Сын сотрудницы неформальный лидер простил помиловал. Неформальный лидер – друг или враг? Ни в коем случае Не

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. Так и в лагере, по истечению некоторого времени после заезда в отряде постепенно формируются группы. Некоторые их участники начинают играть более активную роль.

Трудные лидеры

Традиционно лидеры в таких группах - это ребята, которые не первый год в лагере или те, у которых здесь старшие братья и сестры. Часто это дети из многодетных, неблагополучных семей, неуспевающие – так называемые «дворовые» дети. Причина проста – нигде больше таким ребятам не уделялось внимание, на которое они рассчитывают. При этом надо сказать, что неформальными лидерами чаще всего становятся личности сильные, яркие и неформатные. А таким оставаться без внимания со стороны общества предельно трудно. Зато в их собственной, стихийно созданной группе им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они наконец-то приобретают доминирующее положение.

В целом, наличие неформального лидера в отряде – явление вполне закономерное, ведь именно подростковый возраст (от 10 до 12 лет) характеризуется смещением ориентиров с авторитета взрослого (или выбранного взрослым) лидера на товарищей.

Однако бывает, что сформировавшиеся из «трудных» неформальные лидеры утверждают свой авторитет грубыми нарушениями дисциплины, начинают сознательно противодействовать вожатым: ведут себя дерзко и вызывающе, мешают проведению мероприятий, провоцируют непослушание и шалости всех ребят в отряде.

Зачем? Агрессия как политика поведения

«Агрессивное поведение помогает неформальным лидерам оставаться хозяевами положения, такими выходками подтверждая свою смелость, способность «брать огонь на себя», выделиться и одновременно вызвать восхищение у отряда. Лидер будто говорит всем: «Я нестандарт! Делайте как я, и вы тоже будете нестандартными!» Характерной ошибкой вожатых будет в этом случае резкое изменение статуса такого лидера-бунтаря (например, неожиданное назначение его помощником вожатого)».

Все еще более осложняется, когда неформальный лидер-дезорганизатор не хочет идти на сотрудничество с воспитателем, вовлекая в свои затеи весь отряд или группу. В этих случаях бывает полезно показать несостоятельность его поведения в коллективе, помочь ребятам критически взглянуть на его действия, найти способ лишить его ореола Робин Гуда.

Секреты приручения

Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая найти общий язык с неформальным лидером - это изначально невысокое мнение о нем. Привычно считать, что это недалекие личности с примитивными способностями, агрессивные и с неустойчивой психикой. Однако практика доказывает, что именно таки «лидеры» недолго держатся на плаву. Другие же, сдержанные, умные, яркие и целеустремленные надолго остаются в сердцах ребят. И, что уж говорить, порой могут организовать их быстрее и эффективнее любого вожатого. Основная ошибка вожатого - попытка «взять быка за рога». Сначала нужно заручиться поддержкой отряда. Не забывайте, что сложившийся коллектив может запросто объединиться против вас. Некоторые ребята сдружились уже давно и, признав неформала, они тем самым лишают вас возможности управлять группой.

Есть и еще несколько негласных методов, позволяющих нейтрализовать влияние неформального лидера или же задать ему нужное направление:

1) Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Беседы вместо попытки навязать произвол демонстрируют уважение к достоинству и тем самым ослабляют сопротивление. Коллективные обсуждения также дают возможность неформальному лидеру взять на себя часть заслуг в принятии решения - это неосязаемая ценность, которая расположит его к вам и сделает вас союзниками.

2) Психологические игры, тренинги на сплочение коллектива, взаимопонимание. Необходимо сформировать лояльность посредством неявных методик. Играя, общаясь, моделируя ситуации, лидер и группа в целом будут оказываться в острых ситуациях и на примере упражнений, в мини-формах, смогут найти решение, приятное вам.

3) Насыщение деятельности неформального лидера в рамках решения необходимых вам задач. Другими словами, стоит задать единый вектор движения, не «ломая» при этом взгляды самого лидера. Формулировка «он ничем не интересуется», к которой прибегают в этом случае вожатые, означает только, что взрослые не нашли, не догадались, не сумели подсказать. Если хотите, чтобы группировки «играли» по вашим правилам - измените их взгляды, заинтересуйте чем-то общим для них, а не нужным для вас.

4) Вывести деятельность неформального лидера за рамки отряда. Кроме того, важно обеспечить неформальному лидеру успех в новой деятельности, где он сможет раскрыться для окружающих. Это может быть организация новой полевой игры, где он вместе с выбранным вами лидером на пару станет «сражаться» с общими противниками. Превратить неформала в достояние всего лагеря возможно: подойдет должность ведущего радиопрограммы, лидера вожатской планерки, организатора дня самоуправления для всего лагеря и т.д. Выведя его за рамки отряда, вы тем самым позволите ему самореализоваться и перестать выражать себя с помощью агрессии.

