику в Пекине. Однако захватить его им так и не удалось.

К этому времени стала проявляться одна из значительных военных ошибок тайпинов. Они практически не закрепляли за собой завоеванные ранее территории, что позволяло цинскими войскам их вскоре вновь брать под свой контроль, а тайпинам, в свою очередь, вновь отвоевывать.

Осенью 1853 г. у тайпинов появился серьезный военный противник в лице армии под руководством китайского сановника Цзэн Гофаня, состоявшей из крестьян и помещиков, недовольных политикой тайпинов. Уже в следующем году им удалось овладеть трехградьем Ухань, но в 1855 г. тайпинам удалось все же нанести армии Цзэн Гофаня поражение и вернуть его под свой контроль.

Помимо тайпинов, в это время в различных районах Китая действовали и другие антиманьчжурские организации. Одна из них - общество «Малых мечей», сумела в сентябре 1853 г. поднять восстание в Шанхае, захватить город и продержаться в нем до февраля 1855 г., пока повстанцев на выбили оттуда цинские войска при поддержке французов, находившихся в городе. Попытки членов общества «Малых мечей» координировать свои действия с тайпинами, установив с ними непосредственный контакт, успеха не имели.

К 1856 г. наблюдался кризис движения тайпинов, выразившийся, прежде всего, в разногласиях между его лидерами. Самым серьезным был конфликт Ян Сюцина с Вэй Чан-хуэем, в результате которого первый был убит. Следующей жертвой Вэй Чанхуэя должен был стать Ши Дакай, но ему удалось бежать из Нанкина в Аньцин, где он стал готовиться к походу на Нанкин. Напуганный таким развитием событий, Хун Сюцюань приказал казнить Вэнь Чаньхуэя, но при этом не наделил дополнительными полномочиями Ши Дакая. Тань ван окружил в это время себя лояльными родственниками и уже мало интересовался истинным положением дел. Тогда Ши Дакай принимает решение порвать отношения с Хун Сю-цюанем и вести самостоятельные действия на западе Китая.

Главным документом, на основе которого тайнинские вожди пытались проводить преобразования на контролируемых территориях, стало «Земельное уложение Небесной династии». В нем предусматривалось, в духе утопических идей китайского «крестьянского коммунизма», уравнительное перераспределение земельных владений. Тайпины хотели отменить товарно-денежные отношения и уравнять потребности людей. Однако понимая, что без торговли, хотя бы с иностранцами, пока не обойтись, в своем государстве они учредили специальную должность государственного уполномоченного по торговым делам- «Небесного компрадора». Трудовая повинность объявлялась обязательной для всех жителей. Они нетерпимо относились к традиционным китайским религиям, подвергали уничтожению буддистские и даосские книги. Для претворения этих идей в жизнь физически истреблялись представители прежних господствующих слоев, была распущена старая армия, отменена система сословий и рабский уклад. Еще будучи на территории Гуанси, тайпины срезали свои косы, отпустили волосы и поклялись, вплоть до полной своей победы, не иметь отношений с женщинами. Поэтому в их государстве женщины служили в армии и работали отдельно от мужчин, которым было запрещено с ними общаться.

Были определены принципы нового государственного устройства. Основной административной и одновременно военной единицей на местном уровне становилась община-взвод, в которой состояло 25 семей. Высшей организационной структурой являлась армия, в которую входило 13156 семей. Каждая семья была обязана выделить одного человека в армию. Солдаты три четверти времени года должны были проводить на полевых работах, а четверть- заниматься военным делом. Командир военной единицы одновременно исполнял функции гражданской власти в том районе, где располагалось его формирование.

Несмотря на ярко выраженный военизированный характер этой системы, в ней имелись демократические начала, например, все командиры взводов и выше избирались на основе народного волеизъявления. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, в том числе и на военной службе. Запрещался древний обычай бинтования ног у девочек и строго каралась продажа девочек в наложницы. Была запрещена система детских браков. Детям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, выделялся надел, составлявший половину земельного надела взрослого. Тайпины запретили на контролируемых территориях курение опиума, табака, употребление спиртных напитков и азартные игры. Были отменены пытки в процессе дознания и введен гласный суд. Однако в отношении преступников предусматривались суровые меры наказания.

