Священник РПЦ Дмитрий Свердлов запрещен в служении на пять лет. Официально за прогулы, по мнению анонимов — за публицистику

- Вас запретили в служении с формулировкой «самовольное оставление прихода». Вам объяснили, что это значит?

Мне церковное начальство никак ситуацию не объясняет. Я узнал обо всем от своего друга, который позвонил мне и сказал, что на сайте Московской епархии вывешен указ о моем запрещении в священнослужении. Все произошло без объявления войны, без предварительных переговоров и каких-либо пояснений.

- Если судить с формальной точки зрения, у епархии были основания для такого наказания?

В церкви формальными считаются канонические основания. Отъехав в течение лета несколько раз - два раза за границу и один раз в Крымск, - я столкнулся, скажем так, с практикой интерпретации канонических правил. Особенность церковной жизни состоит в том, что степень прещения (церковного дисциплинарного наказания. - БГ ) - это исключительно компетенция правящего архиерея, и его правоту может оспорить только церковный суд. А что касается справедливости - она у каждого своя.

- Но формально вы не имели права покидать приход без благословения?

То есть ездить домой в Москву? Ведь Москва - это же другая епархия.

Я не большой специалист по церковному праву, но идея, которая озвучивается, такова: я не могу покинуть границы епархии - в нашем случае речь идет о Московской области - без благословения правящего архиерея.

Поскольку мое общение с правящим архиереем возможно только в письменной форме, иногда возникают затруднения. Год назад я подавал прошение о выходе за штат и не получил формального ответа. Тогда я попытался встретиться с владыкой Ювеналием, чтобы, как говорится, по-человечески, по-сыновьи объяснить ему ситуацию, уговорить. Я пробовал формально записаться к владыке на прием у епархиального секретаря. Позвонил, сказал, что я священник, назвал имя и приход, но фамилии сразу называть не стал, потому что к тому моменту вышла моя статья о наблюдении на выборах, и я не исключал, что владыка может быть рассержен нестандартностью моего поведения - священники обычно не ходят наблюдателями на выборы. Я решил, что когда на мой вопрос «могу ли я записаться к владыке на прием» получу утвердительный ответ, то назову все свои реквизиты.

Но возникла комическая ситуация. Секретарь произносит какую-то фразу, я не слышу, он снова повторяет, снова не могу услышать - и только на третий раз понимаю: я все расслышал с самого начала. Просто мое сознание не вместило его формулировки: «Владыка принимает в письменном виде». Тогда я решил уточнить: «Я правильно понимаю, что я - священник и настоятель храма - не могу встретиться со своим правящим архиереем?» На что получил совершенно однозначный исчерпывающий ответ: «Нет, не можете». Я попрощался и положил трубку.

Если бы иной священник, более лояльный в своих выступлениях о церковной власти, в той же степени, что и вы, нарушил правила отпусков и отъездов - можно ли предположить, что он остался бы на своем месте?

Здесь дело не в лояльности - мне кажется, трудно найти текст, где я бы выступал против церковной власти. Такие отлучки сами по себе и прочее - это ведь сплошь и рядом. Это как с гражданским законодательством: строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Конечно, московское епархиальное управление постоянно подчеркивает, что отлучка священника без благословения - это нарушение. Но как быть - срок отпуска у настоятеля, который служит один на приходе, а таких в области большинство, - 12 дней в году, понятно, что люди как-то находят выход из ситуации. Летом я был в офисе благочинного, услышал претензии в свой адрес и их принял. Один из его помощников, с которым мы рядом служим много лет, пока еще в дружеской и братской форме указывал мне на недопустимость несогласованных отлучек, я спросил его: дружище, а как же ты-то ездил туда-то, туда-то и туда-то? Его глаза наполнились ужасом - видимо, он не предполагал, что я настолько хорошо осведомлен, и стал все опровергать. Но я же знаю, что это так.

Безусловно, при определенном желании начальства можно было ограничить строгость прещения. Дьякон Андрей Кураев написал в своем блоге, что он удивлен применением церковно-канонических правил, и привел пример с абхазскими раскольниками, которые организовали свою церковь - это считается тяжелейшим деянием. Но их запретили только на год. А тут человек один раз из отпуска не вернулся, потому что ребенок больной, второй раз в Крымск съездил… Третий раз - это, конечно, прокол. Съездил в Италию на католическую конференцию. Это хуже, чем организовать свою церковь, как я понимаю.


«Я до последнего момента не мог предположить, что участниц Pussy Riot могут посадить»

- В чем, по вашему мнению, скрытый мотив вашего наказания? Вас запретили в служении за ваши высказывания?

У меня еще в сентябре состоялся разговор с администратором Московской епархии, и тогда не звучало ни одной претензии по поводу моих отпусков, отъездов или чего-то такого. Речь шла только о текстах, статьях. При этом он специально объяснял: никто из церковной администрации никогда не признает, что тебя перевели именно из-за твоих текстов, но ты дал достаточно оснований своими отлучками для того, чтобы тебя запретили.

- А почему вас перевели с места настоятеля храма Петра и Павла?

Тогда ситуация очень напоминала нынешнюю - я не мог тогда точно ответить на вопрос «почему». В официальных документах, которые мне доступны, причины перевода не указываются. Сейчас я прочел комментарий секретаря епархии, епископа Николая (Погребняка), и сделал вывод, что тот перевод был связан с моими отъездами из Москвы и из Московской области, которые не были согласованы с владыкой Ювеналием.

- Почему вы не вышли туда, куда вас назначил правящий архиерей?

Перевод с должности настоятеля в подчинение другого настоятеля, тем более благочинного, «под присмотр», так сказать, - это дисциплинарная мера. И когда пресс-секретарь епархии сейчас говорит, что это сделано ради моего блага и ради благосостояния моей семьи, он откровенно лжет. Я знаю только один случай, когда молодой многодетный священник, который служил на кладбищенском приходе, в состоянии глубокой депрессии попросил перевод под чье угодно начало, чтобы ему платили фиксированную зарплату и он мог хоть как-то кормить пятерых детей. Это была дисциплинарная мера, и мне никто не озвучил формальные причины взыскания.