«Как у них это получается?»

Рассказывая о неформальных лидерах, невольно задумываешься: «А как это у них получается?». В возрасте от 10 до 14 лет все яркие, тем более, непослушные, выделяющиеся на фоне стандартно правильных сверстников, ребята – явные претенденты на роль лидеров. Однако стоит сказать, что не каждый бунтарь сможет занять место предводителя. Для этого ему необходимо обладать некоторыми особенными качествами. Согласно С. Норткоту, таких существует шесть:

Первый элемент - воображение. Умение превратить «ничто» во что-то интересное - ведущее умение неформального лидера.

Второй элемент - знание. Оно необходимо для того, чтобы придать лидеру уверенность. Пустомеля не выбьется в лидеры - он должен «отвечать» за свои слова.

Третий элемент - талант. Тот, кто умеет что-то, что не могут другие, держит ситуацию под контролем.

Четвертый элемент - решимость. Спокойная уверенность придает силы остальным членам команды.

Пятое качество - жесткость. Удивительно, но у подростков, один из самых эффективных способов добиться признания – безжалостность к желаниям других.

И наконец, шестой элемент - притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще он оказывается на виду.

Как найти лидера?

Для того чтобы направить деятельность «вожака стаи» в нужное вам русло или банально «обезвредить» лидера-зачинщика, в лагере применяют несколько методик. Самые эффективные – социометрия, тестирование и психологические игры.

Психоигра: «Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы образовалось кольцо. Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

«Семейная фотография»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята.

Точка отсчета

В лидерстве много трудностей, а тем более, если лидер - неформальный, вставший в оппозицию взрослому. В любом случае неформальный лидер – личность сильная, заслуживающая уважения. И уже потому требующая внимания. Разбудите в нем таланты, покажите пути их применения, и перед вами окажется уже не трудный подросток-бунтарь, а одаренный человечек с горящими глазами и огромным желанием вести за собой.

Секреты успешного взаимодействия с коллективом становятся все более актуальными для руководителей любого уровня - от помощника начальника отдела до топ-менеджера. И все чаще к управлению людьми привлекают специалистов по персоналу, доверяя им поиск оптимального решения в каждой конкретной ситуации.

Лидерство и руководство - основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство - это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же - комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером.

Это очень хорошо прослеживается в американском стиле работы с персоналом: для американцев управляющий (manager ) и лидер (leader ) - совсем не одно и то же, и этим их подход коренным образом отличается от нашего, отягощенного стереотипами. В то же время тесная связь управляющего и лидера очевидна: продвигаясь по службе, человек автоматически занимает более высокое место в служебной иерархии. Деятельность коллектива в какой-то мере связана и с управлением, и с лидерством. Тем не менее лидерство во многом предусматривает личную инициативу, но вовсе не требует занятия определенной должности; тогда как управление представляет собой ответственность за практическую реализацию решений зачастую при «связанной» инициативе, ее зависимости от корпоративных традиций, мнения вышестоящего руководства и т. д.

Например, директор завода по должности является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на должность. Это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, добивается большего успеха при управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Лидер в вышеприведенном примере скорее заместитель, чем его непосредственный начальник - директор завода.

Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая влияние на людей, выступающих «ведомыми». Неформальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает поведенческую и мотивационную сферы, способствует усилению или, наоборот, нивелировке личностных черт. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения, как совет и просьба, и гораздо реже - наставления.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, носит название неформального лидерства . Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

Лидерство - ключевой фактор достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других. С другой - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Во многих ситуациях оптимальным для практики управления является сочетание в одном лице лидера и руководителя. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко вполне оправдано. Но это не всегда достижимо и не может быть панацеей в любой ситуации. Нельзя забывать и о нашей национальной черте. У славян испокон веков принято любить руководство, которое к подчиненным относится с уважением - для таких руководителей народ готов горы свернуть. Если начальник проявляет внимание к подчиненным и в то же время дает понять, каких количественных и качественных результатов он ждет от них, то, вероятнее всего, они пойдут ему навстречу. В таких условиях принцип «не подвести руководителя» становится своего рода социальной нормой.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, и учителя в школе, герои, с которыми молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме человека имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

В определенной степени лидерство можно рассматривать как управление смыслом. Ранние подходы к пониманию феномена лидерства заключались в попытках определить те индивидуальные черты, которыми отличались эффективные лидеры. В более поздних исследованиях отмечены попытки определить характеристики и типы поведения лидеров, которые могут быть эффективными в определенных ситуациях. Такие ситуационные теории лидерства оказались более продуктивными, но и они не все могли объяснить. В последних исследованиях делаются попытки объяснить лидерство как социальный процесс, а не как особенность отдельного человека или его взаимодействия с ситуацией. Такой взгляд позволяет рассматривать основную функцию лидерства как «управление смыслом». Что это означает? Специалисту по персоналу нет необходимости управлять поступками неформального лидера, достаточно задать смысловой вектор, которого он станет придерживаться.