В городах все ремесленные мастерские, торговые предприятия, а также запасы риса были объявлены собственностью государства. В школах воспитание носило религиозный характер на основе тайпинской идеологии.

Многие из провозглашенных тайпинами в своих программных документах преобразований так и остались декларативными в силу саботажа на местах или из-за весьма непродолжительного контроля над теми или иными отвоеванными у Цинов территориями. Так, например, на их территориях во многих местах сохранялась помещичья собственность, помещики и шэныпи находились даже в местных органах власти, осуществляя там лишь те меры, которые были им на тот момент выгодны.

В первый период движения тайпинов западные державы неоднократно делали заявления относительно своего нейтралитета, но после шанхайских событий 1853 г. стало ясно, что они все больше склоняются в сторону поддержки Цинов. Тем не менее в своем стремлении проводить политику «разделяй и властвуй», англичане не исключали возможности раздела Китая на два государства и даже направили к Хун Сюцюаню в Нанкин официальную полномочную делегацию с целью получения права на судоходство по р. Янцзы и торговых привилегий на землях, контролировавшихся тайпинами. Руководители тайпинов дали на это свое согласие, но в качестве ответного шага со стороны англичан потребовали запрета торговли опиумом и уважения законов Тайпин Тяньго.

В 1856 г. ситуация коренным образом изменяется. Начинается кризис в тайпинском лагере, приведший к его ослаблению. Цины также находились в весьма сложном положении. Великобритания и Франция решили воспользоваться предоставившимся благоприятным моментом и начать военные действия на территории Китая с целью усиления его зависимости от них.

Поводом к началу войны послужили события, связанные с торговым судном «Эрроу», находившимся в Гуанчжоу. В конце октября 1856 г. английская эскадра начала обстрел города. Китайское население организовало отпор значительно более сильный, чем в период 1839-1842 гг. Тогда к англичанам присоединилась Франция, воспользовавшись, в качестве повода, казнью одного из своих миссионеров, призывавшего местное население к сопротивлению властям.

В декабре 1857 г. Великобритания предъявила Китаю требования пересмотра прежних договоров, которые были тут же отвергнуты. Тогда объединенные англо-французские войска заняли Гуанчжоу, взяв в плен местного губернатора. В начале 1858 г. военные действия развернулись в устье р. Вэйхэ на севере Китая. В мае того же года были захвачены форты Дагу и подступы к Тяньцзиню. Под угрозой оказался Пекин.

Понимая, что одновременно вести борьбу на два фронта - с тайпинами и иностранными войсками - не удастся, Пины капитулировали перед последними, подписав в июне 1858 г. договоры с Англией и Францией, по которым эти две державы получали право открытия своих дипломатических миссий в Пекине, свободу передвижения по территории Китая для своих подданных, всех христианских миссионеров, а также свободу судоходства по р. Янцзы. Было открыто еще пять китайских портов для торговли с иностранцами, в том числе и опиумом.

Сложившейся ситуацией воспользовались также США и Россия, заключившие в тот период неравноправные договоры с Китаем. США добились расширения своих прав в стране, в частности, они получили уступки в таможенных вопросах, американские корабли теперь могли плавать по внутренним рекам Китая, а их граждане получили свободу передвижения.

Россия в 1858 г. заключила с Китаем два договора - Айгунский, по которому к ней отходили левобережье Амура от р. Аргуни до устья, Уссурийский край оставался в общей собственности до момента определения между двумя странами государственных границ. Второй договор получил название Тяньцзиньский, был подписан в середине июня 1858 г. и по нему Россия имела право ведения торговли в открытых портах, право консульской юрисдикции и т.д.

Англия и Франция не желали довольствоваться достигнутым в ходе боевых действий 1856-1858 гг. и ждали только повода к возобновлению наступления на Китай. Такой повод появился после обстрела кораблей, на которых английские и французские представители направлялись в Пекин для ратификации Тяньцзинских договоров

В июне 1860 г. объединенные англо-французские войска начали боевые действия на территории Ляодунского полуострова и Северного Китая. 25 августа ими был захвачен Тяньцзинь. В конце сентября пал Пекин, император и его окружение были вынуждены бежать в провинцию Жэхэ. Оставшийся в столице князь Гун подписал новый договор с Англией и Францией, по которому Китай обязывался выплатить восьмимиллионную контрибуцию, открывал для иностранной торговли Тяньцзинь, к англичанам отходила южная часть Коулунского полуострова близ Гонконга и др.

