Свой бизнес: Как открыть частную школу. Бизнес-план частной школы

Многим из нас приходится сталкиваться с проблемой выбора школы для наших детей. Часто родителям приходится переводить ребенка из одной школы в другую. Причинами этому могут служить: вымогательство денег якобы на нужды школы, конфликты с директором и всё возрастающие случаи рукоприкладства учителей. В связи с этим в голову невольно приходит мысль о частной школе, однако нет полной уверенности в том, что там ребенок все таки сможет получить достойное образование, да и цена кусается (около $10 000 в год)…

Какую же школу выбрать: частную или государственную? Согласно результатам исследования Topschools (компании Begin Group) среди тех, кто сделал выбор в пользу частной школы, 67% считают, что поступили правильно, однако 42% сочли свой опыт неудачным. Вокруг негосударственного образования ходит множество слухов, и те, кто никогда не сталкивался с частными школами, относятся к ним с недоверием. Что же на самом деле представляет собой российская частная школа и как она работает? И можно ли назвать это бизнесом?

Первые частные школы начали создаваться в Москве в начале 90-х годов и имели форму кооперативов. После того как в 1992 году был принят закон «Об образовании» за этими учреждениями закрепился официальный статус НОУ (негосударственного образовательного учреждения).

В соответствии с законодательством НОУ - это некоммерческие предприятия. Следовательно, для них существуют определенные ограничения по части хозяйственной деятельности и распределения прибыли. К статьям дохода частной школы можно отнести вступительные и ежемесячные взносы, помощь спонсоров, государственные дотации, а также гранты.

Многие эксперты утверждают, что частную школу сложно назвать бизнесом.

Очень часто люди открывают частную школу, но отнюдь не для получения прибыли, а для того чтобы там получали образование их собственные дети. Также есть компании, такие как «Газпром», например, которые открывают школы для детей своих работников, при этом, не требуя от них сверхдохода, и даже субсидируя их.

Государственная поддержка необходима этому «бизнесу» как воздух, без нее он бы просто не смог выжить. Арендная плата, по которой школе предоставляются помещения, намного ниже рыночной. Раньше, правда, материальная поддержка была нестабильной, но не так давно в Москве ввели нормативы для финансирования негосударственных школ. Теперь, зная количество учеников, можно с точностью до копейки просчитать объем выделяемых средств.

До недавнего времени частные школы имели немалые налоговые льготы. Но вышли поправки к закону «Об образованию» и новый Налоговый кодекс, что лишило НОУ основных налоговых привилегий. Теперь она должны платить налог прибыль (если она образуется), землю и имущество – также как, например, нефтяные компании и банки. Радует только то, что частные школы освобождены от уплаты НДС.

НОУ получают государственную поддержку, но нельзя сказать, что большую заботу. В последнее время чиновники хотя бы привыкли к существованию частных школ, тогда как раньше у них это часто вызывало шок.

«Ветераны» школьного бизнеса, работающие на рынке частного школьного образования по 10-15 лет, как правило, имеют помещение в собственности. Это позволяет им существенно развивать «матчасть» и дает некоторые гарантии стабильности. Вкладывать деньги в ремонт арендованного помещения можно, если срок аренды не менее 10 лет, в противном случае этого делать не стоит. Однако в настоящее время редко кто из арендодателей готов заключить договор на такой длительный срок.

Нелегко сейчас приходится школам, снимающим помещение. Есть случаи, когда школы самым наглым образом «выкидывали» из арендуемого здания, при чем еще до срока истечения договора.

Отсутствие прав собственности на помещение является одним из основных ограничений для этого вида деятельности. Даже те школы, которым относительно повезло со сроком аренды, жалуются на ощущение нестабильности.

Если властям вдруг требуются помещения бывших детских садов, то выпроваживают прежде всего частные школы. К тому же, отмененная в 2006 году льготная ставка аренды сильно ударила по НОУ. А цены на образование в частных школах сразу подскочили на 30-40 %.

Число частных школ в Москве из года в год остается стабильным. Это связано с тем, что какие-то школы закрываются, другие наоборот начинают работать. Рынок частного школьного образования в Москве, по мнению многих, еще не насыщен, но этот бизнес пока мало кого привлекает.

И дело тут даже не столько в сложности получения лицензии, сколько в выборе помещения, подходящего для нужд образования. Для получения лицензии, нужно чтобы оно соответствовало всем требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности и условиям лицензирования, утвержденным, кстати, еще в 1993 году.

Хотя сами условия получения лицензии лишены каких-либо придирок, утверждают эксперты.

Важно отметить, что плата за обучение, устанавливаемая школами, не берется с потолка.

Здесь правят законы рынка. В одной школе плата может составлять $500 в месяц, в другой — $2000, и это не обязательно говорит о большой разнице в качестве образования. Однако существует у цены и предел, ниже которого достойное образование получить уже невозможно. Ведь не станут хорошие преподаватели работать за идею бесплатно. Кстати, именно заработная плата может стать критерием при определении качества образования в школе.

Какова же минимальная стоимость обучения в частной школе в Москве, без потери качества знаний? Эксперты называют сумму в 15 тысяч рублей в месяц.