Специалисту по кадрам важно понимать, что, обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый - еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее в конце концов в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения в каждой конкретной ситуации.

Соответственно, при построении схемы взаимодействия с неформальными лидерами необходимо убедиться, что она подойдет не только коллективу, но и его непосредственному руководителю.

Основой лидерства является специфический, или лидерский, тип отношений управления. Это отношения «лидер - последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник - подчиненный», которые появились и оформились лишь с развитием массового производства.

Чтобы наладить эффективное взаимодействие между руководством и коллективом путем привлечения на свою сторону неформальных лидеров, всегда стоит обращать внимание на коммуникации. Внутренняя коммуникация в компании - это поток информации интеллектуального или эмоционального содержания, цель которой - ослабление негативных моментов во взаимоотношениях руководства и служащих, а также усиление и поддержание позитивных. Другими словами, внутренние коммуникации предполагают установление добропорядочных отношений между сотрудниками, между сотрудниками и руководителем, а также способствуют обеспечению условий эффективного и эмоционального соучастия.

Понять тонкости управления коллективом хорошо помогают наработки в области управления толпой. Как ни странно (все-таки трудовой коллектив - это организованная структура, а не толпа), эмоциональные тенденции, которые зачастую определяют климат в коллективе, те же. И как единственный способ быстро перехватить управление толпой - выделить лидеров и манипулировать ими, так и в коллективе это весьма эффективный метод.

Лидер использует власть и авторитет, а также свою способность побуждать и увлекать других для того, чтобы вести группу к достижению цели и успеху. Но есть и обратная сторона: действия, разрушающие авторитет, - сознательная ложь, безответственные, глупые или антиобщественные действия, неэтичное или жестокое поведение, особенно если оно приносит личные выгоды за счет других или за счет организации, - приводят к потере неформальным лидером своего статуса.

Весьма вероятно, что HR-менеджер уже знает ответ на этот вопрос. Если же явных лидеров не наблюдается или коллектив новый и люди еще не успели проявить себя в полную силу, придется проводить методичный поиск подходящего человека. Для начала можно воспользоваться подсказкой (см. схему ).

  • с другими. Лидеры знают, как ладить с людьми, не забывая об интересах организации (решение проблем по стратегии «выигрыш/выигрыш» - в результате творческого разрешения конфликта выигрывают обе его стороны), в полной мере сохраняют независимость, общаясь по поводу принятия решений, никогда не уступают и умеют не соглашаться, не считаясь при этом несговорчивыми, уважают других, и окружающие понимают и чувствуют это уважение. Им не свойственны неконтролируемые вспышки ярости, они редко навязывают свои идеи другим, а вместо этого пытаются добиться успеха путем рекомендаций, предложений или просят других обдумать их перспективы. Уважение окружающих дает им силу стимулировать других людей для достижения часто больших и трудных целей. Они не жертвуют семьей ради собственного успеха, умеют найти баланс в отношениях между работой и семьей;
  • с организацией. Лидеры идут вровень с развитием организации или группы. Они позволяют подчиненным быть честными, не боясь потерять работу, знают, что не могут руководить сидя за столом, поэтому все исследуют по принципу «пойди и посмотри сам», нанимают лучших профессионалов и дают им максимум свободы для выполнения обязанностей, устанавливают высокоэффективную систему вознаграждений, чтобы побуждать людей делать все возможное для организации. Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации;
  • с делом. Лидеры очень много знают о своем деле и конкуренции, их методы всегда этичны, они серьезно относятся к обязанностям руководить изменениями и являются их инициаторами;
  • с сообществом. Лидеры отдают важным делам и проектам свои таланты, идеи, способности и энергию, они обычно больше дают, чем берут, часто становятся наставниками для более молодых коллег.
  • Не стоит забывать, что неформальные лидеры в большинстве своем - первые претенденты на карьерный рост, поэтому одним из элементов их лидерской «профпригодности» можно считать наличие выраженных черт, свойственных успешным руководителям высшего звена: способности к экстраполяции (распространению выводов, полученных от наблюдения за одной частью явления, на другую его часть), к разработке нескольких проблем одновременно, устойчивости в ситуации неопределенности, быстрого схватывания сути дела; умения справляться с агрессией, способности брать управление на себя, настойчивости, способности к сотрудничеству, инициативности, энергичности; умения управлять эмоциями; способности делать ставку на других, сензитивности (восприимчивости к чувствам других), идентификации себя с делом, способности к сочувствию, заинтересованности в росте организации, а не в собственной карьере, независимости.

