Таблицы ломброзо. Антропологическая теория ломброзо

6 ноября 1835 года в Италии на свет появился Чезаре Ломброзо – знаменитый психиатр и праотец антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Главной идеей данного направления было доказательство существования прирожденных преступников.

“Изучайте личность преступника…Тогда вы поймете, что преступление есть не случайное явление, а вполне естественный акт.”- Чезаре Ломброзо

Ломброзо утверждал, что преступниками не становятся, а рождаются. Психиатр был убежден, что существует особая связь между телосложением человека и его характером. И для того, чтобы понять эту связь, которая поможет разоблачить преступника ему необходимы лишь штангенциркуль и линейка. Эти приспособления нужны для того, чтобы сделать замеры определенных частей тела человека и проанализировав полученные замеры, раскрыть все секреты, которые скрывает физиология.

Одной из самых значимых работ для медицины, стала работа по изучению процесса гликолиза .

Для того чтобы заявить о своей теории выявления преступников, доктору пришлось изучить тысячи воров и убийц. При невозможности изучать живых преступников, Ломброзо изучал их черепа. Он занимался поиском объективных морфологических критериев. Собранная им коллекция преступников стала для многих ужасающей реальностью.

Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. И для каждого типа он сделал описание внешности.
Внешность типичного насильника
Большие навыкате глаза, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый и кривой нос. Чаще всего сухопарые и рахитичные блондины, иногда горбатые.
Внешность типичного вора
Неправильный маленький череп, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернутый у основания), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы и редкая борода.
Внешность типичного убийцы
Большой череп, короткая голова (ширина больше высоты), резкая лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнутый вниз), квадратные челюсти, громадные глазные орбиты, выдающийся вперед четырехугольный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Наиболее опасные убийцы чаще всего имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.
Внешность типичного мошенника
Лицо бледное, глаза маленькие, суровые, нос кривой, голова лысая. В целом внешность мошенников достаточно добродушная.

Данная теория не совсем относится к женщинам, ведь выявить преступниц среди женщин позволяет не физиологическое уродство, как у мужчин, а психологическое к которому относят:

  • Склонность к антисоциальному поведению.
  • Отсутствие материнских чувств.
  • “Беспорядочная” половая жизнь и др.

Стоит отметить, что благодаря Чезаре Ломброзо также появился первый “прототип” детектора лжи. В основе выявления лжи было измерение давления человека во время того, как он давал ответы на вопросы. Скачки давления свидетельствовали о не правдивых ответах.

Антропологическое направление в криминологии и уголовном праве, где главной оценкой является внешность человека, по которой оценивается его моральный и поведенческий потенциал, нашло ярчайшее признание у теоретиков и практиков фашизма.

Биография

Ломброзо родился 6 ноября 1835 года в Вероне в богатой еврейской семье. Он изучал литературу, лингвистику, и археологию в университетах Падуи, Вены и Парижа, но поменял свои планы и стал хирургом в армии в 1859 году. В 1866 году он был назначен приглашенным лектором в Павии, а позднее, в 1871 году, возглавил психиатрическую больницу в Пезаро. Ломброзо стал профессором судебной медицины и гигиены в Турине в 1878 году. В том же году он написал свою наиболее важную и влиятельную работу «L’Uomo delinquente» («Преступный человек»), выдержавшую пять изданий на итальянском языке и опубликованную на различных европейских языках.

С 1862 года профессор Павийского университета, а с 1896 года профессор психиатрии Туринского университета и уголовной антропологии (1906) в том же университете.

Умер в Турине в 1909 году.

Научная деятельность

Разработал формулу, положенную в основу наиболее востребованной в криминологии формулы преступной пораженности. В своей формуле великий основатель антропологического института предлагает средние размеры антропологических признаков осужденных соотносить с количеством несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки. Полученные результат, умноженный на условный показатель "Е" рассматривается как частотный признак универсала. Данная формула позволяла выявить причинность преступности, которая на общем уровне всегда сводилась к длине тех или иных частей тела.