Свои требования специфика образования предъявляет и к школьным управленцам. Директор все время находится между двух огней. Для того чтобы иметь право выдачи аттестата государственного образца, нужно соответствовать государственным стандартам. Родители в свою очередь требуют совершенно другого: побольше английского, драмы, экономики, компьютерных навыков. Приходится угождать и тем и другим, тщательно продумывая программу. Деятельность частных школ зависит от спроса, но рынок требует одного, а министерство другого. Вот и приходится быть гибкими при принятии решений.

Частная школа требует и высокого качества преподавания. Найти квалифицированных специалистов достаточно сложно. Причем высокая зарплата – не универсальное средство, хотя в некоторых случаях и помогает. Учителя в НОУ гораздо ближе к родителям и их детям, этому способствуют постоянные встречи, на которых объясняется куда тратятся взносы: ежемесячные и вступительные (их величина колеблется от 30-ти до 60-ти тыс. руб.)

Руководителем школы может стать как директор-педагог, так и не педагог. Что лучше до сих пор неизвестно. Директор обязательно должен быть еще и коммуникатором, маркетологом, предпринимателем и даже отчасти политиком. Для эффективного функционирования образовательного учреждения нужны инвестиции. Но только педагог понимает, какие это должны быть инвестиции. Менеджер, целью которого является только финансовая отдача и снижение издержек, успехов не добьется, а скорее даже наоборот. Родители готовы платить за что то существенное, и это не только бытовые услуги и хорошая еда, но и успехи в учебе. А это обеспечить намного сложнее, чем четырехразовое питание.

Однако бывает и наоборот. У педагогов есть множество первоклассных идей, но… они просто не умеют зарабатывать деньги и менеджеры из них неважные. В этом случае школа тоже обречена на закрытие. Таким образом, успешный руководитель – это тот, кто готов вкладывать и умеет зарабатывать.

Каждый год школам приходится сдавать своеобразные экзамены родителям учеников. Существует конкуренция между школами за выгодного клиента. Приходится выстраивать перед родителями определенный образ: победы на конкурсах и фестивалях, участие в олимпиадах, количество медалей, высокотехнологичное оборудование, благоустройство территории. Многие школы имеют бассейны, спортивные залы, трех-пяти-разовое питание и даже театры и корты. Родители также стремятся оградить своих чад от влияния дурной компании. Поэтому многие школы смотрят не только на состоятельность, но и на адекватность детей и их родителей.

Родители же выбирают школу по следующим критериям:

Репутация школы (57%)

Квалификация педагогов (55%)

Близость к дому (43%)

Частные школы становятся все более популярными среди обеспеченных слоев населения – такие учебные заведения носят элитный характер и дают больше шансов на поступление в престижные вузы. А поскольку традиция частного образования в нашей стране относительно нова, этот сектор рынка не заполнен. С учетом постоянно возрастающего спроса организация полноценного среднего учебного заведения будет актуальной и перспективной.

Частная школа: основы создания бизнеса

Частные школы предоставляют образовательные услуги в области среднего образования. В зависимости от специфики различают начальные, основные и старшие школы. Учебные заведения частного порядка могут иметь различные формы обучения:

— дневную, или очную;

— заочную;

— индивидуальную;

— экстернат.

Возможно также прохождение ускоренного индивидуального курса в различных форматах. Например, существуют экспресс-курсы по программе 10 и 11 или только выпускного класса.

Открывая частную школу, нужно заранее продумать ее распорядок, которому будет подчинено расписание учащихся и преподавательского коллектива. Стандартным будет такой порядок:

— первая половина дня (8.30 -14.30) – учебные занятия;

— до 16.30 – выполнение учащимися домашних заданий;

— 16.30 – 18.00 – проведение факультативов и кружков.

В перерывах обязательно питание школьников. Для тех, кто пребывает в стенах учебного заведения целый день, обязательно четырехразовое питание. Дополнительно возможно также введение дошкольного отделения, где будет проводиться подготовка детей 5-6 лет к поступлению в первый класс.

Сектор частного среднего образования неоднородный по своей структуре. Основные отличия между школами заключаются в таких особенностях:

— количество учеников в каждом классе;

— местоположение;

— особенности материальной базы;

— ценовая политика – размер платы за обучение и оплата дополнительных занятий.

В ценовом аспекте различия обычно очень заметны. Наиболее бюджетные школы рассчитаны на детей из семей среднего класса. Плата за обучение в них составляет от 300 до 500 долларов в месяц. Заведения этой категории дают хорошую подготовку, но обычно не отличаются особенным комфортом в техническом и бытовом устройстве. Вторая группа рассчитана на представителей верхушки среднего класса, готовой платить от 300 до 500 долларов в месяц за образование детей. В таких школах лучше оборудованы классы, обязательно есть собственная спортивная база, оборудованные должным образом компьютерные кабинеты, на более высоком уровне все техническое оснащение.

Наиболее высокий уровень оплаты – в . Стоимость месячного обучения в таких заведениях – 1 – 2 тысячи долларов. При этом отличается там не столько учебная программа, сколько материально-техническое оснащение и дополнительные возможности, в том числе – собственная обсерватория или лошади для верховой езды.

