Священник: "ВДВ полагает душу свою за други своя". "Я был живой мишенью"

Как философ МГУ стал иереем во Власихе

Судьба готовила Михаилу Васильеву военную службу. Он родился в 1971 году в офицерской семье, рос в отдалённых северных гарнизонах, в закрытых городках. Отец хотел, чтобы сын поступил в военное училище, но Михаил проявил характер: выбрал МГУ, философский факультет, затем увлёкся изучением религий, потом была аспирантура, а далее сам встал за университетскую кафедру.

В Церковь Михаил пришёл уже взрослым. Путь к вере для молодого человека, некрещёного и не имеющего ни одного верующего друга, был непростым. Ему помогал духовник — протоиерей Димитрий Смирнов. Однажды спросил Михаила: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сделал неожиданный вывод: «Значит, быть тебе батюшкой в военном гарнизоне».

Весной 1998 года философа рукоположили в сан диакона, а затем иерея. Служить направили в подмосковную Власиху — в храм Преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары при штабе Ракетных войск стратегического назначения. А через год отца Михаила отправили в первую военную командировку — в Чечню.

Ночь молитвы о солдате

В боевых условиях священник меняет рясу на камуфляж, только без погон, и в петлицах не род войск, а православный крест. Оружия батюшке не полагается. Главное — быть рядом с солдатами, там, где труднее всего. Особая дружба связывала отца Михаила с десантниками, которых бросали в самое пекло. Он чувствовал, как нужна им его поддержка. Молва о «десантном» батюшке разнеслась по многим частям ВДВ.

Однажды в горах Чечни он с группой разведчиков попал в засаду. Наши бойцы отбили атаку, но одного тяжело ранило. Ждали вертолёт, была непогода. Парень истекал кровью на руках у батюшки. Проходил час за часом. Всю ночь отец Михаил молился, чтобы прилетела помощь и чтобы солдат вопреки всему выжил. Десантники смотрели и не верили своим глазам: казалось, их товарищ уже не дышал, и вдруг оживал... Ранним утром в небе застрекотала вертушка. К вечеру батюшка узнал: раненого удалось спасти. Опытные полевые хирурги говорили, что это исключительный случай, на грани чуда.

«…И я понял, что выживу»

С парашютом отец Михаил прыгал много раз, в основном на учениях. Однажды подал пример: когда самолёт поднялся, молодые ребята явно смутились, и тут батюшка встал и с молитвой первым направился к выходу. За ним уверенно потянулись бойцы.

А в 2007-м под Вязьмой едва не случилась трагедия. Его парашют попал в зону турбулентности, купол закрутило, он стал падать с 600-метровой высоты.

— Страха не было, — рассказывает отец Михаил. — У меня оставалось несколько секунд. Я, как учили, раскручивал почти погасший купол, молился. И когда парашют раскрылся на треть, понял, что выживу.

Его спасло присутствие духа: в последний момент сгруппировался, спружинил на ноги, но всё равно услышал хруст в позвоночнике. Диагноз: компрессионный перелом позвонка. Но это выяснилось позже. А тогда пришлось быстро уходить с поля: вслед за солдатами сюда сбрасывали бронированные машины…

Часто ездил с десантом в горячие точки: Босния, Косово, Абхазия, Киргизия. И под обстрел попадал, и по минному полю приходилось идти. Но рассказывать об этом он не любит. Вот что говорит отец Михаил:

— Часто эта самая точка, куда едешь, оказывается вполне прохладной. Например, в Боснии уже активно не стреляли, хотя ещё считалось, что там локальный конфликт. В Косове поначалу обстреливали, но потом как-то успокоилось, и особой опасности не было. Да и в Чечне раз на раз не приходился.

Из «секретного объекта» — собор ВДВ

Лет 10 назад в разговоре с офицерами спецназа отец Михаил узнал, что в Сокольниках есть заброшенный храм. Тогда его здание занимала фельдъегерская служба: здесь был засекреченный узел военной связи. Священника туда не пустили. Тогда отец Михаил придумал «военную хитрость»:

— Чтобы понять, в каком состоянии находится внутренняя часть храма, мои друзья-десантники снарядили разведчика с видеокамерой под бушлатом. Он прошёл в здание и снял на видео общий интерьер.

Опасения подтвердились: к тому времени в храме не осталось даже следа былого благолепия. На месте Святого Престола в алтаре стояла чугунная топка, в одном из приделов устроили курилку, на каждом шагу перегородки, отставшая штукатурка…

Отец Михаил задумал вернуть бывший храм Церкви. Его благословили и в июне 2004 года назначили настоятелем. К возрождению храма подключились многие высокие церковные и военные чины. Окончательное решение приняли при новом командующем ВДВ генерале Владимире Шаманове: в июне 2009-го аварийное здание отдали верующим.