Работы

«Гениальность и помешательство»

В 1863 году итальянский психиатр Чезаре Ломброзо издает свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод Г. Тетюшиновой, 1885), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисловии книги:

В этой книге Ч. Ломброзо делает выводы, практически ставит диагнозы, величайшим представителям человечества. Все знаменитости, о которых писал Ломброзо, были мертвы к моменту написания книги и в силу этого не имели возможности опровергнуть написанного. Нет ни одного свидетельства обращения кого-либо из гениев, описанных Ломброзо в своей книге, к его врачебной помощи или личного знакомства Ломброзо с кем- нибудь из описанных им знаменитостей. Все "диагнозы" психиатр ставит заочно, основываясь исключительно на собственной доверчивости или пристрастию к различным слухам о характерах и привычках великих людей, биографии которых, по самому факту их знаменитости, обрастали всевозможными легендами. Эта книга представляет собой яркий пример превышения врачебных полномочий. Ломброзо в предисловии ссылается на тот факт, что он написал эту книгу, " находясь как бы под влиянием экстаза", но этот факт, соответственно его же собственным теориям, выводам и наблюдениям, ставит его самого на грань превращения из психиатра в пациента.

В своей работе Ч. Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а также описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством.

Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное, слишком раннее развитие гениальных способностей. Так, например, Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.
  2. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо - кофе.
  3. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.
  4. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.
  5. Подобные сильные, увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешение труднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новые выдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.
  6. У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить.
  7. Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомнения преступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: «Боже мой! Пошли мне хотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой веры - вот в чем мое преступление».
  8. Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в нелогических выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?
  9. Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям.
  • В заключении своей книги Ч. Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное как умопомешательство. Правда в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психической деятельности и других есть немало общих черт - например, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.

«Типы преступников»

Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.

«Женщина-преступница и проститутка»

Труд рассматривает отношение женщин к трём объектам: любви, проституции и преступности. Ломброзо приходит к выводу, что для женщины главным инстинктом является материнство, которое и определяет их поведение в течение жизни.

  • Любовь
    • Любовь у животных
    • Любовь у человека
  • Проституция
    • История проституции
      • Стыд и проституция у диких народов
      • Проституция у исторических народов
    • Врождённые проститутки
    • Случайные проститутки
  • Преступность женщины
    • Преступность женщины
      • Преступность самок в царстве животных
      • Женская преступность у диких и примитивных народов
    • Врождённые преступницы
    • Случайные преступницы
    • Преступницы по страсти
    • Самоубийцы

