Святые отцы о малодушии. Протоиерей Димитрий Смирнов: Малодушие есть результат маловерия

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители.

Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Батюшка, хотелось бы поднять, мне кажется, очень важную для каждого христианина тему – поговорить о грехе малодушия. К сожалению, этим грехом мы все страдаем, никто не может назвать себя воином Христовым, как были первые мученики христианства. Что такое малодушие, как оно проявляется в нашей жизни, в чем его причины?

Изнеженность портит человека

– Есть множество причин. Это и определенные свойства человеческого характера, и результаты воспитания, есть и маловерие. Начнем с характера. Есть люди от природы отважные, а есть малодушные. Если малодушный победит свое малодушие, совершит подвиг, то его подвиг будет в глазах Божиих более значителен, чем если бы это сделал человек отважный. Ведь люди разделяются и по силе ума, и по силе души, и по способности на подвиг.

Теперь по поводу воспитания. Наша национальная трагедия – малодетность. Поэтому мамы стараются своих единственных детей от всего оберегать. Они их кутают бесконечно, что приводит к простудам – ребенок потеет и простужается. Они охраняют их от общения со сверстниками. Они всегда защищают ребенка, независимо от того, прав он или не прав, они всегда на его стороне, и это очень часто укрепляет молодого человека в состоянии безнаказанности. Они стараются освободить ребенка от физкультуры, все время говорят, что надо побольше отдыхать, все время спрашивают, не болит ли чего; если ребеночек упал, сразу бегут его поднимать.

При таком воспитании человек вырастает малодушным. Это стало настоящей трагедией – трудно при таком воспитании ждать от людей подвига, ответственности и так далее. То есть душа становится как бы мелкой. Такой человек не способен на благородный поступок – великодушный, как мы говорим, то есть от всей души простить, от всей души помочь человеку. Малодушному трудно вступиться, когда обижают слабого, ему трудно вступиться за правду, великодушному же – наоборот.

– Мне кажется, малодушие мешает и семьи создавать.

– Конечно, ведь возникает нерешительность: а что из этого выйдет, а что будет потом, а как тогда жить? Малодушный старается жить за счет кого-то, как он привык с мамочкой: «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было». При малейшей трудности малодушный надламывается и все бросает.

– Как связаны малодушие и страх?

– Малодушный более пуглив.

– Может быть, действительно, человек в детстве был так напуган суровым воспитанием или несправедливым отношением к себе, что в результате стал малодушным?

– Суровое воспитание не может испугать и испортить ребенка, его портит только изнеженное воспитание. А если воспитание суровое, но с любовью, то ребенок с удовольствием покоряется.

– Но у нас-то с любовью очень редко это делается, чаще всего с жестокостью.

– Жестокость – вещь противоестественная. Человек по природе своей добр, и нужно очень много потрудиться, чтобы вырастить из него жестокого человека.

– Но, батюшка, сейчас посмотришь на поведение некоторых детей и не скажешь, что они существа добрые.

– У них просто еще не все чувства развиты. Я наблюдал сцену, которая поразила меня чрезвычайно. Трехлетняя девочка брала кошку, которая лежала на травке, и стаскивала на асфальт, говоря при этом: «Что ты делаешь, зачем ты лежишь на травке? Ей же больно». Это говорит о том, что ребенок чувствует даже боль травы, но эти чувства настолько еще неразвиты, что она не может понять, что кошке некомфортно лежать на асфальте, а травка, после того, как киска полежит, может подняться. И эта сцена была настолько яркой, что я ее запомнил на всю жизнь. Девочка по природе добрая, но у нее нет еще опыта жизни, она не понимает, что киска тоже хочет на травке полежать, что травка Богом создана, в том числе и для того, чтобы киска на ней лежала. Это все ей еще нужно объяснять, но вот порыв – пожалеть травку, это удивительно в таком маленьком ребенке.

– Какие грехи порождают малодушие?

– Себялюбие, конечно. Если говорить о духовной части, то маловерие. Каждый христианин должен знать, что все, что с ним произойдет, – это не без воли Божией, поэтому все нужно принять. Хотя есть очень мудрая пословица: «Береженого Бог бережет», то есть на рожон не надо никогда лезть, это чревато неприятными последствиями. Осторожность нужна всегда, безусловно. И Сам Господь предупреждал учеников Своих: «Глядите, как опасно ходите», поэтому все необходимые меры предосторожности нужно всегда соблюдать. Но, тем не менее, когда требуется ради правды Божией поступок твердый, мужественный, надо, укрепляясь силой Честного Животворящего Креста и молитвой ко Господу, идти вперед.

– Батюшка, а как преодолеть нерешительность, которая является чертой характера человека?

– Только молитвой, обращенной к Господу с просьбой о помощи. И еще постоянными упражнениями: если человек долгое время будет пребывать в нерешительности, то он может оказаться в таком положении на всю жизнь. Поэтому, когда ему предоставляется случай проявить великодушие, он должен это великодушие проявлять, молясь Богу, а потом благодаря Его. И так постепенно он будет преодолевать малодушие, а потом и совсем забудет про него.

По молитве святых помощь придет быстрее

– Батюшка, есть звонок, давайте ответим на вопрос.

– Недавно я узнала, что есть особый день, когда мы можем обратиться к умершим родственникам и попросить их о помощи. Правда ли это?