— Поднимали храм всем миром. Сначала наши ребята-десантники ломами крушили ненужные пристройки и перегородки. Перед реставрацией вывезли отсюда 150 самосвалов с мусором, — вспоминает отец Михаил.

А потом поставили новую колокольню и центральный купол, украсили фасад мозаичными иконами. И в конце прошлого года Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь чин великого освящения. Сегодня это собор Воздушно-десантных войск России.

Абсолютно неверующих людей в воздушном десанте я не знаю, не встречал, - говорит военный священник отец Андрей (Шеломенцев). - Прыжки с парашютом, реальные боевые действия - молится каждый...

А когда рядом, вместе с бойцами, на рампе Ил-76 или в окопе находится батюшка, то слово Божье доходит до человеческих сердец быстрее и без искажений.

Три осколка из Грозного

В августе 1996-го город Грозный взяли боевики. Не весь, но большую его часть. В окружении в центре дрались охранявшие правительственный квартал десантники из 7-й воздушно-десантной дивизии, насмерть стояли обороняющие здание своего управления в Чечне сотрудники ФСБ, на блок-постах отбивались солдаты Внутренних войск и бойцы ОМОН. Из Ханкалы, военной базы на окраине Грозного, на выручку осажденным была послана подмога. Две колонны 205-й мотострелковой бригады боевики сожгли. Те, кто действовал умнее - очищал дорогу бросками штурмовых групп, дошли до центра города.

166-я мотострелковая бригада, с бойцами которой я шел, деблокировала опорные пункты в центре города, мы вывезли раненых, - вспоминает иерей Андрей Шеломенцев.

В Чечню он, тогда служивший офицером милиции в Магаданской области, мог не ехать. Но кадровики сказали: ты - подготовленный морской пехотинец, а пошлем обычного мента - его же убьют сразу. Шеломенцев - выпускник Дальневосточного высшего общевойскового командного училища. Командовал взводом, отдельной разведывательно-десантной ротой в бригаде морской пехоты Северного флота. Нежданно возникли проблемы со здоровьем: врачебный вердикт - ограниченно годен. Служить в штабах не захотел, уволился в запас.

Он уже тогда шел к пастырскому служению. Замначальника райотдела милиции был усердным прихожанином в поселке Ола Магаданской области, пел на клиросе. Шеломенцев рассказал о предстоящей командировке на войну настоятелю храма отцу Василию. Тот благословил: «Иди и ничего не бойся! Господь не оставит…»

Только Божьим заступничеством иерей Андрей и сегодня объясняет свое чудесное спасение. 14 августа 1996-го их боевая группа в руинах Грозного нарвалась на боевиков. Был бой, скоротечный и жестокий. Три маленьких осколка вошли милицейскому капитану в шею - проскочили в сантиметровую щель между низом каски и верхом бронежилета. Хирург в моздокском госпитале, посмотрев на рентгеновские снимки, делать операцию отказался наотрез:

Один осколочек буквально в микроне от спинного мозга остановился, - сказал врач. - Еще чуть-чуть, и ты, капитан, стал бы трупом. Или на всю оставшуюся жизнь - «овощем». Богу свечку в церкви поставь обязательно...

В 1999-м кавалер ордена Мужества Андрей Шеломенцев был рукоположен в иереи Русской Православной церкви.

Божьим словом и личным примером

Отец Андрей сегодня служит в главном храме Воздушно-десантных войск - Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках и в опекаемом его причтом храме Георгия Победоносца отдельного гвардейского полка связи ВДВ в Подмосковье.

Один осколок сам собой вышел, два - со мной, - рассказывает он.

Конечно, его паства, солдаты и офицеры ВДВ, знают о героическом прошлом полкового батюшки. Но сам помощник командира части по работе с верующими военнослужащими считает, что на одних былых заслугах уважение и доверие не удержишь.

Если ты совершаешь прыжок с парашютом вместе с окормляемым личным составом, если рядом с бойцами всегда и везде, то и веры в твои проповеди неизмеримо больше, - говорит он.

Божье слово отец Андрей изо дня в день служения неизменно подкрепляет личным примером. Три парашютных прыжка у него было в морской пехоте, 11 раз прыгнул вместе с десантниками.

Традиции русского военного священничества

В самых боевых российских войсках военными священниками служат и батюшки боевые. Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Михаил Васильев с крестом и бронежилетом прошел с десантниками все «горячие точки» современной истории - Северный Кавказ, Абхазию, Боснию, Косово. Награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

В этом нет ничего удивительного, - говорит отец Андрей. - Сейчас возвращаются традиции русского военного священничества. Лично для меня высокий пример служения - священник Василий Васильевич Слюнин.