Список работ

  • Ricerche sul cretinismo in Lombardia, (Gazz. Medico, Italiana, No.13, 1859) - «Исследования по кретинизму в Ломбардии»
  • Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - Milano: Tipografia e Libreria di Giuseppe Chiusi, editore, 1864. - 46, p. - «Гений и безумие»; в русском переводе - «Гениальность и помешательство»
    (последующее издание: Genio e follia: prelezione ai corsi di antropologia e clinica psichiatrica presso la R. Universita" di Pavia. - 3a edizione ampliata con 4 appendici: i giornali dei pazzi, una biblioteca mattoide, i crani dei grandi uomini, polemica. - Milano: U. Hoepli, 1877. - VIII, 194 p.)
    • Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помеш.: С портр. авт. … / Ц. Ломброзо; Пер. с 4 итал. изд. [и предисл.] К. Тетюшиновой. - Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1885. - , II, VIII, 351 с.
    • множество современных изданий:
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г. Тетюшиновой]. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 397, с. ISBN 978-5-7905-4356-2
      • Гениальность и помешательство: [перевод с итальянского] / Чезаре Ломброзо. - СПб.: Ленинградское изд-во, 2009 (СПб.: ИПК «Ленингр. изд-во»). - 364, с. ISBN 978-5-9942-0238-8 (в пер.)
      • Гениальность и помешательство [Текст] / Чезаре Ломброзо. - М.: Акад. проект, 2011. - 237, с. - (Психологические технологии). ISBN 978-5-8291-1310-0
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 348 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38813-2
      • Гениальность и помешательство / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Тютюшиновой]. - М.: Астрель, 2012. - 352 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38815-6
      • Гениальность и помешательство. От гениальности до безумия один шаг?.. [Текст] / Чезаре Ломброзо; [пер. с итал. Г. Тетюшиновой]. - Москва: РИПОЛ классик, 2011. - 397, с. - (Мировой бестселлер). ISBN 978-5-386-02869-5 (в пер.)
  • L’uomo bianco e l’uomo di colore. Letture sull" origine e le variet? delle razze umane. - Padova: F. Sacchetto, 1871. - 223 p. - «Белый человек и цветной человек. Чтения о происхождении и разнообразии человеческих рас»
  • L’Uomo delinquente, (1876; L"uomo delinquente in rapporto all" antropologia, alla giurisprudenza ed alle discipline carcerarie: aggiuntavi La teoria della tutela penale del Prof. Avv. F. Poletti / Cesare Lombroso; Francisco Poletti. - 2 ed. - Torino: Bocca, 1878. - 746 p.) - «Преступник»; в русском переводе - «Преступный человек»
    • Преступный человек: [пер. с ит.] / Чезаре Ломброзо. - М.: Эксмо; МИДГАРД, 2005 (СПб.: АООТ Твер. полигр. комб.). - 876, с.: ил., портр., табл.; 24 см. - (Гиганты мысли). ISBN 5-699-13045-4
  • L’amore nel suicidio e nel delitto, 1881. - «Любовь и помешательство»
    • Любовь у помешанных: Для врачей и юристов / Cesare Lombroso, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. д-ра мед. Н. П. Лейненберга. - Одесса: тип. «Одес. новости», 1889. - 41 с.
    • Половая психопатия: (Любовь у помешанных) / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине; Пер. с итал. и изд. д-р мед. Н. П. Лейненберг. - 2-е рус. изд. - Одесса, 1908. - 46 с.
  • L’Uomo di genio, 1888. (L"Uomo di genio in rapporto alla psichiatria, alla storia ed all"estetica. - 5a edizione del "Genio e follia", completamente mutata... . - Torino: fratelli Bocca, 1888. - XX, 488 p.) - «Гениальный человек»
  • Palimsesti del carcere; raccolta unicamente destinata agli uomini di scienza. - Torino: Bocca, 1888. - 328 p. - «Тюремная писанина, Исследование тюремных надписей»
  • Il delitto politico e le rivoluzioni in rapporto al diritto, all"antropologia criminale ed alla scienza di governo / Cesare Lombroso, Anthropologe Mediziner Italien; Rodolfo Laschi. - Torino: Bocca, 1890. - 10, 555 p. - (Biblioteca antropologico-giuridica. Serie 1, vol. 9). - «Политическая преступность» в соавторстве с Родольфо Ляски
    • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке: В 2 ч. / Ломброзо и Ляски; В пер. К. К. Толстого. - Санкт-Петербург: С.-Петерб. коммерч. типо-лит. Виленчик, . - 255 с.
      • Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке = Politicalcriminality and revolution with respect to law, criminal anthropology and state science: В 2 ч. / Ч. Ломброзо, Р. Ляски. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 472 с. ISBN 5-94201-200-8
    • Новейшие успехи науки о преступнике = (L’Anthropologie criminelle et ses re’cents progre’s par C. Lombroso) / Cesare Lombroso; Пер., с разреш. авт., под ред. и с предисл. магистра уголовного права Л. М. Берлина, д-р С. Л. Раппопорт. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1892. - , 160 с.
  • La Donna delinquente, 1893 - «Преступница»
    • Женщина преступница и проститутка / C. Lombroso & G. Ferrero; Пер. [и предисл.] д-ра Г. И. Гордона. - Киев; Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897 (Киев). - , 478, IV, VII с.
      • … - АВАН-И, 1994. - 220 с. ISBN 5-87437-004-8
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 320 с., ил., Серия «Наука и жизнь», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38835-4
      • Женщина - преступница или проститутка / Чезаре Ломброзо; [пер. с ит. Г.Гордон]. - М.: Астрель, 2012. - 317 с., ил., Серия «Psychology», 1500 экз., ISBN 978-5-271-38832-3
  • L’origine du baiser, 1893 (La Nouvelle Revue 1893/06, A13, T83)
    • Происхождение поцелуя = (Cesare Lombroso - «L’origine du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: В. Вроблевский, ценз. 1895. - 15 с.
  • Le piu recenti scoperte ed applicazioni della psichiatria ed antropologia criminale /C. Lombroso. - Torino; Firenze; Palermo; Messina; Catania; Roma: Fratelli Bocca, 1893. - 431 p.
  • Gli anarchici: con 2 tavole e 5 fig. nel testo. - Torino: fratelli Bocca, 1894. - 95, p. - «Анархисты, исследование по криминальной психологии и социологии»
    • Анархисты: Кримин.-психол. и социол. очерк / Ц. Ломброзо; Пер. с 2 итал. доп. изд. Н. С. Житковой. - Лейпциг; Санкт-Петербург: «Мысль» А. Миллер, 1907 (Одесса). - 138 с.
  • L’Antisemitismo e le scienze moderne, 1894 - «Антисемитизм в свете современной науки»
    • Антисемитизм / Чезаре Ломброзо; Пер. с ит. Г. З.; Вместо предисл. ст. О. Я. Пергамента: «Еврейский вопрос и народная свобода». - Одесса: Трибуна, ценз. 1906. - , VI, 73 с.
    • Антисемитизм и современная наука / Чезаре Ломброзо; Пер. с итал. Ефрема Пархомовского. - Киев: Ф. Л. Иссерлис и К°, 1909. - 146 с.
      • … - Крафт+, 2002. - 360 с. ISBN 5-93675-038-8
  • Genio e degenerazione, (Remo Sandron, Palermo), 1897. - «Гениальность и деградация»
  • Le crime, causes et rem?des, 1899. - «Преступление, его причины и способы искоренения»
    • Преступление / C. Lombroso; Пер. д-ра Г. И. Гордона. - Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1900. - 140 с.;
      • Преступление [Текст]; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Чезаре Ломброзо; [предисл. В. С. Овчинский]. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - VI, 313, с.: табл.; 22. - (Библиотека криминолога). ISBN 978-5-16-001715-0
  • Безумие прежде и теперь: Пер. с ит. / Цезарь Ломброзо, проф. психиатрии в Турине. - Одесса: Н. Лейненберг, 1897. - 43 с.
  • Мое посещение Толстого / Цезарь Ломброзо. - Carouge (Geneve): M. Elpidine, 1902. - , IV, 13 с.
  • Психология поцелуя: (Cesare Lombroso - «Psycologie du baiser»): Пер. с фр. / Цезарь Ломброзо. - Санкт-Петербург: Ф. И. Митюрников, 1901. - 27 с.