Если бы я вышел в тот собор, я бы автоматически согласился с этой дисциплинарной мерой. Автоматически соглашаться я не готов, а обсуждать это со мной никто не собирался.

Второе - это личность настоятеля собора. Благочинный, которого я давно и неплохо знаю, - это человек, от которого на том этапе зависело развитие событий. И мне казалось, что я достаточно объяснил ему, почему я не вернулся из отпуска, и принял его претензии и требования по поводу итальянской поездки. Более того, я был готов отказаться от продолжения крымского проекта. Но он меня просто сдал.

И я его понимаю. У него семеро по лавкам в буквальном смысле, и зарекаться не буду - на его месте я бы, возможно, поступил так же. Действительно, стоит ли подставляться под «защитника Pussy Riot»? Но каждый из нас, слава Богу, на своем месте.

Я должен был бы служить в его храме. Когда священники вместе служат литургию, они обнимаются, целуют друг другу руки и говорят друг другу «Христос посреди нас». Это такой акт братства. По факту ни братства, ни Христа здесь не было. У меня, наверное, тоже есть профессиональная деформация, и я, как отец Всеволод Чаплин, тоже могу сказать вообще все что угодно. Но пока не в такой ситуации. Вероятно, этот конфликт как-то можно было решить, но никто ничего ни с кем не собирался обсуждать.

Третье - это сам собор, куда меня назначили. Точнее порядки в нем. Даже самые лояльные начальству священники мучаются от казенных порядков в этом храме. Служить по принятым там правилам - это просто против моей совести.

Ну и самое главное - это то, что мы договорились. Договорились с епархиальным секретарем о том, что я не выхожу, они меня не репрессируют, при этом я не пишу статьи. Договорились на срок где-то до Рождества. Должна была состояться еще одна промежуточная встреча, где я предполагал поговорить о перспективах разрешения конфликта. Но он отказался от встречи - видимо, посчитал, что решил все свои проблемы со мной.

Вы понимали, что ваши высказывания о группе Pussy Riot, думских выборах - прямой путь к конфликту с церковным начальством?

До какого-то момента у меня не было ощущения неизбежности серьезного конфликта. Что касается моей работы наблюдателем на выборах и статьи об этом - я совершенно не ожидал, что это получит такой резонанс. Ведь я не искал специально участок, где происходили какие-то нарушения.

Мне показалось очень странным то, что представители церковного истеблишмента заподозрили в этом тексте некий программный манифест и мою ангажированность какими-то политическими силами - это просто абсурд. Но попробуй докажи, что ты не верблюд, если кому-то привиделись два горба.

Что касается Pussy Riot - там не было особых заявлений. Там был один короткий комментарий на «Правмире» (сайт «Православие и мир». - БГ ), который неожиданно для меня получил огромный резонанс. Но мои слова кажутся мне совершенно естественными, я и сейчас нисколько не изменил своей позиции - я действительно не вижу ни одной причины для того, чтобы оправдывать ненависть именем Христа.

Нужно еще понимать, что я писал о выборах и о Pussy Riot до того, как эти темы стали настолько скандальными и конфликтными. Выборы прошли 4 декабря, моя статья появилась спустя три дня. И только потом начались массовые митинги, обсуждения, заявления официальных спикеров, ситуация начала стремительно обостряться. Я оказался на самом старте этой эскалации, и никто тогда не предполагал, что эта тема станет настолько острой. И с Pussy Riot то же самое - когда я сказал, что попросил бы у них прощения за вылитую на них ненависть, кто мог знать, что все это превратится в скандал такого масштаба. У меня нет доступа к какой-то инсайдерской информации из властных или высших церковных структур, и я до последнего момента не мог предположить, что участниц Pussy Riot могут посадить. Если бы меня просили дать комментарий уже после судебного процесса, возможно, он был бы немного другим по форме - или я вовсе бы отказался от комментария.


«Сейчас мне сорок. Та мотивация, с которой я пришел служить, юношеская, романтическая, - она исчерпалась»

- Как вы считаете, за последний год контроль духовенства со стороны церковной верхушки усилился? Гайки закручивают или нет?

Мне достоверно известен только один случай запрета на публичные выступления - есть такой замечательный отец Георгий Митрофанов из Санкт-Петербурга. Это показательная и как минимум странная ситуация. Позиция отца Георгия не укладывается в привычные клише - либерал, консерватор и прочее. На мой взгляд, он очень, скажем так, христоориентированный человек, и в том числе все его тексты вращаются вокруг Христа, Евангелия и заповедей. Из всех в хорошем смысле слова популярных церковных спикеров, которые не являются официальными лицами, в публичном пространстве осталось только двое. Это отец Андрей Кураев, который в принципе непотопляем, потому что слишком много знает. И московский священник отец Алексей Уминский.

- С чем это связано?

Наверное, сейчас лучше оставить эту тему. Я не буду пока отвечать.

Многие священники, когда я беру у них интервью, отказываются говорить на определенные темы. Это уже стало нормой?

Между собой священники могут говорить на все темы, но не со СМИ. Существует банальный и совершенно понятный страх репрессий. Представьте себе немолодого священника с экипажем из 5–7 детей, который давно десоциализировался, не имеет специальности и особых капиталов. Он полностью зависит от местного начальника - от его прихотей и претензий. Он и так не застрахован от причуд какого-нибудь самодура, а уж если он начал говорить и тем самым провоцировать, то кто же будет кормить его семерых детей.

Есть и другой взгляд на свободу высказываний - да, в церкви есть определенные проблемы, но выносить их на широкую публику, в нецерковную среду, - не поможет. И это тоже отчасти правда - чтобы судить о проблемах церкви, нужно знать ее природу и то, что лежит не на поверхности. Я сейчас читаю комментарии по поводу своей отставки - ну это же смешно. Интерпретации какие-то плоские и примитивные: «Репрессирован героический священник! Репрессирован защитник Pussy Riot!» Такие суждения не отражают всей сложности и многогранности церковной жизни. Но там ведь уже вовсю обсуждают церковные проблемы - человек, который в церковь ходит раз в год, поставить свечку, обсуждает пенсии духовенству! Ну вот с какого рожна?