Герой обороны Порт-Артура, полковой священник 5-го Сибирского стрелкового полка, был истинным пастырем переднего края, разделял с солдатами и победы, и беды. Батюшка Василий был тяжело контужен взрывом гранаты на русско-японской войне, на I Мировой войне по доброй воле ушел на фронт, принимал непосредственное участие в боевых действиях. Попав после окружения в плен, провел в германских лагерях около трех лет, поддерживая дух и веру у плененных русских воинов. После освобождения награжденный за боевые заслуги тремя орденами, священник служил в храме до его закрытия большевиками в 1923-м, вскоре, слабый после ранений и лишений, он умер от тифа...

Божий промысел

25 мая 2015 года таинство Святого крещения в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках принял новорожденный раб божий Дмитрий Пожарский - потомок первого его настоятеля, военного священника-героя Василия Слюнина.

Сейчас в возрожденном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках служат достойные преемники отца Василия.

По словам награжденного уже двумя боевыми орденами отца Андрея, его пастырская служба в ВДВ легка и ему - по сердцу:

Бог десантников бережет!

Главный собор ВДВ

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках - единственный в Москве, сооруженный на средства военного ведомства Российской империи. Его освящение состоялось 24 марта 1906 года. После революции храм был закрыт. Клуб, гауптвахта, узел фельдъегерской связи сменяли друг друга в его стенах до тех пор, пока окормляющие личный состав ВДВ священники с помощью командования войск не инициировали освобождение здания под воинский храм. В 2004 году Святейший Патриарх благословил возродить его собором Воздушно-десантных войск. 9-го июля 2009 года состоялся чин освящения и воздвижения на возрожденный храм крестов.

Война непредсказуема в своих сюжетах. Еще вчера десантная тактическая группа теснила боевиков в горах, а спустя 18 часов два взвода из ее состава оказались в окружении тех самых «незаконных формирований». Склоны гор покрыла низкая облачность, то и дело прошиваемая трассерами автоматных и пулеметных очередей.

А на руках священника в десантном камуфляже умирал молоденький мальчонка в звании гвардии рядового. А погоды все не было и не было, а, значит, не могло быть и вертолета, чтобы вывезти тяжелораненого солдата. Главная задача санинструктора и священника состояла в том, чтобы любыми способами дотянуть жизнь мальца до прилета «вертушки». Только там, на базе, в госпитале, могла прийти к нему спасительная помощь врачей. Санинстуктор сделал все, что мог: вколол промедол, остановил кровопотерю. А солдат тихо умирал: сильнейший шок отходил, забирая остатки человеческих сил. И всем, кто был рядом, от этого становилось страшно и больно. Священник смотрел на небеса в плотном пологе облаков без единого просвета и молил Господа сделать так, чтобы прилетел вертолет. Молился он и всю последующую ночь напролет, прекрасно понимая, если вертолет не прилетит, три десятка десантников, которые приходили и молились, разуверятся в Боге.

Утром, в клочьях расползающегося тумана застрекотала «вертушка». Потом, вернувшись на базу, священник и остальные десантники узнают, что раненный солдат выжил. При этом видавшие виды полевые хирурги констатируют, что подобный случай - на грани чуда.

Это лишь один из эпизодов службы протоиерея Михаила Васильева - настоятеля московского Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Патриаршего подворья при штабе ВДВ в Сокольниках. Сам он о подобных случаях рассказывать не любит, считая их обычным делом и прямым предназначением армейского священника.

Как правило, на войне есть кому стрелять, но очень часто бывает некому заниматься состоянием души человека - этим, казалось бы, простым и вместе с тем невероятно сложным делом. Солдат выпустит автоматный «рожок» в нужном направлении - нет проблем, но когда он увидит холодное тело своего товарища, когда поймет, что и сам мог оказаться на его месте, вот здесь, конечно, очень трудно и тяжело ему становится. И в этот момент нужна работа пастыря, здесь приходится принимать исповедь, поддерживать морально подавленные сердца людей, которые увидели кровь, смерть, несправедливость, - делится видением собственного предназначения отец Михаил.