– Нет, неправда. Но мы можем обращаться с просьбой к усопшим, конечно, в этом нет ничего особенного, они могут нас слышать. Но в Церкви другой обычай – мы обращаемся за помощью к тем людям, которые прославлены Церковью как святые, потому что их помощь гораздо более действенна. Они помолятся Богу за нас, и Господь по их молитве скорее сделает. Это гораздо эффективнее, и те, кто имеет опыт молитвенного обращения к Матери Божией, ко всем святым, в первую очередь обращаются за молитвенной помощью к ним.

– Батюшка, однажды ко мне в слезах пришла женщина и сказала: «У меня мама умерла три месяца назад и ни разу мне не приснилась. Вот моей подруге все время снится, а мне нет. Видимо, я ее обидела, что-то не так сделала?». Человек ждет явления, хотя бы во сне, умершего любимого человека.

– Ну, это предрассудок, суеверие называется.

– А те, кто видит своих умерших, им что делать?

– Да ничего не делать, жить как жили.

– Батюшка, то, что приснилось, это лишь образ, продукт ума человеческого, его душевного переживания?

– А по-разному бывает. Очень редко, но бывает, что во сне является душа усопшего. Обычно во сне отражаются переживания дня, просто они так преломляются, что человек их не очень узнает.

– Мы знаем, что по Воскресении Христа многие тела усопших святых воскресли и явились людям в городе. То есть все-таки могут души усопших являться нам?

– Это был особый случай в Иерусалиме, когда многие их видели, а так вообще-то совсем нечасто это бывает. Мне, например, отец пару раз приснился, мать – ни разу.

– А если такие видения все-таки были, значит, утром встал, Богу помолился…

– Святой водички выпей и готовься к Причастию в ближайшее воскресенье. А когда уже причастился, когда Господь уже с тобой, в твоем сердце, помяни усопшего.

Метать бисер перед свиньями бесполезно

– Должен ли мирянин как-то отвечать на выпады в адрес Церкви, вступать в словесные перепалки, или же он должен отойти в сторону и промолчать? Не будет ли такой отход малодушием?

– Смотря по ситуации. Если рядом находятся люди, которые ждут от нас того, что мы вступимся, то это необходимо сделать, а если наедине с кем-то, то незачем метать «бисер перед свиньями» , это совершенно бесполезно.

– Как правило, это бывает в коллективах неверующих людей.

– «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста», – давайте Псалтирь читать, первый псалом.

– То есть если коллеги по работе вдруг затеяли богословский спор, то нужно потихонечку от него уйти?

– Да, в нем не участвовать. Можно сказать: «Господа, открывайте интернет, там есть множество сайтов, читайте книги православные, и вы найдете все ответы на ваши вопросы».

– Батюшка, но ведь часто люди говорят не чтобы самим просветиться, а чтобы других просветить. Тут как раз идет обмен мнениями.

– Да на здоровье, но нам в этом не пристало участвовать. Апостол сказал: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Если человек немощен в вере (мы можем это оценить), так что же с ним разговаривать? Это означает не что мы его презираем, а что этот разговор бесполезен. Не будет же ученый-физик серьезно разговаривать о физике с дошкольником.

– А если человек начинает к нам приступать с явно провокационными вопросами?

– Тогда тем более, просто лучше молчать и смотреть ему в переносицу. Тот спрашивает: «Ты меня слышишь?» – «Слышу». – «А чего молчишь?» – «А я – свободный человек, хочу – молчу, хочу – говорю». – «А тебе интересно об этом говорить?» – «Нет, не интересно». И вопрос сам исчерпается.

– Батюшка, если человек стесняется как-то заявить о своей вере на работе, или как-то проявить в офисе или перед людьми неверующими свою веру, это тоже малодушие?

– Это должно проявляться в поступках. Есть в каждом народе, и в нашем тоже, понятие о том, что значит хороший и порядочный человек. Надо быть хорошим и порядочным и так свидетельствовать о своей вере. Потом они, в конечном счете, узнают, что самый порядочный и хороший человек в их коллективе, оказывается, в Бога верует: «Ах, вот почему он такой хороший и порядочный». Хорошего и порядочного всегда уважают. Всегда.

Бог слышит все молитвы

– Батюшка, еще есть вопрос от телезрителя.

– У меня такой вопрос: как нам наладить общение с людьми из дружественных республик, которые приезжают к нам в страну работать?

– Нужно действовать так же, как действовали все миссионеры. Изучить их язык, чтобы их понимать, и оказывать им всяческую любовь, приходить к ним, узнавать, не нужна ли им какая-то помощь, ходатайствовать за них перед работодателями, нашими соотечественниками. Тогда они полюбят нашу страну, и миссия может быть успешна только в этом случае, если мы хотим их как-то направить ко Христу. А если они будут спрашивать: «В вашей стране к нам относятся как к собакам, а мы приехали сюда от голода; почему вы вдруг относитесь к нам с такой любовью?», тогда и сказать им, что мы – верующие люди, христиане. Тогда они нас могут послушать.

– Батюшка, но ведь эти люди приезжают сюда со своей религией, со своими духовными ценностями, и они это все распространяют вокруг себя.

– Я об этом что-то никогда не слышал. Вот у нас таджики работают во дворе, я выхожу, говорю одному: «Салям алейкум», а он не знает, что ответить. У него прадедушка когда-то ислам исповедовал, но он-то ничего не знает, и большинство из них – постсоветские люди, которые ничего не знают о религии.

– Давайте ответим на звонок.

– Батюшка, как узнать, когда я молюсь, слышна ли моя молитва Богу, Богородице, святым?