» Гениальность и безумие

Между злодейством, гениальностью и помешательством.
Теории Чезаре Ломброзо (1836-1909)

Чезаре (настоящее имя Эзекия) Ломброзо оставил след в науке как психиатр и криминалист. Родился в Вероне, умер в Турине. Находился под влиянием френологии, которая была очень распространена в 60-х годах XIX в. Несмотря на острую критику своих основных идей, он стал основателем антропологической школы уголовного права.

Начало научной деятельности Ломброзо было связано с проблемами кретинизма. Он защищает диплом в Австрии по этой теме и в 27 лет получает место преподавателя в Павийском Университете, что дает ему возможность стажироваться в лучших клиниках Вены, Турина и Парижа. Впоследствии его заинтересовали актуальные в то время проблемы психиатрии. Он одновременно возглавляет кафедру психиатрии в Павийском университете и занимает должность директора дома умалишенных в Пейзаро.

Его ключевые идеи связаны с выдвижением теории невропатии, психических аномалий выдающихся, особенно гениальных творцов, а также ролью бессознательных состояний в их деятельности. В изучении преступников он применил антропометрический метод, использовал также сведения из патологической анатомии, физиологии и психологии преступников. Это натолкнуло его на идею «врожденного преступника» (Homo Delinquens), который существенно отличается от нормального человека. Он выдвинул идею врожденности самых типов преступников (жуликов, воров, насильников и убийц).

Исследуя антропологические свойства преступников как такие, что передаются по наследству, Ломброзо сравнивает преступника с дикарем, отмечая в них общие черты, такие, как недостаток нравственности, развитых мыслительных действий. Это своеобразный атавизм преступника. Развивая теорию атавизма, Ломброзо утверждал, что преступник, как человек примитивный, отличается от обычных людей, врожденными физическими дефектами черепа. Типичный преступник становится таковым в следствии кретинизма и дегенеративного происхождения. К этому он еще добавил признаки эпилепсии и нравственного помешательства.

Рядом с врожденными преступниками он выделяет преступников случайных, совершивших преступления в силу несчастного стечения обстоятельств (криминалоиды), полупомешанных, обладающих всеми задатками преступности (матоиды), и псевдопреступников (караемых законом, но не опасных для общества). В отдельном ряду стоят политические преступления.

Типы преступников по Ломброзо

Жулик (мошенник):

Добродушная внешность, бледное лицо, маленькие глаза, кривой нос, лысая голова.

Маленький череп неправильной формы, удлиненная голова, прямой нос (часто вздернут), бегающий или, наоборот, цепкий взгляд, черные волосы, редкая борода.

Насильник:

Глаза навыкате, пухлые губы, длинные ресницы, приплюснутый или кривой нос. Сухопарые и рахитичные. Чаще блондины, чем брюнеты, иногда горбатые.

Убийца (душегуб):

Большой череп, короткая голова (высота меньше ширины), резко выраженная лобная пазуха, объемные скулы, длинный нос (иногда загнут вниз), квадратные челюсти, большие глазные орбиты, выпяченный квадратный подбородок, неподвижный стеклянный взгляд, тонкие губы, хорошо развитые клыки. Самые жестокие душегубы имеют черные, курчавые волосы, редкую бороду, короткие кисти рук, чрезмерно большие или, напротив, слишком маленькие мочки ушей.