Векторное направление - «вопреки», а не «благодаря»

Наверное, сама судьба предопределяла его военную стезю. Родился в офицерской семье, рос в отдаленных северных гарнизонах. Как сам шутит, с детства приобщился к прозе быта захолустных военных городков и на практике постиг основы тамошнего «офицерского троеборья»: вода, дрова, помои. На финише школьной учебы Михаила отец завел разговор о перспективах военного училища. Но, видимо, уже тогда в его характере складывался несколько противоречивый вектор движения по жизни - «вопреки», а не «благодаря». Вопреки устойчивому мнению, что в МГУ можно поступить только с «мохнатой руки» или за большие деньги, он стал студентом философского факультета просто по вступительным баллам. Закончив университет по кафедре научного атеизма, вопреки общей тенденции выпускников той поры бросаться в бизнес, он пошел в аспирантуру, потом преподавал в университете.

К религии Михаил Васильев пришел не сразу.  Путь к Богу для молодого человека, далекого от церкви, не крещенного и не имеющего ни одного верующего друга, пролег через знания. Опять же вопреки «атеистической» учебной программе, он не принимал ее постулаты на веру, а старался вникать в истоки религии. При этом мало чем отличался от своих однокурсников: готовился к экзаменам, пел песни под гитару и в студенческой компании вел философские диспуты о религии за бутылкой недорогого портвейна. Тогда, в 1990-е, пришла мода на крестики и посещение храмов. Но Васильев, со свойственным ему максимализмом, не хотел ограничиваться свечками и куличами на Пасху. Вопреки ярмарке безнравственности, гулявшей по стране в те времена, он решил серьезно служить Богу. А однажды духовник Михаила отец Димитрий Смирнов сказал:

Ты из семьи военного? Значит, быть тебе батюшкой в военном гарнизоне.

Перспектива складывалась не по планам молодого человека. Но «вопреки» сработало и на этот раз. Даже молодая супруга, к слову, тоже духовное чадо отца Дмитрия, поддержала батюшку, хотя понимала, что такой путь и для нее легким не будет. С тех пор так безропотно и несет свое нелегкое бремя жены войскового священника матушка Мария.

Сегодня мы рукоположили молодого священника, у которого не будет приходских обязанностей, - он будет работать со всей армией, - эти слова, произнесенные в 1998 году Святейшим Патриархом Алексием II на ступенях храма Великомученицы Варвары при штабе Ракетных войск стратегического назначения во Власихе, стали благословением для отца Михаила. А азимут в служении задали слова еще одного достойного человека - первого и пока единственного маршала Российской Федерации Игоря Сергеева, сказанные на том же месте и в тот же день:

Если церковь и армия не спасут Россию, не будет ни церкви, ни армии, ни России.

Так отец Михаил стал настоятелем Патриаршего подворья при штабе РВСН. В ракетных соединениях, разбросанных по всей стране, он бывал чаше, чем самые активные проверяющие Главного штаба. Его захватывала возможность познание этого незаменимого в системе безопасности страны воинства.

Готовится пуск новейшей баллистической ракеты. Конструкторы, генералы, сотни военных специалистов перед пуском искренне молятся с батюшкой. Все понимают: многолетний труд и огромные средства вложены в этот старт. И если «изделие» не полетит, то все придется начинать сначала. Сорвется старт - виноват кто будет? Естественно, в числе прочих - и батюшка, который безблагодатно провел молитву.

Это нормальная логика мирянина, который только становится верующим. Ему очень важно иметь зримое присутствие Господа. И отец Михаил, благословляя ракетные пуски, не раз видел, как Господь по вере этих, искренне взывающих к Богу людей, даровал им чудо. И это, наверное, дорогого стоит и очень отличается от обычного служения приходского священника.

Энергия действия

По своей натуре отец Михаил - человек действия. Просто невозможно представить его каким-нибудь кабинетным работником Патриархии. Мне довелось наблюдать вездесущность «Батька», как называют его между собой десантники, во время дивизионных учений на горном полигоне. Под грохот авиационной огневой подготовки он проводил литургию в полевом походном храме. Через полчаса батюшка благословлял на учебный бой роту, которой предстояло действовать на главном направлении удара. В тот день его можно было видеть и на огневых позициях артиллеристов, и беседующим с молодым солдатиком саперной роты. Именно эта энергия действия, наверное, послужила и поводом для того, чтобы он был назначен руководителем сектора Воздушно-десантных войск Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами.

Отец Михаил считает, что военный священник должен быть рядом с солдатом в самые сложные моменты службы. Наверное, именно этот личный принцип кидал его по всем горячим точкам, где воевали десантники. С Владимирской иконой Божией Матери «Батек» встречал в Салониках корабли с десантом, а затем на бэтээре вместе с нашими миротворцами рассекал ночь во время знаменитого марш-броска в Косово. Самого его в выгоревшем камуфляже только и можно было отличить от десантника, что по рыжеватой бороде да по черному клобуку на голове.