– Ваша неуверенность – от маловерия. Когда бы вы ни помолились, ваша молитва слышна всегда, попробуйте в это поверить, а то, что вы начали сомневаться, это ваше недоверие к Богу. Конечно, бывает, что мы от Господа что-то такое требуем, что не согласно с Его волей, тогда Господь не будет выполнять или подождет. Но так, чтобы Бог не слышал молитвы, не бывает – Бог мысли ведает прежде того, чем мы об этом попросим.

– Но ведь бывает, что человек долго просит, – Иоакиму и Анне хватило веры пятьдесят лет просить ребенка и не разувериться. А как нам не разувериться?

– Вот так и не разувериться: взирая на Иоакима и Анну, и на то, какой Плод их молитва дала.

– Как раз малодушие-то и мешает нам. Без видимого результата молитвы у людей все-таки возникают сомнения.

– Сомнения – вещь естественная для падшего разума, и поэтому наша вера – это как зрение через тусклое стекло. Это факт, и апостол Павел про это сказал. Но разве мало было в нашей жизни уверений, что Господь нас знает, нас слышит? Даже сам факт, что мы пришли к Богу, к вере, к Церкви – разве этого мало? Тут нужно прежде всего смирение.

Каков мотив – таков поступок

– Приходит человек на Исповедь либо в унынии, либо в слезах. И начинаешь ему перечислять: «Тебе Бог это дал, о том позаботился, здесь простил, там помог, что же ты в Нем сомневаешься?». И он говорит: «А правда, батюшка, спасибо: открыли глаза». А сам-то человек почему упускает эту память?

– Для того священник и существует, чтобы по-пастырски дать человеку совет, указать путь. Жизнь – это вообще-то не курорт, это очень серьезный труд.

– Многие люди стесняются перекреститься, проходя мимо храма, – это тоже проявление малодушия? Как связаны малодушие и стеснительность?

– Может быть, связаны, может, и не связаны. Просто иной человек как-то не хочет демонстрировать свою веру, потому что нет такой заповеди – креститься на храм. Просто храм – это лишний повод вспомнить о Боге, но можно вспомнить и не осеняя себя крестным знамением, кто как привык.

– Но все-таки остановиться, перекреститься и поклониться – это проявление уважения к храму Божию.

– А для некоторых это проявление своего собственного фарисейства: вы все дураки, один я умненький.

– Батюшка, давайте не будем брать эту крайность.

– Но ведь это же есть. Все дело в мотиве – каков мотив поступка; один и тот же поступок может быть благочестивым и богопротивным. В зависимости от того, какой мотив был для этого поступка.

– Батюшка, если вернуться к стеснительности, его природа – тоже греховное малодушие?

– Не обязательно. Может быть, это свойство характера, но его нужно стараться преодолевать.

– Ответим на еще один вопрос.

– Как нам, православным людям, относиться к такому понятию, как толерантность? Я слышал, что священнослужители отрицательно относятся к этому. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Толерантность – это просто орудие того строя, который сейчас общепринят в Европе. Цель которого в глубине его – уничтожение христианства как такового, уничтожение христианского взгляда на мир. Толерантность запрещает человеку добро называть добром, а зло – злом. Должна быть толерантность, то есть спокойное равнодушие.

– Но ведь равнодушие тоже связано с малодушием, как вы считаете?

– Вообще, вся греховная жизнь взаимосвязана. Например, сребролюбие связано с гордостью, и так далее. Есть, конечно, страсти, которые прямо противоположны, к примеру, пьянство и сребролюбие.

– А равнодушие от чего рождается? От страха постоять за свою идею, веру?

– Нет, равнодушие – это следствие греховной жизни: все, что меня не касается, мне не интересно, мне интересны только мои желания, хотения, мои вкусы и удовольствия.

– Но ведь это неприемлемо для православного христианина. Спасибо, отец Димитрий, за ваши ответы.

Архипастырь

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в эфире внеочередной выпуск программы «Архипастырь», а поскольку он внеочередной, то мы надеемся, что будет особо интересным; у нас в гостях Владыка, которому мы очень признательны за поддержку телеканала «Союз».

Люди церкви

Беседовал Олег Петров

– Угрожают ли европейские псевдоценности православным устоям Молдовы – об этом в программе «Люди Церкви» с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром. Владыка, жизнь в Молдове сегодня достаточно непростая. Удается ли вам в этих нестабильных условиях удерживать стабильность церковной жизни?

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Многие люди в наши дни совсем не считают малодушие грехом. Они думают, что слабоволие является простительным для человека. На самом же деле малодушие может привести к очень серьезным последствиям, особенно если это качество присуще человеку, занимающему ответственную должность. Чем же так опасно малодушие? Как побороть в себе это качество?

Видео: Как побороть малодушие перед испытаниями за веру?

Что такое малодушие?

Малодушие – это черта человеческого характера, проявляющаяся в душевной слабости, нестабильности, подверженности чужому влиянию, трусости и боязни поступать согласно своим убеждениям и понятиям. Это качество не является временным состоянием человеческой психики. Если оно присуще индивиду, то сопровождает его постоянно в течение всей жизни.

Малодушные люди постоянно нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Они готовы легко подстроиться под чужие интересы, сделать так, как будет выгодно в данной ситуации. В конфликтах и спорах малодушный человек всегда встает на сторону большинства.

Почему люди становятся малодушными?

Так как малодушие – это одно из свойств характера, можно предположить, что его задатки заложены в человеке еще при рождении. Кто-то от природы смелый и отважный, а кто-то робкий и трусливый. Для одного человека совершить подвиг не так уж сложно, а для другого это является непосильной задачей.