Хотя теория врожденной склонности к преступлениям сегодня признана ошибочной и ненаучной, классификация из четырех типов преступников, выделенных Ломброзо, используется и поныне.

Несмотря на острую критику своей концепции со стороны криминалистов и антропологов, Ломброзо упорно работал над своими трудами и традиционными темами: «Преступный человек» (1876), «Преступления в политике и революции» (1890), «Преступная оценка» (1893), «Новейшие успехи науки о преступниках» (1892), «Любовь и безумство» (1889) и др.

В XIX в. особое внимание обращено на личность, ее психологические проблемы. Но это было исследование, условно говоря, акцентуированных личностей. Черты нормальной, обычной личности тогда еще не интересовали психологов. Научный интерес был направлен к необычному в человеке. Но это способствовало распознаванию личностных черт и видению личности как таковой.


Типажи преступников из коллекции Ломброзо

Акцентуированные личности , к изучению которых обращались психологи, историки культуры и другие исследователи, были людьми героического типа, осуществляли титанические поступки, проявляли героизм не только в сфере военной, в «пограничных ситуациях», но и в творчестве вообще. Это были также личности преступного типа, тоже проявлявшие своего рода героизм, или же в своем суженном сознании теряли «моральный» контроль, однако считали, что прокладывают новые пути «межличностных отношений». Героизм и преступность переходят друг в друга в зависимости от влияния на общество, но по квалификации героичности или преступности в этом вопросе все зависит от установок личности, группы, общества в целом, исторического уровня его развития.

Квалификация преступного как сумасшедшего как атавизма только показывает фиксированность сознания целью, отсутствие нравственной обратной связи, рефлексии как оценки со стороны общечеловеческого. Преступность, «расчищает путь для творчества», «прогресса», является негативаций «устаревшего» вообще, как «дух отрицания», является демоническим началом в личности, которое раскрывается нередко циничным способом, квалифицируя себя как нечто сверхчеловеческое, что имеет право повелевать и действовать, исходя из чисто личных интересов.

Когда акцентуация достигает особого уровня, далеко переступая границы нормального, личность входит в патологические отношения, проявляя определенную зависимость суженного характера. Когда при этом она видит в себе значительные преимущества над обыденными проявлениями личности, создает своеобразную оправдательную идеологию своих поступков, возникает сверхчеловек, который противопоставляет себя другому с определенным пренебрежением, сосредоточивает в себе, по своему мнению, весь мировой титанизм, или титанизм Возрождения, осознает себя как титанизм, а именно ощущая в себе сверхчеловеческое. Сверхчеловек, который освобождает себя от противопоставления другому и, наоборот, включает в себя не просто другого, а общечеловеческое, чувствует в себе присутствие высшего начала, которое является святостью. Последняя уже ограничивает себя по активности отдельных поступков, является субстанциональной значимостю, переживает абсолютную самодостаточность и завершенность и вместе с тем имеет предельную индивидуализацию.

Личность, которая включает в себя общечеловеческое, активно и проблемно соотносит его со своей индивидуализированной сутью, вообще бесконечно одарена, она раскрывается в определенных творческих актах и является создателем вообще. Она концентрирует в себе все указанные черты акцентуированных личностей и их самих вообще.


Музей криминальной антропологии в Турине был основан Чезаре Ломброзо в 1898 году. Ныне там хранится более 400 черепов, которые использовались им для доказательства теории «медианной затылочной ямки» - черепной аномалии, которая, по его мнению, способствовала девиантному поведению. В коллекции также представлены рисунки, фотографии, криминальные доказательства, анатомические детали «сумасшедших и преступников» из позапрошлого века.

Таков круг личностных акцентуаций, черты которых тесно связаны между собой.

Чезаре Ломброзо раскрывает личность в состоянии большой творческой возвышенности, когда она решительно и уверенно перешагивает рамки обычного поступка. Ее необычность квалифицируется как антиморальная, но она при этом оправдывается как такая, что появилась в результате роковой антропологической наследственности. В частности, эти черты раскрываются как единство «гениальности и помешательства (безумия)», ведь, по его мнению, только такое сочетание черт может дать исторически значительную личность.

В своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство» (1864) Ломброзо решает вопросы подобия гениальных и психически больных «в физиологическом отношении» людей, исследует влияние атмосферных явлений на гениев и психически больных, которые одинаково остро чувствуют это влияние, пишет о влиянии метеорологических явлений на рождение гениальных людей, подтверждает влияние расы и наследственности на появление гениальности и психических болезней. Он исследует гениальных людей, страдавших психическими болезнями (Гарингтон, Свифт, Коуацци, Руссо, Ампер, Шуман). Он отмечает особенности сочетания гениальности и психических болезней среди поэтов, юмористов, артистов, графоманов, пророков, революционеров, в частности, уделяет внимание Дж. Савонароле и Лазаретти.