Молебен «от страха»

Первый парашютный прыжок он совершил, можно сказать, экспромтом. Отец Михаил работал с новобранцами, когда произошла нештатная ситуация: у одного из солдат не раскрылся основной парашют, и он приземлился на запасном. Увидев это, очередная смена молодых солдат, отказалась идти на борт самолета. Командир подразделения - к священнику, просит:

Батюшка, есть у вас молитва какая-нибудь от страха? Прочитайте им, может, соберутся духом!

Молебен «от страха» батюшка провел, потом просто поговорил «за жизнь» с новобранцами, а затем попросил для себя парашют и пошел на предпрыжковую подготовку по сокращенному варианту. Один лишь вид священника с парашютом произвел на новичков сильное впечатление: все, как один, пошли в самолет. Когда на высоте гуднул бортовой сигнал «Приготовиться!», все встали, батюшка перекрестил солдат, потом сам перекрестился. По сигналу «Пошел!» вслед за командиром шагнул в небо. Солдаты пошли следом, никто из них не догадался, что «Батек» был тоже «перворазником».

А вот одиннадцатый парашютный прыжок стал настоящим испытанием для него самого. На учениях главный священник ВДВ десантировался с полковой разведкой. Прыгали с Ил-76. Это потом, на госпитальной койке, анализируя каждую секунду того полета, он сделал вывод, что рановато раскрыл купол, попал в зону турбулентности, стропы тут же перехлестнуло, туго закрутив в жгут. Как учили на занятиях по воздушно-десантной подготовке, раскручивал почти погасший купол, пытался сдернуть с него стропы. Обрезать их не успел - уж очень быстро приближалась земля, слишком высокой была вертикальная скорость приземления. Сгруппировался, спружинил на ноги, но все равно при приземлении услышал хруст в позвоночнике. В часть батюшка возвращался на санитарной машине. Диагноз: компрессионный перелом позвонка.

Новый Завет и «Наука побеждать»

Манера разговаривать у отца Михаила, похоже, выработалась многими годами служения в армии - по-военному четкие, выверенные фразы без деепричастных замысловатостей и с максимальной смысловой нагрузкой. Тертые войсками комбаты к этой манере идут годами через военные вузы, ежедневную практику командования и подчинения. А он, наверное, впитал ее душой и мыслью через тесное соприкосновение с войсковым бытием своей паствы. И совсем не удивительно, что главный десантный и ракетный батюшка одинаково глубоко знает и Новый Завет, и суворовскую «Науку побеждать». Часто цитирует мысль прославленного генералиссимуса: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить».

Да и награды у сорокалетнего десантно-ракетного батюшки - самые что ни на есть боевые: орден Мужества, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медали «Генерал армии Маргелов», «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово». А за этими наградами - более тридцати командировок в «горячие точки», бескорыстная духовная работа в войсках, на полигонах и в отдаленных гарнизонах.

Как сказал апостол Павел, нужно для всех быть всем, чтобы обратить хотя бы некоторых, - рассуждает отец Михаил. - Конечно, чтобы органично войти в воинский коллектив, нужно разделять все тяготы и лишения, которые приходится терпеть солдатам. А главный принцип для военного священника тот же, что и для хорошего командира - не «делай, как я сказал», а «делай, как я». Военную науку протоирей Михаил Васильев освоил на уровне полководца, пройдя курс обучения на факультете переподготовки и повышения квалификации Академии Генерального штаба ВС РФ. Специальность - «командно-штабная оперативно-стратегическая подготовка». Такого диплома больше ни у кого из священников нет. Но главное - не диплом, а знания и навыки, которыми овладел этот в полной мере военный профессионал. Разработанным под его руководством и успешно применяемым священниками в частях мультимедийным воспитательным программам можно было бы поучиться и организаторам общегосударственной подготовки в армии.

Храм в душе, храм на земле

Офицерская среда до сих пор более нравственна, чем срез общества других социальных групп, - говорит отец Михаил. - Работая с наиболее боевыми частями Российской армии - РВСН и ВДВ, я могу сказать, что они - настоящие профессионалы ратного дела. Сегодня престижность военной профессии растет, вместе с достойной оплатой службы офицеров и контрактников, обеспечением их жильем. Однако необходимо понимать и то, что за деньги можно убивать, но нельзя умирать. Для того, чтобы человек жертвовал личными интересами, необходимо пробуждать нематериальную мотивацию к служению: совесть людей, чувство долга. В Чечне, в палатке у одного из наших лейтенантов ВДВ я увидел простенький рукописный плакат: «Родине и жене - не изменять!» Очень конкретный девиз. Используем и его, как ориентир в работе.