    Личностный идеал: гибкость, устойчивость к стрессу, наличие цели, руководство сообществом, чувство юмора, цельность.

    Сегодня ни психология, ни социология не дают единой классификации неформальных лидеров. Поэтому каждый определяет их по-своему. Я предлагаю свое виденье лидерских типов по мотивационно-поведенческому признаку.

    «Дирижер»

    Идеален для взаимодействия с руководством, ориентированным на результат, но не желающим излишне демократизировать взаимоотношения с коллективом. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в своем коллективе, ни на шаг не отходя от заданной руководством «партитуры». Его мотивация - чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство. Такие люди любят говорить: «Если бы не я - страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена - там для них идеальное место. Топ-менеджмент - не их стихия, т. к. там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

    «Рубаха-парень»

    Душа компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации отдельных людей в коллективе на выполнение задач, которых они предпочли бы избежать - он так обаятелен и сеет вокруг положительные эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация - чувствовать, что ему позволено общаться с руководством «на равных».

    «Серый кардинал»

    Крайне полезная для честолюбивого руководителя фигура. Охотно создает продуманные, эффективные стратегии решения поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно несколько зануден, зато помнит все обо всех в мелочах - ведь на этих мелочах так легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры разработчика или организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле первая скрипка - он.

    «Бунтарь»

    Очень сложный тип. Чувствует врожденную потребность бунтовать против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства - так же рьяно отстаивает эти права перед коллективом.

    Руководители и кадровики, как правило, не видят необходимости «приручать» выраженного неформального лидера, работающего в коллективе. Но это опасное заблуждение. «Бесхозный» неформальный лидер может стать причиной снижения эффективности работы коллектива, а иногда - привести к возникновению серьезных конфликтов.

    Наименее опасны с этой позиции «дирижер» и «рубаха-парень». Хотя и они могут стать причиной проблем. «Дирижер» будет стремиться помочь в организации рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному результату из-за незнания им подводных камней и далеко идущих планов.

    Пример 1

    В планах небольшой компании - производителя продуктов питания значилось существенное расширение отдела продаж. Руководство сочло необходимым немного присмотреться к сотрудникам отдела и выделить тех, у кого остается немного времени (они, видимо, работают быстро и эффективно, и смогут помочь в адаптации новых сотрудников). В отсутствие начальника отдела директивы передали его заместителю, не объяснив, с какой целью это делается. Итак, типичный «дирижер» получил указание выделить тех людей, у которых остается больше времени, чем у других. Он не может просто исполнить указание и предложить руководству список таких сотрудников. Он старается сделать «как лучше». «Дирижер» посчитал, что цель - отсев малоэффективных сотрудников, поэтому стал догружать лучших специалистов дополнительными задачами, дабы они не попадали в разряд имеющих излишек времени, а в требуемый руководством список внес всех остальных.

    В итоге адаптация нового персонала при расширении отдела легла на плечи не самых лучших специалистов, что было явно во вред компании.

    «Рубаха-парень», чувствуя себя обделенным вниманием руководства, может сформировать негативное отношение коллектива к начальству, даже сам не стремясь к такому результату.

    Пример 2

    Обделенный вниманием начальника IT-отдела крупной компании, «рубаха-парень» искал сочувствия у коллектива. Он подолгу сидел возле одного сотрудника, потом возле следующего и т. д. и жаловался им на несостоятельность шефа, который игнорирует его («рубахи-парня») потенциал. А заодно обиженный «неформал» очень живо и эмоционально рассказывал всем о существующих и вымышленных недостатках своего начальника. Парень не преследовал никаких далеко идущих целей, он просто искал сочувствия. Но в результате, учитывая эмоциональную заразительность и хорошее отношение коллектива к непонятому сотруднику, отношение к шефу ухудшается. Люди начинают обращать внимание на мелочи, придираться к каждому его указанию. А причина всему - не привлеченный к управлению отделом «рубаха-парень».

    «Серый кардинал» представляет более существенную опасность - если его идеи не оценены по достоинству непосредственным руководством, он вполне может пойти в обход оного напрямую к вышестоящему начальству. И зачастую он вполне способен логически обосновать свои претензии, что чревато неприятностями как для непосредственного руководителя данного коллектива, так и для сотрудников. По крайней мере, на обстановке в организации такие ситуации обычно сказываются крайне негативно.

    Пример 3

    Аналитический отдел коммерческого банка. Один из сотрудников - типичный «серый кардинал» - приходит к начальнику с предложением по оптимизации анализа одного из направлений деятельности. Начальник рассматривает предложение скептически - да, эффективность может повыситься, но это еще надо доказать. Сопротивляясь изменениям (ведь для внедрения новой методики понадобится устанавливать и осваивать новое программное обеспечение, что требует временных и материальных затрат), он отказывает инициативному сотруднику: нет, это нам не нужно, у нас и так все нормально.