Наиболее рациональным и доступным для начинающего предпринимателя будет открытие школы первой категории. Во-первых, по причине относительно невысокой платы за обучение потенциальная аудитория у них максимально широкая. Во-вторых, запросы у родителей из среднего класса значительно ниже, и им проще соответствовать.

Основные черты частной школы как бизнесе — в видео:

Особенности и сложности создания частной школы

Одна из важных положительных особенностей частных учебных заведений – возможность расширить границы стандартных программ общего образования, вводить новые предметы или углубленно изучать отдельные дисциплины. Принципиальное значение имеет возможность выбора родителями и учениками определенных предметов. Дополнительным преимуществом частных общеобразовательных учреждений считается также внимание к развитию личностных качеств учеников – риторики, коммуникабельности, лидерских способностей. В программу частных школ обязательно входит ряд предметов факультативной направленности – риторика, логика, иностранные языки. На выбор предлагаются дополнительные развивающие занятия – танцы, вокал, актерское мастерство и другие. Но главным преимуществом считается более высокий уровень знаний благодаря углубленным программам по основным предметам, что дает больше возможностей при вступлении в престижные вузы. Особенно важным преимуществом может стать акцент на языковой подготовке, что дает будущим абитуриентам возможность обучаться или работать за границей.

Среди частных школ существует серьезная конкуренция, а так как новые образовательные структуры сразу не вызывают доверия у потенциальных клиентов, стоит знать, какие конкурентные преимущества помогут занять весомое место в своем секторе рынка. Главными условиями частной школы с хорошей репутацией будут такие преимущества:

— наличие образовательной лицензии и государственной аккредитации (аккредитация впоследствии должна проводиться каждые 6 лет, лицензия выдается только один раз);

— квалифицированные и опытные педагоги;

— наличие углубленных программ по нескольким предметам;

— наличие компьютерного класса, оборудованного с учетом современных норм;

— связи с высшими учебными заведениями – пользуются спросом школы, аттестаты которых дают преимущества при поступлении в высшие учебные заведения.

Ниже в видео — на что обратить внимание открывая частное образовательное заведение.

По результатам проведенных опросов, родители выбирают школу по определенным критериям. Лидируют такие критерии подбора школы:

— репутация учебного заведения;

— уровень квалификации преподавателей;

— территориальное расположение;

— отзывы знакомых.

Многие родители обращаются к публикуемым в информационных изданиях рейтингам учебных заведений, выбирая из тех школ, которые находятся на вершине топов. Поэтому важно заявить о себе на рынке как о качественном и надежном заведении.

Этот вид деятельности имеет и ряд недостатков и слабых мест, которые делают бизнес более рискованным. Один из таких нюансов – недостаточная проработка сути частных школ в законодательстве, отсутствие конкретных критериев ее функционирования и четких требований. Поэтому многие учредители частных средних учреждений образования сталкиваются со сложностями в получении лицензии и регистрации бизнеса. Например, некоммерческий характер любого объекта отрасли образования означает, что все заработанные школой средства должны быть направлены на цели, указанные в уставе. Сам основатель может получать только начисленную в соответствии с трудовым договором зарплату. Это положение излагается в специализированном законе «Об образовании», где акцентируется на некоммерческом характере любых образовательных структур. Еще одна сложность – достаточно узкая целевая аудитория: по статистике, около 1 процента современных школьников обучаются в частных школах. При этом большинство школ сосредоточено в столице и других мегаполисах, тогда как на окраинах открытие платной школы может быть нецелесообразно по причине отсутствия спроса. Поэтому учредителю образовательного учреждения следует подготовиться к тому, что ажиотажа среди потенциальных учащихся не будет и определенное время придется работать в убыток.

Относительно небольшая прибыль, в среднем получаемая частными школами, приводит к тому, что инвесторы не слишком заинтересованы во вложениях в основание и развитие такого учреждения. Поэтому основными источниками финансирования, на которые может рассчитывать основатель школы – банковский кредит и личные накопления.

После изучения тенденций и динамики рынка можно сделать следующие выводы: главным фактором, который тормозит развитие частного образования в стране, остается дефицит спроса – 47% руководителей таких организаций назвали именно эту особенность в числе негативных. Примерно 42 участника рынка считают основным недостатком отсутствие должного финансирования, еще 34 % среди всех опрошенных назвали проблемным действующее налогообложение. Постепенно спрос на образование в частных школах увеличивается, о чем свидетельствуют данные статистики. Поэтому, по прогнозам на следующий год, эта отрасль будет стабильно развиваться. А к 2021 году ожидается рост рынка в целом до 2 триллионов рублей. Что касается количества школ частного порядка, на данный момент в стране их насчитывается до 2100. В ближайшей перспективе, при увеличении процента потребления в этом секторе до 19 процентов, прогнозируют открытие до 150 новых школ.

Этапы открытия частной школы

Основные этапы организации частного общеобразовательного заведения следующие:

— аренда или покупка помещения;

— получение образовательной лицензии в Министерстве образования, регистрация субъекта предпринимательства;

— ремонтные работы, закупка мебели и оборудования;

— найм персонала;

— разработка программ обучения (или приобретение готовых разработок);

— организация и планирование учебного процесса;

— маркетинговая кампания, набор учеников и реклама услуг.