Есть у отца Михаила и способности созидателя. За 14 лет пасторства он построил храм Преподобного Илии Муромца во Власихе, храм Пророка Илии в Сокольниках, храм Святой Троицы в Омске, храм иконы Божией Матери Благодатное Небо в Кубинке. В Косово им был установлен первый после революции походный воинский храм во имя преподобного Ильи Муромца.

Он активно участвовал в разработке нескольких типов мобильных храмов для работы с военнослужащими в полевых условиях. Много сил и энергии вложил отец Михаил в возрождение храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, ставшего Патриаршим подворьем при штабе ВДВ.

Самым главным таинством в своей духовной практике отец Михаил считает не описанное ни в одном Катехизисе таинство рождения веры в сердце человека. Он множество раз видел в глазах ракетчиков и десантников благость осмысленной духовности бытия. Тысячи военных людей привел к такой очищающей осмысленности и сам полководец веры протоирей Михаил Васильев.

Он приземлился и услышал, как хрустнул позвоночник. Но лежать было некогда — с неба летели бронированные машины… Как философ МГУ стал иереем во Власихе Судьба готовила Михаилу Васильеву...

Он приземлился и услышал, как хрустнул позвоночник. Но лежать было некогда — с неба летели бронированные машины…

Как философ МГУ стал иереем во Власихе

Судьба готовила Михаилу Васильеву военную службу. Он родился в 1971 году в офицерской семье, рос в отдалённых северных гарнизонах, в закрытых городках. Отец хотел, чтобы сын поступил в военное училище, но Михаил проявил характер: выбрал МГУ, философский факультет, затем увлёкся изучением религий, потом была аспирантура, а далее сам встал за университетскую кафедру.

В Церковь Михаил пришёл уже взрослым. Путь к вере для молодого человека, некрещёного и не имеющего ни одного верующего друга, был непростым. Ему помогал духовник - протоиерей Димитрий Смирнов. Однажды спросил Михаила: «Ты из семьи военного?» И, услышав ответ, сделал неожиданный вывод: «Значит, быть тебе батюшкой в военном гарнизоне».

Весной 1998 года философа рукоположили в сан диакона, а затем иерея. Служить направили в подмосковную Власиху - в храм Преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары при штабе Ракетных войск стратегического назначения.

А через год отца Михаила отправили в первую военную командировку - в Чечню.

Ночь молитвы о солдате

В боевых условиях священник меняет рясу на камуфляж, только без погон, и в петлицах не род войск, а православный крест. Оружия батюшке не полагается. Главное - быть рядом с солдатами, там, где труднее всего. Особая дружба связывала отца Михаила с десантниками, которых бросали в самое пекло. Он чувствовал, как нужна им его поддержка. Молва о «десантном» батюшке разнеслась по многим частям ВДВ.


Однажды в горах Чечни он с группой разведчиков попал в засаду. Наши бойцы отбили атаку, но одного тяжело ранило. Ждали вертолёт, была непогода. Парень истекал кровью на руках у батюшки. Проходил час за часом.

Всю ночь отец Михаил молился, чтобы прилетела помощь и чтобы солдат вопреки всему выжил. Десантники смотрели и не верили своим глазам: казалось, их товарищ уже не дышал, и вдруг оживал… Ранним утром в небе застрекотала вертушка. К вечеру батюшка узнал: раненого удалось спасти. Опытные полевые хирурги говорили, что это исключительный случай, на грани чуда.

И я понял, что выживу

С парашютом отец Михаил прыгал много раз, в основном на учениях. Однажды подал пример: когда самолёт поднялся, молодые ребята явно смутились, и тут батюшка встал и с молитвой первым направился к выходу. За ним уверенно потянулись бойцы.


А в 2007-м под Вязьмой едва не случилась трагедия. Его парашют попал в зону турбулентности, купол закрутило, он стал падать с 600-метровой высоты.

Страха не было, - рассказывает отец Михаил. - У меня оставалось несколько секунд. Я, как учили, раскручивал почти погасший купол, молился. И когда парашют раскрылся на треть, понял, что выживу.

Его спасло присутствие духа: в последний момент сгруппировался, спружинил на ноги, но всё равно услышал хруст в позвоночнике. Диагноз: компрессионный перелом позвонка. Но это выяснилось позже. А тогда пришлось быстро уходить с поля: вслед за солдатами сюда сбрасывали бронированные машины…

Часто ездил с десантом в горячие точки: Босния, Косово, Абхазия, Киргизия. И под обстрел попадал, и по минному полю приходилось идти. Но рассказывать об этом он не любит. Вот что говорит отец Михаил:

Часто эта самая точка, куда едешь, оказывается вполне прохладной. Например, в Боснии уже активно не стреляли, хотя ещё считалось, что там локальный конфликт. В Косове поначалу обстреливали, но потом как-то успокоилось, и особой опасности не было. Да и в Чечне раз на раз не приходился.