    Через месяц «серый кардинал» получает денежную премию от вышестоящего руководства, отделу вменяется в обязанность проводить анализ по новой (той самой!) схеме, а начальник отдела получает выговор. Кроме того, коллектив не любит «выскочек», а значит, такое происшествие вызовет расслоение и непременное снижение эффективности вследствие снижения командного духа. А согласись начальник с таким, в общем-то дельным, предложением, все считали бы это его личной инициативой.

    Самым опасным для организации, как правило, является «бунтарь». Если ярко выраженного «бунтаря» оставить без дела (не озадачить решением вопросов вселенской справедливости на благо компании), он вполне способен приложить свои таланты не в пользу руководства. Для наглядности: именно такие люди организовывали в свое время первые профсоюзы, изрядно досаждавшие коммерсантам тех времен. Это «бунтари» устраивают забастовки и прочие протестные мероприятия. Причем не всегда имея для этого веские основания. Знайте: если сотрудники вдруг массово начали выражать недовольство чем-то, что раньше всех устраивало, требуют изменить условия труда или его оплаты, установить сокращенный рабочий день и т. п. при наличии нормального офиса, зарплаты, соответствующей квалификации сотрудников, значит в коллективе завелся «бунтарь».

    В свое время французский ученый-энциклопедист, известный вольнодумец Вольтер сказал: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать». Несколько перефразировав, эту мысль стоит применить и к неформальным лидерам. Если у руководителя есть насущная потребность в манипулировании коллективом изнутри, а яркой кандидатуры в лидеры не наблюдается, стоит выбрать кого-то, максимально похожего на неформального лидера, и, понемногу делегируя ему моменты ответственности за отдельные участки работы, превратить его в лидера.

    Дарина Катаева

    Неформальное лидерство зарождается практически в каждом коллективе, будь это работа, школа или организация. За таким человеком идет весь коллектив. Но что из себя представляет неформальный лидер? Какими качествами он обладает? И какие есть модели поведения такого человека?

    Неформальный лидер: что это?

    Лидер – это человек, авторитет которого и не подвергается сомнению. Такая личность является ведущей, первой во всех идеях и начинаниях. Часто, это глава какой-то организации, директор фирмы или предприятия. Его должность уже указывает на статус и положение в коллективе. И хотя кто-то может подвергать сомнению правление этого человека, это никак не отражается на лидере. Данные характеристики присущи , однако ни один коллектив не обходится без стихийного появления и другой личности.

    Неформальный лидер – это человек, который не имеет какого-то особого положения. Однако его мнение порой даже выше главы компании. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся , укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.

    Качества неформального лидера

    Независимо от коллектива, где находится неформальный лидер, его отличает ряд качеств, за счет которых он и выделяется. К ним относится:

    Каждый неформальный лидер с легкостью вступает в контакт с другими людьми и начинает с ними разговор.
    Умение побеждать в споре и менять взгляды окружающих людей так, чтобы они сами этого не поняли.
    Потребность в лидерстве. Такой человек стремится завладеть ситуацией и управлять другими людьми.
    Способность заострить внимание на себе и своей позиции.
    Обаяние. Лидером становится тот, кто привлекателен и внешне, и внутренне. С таким человеком хочется общаться и даже рассказать ему то, что сокровенно для вас.
    Нет боязни изменившихся обстоятельств. Неформальный лидер быстро ориентируется и выкручивается даже из незнакомой ему ситуации.
    Позитив. Даже при тяжелых обстоятельствах и неприятных ситуациях неформальный лидер не падает духом, у него и положительный настрой. Этим он и заряжает других людей.

    Чтобы понять, кто в вашем коллективе неформальный лидер, вам стоит задать себе такие вопросы:

    — Чье мнение вы, как сотрудник фирмы, цените выше всего?

    — К кому бы вы обратились в первую очередь за советом по работе или новому делу?

    — С кем бы вы продолжили сотрудничество, если бы вам предложили более выгодное место работы?

    Неформальный лидер: враг или опора руководителя?

    В зависимости от человека и его модели поведения становится понятно, кем он приходится руководителю и главе фирмы.

    Опорой руководителю неформальный лидер становится в том случае, когда его идеи не идут в разрез с установленными нормами главой фирмы. Они – инициаторы, идейные личности, благодаря чему компания только укрепляется и развивается. Неформальные лидеры устанавливают положительную атмосферу в коллективе, они помогают новичкам быстрее освоиться и стать частью организации.

    Деструктивный лидер – полная противоположность конструктивному. Цель такого человека – подорвать авторитет главы, чтобы его решения казались сотрудникам необъективными и необоснованными. Такой подход только понижает эффективность работы коллектива, нарушает мир и порядок внутри его.