Краткая характеристика всех этапов создания и первичного развития частной школы изложена в таблице:

Основные этапы Условия выполнения Сроки
Начальная стадия Первые 24 месяца
Первый месяц От 1 до 30 банковских дней
Получение кредита Наличие обязательного пакета документов Первый месяц
Внесение в госреестр, постановка на учет в налоговых и административных госорганах Заключение инвестиционного договора От 1 до 30 календарных дней
Поиск месторасположения, оформление документов Предварительные работы Первый месяц
Закупка оборудования Наличие инвестиционного договора До 30 календарных дней
Установка оборудования Получение инвестиций До 30 календарных дней
Найм персонала Начало деятельности До 30 календарных дней
Подготовка и обучение персонала Окончание этапа организации деятельности До 30 календарных дней
Маркетинговая кампания В течение первого года работы
Окончание стартового проекта 12 – 24 месяца

Поиск и подготовка помещения

К помещению образовательного учреждения существуют серьезные требования, поэтому, подбирая здание для будущей школы, нужно изучить существующие нормы. Первое, что должно соответствовать установленным нормам – площадь самой школы и прилегающей к ней территории. Общий размер, включая пришкольную территорию будет составлять 3 тысячи кв.метров или более. Размер собственно учебного помещения должен составлять от 1500 до 2500 кв. метров.

Со временем помещение лучше приобрести в собственность. Это даст учредителю определенные гарантии и уверенность в том, что его вложения в материально-техническое оснащение не пропадут, если арендодатель изменит свои планы. Как известно, в арендованном помещении есть смысл делать ремонт только если срок аренды, по договору, составляет не менее 10 лет, в ином случае понесенные затраты просто не окупятся. Если принимается решение об аренде, лучше выбрать здания закрытых школ или детских садов. Там будут соблюдены все технические нормы – не нужно дополнительно оборудовать помещения санузлами, кухней, проводить воду, электрику и другие важные коммуникации. Правда, на аренду обязательны разрешения муниципальных органов, оформленные в соответствии с законодательством.

Поиск месторасположения для частной школы будет определяться несколькими важными критериями. Первый – ориентация на потенциальную аудиторию. Поскольку обучение в таком учебном заведении по карману не всем гражданам, акцент будет сделан только на наиболее обеспеченные слои населения. Поэтому и территориально школа должна располагаться в одном из престижных районов города. Это может быть его центральная часть или район, где расположено большое количество элитных новостроек. Чтобы удовлетворить запросы будущих клиентов и обеспечить комфортный подъезд к школе, обязательно убедиться в наличии удобных подъездных путей, а также обеспечить хорошую автомобильную стоянку.

Материально-техническое оснащение школы – один из начальных этапов ее организации.

Нужно сразу закупить:

— столы и стулья для учащихся и сотрудников;

— оборудование для компьютерного класса;

— мультимедийные и обычные школьные доски;

— все необходимое оснащение для спортзала;

— шкафы для учебников и оборудования;

— шкафы для одежды учеников и преподавателей;

— школьный автобус.

Вся мебель, техника и электроника должны отвечать требованиям безопасности, а также отвечать уровню, заявленному в маркетинговой политике организации. Все оборудование должно быть приобретено у проверенных производителей, гарантирующих его экологическую чистоту и надежность в эксплуатации.

Подбор коллектива

Количество рабочих часов для педагогов строго регулируется законом. Для преподавателей частных школ действуют те же нормы. Поэтому размер штата будет четко определен количеством предстоящих рабочих часов.

Что касается профиля специалистов, которые будут приняты в штат, обязательны как педагоги, читающие базовые школьные предметы, так и преподаватели дополнительных и факультативных дисциплин. В их числе – преподаватели риторики, дополнительных иностранных языков или актерского мастерства. Если факультативные предметы будут преподаваться в небольшом объеме, можно привлечь внештатных педагогов, нанимая их на частичную занятость. То же касается бухгалтера, менеджера по информационной и рекламной политике и некоторых других сотрудников.

Все педагоги должны иметь профильное образование. Что касается опыта работы, большинство работодателей отдают предпочтение тем, у кого он оставляет от 3 лет и более. Тем не менее инновационный и творческий подход, свойственный многим частным школам, требует энергии молодых специалистов, поэтому иногда есть смысл взять на должность инициативных выпускников вузов, которые смогут привнести в образование больше современных тенденций. Не менее важно — обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, так как именно в личностном развитии и отсутствии стандартизации образования заключается преимущество частных школ.

Руководитель школы не обязательно должен быть опытным педагогом. Иногда для выполнения тех или иных задач, которые ставятся перед директором, требуется опыт менеджера, поскольку эта должность требует прежде всего хороших организаторских способностей и высокой степени ответственности.

Реклама и продвижение

Одной из наибольших проблем этого сектора рынка называют более стремительное увеличение участников рынка, чем потенциальной аудитории. Поэтому чтобы войти в эту нишу и удержаться в ней, нужно провести комплекс мер по формированию общественного мнения и созданию имиджа новой организации. Этой цели послужит ряд маркетинговых и рекламных мероприятий:

— распространение информации об услугах частного образования на тематических форумах и в сообществах в социальных сетях;

— разработка и продвижение собственного интернет-сайта. Официальный интернет-сайт должен сообщать родителям потенциальных учеников о принципах и методиках обучения, ценовой политике и преимуществах конкретного образовательного заведения.

