Свято тихоновский государственный университет. Критерии качества образования

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ПСТБИ

ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, ПСТБИ , официальное название: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (Москва, ) - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, созданное последователями о. Всеволода Шпиллера . Центр модернистской ортодоксии.

история

богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного ВУЗа, где в отличие от семинарий и академий могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера . В конце 1980-х годов они организовали несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Воробьев , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади, и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу , который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый Учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус, Владимир Воробьев , Глеб Каледа, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов , профессора Емельянов, Николай Емельянов, Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для Курсов были выделены помещения в МВТУ им. Баумана. Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

29 мая 1991 года на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьев .

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

Осенью того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона, таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . К тому времени сформировалось два факультета: богословский и миссионерский

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьева: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило ее» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

Материальную поддержку ПСТГУ оказывал экуменический Круглый стол по религиозному образованию и диаконии .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования» , которое в году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

Официальный сайт ПСТГУ отмечает «накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных „За Христа пострадавшие” и базы данных „Иконография церковного искусства“» .

филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных городов России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачетные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьев: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

ПСТГУ является одним из организаторов Епархиальных миссионерских курсов г. Москвы .

преподаватели

выпускники

издательство ПСТГУ

Основано в году. Руководитель: Валентин Купряшкин.

В издательстве выходили сочинения следующих авторов:

О вузе

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был основан в 1992 году. Он был создан Святейшим Патриархом Москвы Алексием II, который совместно с Ученым советом назначил ректором ПСТГУ Владимира Воробьева, благополучно работающего в университете и по сей день.

Формы обучения в ПСТГУ

Православный университет работает в сфере высшего образования уже 20 лет, и все это время он ориентируется на высочайшее качество образования и его доступность. Поэтому все студенты дневного отделения в ПСТГУ учатся совершенно бесплатно, но и стоимость вечернего или заочного образования тоже значительно уступает стоимости в других университетах – всего 18000 рублей в год.

На территории университета действует 10 факультетов и 28 различных направлений и специальностей. В основе обучения на каждом из них лежит глубокое изучение иностранных языков – в ПГТСУ преподается 17 языков, среди которых есть как современные, так и древние. Большое внимание в вузе уделяется истории и философии. Но самое главное, этот университет предоставляет возможность каждому человеку, вне зависимости от его пола, а также материального и физического положения, стать полезным Церкви.

На данный момент в ПГТСУ учится более 2000 человек на дневных, вечерних и заочных формах обучения, а около 500 человек проходит профессиональную переподготовку по специальности «Теология».

У абитуриентов есть возможность учиться на подготовительном отделении, а также в Хоровом училище, где они смогут получить среднее профессиональное образование. В течение учебного года университет проводит олимпиаду «АКСИОС» по 11 различным предметам, призеры которой в дальнейшем имеют преимущества перед другими претендентами на поступление в ПСТГУ.

По окончанию университета со степенью бакалавра студент может продолжить обучение для получения степени магистра. А для людей, уже получивших образование в обычных мирских вузах, существует возможность получения второго высшего образования или прохождения курса по повышению квалификации.

Научная деятельность ПСТГУ

Студенты старших курсов ПСТГУ применяют знания, полученные на лекциях и семинарах, в научной деятельности вуза. Для них открыт отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, где они еще более тщательно изучают историю, и на основании этого пишут диссертации. Также там действует информационный аналитический центр для факультета социальных наук, оснащенный современными компьютерами с выходом в интернет.

На различных факультетах проходят семинары по миссионерскому служению и проблемам богословия. На них студенты могут высказать свое мнение, как донести слово Божье до населения страны и как помочь нуждающимся. Также в ПСТГУ организовываются заседания Филаретовского семинара совместно с Троице-Сергиевой Лаврой, благодаря чему студенты, которые себя смогли там хорошо проявить, могут рассчитывать на дальнейшую работу в этой церкви.

Студенты, не желающие расставаться с вузом после его окончания, могут продолжить в нем работу в качестве аспиранта. В 2010 году здесь был открыт Диссертационный совет, куда входят лучшие специалисты не только ПСТГУ, но и различных факультетов МГУ и других ведущих университетов России.

Каждый год в университете проводится Международная Богословская конференция, на которой студенты вместе со своими преподавателями обсуждают проблемы богословия, а также философии, истории и педагогики.