Видео: Малодушие

В раннем детстве родители могут как подавить зачатки, так и поспособствовать тому, чтобы у ребенка развилось малодушие. Значение воспитания в формировании этого качества личности играет огромную роль. Если постоянно стремиться защитить и оградить ребенка от всех бед и проблем, гасить проявления самостоятельности, оставлять безнаказанными проступки малыша, не стоит удивляться, что, повзрослев, он станет малодушным человеком. Люди, воспитанные подобным образом, не способны на благородные поступки, они всегда ждут, что кто-то сделает за них всю работу, не умеют сами принимать решения и брать на себя ответственность.

Общественный уклад также оказывает немалое влияние на формирование в человеке малодушия. Обстановка, при которой деньги побеждают над справедливостью, инициатива является наказуемой, кругом процветают взяточничество и беспринципность, способствует укреплению в человеке безволия и трусости.

Как определить малодушного человека?

Очень ярко первые признаки малодушия проявляются в подростковом возрасте. В этот период дети в большей мере подвержены влиянию окружающих. От того, в какую компанию попадет молодой человек, зависит его дальнейшее будущее.

Очень многие подростки из-за своего малодушия начинают курить, употреблять алкоголь или даже наркотики лишь потому, что все вокруг поступают подобным образом. Им не хочется потерять уважение сверстников, быть изгоем и «белой вороной».

Для взрослого человека малодушие - это не просто плохая черта характера, но и большой грех. Оно проявляется в нежелании принимать важные решения, перекладывании ответственности за свои поступки на других, постоянном поиске виноватых, стремлении избежать конфликтов путем лести и лицемерия. Малодушие тесно связанно с нерешительностью, страхом, эгоистичностью. Такие люди готовы на все, лишь бы выгородить себя, предстать для других в нужном свете.

Нужно ли бороться с малодушием?

Малодушие – это, прежде всего грех, поэтому бороться с ним нужно обязательно. Оно может привести к очень страшным последствиям, которые люди даже не в силах себе представить. Если малодушный человек занимает высокую должность и от него зависит судьба других людей, последствия принятого им не по совести решения могут привести к трагедии.

Примером проявления малодушия является осознанно неправильный приговор судьи, в результате которого невинный человек будет осужден на долгие годы заключения. Такое может произойти, если человек, выносящий вердикт, получил взятку, либо ощутил угрозу потерять свою должность со стороны вышестоящих людей. К сожалению, в современном мире это нередкая ситуация.

Малодушие мешает и в повседневной жизни даже самого обычного человека. Из-за нерешительности такие люди с трудом создают семьи, терпят неудачи на работе, имеют проблемы в общении с окружающими.

Видео: Митр. Сергий - Малодушие

Как побороть малодушие в себе?

Если вы понимаете, что являетесь малодушным человеком, не стоит пускать проблему на самотек, и оставлять без внимания этот грех. Малодушие необходимо всеми силами пытаться искоренить в себе, приложить старание и проявить терпение в борьбе с ним.

Видео: Андрей Панасовец "Как преодолеть малодушие и пройти через поражения"

Для начала необходимо понять, чего именно вы боитесь и почему, на чем основаны ваши страхи? В борьбе с малодушием могут помочь укрепление веры и каждодневные молитвы. Однако помимо этого человек должен развивать в себе качества, противоположные малодушию, пересиливать себя, стараться действовать по совести. Победить в себе это качество совсем не просто, но если вы сделаете это, то и ваша жизнь и жизнь окружающих станет намного лучше.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Малодушие – это поведение человека, обусловленное его психологическими и моральными характеристиками, отражающее невозможность или неспособность человека осуществить в своем реальном жизненном пространстве свои желания или идеи, отстоять взгляды или поддержать стремления. Проявить малодушие человек может трусостью (где нет объективных угрожающих факторов), завистью (крупной и мелочной, ведь собственные желания заблокированы), проявлениями непроизвольной агрессии (неконтролируемые выплески сдерживаемого титаническими усилиями недовольства). Первопричиной такого развития психики может являться страх непринятности семьей (что поднимает подсознательные страхи не выжить без поддержки стаи), неуверенность, слабость волевых проявлений или боязнь негативного отношения тех, кому противопоставляются (реально или в ) выбранные позиции.

Малодушие является не временным, а присутствует постоянной чертой психики, поэтому только если безволие и неуверенность постоянны, то человека можно считать малодушным и рассматривать эту личностную черту. Если же эти черты появились у волевого и уверенного, смелого и стремящегося человека, то вполне вероятно развитие , либо довольно тяжелого эмоционального потрясения, разрушающего силу воли.

Что такое малодушие

Малодушие считается негативной чертой, как для самого человека, так и для его окружающих. Это определенная слабость , искажающая всю человеческую жизнь, требующая проявляться во внешнем пространстве не так, как хочется, поддерживать нестерпимые идеи и не удовлетворять истинные потребности. Проявить малодушие может каждый в ситуациях, выходящих за пределы обыденности и находящихся на грани важного поворота судьбы. Так мы перестаем отстаивать правоту друга и замолкаем, дорожа рабочим местом, или отказываемся признать, что нам нравится то, что сейчас критикует значимый человек. Все это маленькие или большие выгоды, выглядящие как предательство себя.