Другое дело, что в церкви существуют такие проблемы, вынесение которых на широкую публику может исправить ситуацию. Есть и такая точка зрения.

За последний год сильно изменилась система отношений внутри церкви? Вам чаще звонили из епархиальной администрации?

Мне никто особо не звонил. Меня вызвали к благочинному, у него была папка моих статей, где желтым маркером были выделены фрагменты, с которыми, по его словам, он не был согласен. Я в это не верю: я его давно знаю, отмечать маркером цитаты в статьях - это не его стиль жизни. Предполагаю, что это спускалось откуда-то сверху. Мне говорили, что епископу Николаю (Погребняку) поручили отслеживать мои публикации. Кто поручил - не знаю.

- А что именно было выделено желтым маркером?

Отчетливо я помню один эпизод - в интервью, которое я давал моей давней приятельнице Свете Рейтер для БГ, говорилось, что административно-церковная система не заинтересована в социальной независимости священников. Если честно, мне все это странно. Зря они делают из этих публикаций такую проблему. Ведь это все предмет для дискуссий. Все эти вопросы рано или поздно встанут перед церковью. Моя позиция такова: я готов отказаться от всех слов, которые писал, если бы встретил в дискуссии чью-то альтернативную убедительную точку зрения. Если у статьи о церковных проблемах 1 000 лайков на фейсбуке - можно попросить математиков посчитать репрезентативность этой выборки и понять, сколько людей в церкви беспокоят эти проблемы. Но никто не дискутирует, и это странно.

- После публикации указа о запрещении вас в служении вы написали, что ваша «церковная карьера закончилась».

Очень многие придрались к слову «карьера», но я употребил его исключительно в ироническом смысле. Если хоть немного знать меня и мой церковный путь, можно предположить, что ни о какой особой «карьере» речи идти и не могло. Возможно, в каких-то других условиях я мог бы стать карьерным человеком - я достаточно амбициозен и в свой профессии строил разные планы. Но в церкви делать карьеру - ну, не знаю… это пошло.

До своего рукоположения я был алтарником и певчим в храме, и мой духовник попросил меня принять сан, чтобы ему помогать. Я согласился - отчасти по наивности, отчасти из-за отношения к духовнику. При этом мои сверстники, которые рукополагались почти одновременно со мной, сразу же становились настоятелями. А я 6 лет трудился на своем приходе помогающим священником, что было для меня довольно изнурительно. На мне лежали все так называемые требы - крестины, венчания, отпевания, соборования, поездки к больным домой. Все. Это огромный приход, и исполнять свои обязанности было достаточно тяжело. Очевидно, не всегда справлялся, настоятель и в прошлом мой духовник был всегда недоволен, но я тянул эту лямку. Если бы я пытался сделать карьеру, искал бы с самого начала способы стать настоятелем.

Уже давно, при прошлом патриархе, когда об этом еще почти никто не говорил, а большинство и думать боялось, я стал требовать от людей подготовки к крещению и венчанию. Это сейчас стало обязательной нормой. А тогда те, кто сейчас требует эту подготовку с рядового духовенства, вызывали меня на ковер, топали ногами и грозили земными и небесными карами. Какая тут карьера?

- Как вы сейчас представляете свое будущее? Где будете работать?

Если серьезно, мне пока трудно об этом говорить. За эти два дня мне поступило семь предложений поработать в СМИ - в том числе два предложения возглавить отдел, поступило три предложения написать книгу - два от российских издательств и одно от зарубежного на тему отношений общества и церкви, предложили прочесть лекцию в иностранном университете, предложили снять документальный фильм для зарубежной кинокомпании. Все это не совсем то, чем бы я хотел заниматься. Но предложения есть, наверное, каким-то из них воспользуюсь.

- Вы не планируете перейти в другую церковную юрисдикцию?

У меня не было таких планов - во всяком случае, до сегодняшнего дня. Наверное, я с удовольствием воспользуюсь предоставленной паузой; собственно, пауза - это то, о чем я просил владыку еще год назад. Есть такая проблема - выгорание. Я сам не люблю уставших священников и не хотел бы им быть. Наверное, я слишком чувствительный человек, вероятно, общение с людьми меня измотало. Я стал готовиться к священству, когда мне было двадцать семь. Сейчас мне сорок. Та мотивация, с которой я пришел служить, юношеская, романтическая, - она исчерпалась. И мне нужно - и я бы этого хотел - найти новую мотивацию, чтобы служить.

Я воспользуюсь этим временем для того, чтобы привести дела и мысли в порядок и подумать о каких-то вещах, о которых прежде не всегда было время подумать. Пока сложно говорить о будущем - слишком все неожиданно произошло, хотя и нельзя сказать, что я совсем не ожидал чего-то подобного. Это как смерть - каждый знает, что умрет, но никто не может к ней подготовиться.

  • Теги:

Указом от 14 января 2013 года священник Димитрий Свердлов, до июля 2012 года настоятель храма апостолов Петра и Павла в Павловском, постоянный автор журналов “Фома”, “Нескучный сад” и портала “Православие и мир” почислен за штат и запрещен в священнослужении сроком на 5 лет за “самовольное оставление прихода”.

В связи с широким обсуждением данного решения, сайт Московской епархии публикует епархиальные рапорты и прошение священника Димитрия Свердлова.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

благочинного храмов
Домодедовского округа

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

В феврале 2012 года священник Димитрий Свердлов (тогда - настоятель Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района, ныне -клирик собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово) подавал на Ваше имя прошение (к рапорту прилагается), в котором выражал свое желание выйти за штат вследствие «пастырского выгорания». Это его прошение было Вами отклонено.

В течение 2012 года священник Димитрий Свердлов систематически нарушал церковную дисциплину в части заграничных поездок без Вашего благословения. Это побудило меня написать соответствующий рапорт (№ 95 от 10.09.2012 г., к настоящему рапорту прилагается). В итоге он был освобожден от настоятельства и назначен клириком в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово.

Однако с момента получения им указа о новом назначении священник Димитрий Свердлов не был ни на одном богослужении и не представил мне ни одного документа, оправдывающего его отсутствие.

По моему указанию мой помощник протоиерей Вячеслав Завьялов в декабре 2012 года разговаривал с ним по телефону относительно его отношения к служению в соборе, однако ничего конкретного не услышал.