Как научный материал Ломброзо использует в своих исследованиях автобиографии психически больных людей, их литературные произведения.

Выводы, которые он делает из своих исследований, не подтверждают обязательности связи гениальности и безумия. Однако психические состояния представителей обеих групп несколько схожи меж собой. «В бурной и длительной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди проявляют больше подобия с сумасшедшими, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт. Например, усиленная чувствительность, экзальтация, меняющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и использования особенных выражений, сильная рассеянность, склонность к самоубийству и наконец большое самоуважение». Хотя, Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур - люди несомненно гениальные, не проявляли, однако, признаков безумия. Кроме того, Ломброзо отмечает, что гениальность проявляется значительно раньше, чем психические заболевания. В этом вопросе он относится с доверием к исследованиям Т. Рибо.

Если психические заболевания передаются по наследству, то гениальность умирает вместе с ее носителем - индивидом. Выдающиеся умственные способности у больных слишком односторонни. Больные не имеют настойчивости в решении задач, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - черт, наиболее присущих гению. Они не проявляют сочувствия к другим людям. Гении спокойно, с осознанием собственных сил неуклонно шли избранным путем к высокой цели, проявляя твердость духа в несчастьях, не становясь рабами своих страстей. Такими были Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело и Кавур. Ломброзо дает им такую характеристику: всем им был присущ сильный, гармонично развитый череп, что свидетельствует о силе мыслительных способностей, подкрепленных мощной волей. Они никогда не предавали своих убеждений, не становились ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не отрекались начатого дела. Всем им была присуща цельность характера.

К патологическим признакам деятельности Ломброзо относит чрезмерную тщательность проработки материала, злоупотребление символами, эпиграфами и аксессуарами, преобладание одного цвета в рисунке и чрезмерное влечение к новациям, что является выражением псевдооригинальности. В литературных произведениях и научных статьях имеющиеся претензии на остроумие, чрезмерная систематизация, намерение выставлять на первый план свою личность, логика изложения замещается эпиграммой и везде непреодолимое влечение к оригинальности, которое, однако, не реализуется.

Ломброзо выражает опасения относительно судьбы народов, управляемых такими патологическими личностями. Они пытаются вещать в стиле библейского лаконизма. Среди них немало шарлатанов, хотя они сами этого не осознают. Этих психопатов он называет матоидами. Это мнимые реформаторы, которых следует остерегаться, ведь они имеют большое влияние на окружающих. Эти психопаты все время настойчиво вмешиваются в социальные проблемы, и могут также пойти и на политические убийства.

Сумасшедшие и психопаты с определенными признаками гениальности, или без них, оказывали большое влияние на толпу, провоцировали политические движения. Другие - настоящие гении и сумасшедшие (среди них Ломброзо называет Магомета, Лютера, Савонаролу, Шопенгауэра) - имели в себе силы задержать развитие народов и даже оказались учредителями религии или секты.

Человечество должно остерегаться «блестящих гениальных призраков» - так завершает Чезаре Ломброзо свой анализ параллельных черт гениев и психически больных людей.

Роменець В.А. История психологии XIX-XX века. - Киев, Лыбидь, 2002

Литература на эту тему весьма обширна, хотя и малодоступна. Еще в древности существовали мифологически-демонологические объяснения того, что сейчас считают психическими болезнями.

Одно из известнейших и вызвавших бурную реакцию исследований, проводяших параллель между гениальностью и помешательством, была изданная в 1863 г. книга итальянского психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо «Гений и помешательство» 1 .

Частью психиатрии стала психопатология. Применять знания из этой области психопатологи к искусству начали давно. Между прочим, слова mania(по-гречески),naviиmesugan(по-дрееврейски),nigrata(на санскрите) означают и сумасшествие, и пророчество. Еще древние мыслители считали возможным проводить параллели между гениальностью и помешательством. Аристотель писал: «Замечено, что знаменитые поэты, политики и художники были помешанные. Даже в настоящее время мы видим то же самое в Сократе, Эмпедокле, Платоне других, и сильнее всего в поэтах. Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершенно утратил эту способность». Платон утверждает, что бред совсем не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемое нам богами. Демокрит прямо говорил, что не считает истинным поэтом человека, находящегося в здравом уме. Паскаль постоянно твердил, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием, и впоследствии доказал это на собственном примере.