Малодушному человеку самому живется тяжело, находясь в напряжении и живя отдельной выдуманной жизнью, он все же не дополучает необходимых его личности событий. Тем, кому приходится часто контактировать с такими людьми тоже довольно небезопасно, поскольку, если вы находитесь в доминирующей позиции, то такой человек прогнется из страха (будет вас поддерживать и любить удивительно те же сочетания, что и вы), но всегда есть угроза, что вас предадут. Невозможно узнать, что действительно хочет такой человек, поскольку он живет с оглядкой на окружающих, но подобное внимание совсем не отражает стремления делать им лучше. Нет, такой человек предаст вас и отречется, расскажет секреты или сделает вид что не знаком как только ситуация поменяется. О дружбе и доверии не может быть и речи, потому что данные понятия требуют верности выбранному человеку, благородства по отношению к нему, неизменности своих принципов и силы духа. В малодушии всего этого нет.

Трусость и малодушие похожие понятия и имеют своей причиной чаще не объективные факторы, а то воспитание, которое получает человек. Обычно дети с такими чертами вырастают в семьях, где было авторитарное воспитание, и подавлялась воля ребенка, что лишило его возможности научиться развивать это качество. Также малодушие развивается там, где царит безнаказанность и бесправие, насилие и преступность – в таких условиях человек теряет не только ориентацию в происходящем (ведь честность и принципиальность в подобных социумах подлежат наказанию), но и получает опыт собственного бессилия против внешнего мира. Усваивается только модель подстраивания, которая оказалась наиболее адаптивной к выживанию. Такое может развиться в родительской семье, где ребенок априори слабее, и обязан подчиняться, либо в ходе подростковых изменений и выяснения ролей лидерства. Тот, кто оказывается слабее, быстро усваивает, что открытый конфликт небезопасен и начинает действовать скрыто и подло, на внешнем уровне проявляя покорность.

Модель детского реагирования, закрепленная в подобных ситуациях, проявляется во взрослом возрасте малодушием и страхом жить выбранной жизнью, отстаивать собственные интересы либо из страха наказания, либо от бессилия и неверия в благоприятный исход. Это не говорит о людей, наоборот, среди малодушных встречаются великолепные приспособленцы, далее это качество может развиться в хитрость такого уровня, что даже близкие не будут понимать, что происходит. Но, к сожалению все, что развивается вследствие малодушия, не является позитивными изменениями, а работает только на дальнейшее разрушение личности. Изворотливый ум направлен не на решение чужих проблем, а лишь своих, причем зависть может направлять деятельность во вред другим. Умение избегать наказания, хорошо впитанное в негативной среде может рождать преступников. Самому человеку это несет вечную озлобленность, недовольство и зажатость, кроме того, что со временем есть риск остаться в одиночестве, поскольку люди начинают избегать таких характеров.

Как бороться с малодушием

Трусость и малодушие всегда рядом, но проявляется оно и заискиванием, и скупостью, и нерешительностью, и притворством. Чтобы побороть в себе эту привычку и черту характера стоит не искоренять в себе то, что есть, путем применения воли (при малодушии она слаба и результата не даст), а развивая противоположные качества. Проследите за собой, как именно проявляется ваше малодушие: если боитесь говорить о своих желаниях, то начинайте их озвучивать, лучше с малого (на предложение выпить кофе, можете сообщить что хотите сок, а на просьбу встретиться в пять, сказать что хотели бы пораньше).

Подверженность чужому влиянию и выбор за ориентиры чьи-то чужие желания – проторенная колея малодушия. Бороться с этим можно при помощи пауз, которые следует брать каждый раз при принятии решений (и неважно насколько они глобальны – от выбора чая до выбора квартиры). Какое-то время прислушивайтесь к себе и поступайте в соответствии с желаниями вашего внутреннего состояния или потребностей, это эффективнее и осознано, чем просто начать все делать вопреки (поступая так, вы не освобождаете свою жизнь от влияния чужого мнения). Возможно, первые разы получится выполнять свои желания только когда они совпадают с чужими, но даже простое замечание уже хорошо и можно отказываться от выполнения чужого мнения, т.е. побыть на такой себе серой полосе, где ни ваше и ни чье-то. Следите за своими проявлениями, если ваша внутренняя концепция мировосприятия существенно отличается от других, и вы боитесь выделяться, то начинайте с проявления малых отличий. Возможно, вам только кажется, что настолько не похожи, а проявив свой интерес публично, найдете новых (а главное настоящих, с неподдельным интересом) друзей, а возможно и вдохновите других на такие же изменения.

Составляйте список дел на день и решайте его, причем понемногу включайте туда существующие проблемы, от которых вы ранее уходили. Конечно, перекладывать ответственность удобнее и менее страшно, делать вид, что проблем не существует, тоже помогает, но их решение подарит новые эмоции. Пробуйте помогать кому-то, не по его просьбе, а когда сами видите, что человеку нужна помощь и пробуйте помогать себе, вместо того, чтобы пользоваться другими как ресурсом выполнения .

Следите за своими словами, если требуется – записывайте свои обещания и договоренности. Можно придумать себе поощрение за выполненное обещание и наказание за проваленное – это заставит более ответственно относиться к данному слову, выбирать, когда давать стопроцентную гарантию, а когда ставить под сомнение свою помощь в требуемом процессе.

Новые навыки формируются долго, а перекраивание своего характера вообще длительный и сложный процесс, поэтому настраивайтесь замечать маленькие ежедневные победы, можете записывать их, чтобы было нагляднее, как движутся изменения. При этом помните, что работать над собой необходимо каждый день, не малодушничайте, давая себе перерыв или очередной раз находя оправдания поступить привычным образом, лучше снижайте степень риска и отличия собственного поведения, выбирайте более безопасные ситуации, начинайте пробовать среди тех, кто вас поддержит. В развитии своей воли всегда лучше сделать маленький шаг, чем не продвинуться вообще, обещая себе наверстать упущенное.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

О МАЛОДУШИИ

Наверно, малодушие - это та самая черта характера, которая объединяет в себе целую группу других негативных черт, которые в свою очередь можно объединить словом «дурной нрав». Но в основе этой группы, конечно, лежит единый источник, служащий причиной остальных пороков.