Международные отношения ПСТГУ

Лучшие студенты вуза могут получить дополнительное образование, а также пройти стажировку и практику в лучших зарубежных университетах, благодаря тесному сотрудничеству ПСТГУ с:

  • Парижским Православным Свято-Сергиевским богословским институтом;
  • Берлинским университетом имени Гумбольдта;
  • Парижским Католическим университетом;
  • Грузинским Патриаршим университетом имени Андрея Первозванного;
  • Швейцарским университетом Фрибурга;
  • Свято-Владимирской духовной академией в США;
  • Итальянским Миланским католическим университетом.

Тесная связь вуза с университетами Австралии, Северной Америки, Ближнего Востока, Северной, Восточной и Западной Европы позволяет ПСТГУ совместно с ними проводить целый ряд различных научно-исследовательских и образовательных программ. И благодаря этому студенты университета получают бесплатное образование в Российском Православном университете такого же высокого качества, как получили бы его за рубежом.

Также студенты и преподаватели вуза часто ездят с миссионерской миссией в самые отдаленные уголки России, чтобы донести до каждого слово Божье. С начала работы университета было совершено 136 таких поездок по России и 2 поездки за рубеж – в Албанию и Таиланд.

Студенческая жизнь в ПСТГУ

Но жизнь студента не заканчивается на лекциях и семинарах. В 2010 году был открыт и освящен студенческий городок, в котором есть общежитие для иногородних студентов, столовая, библиотека с огромным множеством книг и часовня, где можно помолиться.

Также студенты с первого года обучения в ПСТГУ участвуют в литургии, устраивают красочные праздничные спектакли, в которых могут проявить свое актерское дарование, проводят концерты, где могут показать свои таланты, а также встречаются на территории вуза с известными богословами. К тому же на базе университета имеются спортивные секции, а команда по мини-футболу участвует в различных соревнованиях, часто занимая призовые места.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отмечает 20-летие со дня основания. О том, как создавался вуз, вспоминает ректор – протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ

Люди жаждали слова о вере

Когда началась перестройка и пришла свобода, несколько московских священников – отец Димитрий Смирнов, отец Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон), отец Александр Салтыков, отец Валентин Асмус и я – стали проводить короткие лектории в разных местах Москвы. Сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы – это было живое, интенсивное общение.

Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади), и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли еще несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу, который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук.

Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный,. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы – люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование.

В это время создавались православные братства, которые обычно инициировали священники и миряне. Высшая церковная власть в виду нестабильности политической обстановки не торопилась реагировать на новые возможности, которые щедро предлагало время. Видя эту нерешительность, миряне объединялись самостоятельно. Мы тоже создали братство Всемилостивого Спаса, которое и проводило лекции.

Патриархия решила создать Союз Православных братств, чтобы братское движение не уходило от Церкви.

В Союзе Православных братств организовали пятнадцать секторов – по направлениям деятельности. Всем предложили выбирать, в каком секторе кто будет работать. Мы, конечно, выбрали образовательный сектор. Решили открыть катехизаторские богословские курсы и избрать ректором этих курсов отца Глеба Каледу, для того, чтобы помочь ему легализовать свое священство. Отец Глеб был рукоположен тайно митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) еще в 1972 году, и митрополит Иоанн для безопасности на ставленнической грамоте не поставил дату. Когда позже отец Глеб принес эту грамоту в Патриархию, ее не приняли потому, что нет даты. Мы подумали, что ректорство поможет отцу Глебу в этой ситуации.

Отец Глеб Каледа стал ректором курсов. Он очень быстро нашел помещение, мы вместе сидели, составляли учебный план, распределяли лекции. В феврале 1991 года курсы начали действовать.

Вторым сектором, который стал активно действовать, стал сектор благотворительности. В те годы с Запада в Россию шел большой поток гуманитарной помощи, и ее нужно было распределять по разным приходам, монастырям, школам. Отец Иоанн Экономцев предложил Святейшему Патриарху Алексию создать два синодальных отдела: первый – по религиозному образованию и катехизации, второй – по благотворительности.

Наши курсы работали успешно, и отца Глеба взяли в новый синодальный отдел. Отец Иоанн попросил святейшего Патриарха об отце Глебе, и Патриарх принял его в клир, наша цель была достигнута.

Но весной этого же года отец Глеб, который, видимо, уже тогда болел, сказал, что ему трудно исполнять все свои обязанности: он был и ректором курсов, и возглавлял главный сектор синодального отдела, и был приходским священником с большой паствой. Ему было жалко оставлять курсы, но он просил заменить его на посту ректора. Тогда меня выбрали ректором курсов.