Из «секретного объекта» - собор ВДВ

Лет 10 назад в разговоре с офицерами спецназа отец Михаил узнал, что в Сокольниках есть заброшенный храм.

Тогда его здание занимала фельдъегерская служба: здесь был засекреченный узел военной связи. Священника туда не пустили. Тогда отец Михаил придумал «военную хитрость»:

Чтобы понять, в каком состоянии находится внутренняя часть храма, мои друзья-десантники снарядили разведчика с видеокамерой под бушлатом. Он прошёл в здание и снял на видео общий интерьер.

Опасения подтвердились: к тому времени в храме не осталось даже следа былого благолепия. На месте Святого Престола в алтаре стояла чугунная топка, в одном из приделов устроили курилку, на каждом шагу перегородки, отставшая штукатурка…

Отец Михаил задумал вернуть бывший храм Церкви. Его благословили и в июне 2004 года назначили настоятелем. К возрождению храма подключились многие высокие церковные и военные чины. Окончательное решение приняли при новом командующем ВДВ генерале Владимире Шаманове: в июне 2009-го аварийное здание отдали верующим.

Поднимали храм всем миром. Сначала наши ребята-десантники ломами крушили ненужные пристройки и перегородки. Перед реставрацией вывезли отсюда 150 самосвалов с мусором, - вспоминает отец Михаил.

А потом поставили новую колокольню и центральный купол, украсили фасад мозаичными иконами. И в конце прошлого года Святейший Патриарх Кирилл совершил здесь чин великого освящения. Сегодня это собор Воздушно-десантных войск России.

Пять фактов из жизни протоиерея Михаила Васильева

  • Участвовал в марш-броске на Приштину в июне 1999 года, в боевых действиях на Северном Кавказе, в Абхазии, Киргизии.
  • В Чечне крестил около 3 тысяч молодых солдат.
  • Награждён орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.
  • За 14 лет пастырства построил храм Преподобного Илии Муромца и великомученицы Варвары во Власихе, храм Пророка Илии в Сокольниках, храм Святой Троицы в Омске, храм иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в Кубинке.
  • Женат, в семье пятеро детей.

Валерий Гук

Медвежьи озёра.38 полк ВДВ. Принятие присяги!

В Рязани священники-десантники впервые десантировали аэромобильный надувной храм . Представители Минобороны пояснили, что в армию с каждым годом попадает все больше новобранцев, считающих себя православными. В этих условиях присутствие священника и возможность помолиться и причаститься приобретает большое значение. Главный священник ВДВ отмечает, что необходимость наличия храма в войсках отвечает специфике религии.


Силы небесные раскрыли купола
РИА "Новости"
В Рязанской области успешно завершились двухдневные учения Воздушно-десантных войск по десантированию полкового мобильного храма. Военнослужащие-десантники участвовали в учебно-тренировочном сборе совместно с военными священниками. Официальный представитель Воздушно-десантных войск полковник Александр Кучеренко рассказал, что в среду с парашютом прыгали капелланы, а в четверг был успешно десантирован храм.
«Священники в среду совершили два учебно-тренировочных прыжка с парашютом из самолета Ан-2 и сегодня успешно десантировались из самолета Ил-76 вслед за платформой, на которой десантировался храм», — уточнил Кучеренко.
Затем священники вместе с десантниками на месте собрали храм.
Мобильная церковь представляет собой большую надувную палатку на специальной парашютной платформе П-7, которая используется для военной техники и грузов. К палатке прилагается церковная утварь, в том числе алтарь, иконы и другие предметы, необходимые для отправления богослужений. Вся утварь завернута в поролон, чтобы ничего не разбилось при десантировании. Иконы в храме ВДВ также отвечают специфике ситуации: они изготовлены на баннерной ткани.
В ВДВ отметили, что развертывание «летучего» храма, которое проводилось впервые, прошло согласно штатным нормативам. Кучеренко объяснил, что подобный мобильный храм на базе автомобильного прицепа священники с военными разворачивают за 5—7 минут. По словам полковника, рабочее место капелланов-десантников довольно внушительное: размеры палатки 8 м на 20 м.
Заведующий сектором ВДВ в Синодальном отделе РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Михаил Васильев рассказал «Газете.Ru», что десять служителей РПЦ регулярно прыгают с парашютом.
«Это форма добраться до паствы, которая состоит из десантников. Часто они оказываются в таких местах, куда Макар телят не гонял. И мы, священники, нуждаемся в способах доставки туда», — пояснил отец Михаил.
Священник отметил, что капелланы служат для армии, помогая солдатам «обретать смысл в нелегком и опасном деле служения отечеству в армии».
Впервые о планах по созданию десантируемых православных храмов для ВДВ стало известно в марте 2012 года. Тогда Минобороны заявило о предложении со стороны РПЦ по созданию аэромобильных храмов. В феврале 2013 года мобильный храм на шасси автомобиля «КамАЗ» был представлен рязанским десантникам.