С одной стороны, значение слова очевидно - союз слова «малый (или в смысле «немощный») со словом «душа». С другой стороны, нелишним будет определить, что же подразумевается под «малой» или «немощной» душой.

Толковый словарь Ушакова Д. Н. определяет малодушие как «нерешительность, безволие, упадок духа».

Словарь Ожегова: «Отсутствие твердости духа, решительности, мужества».

То есть определенно малодушие связано с отсутствием воли, силы духа. Но какие именно черты олицетворяют собой именно малодушие?

Родословная малодушия

Это, в первую очередь, страх перед людьми, а не перед Всевышним. Это неуверенность в себе, проявляющаяся в подверженности чужому мнению, влиянию. Иными словами, это форма зависимости от окружающих, когда отношение человека детерминировано людским мнением, одобрением или неприятием, но никак не чувством ответственности перед Всевышним или преданности Ему. Порлеев С. В. в «Энциклопедии пороков» пишет:

«Сочтите малодушного человека глупым - и более абсурдных поступков, чем те, которые последуют от него, вы не увидите. Скажите ему, что он зауряден, бездарен, труслив - и точно: все его проявления станут невыносимо скучны, примитивны и отвратительно робки. Однако по этой же причине, если Вы отнесетесь к малодушному человеку уважительно, он продемонстрирует редкие образцы ума, самоотверженности, мужества. Внушите ему, что он смел, и перед Вами явится герой, изумляющий своей доблестью и отвагой. Глядя на него, Вы не сможете поверить, что сами, собственным влиянием вызвали на свет столь яркие проявления человеческого характера. Малодушие означает, что человек в себе самом не имеет опоры и потому непрестанно нуждается в поддержке других. Только от чужого мнения и внушения обретает он веру в собственные силы. Но уж если малодушный получил столь необходимую ему поддержку, откуда только в нем все берется! Более вдохновенного человека тогда трудно сыскать. Мысли его становятся гибки и остроумны, действия - дерзки и отважны, а характер - стойким и сильным. Оттого мы вправе сделать вывод, что не малодушный человек виновен в своих недостатках; не сам по себе его душевный изъян приводит к постоянной уступчивости, слабости духа и унижающим достоинство поступкам. В неприглядных проявлениях малодушного характера виновны прежде всего окружающие, использующие во зло природную податливость и мягкость его душевного склада. Окружите малодушного человека людьми храбрыми, умными и достойными; поверьте в то, что ему, малодушному, присущи лучшие нравственные качества - и тогда вы станете свидетелем чуда. Силой вашего убеждения гадкий утенок превратится в сильную, прекрасную птицу, которая умчится в свободном полете!».

Если учитывать значимость искренности намерений человека даже в самых внешне высоких делах, то успехи и подвиги малодушного человека становятся не такими уж и ценными - потому что они совершены в угоду окружающему, в них нет глубины, нет искренности. В таких случаях понимаешь, что стоит этому человеку оказаться в другой компании, и он в угоду им может совершить совершенно другие поступки. Потому что в разных группах различные системные ценности: что для одной дикость, для другой может быть проявлением творческой натуры. Итак, следующее качество малодушия - лицемерие, заискивание, конформизм. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, определил лицемера как овцу, которая мечется от одного стада к другому. Таков и малодушный человек: его убеждения меняются вместе с ситуацией, группой людей или обстоятельствами, в которых он оказывается. Из этого следует, что его собственная «карта мира» лишена четких контуров.

Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси, что «самое лучшее, что приходит в сердце - это глубокое убеждение». У малодушного человека нет твердых, глубоких убеждений. А его поведением управляет инстинкт самосохранения.

Я бы определила сутью равнодушия такое свойство как трусость. Трусость иметь свою точку зрения, отстаивать ее, защищать свои интересы или интересы дела, которому он предан. Скупость - черта малодушных. Но скупость - это та же трусость. Это страх, что милостыня обеднит его. Или что долг не будет ему возвращен. Или что доброе слово и искренность сделают его уязвимым.

В религиозно-духовном контексте малодушие - это отсутствие решительности в служении Аллаху, следованию пути Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который включает в себя множество признаков, как психологического, так и поведенческого плана. Иными словами, малодушие - это дитя слабой веры.

Теплицы малодушия

Как человек становится малодушным. В первую очередь, влияет воспитание. Воспитание, в котором ребенка подавляют, не позволяют развиваться, быть искренним, открытым. Когда его ставят в такие условия, что он может получить желаемое только путем обмана, притворства или хитрости. Такие дети вырастают умными, пронырливыми, «дипломатичными». Но эти качества в свете малодушия отнюдь не делают ему чести.

Второе - социальное воспитание. Особенно в традиционных обществах. Когда, например, осуждают поведение или убеждения, которые расходятся с традиционными представлениями о морали и нравственности. Даже если поступки человека - совершенно правильны.

Третье - личностная пассивность, отсутствие самовоспитания. Каждый человек в той или иной мере сталкивается с неприятием, с опасностью, со страхом. Малодушные люди в таких ситуациях сдаются без боя, не прилагают усилий для защиты себя, своего дела. Постепенно они привыкают жить в страхе и подчиняться из желания избежать опасности. Таким образом, они только усиливают это качество в себе.