От курсов – к институту

Скоро стало ясно, что курсы надо превращать в институт. Об этом просили учащиеся, которым два года казались недостаточными, чтобы получить религиозное образование. Ученый совет курсов проголосовал «за», и в марте 1992 года мы зарегистрировали богословский институт, учредителями которого стали Патриарх Алексий и Священный Синод.

Осенью 1992-го у нас состоялась презентация богословского института. Было подписано совместное учредительное соглашение Патриархом Алексием и ректором МГУ В.А.Садовничим. Но Минюст сказал, что государственный университет не может выступать учредителем религиозного учебного заведения, даже вместе с Патриархией.

По ходатайству ученого совета, институту было присвоено имя святого Патриарха Тихона. Отец Глеб Каледа в первые годы вел курс научной апологетики, который он очень любил. Но силы его слабели, он перестал преподавать. А в 1994 году отца Глеба не стало.

Некоторые наши студенты ночевали на вокзалах

Студентами у нас стали учащиеся Катехизаторских курсов, которые перешли на второй и третий курсы нового института, а на первый мы набрали прихожан нашего храма (святителя Николая Мирликийского в Кузнецах) и других московских храмов. Поначалу были одни вечерники – из этих студентов потом вышло очень много хороших священников. У нас не хватало преподавателей, не было денег. Бывало: что способный студент учится на третьем курсе, а на первых двух – уже преподает. Студентами- преподавателями были будущие священники Олег Давыденков и Александр Прокопчук. Работать преподавателям приходилось почти или вовсе бесплатно.

Бывали случаи, когда студенты, приехавшие издалека, и не имевшие возможности устроится жить, ночевали на вокзалах, а утром приходили на лекции. Чтобы поддержать их существование, мы открыли благотворительную столовую. Комиссия, которая была организована ОВЦС, смогла получить грант Всемирного совета церквей, на который мы поставили столовую из нескольких вагончиков за алтарем Николо-Кузнецкого храма. Продукты мы брали из гуманитарной помощи – кормили студентов американским картофельным пюре, которое разводили в воде, или рисом без масла. Студенты даже за такую еду были благодарны.

Было трудно, но радостно! Было даже ликование: «у нас есть богословский институт, мы можем учиться, мы можем слушать образованных, культурных, православных людей, которые знают гораздо больше нас!». После долгого периода советской власти возможность получить богословское образование казалась чудом. То, что вместе можно идти в Церковь, вместе молиться, вместе совершать литургию и причащаться Святых Христовых Тайн, читать Евангелие, слушать лекции по православному богословию, по нашей церковной истории, было удивительно!

Последние лекции протоиерея Иоанна Мейендорфа

Однажды, весной 1992 года, во время воскресной всенощной, когда читали канон, к алтарю приходит сторож и говорит: «Вас вызывают к телефону. Какой-то священник Иоанн из Америки» (тогда еще не было мобильных телефонов). Я сразу понял, кто был этот священник Иоанн из Америки, и побежал в сторожку. Беру трубку и в телефоне слышу голос отца Иоанна Мейендорфа: «Отец Владимир, я в России! Чем могу быть вам полезен?» Это было еще одно чудо. Отца Иоанна долго не пускали в Россию. И вдруг он приезжает в тот момент, когда мы организовали первую нашу конференцию – «Чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера», да еще предлагает нам свою помощь! Конечно, я его просил принять участие в наших чтениях. Он приехал и прочитал у нас несколько лекций.

Чтения проходили в храме святого Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, другого места у нас не было. Поставили прямо в храме стулья, приехал отец Иоанн, выступал, беседовал, отвечал на вопросы. Это было такое драгоценное общение! Отец Иоанн сказал, что хочет оставить пост ректора Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, приехать в Россию, и читать лекции в Московской Духовной Академии и в нашем институте, который только что открылся, перевести на русский язык свои книги, чтобы они стали доступны здесь.

Общение с отцом Иоанном Мейендорфом было таким прекрасным, теплым, замечательным – это трудно передать словами! В последний день пребывания его в Москве мы собрались у нас дома, приехали молодые священники, была незабываемая беседа с отцом Иоанном. Все было как-то особенно благодатно… Но вернувшись в Америку, он через два месяца скончался от скоротечного рака. Оказалось, что лекции, которые он прочитал у нас, были последними в его жизни…

Благодаря тому, что отец Иоанн проявил к нам такое внимание и участие, Патриарх Алексий тоже приехал к нам, тоже выступил у нас, и институт получил в глазах церковного народа определенное признание. А по образу наших Шпиллеровских чтений будущий отец Киприан (Ященко), работавший тогда в Отделе религиозного образования и катехизации, организовал Рождественские чтения.