Именно реклама в интернете станет основным методом популяризации нового участника рынка. Поэтому ей нужно уделить особенное внимание. Важно также организовывать дни открытых дверей для всех желающих, а также посещать детские сады с целью информирования родителей будущих первоклассников.

Хорошим методом привлечения будут бесплатные курсы подготовки к школе для воспитанников детских садов. В холле школы можно разместить информационные стенды, которые ознакомят родителей с основными преимуществами этого заведения и заслугами его педагогического коллектива.

Регистрация и лицензия

Существует определенная нормативная база, которая делает возможным существование общеобразовательных школ вне государственной образовательной системы. Основными условиями при этом будут наличие статуса юридического лица, лицензия от Министерства образования и полный пакет разрешительных документов.

Правила оформления лицензии можно изучить в федеральном законе «Об образовании» (), а также положении «О лицензировании образовательной деятельности» (). Выбрав из перечня возможных образовательных услуг нужные пункты, учредитель может ознакомиться с предусмотренными законом требованиями.

Как утверждают названные документы, получение лицензии требует подтвердить наличие следующих условий:

— создание полноценной материально-технической базы, включая подготовленное определенным образом помещение, наличие школьного оборудования и полного комплекса учебной литературы;

— соответствие нормам санитарно-эпидемиологической безопасности: необходимо подтвердить, что в помещении будущей школы безопасно находиться, кроме того, детям будут предоставлены все условия для обучения, питания, а в случае необходимости – медицинская помощь;

— наличие учебных планов и образовательных программ, соответствующих нормам;

— квалифицированный штатный персонал: уровень образования и профиль преподавателей должен отвечать требованиям законодательства.

Помимо этого, для возможности получения лицензии обязательно предоставить членам комиссии из Министерства образования стандартный пакет документов:

— разрешение Роспотребнадзора и пожарной службы;

— устав компании;

— информация о постановке предприятия на учет в ЕГРП;

— сведения о постановке на учет в налоговый орган, подача идентификационного номера ООО как налогоплательщика;

— выписка из Единого госреестра юридических лиц;

— документ, подтверждающий право использования помещения – свидетельство о праве собственности или договор аренды;

— документ о приеме – передаче помещения;

— кадастровый план постройки или план здания с описью всех этажей;

— образовательная программа, план обучения.

При необходимости специалистами комиссии по лицензированию могут быть заявлены некоторые другие документы, подтверждающие готовность новой организации предоставлять образовательные услуги для обозначенной категории потребителей.

Отдельную процедуру составляет регистрация новой организации в ФНС. Для частной школы подходит только формат общества с ограниченной ответственностью. Чтобы получить этот статус, учредитель организации обращается в этот орган, где заполняет специальную форму заявления. В ней указывают официальное наименование организации, ее юридический адрес, предоставляют подробную персональную информация обо всех учредителях и подходящие коды деятельности по ОКВЭД. В данном случае обозначенной деятельности соответствуют коды 80.2 («Образование общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование»). Этот код достаточно широкий и включает в себя широкий спектр деятельности. Можно как дополнительный указать более точный код, например, 80.21.2 – Среднее (полное) общее образование. Если помимо базового среднего образования школа будет предлагать дополнительные дисциплины, есть смысл включить в перечень кодов деятельности 80.10.3 «Дополнительное образование детей».

Нормативные акты, регулирующие открытие и функционирование частных общеобразовательных школ, а также лицензирование их деятельности:

К заявлению прилагают пакет документов, который включает:

— устав компании;

— решение о создании ООО;

— решение о назначении руководителя;

— протокол собрания учредителей, если основателей школы несколько;

— подтверждение уплаты государственной пошлины, которая для ООО составляет 4 тысячи рублей.

Регистрируя предприятие, следует указать его статус как некоммерческая организация, поскольку только такая структура может заниматься образовательной деятельностью. Как и любое юридическое лицо, ООО требует внесения минимального уставного капитала в размере от 10 тысяч и более. Подтверждение о внесении уставного капитала подают вместе с основным пакетом документов.

Финансовый план

Частная школа – организация со сложной структурой и высокими рисками. Поэтому при осуществлении финансовых расчетов используют несколько показателей:

— анализ и динамика спроса потенциальных потребителей;

— анализ существующего рынка;

— общие выводы о состоянии соответствующего сектора рынка частных образовательных услуг.

С учетом высокой затратности и значительного уровня рисков при составлении плана финансов следует учитывать наименьший уровень рентабельности. С учетом всех этих особенностей примерный план объемов производства и реализации услуг будет таким:

Период Вид услуги Объем реализации в месяц (кол. человек) Цена, руб. Выручка, руб.
1 – 12 месяц 35 человек и более О 5 тысяч 175 – 500 тыс.
1 – 12 месяц Элитарные занятия От 7 человек От 50 тысяч 350 – 750 тыс.
13 – 24 месяц Классические и специализированные занятия От 37 человек 5850 и более 216,5 – 865,8 тыс.
13 – 24 месяц Элитарные занятия 8 и более От 58,5 тыс. 468 – 936 тыс.