Примечательно, что, несмотря на страх, присущий им, они все же малобезопасны для окружающих. Потому что когда исчезает ситуация страха они могут стать самыми подлыми, жестокими и бесчеловечными. Это только еще раз подчеркивает их лицемерную сущность.

Молитва и борьба

Человек - раб Всевышнего, чьи нужды, молитвы и дела зависят от Его воли. Если кто-либо признает в себе малодушие, и Аллах одарит его желанием избавиться от этого качества, то он может обратиться к Всевышнему с молитвой, которую читал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл ее следующий: «О, Аллах, я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали, от проявлений слабости и лени, от трусости и малодушия , от скупости и бремени долгов, и от притеснения со стороны окружающих».

Приводится также другая молитва Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах:

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от бессилия, лени, трусости, жадности, дряхлости, жестокости, отвлеченности (рассеянности), зависящим от кого-либо, от отклонения и того, чтобы быть нуждающимся. И я прибегаю к Тебе за защитой от нищеты, неверия, нечестия, несчастья, лицемерия, показухи. И прибегаю к Тебе от глухоты, немоты, сумасшествия, проказы, разложения и худших из болезней»

Человек не всегда обладает всеми качествами малодушия. Иногда его малодушие проявляется в скупости. Иногда - в нерешительности. Иногда - в притворстве. Чтобы победить малодушие, нужно развивать в себе качества, противоположные ему. Например, если человек скуп, то раздавать милостыню ради Аллаха; если он лжив - то стать правдивым; если лицемерен - то стать искренним и честным.

Наряду с этим, человек должен углублять знания, увеличивать поклонение, практику размышлений, потому что по причине взаимосвязанности улучшение одной части души проливает свет и на другие. Это работа, требующая терпеливости, стойкости, искренности, а также упования на Аллаха. Но как прекрасно воздаяние Аллаха за труды ради Него!

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Грех малодушия многими считался и особенно в наши дни считается грехом неважным, незначительным, а потому и простительным. На самом деле это совсем не так: малодушие может довести человека до весьма тяжелого проступка и даже до величайшего, какое только можно себе представить, преступления.

И это мы сейчас увидим.

В неделю 3-ью по Пасхе св. Церковь, продолжая торжествовать Воскресение Христово, особо, в связи с этим, празднует память святых праведных Жен-Мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима , потаенных, «страха ради иудейска», учеников Христовых, ибо все эти лица явились свидетелями смерти Христовой на кресте, Его погребения и затем преславного Воскресения Его из мертвых.

В связи с этим все чрезвычайно-умилительное Богослужение этого воскресного дня и за ним следующей седмицы напоминает нам Богослужение Великого Пятка и Великой Субботы, поскольку из чинопоследования этих дней заимствуются целиком даже некоторые песнопения, лишь с добавлениями, в коих прославляется Христос, как уже Воскресший.

Св. Жены-Мироносицы это те духовно-облагодетельствованные Господом Иисусом Христом женщины, которые были преданы Ему до самозабвения, служили Ему во время Его земной жизни « от имений своих » (Лк.8:2-3), то есть материально поддерживали Его и учеников Его, заботясь об их земных нуждах, безстрашно последовали за Ним на Голгофу, оплакивая Его (Лк.23:27), созерцали Его крестные страдания и участвовали в Его погребении в саду у Иосифа Аримафейского, который испросил Тело Иисусово у Пилата и положил Его, вместе с Никодимом, принесшим благовонный состав из смирны и алоя, обвив плащаницею, в своем новом гробе (Mф. 28:57-61; Ин. 19:38-42).

Все это происходило в пятницу пред наступлением вечера, когда иудеям уже ничего нельзя было делать до окончания дня субботнего покоя. Поэтому все это делалось поспешно, и почитавшие Господа женщины считали, что телу их возлюбленного Учителя не было воздано достаточно почестей, путем возлияния на Него драгоценных ароматов. И вот, купив эти ароматы и благовонные масти еще в ту же пятницу до наступления темноты, они, как истые иудеянки, « в субботу остались в покое по заповеди » (Лк.23:54-56).

« В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу » (Лк.24:1). Наиболее восторженно любившая Господа Мария Магдалина опередила их всех, пришла раньше всех, « когда было еще темно » (Ин. 20:1) и увидела, « что камень отвален от гроба » (Ин. 20:1), о чем она и побежала скорее сказать ученикам Господа Петру и Иоанну. За эту свою ревность она и удостоилась первая из всех Жен-Мироносиц (после Пречистой Матери Божией, как говорит церковное предание) увидеть Воскресшего Господа, когда вторично пришла ко гробу, стояла там и плакала, недоумевая, чем объяснить, что не нашла Тела Господа в открытом гробе. Господь почтил ее великой честью, поручив ей возвестить ученикам Его о Его воскресении из мертвых (Ин. 20:11-18), и о предстоящем Своем восшествии к Богу-Отцу.

С тех пор св. Мария Магдалина приняла на себя апостольскую миссию - всюду и всем возвещать о великом событии Воскресения Христова, за что и наименована св. Церковью «равноапостольной». Как говорит предание, с проповедью о Христе Воскресшем из мертвых, она дошла до самого царственного града Рима, предстала пред самим грозным и мрачным кесарем Римским - Императором Тиверием и преподнесла ему красное яичко, приветствовав его словами пасхального приветствия христиан: « Христос Воскресе! »

В ответ на выраженное кесарем недоумение, что все это значит, она благовествовала и ему о Воскресении Христовом, разсказав подробно всю историю неправедного осуждения Господа на крестную смерть римским прокуратором Понтием Пилатом, по требованию иудейских первосвященников и старейшин народных.