Священник Михаил Васильев утверждает, что в армии и до революции были и храмы, и священники, а представитель Минобороны Кучеренко отметил, что необходимость священнослужителей в войсках растет год от года. «По статистике, в процентном соотношении каждый год увеличивается процент призывников, которые считают себя верующими. По данным двух последних призывов, такое количество новобранцев доходят до 90%», — отметил Кучеренко.
Помимо православных в рядах Российской армии есть представители других вероисповеданий, но, по словам священника, у мусульман и иудеев нет острой необходимости в храме: «Для мусульман и иудеев храм не нужен, они совершают молитву на всяком месте, для этого нужен только коврик. Нам для совершения церковных треб и таинств нужна куча специфических предметов. Это специфика религии».

В марте под Рязанью десантирован аэромобильный храм
В Рязанском училище ВДВ на сборах для военных священников пройдет десантирование храма из самолета
Рязань, 28 февраля, АиФ-Рязань.
В конце марта 2013 года священнослужители Воздушно-десантных войск примут участие в практических занятиях по эксплуатации мобильного десантируемого храма, сообщает информационное агентство РИА Новости со ссылкой на представителя Минобороны РФ по ВДВ полковника Александр Кучеренко. Учения пройдут в Рязани, на базе Рязанского высшего воздушно-десантного училища имени генерала Маргелова.
Кульминацией занятий станет непосредственное десантирование модуля-прицепа из самолета Ил-76. По словам Александра Кучренко, с начала года военные священники оказывали помощь командирам подразделений в обеспечении учебно-тренировочных прыжков молодых бойцов. Для того, чтобы поднять боевой дух военнослужащих, большинство священнослужителей сами совершали прыжки в составе групп «перворазников».
В апреле текущего года в Московской области на базе 45-го отдельного полка специального назначения пройдут сборы военных священников всех видов, родов войск и военных округов.
Как сообщает пресс-служба Министерства обороны России, мобильный десантируемый храм на шасси автомобиля КамАЗ состоит из двух частей: палатки со специальной небьющейся церковной утварью и прицепа с модулем жизнеобеспечения. Модуль жизнеобеспечения включает в себя дизель-генератор мощностью 6 кВт, холодильник и кондиционер. Кроме того, храм оборудован комплектом мультимедийной и звукоусиливающей аппаратуры.
Десантирование конструкции происходит при помощи парашютной платформы «П-7», которая применяется в ВДВ для десантирования техники.
Главное предназначение храма — создание условий для обеспечения отправления культа военнослужащими ВДВ православного вероисповедания непосредственно в местах проведения учений или в зонах вооруженных конфликтов.
На сегодняшний день в частях и соединениях ВДВ функционируют десять православных воинских храмов, которые расположены на территории военных городков. Службу по духовному окормлению воинов-десантников несут восемь православных военных священников. В Ульяновском соединении ВДВ действует молельная комната для военнослужащих-мусульман.
По информации пресс-службы ВДВ, сегодня доля верующих военнослужащих в ВДВ составляет свыше 90% от их общего количества.


Пошли уже конечно и негативные отзывы на это.... Не стану опускаться до многого ... Но одно опубликую.

Не всем нравится "глобальное оцерковление всей нашей многоконфессиональной страны" и армии. У нас много религий. Иногда это выглядит навязчиво и порой не от души. И они чем-то правы.
Капелан армейский не может быть только православным или католиком. Масульманам в РД-54 значит нужно положить вместо "пенки" коврик для намаза (سجادة ‎‎ — саджжа́дат) .?! Буддистам - хинаяна ж нужна тогда? Ортодоксам - пейсы, ермолку, кепу, кнейч, плуш, штраймл... И далее по религиям... По списку и антуражу.

Наша вера в десантное братство и Родину....


Я сам православный христианин, но страна наша многоконфессиональна.....



При размещении у себя на сайтах, блогах и группах не забывайте упоминать автора и источник.

С уважением, Грачёв Вадим

vdv-r ваш