Вы хотите составить конкуренцию духовным школам?

Сначала благословение Патриарха было получено заочно. Потом я пришел к Святейшему Патриарху, когда нужно было перерегистрировать устав в связи со сменой названия. Помню теплый разговор со Святейшим Патриархом, он с улыбкой спросил меня: ‘Вы что, хотите составить конкуренцию духовным школам?’ Я ответил ему, что здоровая конкуренция полезна и поможет развитию и духовных школ тоже.

Он согласился с этим и подписал наш устав.

Конкуренция – доброе дело, если в ней нет зависти. Братское сотрудничество должно быть. Если друг добивается успеха в каком-то деле, а ты смотришь на него и хочешь идти в ногу с ним, то все получится хорошо.

Московские духовные школы смотрели на нас, а мы на них. Мы решились устроить духовное образование по типу университетского, а в духовных школах было традиционное образование закрытого типа. У закрытого образования есть свои сильные и слабые стороны, так же как и у открытого.

20 лет

Думаю, что существование нашего института помогло реформе духовных школ.

В Свято-Тихоновском институте (тогда он еще не имел статуса университета) был разработан первый религиозный стандарт по Теологии. Затем удалось добиться его утверждения государством. Без этого стандарта лицензирование духовных школ и закон об их аккредитации, который принят недавно, бвли бв невозможны. Создание и утверждение государственного поликонфессионального стандарта по теологии – важная веха в развитии теологического образования в России. Причем в развитии именно конфессионального образования , а не атеистического или агностического. Наш университет, мне кажется, внес этим немалую лепту в преодоление ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Законодательство России до сих пор еще не свободно от влияния советских законов. Согласно закону о свободе совести существует светское образование и религиозное образование. Религиозное образование по определению закона имеет целью подготовку священнослужителей, это – духовные школы. Все остальное образование – светское. Светское образование до сих пор у нас в стране в подавляющем большинстве школ в соответствии со стандартом (или раньше – государственными учебными программами) осуществляется на базе атеистического мировоззрения.

В законе об этом ничего не сказано, но фактически это так. Когда мы в министерстве образования сказали, что стандарт по теологии, утвержденный тогда министерством и написанный в контексте научного атеизма, нас абсолютно не устраивает, потому что это – пародия на теологию, нам сказали: «Напишите другой стандарт». Мы ответили: «Вы понимаете, что стандарт по теологии не может быть атеистическим, он может быть только конфессиональным»? Нам ответили, что конфессий в стране много, и предложили сделать один стандарт для всех религий. Естественно, мы сказали, что это невозможно, потому что невозможно объединить христианскую теологию и, например, магометанскую. Нам сказали: «Вы что, хотите сделать множество стандартов? Чтобы весь перечень стандартов заняли стандарты по теологии: католические, исламские, протестантские? Это невозможно!» Тогда мы предложили сделать единый поликонфессиональный стандарт, устроенный наподобие «пучка» стандартов, имеющих общее основание – блоки гуманитарные, экономические, социологические, естественнонаучные. А конфессиональные блоки каждая религия пишет для себя сама.

Это было сделано, но министерство утверждать стандарт не торопилось, говоря, что по конституции у нас образование имеет светский характер и этот стандарт якобы нарушает конституцию. Понадобилось несколько лет для того, чтобы доказать, что преподавание теологии и вообще образование на базе религиозного мировоззрения, может быть светским, что «светский» – это совсем не обязательно – «атеистический». Это потребовало много сил и времени, но труды увенчались успехом.

В результате этой победы религиозное образование стало очень быстро развиваться. На сегодняшний день в России действует уже около пятидесяти теологических кафедр, причем больше половины из них открыты в государственных университетах. Подавляющее большинство из них православные, есть и мусульманские, и иудейские.

Стандарт был первым легитимным актом, которым было узаконено сотрудничество Церкви и государства. Такое сотрудничество было и раньше в других областях, но законного обоснования для него не было. В стандарте было написано, что преподавателей вероучительных дисциплин следует привлекать по рекомендации Церкви. Значит, отныне школа не отделена от Церкви, потому что религиозное образование без Церкви невозможно.

Много и других новых начинаний было осуществлено за эти годы, «но, если говорить о них подробно», наша беседа еще не скоро закончится.