В начале января о. Вячеслав вновь пытался связаться с ним с целью убедить приехать на Рождественскую службу в собор, но тот на телефонные звонки не ответил и в ответ не перезвонил.

В связи с вышеизложенным считаю, что священник Димитрий Свердлов игнорирует указ Вашего Высокопреосвященства о своем назначении в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово и, таким образом, подпадает под действие правила 36 свв. Апостолов («Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон…»), а также текста священнической присяги («Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить»).

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

Исх.№ 2от14.01.2013года

Священник Димитрий Свердлов освобождается от обязанностей настоятеля Петропавловского храма деревни Павловское Домодедовского района и назначается в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших города Домодедово Московской области.

+Ювеналий ,
МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

Считаю своим долгом довести до Вашего сведения о выявленном систематическом нарушении настоятелем Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа священником Димитрием Свердловым существующего в Московской епархии положения относительно отпусков духовенства.

Так, нынешним летом по Вашему благословению о. Димитрий находился в очередном отпуске. Из отпуска он прибыл с опозданием на неделю, о чем меня не известил. Факт его опоздания был установлен мной из сторонних источников, после чего он был вызван мной для объяснений. Все аргументы отца Димитрия были не убедительны, объяснительную записку по этому поводу он писать отказался. Несмотря на это, проведя с ним более чем полуторачасовую беседу, я надеялся, что склонил отца Димитрия к исполнению дисциплины относительно отпуска.

Однако уже в августе сего года он самовольно отправился в Италию (Рим) на какую-то католическую конференцию. Об этом стало известно после того, когда я попытался вызвать его в канцелярию благочиния для обычного рядового вопроса. В это время он уже находился в Риме и собирался вернуться только в ближайшую субботу. Я предложил ему немедленно явиться для объяснений, но он появился лишь в конце следующей недели.

Во время этой встречи я указал о. Димитрию на канонические правила и священническую присягу, определяющие передвижения клириков только с разрешения священноначалия. В частности, на это указывают правила Лаодикийского собора (№ 41: «Освященному, или причетнику не дожно путешествовати без правильныя граматы от епископа» и № 42: «Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа») и текст присяги «Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить». Кроме того, всем известны Ваши прямые указания относительно отпусков и отъездов клириков за пределы епархии. В ответ он заявил, что не видит существенной проблемы в том, что клирик между богослужениями отъедет куда-либо, даже за границу, так как это не ущемляет приходскую и богослужебную жизнь. В ходе беседы он также подтвердил слух о его самовольной поездке в г. Крымск с грузом гуманитарной помощи и финансовыми средствами на сумму около миллиона рублей. Также он сообщил и о том, что в его планах уже есть возможные поездки, в том числе и по приглашению различных организаций. Я увещевал его воздержаться от этих поездок, вновь указывая на их неканоничность. В ответ о. Димитрий попросил время подумать до понедельника, что я и предоставил.

В указанный понедельник о. Димитрий сказал, что по моему настоянию отменил намечающиеся поездки до конца этого года и отказал в приглашениях, но вновь сказал о том, что не видит существенной проблемы в свободе передвижения клириков между богослужениями, и, таким образом, не разделяет существующую в Московской епархии практику относительно отпусков духовенства. Я предложил ему написать объяснительную записку по самовольному оставлению прихода, на что он ответил, что напишет ее только по письменному запросу с моей стороны.

В итоге всех моих встреч и бесед с о. Димитрием у меня сложилось устойчивое впечатление, что он так и не расценивает свои поступки в качестве существенных нарушений, что делает возможным их повторение в тех или иных вариациях.

При всех указанных встречах присутствовал помощник благочинного протоиерей Вячеслав Завьялов, который является свидетелем всех признаний и слов о. Димитрия, изложенных в рапорте.

Представляя на суд Вашего Высокопреосвященства вышеизложенные факты самовольного оставления прихода священником Димитрием Свердловым, прошу в качестве возможного кандидата на должность настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа рассматривать клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово иерея Евгения Неводина с оставлением в штате собора (юридическое наименование - Местная религиозная организация православный приход Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви).

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 95от10.09.2012 г.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

Почтительно представляю Вам рапорт и пояснительное письмо священника Димитрия Свердлова, настоятеля Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района, в которых изложена его просьба о почислении за штат.

О его намерении мне стало известно в декабре месяце 2011 года в результате нашего с ним разговора. Я постарался убедить его в неверности принятого решения и еще раз подумать, на что он ответил, что решение уже принял. После этого были еще две встречи и беседы, на последней я напомнил отцу Димитрию о иерейской присяге, вручив ему текст этой присяги.

Но все наши беседы не заставили его поменять свое решения, и 15 февраля 2012 года священник Димитрий Свердлов передал в канцелярию благочинного свой рапорт о почислении за штат, который я с прискорбием представляю Вашему Высокопреосвященству.

В случае удовлетворения Вашим Высокопреосвященством прошения священника Димитрия Свердлова смиренно прошу назначить настоятелем Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района священника Евгения Неводина, клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово, с освобождением от должности клирика собора.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 72 от 16.02.2012 г.

Его Высокопреосвященству






Московской области

ПРОШЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство,

прошу Вас снять с меня послушание настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района и почислить меня за штат вверенной Вам Богом епархии в связи с тем, что я испытываю состояние «пастырского выгорания» и чувство хронической усталости.

с благодарностью и сыновней любовью

священник Димитрий Свердлов,
настоятель Петропавловской церкви
д. Павловское, Домодедовский район

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Ювеналию,
Митрополиту Крутицкому и Коломенскому,
Управляющему Московской Епархией от
священника Димитрия Свердлова,
настоятеля Петропавловской церкви
д. Павловское Домодедовского района
Московской области

Ваше Высокопреосвященство,

Вы меня, возможно, не помните, поэтому в нескольких словах я бы хотел рассказать Вам о себе и постараться объяснить Вам мотивы своего прошения почислить меня за штат Московской епархии.