Если представленные в плане тенденции развития рынка будут сохранены на протяжении первых двух лет существования школы (примерные показатели – от 6 до 19% в год), годовые объемы реализации услуг достигнут суммы в 22 миллионов рублей.

Предварительно необходимо продумать сумму и сроки кредитования, а также соотнести все финансовые показатели с процентной ставкой банковского кредитования. Если изначально рассмотреть кредитование в размере до 2,5 миллионов рублей с процентной ставкой 14% на срок 48 месяцев, то точки безубыточности образовательная организация достигнет к 16 месяцу работы. Ориентировочная сумма прибыли к этому моменту должна составить 787,7 тысяч рублей.

Подсчет ежемесячных выплат по всем расходам в общем показал сумму в 847,7 тысяч. А итоговая валовая прибыль будет достигать более 88 миллионов рублей. За вычетом всех предстоящих расходов прибыль проекта частной школы должна составить 2 миллиона 551 тысячу рублей.

Расходы на основание и первичное развитие проекта в кратком виде можно изложить следующим образом:

Статья расходов Расходы в месяц, руб. Расходы за год, руб. Разовые затраты Итого за год
Покупка или аренда здания (помещения) 190 тысяч 2 млн. 280 тыс. 190 тысяч 190 тысяч
Покупка оборудования 42,1 тысячи 1 млн. 12 тыс. 1 млн. 12 тыс.
Закупка компьютерной техники 144 тысячи 144 тысячи
Создание и обслуживание сайта, хостинга, покупка необходимых скриптов 120 тысяч 120 тысяч
Рекламные расходы 75 тысяч 900 тысяч 900 тысяч
Зарплата От 540 тыс. 6,5 млн. 6,5 млн.
Уплата налогов 113,4 тысячи 1млн.360,8 тыс. 1млн.360,8 тыс.
Непредвиденные расходы 146,6 тыс. 146,6 тыс.
Итого 847,7 тысяч 9 млн. 667 тыс. 1 млн. 613 тыс. 8 млн.999 тыс.

Налоги будут одним из обязательных пунктов затрат. Уплачивать их придется начиная с первого месяца работы организации еще до того как компания выйдет на уровень самоокупаемости. Налоговые отчисления будут стандартными для большинства предприятий в формате юридического лица, в том числе для организаций сферы образования. Основные отчисления в налоговые и различные общеобязательные фонды можно сгруппировать таким образом:

Проведя анализ отрасли и финансовые расчеты, можно прийти к выводу, что частная школа является потенциально высокодоходным видом бизнеса, имея высокие перспективы при правильной организации всего процесса открытия и развития компании. Основным положительным фактором будет повышение спроса на качественное школьное образование и стремление современных родителей дать детям хорошие перспективы на будущее. При грамотном построении бизнеса и наличии четкого плана его развитие, по примерным подсчетам, частное образовательное заведение окупится и станет прибыльным к концу второго года работы.

На видео: Как открыть частную школу

Наверное, нет такого педагога, который не мечтал бы открыть частную школу. О собственной школе мечтают и некоторые родители, и конечно, дети. Их фантазии мало похожи на реальную жизнь учебного заведения. Но даже учителя, проработавшие в обычной школе всю жизнь, плохо представляют себе, как открыть частную школу, для чего это нужно и через какие тернии придется пройти. Преподаватели, обычно, плохие менеджеры, поэтому для успешного функционирования такого заведения нужны и те, и другие.

Открытие частной школы: три причины

Частная школа как бизнес, приносящий доходы, рассматривается далеко не всеми. Статистические исследования показывают, что в России есть три основные причины для их открытия.

  • Некоторые бизнесмены стараются открыть школу не для получения прибыли, а для того, чтобы дети учредителей получили достойное образование. Такие родители самостоятельно финансируют учебное заведение. Часто случается так, что по окончании учебы детей учредителей школа потихоньку умирает.
  • Крупные компании нередко открывают школы закрытого типа, в которых учатся только дети сотрудников. Эти заведения также не приносят дохода, а чаще всего полностью субсидируются учредителями. Подобные заведения в России и за рубежом содержит «Газпром» и некоторые другие гиганты бизнеса. Цель обучения: получение образования европейского уровня, подготовка резерва для своей компании.
  • Только третья часть частных школ открывается для того, чтобы дети могли получить достойное образование, а учредители и учителя - такую же прибыль.

С чего начать?

Если рассматривать школу как бизнес-проект, приносящий прибыль, начать придется с анализа рынка. Задумываться сначала придется не о том, как создать частную школу, а о том, какого учебного заведения не хватает городу и каким оно должно быть.

Общие слова и размытые цели типа «дать качественное образование» в корне неправильны. Цель, которую нужно ставить сразу после анализа рынка, так же как и весь бизнес-план школы, должна быть предельно конкретной. Вот удачный пример.

  • Краткосрочная цель: создание узнаваемого собственного имени, выход на рынок частных школ, окупаемость вложенных средств (или получение прибыли).
  • Долгосрочные цели:
    • создание сети школ;
    • расширение рынка услуг;
    • создание базы для подготовки к международным экзаменам;
    • установление связи с вузами;
    • создание детского сада как звена, предшествующего школе.