Записал Александр Филиппов

Фото Юлии Маковейчук, Михаила Моисеева и из архива ПСТГУ

Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (до 2004 г. - Православного Свято-Тихоновского богословского института) существует практически столько же, сколько и сам университет, открытый по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1992 году. За 13 лет своего существования университет завоевал высокую репутацию в церковной и в научной среде. На всех факультетах - Богословском, Миссионерском, Историческом, Филологическом, Педагогическом, Церковных художеств, Церковного пения - идет не только учебный процесс, но и ведется серьезная научная работа.

Издательская деятельность университета ведется по различным направлениям - это и издание книг известных богословов, философов и церковных писателей, написанных в ХIХ-ХХ вв., и публикация научных работ преподавателей университета, издание пособий для студентов духовных учебных заведений, публикация миссионерской общедоступной литературы о православной вере и жизни. Всего в 1992-2005 гг. было выпущено более 200 наименований книг и брошюр.

Значительное место в жизни университета занимает научно-исследовательская и издательская работа по трагической истории Русской Православной Церкви XX в. Результатами этих исследований стала фундаментальная серия "Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви", в которой впервые опубликованы уникальные документы и воспоминания: "Акты Святейшего Патриарха Тихона", "Следственное дело Патриарха Тихона", справочно-биографическое издание "За Христа пострадавшие", "Все вы в сердце моем. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима, епископа Дмитровского", "Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского".

Последние издания серии: "Вернувшийся домой. Жизнеописание и сборник трудов митр. Нестора (Анисимова)", "Путь на Голгофу. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского", "Ради мира церковного. Жизненный путь и архипастырское служение Святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника", "Письма Владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа епископа Вязниковского".

Университет выпускает ряд периодических изданий: "Богословский сборник", "Вестник ПСТГУ", "Искусство христианского мира" и др. Выходят в свет Материалы ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Публикуются наиболее интересные диссертации, защищенные преподавателями университета: среди них работы свящ. Олега Давыденкова, свящ. Георгия Ореханова, В. Петрушко, В.Леги, П. Малкова.

Издательство ПСТГУ постоянно обращается к бесценному наследию русских богословов и церковных писателей ХIХ-ХХ веков. Изданные книги были различны по богословскому уровню - от простой и задушевной книги протоиерея Константина Ровинского "Беседы старого священника" до знаменитых "Писем к друзьям" М. А. Новоселова или книги А. С. Хомякова "Церковь одна", содержащих блестящее обсуждение насущных экклезиологических проблем. В этом ряду можно назвать и такие замечательные книги, как "Всемирный светильник" митрополита Вениамина (Федченкова), "Записки о литургии и Церкви" СИ. Фуделя, "Монастырь в миру" протоиерея Валентина Свенцицкого, "Победитель смерти" Н. А. Павлович, воспоминания С. С. Куломзиной "Миры за мирами". Главным в этих изданиях было содержательное и современное по форме изложение учения Церкви, приводящее читателя к знакомству с подлинной церковной жизнью.

Многие книги, выпускаемые издательством, снискали невероятно широкую популярность как среди церковных людей, так и среди тех, кто еще ищет пути к вере. Так, сборник воспоминаний "Отец Арсений", рассказывающий о подвиге российских новомучеников, выдержал более двадцати изданий общим тиражом более полумиллиона экземпляров, переведен и издан на шести иностранных языках. Многим людям эта книга послужила первой ступенькой в познании Православия, открыла богатство и радость жизни с Богом.

Важную часть в издательском портфеле занимают учебные пособия для студентов, изучающих богословие и церковные науки. Издательством опубликованы работы известных ученых-богословов XX века - архиеп. Аверкия (Таушева), еп. Кассиана (Безобразова), архим. Киприана (Керна) и др., готовятся к публикации широкими тиражами учебные курсы преподавателей университета. Недавно издательством начат выпуск новой серии - "Русская богословская библиотека", в книгах которой дается объемное и цельное представление о наследии и жизни выдающихся богословов Русской Церкви. В этой серии вышли сборники свт. Филарета (Дроздова), свт. Тихона Задонского, готовятся к выходу тома, посвященные свт. Димитрию Ростовскому, свт. Арсению (Мацеевичу), архиеп. Антонию (Храповицкому).

Издательство постоянно обращается к творческому наследию известных русских богословов зарубежья: публиковались труды прот. Александра Шмемана, прот. Иоанна Мейендорфа, проф. С. С. Верховского и др. Готовятся к изданию переводы современных греческих, французских, американских православных авторов.

Особое внимание издательство всегда уделяло оформлению книги, сочетая строгие церковные традиции и современные приемы книжного дизайна. Издательство ПСТГУ выпустило немало книг в сотрудничестве с другими церковными и светскими издательствами и всегда открыто для плодотворной совместной работы.