Я в Церкви с 19 лет, с 1989-го года, когда меня по моей инициативе крестил покойный ныне протоиерей Василий Швец в Никольском храме д. Каменный Конец Псковской области. О. Василий был моим первым духовником. Очень скоро я стал прихожанином храма свв. мчч. Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского района, где в течение шести лет пел на клиросе и алтарничал. О. Василий Швец и о. Валерий Ларичев - это два наставника, которые значительно повлияли на мою жизнь.

В свое время я закончил Плехановский институт по специальности экономист-математик, работал в крупных коммерческих компаниях специалистом по корпоративным финансам. Параллельно начал учиться в ПСТГУ.

Вы рукоположили в священный сан в 2000 г. на Крестопоклонную неделю в Серафимо-Знаменском скиту - в месте, особенно дорогом для меня. Место и время рукоположения я всегда воспринимал как знак Божиего промысла. С судьбами новомучеников и, в частности, схиигумении Фамари (Марджановой), архиепископа Серафима (Звездинского), епископа Арсения (Жадановского) и особенно митрополита Серафима (Чичагова) я познакомился задолго до рукоположения. Первой церковной книжкой, которую я прочитал в своей жизни, помимо Нового Завета, было репринтное житие митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).

Шесть лет я служил в храме с. Ям вторым священником, неся в основном требное послушание. Также я вел воскресные школы - сначала детскую, затем взрослую, и окормлял общину в часовне во имя прав. Феодора Ушакова при в/ч 56135 (под моим руководством здание КППв/ч было перестроено в часовню по проекту архитектора А. Н. Неймана). Приход в с. Ям огромный, послушание со временем стало изнурительным. Но я старался исполнять все, что положено до того момента, как у меня возник рецидив язвенной болезни желудка и мне потребовалась госпитализация (за 10 лет до того мне делали серьезную операцию, у меня удалены две трети желудка). Тогда я попросил Вас перевести меня на другой приход, к моему другу о. Олегу Митрову в с. Меткино.

В Космодамиановской церкви с. Меткино я прослужил два года, параллельно работая в Институте Академии Наук СОПС (Совет по изучению производительных сил) младшим научным сотрудником, готовя к защите кандидатскую диссертацию по экономике (у академикаА. Г. Гранберга и д.э.н. Е. Б. Ардемасова), что, к сожалению, мне не удалось довести до конца.

В декабре 2007 г. Вы приняли решение об образовании прихода в д. Павловское Домодедовского района и назначили меня в Павловское настоятелем. Службы в Павловском начались сразу - в строительной бытовке.

За четыре года на выделенном под храм участке была построена часовня (по сути приходской дом с домовым храмом и помещениями для детской и взрослой воскресных школ). Храм и школы полностью оборудованы, здание подключено ко всем коммуникациям, на территории сделано полное благоустройство и смонтирована детская площадка.

Это, конечно, не самая грандиозная стройка - за этот срок строятся огромные храмы. Но мы строили в условиях экономического кризиса, без генерального спонсора, фактически на деньги прихожан. Я не хвалюсь и не оправдываюсь - есть то, что есть. Но главный, и удивительный для меня самого результат - это сложившаяся вокруг храма настоящая община, при условии, что в непосредственной близости от Павловского успешно существуют два сложившихся мощных прихода - в с. Ям и Никольский храм в с. Домодедово. Я не «бросаю» людей: приход, как выяснилось, состоит из зрелых и по-настоящему церковных людей и с пониманием и доверием отнесся к моему желанию выйти за штат.

Помимо стройки и приходского послушания я занимался окормлением двух школ: в с. Ям (в/ч 56135) и № 4 в г. Домодедово. В прошлом году состоялся первый успешный опыт сотрудничества с ВУЗом: я прочитал в Домодедовском филиале РГГУ курс лекций и провел семинарские занятия по религиоведению.

Такова вкратце внешняя сторона моей церковной жизни за последние 12 лет. Еще могу добавить, что у меня трое детей, последние два - мальчики, трех и четырех лет. Еще в последнем году я много писал и публиковался - в «Фоме», «Нескучном саду» и на сайте «Правмир».

30 декабря 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском совещании архиереев митрополий в частности сказал: «Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с „пастырским выгоранием“. Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь - особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие „Христос посреди нас“, обращенное к „собрату и сослужителю“.

Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо - сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах».

У меня нет апатии, равнодушия и озлобленности. Но последнее время я живу и служу с чувством сильной выраженной внутренней усталости. Мне надо сделать паузу. Немного остановиться и посмотреть на себя, на свой путь со стороны. Очень прошу не видеть в моей просьбе о выходе за штат антицерковный поступок, предательство. Мне кажется это несправедливым. Всю свою сознательную жизнь (с 19-ти до 40-ка лет) я живу в Церкви.

Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.

Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священниковв Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение.

Кроме того, я бы хотел закончить мое образование в ПСТГУ (мне остался один курс и диплом), а может быть, и продолжить его - статус запрещенного священника это сделает затруднительным. И еще: в этом году должна выйти детская книжка за моим авторством в одном из православных издательств. Запрет сделает это издание невозможным.

Обсуждать действия священноначалия,
вполне я почитаю допустимым.
Никто не копается в грязном белье
или касается личной жизни священноначалия.
Обсуждаются публичные действия,
в данном случае - судебно-наказательные -
одной публичной личности в отношении другой
столь же публичной.
Один из участников сего блогерного обсуждения,
добрый мой друг prostopop ,
замечает по поводе сего запрета следующее:
"Меня опубликованные документы убедили. Понятно, что у батюшки проблемы духовного плана. Решать их конечно, надо, но не запретами. Но и ему полностью оставлять служение не годится. Нужно было ему продолжать упорствовать в прошениях за штат, продолжая служить тем не менее.
Проблему выгорания обсуждали-обсуждали, да и затихли. Рецептов не нашли. Постись\молись\съезди к старцу. У католиков есть целые центры по вытягиванию таких священников, а мы уповаем на канцелярские резолюции. "Должен и обязан". Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.
Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священников в Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение..."
http://www.mepar.ru/news/2013/01/16/14786/
За этими строками читается мольба - "о милости, а не жертве" -
ещё одной загнанной церковной лошадушки.
И что же в ответ спустя почти год?
Архипастырский приговор,
без милости и пощады, нам уже ведом:
на пять лет священнику Дмитрию Свердлову
влепили запрет на профессию.
В священниках ни московская, ни питерская епархии,
ни в настоящем, ни в будущем,
уже не нуждаются - их и так нарукоположено с перебором,
а в загнанных лошадях и вовсе нет там никакой потребы,
ни в нынешнем, ни в будущем.
Так что через пять лет - пожалуйте на живодерню...