Выслушав это, Тиверий, как настоящий римлянин, (а римляне гордились своим образцовым правосудием!), воспылал гневом на Пилата, допустившего такой противный римским законам неправедный суд, вызвал его к себе из Иудеи, отрешил от высокого поста прокуратора и отправил в ссылку, где он в тяжком изгнании скорбно закончил свои дни, потерпев, таким образом, праведную кару Божию за осуждение на смерть Сына Божия: терзаемый тоской и отчаянием он окончил жизнь самоубийством.

Как это все необыкновенно для нас поучительно и вразумительно!

Ведь что побудило Пилата подписать смертный приговор Господу Иисусу Христу, без которого иудеи не смели и не имели права предать Его смерти?

Разве он действительно считал Господа опасным государственным преступником, который бы заслуживал такую позорную и мучительную казнь, как распятие на кресте?

Отнюдь нет, и даже совсем наоборот!

Из всех евангельских повествований всех четырех евангелистов мы ясно видим, что он всячески пытался спасти Господа от злобы столь люто ненавидевших Его иудеев. И мало того: он не только не находил в Нем никакой вины, как сам заявил об этом иудеям (Ин. 18:38), но даже считал Его Праведником и умыл свои руки пред народом, в знак того, что он считает себя невиновным в крови Его (Мф. 27:24). Наивное действие, ибо ведь от него зависело пролить или не пролить кровь этого Праведника, но оно с очевидностью показывает, что Пилат не хотел смерти Господа! И он неоднократно предлагал отпустить Господа зная, что, собственно не народ требует Его смерти, а первосвященники, которые « предали Его из зависти » (Ин. 15:10).

Но использовав успешно, путем наговоров, так называемое «стадное чувство», первосвященники так сумели возбудить и настроить народ против Господа, что на вопрос Пилата, пытавшегося освободить Господа: « Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам, Варавву или Иисуса, называемого Христом? », они отвечали: «Варавву» и стали неистово кричать, требуя смерти Господа: « Возьми, возьми, распни Его! » (Мф. 27:17-24 и Ин. 19:15).

По всем данным, это было очень неприятно Пилату, но он, слыша такой неистовый крик народа, испугался, как бы не произошло народное возмущение и даже возстание против римской власти, за которое ему потом придется отвечать перед римским кесарем. А особенно испугали его кричавшие: « Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю » (Ин. 19:12). Из истории известно, что император Тиверий был очень подозрительным человеком и охотно принимал всякие доносы, а потому Пилат испугался, что могут сделать донос и на него, будто он в заговоре с государственным преступником-бунтовщиком против императорской власти, и тогда он сам может жестоко пострадать от Тиверия. И это опасение решило все: « Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу разбойника Варавву; а Иисуса предал в их волю » (Лк.23:24-25), осудив Его на распятие. « И взяли Иисуса и повели » (Ин. 19:16).

Что же, следовательно, сыграло решающую роль в осуждении Господа на поносную и мучительную смерть крестную?

Малодушие Пилата, который, боясь за свою собственную участь, покривил душой и поступил против совести, осудив на смерть ни в чем неповинного, даже вопреки государственным римским законам, требовавшим тщательного и справедливого судопроизводства.

И что же? Помогло это проявление малодушия Пилату?

Мы видим, что нет! Он все-таки пострадал от того же самого императора Тиверия, которого он боялся. Кара Божия постигла его и за его малодушие и за его неправедный суд над Человеком, Которого он признавал Праведником. Но ведь это был не простой праведник, а Сам Воплотившийся Единородный Сын Божий.

Сколь же безмерно велико, следовательно, преступление Пилата, в котором он, только по своему малодушию, соучаствовал с иудеями!

Отсюда вывод: вот, как опасно и зловредно малодушие и к каким губительным последствиям может оно привести человека, для которого на первом месте стоит не моральный долг его, не голос совести, а какие бы то ни было свои чисто-личные эгоистические соображения и интересы!

И вот почему необходимо всячески гнать от себя всякое проявление малодушия, особенно тем, кто занимает какой-либо ответственный пост и должен судить по правде, поступая всегда и во всем только по совести, а нам, христианам, еще и по велениям Слова Божия, по заповедям Христовым и согласно учению нашей св. Церкви, каковые и даны нам Богом, дабы контролировать нашу совесть, способную иногда под влиянием врага Божия и врага человеческого спасения, глохнуть и отклоняться от правого пути и не всегда безошибочно руководить нашими поступками и поведением.

Но что сказать о нашем поистине страшном, почти безсовестном времени, когда большинство людей, даже занимающих самые высокие посты и должности в общественной, государственной и церковной жизни, по малодушию и преследуя только свои личные интересы, готовы совершить любую несправедливость и пойти на всякое преступление - готовы попрать все законы и Божеские и человеческие, лишь бы только самим себе не причинить какого-либо вреда или ущерба, а наоборот - приобрести себе какую-нибудь выгоду? Это - такое теперь обычное явление!

Будем чаще напоминать и самим себе и другим малодушие Пилата, которое довело его до такого страшного преступления, как Богоубийство, и нисколько не помогло ему, как не поможет и никому другому, действующему по внушению малодушия, а не по долгу своему и внушениям совести, просветленной Законом Божиим.

« Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия! » - так учит нас каждодневно молить Бога, отходя ко сну, наша Святая Церковь.

Господи, вразумляй нас всегда и избави от этого пагубного греха Пилатова!