Цели могут быть и другими, но не менее конкретными. Есть такая закономерность: прежде чем понять, как открыть частную школу, нужно научиться ставить задачи.

Что отличает одну школу от другой?

Многие из тех, кто хотел открыть «свое» учебное заведение, ошибались в самом начале, пытаясь открыть частную школу как самоцель. Она должна отличаться от уже открытых не только уровнем образования, но и оригинальными авторскими методиками, дополнительными курсами, не похожим на другие воспитательным процессом.

Задумываясь о том, как открыть частную школу в России, учредитель должен четко понимать: хорошая школа умело сочетает следование установленным стандартам и все пожелания родителей. Это под силу далеко не каждому менеджеру или педагогу. Вот почему в штате такого заведения должны быть не только преподаватели, администраторы и психологи.

Если учредитель хочет открыть школу, чтобы получать прибыль, он должен включить в штат менеджеров, экономистов, аналитиков, маркетологов, предпринимателей. Естественно, что бюджет заведения, который на 80% состоит из родительских денег, не выдержит такой нагрузки. И тогда директору или учредителю придется решать, кто справится с обязанностями этих специалистов. Все эти размышления должны сформироваться в бизнес-план школы и ее Устав.

С чего начинается открытие частной школы?

Как только цели определены, а на примете появились достойные сотрудники, можно переходить к основам: начинать открывать частную школу в реальной жизни, а не на бумаге. Вначале регистрируют юридическое лицо, открывают ИП.

Открывают счет, получают печать и приступают к получению Лицензии. И тут первая сложность.

Лицензию на открытие частной школы выдают только тогда, когда Учредитель предоставляет:

  • Разрешение (оформленное должным образом) всех инстанций.
  • Штатное расписание.
  • Расписание уроков.
  • Программное обеспечение (имеются в виду школьные, а не компьютерные программы).

Процесс сбора этих документов занимает очень много времени, и это следует учитывать. Параллельно можно подыскивать здание, помня, что оно должно не только соответствовать требованиям инстанций, но и иметь собственную стоянку: большинство учеников привозят родители. Если на этом этапе бизнесмен все еще думает о том, как открыть частную школу, он может заняться ее оснащением и выбором учебных программ.

О программах, учебниках и стульях

Вопрос не менее важный, чем мысли о том, как без посторонней помощи открыть частную школу. Программы можно взять стандартные, но тогда такое заведение будет мало востребованным. Лучше разработать их самому, учитывая существующие стандарты и требования.

Преподаватели знают, что любая авторская программа должна быть обязательно утверждена в Министерстве. Поэтому Учредителю придется позаботиться о методисте, который сможет проверить все документы перед подачей в Министерство.
Потом необходимо будет приобрести нужные учебники, методички, пособия и т. д. Это значит, что уже на этом этапе придется решать вопрос о финансировании.

О том, как открыть частную школу, должны заботиться не только экономисты и методисты, но и хозяйственники. Именно они покупают мебель, обеспечивают ремонт, формируют техническую базу. Хорошо, если персонал будет набран по конкурсу: лучшей школе нужны лучшие работники.

MS Word Объем: 33 страницы

Бизнес-план

Отзывы (108)

Тщательно структурированный бизнес-план школы поможет вам понять, как верно организовать свое дело. Услуги дополнительного образования востребованы, многие родители желают отдать своего ребенка в такую школу, где можно развить в нем дополнительные творческие способности. Поэтому художественная школа или курсы лепки нужны, особенно родители радуются, когда эти творческие мастерские находятся вблизи дома. Поэтому влиться в этот бизнес, значит подарить детям разностороннее развитие, родителям - возможность дать своему ребенку дополнительное образование, а вам принести прибыль и процветание.

Изучить готовый документ вы имеете возможность уже сейчас. Удобный и понятный документ приоткроет завесу и поможет открыть музыкальную школу или студию, где ребенку будет дано качественное музыкальное образование, познание музыкальной грамоты, дано понимание и чувство стиля. Фортепиано и скрипка, гитара и народные инструменты, музыкальная критика и прочие премудрости можно преподавать в вашей школе. Не забудьте о маркетинговом плане, при помощи которого вы сможете рассказать о вашем начинании как можно большему числу потенциальных клиентов.

В образце бизнес-плана по организации школы дополнительного образования вы найдете также экономические расчеты, которые позволят определиться с себестоимостью начинания, будь то школа моделей или музыкальное объединение, художественная школа искусств или направленная на ранее развитие бизнес навыков детей. Необходимо задуматься об оплате работы преподавателей, об организации качественной материальной базы и покупке учебных материалов, оборудования, инструментов. Начинание нелегкое, но оно обязательно принесет прибыль, которая будет только расти от развития вашего творческого дела.

С проблемой выбора образовательного учреждения для своего ребенка сталкиваются ежегодно сотни тысяч родителей. Государственные школы давно не вызывают доверия у многих пап и мам, в связи с чем они невольно задумываются о возможности отдать своего ребенка в частное заведение. Но при этом сомнения о том, что там будет обеспечено достойное образования, все же остаются.