Запрещенный накануне в служении священник Димитрий Свердлов дал пространное интервью газете "Московские новости" , в котором рассказал, как его увольняли, зачем он хочет встретиться с участницей панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной и чего не хватает Русской православной церкви. Он также заявил о том, что не понимает, зачем в СМИ была спровоцирована бурная реакция на его увольнение, поскольку позже кто-то может сказать, что это было частью антицерковной кампании.

Димитрий Свердлов в свое время написал для "Московских новостей"несколько колонок , посвященных проблемам Церкви.

Напомним, что официальным поводом к запрещению стал не согласованный с церковным начальством уход отца Димитрия в отпуск. Накануне пресс-секретарь Московской епархии епископ Балашихинский Николай (Погребняк) в интервью РИА "Новости" заявил, что Димитрий Свердлов запрещен в служении в связи с тем, что "самовольно уехал в отпуск". Епископ высказал предположение, что Дмитрию Свердлову через пять лет могут вернуть право служить, если тот "будет достойно себя вести".

Священник Дмитрий Свердлов, настоятель Петропавловской церкви в деревне Павловское, - о том, как он неожиданно крестился, как совмещал работу экономистом и служение в церкви, зачем пошел наблюдателем на выборы и почему хотел бы извиниться перед группой Pussy Riot

Про отца Василия Швеца и крещение

Я в церкви давно, с девятнадцати лет, и столкнулся с церковным миром так: в старших классах школы мне очень нравилась одна девушка - породистая, яркая. Я же был юношей застенчивым и не мог проявить себя должным образом. И был у меня друг - сегодня он довольно видный священник в Московской области. Мы вместе учились с первого класса. Тогда мой товарищ увлекся историей и готовился к поступлению в РГГУ, на историческое отделение. И с ним случилась довольно типичная вещь: каждый человек, читая об истории России, в огромных объемах сталкивается с православием. И для моего друга это было шоком - его глазам открылась параллельная реальность, которая, хоть и не была официально озвучена и в школьных учебниках практически не упоминалась, оставила в истории страны яркий след. Соответственно у него возникли определенные интересы, и девушка, которая мне нравилась, сказала ему: «Я вижу, ты православием интересуешься, а у меня мама верующая. Хочешь, я тебя с ней познакомлю?» Друг пошел с ней знакомиться, а поскольку мы с ним были не разлей вода, он предложил мне пойти с ним вместе, за компанию - ну и я за ним увязался, чтобы попасть в дом к девушке, которая мне нравилась.

Вскоре у товарища созрело решение креститься. Его будущая крестная решила нас отвезти к своему духовнику, служившему в Псковской области. И мы, мальчишки-первокурсники, практически никогда до этого не выезжавшие из Москвы, поехали в Псковскую область, в загадочные и дикие места. Священник, к которому мы ехали, протоиерей Василий Швец, был совершенно исключительной личностью. Он родился в 1913 году, а умер совсем недавно, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Его семья пережила раскулачивание, он работал в цирке гимнастом, плавал на корабле, потом прошел Финскую кампанию и Великую Отечественную войну, служил в наших войсках в Германии и сан принял только в пятьдесят лет. То есть по сути он прожил две огромные жизни. Надо еще понимать, что поехали крестить моего друга мы в 1989 году, когда массовой моды на крещение еще не было и крещение молодого человека было событием штучным, вызывало у всех большое волнение и было обставлено соответствующим образом. Я же смотрел на происходящее немного со стороны, взглядом исследователя.

По приезде нас поместили в нечеловеческие условия - отец Василий оказался радикалом в самом лучшем смысле этого слова. Мы отстаивали службы по шесть, по восемь часов - мальчишки, которые первый раз в жизни оказались в церкви. При этом внятного графика богослужений не было: приход в глуши, почти на границе с Эстонией, вокруг - полуразрушенные деревни, и отец Василий, служивший уже тридцать лет, мог начать службу в непредсказуемое время. Храм не топлен, ноябрь месяц, не кормят - постоянный пост. В процессе выясняется, что меня тоже крестят, к чему я был, кажется, совершенно не готов. Но меня охватил паралич воли - оказавшись в другом мире, за тысячу километров от Москвы, я не сопротивлялся и полностью отдался происходящему. Поздней ночью в промерзлом храме начали чин крещения. Мой друг был очень серьезен, целеустремлен. Я тоже был серьезен, но по другой причине: для меня большой проблемой оказалась необходимость раздеваться. Я переживал за свое белье: по нему было сразу понятно, что я - из очень бедной семьи. Я был похож на волка из «Ну, погоди!» - в цветастых трусах по колено, и это сильно меня озадачивало.

Про веру

Очень скоро отец Василий переехал в Москву, передал приход своему воспитаннику и стал жить у своих духовных чад. Я привязался к нему сразу и неизбежно. В кругу моих друзей, как и в кругу моих родителей, не было личности, по масштабам хоть как-то с ним сопоставимой. Это был настоящий гигант, человек уникального и богатейшего жизненного опыта, настоящий харизматик - насколько это возможно в рамках сегодняшнего православия. Несколько лет мы путешествовали с ним по России - у меня к тому времени появилась машина, и среди прочих молодых людей, которые вращались вокруг него, я исполнял послушание личного водителя. Мне показали Россию негромких церковных людей. Есть вера громкая, публичная, а есть вера людей, которые публичными, просто по формату своей жизни, быть не могут. Есть такой термин - «криптохристиане», он возник в оккупированной турками Малой Азии. Как правило, это греки, тайно исповедовавшие православие, но жившие по законам мусульманского общества. И люди, с которыми я благодаря отцу Василию познакомился, не скрывали свою веру, но никак ее не афишировали, а просто жили тихой и простой жизнью добродетельных христиан. И среди нас сейчас таких людей очень много - верующих людей, которые не заявляют о своей вере, но пытаются по ней жить.