    Увольнять деструктивного лидера – не вариант, важно понять его цель и перехватить ее. Главное – оказывать мощное влияние на сотрудников и подвергать сомнению своими поведением слова лидера. Только при серьезных изменениях и ответственном подходе получится достичь желаемого результата и восстановить свой авторитет!

    26 февраля 2014

    Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

    Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

    Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

    Кто такой неформальный лидер

    Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

    Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

    Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив - это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

    Для начала определите, кто это.

    Как вычислить неформального лидера

    Самый точный способ определить НЛ - социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

    • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
    • к кому обращаются за профессиональным советом;
    • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
    • кто вносит новые предложения и идеи.

    Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком . Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

    Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором - вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

    С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное - распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

    6 типов неформальных лидеров

    Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

    1. Инноватор

    Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой - быстро опускает руки, как любой творческий человек.

    Как это использовать

    • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
    • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
    • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

    2. Координатор

    Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

    Как это использовать

    • Поручайте деловому лидеру организаторскую работу - он будет с радостью её выполнять.
    • Сделайте координатора своей правой рукой. Можете смело возложить часть своих контролирующих обязанностей на этот тип. Легализируйте его власть повышением и сделайте партнёром.
    • Используйте авторитет координатора, чтобы заработать пару очков в глазах сотрудников и для себя. Он может стать вашим голосом или проповедником непопулярных решений.

    3. Серый кардинал

    Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

    Как это использовать

    • Узнавайте полезную информацию, чтобы быть в курсе внутренних процессов в коллективе.
    • Будьте осторожны: серые кардиналы влияют на самого начальника. Поэтому даже компетентные советы подвергайте анализу.
    • Уважайте серого кардинала и дайте ему это почувствовать. Тогда он не будет играть против вас.
    • Кардинал никогда не возьмёт ответственность за принятые вами решения. Даже если он повлиял на это.

    4. Революционер

    Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

    Как это использовать

    • Предложите революционеру решить проблему, а не просто сотрясать воздух. Скорее всего, это поставит его в тупик. А тем членам коллектива, которые идут за ним, поможет понять, что НЛ силён только на словах.
    • Направьте буйную энергию революционера на общественную деятельность.
    • Поручите дополнительные проекты или переведите в другой отдел, где контакты с коллегами минимальны.
    • Если же эти шаги не помогут, а конфликты продолжатся, выход один - вводить штрафы или уволить бунтаря.

    5. Весельчак

    О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

    Как это использовать

    • Сотрудничайте на равных. Ведь в глазах подчинённых он свой.
    • Передавайте некоторые сложные задания через весельчака, назначьте его руководителем проекта.
    • Определите такого НЛ главным по работе с новичками. Тогда процесс адаптации пройдёт быстрее.
    • Весельчак создаёт комфортную атмосферу в отделе. Поручите ему придумать совместный досуг для коллег. Мероприятия вне офиса - его конёк.

    6. Кризис-менеджер

    Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

    Как это использовать

    • Дайте проявить себя в стрессовых ситуациях. Скажите прямо: «Сейчас ты главный!»
    • По результатам оцените работу кризис-менеджера и поблагодарите при остальных членах коллектива.
    • Поощрение - это важный фактор для НЛ. Но хвалить нужно, когда действительно есть за что.

    В заключение

    Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

    Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника - управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

    Здравствуйте, дорогие читатели! Понаблюдайте за любой группой людей: малышами, играющими на детской площадке, подростками в классе, взрослым рабочим коллективом — в каждом из этих сообществ найдется харизматичная личность, оказывающая влияние на других. Зачастую, официальный статус этого человека не дает ему права руководить товарищами — формально они находятся на одной ступени иерархической лестницы. При этом неформальный лидер — самый авторитетный в коллективе, и его право руководить никто не оспаривает.

    Как правило, личные качества, энергетика и активная позиция неформального лидера дают ему не меньше, а порой даже больше власти, чем имеет лидер формальный — управленец, назначенный вышестоящим руководством. Если второму члены коллектива вынуждены подчиняться, то за первым они готовы следовать без принуждения, подчиняясь энтузиазму и своим внутренним убеждениям.

    Неформальное лидерство может проявляться в любых масштабах. Кто-то влияет на жизнь своего отдела, а кто-то способен увлечь за собой миллионы и оставить свой след в истории — примеры этого широко известны. Среди наиболее значимых личностей чаще всего называются такие деятели, как Сахаров, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг — каждый из них смог повлиять на целое государство. То есть, неформальный лидер — это человек весьма и весьма .

    Какими чертами должен обладать неформальный лидер?