Через некоторое время, в ноябре 1860 г., с Китаем новый договор, получивший название Пекинский, подписала Россия. По нему закреплялись права России на Уссурийский край.

В период второй «опиумной войны» и после ее окончания продолжался кризис в лагере тайпинов. С июня 1857 г. полностью порвал отношения с Хун Сюцюанем Ши Дакай, ставший самостоятельной фигурой в тайпинском движении, оказавашимся теперь расколотым. Все более увеличивался разрыв в интересах верхушки движения, превратившейся в новый господствующий класс на подвластных территориях, и его рядовыми участниками.

В 1859 г. один из родственников Тянь вана, Хун Жэнган, представил программу развития Тайпин Тяньго «Новое сочинение об управлении страной», согласно которой в жизнь тайпинов должны были войти западные ценности, преобразования проходить постепенно, без революционных потрясений. Однако в ней фактически не нашел отражение самый главный вопрос для большинства крестьян - аграрный.

В конце 50-х гг. XIX в. из среды тайпинов выдвинулся еще один выдающийся руководитель - Ли Сючэн, войска которого нанесли ряд поражений Цинам. Другим видным лидером стал тайпинский полководец Чэнь Юйчэн, под руководством которого тайпинам удалось нанести ряд поражений правительственным войскам. Однако, начиная с 1860 г., эти два руководителя не координировали своих действий, что не могло отрицательно не сказаться на всем движении.

Весной 1860 г. Ли Сючэн со своими войсками вплотную подошел к Шанхаю, но на помощь Цинам пришли американцы и этот крупнейший китайский город им удалось отстоять. В сентябре 1861 г. правительственным войскам удалось отвоевать г. Айцин и вплотную подступить к Нанкину. В следующем году против тайпинов уже открыто выступили английские и французские войска, в результате чего Нанкин оказался в блокаде.

Несмотря на упорное сопротивление войск Ли Сючэна, в начале 1864 г. был захвачен г. Ханьчжоу. Ли Сючэн предложил Хун Сюцюаню оставить Нанкин и отправиться на запад Китая для продолжения борьбы, однако тот отверг это предложение. К этому моменту уже не было в живых Ши Дакая, в последние месяцы перед гибелью находившегося со своими сторонниками в провинции Сычуань.

Весной 1864 г. началась осада Нанкина, и 30 июня, оказавшись в безвыходном положении, Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Его преемником стал сын, шестнадцатилетний Хун Фу, а Ли Сючэн возглавил оборону тайпинской столицы. 19 июля войскам Цинов удалось ворваться в город. Ли Сючэну и Хун Фу удалось оттуда вырваться, но вскоре они были схвачены и убиты.

Однако падение Нанкина еще не привело к полному прекращению борьбы в других районах Китая. Лишь в 1866 г. правительственным войскам удалось подавить последние крупные очаги сопротивления тайпинов.

В период тайпинского восстания возникали и другие оппозиционные Цинам движения, из которых наиболее значительными было движение няньцзюней (армии факельщиков), начавшееся в 1853 г. в провинции Аньхуэй под руководством Чжан Лосина. У восставших, большинство из которых были крестьянами, не было четкой программы действий, их выступления носили стихийный характер. Тем не менее правительственным войскам с ними было трудно справиться из-за большой поддержки их со стороны местного населения. После поражения тайпинов, часть участников этого движения присоединилась к няньцзюням, значительно увеличив их численность. Восстание охватило восемь провинций Китая. В 1866 г. няньцзюни разделились на два отряда, попытавшись пробиться к столичной провинции Чжили, но к 1868 г. они были полностью разбиты.

В это же время восстали и некоторые малые народности Китая. В 1860 г. под руководством мусульманина из народности дунган Ду Вэньсюна территории провинции Юньнань было создано отдельное государственное образование с центром в г. Даме. Ду Вэньсюань был провозглашен его правителем под именем султана Сулеймана. Лишь в начале 70 гг. XIX в. цинские войска смогли его ликвидировать.

Дунгане также поднимали восстания под религиозными лозунгами в 1862-1877 гг. в провинциях Шэньси, Ганьсу и Синьцзяне.