Впрочем, трудно говорить, какая вера правильная, а какая - показная. У кого из нас есть этот измерительный прибор, которым оценивается вера другого? Тем более что оценка легко соскакивает в осуждение. Чужая душа - потемки, и не стоит думать, что человек, демонстрирующий атрибуты своей веры, делает это исключительно ради самой демонстрации. Прогнозировать, в какой момент произойдет встреча человека с Богом и что повлияет на эту встречу и происходит ли она на самом деле, - дело неблагодарное.

Про то, как я стал священником

Я видел самое начало возрождения православной жизни - нищие, разрушенные монастыри. Видел в Подмосковье храм, в котором раньше был абортарий. Операционная - в алтаре. Там, видимо, очень удобно было аборты делать: кафельный пол, легко замывается кровь. В этом храме была роспись - арка с круглыми плафонами. Плафоны замалевали изображениями младенцев с плакатами: «Дайте нам право решать, хотим мы жить или нет!». И снизу, наподобие скрещенных серпа с молотом, инструменты хирурга-гинеколога.

В начале 90-х годов священники были в дефиците, а любого молодого человека церковная тусовка рано или поздно начинает провоцировать, подталкивать к священству. Об этом думают все мужчины, которые углубляются в пространстве храма чуть дальше подсвечника. В один прекрасный момент мой духовник сказал мне: «Знаешь, из тебя получился бы неплохой священник». К этому вопросу мы возвращались несколько раз, и я отвечал: «Я не готов и не достоин». А в очередной раз подумал: «Хорошо, если я нужен церкви, пойду служить». Я воспринял слова духовника как призыв. Как мобилизацию: человечество в опасности, ему нужно помочь. А опасность такая же, как и всегда, - грех. Так все и случилось. Я уволился со всех работ, прошел положенную комиссию, и митрополит рукоположил меня в священника. Назначили меня в тот же храм, куда я и ходил мирянином, в Подмосковье, где пел на клиросе, где помогал в алтаре. У нас не принято задавать вопрос: «Где ты хочешь служить?». Служишь там, куда пошлют, где ты больше нужен.

Про службу и работу

Через полгода после моего рукоположения, в 2000 году, я оказался в совершенно чудовищной ситуации: у меня заболела маленькая дочь, понадобились лекарства. Жена не работала, сидела с ребенком. Да и вообще, не очень принято, чтобы жены священников работали. Последний гонорар, который я получил в миру, к тому времени кончился. А зарплата у меня, молодого священника, тогда была сто долларов и мешок картошки в месяц. В нашей церкви, к сожалению, не очень принято платить нормальные зарплаты, даже если есть деньги. И на семь лет я взял «подработку»: экономистом в девелоперской компании, экспертом кредитного отдела в банке. Потом была еще исследовательская работа по изучению девелоперского рынка в России в академическом институте - я хотел написать диссертацию, но это не сложилось. Надо сказать, что в церковь я уходил, сжигая все мосты, и долго мучился от совмещения мирской работы со служением. У Джека Лондона есть рассказ о кубинских революционерах: в ячейку приходит человек и говорит, что хочет помогать революции. Ему отвечают: «Ну что ж, мой полы после собраний». И вот этот взрослый, большой и сильный мужчина моет полы и краем уха слышит, что революционерам нужны деньги. На следующий день он приносит крупную сумму. Его спрашивают: «Откуда деньги?! Ты что, богач?!» И выясняется, что он - коммерческий боксер, который решил завязать с грязным спортом ради революции. Но, чтобы помочь революции, он вынужден был вернуться в грязный спорт. Когда я вынужден был работать, я ощущал себя как тот боксер.

На работе я никогда не афишировал, что я священник, но и не скрывал этого. И в церкви так же: не афишировал, но и не скрывал. В церкви у нас не принято работать и подрабатывать. Хотя многие отцы, я знаю, были бы не против. Считается, что священник должен полностью посвятить себя служению. Кроме того, финансово и социально независимый священник - это опасность для административной церковной системы, потенциально он не настолько послушен и подчинен, как священник, полностью зависимый от своего образа жизни… Я тоже хотел полностью посвятить себя церкви. Но ста долларов и мешка картошки совершенно не хватало. А разводить прихожан на деньги - это не мой стиль.

Разные коллективы по-разному реагировали на тот факт, что в их среде работает священник. Все-таки священник нашим человеком воспринимается как инопланетянин, былинный персонаж. Он должен быть во всем другим. А когда с тобой за одним столом ведет переговоры сотрудник, но ты знаешь, что он при этом батюшка, - кому-то это рвет мозг. Бывали и неприятные ситуации, и конфликты. Когда я работал в банке - а там люди знали, кто я, - я готовил экспертные заключения для кредитного комитета. И большинство моих заключений были отрицательными, потому что кредитные заявки не проходили по формальным экономическим параметрам и потому что клиенты крайне небрежно их готовили. Это часто вызывало ропот у менеджеров, которые вели этих клиентов, - иногда бывало довольно жарко. А однажды я ксерил какие-то срочные документы на общем ксероксе, подбежала женщина из другого отдела, буквально отодвинула меня бедром и стала ксерить свои бумаги. Я на секунду оторопел от такой наглости. Потом почувствовал, что это своего рода провокация. Еще секунду подумал и принял решение - отодвинул ее точно так же от ксерокса и продолжил ксерить свои бумаги. Она задохнулась от возмущения: «Да как вы можете? Вы же, вы же…» «Я - что?», - спросил я. «Вы - так не должны!» - выпалила она. «А вы?» - парировал я. Сейчас я, кстати, не уверен в том поступке: сейчас бы я, наверное, молча дал ей доксерить.

Я всегда старался качественно работать и по-человечески относился к коллегам. Я как бы давал им понять, что священник - нормальный человек, нормальный в самом лучшем смысле этого слова. И я всегда любил и церковь, и свои проекты, несмотря на то что разрывался между ними. Успехи были тоже. Девелоперская компания, в которой я работал, одной из первых после кризиса 1998 года получила многомиллионный кредит в иностранном банке - в основе заявки лежали мои расчеты. На эти деньги построено офисное здание, признанное лучшим в Москве в 2005 году. С этой же компанией мы издали первый российский сводный каталог коммерческих офисных зданий.