2. Сущность идей Чезаре Ломброзо

Эпиграф к книге:

«Установив такое близкое соотношение между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию – и в то же время дать нам предостережение, чтобы мы не слишком увлекались блестящими признаками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений».

2.1. Различия между талантом и гением

Зависимостью гения от патологических изменений можно объяснить любопытную особенность гения по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно» (13). Талантливый человек действует совершенно обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно» (13).

2.2. Основные параллели между гениями и сумасшедшими

Ломброзо видит между ними много общего в физиологии, странном поведении, маниях, бессознательных поступках, одинаковой реакции на климатические и географические факторы, на некоторые различия в отношении субъектов разных этносов и. т.д.

Мы приведем исследование им факты, причем из многих сотен примеров остановимся лишь на наиболее известных именах.

Бюффон, погруженный в свои размышления, забрался однажды на колокольню и спустился оттуда по веревке совершенно бессознательно, как будто в припадке сомнамбулизма».

Для многих гениев характерна плохая мускульная и половая деятельность, свойственные всем помешанным. «Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон хотя и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее». Гейне писал, что вовсе не гениальность, а болезнь (спинного мозга) заставляла его писать стихи, чтобы утишить свои страдания.

Гете говорит, что он сочинял многие из своих песен, находясь как бы в припадке сомнамбулизма. Во сне Вольтер задумал одну из песен Генриады, а Ньютон и Кардано во сне решали свои математические задачи. О Лейбнице сложилась поговорка, что он мыслил только в горизонтальном положении.

Многие из гениальных людей злоупотребляли спиртными напитками. Александр Македонский, Сократ, Сенека, Алкивиад, Катон, Авиценнна, Мюссе, Клейст, Тассо, Гендель, Глюк – все страдали запоями и большинство из них умерли от пьянства вследствие белой горячки.

А как рано и сильно проявляются страсти у гениальных людей! Красота и любовь Форнарины служили для Рафаэля источником вдохновения не только в живописи, но и в поэзии. Данте и Алифьери были влюблены в 9 лет, Руссо – в 11, Каврон и Байрон – в 8. С последним сделались судороги, когда он узнал, что любимая им девушка выходит замуж. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того, как увидел картину Рафаэля. Архимед, восхищенный решением задачи, в костюме Адама выбежал на улицу с криком «Эврика1». Буало и Шатобриан не могли равнодушно слышать похвал кому бы то ни было, даже своему сапожнику.

Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие и сосредоточенность на себе и своих мыслях.

«Поэты – самые тщеславные из людей»,- писал Гейне,- имея в виду и самого себя.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря, т. к. в стихотворстве считал себя выше его. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два «п». Себуйа, арабский грамматик, умер с горя оттого, что с его мнением относительно какого-то грамматического правила не согласился Гарун-аль-Рапшид. Великие гении не могут иногда усвоить понятия, доступные самым обыкновенным людям, и в то же время высказывают такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например, Гете подробно описал Италию, еще не видевши ее. Часто они предсказывают смерть (вспомним, как М.Волошин и К.Бальмонт предсказали царю Николаю смерть на эшафоте, как предсказали собственную смерть философы Кардано, Руссо и Галлер, поэты Н.Рубцов, И.Бродский, кинорежиссер А.Тарковский и др). Челлини, Гете, Гоббс (в темной комнате ему тотчас начинали чудиться привидения) страдали галлюцинациями, Мендельсон – меланхолией, Ван Гог думал, что он одержим бесом, сошли с ума Гуно, Батюшков, Гёльдерлин (он убил себя в припадке меланхолии в 1835 г),Сальери, Эдгар По. Моцарт был убежден, что будет обязательно отравлен. Мюссе, Гоголь, Гаршин. Россини страдал манией преследования. Шуман в 46 лет лишился рассудка: его преследовали говорящие столы, обладающие всеведением. Основатель позитивизма Огюст Конт 10 лет лечился от душевного расстройства, а когда ему стало лучше, без всякой причины прогнал жену, которая своими нежными попечениями практически спасла ему жизнь. Перед смертью материалист Конт объявил себя апостолом и служителем религии. Тассо схватил однажды нож и под влиянием галлюцинаций бросился на слугу. Свифт уже в молодости предсказал свое будущее умопомешательство: гуляя однажды с Юнгом, он увидел вяз, на вершине которого почти не было листвы, и сказал: «Я точно так же начну умирать с головы». В 1745 г он умер в полном расстройстве умственных способностей. Ньютон тоже страдал настоящим психическим расстройством. Самое точное описание душевных мук липеманьяка читатель найдет в произведениях Руссо, особенно последних: «Исповедь», «Диалоги» и «Прогулки одинокого мечтателя». Где бы он ни был, он страдал шпиономанией. Вся жизнь великого поэта Ленау, скончавшегося в больнице для умалишенных, представляет с самого раннего детства смесь гениальности и сумасшествия. Гофман страдал запоем, манией преследования и галлюцинациями. Манией преследования страдал и Шопенгауэр.