    Психология человека такова, что любой член группы мечтает быть значимым и влиятельным. Естественно, у каждого свое видение и понимание этих процессов, но управлять ситуацией в своем окружении одинаково желают и топ-менеджер отдела продаж, и сантехник Василий. Однако, не всегда такое стремление приводит к успеху. Одного желания стать лидером недостаточно — многое зависит от личных качеств человека.

    Наверняка вам не раз попадалась на глаза яркая цепляющая реклама трансформационных тренингов, обещающая в самые короткие сроки сделать лидера даже из самого большого тихони. Увы, ни один тренинг не даст хороших результатов, если у человека от природы нет даже задатков лидерских качеств. Многие не выдерживают заданий, рассчитанных на людей, которые не боятся рисковать, брать на себя ответственность и быть в центре внимания, и просто бросают обучение. Другие преодолевают себя и доходят до конца, но для них такое насилие над своей личностью оборачивается жестоким стрессом.

    Если же вам хочется развить в себе лидерские качества, отдайте предпочтение не сомнительным тренингам, а проверенному руководству, эффективность которого подтверждают миллионы людей. Бестселлер Дейла Карнеги “Как располагать к себе людей. Как эффективно общаться с людьми. Как преодолеть тревогу и стресс. Как сделать свою жизнь легкой и интересной. Как стать эффективным лидером ” — это лучшее пособие для тех, кто желает повысить свой уровень коммуникации и добиться признания в коллективе.

    Для того, чтобы стать неформальным лидером, одного желания недостаточно. Особый потенциал руководить и организовывать — вот чем отличается человек, способный возглавить группу людей. Как минимум претенденту нужно обладать следующими качествами:

    • — человек, стремящийся к лидерству должен уметь обаять людей, буквально влюблять их в свою личность. Тот, кто вызывает неприязнь у окружающих, по определению никогда не сможет сплотить коллектив вокруг себя.
    • — чтобы вступить в контакт, важно уметь чувствовать собеседника и находить точки соприкосновения с ним.
    • Инициативность — человек, избегающий каких-либо проявлений инициативы и избегающий ответственности вряд ли окажется способным увлечь других своими идеями.
    • — являясь частицей серой безликой массы, невозможно над ней возвыситься. Желаете стать лидером? Отличайтесь от остальных! Развивайте свой интеллект, учитесь быстро обрабатывать входящую информацию и принимать нестандартные решения.
    • — мало просто генерировать оригинальные мысли и идеи. Важно уметь донести их до окружающих, зажечь ними коллектив. По этой причине лидер должен быть хорошим оратором.
    • — тихий задумчивый меланхолик заведомо проигрывает активному взрывному холерику. Люди склонны следовать за сильными деятельными личностями, умеющими заряжать позитивом всех вокруг.
    • Выдающиеся способности в какой-либо сфере. Причем, это не обязательно должны быть особые таланты, связанные с вашей сферой деятельности. Коллеги могут отдавать дань вашему умению играть на бильярде, виртуозному владению шестиструнной гитарой или же таланту печь бесподобные пироги.

    Человек, у которого эти характеристики присутствуют, с большой вероятностью займет лидирующие позиции в любом коллективе. Возможно, вы не обладаете всеми перечисленными качествами одновременно. Но даже их часть дает хорошие шансы укрепиться на позиции лидера.

    Типы неформальных лидеров

    В зависимости от того, какие черты характера преобладают у человека, он может относиться к тому или иному типу лидеров. Вот четыре портрета людей, обладающих потенциалом руководить.

    Абсолютный лидер

    Его высказывания цитируют, в правильности поступков никто не сомневается, ему стремятся подражать остальные, а его распоряжения выполняются быстро и беспрекословно. Человек этого типа — незаурядная личность, обладающая такими признаками лидера, как врожденный талант организатора и огромная харизмой.

    Антилидер

    Такой “вожак стаи” представляет немалую угрозу для руководства. Как и абсолютный лидер, он имеет большое влияние на коллектив, но при этом горит пламенными революционными идеями, которыми быстро заражает окружающих. Антилидер не боится выразить свою точку зрения и вступить в открытую конфронтацию, если руководитель его не поддерживает. В пылу борьбы за справедливость он не побоится на стол начальнику. Но не стоит радоваться — следом за скандалистом может последовать и вся его группа поддержки, порой составляющая добрую половину штата компании.

    Лидер-организатор

    Если в коллективе есть абсолютный лидер, организатору приходится довольствоваться ролью “второй скрипки”. Как правило, выраженной харизмой он не обладает, а потому конкурировать за первое место с яркой личностью не способен. Зато ему нет равных в планировании и распределении задач, а также в генерировании оригинальных идей и решений. Он имеет понятие, как наилучшим образом распределить задачи, чтобы каждый сотрудник работал с максимальной отдачей. Зачастую организатор и абсолютный лидер образуют тандем, являющийся движущей силой всего коллектива.