Согласно статистике, рынок частного образовательного бизнеса в нашей стране развивается медленно, открыть частную школу решаются немногие предприниматели. И проблема даже не в том, что для такого бизнеса, как образовательные услуги, необходима лицензия. Образовательная лицензия обойдется в несколько тысяч рублей, и получить ее в самом деле непросто. Но основную трудность составляет поиск подходящего помещения. Оно должно соответствовать многочисленным требованиям Пожнадзора, Роспотребнадзора, а также условиям лицензирования.

На этой стадии, как правило, пыл бизнесмена становится минимальным и желание открыть частную детскую школу остается у немногих. Им-то и придется преодолеть все тернии образовательного бизнеса, которые в огромном количестве подстерегают как начинающих, так и опытных предпринимателей.

Как показывает опыт создания частных школ, обойтись без государственной поддержки таким заведениям очень трудно. Благодаря ей, аренда помещения обходится немного дешевле существующих рыночных расценок. Еще недавно были у таких школ и налоговые льготы, но теперь единственное послабление – освобождение от НДС. В более выигрышном положении оказываются те бизнесмены, которые приобрели школьное здание в собственность. Это позволяет им чувствовать некоторую стабильность.

Основной доход любой частной школы – плата за обучение. В частных школах ставки устанавливает руководство, при этом следует помнить о том, что, чем выше зарплата учителей, тем дороже учеба обходится родителям учеников. Мамы и папы готовы платить солидную плату за обучение своих детей, но только при условии, что качество образования будет на высоком уровне.

Для открытия частной школы потребуется лицензия, которую выдадут только в том случае, если арендуемое помещение соответствует самым строгим требованиям. Если вы решили открыть не просто свою школу для развития детей, а обустроить полупансион или даже пансион, где ребенок может оставаться на всю неделю, в здании должны быть предусмотрены помещения под спальные и игровые комнаты. Следует учитывать особенности контингента частной школы – в основном это дети из состоятельных семей, привыкшие к определенному уровню комфорта.

Организация частной школы развития для дошкольников предъявляет еще более серьезные требования, учесть которые под силу лишь бизнесмену, использующему в своей работе профессиональный пример бизнес-плана открытия частной школы с готовыми расчетами. Руководствуясь им, бизнесмен не погрязнет в трясине неразрешимых вопросов и легко разберется, например, в особенностях и порядке открытия новых учебных классов. Образовательные услуги, как область бизнеса, нуждаются в строгом планировании, и именно бизнес-план является тем документом, который дает бизнесмену необходимую опору.

Рынок платных образовательных услуг переживает в настоящее время трудные времена. С одной стороны, снижение качества образования в государственных образовательных учреждениях является мощным стимулом, чтобы обратить внимание на частные школы. С другой – далеко не каждая семья в состоянии потянуть расходы на платное образование. В далеко не простой ситуации оказываются и сами бизнесмены, решившие открыть свою частную школу.

Открывая образовательный бизнес с нуля, предприниматели вынуждены заниматься поисками своей ниши, создавая себе репутацию и громкое имя. Главная проблема – суметь доказать родителям, что именно их школа предоставит ребенку возможность получить самое качественное образование. Но, для того чтобы заинтересовать потенциальных клиентов, необходимо знать, какими критериями руководствуются папы и мамы при выборе частной школы.

Востребованность в платных образовательных услугах пока остается довольно низкой – примерно 15-20% родителей, проживающих в крупных городах, готовы подумать над тем, чтобы отдать своих детей в частное учебное заведение. И необходимо очень постараться, чтобы эта готовность переросла в серьезное намерение воспользоваться услугами таких школ.

Опыт реализации проекта создания частных школ наглядно демонстрирует все проблемы, характерные для этого сегмента рынка. Открывая частную школу, бизнесмену необходимо четко понимать, с какой целью родители отдают своих детей в платное образовательное учреждение. Как правило, основным побудительным фактором является желание предоставить своему ребенку возможность получить качественное образование, индивидуального развития его способностей.

На какие же критерии ориентируются родители, выбирая частную школу? Как показывает статистика, в первую очередь – на репутацию заведения. То есть, отзывы об оказанных образовательных услугах могут сыграть как положительную, так и резко отрицательную роль. Кроме того, самое пристальное внимание мамы и папы обращают на квалификацию преподавателей, которые работают в школе. Безусловно, любая вакансия в частной школе, например, педагог по творческому развитию детей, является привлекательной для многих педагогов. Но выбирать необходимо лучших, чтобы впоследствии не возникло проблем.

Из всего этого понятно, что бизнесменам, которые планируют открыть школу, надо позаботиться о том, чтобы стать заметными. Но как открыть частную школу и сразу же суметь заявить о себе? Ведь для того, чтобы родители смогли оценить перспективы, необходимо время. В решении этой проблемы любому предпринимателю необходимо руководствоваться грамотным примером бизнес-плана центра образовательных услуг для детей. Вне зависимости от того, решите вы открыть школу раннего развития или частную школу искусств, советы профессионалов, представленные в этом документе, окажут вам неоценимую поддержку. И, несмотря на тот факт, что окупаемость образовательного бизнеса трудно назвать высокой, вы будете твердо стоять на ногах.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».