Но четыре года назад мое церковное начальство предложило мне организовать приход и построить храм на новом месте, в поселке, где никогда не было церкви. И я с удовольствием взялся за это дело. Хотя за эти годы я полностью потерял квалификацию. Но не могу сказать, что я жалею. Приход и храм - это настоящее живое дело. Нужное. Совмещать службу с работой, когда ты второй или третий священник на приходе, еще как-то можно. Но быть настоятелем храма, тем более строящегося, и работать - уже совершенно невозможно.

Про приход

Я не знаю, велик ли мой приход, я никогда его не измерял. Наш храм всегда был полным. Мы начинали служить в строительной бытовке. В нее помещается 13–15 человек, и во время службы последний обязательно вываливался, потому что дверь открывалась наружу, а места было впритык. Потом отлили фундамент, построили подвал для часовни на тридцать шесть квадратных метров - и у нас всегда был полный подвал. Возвели еще один этаж, на шестьдесят квадратных метров, и он тоже - полный. Если достроим галерею вокруг храма, застеклим ее и проведем отопление, то люди будут и там. Не потому, что я такой, - просто храм здесь нужен.

У меня, в точности как у практикующих много лет хирургов, выработался иммунитет на впечатления, но недавно случился один яркий эпизод. У меня есть прихожанка, я знаю ее лет десять. Многодетная мать, взрослая женщина за сорок. Последние четыре года я ее регулярно исповедаю, и исповеди эти для меня мучительны: я слышу бесконечные повторы одних и тех же нерешаемых проблем. И самое страшное - что я ничем ей не могу помочь. И вдруг она приходит ко мне перед Пасхой, и я слышу исповедь абсолютно спокойного и зрелого человека. И развожу руками, поскольку это - настоящее чудо.

Про Pussy Riot, гнев и панк-культуру

Портал «Православие и мир», который часто меня публикует, задал мне и другим священникам ряд вопросов. Я ответил, что если бы меня пригласили в СИЗО, то я попросил бы у Pussy Riot прощения за все те дикие проявления агрессии и ненависти, которые прозвучали со стороны членов православного сообщества. Я думаю, что это не столько моя личная точка зрения, сколько учение церкви. Никакая проблема не дает православному человеку права на гнев поскольку гнев - это грех, это одна из семи страстей, разрушительных для человека. Но это как бы разговор «вообще»: спросили - ответил. Я не хочу и не имею права никому советовать, тем более патриарху. Эта ситуация произошла не в моем храме: храм Христа Спасителя - кафедральный собор, там настоятель - патриарх, ему решать. У меня есть мой сельский строящийся храм, в который я вложил всю душу и всего себя. Я несколько лет шел к этому храму, и, наверное, для того, чтобы оценить ситуацию корректно, мне стоило бы представить, что Pussy Riot приходят именно ко мне в храм и танцуют у меня. Хоть это, конечно, и неприятно, именно это меня бы, вероятно, задело не так сильно, как священников старшего поколения: я в молодости слушал Sex Pistols, я знаю, что такое панк-культура, и у меня от нее культурного шока нет. Но это ничего не значит, потому что наверняка у меня в храме может произойти что-то эдакое, что шокирует именно меня и выведет из себя. Вот тогда и посмотрим, как я буду реагировать.

Про церковь и государство

Есть две принципиальные концепции, которые всегда сосуществовали в церкви. Они взаимоисключающие: и у той, и у другой есть свои сторонники. Первая концепция состоит в том, что церковь должна сотрудничать с миром в самом широком смысле этого слова, для того чтобы мир христианизировать. Вторая концепция строится на том, что нужно понимать, что церковь и мир - разноприродные вещи: церковь - от Бога, а «мир лежит во зле», и о сотрудничестве с миром надо говорить с осторожностью. Мне кажется, что церковь должна существовать в мире, оставаясь от него свободной. Когда церковь начинает сотрудничать с государством, с общественными институтами, берет на вооружение их идеи, а особенно методы, и ими оперирует, церковь, во-первых, теряет свой онтологический статус, а во-вторых, теряет свою свободу. И плотно завязавшись с миром, в какой-то момент церковь вынуждена поступать не по церковному, а по мирскому закону. Нужно соблюсти очень тонкую грань, поскольку Христос не призывал церковь к изоляционизму, но и растворение в социуме и его обслуживание тоже не предполагалось.

Про фальсификации на выборах

Я ходил наблюдателем на парламентские выборы 4 декабря. У меня была мотивация естествоиспытателя. О возможных фальсификациях стали говорить месяца за два до выборов, и я просто пошел изучить ситуацию на месте. Кроме этого, мне было интересно поставить чисто священнический эксперимент и посмотреть, насколько церковь влияет на общество: я был в рясе, и мне было интересно, остановит ли явное присутствие представителя церкви возможных фальсификаторов. До подсчета голосов все было относительно спокойно, ничего особенного не происходило. Но после закрытия участка началось шоу: на столе разложили пачки бюллетеней, рассортированные по партиям. Лежат две на вид одинаковые пачки - «Единая Россия» и КПРФ. Председатель УИК, не оглашая результатов, пишет в расширенной форме протокола: за «Единую Россию» - шестьсот девяносто голосов, за КПРФ - двести двадцать. Я оборачиваюсь, смотрю на стол и по-прежнему вижу две абсолютно одинаковые пачки. Наблюдатели потребовали пересчета, и вот, представьте, идет итоговое заседание УИК, в комиссии - школьные учительницы, и я говорю им: «Девчонки, мы же все понимаем, что произошло, и сейчас совершается ложь. Вот вы учите детей, а сейчас участвуете во лжи, подумайте - чему вы детей научите?» И в первый раз комиссия единогласно проголосовала против пересчета бюллетеней, а во второй раз уже нашлось двое воздержавшихся. Они не могли быть против, потому что, скорее всего, у них бы были большие проблемы, но то, что двое людей отреагировали на слово «ложь» выходом из этой лжи, дает некоторую надежду. Хотя голоса пересчитать председатель УИК не разрешила.