    Эмоциональный лидер

    Это самая неоднозначная личность из всех. Такой человек с замашками лидера обладает недюжинными ораторскими способностями, генерирует десятки нестандартных идей и может долго и вдохновенно делиться ими с коллегами. При этом он любыми путями избегает рисков и связанной с этим ответственности. Если его идею раскритикуют или предложат взять на себя ответственность за предложенный проект, он обязательно найдет причины для отказа.

    Что делать руководителю, если в коллективе появился ярко выраженный неформальный лидер?

    Как правило, узнав о том, что в рабочем коллективе правит “серый кардинал”, руководство начинает нервничать и прикидывать стратегию и тактику борьбы с подобным явлением.

    На самом деле, наличие неформального лидера не является чем-то критическим, требующим немедленного вмешательства и изгнания нахала, посягнувшего на бразды правления. Но и делать вид, что никакого “второго эшелона власти” не существует, тоже не следует. Это позиция слабого руководителя, не уверенного в своем авторитете и опасающемся бунта подчиненных.

    Прежде всего следует выяснить, какие цели преследует негласный лидер. Бывают случаи, когда сотрудника разрушают коллектив, но чаще наоборот. А потому, сделав его своим союзником, руководитель только выиграет от такого взаимодействия. Чтобы понять, как правильно поступить в вашей конкретной ситуации, прежде всего определите, какой линии поведения придерживается неформальный лидер.

    Конструктивизм

    Человек, выбравший конструктивный тип поведения, приносит компании ощутимую пользу. Под его руководством новички быстрее вливаются в коллектив, сотрудники проявляют высокую продуктивность, текущие задачи и проекты выполняются вовремя, без дедлайнов.

    Если в вашей компании есть именно такой неформальный лидер, нет нужды выступать против его авторитета. Напротив, постарайтесь заручиться поддержкой этого человека. Союз с лидером особенно важен, если по какой-то причине коллектив выполняет ваши распоряжения без особого энтузиазма. Увидев, что ваши решения поддерживает лидер, остальные также проникнутся уважением к вам и вашим идеям.

    Часто руководитель, стремясь завоевать расположение неформального лидера, повышает его в должности. Этот ход не всегда верен. Прежде чем подписать приказ о назначении, поговорите с сотрудником и выясните, к чему он на самом деле стремится. Одни с удовольствием занимают руководящие позиции, позволяющие им в полной мере реализовать весь потенциал. А некоторые вовсе не стремятся получить официальный статус начальника — их вполне устраивает текущий расклад.

    Деструктивизм

    Лидер, выбравший деструктивную линию поведения, негативно воздействует на всю организацию. Большая часть его действий направлена на то, чтобы поставить под сомнение компетентность руководства и пошатнуть его авторитет. В результате подобных диверсий общая продуктивность значительно снижается, многие функции не выполняются, а некоторые решения откровенно саботируются.

    Казалось бы, самое просто и очевидное решение — уволить оппозиционера и тем самым восстановить статус-кво. Но этот шаг сопряжен с определенными рисками. Порой влияние неформального авторитета на остальных сотрудников столь велико, что они готовы поддерживать своего лидера любыми способами, вплоть до увольнения вслед за ним. Поэтому, прежде чем переходить к решительным действием, пригласите революционно настроенного лидера за стол переговоров и постарайтесь решить проблему мирным путем.

    Часто причины, вызвавшие агрессию неформального лидера, вполне банальны. Одни подобными действиями выражают несогласие с политикой руководства, другие злятся из-за того, что им не предоставляют возможности в полной мере проявить профессионализм и творческий потенциал, а третьих просто не устраивает размер материального вознаграждения.

    Выяснив корень проблемы, постарайтесь решить ее малой кровью. Если по здравому размышлению станет ясно, что претензии коллектива и его лидера обоснованы, найдите пути для выхода из сложившейся ситуации. Естественно, идти на поводу и выполнять все условия бунтовщиков не стоит, но разумный компромисс придется отыскать.

    Если же становится очевидным, что никаких обоснований выходкам протестующего лидера нет и такое поведение обусловлено исключительно его личными качествами, вам придется , пока он окончательно не разрушил организацию. Прежде чем подписать приказ, проведите совещание и поставьте сотрудников в известность о предстоящем событии.

    Будьте предельно откровенны, объясняя почему вы решились на такой шаг. Искренний разговор с подчиненными гораздо лучше подействует на них, чем информация о том, что начальство втихую избавилось от народного героя и борца за справедливость.

    Думаю, теперь вы разобрались в понятии неформального лидерства. Само по себе это явление не несет угрозы коллективу и его руководителю. Наоборот, приложив некоторые усилия можно задать правильный вектор действиям лидера. Поделитесь, приходилось ли вам сталкиваться с неформальным лидером и какой путь взаимодействия с таким человеком вы выбирали?