У всех поврежденных гениев есть свой особенный стиль - страстный, трепещущий, колоритный; это подтверждается их собственными признаниями, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но даже мыслить. Великий Ньютон, взвесивший все миры, разве не находился в состоянии невменяемости, когда вздумал сочинять толкования Апокалипсиса?

Самым очевидным признаком ненормальности рассмотренных Ломброзо гениев он считал, крайне преувеличенное проявление двух перемежающихся состояний – экстаза и атонии, возбуждения или упадка умственных сил.

Ломброзо замечает, что мнение, будто душевные болезни всегда сопровождаются ослаблением умственных особенностей – ошибочно. На самом деле умственные способности, напротив, нередко приобретают у сумасшедших необыкновенную живость и развиваются именно во время болезни.

Чезаре Ломброзо (Chezare Lombroso) - родился в Вероне. Окончил университеты в Падуе, Вене и Париже, с 1862 по 1876 год был профессором психиатрии в университете Павии. В 1871 году также стал директором лечебницы для умалишенных в Песаро; в 1876 году его пригласили в Туринский университет, где он занимал должность профессора психиатрии и криминальной антропологии.

В 1876 году опубликовал свою работу "Преступник", в которой выдвинул положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков (антропологических стигматов).

Книги (5)

Хотите знать о проституции все? Тогда книга "Женщина преступница и проститутка" для вас! Гражданская проституция, гостеприимная проституция, полиандрия, религиозная проституция, юридическая проституция, проституция разных времен и народов, врожденные проститутки, случайные проститутки...

Точно так же, как и преступление, проституция была нормальным явлением в жизни цивилизованных народов на заре их развития, какою она является и в настоящее время в жизни дикарей.

Любовь у помешанных

«В психиатрических статистиках мы всегда можем найти порядочную круглую цифру сумасшествий от любви. Esquirol нашел между 1375 умалишенными 37 человек, потерявших рассудок от любви, 18 от ревности и 146 вследствие развратной жизни.

Я, однако, думаю, что число действительных сумасшествий от любви значительно меньше того, которое указывают статистики. И действительно, за всю свою долголетнюю практику, в течение которой мне пришлось наблюдать много тысяч умалишенных, я едва могу насчитать дюжину таких случаев».

Анархисты

Книга «Анархисты» породила главную дискуссию современной криминологии - о приоритете биологических и социальных факторов в преступном поведении.

Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами борьбы с преступностью.

Гениальность и помешательство

В работах, представленных в данном сборнике, Чезаре Ломброзо ищет ответ на вопрос, почему одни люди восхищают своими способностями, даже гениальностью, а другие несут на себе крест слабоумия, пороков, преступлений.

Преступный человек

Ученый и криминалист Чезаре Ломброзо вошел в историю как автор теории о биологической предрасположенности ряда людей к совершению преступлений - теории, в известной степени заложившей основы современной криминальной антропологии и криминальной психологии. Богатейший фактографический материал, неожиданная для итальянца, поистине немецкая дотошность и скрупулезность в систематизации данных, наконец, масштабность исследований - благодаря всему этому работы Ч.Ломброзо остаются востребованными и поныне.

В настоящее издание вошли классические исследования Ч.Ломброзо - от прославившего итальянского ученого в профессиональных кругах «Преступного человека» до принесшей ему всемирную известность работы «Гениальность и помешательство».

Комментарии читателей

Читатель1989 / 7.02.2016 Допустил неточность в отзыве.
Были герои или просто хорошие люди, у которых большие челюсти и надбровные дуги. Так вот, если бы они попались Ломброзо на жизненном пути, вместо преступников, то он утверждал бы, что большие челюсти и надбровные дуги свойственны хорошим и добрым людям

Читатель1989 / 7.02.2016 Ломброзо увидел, что у какой-то части преступников большие челюсти и тяжелые надбровные дуги и начал утверждать, что люди с такими особенностями склонны к преступлениям больше других людей. Он имел дело с преступниками, он видел преступников и рассуждал о преступниках. Но я уверен, что было много героев, которые рисковали жизнью и умирали ради других во время катастроф, природных катаклизмов или войн.

Возможно, если бы он был врачом на фронте, на войне, то он утверждал бы что люди с большими челюстями и надбровными дугами склонны к героизму